Научная статья на тему 'Инвестиционный климат Южно-Африканской Республики'

Инвестиционный климат Южно-Африканской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮАР / инвестиционный климат / B-BBEE / кредитный рейтинг / RSA / investment climate / B-BBEE / credit rating

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ютяева Ирина Романовна

В статье рассматриваются особенности инвестиционного климата и правового регулирования инвестиций ЮАР. Автор подробно исследует макроэкономические факторы инвестиционной привлекательности страны, особенности правового режима регулирования и общий предпринимательский климат ЮАР с акцентом на изменения последних нескольких лет, чтобы выявить причины резкого падения инвестиционной активности в 2015 году. В статье демонстрируется, какой негативный эффект оказывают на инвестиционный климат такие факторы, как зависимость ЮАР от цен на минеральное сырьё, политическая нестабильность последних лет и принятие в 2015 году противоречивого Закона о защите инвестиций. В последней части статьи излагаются меры, которые намеревается принять новое южноафриканское правительство для улучшения инвестиционного климата ЮАР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment Climate in South Africa

The article examines the peculiarities of the investment climate and legal regulation of investment activities in South Africa. The author investigates the macroeconomic factors of the investment attractiveness of the country, special aspects of legal regulations and the overall entrepreneurial climate of South Africa with the focus on the developments of the recent years, in order to identify the causes of the dramatic decline in the investment activities in 2015. The article demonstrates the negative impact that has been made on the investment climate by South Africa’s dependency on the prices on raw minerals, the political instability of the recent years and the adoption of the controversial Protection of Investment Act. The last part of the article enumerates measures to be taken by the new South African government in order to improve the investment climate in South Africa.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат Южно-Африканской Республики»

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

© 2017 И.Р. Ютяева

ЮТЯЕВА Ирина Романовна, ассоциированный член Института Африки РАН. РФ, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1. [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются особенности инвестиционного климата и правового регулирования инвестиций ЮАР. Автор подробно исследует макроэкономические факторы инвестиционной привлекательности страны, особенности правового режима регулирования и общий предпринимательский климат ЮАР с акцентом на изменения последних нескольких лет, чтобы выявить причины резкого падения инвестиционной активности в 2015 году. В статье демонстрируется, какой негативный эффект оказывают на инвестиционный климат такие факторы, как зависимость ЮАР от цен на минеральное сырьё, политическая нестабильность последних лет и принятие в 2015 году противоречивого Закона о защите инвестиций. В последней части статьи излагаются меры, которые намеревается принять новое южноафриканское правительство для улучшения инвестиционного климата ЮАР.

Ключевые слова: ЮАР, инвестиционный климат, В-ВВЕЕ, кредитный рейтинг

В последнее время интерес иностранных инвесторов к Южно-Африканской Республике резко упал. Ещё в 2013 году, на пике инвестиционной активности, приток прямых иностранных инвестиций составлял более $8 млрд, но уже через год этот показатель снизился почти на 25%, вслед за чем последовал глубокий кризис - $1.7 млрд в 2015 году и $2.3 млрд в 2016 году [1]. В рейтинге стран с наибольшей инвестиционной привлекательностью ЮАР занимает сейчас 82-е место, хотя всего несколько лет назад была на 34-м. Политическое руководство ЮАР рассматривает проблему повышения инвестиционной активности как одну из первостепенных. В связи с этим представляется важным рассмотреть основные преимущества и недостатки инвестиционного климата страны и изучить особенности правового режима ЮАР в инвестиционной сфере.

Инвестиционный климат и факторы инвестиционной привлекательности

Инвестиционный климат является одним из ключевых факторов социально-экономического развития страны. Его можно определить как совокупность присущих стране финансовых, экономических, социальных, политических, географических и организационно-правовых факторов, привлекающих или отталкивающих инвесторов [2]. Инвестиционный климат - это комплексное понятие, структура которого иерархична и включает в себя как макро-, так и микросреду. На уровне региона данное понятие представляет собой сочетание двух аспектов: инвестиционную активность (характеризуется интенсивностью и масштабом инвестиционной деятельности в регионе) и инвестиционную привлекательность (оценивается на основе анализа инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков).

Инвестиционная привлекательность включает в себя три группы факторов [3]:

1) макроэкономические факторы (разнообразие природных ресурсов, ёмкость внутреннего рынка, политическая стабильность, динамика курса национальной валюты);

2) правовой режим регулирования (наличие государственных гарантий зарубежному инвестору от возможной национализации его собственности, предоставление недискриминационного режима);

3) общий предпринимательский климат (налоговая система, уровень квалификации рабочей силы, наличие адекватной инфраструктуры и др.).

В оценке инвестиционной привлекательности ЮАР автор данной работы воспользовался приведённой трактовкой и рассмотрел те факторы, которые являются наиболее значимыми для экономики ЮАР.

