Научная статья на тему 'Инженер: работа «На стыке» профессий'

Инженер: работа «На стыке» профессий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженер: работа «На стыке» профессий»

В. ИЩЕНКО, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана З. САЗОНОВА, профессор МАДИ (ГТУ)

Энциклопедист, или «знаток» - это тот, кто «всё» знает. «Умелец», или «на все руки мастер» - это человек, который «все» умеет, а инженер - это тот, кто все знает, все умеет, да еще и изобретает то, чего еще никогда не было. В свою очередь, «то», чего еще никогда не было, становится все более наукоемким и интеллектуально насыщенным. Профессиональная деятельность современных инженеров многофункциональна и полипредметна. В качестве таковой она может и должна стать основанием для интеграции содержания высшего технического образования.

К сожалению, в структуре инженерного знания присутствует фрагментарность и раздробленность, отсутствует необходимая информационная гармония и единство. Для разработки обобщенных подходов к решению современных комплексных задач необходимо в первую очередь преодолеть те трудности, которые связаны с непрерывно усиливающейся дифференциацией знаний - результатом существующей в науке и технике узкопредметной специализации. «Затребованная этой необходимостью», родилась особая область науки, способствующая развитию интегративных тенденций в массиве разобщенных научных знаний. Ею стала функциональная систематика [1].

В настоящее время существуют различные методы классификации информации, такие как УДК, ББК (библиотечные), МКИ (классификация изобретений), классификация «по ключевым словам» (тезаурус). Разработанные на основе морфологического подхода, классификационные системы такого типа не удовлетворяют современным требованиям машиностроения, материаловедения, а также тех междисциплинарных наук, которые связаны с исследованием и созданием новых материалов, веществ, ме-

Инженер: работа «на стыке» профессий

ханизмов, агрегатов и машин. По сравнению с вышеназванными классификационными системами функциональная систематика обладает существенными преимуществами, которые заключаются в следующем.

• Систематизируемые объекты и технологии отображаются функциональными формулами, определяющими не только морфологию объекта, но и его способность выполнять определенные функции в заданных условиях взаимодействия с факторами внешней среды.

• Функциональные формулы являются одновременно универсальным информационно-поисковым языком автоматизированных систем.

Разработанная систематика получила также название «компьютерной», поскольку ориентирована на компьютерную технологию формирования и использования автоматизированных баз данных. Междисциплинарная сущность систематики заключается в том, что она позволяет классифицировать материальные объекты, функциональные процессы и документы информации по единым системным признакам и моделям. Каждая функциональная формула в символическом виде предоставляет пользователю информацию о морфологии материальных объектов и выполняемых ими функциях. Обращение в компьютерную классификационную систему с «паролем» (в виде функциональной формулы) выполняет ту же функцию, что и сказочное «Сим-Сим», - открывает вход в информационную «кладовую».

Знакомство с функциональной систематикой заставило задуматься о возможности использования той же методологии организации междисциплинарных знаний в учебном процессе технического вуза. При использовании традиционных образова-

тельных технологий будущие инженеры последовательно, но дискретно изучают отдельные технические дисциплины, пользуясь узкоспециализированными учебниками. Фрагменты целостных по существу технических знаний и сложных технических объектов изучаются изолированно друг от друга, что не позволяет, «бродя среди деревьев, увидеть лес».

Разработанная в интегрированной среде науки и производства, функциональная систематика способствует междисциплинарному «синтезу » знаний о материальных объектах на стадиях их проектирования, апробации, исследования и применения, установлению общего языка между учеными и специалистами в разных областях профессиональной деятельности. Адаптация идей функциональной систематики применительно к учебному процессу открывает новые перспективы для реализации целостной междисциплинарной подготовки инженеров к творческой работе на стыке различных научных направлений и практических профессиональных умений. Последовательное применение идей и методов функциональной систематики в процессе профессиональной подготовки специалистов позволяет преподавателям технических дисциплин переместить акцент с изучения изолированных научных фактов на установление общих закономерностей, объединяющих эти факты, на творческое овладение методологией отбора и преобразования информации в новые интегрированные знания и практически важные результаты. Под «методологией» мы понимаем систему процедурных правил, принципов и приемов, составляющих содержание инновационной деятельности специалиста. С нашей точки зрения, методология инженерной деятельности является системообразующим элементом структуры учебного процесса, определяющим междисциплинарные связи и объединяющим теоретические и практические составляющие подготовки в единую саморазвивающуюся систему.

Профессионально-ориентированное содержание инженерной подготовки - прерогатива инженерного компонента инженерной педагогики, а методология обучения и учебной деятельности, технология и методы обучения, воспитание, самообучение и самовоспитание относятся к области ее педагогического компонента. Актуальной задачей инженерной педагогики является разработка инновационных педагогических технологий, формирующих и развивающих профессиональные компетенции всех субъектов образовательного процесса, обеспечиваю-щиеим устойчивую конкурентоспособность на рынке труда при условии непрерывного повышения их уровня в процессе непрекращающегося саморазвития [2].

