Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ'

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Двас Григорий Викторович, Цыплакова Елена Германовна, Саргсян Марсел Врежевич

В современных условиях инвестиции являются стимулом развития любой экономики, без которого невозможно устойчивое развитие территории. Приток денежных средств в регион зависит от его инвестиционной привлекательности. Повышение ее является приоритетной задачей государственного управления и требует развития двух направлений: увеличения инвестиционного потенциала региона и снижения связанных с этим рисков. Первое из них и определило содержание настоящей работы. В данной статье рассмотрены методы формирования и развития инвестиционного потенциала региона. Среди наиболее распространённых из них можно выделить инструменты территориального развития, финансового инжиниринга, налоговое регулирование, материальную поддержку предприятий, механизмы государственно-частного партнерства и административного регулирования и др. Заключается, что региональным органам власти необходимо развивать инвестиционный потенциал, воздействуя соответствующими методами на каждую из его составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Двас Григорий Викторович, Цыплакова Елена Германовна, Саргсян Марсел Врежевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT POTENTIAL OF THE REGION AND METHODS OF MANAGING ITS FORMATION AND DEVELOPMENT

In modern conditions, investments are an incentive for the development of any economy, without which sustainable development of the region is impossible. The inflow of funds into the region depends on its investment attractiveness. In this regard, the priority task of public administration is to increase the investment attractiveness of the region. Solving this problem requires the development of two directions: increasing the investment potential of the region and reducing investment risks. This article discusses the methods of formation and development of the investment potential of the region. Among the most common methods of state regulation of the economy, including the region, affecting the increase of certain components of investment potential, one can distinguish such as: territorial development tools, tax regulation, financial engineering tools, financial support for enterprises, PPP mechanisms and administrative regulation mechanisms, etc. Consequently, regional authorities need to develop investment potential by influencing each of its constituent factors by appropriate methods.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ»

Научная статья УДК 332.146.2

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.6.14

Инвестиционный потенциал региона и методы управления его формированием и развитием

Григорий Викторович Двас1н, Елена Германовна Цыплакова2, Марсел Врежевич Саргсян3

123Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия

1greg@dvas.ruH, https://orcid.org/0009-0005-0046-1143

2https://orcid.org/0000-0002-8497-3963

Аннотация. В современных условиях инвестиции являются стимулом развития любой экономики, без которого невозможно устойчивое развитие территории. Приток денежных средств в регион зависит от его инвестиционной привлекательности. Повышение ее является приоритетной задачей государственного управления и требует развития двух направлений: увеличения инвестиционного потенциала региона и снижения связанных с этим рисков. Первое из них и определило содержание настоящей работы. В данной статье рассмотрены методы формирования и развития инвестиционного потенциала региона. Среди наиболее распространённых из них можно выделить инструменты территориального развития, финансового инжиниринга, налоговое регулирование, материальную поддержку предприятий, механизмы государственно-частного партнерства и административного регулирования и др. Заключается, что региональным органам власти необходимо развивать инвестиционный потенциал, воздействуя соответствующими методами на каждую из его составляющих.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность региона, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, инвестиционные риски, государственное регулирование, социально-экономическое развитие

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Двас Г.В., Цыплакова Е.Г., Саргсян М.В. Инвестиционный потенциал региона и методы управления его формированием и развитием // Теория и практика общественного развития. 2023. № 6. С. 117-124. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.6.14.

Original article

Investment Potential of the Region and Methods of Managing Its Formation and Development

Grigory V. Dvas1H, Elena G. TCyplakova2, Marcel V. Sargsyan3

123Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russia 1greg@dvas.ruH, https://orcid.org/0009-0005-0046-1143 2https://orcid.org/0000-0002-8497-3963

Abstract. In modern conditions, investments are an incentive for the development of any economy, without which sustainable development of the region is impossible. The inflow of funds into the region depends on its investment attractiveness. In this regard, the priority task of public administration is to increase the investment attractiveness of the region. Solving this problem requires the development of two directions: increasing the investment potential of the region and reducing investment risks. This article discusses the methods of formation and development of the investment potential of the region. Among the most common methods of state regulation of the economy, including the region, affecting the increase of certain components of investment potential, one can distinguish such as: territorial development tools, tax regulation, financial engineering tools, financial support for enterprises, PPP mechanisms and administrative regulation mechanisms, etc. Consequently, regional authorities need to develop investment potential by influencing each of its constituent factors by appropriate methods.