Макроэкономические факторы инвестиционной привлекательности

Рассмотрим макроэкономическую ситуацию в ЮАР на предмет инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков. Инвестиционный потенциал Южно-Африканской Республики характеризуется благоприятными природно-климатическими условиями, богатством природных ресурсов, достаточно ёмким внутренним рынком. Наиболее серьёзными инвестиционными рисками в ЮАР можно назвать низкий уровень политической стабильности и уязвимость национальной валюты. Проанализируем указанные аспекты подробно.

Климат и природные ресурсы

Климат в Южно-Африканской Республике можно отнести к благоприятным, средняя температура воздуха не опускается ниже 20°C. Страна считается относительно безопасной в плане инфекционных заболеваний. В то же время острой проблемой в ЮАР остаётся высокий уровень распространения ВИЧ/СПИДа [4].

Южно-Африканская Республика - страна, исключительно богатая минеральными ресурсами. В ЮАР имеются значительные запасы сурьмы, угля, железной руды, никеля, фосфатов, олова, редкоземельных металлов, урана, платины, меди, солей, природного газа [5]. ЮАР является мировым лидером по производству платины (75% мирового производства), хромовой руды (39%), марганцевой руды (17%), а также одним из ведущих производителей золота (8%) [6] и алмазов (на территории страны находятся около 40% мировых запасов алмазов) [7]. Страна занимает второе место в мире по производству ванадия, пятое - по добыче угля, двенадцатое - по производству урана [8].

Развитие национальной экономики

По данным Мирового банка (WorldBank) на 2016 год ВВП ЮАР составляет $295.5 млрд, ВВП на душу населения - $5274.5, рост ВВП в 2016 году - 0.3%. Снижение экономических показателей в последние годы было вызвано как внешними факторами (снижение цен на основные товары южноафриканского экспорта), так и внутренними (коррупция и низкая эффективность управления).

Таблица 1

ВВП по обменному курсу, млрд долл.

Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

ВВП по о.к. 271.6 299.4 286.8 295.9 375.3 416.6 367.3 366.1 350.1 317.6 295.5

Источник: http://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.MKT] P.CD

ВВП на душу населения, долл.

Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

ВВП на д.н. 5660.1 6153.7 5811.6 5912.2 7390.0 8080.9 7592.3 6889.8 6483.9 5744.3 5274.5

Источник: http://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.PCAP.CD

Население ЮАР в 2016 году составило 56.6 млн человек, динамика роста населения за последние годы стабильно остаётся положительной (см. таблицу «Население ЮАР»).

Население ЮАР, млн чел.

Таблица 3

Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Население 47.9 48.6 49.3 50.0 50.8 51.5 52.3 53.1 54.0 55.9 56.6

Темпы роста 1.3 1.4 1.4 1.4 1.5 1.5 1.5 1.5 1.7 3.5 1.3

Источник: data.worldbank.org/indicator/ SP.POP.TOTL?page=2

Южно-Африканская Республика - наиболее экономически развитая страна континента. Согласно классификации Мирового банка, ЮАР входит в верхний эшелон группы стран со средним уровнем дохода. Обычно страну относят к группе среднеразвитых, хотя по ряду критериев она может быть отнесена к развитым государствам [9]. Особенность экономики страны заключается в её двойственности: наряду с капиталоёмким современным сектором существует теневой сектор; в нем занято более половины трудоспособного населения [10]. Крупнейший сектор экономики - сфера услуг, в которой важная роль отводится туризму. Эксперты полагают [11], что туризм и сельское хозяйство могут в перспективе способствовать решению проблемы безработицы в ЮАР, поскольку эти отрасли дают рабочие места низкоквалифицированным кадрам. Правительство республики учитывает это, но в первую очередь делает ставку на добывающую и обрабатывающую промышленность, которые дают 28.5% ВВП. Большое значение в ЮАР в последнее время приобретают автомобилестроение и текстильная промышленность.

После снятия международных санкций и отмены апартеида в 1994 году в ЮАР происходит постепенное оздоровление экономики, сопровождающееся ростом иностранных инвестиций и деловой активности. С момента демонтажа апартеида Южно-Африканской Республике удалось вдвое увеличить экспорт, значительно снизить государственный долг и инфляцию. В 2000-2007 гг. ЮАР являлась одним из лидеров континента по темпам экономического роста, что объяснялось относительно стабильной политической ситуацией, а также благоприятной конъюнктурой мирового рынка на основные товары экспорта. В результате в ЮАР появился чёрный средний класс, доля которого уверенно растёт [12].

Первым ударом по экономике ЮАР в новом тысячелетии стал дефицит электроэнергии, начавшийся в 2007 году из-за недостаточных капиталовложений в новые генерирующие мощности [13]. Примерно в то же время имело место резкое повышение цен на продовольствие и топливо на мировом рынке, что заставило Резервный банк повысить ставку интервенции в 2006-2008 годах. Наконец, серьёзный удар по экономике

ЮАР нанёс мировой финансовый кризис, которым объясняется резкое падение темпов роста экономики в 2009 году.

