Научная статья на тему 'ИНЫЕ ВИДЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО - ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ ПОСОБИЙ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ОСНОВАНИЯ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ, РАЗМЕРЫ'

ИНЫЕ ВИДЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО - ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ ПОСОБИЙ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ОСНОВАНИЯ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ, РАЗМЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
589
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный формат
Область наук
Ключевые слова
ИНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ / БЮДЖЕТ / ОСНОВАНИЕ ВЫПЛАТЫ / НАЗНАЧЕНИЕ ВЫПЛАТЫ / РАЗМЕР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пешехонов Н.Н.

Система социально-обеспечительных пособий в России организована сложным образом и включает несколько подсистем, в том числе пособия, назначаемые в связи с материнством, отцовством и детством, пособия по безработице, иные пособия. Последние занимают в ней особое место, однако степень их изучения является недостаточной. В связи с этим много проблем как в их правовом регулировании, так и в практике назначения и осуществления соответствующих выплат. Не способствуют этому и бесконечные изменения законодательства в данной сфере. В данной статье мы проанализируем именно такие пособия.The system of social security benefits in Russia is organized in a complex way and includes several subsystems, including benefits assigned in connection with motherhood, fatherhood and childhood, unemployment benefits, and other benefits. The latter occupy a special place in it, but the degree of their study is insufficient. In this regard, there are many problems both in their legal regulation and in the practice of assigning and making appropriate payments. Do not contribute to this and the endless changes in legislation in this area. In this article we will analyze just such aids.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНЫЕ ВИДЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО - ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ ПОСОБИЙ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ОСНОВАНИЯ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ, РАЗМЕРЫ»

УДК 340.01

Пешехонов Н. Н., студент юридического факультета ФГБОУВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва», Россия, г. Саранск

ИНЫЕ ВИДЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО - ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ ПОСОБИЙ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ОСНОВАНИЯ,

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ, РАЗМЕРЫ

Аннотация: Система социально-обеспечительных пособий в России организована сложным образом и включает несколько подсистем, в том числе пособия, назначаемые в связи с материнством, отцовством и детством, пособия по безработице, иные пособия. Последние занимают в ней особое место, однако степень их изучения является недостаточной. В связи с этим много проблем как в их правовом регулировании, так и в практике назначения и осуществления соответствующих выплат. Не способствуют этому и бесконечные изменения законодательства в данной сфере. В данной статье мы проанализируем именно такие пособия.

Ключевые слова: иные социально-обеспечительные пособия, федеральные выплаты, бюджет, основание выплаты, назначение выплаты, размер.

Annotation: The system of social security benefits in Russia is organized in a complex way and includes several subsystems, including benefits assigned in connection with motherhood, fatherhood and childhood, unemployment benefits, and other benefits. The latter occupy a special place in it, but the degree of their study is insufficient. In this regard, there are many problems both in their legal regulation and in the practice of assigning and making appropriate payments. Do not contribute to this and the endless changes in legislation in this area. In this article we will analyze just such aids.

Key words: other social security benefits, federal payments, budget, basis of payment, purpose of payment, amount.

В ряду иных видов социально-обеспечительных пособий, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета относятся пособие на погребение; единовременные пособия и ежемесячные компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений; единовременные пособия при заражении ВИЧ; единовременные пособия вынужденным переселенцам и беженцам; пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом.

Социальное пособие на погребение установлено и выплачивается в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» от 12 янв. 1996 г. (далее - Закон от 12 янв. 1996 г. № 8-ФЗ). Пособие может выплачиваться как близким родственникам умершего, так и иным лицам,

которые не состоят с ним в родственных связях, но исполнили обязанность по погребению умершего [6, с. 127].

Размер пособия по погребению в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона от 12 янв. 1996 г. № 8-ФЗ равен стоимости услуг, которые предоставляются согласно гарантированному перечню услуг по погребению с последующей индексацией (ст. 9 Законом от 12 янв. 1996 г. № 8-ФЗ).

На момент принятия Закона от 12 янв. 1996 г. № 8-ФЗ предельный размер пособия по погребению равнялся 4000 руб. За период его действия размер социального пособия на погребение неоднократно увеличивался и с 1 февр. 2020 г. размер данного пособия равен 6 124 руб. 86 коп.