Keywords: investments, investment attractiveness of the region, investment climate, investment potential, investment risks, government regulation, socio-economic development Funding: Independent work.

For citation: Dvas, G.V., Tсyplakova, E.G. & Sargsyan, M.V. (2023) Investment Potential of the Region and Methods of Managing Its Formation and Development. Theory and Practice of Social Development. (6), 117-124. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.6.14 (In Russian)

© Двас Г.В., Цыплакова Е.Г., Саргсян М.В., 2023

- 117 -

В современных условиях для обеспечения устойчивого развития региона необходимо привлечение инвестиций, приток которых требует совершенствования административной политики в части увеличения привлекательности субъекта федерации для финансовых вливаний со стороны заинтересованных лиц и наращивания инвестиционного потенциала. Москва и Московская область, республика Татарстан, Санкт-Петербург и Ленинградская область концентрируют на своей территории 2/з указанного ресурса страны, что способствует росту их благосостояния и улучшению экономического развития. Следовательно, формирование и развитие инвестиционного потенциала является приоритетной задачей перспективной политики региона.

Для определения места и роли инвестиций в развитии субъектов федерации рассмотрим определение данного понятия на основе Федерального закона № 39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»1. Согласно документу, инвестиции - «это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. А инвестиционной деятельностью будет являться вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта»2.

Как видно из определения, инвестиции представляют собой, в первую очередь, вложение денежных средств с целью последующего извлечения прибыли. Однако регионам они приносят и другие выгоды, в частности, «с точки зрения государственного аппарата инвестиции способствуют:

1) выравниванию уровня социально-экономического развития регионов;

2) решению ряда проблем управленческого и экономического характера, которые имеют явную привязку к определенному региону;

3) устранению существующих деформаций между соседними регионами;

4) улучшению экономического и социального положения государства в целом» (Сериков, Цепелев, 2021).

Среди эффектов, возникающих в результате воздействия инвестиций на регион, отдельно можно отметить создание транспортной и логистической инфраструктуры внутри региона и улучшение экологической ситуации, поскольку могут создаваться инвестиционные проекты предприятий и организаций, направленные на переработку отходов, повышение качества окружающей среды, развитие парковочного пространства и т. д. Региональная власть приветствует проекты в сфере строительства, здравоохранения и сельского хозяйства. Поэтому органам государственной власти необходимо повышать инвестиционную привлекательность субъектов федерации для привлечения большего объёма инвестиций.

Финансовые вливания оказывают непосредственное влияние на экономический рост региона, так как определяют доходность местного бюджета. Можно привести пример Ленинградской области, где отчётливо прослеживается степень воздействия привлечённых инвестиционных потоков на самые различные показатели социально-экономического развития субъекта федерации. Доля финансовых вложений в основной капитал региона составила 37 % в 2021 г., что оказалось на 5,6 % больше, чем в предыдущий хронологический период. Приток инвестиций способствовал росту численности занятого населения на 1,3 % (378,7 тыс. чел.); объёмов промышленного производства - на 7,6 %. По итогам года также увеличились и доходы бюджета на 16,5 % по сравнению с предыдущим и составили 417,1 млрд руб.3

Данный пример наглядно демонстрирует, насколько высока степень влияния инвестиционных процессов на уровень преобразований в регионе. Все это зависит от эффективной деятельности региональных органов государственной власти, обеспечивающей привлечение финансовых потоков в регион. Следовательно, приоритетными направлениями региональной политики будут являться:

1) создание благоприятного инвестиционного климата;

2) минимизация рисков;

3) защита интересов инвесторов.