Таблица 4

Темпы роста ВВП, %

Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Темпы роста ВВП 5.3 5.6 5.4 3.2 -1.5 3.0 3.2 2.2 2.2 1.5 1.3 0.3

Источник:

http://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.MKTP.KD.ZG

По данным таблицы «Темпы роста ВВП», видно, что после спада 2008 - 2009 годов, несмотря на не слишком большой масштаб падения производства, восстановление экономики шло крайне медленно в отличие от других крупных стран с формирующимся рынком. Основные причины уязвимости экономики ЮАР в условиях указанных потрясений - это сильная зависимость от конъюнктуры цен на энергоносители и невозможность импортозамещения на внутреннем рынке из-за дефицита промышленных мощностей.

На инвестиционную привлекательность ЮАР существенно влияет роль страны в качестве «моста» между странами глобального Севера и Юга. Как отмечают эксперты, на своём континенте страна имеет примерно такой же экономический вес, как Германия в зоне евро [14]. В связи с этим ЮАР часто называют «воротами в Африку»: она открывает доступ к странам, природные богатства которых еще не до конца исследованы, а темпы роста ВВП весьма высоки. По словам экономиста Билли Жуберта, «южноафриканские компании активно используют внутренний рынок в качестве трамплина для прыжка на развивающиеся рынки других стран континента» [15]. Немаловажно то, что страна является членом Южноафриканского таможенного союза (Southern African Customs Union (SACU)) и Сообщества развития Юга Африки (Southern African Development Community (SADC)), которые обеспечивают ей доступ к перспективным рынкам сбыта на континенте.

Ёмкость внутреннего рынка

Ёмкость внутреннего рынка измеряется объёмом валового внутреннего продукта и среднедушевыми доходами [16]. Поскольку первый компонент был достаточно подробно рассмотрен выше, остановимся на втором показателе.

Индексы The BankservAfrica Disposable Salary Index (BDSI) и The BankservAfrica Private Pension Index показывают, что личный располагаемый доход (ЛРД) граждан ЮАР в последние годы стабильно растёт. Согласно последним опубликованным данным, в настоящее время средний ЛРД по Южной Африке составляет 14.5 тыс. рандов [17]. Личные потребительские расходы граждан значительно выросли в 2015 году и лишь незначительно сократились спустя год - очевидно, что общие кризисные тенденции в экономике не оказывают серьёзного влияния на расходы граждан, что во многом объясняется большим размером социальных пособий в ЮАР. Если учесть при этом положительную динамику роста населения страны, то можно сделать вывод, что ЮАР является достаточно перспективным рынком сбыта с точки зрения потенциального инвестора.

Личные потребительские расходы, долл. в месяц

Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

ЛПР, долл. 3344 3606 3759 3742 3624 3734 3859 3929 3981 3972 4561 4540

Темпы роста 3.8 7.8 4.24 -0.45 -3.1 3.1 3.3 1.8 1.3 -0.2 14.8 -0.5

Источник: data.worldbank.org/indicator/ N E.CON LPRVTJ PC.KD

Немаловажно и то, что в стране постепенно увеличивается доля среднего класса. Так, по данным исследования Стелленбосского университета, в 1993 году в эту категорию входили всего 3.6 млн южноафриканцев (8.2% населения), в то время как в 2012 году средний класс ЮАР насчитывал уже 7.2 млн граждан (13.9%) [18]. Увеличение доли среднего класса в ЮАР способствует развитию розничной торговли, туризма и развлекательной индустрии, а это в свою очередь привлекает инвесторов.

Политическая стабильность

Внешние аспекты политической стабильности ЮАР не вызывают опасений. Ситуация в южноафриканском субрегионе в целом на протяжении последних десятилетий оставалась стабильной, претензии ЮАР на лидерство в субрегионе ни одна из соседних с ней стран не оспаривает. Что же касается внутренних аспектов, то они требуют более подробного анализа.

В рейтинге агентства Economist Intelligence Unit за 2017 г. ЮАР заняла 41-е место и получила статус «несовершенной демократии» (при том, что к полноценным демократиям агентство относит первые 25 стран рейтинга).

По основным пяти аспектам индекса ЮАР получила следующие оценки:

Таблица 6

Аспекты индекса демократии [19]

Категории: Индекс:

1. Избирательный процесс и плюрализм 7.42

2. Деятельность правительства 7.50

3. Участие населения в политической жизни 8.33

4. Политическая культура 5.0

5. Гражданские свободы 7.94

Следует отметить, что оценки по второму пункту за последние два года были серьёзно понижены, что обусловлено недавними коррупционными скандалами, связанными с семьёй Гупта - кланом индийских олигархов, которых обвиняют в использовании государственных структур в корыстных целых (т.н. «захват государства»). По оценке компании Transparency International, индекс восприятия коррупции в ЮАР в 2017 году составил 43, место страны в рейтинге из 180 стран - 71-е [20].