Профессиональная подготовка будущих инженеров становится процессом взаимно обогащающего взаимодействия, если обучающие создают условия для активизации самостоятельной творческой деятельности обучающихся при выполнении совместных проектов, для развития их мотивации к использованию полученных знаний, умений, навыков и освоенных методов мышления для разрешения реальных инженерных проблем в режиме реального учебного времени.

Современные инженерные задачи приходится решать, используя знания из разных предметных областей. Практическая ценность реализуемого технического образования определяется уровнем сформированных в процессе обучения умений устанавливать межпредметные связи и целенаправленно использовать их для генерации новых знаний, востребованных при решении нестандартных профессиональных задач.

Необходимой составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя является умение продуктивно использовать в учебном процессе широкие возможности и те преимущества компьютера, которые актуализируются при решении комплексных образовательных задач, направленных на формирование и развитие системы компетенций инженера,

важных для успешной деятельности в динамичной наукоемкой производственной среде.

Современные компьютеры дают возможность интегрировать все компоненты обучения в любой предметной области, помогают решать комплексные инженерные задачи, требующие обобщенного знания, комплекса навыков, умений и внутренней мотивации, гарантирующих достижение практической цели в реальных условиях.

К сожалению, вплоть до настоящего времени лишь в незначительной степени используется такой резерв повышения качества инженерного образования, как развитие во времени согласованного взаимодействия субъектов образовательного процесса, позволяющего совместно формировать и сопровождать виртуальные и материальные объекты интеллектуальной деятельности в течение их полного жизненного цикла.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана и МАДИ (ГТУ) успешно применяется компетентно-стный подход к подготовке будущих инженеров, изучающих технические дисциплины на основе технологии, системно ориентированной на получение конкретных диагностируемых результатов по каждому виду учебных занятий [3]. Применение этой технологии направлено на организацию самоподготовки, самообучения и саморазвития студентов в процессе выполнения самостоятельной работы с использованием электронного сетевого учебно-методического комплекса, но она также позволяет получать прекрасные результаты и в рамках традиционной лекционно-практичес-кой формы обучения. Суть и новизна разработанной и внедренной технологии системно-ориентированной подготовки будущих инженеров к инновационной деятельности состоит в том, что она:

• базируется на законе опережающего развития субъектов образования, которые сопровождают сформированные и генерируют новые объекты интеллектуальной деятельности;

• в качестве важного компонента ком-

плексного инструментария использует обобщенные функционально-сетевые модели описания содержания учебных материалов;

• является объектом непрерывного сетевого мониторинга;

• служит основой механизма принятия управленческих решений для создания, апробации и сопровождения объектов интеллектуальной деятельности студентов и преподавателей;

• обеспечивает высокий уровень профессионально-ориентированной активности субъектов процесса обучения;

• обладает внутренним механизмом саморазвития;

• ориентирована на повышение качества знаний, уровня мотивации, компетентности, конкурентоспособности преподавателей и студентов втузов.

Учебно-методические материалы, являющиеся главной составляющей инструментария реализации системно-ориентированной технологии, активно генерируются преподавателем конкретной дисциплины, систематизируются им в соответствии с идеологией функциональной систематики и с учетом междисциплинарных связей изучаемого материала. Технические дисциплины внутренне связаны между собой через структурные элементы знаний, через объекты изучения, методы, теории и законы. Виды связей устанавливаются при изучении одного и того же объекта с точки зрения разных предметов, а также при использовании одного и того же научного метода в разных учебных предметах для изучения разных объектов.

Преподаватель отбирает и структурирует учебный и научный материал, необходимый и достаточный для понимания физических основ, принципов и законов, а также фактов и сведений, определяющих суть изучаемых явлений. В процессе этой работы обязательно учитываются междисциплинарные связи, которые играют важную роль при описании объектов и процессов изучаемой в соответствии с программой дисциплины.

Выделение наиболее значимых междисциплинарных связей детерминировано целями изучения дисциплины и осуществляется на основе интеграции личного профессионального опыта преподавателя и анализа связности тезауруса изучаемой дисциплины с тезаурусами других дисциплин учебного плана. Полный объем подготовленного с учетом необходимых междисциплинарных связей учебного материала, предназначенного для каждого занятия, преподаватель оформляет в виде системы отдельных таксонов. Каждый таксон представляет собой определенный «информационный пакет», содержание которого относится к теме учебного занятия. Совокупность таксонов, подготовленная к использованию на каждом отдельном занятии, входит в состав электронной папки конкретного занятия. Содержание каждой такой папки составляют:

• «сквозные» таксоны нового (основного для занятий по изучаемому разделу или целой дисциплине) теоретического материала;

• множество таксонов, содержащих междисциплинарную информацию, важную для более глубокого понимания нового материала;

• таксон, содержащий описание методики работы по конкретному занятию;

• таксон необходимого графического и другого иллюстративного материала;

• таксон, содержащий пакет математических методов обработки учебной информации;

• таксон, содержащий учебные задания;

• таксон нормативных документов;

• таксон, содержащий морфологическую таблицу, являющуюся основой для заполнения базы самостоятельного принятия решений;

• таксон, содержащий образцы правильно выполненных студентами расчетных и графических работ по теме занятия и т.д.

