Научная статья на тему 'Инвестиционный потенциал территориальных образований разных уровней'

Инвестиционный потенциал территориальных образований разных уровней Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ / ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / INVESTMENT POTENTIAL OF A TERRITORY / INVESTMENT POTENTIAL ESTIMATION / FACTORS OF INVESTMENT POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусова Светлана Николаевна

В статье исследована категория «инвестиционный потенциал территории». Рассмотрены этапы оценки инвестиционного потенциала. Предложена методика первичной и вторичной оценки факторов инвестиционного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment potential of territorial formations of different levels

The article considers the category investment potential of a territory. Stages of the investment potential estimation are described. Methods of primary and secondary estimation of factors of investment potential are offered.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный потенциал территориальных образований разных уровней»

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

С.Н. Белоусова

В статье исследована категория «инвестиционный потенциал территории». Рассмотрены этапы оценки инвестиционного потенциала. Предложена методика первичной и вторичной оценки факторов инвестиционного потенциала.

Ключевые слова: инвестиционный потенциал территории, оценка инвестиционного потенциала, факторы инвестиционного потенциала.

Действующим законодательством РФ определены полномочия органов государственной власти всех уровней, в соответствии с которыми они проводят инвестиционную политику, которая должна поддерживать и увеличивать инвестиционный потенциал соответствующего территориального образования.

В рамках ведения субъектов Российской Федерации находятся вопросы, связанные с проводимой инвестиционной политикой:

- по формированию и использованию резервных фондов субъекта РФ для финансирования непредвиденных расходов, предоставления субвенций местным бюджетам; организации и осуществлению межмуници-пальных инвестиционных программ; передаче объектов собственности субъекта РФ в муниципальную собственность; установлению, изменению и отмене региональных налогов и сборов; привлечению заемных средств; выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

- организации и осуществлению меж-муниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения охраны природных заказников;

- строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования межму-ниципального значения, организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);

- поддержке сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), планированию и использованию земель сельскохозяйственного назначения;

- социальной поддержке и обслуживанию населения;

- предоставлению субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

- организации и осуществлению меж-муниципальных инвестиционных проектов;

- заключению внешнеэкономических соглашений субъекта Российской Федерации;

- определению границ муниципальных образований, наделению городских поселений статусом городского округа и пр. [1].

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Определение компетенции местного самоуправления исходит из принципа дополнительности, предусматривающего возложение субъектом РФ и Российской Федерацией на органы местного самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии выполнить (Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ от 03.06.1996 г. № 803).

Основной задачей органов местного самоуправления является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения, достижение политической и социальной стабильности посредством взаимосогласованных действий с органами власти субъектов Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образо-

вания, осуществлению международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.

К вопросам ведения местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов в части воздействия на уровень инвестиционного потенциала можно отнести:

- формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за его исполнением;

- установление, изменение и отмену местных налогов и сборов;

- владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом,

- организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

- содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортно-инженерных сооружений федерального и регионального значения;

- обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

- организацию сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов;

- планирование застройки территории, территориальное зонирование земель, установление правил землепользования и застройки территории, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, в т. ч. выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель;

- организацию охраны общественного порядка;

- организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения и пр. [2].

Категория инвестиционного потенциала муниципальных образований в меньшей степени удовлетворяет интересам стратегических внешних инвесторов (в отличие от категории инвестиционного климата) и ориентирована на внутренние (местные) инвестиции, необходима в оценке перспектив развития территорий.

Интересы стратегических внешних инвесторов, как правило, идут в разрез с устойчивым развитием территорий и интересами проживающего на ней населения. Органы власти регионов и муниципальных образований ответственны за устойчивое развитие территории.

С позиции концептуальных документов ООН принципиальной чертой устойчивости развития является развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять их нужды [3].

Высокий уровень загрязнения воды и воздуха, по сравнению с мировыми стандартами, рост загрязнений токсичными отходами создают серьезную угрозу жизнедеятельности населения в РФ. Экономические издержки для здоровья населения России, вызванные загрязнением воздуха и воды, составляют от 3-6 % ВВП, что выступает весомым аргументом в пользу экологизации экономического развития, изменения приоритетов в развитии регионов.

Региональная и муниципальная политика в сфере обеспечения экологической безопасности как составная часть инвестиционной политики должна включать решение вопросов:

- экологического обоснования размещения производительных сил;

- экологически безопасного развития отраслей хозяйства;

- рационального использования природных ресурсов;

- поддержания баланса между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

- обеспечения естественного развития экологических систем, сохранению и восстановлению уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

- совершенствования управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

На уровне регионов диспропорции между ресурсоэксплуатирующими и обрабатывающими отраслями экономики существенно обостряют экологические проблемы.

Комплексная оценка инвестиционного потенциала территориального образования проводится в три этапа:

1) оценивается законодательно-нормативная база;

2) оцениваются первичные факторы инвестиционного потенциала;

3) проводится вторичная оценка по составляющим инвестиционного потенциала.