Ещё одна актуальная проблема для ЮАР - это высокий уровень социально-политической напряжённости. Всплеск ксенофобии в стране в апреле 2015 года, сопровождавшийся погромами магазинов, которыми владеют иностранцы, - это лишь очередная волна нападений, в ходе которых с 2008 года погибло 62 человека [21]. Безработные

южноафриканцы обвиняют иностранцев в том, что те занимают их рабочие места, в то время как безработица в стране растёт. Ещё одно проявление высокой социально-политической напряжённости - это регулярные забастовки участников рабочего движения, которые жёстко подавляются полицией (яркие примеры - расстрел рабочих на шахте «Марикана», столкновения на шахте «Лонминь» и другие). Радикальное профсоюзное движение в ЮАР набирает обороты, усиливается поддержка непризнанных профсоюзов (например, ACUM), которые выступают против монополизации рабочего движения профсоюзным центром COSATU, поддерживающим линию правящей партии Африканский национальный конгресс (АНК, African National Congress). Волнения южноафриканских рабочих негативно влияют на ситуацию на мировых сырьевых рынках. Так, когда рабочие Anglo American Platinum и Royal Bafokeng Platinum потребовали увеличения зарплаты, цена платины на мировом рынке поднялась на 10% за неделю, а цена золота достигла самого высокого уровня за последние три месяца [22].

В годы президентства Джейкоба Зумы актуальной проблемой оставались протесты в горнодобывающем секторе. По данным Всемирного экономического форума, за один только 2013 год 50 тыс. рабочих ЮАР приняли участие в протестах [23]. Причиной их недовольства становились, как правило, плохие условия труда и низкая заработная плата. Так, забастовщики на шахте «Лонминь» в 2012 году требовали повышения уровня заработной платы в три раза. Условия труда шахтёров также не являются удовлетворительными: за один только 2011 год на шахтах в ЮАР погибло более 120 горняков [24]. Другими важными причинами общественного недовольства являются [25] высокий уровень безработицы (27.3%) [26] и бедности (55.5% по данным национальной статистики [27]), а также неравномерность распределения доходов в обществе (коэффициент Джини равен 0.69 [28]). Среди причин высокого уровня экономического неравенства в Южной Африке можно назвать высокую степень участия политиков в бизнесе и бизнесменов в политике [29] - результат кооптации верхушки АНК в высшие структуры частного бизнеса (т.н. «вращающаяся дверь» между бизнесом и властью) [30].

На сегодняшний день отсутствие в ЮАР политической стабильности наносит самый серьёзный удар по её инвестиционной привлекательности. Крупнейшие зарубежные компании предвидят в стране «большую смуту» [31] и открыто планируют уход. В качестве примера можно привести компанию Anglo American, которая, по мнению аналитиков, может отделить свои южноафриканские активы от остального бизнеса из-за неблагоприятных условий для развития горнодобывающей деятельности [32].

Динамика курса национальной валюты

Южноафриканский ранд является национальной валютой с частичной конвертируемостью на внутреннем рынке. Это означает, что для национальных физических и юридических лиц в ЮАР не существует никаких ограничений, связанных с приобретением и продажей валюты, что существенно отличает ранд от валюты большинства африканских стран, которые обладают внешней конвертируемостью (то есть в этих странах могут быть существенные ограничения на валютные операции для граждан страны).

Существует так называемая «зона ранда», основу которой составляет Южноафриканский таможенный союз, существующий с 1910 года. Отсутствие пошлин между странами-участницами таможенного союза ведёт к активизации торговли между ними, в связи с чем возникает потребность в валюте наиболее сильного партнёра, которым в данном случае является ЮАР. Поэтому страны-участницы таможенного союза стремятся привязать свою валюту к ранду. Так, свазилендский лилангени привязан к южноафриканскому ранду в соотношении 1:1, причём обе валюты имеют равное хождение в Свазиленде.

Реальный эффективный валютный курс ранда в последние несколько лет испытывает тенденцию к снижению.

Таблица 7

Реальный эффективный валютный курс ранда

Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Индекс REER 100.0 103.3 94.7 82.7 77.6 77.2 71.5

Источник: http://data.wor dbank.org/indicator/ PX. REX.REER

Этот индекс рассчитывается с учётом темпов инфляции в странах - основных торговых партнёрах ЮАР. Его снижение за последние годы говорит об увеличении конкурентоспособности южноафриканских товаров, что, в свою очередь, положительно сказывается на доходах экспортёров. Кроме того, вывоз прибылей, получаемых инвесторами в рандах, становится невыгодным, поэтому прибыли часто используются либо для реинвестирования, либо для закупки товаров по внутренним ценам.