Размер пособия на погребение не связан с уровнем доходов заявителя. При обращении за его получением не требуется никаких документов о доходах получателя. При определении размер пособия на погребение могут применяться так называемые районные коэффициенты. Например, если речь идет о Крайнем Севере, соответствующее увеличение может составлять до 10 %. Районный коэффициент также применяется в г. Москва. В частности, в соответствии с Законом г. Москвы «О погребении и похоронном деле в городе Москве» от 4 июня 1997 г. № 11 для граждан РФ, которые постоянно проживают на территории г. Москвы, гарантируется: бесплатное предоставление участка земли на новых кладбищах либо на прирезанных участках старых кладбищ с учетом места жительства и волеизъявления. При наличии свободного родственного участка на других кладбищах умерший (погибший) может быть захоронен там, если при этом было выражено соответствующее волеизъявление и не нарушаются санитарные и иные требования. Все необходимые в связи с погребением документы при этом в г. Москве оформляются бесплатно.

Регионам РФ предоставлено право вводить дополнительные к существующим федеральным выплатам на погребение собственные выплаты. В Москве эта выплата на сегодня равна 17 740 руб. 86 коп.

Данное пособие выплачивается в день обращения по справке о смерти. Обратиться за получением пособия также можно не позднее 6 мес. со дня смерти гражданина. Выплата производится органом, в котором умерший получал пенсию. Выплата может осуществляться организацией (иным работодателем), который осуществлял обязательное социальное страхование (социально-страховая выплата) или органом социальной защиты населения по месту жительства.

Выплата пособия на погребение осуществляется следующим образом.

Если умерший относится к категории неработающих пенсионеров, то в соответствующее отделение ПФР по месту жительства умершего предоставляются также заявление на выплату данного пособия, паспорт заявителя, трудовая книжка умершего (для удостоверения факта увольнения и отсутствия занятости на момент смерти).

Что касается выплаты на погребение организацией, осуществляется работодателем.

Орган социальной защиты населения по месту жительства выплачивает пособие на погребение, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию по указанным выше основаниям, не был пенсионером, а также в ситуациях, когда осуществляется погребение на случай рождения мертвого ребенка после того, как истекли 154 дня беременности.

В последнем случае получить пособие на погребение возможно при предоставлении паспорта или иного удостоверяющего личность заявителя документа и документа, который подтверждает факт государственной регистрации мертвого ребенка (выдается органами ЗАГС).

Если умерший был военнослужащим, инвалидом или участником ВОВ, документы для получения пособия на погребение передаются в военкомат по месту, где покойный проходил военную службу или там, где он зарегистрирован. Это правило применяется и в случае смерти сотрудников ОВД. Государственной противопожарной службы и пр. [5, с. 272].

Размер пособия на погребение умерших (погибших) военнослужащих устанавливается в большем размере и равен 16 258 руб. (но не больше произведенных фактических затрат). Размер такого пособия в Москве - 28178 руб.

Если похороны пенсионера производились за счет государственных средств, пособие на погребение не выплачивается.

2. Следующая разновидность социальных пособий данной группы -единовременные пособия и ежемесячные компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений.

Соответствующие выплаты осуществляются в порядке, который установлен Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сент. 1998 г. № 157-ФЗ (далее - Закон от 17 сент. № 157-ФЗ). В соответствии со ст. 4 данного Закона основная цель государственной политики в области иммунопрофилактики заключается в осуществлении деятельности, направленной на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

При осуществлении такой политики государство гарантирует доступность для граждан профилактических прививок, бесплатное проведение тех из них, которые включены в национальный прививочный календарь и календарь профилактических прививок, а также социальную поддержку при возникновении осложнений после вакцинации. Эта мера государственной политики и интересует нас в рамках настоящей работы.

Проблема прививок сегодня нередко выводится за рамки правового поля, так как некоторые субкультуры пропагандируют отказ от них [3, с. 5]. Однако, в некоторых случаях гражданину может быть даже отказано в выезде за рубеж, если у него нет конкретных профилактических прививок, необходимость наличия которых вытекает из международных обязательств РФ [4, с. 24].

Главный аргумент против прививок - как раз, так называемые поствакцинальные осложнения. В ст. 1 Закона от 17 сент. № 157-ФЗ такие осложнения характеризуются как вызванные профилактическими прививками

тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья. Перечень таких поствакцинальных осложнений определяется в соответствии с Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня поствакцинальных осложнений, вызванных профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий» от 2 авг. 1999 г. № 885. Также Правительством РФ утвержден перечень работ, осуществление которых сопряжено с высоким риском инфекционных заболеваний.

Анализ соответствующего законодательства приводит к выводу о том, что в случае возникновения у граждан поствакцинальных осложнений, они могут притязать на получение государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций и пособий по временной нетрудоспособности. При этом, социальные пособия, кроме пособия по временной нетрудоспособности, назначаются и выплачиваются за счет средств федерального бюджета органами социальной защиты населения. Эти органы при назначении таких пособий руководствуются Постановлением Правительства РФ «О порядке выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений» от 27 дек. 2000 г. № 1013.