Оценка законодательно-нормативной базы включает в себя оценку законодательного фона, который определяется с учетом федерального и регионального законодательства, и непосредственную оценку законодательнонормативной базы территориального образо-

вания в пределах компетенции данного уровня.

Оценка первичных факторов инвестиционного потенциала проводится с учетом географических данных.

Вторичная оценка инвестиционного потенциала связана непосредственно с экономическим развитием и включает оценку производственного потенциала, трудового, инфраструктурного.

Схематично процесс оценки инвестиционного потенциала представлен на рис. 1.

Оценка законодательно-нормативной базы муниципальных образований должна начинаться с характеристики государственного законодательного фона.

Действующим законодательством РФ определены полномочия органов государственной власти всех уровней, в соответствии с которыми они проводят инвестиционную политику. На федеральном уровне законодательно определена правовая система РФ,

1. Оценка нормативно-законодательной базы РФ

2. Оценка нормативно-законодательной базы УР

3. Оценка нормативно-законодательной базы муниципальных образований

ОЦЕНКА ПЕРВИЧНЫХ ФАКТОРОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА:

1) природно-климатические условия;

2) природные ресурсы;

3) прохождение по территории магистральных путей сообщения государственного или международного значения;

4) приближенность к рынкам сбыта продукции, производимой предприятиями региона.

Социально-трудовой потенциал

Производственная

Институциональная

Рис. 1. Оценка инвестиционного потенциала территориального образования

обеспечивающая стабильность деятельности инвестора, которая используется как составляющая в оценке инвестиционного климата государства. В межгосударственном сопоставлении законодательство является важнейшей составляющей инвестиционного риска.

Основными законодательными актами, определяющими инвестиционную деятельность в РФ, являются:

- закон РСФСР от 31 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;

- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. (в ред. федерального закона от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ);

- Федеральный закон «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» № 32-ФЗ от 10 февраля 1999 г. (в ред. Федеральных законов от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ, от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ, от 6 июня 2003 г. № 65-ФЗ);

- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. (в ред. Федеральных законов от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 117-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ);

- постановление Правительства РФ «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» № 374 от 31 марта 1998 г. (в ред. постановления Правительства РФ от 13 октября 1999 № 1156);

- постановление Правительства РФ «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации» № 534 от 1 мая 1996 г. (с изм., внесенными постановлением Правительства РФ от 21 июня 1996 г. № 723).

Специфика межрегионального подхода состоит в том, что на территории большинства регионов действует единый общегосударственный или, применительно к России, «общефедеральный» законодательный фон, который слегка видоизменяется в отдельных регионах (субъектах федерации) под воздействием региональных законодательных норм,

регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий.

В силу этого на уровне регионов (областей) инвестиционный климат, носит подчиненный по отношению к макроклимату характер.

Законодательство, как правило, не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных факторов производства - составляющих инвестиционного потенциала региона. В рамках действующего инвестиционного законодательства регионы обладают определенной степенью свободы в предоставлении льгот и режимов экономического благоприятствования.

К компетенции муниципальных властей можно отнести налоговое законодательство.

Полномочия местных властей в части налогов распространяются на:

- местные бюджеты: 20 % госпошлины, 25 % подоходного налога, единый налог на вмененный доход, транспортный налог;

- бюджеты поселений: 15 % подоходного налога, налог на имущество физических лиц, земельный налог.

На втором этапе оценки инвестиционного потенциала проводится анализ месторасположения территориального образования, определяющего природно-климатические

условия и природные ресурсы.

К первичным факторам инвестиционного потенциала можно отнести:

- благоприятные природно-климатические условия;

- наличие стратегических природных ресурсов и ресурсов общецелевого назначения;

- близость к рынкам сбыта продукции, производимой предприятиями региона (в т. ч. отраслей региональной специализации);

- прохождение по территории магистральных путей сообщения государственного или международного значения.

Повлиять на перечисленные факторы в силу объективных причин невозможно, затруднена и их количественная оценка, но они дают значительные преимущества.

Оценка проводится по алгоритму наличия или отсутствия отдельных показателей инвестиционного потенциала и их характеристике.

Анализ природно-климатических условий включает описание показателей: географического месторасположения, средней летней и зимней температур, среднегодового количества выпавших осадков, характеристику климата.

Важным фактором в оценке природных ресурсов является площадь земель территориального образования, которые представляют его неликвидный капитал, и их качественная характеристика.

Землеотводы являются рычагом воздействия органов власти на бизнес, многие направления содействия инвестициям лежат в плоскости земельного законодательства. Региональные и муниципальные органы власти имеют четкий перечень земельных участков, в отношении которых могут реализовать свои властные полномочия: сдавать в аренду, приватизировать и пр.

Характеристиками территории является степень ее экономической активности, т. е. вовлечения в хозяйственный оборот, насыщенности различными видами ресурсов, степени их применения, плотности размещения производства и населения.

Для решения задач перспективного размещения производительных сил необходимо вовлечение в хозяйственный оборот площадей, наиболее пригодных для строительства новых промышленных и гражданских объектов, размещения промышленных узлов и комплексов с учетом их обеспечения ресурсами общего назначения.

