С.В. Елисеева // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития. 2018. - № 3. - С. 84-85.
7. Селина В.С. Тенденции и особенности инновационной индустриализации в северных регионах России / В.С. Селин, В.А. Цукерман // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2015. - № 2. - С. 162-167.
8. Яновский В.В. Современное положение и роль арктического региона в системе экономических интересов России / В.В. Яновский, В.С. Кудряшов // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС, 2019. -Т. 10. - № 4 (41). - С. 109-116.
Кудряшов В.С.
к.э.н.,
директор проектов Центра арктических исследований и проектов Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» г. Санкт-Петербург, Россия Роков А.И. Аспирант
Санкт-Петербургский государственный экономический университет г. Санкт-Петербург, Россия Щербакова Т.С. Студент магистратуры Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» г. Санкт-Петербург, Россия
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: В статье рассматриваются современные особенности экономики Арктической зоны РФ. В статье представлены общие черты инвестиционного потенциала Арктической зоны РФ, его внутренняя структура (на примере анализа инвестиционного потенциала отдельных арктических регионов),
а также представлены предложения о возможных направлениях работы по его улучшению. На основе результатов оценки проанализирован инвестиционный потенциал и определены приоритетные направления инвестиционной политики.
Ключевые слова: Арктическая зона, АЗРФ, инвестиции, рынок инвестиционного капитала, инвестиционный потенциал, инвестиционный климат.
Kudryashov V.S.
PhD in Economics,
project Director of the center for Arctic research and projects North-Western Institute of Management branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration
Saint Petersburg, Russia Rokov A.I.
Graduate student Saint Petersburg state University of Economics Saint Petersburg, Russia
Scherbakova T.S.
Master's degree student North-Western Institute of Management branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration
Saint Petersburg, Russia
INVESTMENT POTENTIAL OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract: The article discusses the current features of the economy of the Arctic zone of the Russian Federation. The article presents the general features of the investment potential of the Arctic zone of the Russian Federation, its internal structure (by the example of an analysis of the investment potential of individual Arctic regions), and also offers suggestions on possible directions for improving it. Based on the results of the assessment, the investment potential is analyzed, and priority areas of the investment policy are determined.
Key words: Arctic zone, AZRF, investment, investment capital market, investment potential, investment climate.
Будущее экономическое развитие России может определиться в ближайшие десятилетия и будет зависеть от ее способности быстро адаптироваться к сложной экономической ситуации в мире. Вопросы развития регионов страны, особенно в регионы Арктической зоны РФ, сегодня становятся приоритетной задачей руководства всех уровней власти.
Приоритетной целью развития и защиты арктического региона РФ являются колоссальные запасы ресурсов, находящихся в недрах Арктики (например, запасы нефти отечественной арктической зоны оцениваются примерно в 7,3 млрд., тонн, конденсата - 2,7 млрд., тонн, а запасы природного газа 55 трлн., кубометров [6]). В данном случае наибольшим потенциалом обладает Ямало-Ненецкий АО, на который приходится порядка 43,5% от суммарных ресурсов. Стоит отметить, что инвестиционный потенциал Арктической зоны РФ напрямую зависит от цен на добываемые ресурсы (газ, нефть). Однако, регионы Арктической зоны РФ на сегодняшний день страдают от недостатка инвестиций. Это касается не только отсутствия развитой инфраструктуры, социальных проектов, и убывающего населения в связи с тяжелыми условиями проживания в данных регионах, особенно удаленных от цивилизованного мира, но и сложной текущей экономической ситуации.
Важно учитывать, что инвестиции в добычу арктической нефти должны быть экономически обоснованными [3]. В связи с тяжелыми условиями такая добыча рентабельна лишь при цене на нефть порядка 85-90 долларов за баррель нефти марки Brent. Исходя из этого, основной проблемой развития Арктической зоны РФ является тот факт, что нашему государству необходимо развивать данные регионы, которые являются стратегически важными для России (в долгосрочной перспективе они могут принести доход), однако, на сегодняшний день развитие этих регионов экономически нецелесообразно (цена на нефть колеблется в районе 30-35 долларов за баррель нефти марки Brent).