Согласно ст. 19 Закона от 17 сент. № 157-ФЗ возникновение поствакцинального осложнения дает гражданину право получить единовременное пособие, размер которого равен 10 000 руб. Если в результате такого осложнения наступила смерть гражданина, такое пособие в размере 30 000 руб. могут получить члены его семьи.

Если в результате поствакцинального осложнения граждане признаны инвалидами, они могут получать ежемесячную денежную компенсацию в размере 1000 руб. Такой гражданина не утрачивает права на единовременное пособие (то есть получает оба вида социальных пособий данной группы).

Для того, чтобы пособие было назначено лица, претендующие на его получение (гражданин, получивший такое осложнение, а в случае его смерти -члены семьи), должны представить следующие документы: заявление о назначении пособия; документы, которые подтверждают факт соответствующего поствакцинального осложнения (медицинское заключение или свидетельство о смерти).

Для получения ежемесячной компенсации гражданину, которое в результате поствакцинального осложнения получило инвалидность, необходимо предоставить заявление о назначении такой компенсации, а также документы, которые подтверждают факт поствакцинального осложнения (медицинское заключение, справка об инвалидности).

Документы предоставляются в орган социальной защиты по месту жительства [2, с. 6].

3. Еще одно социально-обеспечительное пособие данной группы -единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Данный вид социальных пособий устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» (ВИЧ-инфекция)» от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ (далее - Закон от 30 мая 1995 г. № 38-ФЗ). Закон нацелен на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции для обеспечения личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства.

Установленное Законом от 30 мая 1995 г. № 38-ФЗ единовременное пособие назначается и выплачивается в порядке, определяемом в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О государственных единовременных пособиях работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих

служебных обязанностей и членам семей работников указанных категорий в случае их смерти» от 20 июня 1997 г. № 757.

Постановление предполагает, что заразившиеся при исполнении своих обязанностей ВИЧ-инфекцией лица (они указываются в перечнях и правилах, утверждаемых обычно в отраслевых актах Министерства здравоохранения РФ), а при их смерти - члены семей [1, с. 387].

Если ВИЧ-инфекцией в результате профессиональной деятельности заразился медработник, то в соответствии с Законом от 30 мая 1995 г. № 38-ФЗ, то его деятельность характеризуется как рисковая, такое заражение приравнивается к несчастному случаю на производстве, а болезнь - к профессиональному заболеванию.

Такому работнику из средств федерального бюджета выплачивается единовременная социальная выплата. Для получения государственного единовременного пособия при заражении ВИЧ-инфекцией гражданину необходимо обратиться в орган здравоохранения субъекта РФ по месту жительства с соответствующим заявлением.

К заявлению необходимо приложить подлинную медицинскую справку установленной формы, которая подтверждает факт заражения ВИЧ-инфекцией; акт эпидемиологического расследования причин заражения ВИЧ-инфекцией и их связи с заболеванием соответствующего работника; справку, которая подтверждает наличие трудовых отношений между учреждением здравоохранения и самим медицинским работником на момент заражения ВИЧ.

Члены семей работников, имеющие право на получение такого пособия, прилагают к заявлению копии указанных выше справок и копию свидетельства о смерти лица, заразившегося ВИЧ-инфекцией при исполнении профессиональных обязанностей.

Орган здравоохранения при необходимости может затребовать другие относящиеся к делу документы.

Решение о выплате пособия принимается в течение 1 мес. со дня подачи заявления. Размер единовременного пособия составляет 100 минимальных размеров оплаты труда.

4. Еще одно социальное пособие из разряда иных социально-обеспечительных за счет средств федерального бюджета - единовременные пособия вынужденным переселенцам.

По Закону РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февр. 1993 г. статус вынужденного переселенца лицо получает после принятия обращения с ходатайством в территориальный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту нового пребывания для признания его вынужденным переселенцем. После того, как это ходатайство регистрируется, лицо получает соответствующее свидетельство, на основании которого оно и члены его семьи, не достигшие возраста 18 лет, имеют право на получение анализируемого единовременного пособия.

Размер пособия и порядок его получения регулируются Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 724.

При подаче заявления о получении такого пособия заявитель предъявляет паспорт или иной удостоверяющий личность документ, а также свидетельство о регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем. Малообеспеченные претенденты на получение данной выплаты представляют справку органа социальной защиты о признании малоимущим.

Документы на получение пособия подаются в территориальный орган МВД РФ на региональном уровне, который должен принять соответствующее решение в течение 1 дня.

Размер пособия составляет для лица, которое получило свидетельство о регистрации его ходатайства и признании его вынужденным переселенцем, и не достигших 18 лет членов его семьи, составляет 100 руб., для малообеспеченных - 150 руб.