Все это будет способствовать привлечению в регион новых акторов финансовой сферы.

Основой экономического роста и социального развития региона служит объём привлечённых инвестиций. Значит, интенсификация данного процесса становится первостепенной задачей

1 Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений : Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 (ред. от 14.03.2022) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Там же.

3 Дрозденко заявил, что Ленобласть по уровню инвестиций приблизилась к «азиатским драконам» [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/14722805?ysclid=lilqg22ixq235176998 (дата обращения: 07.06.2023).

для регионального развития. Но поскольку потенциальный инвестор в первую очередь оценивает ожидаемую прибыль на той или иной территории, то важную роль в региональных инвестиционных процессах начинает играть соответствующий потенциал региона, так как именно от него зависит привлекательность региона для новых акторов финансовой сферы.

Однако в законодательстве и экономической литературе понятие «инвестиционный потенциал» не имеет четкого определения. Существует множество различных подходов к его трактовке. Например, В.В. Безпалов и А.Н. Байкова пишут, что «инвестиционный потенциал региона -это способность всех имеющихся в его распоряжении экономических ресурсов (как собственных, так и привлеченных извне) обеспечивать поддержание на должном уровне благоприятного инвестиционного климата и реализацию инвестиционной деятельности исходя из социально-экономической политики региона» (Безпалов, Байкова, 2014).

Ф.С. Тумусов характеризует инвестиционный потенциал как «совокупность потенциальных инвестиционных ресурсов»1.

С точки зрения И.В. Гришиной, это «совокупность различных признаков, средств, возможностей, являющихся ключевыми для привлечения инвестиций в основной капитал региона» (Гришина, 2008).

С точки зрения И.М. Голайдо, «под инвестиционным потенциалом региона следует понимать совокупность факторов, оказывающих влияние на макроэкономические характеристики региона и развитие в нем инвестиционных процессов» (Голайдо, 2016).

Согласно методике составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России компании «РАЭКС-Аналитика» инвестиционный потенциал региона - это количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объёмы инвестирования в регион2.

На наш взгляд, наиболее точным базовым определением является определение И.М. Го-лайдо, то есть инвестиционный потенциал - «это совокупность факторов, оказывающих влияние на макроэкономические характеристики региона и развитие в нем инвестиционных процессов» (Голайдо, 2016).

Все исследователи выделяют один и тот же набор факторов, или потенциалов, составляющих содержание анализируемого нами явления, который включает природно-ресурсный, трудовой, производственный, инфраструктурный (логистический), потребительский, инновационный, институциональный, финансовый и туристический потенциалы. Все они создают новые возможности для региона при осуществлении инвестиционной деятельности и определяют его привлекательность в этом отношении.

С точки зрения инвестиционной емкости территории подобного рода потенциал принято рассматривать как совокупность факторов, создающих предпосылки и возможности для инвестиций. Воздействуя соответствующими методами на данные факторы, можно изменить инвестиционный потенциал территории. Следовательно, он является важнейшим параметром административной политики региона, влияющим на социально-экономическое его развитие, поэтому следует рассмотреть вопрос о целесообразности применения региональными органами государственной власти различных методов его формирования и развития. Наиболее значимыми, влияющими на повышение тех или иных составляющих инвестиционного потенциала методами являются:

1) инструменты территориального развития;

2) налоговое регулирование;

3) инструменты финансового инжиниринга (проектное финансирование, лизинг и др.);

4) финансовая поддержка предприятий;

5) информационная и консультационная поддержка инвесторов;

6) создание образовательных центров подготовки кадров;

7) социальная поддержка населения;

8) механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП);

9) алгоритмы административного регулирования (Сериков, 2016).