Развитие регионов напрямую связано с привлечением капитала крупных инвесторов. На данный момент государству необходимо предложить такие условия бизнесу, которые бы компенсировали все убытки, понесенные от разработки и развития российской Арктики, а значит, мотивировали бы на развитие инфраструктуры, создание социально-экономических проектов и т.п. [2].
Актуальность данной проблемы заключается в необходимости комплексного решения по развитию Арктических регионов России в условиях неопределенности и экономических ограничений в связи со сложившейся геополитической ситуации для устойчивого роста, а также всестороннего развития страны в целом.
Российская Арктика занимает огромную территорию и простирается вдоль северных берегов страны.
Рис. 1. Карта территорий, относящихся к Арктической зоне РФ
В состав сухопутной территории российской Арктики согласно Приложению (о Сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации) к Указу Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года № 296 (с изменениями на 13 мая 2019 года) входят следующее (рис. 1):
1 - Мурманская область;
2 - часть территории республики Карелии;
3 - часть территории Архангельской области;
4 - Ненецкий автономный округ;
5 - Ямало-Ненецкий автономный округ;
6 - часть территории Красноярского края;
7 - часть территории севера Республики Саха-Якутии;
8 - территория Чукотского автономного округа;
9 - Республика Коми (Воркута (городской округ) [4].
Под этой бескрайней снежной территории может находиться около трети мировых запасов газа и нефти. Сейчас для России Арктика действительно стратегически важный регион и Государство все больше уделяет внимание проектам на ее территории.
В марте текущего 2020 года были утверждены основы государственной политики и целый ряд законопроектов, которые разрабатывались совместно с Министерством Российской Федерации по развитию
Дальнего Востока и Арктики [1]. Данные законопроекты позволят интенсивно продолжать социально-экономическое развитие Арктической зоны России. В данных документах речь идет об основах государственной политики, которые будут определять национальные интересы России на территории Арктики, а также стратегию развития до 2035 года. Также Правительство Российской Федерации утвердило план развития крупнейшей транспортной магистрали Северного Морского Пути (СМП) до 2035 года.
Также Премьер-министром Российской Федерации, Михаилом Мишустиным, было подписано постановление о порядке отбора инвестиционных проектов на территории Арктики, которые планируется реализовать. Согласно разработанному постановлению инвестпроекты, которые прошли установленные правилами отбор, смогут претендовать на субсидию в размере до 20 % от ранее заявленных частных инвестиций на создание объектов инфраструктуры [1]. Основные критерии для отбора инвестпроектов - это ориентированность на социально-экономическое развитие, в частности создание рабочих мест, также потребность в модернизации или создании соответствующей инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта.
Оценками инвестиционной привлекательности регионов занимаются специализированные рейтинговые агентства. В Российской Федерации можно выделить основное - Национальное рейтинговое агентство России (далее НРА). Инвестиционная привлекательность регионов Российской Федерации определяется в рейтинге вышеуказанного агентства с учетом некоторых факторов, таких как ресурсно-сырьевой потенциал, географическое положение, развитость инфраструктуры, социально-экономическое состояние региона, а также инвестиционный риск.
Показатель объема инвестиций в основной капитал наилучшим образом отражает текущее состояние инвестиционной привлекательности какого-либо субъекта Российской Федерации.
Согласно данным рейтинга НРА за первое полугодие 2019 года «Распределение инвестиций в основной капитал по рейтинговым категориям регионов» - регионы России, получающие 62% от суммарного объема инвестиций в основной капитал, обладают высокой инвестиционной привлекательностью (ICI, IC2, IC3), в эти проценты входят Ямало-Ненецкий АО, и Ненецкий АО (табл. 1); в объеме 29% получающих инвестиций регионов обладают средней инвестпривлекатель-ностью (IC4, IC5, IC6) - среди них Красноярский край, Мурманская
область, Республика Саха (Якутия), Архангельская область, Чукотский АО и Республика Карелия (то есть большая часть территории Арктической зоны РФ). И наконец 9 % регионов имеют умеренную инвестиционную привлекательность, в них входит Республика Коми [5].