Все представленные в электронных папках таксоны имеют свои индивидуальные имена, записанные в виде функциональных

формул. Комплект выделенных преподавателем «сквозных» таксонов основного учебного материала является системой целевых функций учебной деятельности учащегося (по разделу или целой дисциплине). Совокупность таксонов, содержащих дополнительный материал из других учебных дисциплин (уже изученных или тех, которые в соответствии с учебным планом только предстоит изучать), образует систему мониторинговых функций. Таксоны мониторинговых функций объединяет то, что все они имеют отношение к целевым функциям. Содержание каждого таксона мониторинговых функций в определенной степени связано с сущностными характеристиками тех объектов или процессов, которые являются целевыми функциями при изучении учебного материала по новой дисциплине. Установление связей между целевыми и мониторинговыми функциями представляет собой процесс формирования информационной базы предсказательных решений (БПР), а фактически - процесс «сборки» многомерного и многофункционального «портрета» изучаемого объекта, явления или процесса.

Совместная работа преподавателей и студентов на каждом учебном занятии представляет собой процесс интеграции их деятельности, результатами которой являются:

• получение каждым студентом конкретного диагностируемого результата по индивидуальному заданию;

• развитие мотивации будущих инженеров к повышению качества полученных ими результатов;

• повышение качества полученных результатов индивидуальной деятельности на основе диалога с преподавателем, самостоятельного анализа недочетов и выполнения соответствующих корректив;

• освоение студентами методов инженерного мышления;

• формирование команды коллег, связанных общими целями деятельности и владеющих технологией ее реализации;

• формирование профессиональных

компетенций будущих инженеров и повышение уровня профессионально-педагогических компетенций преподавателей;

• квалиметрически подтвержденная положительная динамика качества академических знаний и умений студентов - по результатам текущей и рубежной аттестации, а также сформированность их профессиональных компетенций - по оценкам экспертов (представителей производства и преподавателей, руководящих учебно-производственными практиками).

Полученные в МГТУ им. Н.Э. Баумана и МАДИ (ГТУ) положительные результаты применения разработанной системно-ориентированной технологии подготовки специалистов к инновационной инженерной деятельности получили признание. Они являются основой организации работы пре-

подавателей по созданию инновационных учебно-методических сетевых комплексов, необходимых для опережающей подготовки будущих инженеров к широкопрофильной деятельности на стыке различных профессий.

Литература

1. Бреховских С.М., Прасолов А.П, Соли-нов В.Ф. Функциональная компьютерная систематика материалов, машин, изделий и технологий. - М., 1995.

2. Зимняя И.А. Компетентностный подход в

образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования. Материалы XIV Всероссийского совещания. Кн. 2. Ключевые социальные компетентности студента. - М., 2004.

3. Ищенко В., Сазонова З. Системно-ориен-

тированная технология // Высшее образование в России. - 2005. - № 4.

В. ШАПОВАЛОВ, профессор Северо-Кавказский государственный технический университет А. ИВАШКИН, доцент Государственный научно-образовательный центр РАО

В отличие от образовательной практики зарубежных вузов, где подготовка будущих специалистов к карьерному росту является одной из задач их социальной и профессиональной подготовки, отечественная высшая школа, как и общеобразовательная, не утруждает себя данным направлением образовательной деятельности [1]. Наш опыт преподавания дисциплины «Планирование профессиональной карьеры» студентам специальности «Социальная работа» и дисциплины «Социология карьеры» - будущим социологам убедительно свидетельствует о необходимости введения дисциплины «Планирование и реализация карьеры» для студентов всех специальностей.

В последние годы появился ряд работ по вопросам планирования, реализации и управления профессиональной карьерой [2-6], анализ которых позволяет выделить

Этапы «карьерной подготовки» в вузе

четыре обязательных этапа «карьерной подготовки ».

Первый этап - выбор профессиональной карьеры - это период, когда человек начинает беспокоиться по поводу выбора своей трудовой траектории.

Психологическая характеристика данного этапа состоит в определении и оценке личностью своих профессиональных склонностей, общих и специальных способностей, требуемых избранной профессией, собственных потребностей и притязаний в предполагаемой трудовой сфере.

Педагогическая характеристика этапа выбора карьеры включает в себя три компонента: обучающий, воспитывающий и развивающий. В аспекте обучения актуальными являются получение профессиональных и психологических знаний о труде, понимание предназначения, возможностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.