Посредством, например, инструментов территориального развития, в том числе различных кластеров, техно-, индустриальных парков и особых экономических зон, создаются условия для развития как инфраструктурной, так и туристической составляющих инвестиционного потенциала региона. С помощью прямой финансовой поддержки предприятий, а также механизмов ГЧП могут

1 Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика : учебник. М., 1999. 267 с.

2 Методика составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России компании «РА-ЭКС-Аналитика» [Электронный ресурс] // Знанио. URL: https://clck.ru/34hS7t (дата обращения: 07.06.2023).

быть в значительной степени повышены инновационный, инфраструктурный и производственный потенциалы. Для усиления потребительского следует поддерживать высокую покупательную способность населения за счёт различных мер социальной поддержки и повышения среднего уровня заработной платы в регионе. Трудовой потенциал обеспечивается развитием рынка труда, созданием новых рабочих мест, воспроизводством профессиональных кадров. Консультационная и информационная поддержка инвесторов способствует повышению институционального потенциала региона. Посредством административных механизмов, таких как лицензирование, квотирование, разрешение и прочих мер, повышается эффективность использования природных ресурсов в регионе, то есть его сырьевой потенциал, обеспечивается экологическая безопасность.

Применение местными органами государственной власти различных методов воздействия на инвестиционную атмосферу региона способно оказывать стимулирующее влияние на формирование инвестиционного потенциала субъекта федерации (табл. 1).

Таблица 1 - Воздействие методов государственного управления на региональном уровне на формирование составляющих инвестиционного потенциала региона_

Составляющие инвестиционного потенциала региона Воздействующие методы государственного управления

Инфраструктурный Инструменты территориального развития (особые экономические зоны, кластеры, технопарки, индустриальные парки и т. д.)

Производственный Финансовая поддержка; механизмы ГЧП

Трудовой Создание образовательных центров профессиональной подготовки и переподготовки кадров

Инновационный Финансовая поддержка (выделение грантов, дотаций, субвенций и т. д.); механизмы ГЧП

Финансовый Налоговое регулирование

Институциональный Информационная и консультационная поддержка

Потребительский Социальная поддержка населения, повышение минимального размера оплаты труда

Природно-ресурсный Административные механизмы (лимитирование, квотирование, лицензирование и т. д.)

Туристический Инструменты территориального развития (особые экономиче-скиезоны, кластеры, индустриальные парки и т. д.); механизмы ГЧП

На финансовый потенциал региона в наибольшей степени оказывает влияние налоговое регулирование, где через изменение ключевых ставок, инвестиционные кредиты, вычеты и другие инструменты поддерживается материальное состояние предприятий в регионе и повышается число действующих организаций, тем самым расширяется объём налогооблагаемой базы региона.

Одним из примеров применения данных методов служит Закон Ставропольского края от 22.07.2019 № 54-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края "Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае"»1. В нём устанавливается инвестиционный налоговый вычет на территории субъекта в размере до 50 % для организаций категории 1 и до 70 % для организаций категорий 2, определённых законом2. Данный нормативно-правовой акт можно назвать примером метода налогового воздействия на финансовую составляющую инвестиционного потенциала региона.

Другим методом воздействия на инвестиционный потенциал Ставропольского края можно признать субсидирование части затрат, связанных с уплатой по договору лизинга субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий»3. Согласно документу, субъектам предпринимательства предоставляется финансовый лимит на покрытие затрат при уплате первого взноса при заключении договора

1 О внесении изменений в Закон Ставропольского края «Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае» : закон Ставропольского края от 22.07.2019 № 54-кз [Электронный ресурс]. Доступ из ин-форм.-правовой системы «Гарант».

2 Там же.

3 Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования и специализированной техники с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) : постановление правительства Ставропольского края от 13.08.2019 № 364-п [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Ш1_: https://docs.cntd.ru/document/561493881?ysclid=lilotwv1xv596547112 (дата обращения: 06.06.2023).

лизинга в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная эко-номика»1. Эта мера является формой финансовой поддержки предприятий, она усиливает производственный и инновационный потенциал региона.