Южноафриканский ранд - достаточно уязвимая валюта, серьёзно зависящая от цен на сырьё, которые определяются мировой конъюнктурой. За последние десять лет ранд претерпевал значительные колебания по отношению к доллару. Подобные колебания отпугивают инвесторов, которые боятся потерять из-за них прибыль. По данным таблицы видно, что ранд значительно ослабевал в кризисные годы, что, впрочем, характерно для валюты развивающейся страны - экспортёра сырья.

Таблица 8

Динамика курса ранда

Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

USD/ZAR 6.36 6.76 7.04 8.24 8.41 7.31 7.25 8.20 9.64 10.84 12.8 14.7

Источник: http://www.measuringwort i. com/ datasets/exchangeglobal/re su t.php

Внешний фактор недавнего снижения ранда - сокращение эмиссии американского доллара в рамках сворачивания Федеральной резервной системой США программы количественного смягчения в 2013 году [33], в ходе которой часть эмитированной в США ликвидности мигрировала на финансовые рынки ЮАР. После сокращения эмиссии частные инвесторы, внимательнее оценив экономическое положение и политические риски в развивающихся странах, стали продавать валюту этих стран, от чего особенно пострадали национальные валюты Бразилии, ЮАР, Индии и Турции - стран с отрицательным сальдо текущего счёта платежного баланса. В свою очередь, внутренним фактором оттока капитала послужили волнения в среде рабочего класса.

В условиях оттока капитала особое значение приобрела проблема финансирования дефицита текущего счёта платежного баланса, увеличение которого с 2011 года было обусловлено стагнацией экспорта в кризисные страны еврозоны и снижением южноафриканского экспорта в Китай, который в этот период сбавил темпы экономического роста [34]. Эти проблемы по сути нивелировали те преимущества, которые мог получить экспортный сектор на фоне понижения реального эффективного валютного курса, о котором было сказано выше. Эксперты международной исследовательской компании Capital Economics считают, что ослабление ранда может привести к дальнейшему росту инфляции, объясняя это тем, что экономика страны по-прежнему остаётся зависимой от экспорта [35]. В самом деле, за период с 2015-го по 2016-й годы инфляция в ЮАР выросла с 5% до 7% [36].

Несмотря на указанные негативные тенденции, стоит отметить, что ЮАР обладает весьма развитыми финансовыми рынками и хорошо регулируемым банковским сектором, что благоприятствует инвестиционной активности в стране.

Правовой режим

Правовая система ЮАР в основном построена по английскому образцу и считается достаточно развитой. Впрочем, валютное законодательство накладывает на иностранных инвесторов ряд ощутимых ограничений, а трудовое законодательство по сей день является одной из главных причин недовольства иностранных инвесторов.

Валютное законодательство

Контроль за исполнением валютного законодательства осуществляет Департамент валютного контроля, который является подразделением Южно-Африканского резервного банка (South African Reserve Bank). По южноафриканскому законодательству нерезидентом считается физическое или юридическое лицо, чьё место проживания или регистрации находится за пределами Южноафриканского таможенного союза.

Для нерезидента не представляет сложности открыть депозит или расчётный счёт в банке ЮАР (в том числе мультивалютный, который можно пополнять со счетов из-за рубежа). Однако частичная конвертируемость ранда на внутреннем рынке подразумевает, что для нерезидентов в стране существуют ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты. К примеру, при осуществлении денежных переводов, а также при оплате услуг и покупок через банк у нерезидента возникнут сложности - в частности, ему придётся предоставить документы, подтверждающие назначение платежа [37].

Далее для получения кредита у иностранного инвестора заёмщик должен подать прошение в Резервный банк с целью получения разрешения (обычно этот процесс занимает около 2-3 недели). Для компаний с иностранным участием более 75% валютное законодательство ЮАР ограничивает возможности получения финансовой помощи, которая включает в себя предоставление займов и кредитов, заключение договоров купли-продажи в рассрочку, договоры аренды и другое [38].

Закон о защите инвестиций

В декабре 2015 года в стране был принят Закон о защите инвестиций, который заменил существующие двусторонние соглашения ЮАР с международными партнёрами. Закон уравнял в правах иностранных инвесторов с местными и подвергся критике со стороны торговых партнёров страны в связи с тем, что предоставил иностранным инвесторам меньшую защиту, чем та, которой они пользовались в соответствии с двусторонними соглашениями [39]. Во-первых, сомнения вызывает формулировка о «честной и справедливой» компенсации в случае экспроприации активов государством. Инвесторов больше устраивала компенсация в соответствии со «справедливой рыночной стоимостью», которая предусматривалась большинством двусторонних соглашений. Во-вторых, Закон о защите инвестиций фактически исключает обязанность государства передавать спорные дела на рассмотрение в международный арбитраж. Если инвестор запрашивает посредничества, соответствующая процедура определяется министром торговли и промышленности ЮАР, который волен решать, следует ли в данном случае прибегнуть к международному арбитражу или же для решения спора достаточно задействовать южноафриканские судебные инстанции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гарантии от национализации