Таблица 1
Итоги VII ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России 2019
Регион Рейтинг 2019 Действие 2019
Ямало-Ненецкий АО 1С2 Подтвержден
Ненецкий АО 1С3 Подтвержден
Красноярский край 1С4 Подтвержден
Мурманская область 1С4 Повышен
Республика Саха (Якутия) 1С5 Понижен
Архангельская область 1С5 Повышен
Чукотский АО 1С5 Понижен
Республика Карелия 1С6 Подтвержден
Республика Коми 1С7 Понижен
На сегодняшний день основными угрозами национальной безопасности в Арктике, указу Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» являются [1]:
- сокращение численности населения Арктической зоны Российской Федерации;
- низкий уровень развития социальной, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации, в том числе в местах традиционного проживания малочисленных народов;
- низкие темпы геологического изучения перспективных минерально-сырьевых центров Арктической зоны Российской Федерации;
- отсутствие системы государственной поддержки хозяйствующих субъектов, обеспечивающей снижение издержек и рисков при реализации экономических проектов в Арктической зоне Российской Федерации;
несоблюдение сроков создания инфраструктуры Северного морского пути, строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов;
- низкие темпы создания наземных транспортных средств и авиационной техники для работы в природно-климатических условиях Арктики (далее - арктические условия), развития отечественных технологий, необходимых для освоения Арктики;
- неготовность системы мониторинга окружающей среды, размещенной в Арктической зоне Российской Федерации, к экологическим вызовам.
Основным риском вложения капитала для инвесторов является риск повсеместного внедрения альтернативных источников энергии. Однако на данном этапе развития науки внедрение таких источников энергии не представляется возможным, из-за их высокой стоимости. Наиболее эффективным и дешевым, а значит оптимальным энергоносителем в ближайшем будущем останутся все те же - газ, нефть. Ниже представлены данные о мировых запасах нефти.
Таблица 2
Запасы нефти по странам мира
№ Страна, 2017 млн барр %
- МИР 1 779 685 100
1 Венесуэла 300 878 16.9
2 Сауд. Аравия 297 700 16.7
3 Иран 211 600 11.9
4 Канада 169 709 9.5
5 Ирак 142 503 8.0
6 ОАЭ 105 800 5.9
7 Кувейт 101 500 5.7
8 Россия 80 000 4.5
Данные в таблице 2 не учитывают колоссальные запасы Арктической нефти. Исходя из этого, можно сделать вывод, что представители нефтедобывающих стран, а также нефтедобывающих компаний будут вести ожесточенную борьбу за находящиеся в недрах Арктики ресурсы. В этой ситуации приоритетной и стратегической целью для России является максимальное развитие регионов Арктики, защита границ с целью удержания запасов ресурсов, принадлежащих ей.
Экономическая борьба между странами, добывающими нефть не должна влиять на политику России касающихся развития этих регионов, ведь искусственное снижение цен на нефть путем усиленной ее добычи может являться планом по отчуждению суверенной части Арктической зоны РФ ввиду невостребованности этих территорий.
Основными направлениями развития должны выступать: транспортная логистика, инфраструктура, жилищно-бытовые условия. Необходимо создать комфортные условия для проживания в данных регионах, которые мотивировали бы высококвалифицированных специалистов и простых рабочих к проживанию на данных территориях.
Список литературы
1. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года: Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. # 164 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/
2. Shamakhov V.A., Ivchenko B.P., Kudryashov V.S. Russia's Arctic potential and its development prospects / V.A. Shamakhov, B.P. Ivchenko, V.S. Kudryashov // Proceedings of the External Challenges and Risks for Russia in the Context of the World Community's Transition to Polycentrism: Economics, Finance and Business (ICEFB 2019) Сер. "Advances in Economics, Business and Management Research", 2019. - С. 45-51.
3. Яновский В.В. Современное положение и роль арктического региона в системе экономических интересов России / В.В. Яновский, В.С. Кудряшов // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2019. -Т. 10. - № 4 (41). - С. 109-116.
4. Интернет-портал информационного агентства ТАСС. Запасы нефти российской арктической зоны оцениваются в 7,3 млрд тонн. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://tass.ru/ekonomika/7109643 (дата обращения 11.05.2020).
5. Информационный-портал по сводной информации запасов нефти, газа [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.xn7kcbmkfaolw0acwp3ak9a0lg.xn--p1ai/ (дата обращения 11.05.2020).
6. Национальное рейтинговое агентство [Электронный ресурс] // VII ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2019 - Режим доступа: URL: http://www.ra-national.ru/sites/default/files/0bzor_Rating_Investment_Regions_Vn_2020.pdf (дата обращения 11.05.2020).