В результате использования указанных методов влияния на экономическую ситуацию региона объём инвестиций в основной капитал в Ставропольском крае в 2020 г. увеличился на 16,7 %2, а в 2021 г. - на 2,8 %3.

Поскольку деятельность инвесторов зависит от состояния экономики, то инвестирование неизбежно связано с неопределённостью, вне зависимости от того, какой тип инвестиционного проекта реализуется. Отсюда вытекает необходимость минимизации потерь для ключевых акторов инвестиционной деятельности, следовательно, появляется необходимость управления инвестиционными рисками. В широком смысле под ними понимают вероятность недополучения или потери запланированной прибыли в ходе реализации инвестиционной деятельности.

Таким образом, инвестиционные риски региона определяют вероятность обесценивания вложений или потери дохода от них в результате инвестиционной деятельности в том или ином регионе. Большинство исследователей сходятся в едином мнении о том, какие типы факторов должны быть включены в региональные инвестиционные риски. Среди них: социальные, финансовые, криминальные, экологические и экономические.

Исходя из этого, к составляющим факторов регионального инвестиционного риска, которые характеризуются уровнем социальной напряжённости, относятся: уровень доходов населения, состояние здоровья граждан и уровень медицинского обслуживания в регионе, демографическая ситуация. К финансовым факторам риска - финансовый статус региона в федеральном бюджете, наличие или отсутствие гарантий и преференций для инвесторов, уровень долговой нагрузки региона и др. К экономическим факторам - доля убыточных предприятий в регионе, динамические показатели развития бизнеса в различных секторах экономики и др. В составляющие криминальных факторов региональных рисков входит уровень преступности и теневой экономики, а экологических - состояние окружающей среды и возможность реализации инвестиционных проектов в имеющихся природных условиях. Следовательно, региональным органам государственной власти необходимо воздействовать на данные составляющие факторы регионального инвестиционного риска и применять различные методы его минимизирования (табл. 2). Соответственно, целесообразно принятие мер, в наибольшей степени воздействующих на все составляющие инвестиционных рисков региона. Так, посредством прямой финансовой поддержки предприятий в виде дотаций, грантов, льготного кредитования, субсидий и других мер происходит сокращение доли убыточных предприятий и рост производства, то есть оказывается оздо-равливающее влияние на экономическую ситуацию в регионе.

Таблица 2 - Воздействие методов государственного управления на региональном уровне

на факторы региональных инвестиционных рисков

Факторы региональных инвестиционных рисков Воздействующие методы государственного управления

Экономические риски Финансовая поддержка предприятий (выделение грантов, субсидии, дотации, льготное кредитование и т. д.)

Финансовые Налоговое регулирование

Криминальные Профилактика и предотвращение экономических преступлений

Социальные Социальная поддержка населения, повышение минимального размера оплаты труда, повышение качества предоставления государственных услуг в регионе

Экологические Административные механизмы (лимитирование, лицензирование, квотирование, разрешение)

1 Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://clck.ru/34hSJK (дата обращения: 06.06.2023).

2 За 2020 год инвестиции в экономику Ставрополья составили 232 млрд рублей [Электронный ресурс] // Ипатовский ГО СК. URL: http://www.ipatovo.org/page.php?id=30166&ysclid=lilqscqzrh297687117 (дата обращения: 06.06.2023).

3 Инвестиции в экономику Ставрополья в 2021 г. выросли на 2,8 % [Электронный ресурс] // Интерфакс-Россия. URL: https://clck.ru/34hSJr (дата обращения: 06.06.2023).

С помощью мер профилактики и предотвращения экономических преступлений происходит снижение криминального фактора инвестиционных рисков региона. Через повышение качества предоставления государственных услуг, а также оказание мер социальной поддержки населения, рост занятости населения и увеличение размера минимальной оплаты труда в регионе происходит снижение социальных рисков. Административные механизмы в сфере природопользования, главным образом, такие как лицензирование, квотирование и разрешение, в наибольшей степени способствуют снижению экологических рисков.