После прихода к власти в 1994 году правительство АНК отказалось от идеи национализации ключевых отраслей экономики [40], однако инвесторы по сей день не испытывают уверенности в экономической политике партии. В конце 2000-х годов Юлиус Малема, на тот момент руководитель молодёжного крыла АНК, активно призывал к национализации горнодобывающей промышленности. В ответ на это Джейкоб Зума во время своего визита в Великобританию заявил, что национализация не является актуальным вопросом государственной политики, хотя сама идея вполне может обсуждаться [41]. Позже президент британской горнодобывающей компании Синтия Кэрролл заявила по этому поводу, что из-за опасений национализации иностранные компании перестали осуществлять достаточные долгосрочные инвестиции в горнодобывающий сектор [42].

В 2012 году после трагедии на шахте «Марикана» Малема снова предложил провести национализацию горнодобывающего сектора, утверждая, что горнорудные компании разграбляют национальные ресурсы, принося выгоду лишь акционерам, а не рабочим или налогоплательщикам [43]. В июне того же года АНК провела партийную конференцию, на которой пыталась уверить инвесторов в том, что национализация в ЮАР проводиться не будет. Однако устное заявление мало успокоило предпринимателей, поэтому в 2013 году Южная Африка заняла лишь 53-е место в рейтинге наиболее привлекательных стран для горнодобывающей отрасли, составленном Fraser Institute, а в 2014 году опустилась до б4-го [44].

Предоставление недискриминационного режима

Практически все сектора экономики в Южно-Африканской Республике открыты для иностранного инвестора. Разрешение государства на инвестирование требуется только для энергетического, горнодобывающего, банковского, страхового и оборонного секторов. Согласно данным, опубликованным на сайте Экономического Отдела Посольства ЮАР в Российской Федерации [45], в стране отсутствуют ограничения по объему или составу иностранных инвестиций, за исключением ряда отраслей промышленности. Кроме того, правительство Южно-Африканской Республики активно поддерживает компании, деятельность которых способствует развитию национальной экономики, в том числе и компании с иностранным участием. Для этого были разработаны программы поддержки инвестиций в развитие таких сфер, как автомобильная промышленность (AIS), инфраструктура (CIP), приоритетные отрасли промышленности (SSAS) и многие другие. Поддержку иностранным инвесторам активно оказывают Департамент торговли и промышленности ЮАР. Впрочем, все эти преимущества нивелируются дискриминационными по сути положениями Закона о конкуренции 1998 года и Положения о B-BBEE 2003, о которых речь пойдёт далее.

В соответствии с Законом о конкуренции 1998 года, сделки слияний и поглощений в ЮАР могут осуществляться лишь строго с одобрения Комиссии по защите конкуренции [4б]. Данный закон уполномочивает Комиссию анализировать инвестиции с точки зрения их соответствия общественным интересам: их влияния на развитие отдельных секторов промышленности, повышения уровня занятости, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса. Подобный контроль со стороны государства не может быть привлекательным для иностранных инвесторов.

В 2003 году в ЮАР было принято Положение о B-BBEE (Broad Based Black Economic Empowerment, или Политика экономического усиления чёрного населения на широкой основе). Данная политика по сей день является частью социально-экономиче-

ской стратегии ЮАР, нацеленной на преодоление негативных последствий апартеида. Она преследует цель выровнять расовый баланс в экономике страны путём предоставления экономических преимуществ тем слоям населения, которые испытывали гнёт в годы апартеида в ЮАР (имеются в виду чёрные, цветные, индийцы и китайцы). Согласно данной политике, доля занятых на руководящих постах среди этих категорий населения должна быть увеличена, а равенство при приёме на работу должно достигаться за счёт резервирования рабочих мест для данных категорий населения. Так, доля чёрного и цветного населения в рабочей силе предприятия должна составлять не менее 80%. Кроме того, в соответствии с законодательством ЮАР компании, претендующие на государственные льготы, вынуждены выделять до 30% средств от суммы любой сделки на инвестиционные проекты поддержки чёрного населения. Для этого компании-импортёры и нерезиденты должны оформить протокол о намерениях и соглашение об обязательном партнёрстве с чёрным бизнесом [47].

Законодательство ЮАР не обязывает бизнесменов подписывать эти документы, однако тот, кто их не подписывает, имеет значительно меньше шансов на получение правительственных контрактов. Важное следствие данной политики - сокращение притока прямых иностранных инвестиций и отток капитала за рубеж. Чтобы противостоять этому, южноафриканское правительство вводит заградительные меры: например, покупка акций иностранных компаний должна быть компенсирована за счёт привлечения иностранных инвестиций на ту же сумму (к примеру, путём продажи акций зарубежным инвесторам) [48].