По степени активности использования, насыщенности производственными и инфраструктурными объектами всю территорию можно разделить на категории:

1) территории, интенсивно используемые промышленностью, с густой и высоко развитой сетью производственных объектов, зданий, сооружений, а также социальных и жилых помещений и инфраструктурных элементов. В этой группе можно выделить земли:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- под населенными пунктами, городами, агломерациями,

- промышленными предприятиями, различными сооружениями,

- транспортными артериями (железнодорожные, автомобильные дороги, линии электропередач, каналы, дренажные коллекторы),

- под горными разработками;

2) земли, интенсивно используемые в сельском хозяйстве (орошаемые и осушенные, культурные пастбища, лесосеки, лесопосадки). Обычно это земли высокой продуктивности, созданные в результате больших удельных затрат труда;

3) экстенсивно используемые земли -пастбищные угодья, богарная пашня, лесные массивы санитарной рубки и др.;

4) не используемые в хозяйстве земли (неудобь, горные территории, болота). Они представляют резерв будущего освоения.

Приведенная классификация свидетельствует о том, что все типы земель, определенные их качественными характеристиками, могут быть использованы в оценке инвестиционного потенциала. Качественные характеристики земельных площадей необходимы для детализации оценки.

В оценке природных ресурсов выделяют природные ресурсы целевого (РЦН) и общего (многоцелевого) назначения (РОН).

По-существу, назначение таких ресурсов, как вода, земля, топливо, энергия, воздух, неограниченно. Любые сферы производственной и непроизводственной деятельности человека связаны с их использованием. Именно их наличие в соответствующих пропорциях создает необходимые условия для производства и жизни людей. РОН размещены повсеместно, но их плотность на единицу территории различна, по-разному они и сочетаются. По мере развития производительных сил возрастает роль ресурсов общего назначения, формирование крупных ТПК требует привлечения ресурсов общего назначения из других районов, создания сверх-крупных магистралей для транспортировки топлива, энергии, воды и т. д., т. е. быстрого развития производственной инфраструктуры.

Целевые ресурсы - минерально-сырьевые, топливно-энергетические, биологические,

растительно-кормовые и другие - обусловливают размещение специализированных производств.

Для оценки природных ресурсов целевого назначения конкретного территориального образования используют три важнейшие характеристики:

- количество (масштабы, запасы);

- качество (содержание полезного элемента, плодородие земли, качество воды, сила солнечной инсоляции и т. п.);

- доступность (возможность использования) - она характеризуется с позиции техники, технологии и транспорта.

Состояние окружающей среды - важный показатель в оценке инвестиционного потенциала региона. Перспективы, экономическое и экологическое благополучие развития территории зависит от определения пригодности природной среды к ее рациональному использованию в хозяйственной деятельности в процессе жизнедеятельности общества как в настоящий момент времени, так и в будущем.

Вторичная оценка инвестиционного потенциала основывается на факторах, поддающихся регулированию со стороны органов власти, их совокупность формируется под влиянием стратегии развития территориального образования.

К таким факторам относятся:

- местная нормативно-правовая база;

- производственная инфраструктура, охватывающая транспортную сеть, связь, складское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство;

- институциональная инфрастуктура, характеризующая рыночные институты (финансовые учреждения, консультационные, аудиторские фирмы, страховые организации, брокерские фирмы);

- инновационный потенциал;

- трудовой потенциал;

- производственный потенциал.

Промышленные предприятия и обслуживающие их отрасли производственной инфраструктуры образуют основу, формирующую территорию, на которой держится и развивается вся система регионального хо-

зяйства, характеризующая инвестиционный потенциал территории.

Важность вторичной оценки объясняется особенностями современной экономики, в условиях которой место страны в современном мире определяется качеством человеческого капитала, состоянием образования и степенью использования науки и техники в производстве. В то время как изобилие рабочей силы и сырьевых материалов все меньше расценивается как главное конкурентное преимущество, в соответствии со снижением доли этих факторов в стоимости продукции.

1. Инвестиционный климат в России // Вопр. экономики. 1999. №12. С. 45-65.

2. Копанев Г.В. Региональная экономика. М., 1994.

3. Литовка О.П., Дедов Л.А., Павлов К.В., Федоров М.М. Экологизация экономики региона. СПб.; Екатеринбург, 2003. Ч. I.

Поступила в редакцию 21.10.2008 г.

Belousova S.N. Investment potential of territorial formations of different levels. The article considers the category “investment potential of a territory”. Stages of the investment potential estimation are described. Methods of primary and secondary estimation of factors of investment potential are offered.

Key words: investment potential of a territory, investment potential estimation, factors of investment potential.

Literature

1. Investment climate in Russia // Issue of Economics. 1999. #12. P. 45-65.

2. Kopanev G. V. Regional Economics. Moscow, 1994.

3. Litovka O.P., Dedov L.A., Pavlov K.V., Fedorov M.M. Ecologization of the Regional Economics. St. Petersburg; Ekaterinburg, 2003. Part I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.