На финансовые факторы инвестиционных рисков региона в наибольшей степени влияет изменение налоговых ставок, предоставление предприятиям разного рода преференций, инвестиционных налоговых вычетов и гарантий, благодаря чему впоследствии наступает сбалансированность регионального бюджета и улучшается финансовое состояние предприятий, что приводит к росту их числа, а значит, и увеличению объёма налогооблагаемой базы региона. Отсюда следует, что ключевым инструментом влияния на финансовые факторы инвестиционных рисков региона является налоговое регулирование. Например, в Мурманской области в соответствии с законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Мурманской области о налогах в части установления преференций налогоплательщикам, получившим статус резидента Арктической зоны Российской Федерации»1 установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет. Данный закон можно назвать мерой воздействия на экономический и финансовый факторы региональных инвестиционных рисков, так как он помогает предприятиям, осуществляющим инвестиции, оставаться безубыточными и вместе с тем пополнять в дальнейшем доходы регионального бюджета.

Также Правительством Мурманской области в 2020 г. была принята «Государственная программа Мурманской области "Природные ресурсы и экология"»2. В соответствии с ней местной администрацией осуществляются шаги по улучшению экологической обстановки в регионе, которые включают в себя: обеспечение соответствующей безопасности; охрану, защиту и воспроизводство лесов; рациональное использование природных ресурсов; ответственное обращение с отходами и др.

Для воздействия на составляющие социальных рисков региона, такие как занятость населения и демографическая ситуация, правительством Мурманской области разработана «Государственная программа Мурманской области "Занятость и труд"»3. Приоритетами и задачами ее являются создание новых рабочих мест и сокращение уровня безработицы, обеспечение равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности.

В результате реализации данных мероприятий в области снижения региональных рисков уровень инвестиционной привлекательности Мурманской области в 2021 г. был повышен до показателя «1С3» (высокая инвестиционная привлекательность - третий уровень)4. Регион занял 13 место в общегосударственном рейтинге, что является более высоким показателем по сравнению с 2020 г., когда область занимала в рейтинге 38 место с показателем «1С5» (средняя инвестиционная привлекательность - второй уровень)5. Также объём инвестиций в основной капитал в Мурманской области в 2021 г. вырос на 15 % по сравнению с предыдущим, 2020 г., что является значимым результатом для региона6.

Исходя из рассмотрения вышеуказанных примеров, можно утверждать, что к основным механизмам, в наибольшей степени влияющим как на финансовую составляющую инвестиционного потенциала, так и на экономический и финансовый факторы инвестиционных рисков региона,

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Мурманской области о налогах в части установления преференций налогоплательщикам, получившим статус резидента Арктической зоны Российской Федерации : закон Мурманской области от 02.10.2020 № 2540-01-ЗМО [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Об утверждении государственной программы Мурманской области «Природные ресурсы и экология» : постановление правительства Мурманской области от 11.08.2020 № 570-ПП (с изменениями на 4 мая 2023 года) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/570890607?ysclid=lilo4gol2p653944336 (дата обращения: 06.06.2023).

3 Об утверждении государственной программы Мурманской области «Занятость и труд» : постановление правительства Мурманской области от 11.11.2020 № 792-ПП (с изменениями на 4 мая 2023 года) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://clck.ru/34hSfk (дата обращения: 06.06.2023).

4 IX Ежегодная оценка инвестиционной привлекательности регионов России [Электронный ресурс] // Национальное рейтинговое агентство. URL: https://clck.ru/34hSdL (дата обращения: 06.06.2023).

5 Там же.

6 Объем инвестиций в основной капитал в Мурманской области вырос на 15 % [Электронный ресурс] // Без формата. URL: https://clck.ru/34hSfQ (дата обращения: 06.06.2023).