Политика «позитивной дискриминации» проводится и в отношении режима государственных закупок: так, пункт 2 статьи 217 Конституции позволяет государственным организациям совершать преференциальные закупки при условии, что поставщик и/или управляющая компания относятся к категориям граждан, которые прежде подвергались дискриминации [49]. При этом отсутствие единой процедуры осуществления госзакупок значительно затрудняет выход на южноафриканский рынок иностранных поставщиков, позволяя различным государственным организациям диктовать свои правила [50]. Кроме того, в 1997 году правительство ЮАР выпустило Зелёную книгу по реформированию сектора государственных закупок в ЮАР, в которой были выдвинуты предложения, направленные на ограничение деятельности иностранных компаний на рынке госзакупок. Некоторые ограничения были отражены в конкретных правительственных программах. К примеру, Программа участия в национальной промышленности 1996 года обязала всех государственных поставщиков, импортная составляющая в продукции которых равна или превышает $10 млн, осуществлять инвестиции в торгово-промышленную сферу ЮАР [51], а стратегия «Новый путь роста» 2011 года ставит задачу обеспечить 75% общего объёма закупок силами национальных компаний [52]. Такая политика правительства не может выглядеть привлекательно для иностранного инвестора.

В июне 2017 года в ЮАР был опубликован проект обновлённого устава горнорудной промышленности ЮАР. В последней версии документа обязательная доля владения чернокожего населения в горнодобывающих компаниях была определена на уровне 30%. Примечательно, что с собственниками компаний эти перемены не обсуждались, и кроме того, вызывает вопросы тот факт, что изменения в документ внесены министерством, а не парламентом. Кроме того, данный проект устанавливает и долю владения чернокожего населения в новых геологоразведочных проектах - 50% плюс одна акция. При этом исследования и разработки в горнорудной сфере должны в обязательном порядке проводиться только местными компаниями. Общественная горнорудная палата ЮАР, представляющая интересы основного большинства горнорудных компаний стра-

ны, что изменения в уставе могут повлечь значимые негативные последствия для всего сектора [53].

Факторы общего предпринимательского климата

В целом условия ведения бизнеса в ЮАР резко ухудшились за последние несколько лет. Ещё в 2014 году страна занимала 43-е место в мировом рейтинге легкости ведения бизнеса, в то время как сейчас ЮАР расположилась на 82-м. Среди причин падения ЮАР в рейтинге ведения бизнеса - неблагоприятная для инвесторов реформа 2015 года, осложнившая доступ к информации о кредитоспособности, а также усложнение процесса регистрации предприятий в ЮАР. По приведённой ниже таблице можно проследить, как менялось место страны в рейтинге Doing Business по нескольким важнейшим аспектам с 2015-го по 2017-й годы.

Таблица 9

Место ЮАР в рейтинге Doing Business

Аспект ведения бизнеса 2015 г. 2017 г.

Регистрация предприятий 61 136

Получение разрешений на строительство 32 94

Присоединение к электрическим сетям 158 112

Регистрация собственности 97 107

Кредитование 52 68

Защита инвесторов 17 24

Налогообложение 19 64

Источник: Doing Business 2017, World Bank Group. http://www.doingbusiness.org/data/ exploreeconomies/south-africa

Регистрация компаний

Как видно по таблице, в рейтинге Doing Business 2017 из 189 стран ЮАР занимает 136-е место по лёгкости регистрации предприятий [54]. В среднем регистрация компании занимает в Южно-Африканской Республике 45 дней. Минимальных размеров акционерного капитала законодательством ЮАР не предусмотрено. Регистрация компании включает в себя семь процедур (против пяти в 2015 году). Во-первых, необходимо зарегистрировать название компании или по меньшей мере закрепить за ней номер, полученный при регистрации (ранее этот этап не был обязательным). Затем необходимо зарегистрировать предприятие в Комиссии по компаниям и интеллектуальной собственности - процедура занимает около 10 дней (на 4 дня больше, чем в 2015 году) и стоит 125 рандов. После этого необходимо открыть счёт в местном банке, представив доказательство назначения директоров компании и оригиналы учредительных документов (1 день). Третья и четвёртая процедуры связаны с выплатой налогов. Новая компания должна зарегистрироваться в отделении Налогового управления для уплаты подоходного налога, НДС и налога с заработной платы, а также встать на учёт для уплаты взносов в Фонд страхования и безработицы. Она обязана нанять резидента ЮАР, который будет нести ответственность за выплату компанией подоходного налога, а также зарегистрироваться в качестве работодателя. Если годовой оборот предприятия больше 1 млн рандов, его необходимо дополнительно зарегистрировать для выплаты налога на добавленную стоимость. Следующая процедура, которую можно проходить параллель-

но с предыдущей, включает в себя постановку на учёт в Департаменте труда ЮАР (5 дней). Наконец, на сайте Департамента труда необходимо зарегистрироваться в Комиссию по выплате компенсаций за травмы, полученные на производстве (30 дней). Впрочем, предприятие может приступить к работе, не дожидаясь одобрения этой последней регистрации [55].