5. Далее рассмотрим единовременные пособия беженцам. Статусным законом для лиц-получателей данного пособия является Федеральный закон «О беженцах» от 19 февр. 1993 г. № 4528.

Порядок назначения и выплаты единовременного пособия беженцам определяется Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. № 484. Он аналогичен порядку получения такого же пособия вынужденными переселенцами.

Размер пособия составляет для лица, которое получило свидетельство о рассмотрении его ходатайства о признании беженцем, и не достигших 18 лет членов его семьи, составляет 100 руб., для малообеспеченных - 150 руб.

Заявление на выдачу пособия подается в территориальный орган МВД РФ, в котором на учете состоит соответствующее лицо. Раннее оно должно обратиться в этот же орган (а также в посольство или консульство) с ходатайством о признании беженцем. К заявлению прилагается документы, подтверждающие право на получение данной выплаты (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; свидетельство о признании беженцем или свидетельство о регистрации соответствующего ходатайства; справка о признании малообеспеченным и т.д.).

Решение о выплате пособия принимается территориальным органом МВД РФ в течение 1 дня.

6. Единовременные пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом. Право на получение данного пособия зафиксировано и реализуется на основании Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (далее - Закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ). В ст. 20 данного Закона однозначно определено, что лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите.

Пособия лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, назначаются и выплачиваются с учетом их правового статуса. Размер пособия определяется в соответствии со ст. 21 Закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ [7, с. 28].

В случае гибели лица, которое принимало участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом, пособие выплачивается членам его семьи, а также лицам, которые находятся на его иждивении. Размер единовременного пособия в этом случае составляет 600 000 руб. Если имелись право на получение жилья, компенсационные выплаты по оплате жилья и за услуги ЖКХ, то они также сохраняются за членами семьи погибшего лица.

Членами семьи лица, которое участвовало в мероприятия по борьбе с терроризмом, относятся супруг (супруга), состоявшие в зарегистрированном браке с таким лицом на день его смерти; родители; не достигшие 18 лет дети или дети-инвалиды старше этого возраста, если инвалидность получена до достижения ими 18 лет, а также дети, которые обучаются по очной форме - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. Пособие выплачивается получателям в равных долях. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и тем лицам, которые находились на иждивении погибшего, назначают пенсию по случаю потери кормильца.

При получении лицом, участвовавшим в борьбе с терроризмом, увечья, приведшего к его инвалидности, этому лицу из средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 300 000 руб. и назначается пенсия. Если такое лицо получило ранение, не повлекшее наступления инвалидности, оно получает 100 000 руб.

Пособие назначается и выплачивается федеральным органом исполнительной власти, в котором лицо проходит или проходило службу, а также работает или исполняет служебные обязанности лицо, участвующее в мероприятиях по борьбе с терроризмом. Данный орган принимает соответствующее решение о выплате пособия или об отказе в его выделении по итогам служебного расследования в форме заключения. Решение о выплате пособия должно быть принято в течение 30 дней. Если получатель может претендовать на получение сразу нескольких единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию на выбор получателя.

Таким образом, основная цель иных социальных пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета, - осуществление материальной поддержки отдельных категорий граждан.

Изначально их размер определялся с учетом МРОТ. В последующем стал использоваться механизм их назначения и выплат в твердом размере, что изначально свидетельствовало о недостаточности соответствующих средств в федеральном бюджете. В настоящее время эта проблема решается систематической индексацией значительного числа соответствующих социальных пособий. Однако, многие имеющиеся механизмы социальной поддержки граждан требуют совершенствования.

Библиографический список:

1 Актуальные проблемы права социального обеспечения: учебник для вузов / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. - М.: Юрайт, 2020. - 605 с.

2 Диканова Т. А. Надзор за исполнением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в условиях роста миграции / Т. А. Диаконова // Законность. - 2018. - № 6. - С. 2-24.

3 Маркова Е. Н. Право на отказ от обязательной вакцинации в соответствии с религиозными убеждениями: pro et contra / Е. Н. Маркова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2019. - № 2. - С. 3-9.

4 Право граждан на лекарственное обеспечение / отв. ред. Н. В. Путило. - М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2017. - 216 с.

5 Право социального обеспечения в 2 т. Т. 2. Особенная и специальная части: учебник для вузов / под общ. ред. Ю. П. Орловского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 424 с.

6 Право социального обеспечения России и зарубежных стран: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Ю. П. Орловского; отв. ред. М. О. Буянова. -М.: Юрайт, 2020. - 205 с.

7 Фролов С. П. Внимание к антитеррористической защищенности / С. П. Фролов // Руководитель бюджетной организации. - 2015. - № 6. - С. 28-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.