относится налоговое регулирование. А значит, и одним из главных инструментов формирования и повышения инвестиционной привлекательности региона является налоговое регулирование. Так, в 2021 г. и в начале 2022 г. был принят ряд изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование «экономической и инвестиционной активности: стимулирующие меры в сфере нефтедобычи и нефтегазопереработки, в отдельных приоритетных отраслях экономики, в том числе для сохранения сбережений населения; повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях; меры по деофшоризации российской экономики»1.

Основными налогами, которые можно использовать для увеличения инвестиционной привлекательности региона, являются: налог на имущество организаций, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль организаций. Именно по ним предприятия, инвестирующие в экономику региона, несут наибольшую налоговую нагрузку, следовательно, решение об изменении налоговых ставок должно быть принято как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Среди важнейших методов налогового регулирования инвестиционной активности можно обозначить налоговые льготы - их грамотное применение может привести к росту инвестиционной привлекательности региона.

Таким образом, инвестиционный потенциал региона является комплексной категорией, ха-рактеризирующей как экономические выгоды региона, так и потенциальные риски в его развитии. Следовательно, местным органам власти необходимо развивать инвестиционный потенциал региона, воздействуя соответствующими методами на каждый из формирующих его факторов, взаимодействуя с другими государственными институтами в части бюджетной, налоговой, финансово-кредитной, таможенно-тарифной, лицензионной, инновационной политики и совершенствуя нормативно-правовую базу.

Список источников:

Безпалов В.В., Байкова А.Н. Развитие инвестиционного потенциала региона на современном этапе // Теория и практика современной науки. М., 2014. С. 204-210.

Голайдо И.М. Оценка инвестиционного климата региона с учётом предпочтений инвесторов // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. № 11-1. С. 56-59.

Гришина И.В. Инвестиционная привлекательность регионов России // Инвестиции в России. 2008. № 4 (159). С. 3-13.

Сериков С.Г. Инструменты формирования и развития инвестиционного потенциала территории: международный опыт // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17, № 2. С. 187-206. https://doi.org/10.18334/rp.17.2.2208.

Сериков С.Г., Цепелев О.А. Управление инвестиционным потенциалом региона. Благовещенск, 2021. 156 с. https://doi.org/10.22250/mrip.

References:

Bezpalov, V. V. & Baykova, A. N. (2014) Razvitie investitsionnogo potentsiala regiona na sovremennom etape [Development of the Investment Potential of the Region at the Present Stage]. Teoriya ipraktika sovremennoinauki. Moscow, рр. 204-210. (In Russian).

Golaido, I. M. (2016) Otsenka investitsionnogo klimata regiona s uchetom predpochtenii investorov [Assessment of the Investment Climate of the Region Taking into Account the Preferences of Investors]. Novaya nauka: teoreticheskii i prakticheskii vzglyad. (11-1), 56-59. (In Russian).

Grishina, I. V. (2008) Investitsionnaya privlekatel'nost' regionov Rossii [Investment Attractiveness of Russian Regions]. In-vestitsii v Rossii. (4 (159)), 3-13. (In Russian).

Serikov, S. G. & Tsepelev, O. A. (2021) Upravlenie investitsionnym potentsialom regiona [Management of the Investment Potential of the Region]. Blagoveshchensk. 156 р. Available from: doi:10.22250/mrip. (In Russian).

Serikov, S. G. (2016) Tools of Formation and Development of the Investment Potential of an Area: International Experience. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (2), 187-206. Available from: doi:10.18334/rp.17.2.2208. (In Russian).

Информация об авторах

Г.В. Двас - доктор экономических наук, профессор, ректор Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=308847

Е.Г. Цыплакова - доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой региональной экономики и управления Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=874912

М.В. Саргсян - магистрант Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия.

1 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (утв. Минфином России) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors G.V. Dvas - D.Phil. in Economics, Professor, Rector of the Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=308847

E.G. Tcyplakova - D.Phil. in Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Regional Economics and Management, Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=874912

M.V. Sargsyan - Master's Degree Student, Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, Russia.

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 30.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 27.0б.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.