Налогообложение

Закон о налогах на доходы 1995 года не делает различий в налогообложении резидентов и нерезидентов. Согласно ст. 1 Закона, налогом облагаются любые доходы, источник которых находится на территории ЮАР. Стоит также отметить, что ЮАР подписала договоры об устранении двойного налогообложения с целым рядом иностранных государств.

Налоговые каникулы в ЮАР могут получить только промышленные компании, обладающие лицензией. Для этого должен выполняться целый ряд условий, при выполнении которых компания может получить освобождение от налогов на срок от 2 до 6 лет. Во-первых, для предприятий, которые были учреждены после 1 октября 1966 года, объём инвестиций в земельные ресурсы, оборудование, производственные и административные здания должны составлять не менее 3 млн рандов. Во-вторых, единственной уставной целью предприятия должна быть реализация промышленного проекта. В-третьих, налоговые каникулы может получить только компания, открывшая новый бизнес [56].

Инфраструктура

В целом инфраструктура ЮАР считается лучшей на континенте, а порт Дурбан признаётся наиболее эффективным портом в Африке. Новые современные объекты инфраструктуры были возведены в ЮАР в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2010 года [57]. О достойном состоянии инфраструктуры свидетельствуют данные доклада The Global Competitiveness Report (2017 - 2018) [58]: в рейтинге из 137 стран ЮАР находится на 61-м месте по качеству инфраструктуры, на 50-м - по качеству дорог, на 47-м - по качеству железных дорог, на 37-м - по качеству портовой инфраструктуры и на 25-м - по качеству воздушного транспорта.

Наличие семи крупных портов обеспечивают Южно-Африканской Республике выход на все морские направления, однако значимыми недостатками портовой инфраструктуры остаются длительный срок оборачиваемости судов и высокая стоимость отправки контейнеров (так, в 2012 году цены в контейнерных портах Южной Африки в 4.6 раза превышали средние мировые [59]).

Важной проблемой в ЮАР является доступ к электроэнергии. За последние годы в ЮАР значительно возрос спрос на электроэнергию, однако правительство не сумело своевременно отреагировать на это. Модернизация объектов и инфраструктуры энергетики является сегодня одной из важнейших задач южноафриканского правительства [60].

Рынок труда и уровень квалификации рабочей силы

Главной экономической проблемой в ЮАР остаётся высокий уровень безработицы (27.3% в 2017 году). По данным приведённой ниже таблицы видно, что за последние 10 лет уровень безработицы в стране не опускался ниже 22%. В 2010 году Джейкоб Зума обещал уменьшить официальную безработицу на 10% за 10 лет благодаря росту ВВП,

однако реальная статистика не продемонстрировала каких-либо успехов на этом направлении в годы его президентства. Неудивительно, что борьба с безработицей оказалась в фокусе предвыборной кампании вновь избранного президента ЮАР Сирила Ра-мафосы. В своём февральском обращении к нации новый президент ещё раз подтвердил, что намерен развивать сотрудничество между государством и частным бизнесом в целых создания новых рабочих мест в стране. Одним из самых важных вызовов южноафриканской современности Сирил Рамафоса считает молодёжную безработицу, с которой Рамафоса рассчитывает бороться в рамках программы Youth Employment Service, которая предоставит молодым южноафриканцам возможность проходить оплачиваемые стажировки в компаниях в различных секторах экономики.

Таблица 10

Уровень безработицы (2005-2017)

Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

% 23.8 22.6 22.3 22.7 23.7 24.7 24.7 25.0 24.9 25.5 25.2 26.7 27.3

Источник: http://data.worldban k.org/indicator/SL.UE M.TOTL.ZS

Среди причин нынешнего высокого уровня безработицы - высокая зарегулирован-ность рынка труда. Процедуры найма и увольнения работника в ЮАР крайне сложны, в определении уровня зарплат большую роль играют профсоюзы (их полномочия по защите рабочих закреплены в Трудовом законодательстве 1995 года). Как следствие, рынок труда в ЮАР является крайне негибким.

По данным переписи 2011 года, лишь 11.8% граждан в возрасте от 20 лет и старше имеют высшее образование, а 8.6% не имеют образования вообще. При этом необходимо отметить, что процент охвата высшим образованием сильно разнится по расовым группам: так, по состоянию на 2011 год высшее образование имели лишь 8.3% черных и 7.4% цветных, в то время как доля белых с высшим образованием оказалась значительно больше - 36.5% [61]. Низкий уровень квалификации чёрных рабочих во многом является наследием апартеида, когда чёрное население не имело доступа к образованию и соответственно не могло получить те навыки, которые востребованы на рынке труда сегодня.

После падения апартеида доступ к образованию для африканцев значительно расширился, однако положение дел в среднем и высшем образовании остаётся кризисным. Причины тому - недостаток средств и оборудования, американизация системы обучения, низкая квалификация учителей и отсутствие культуры преподавания, а также проводимая правительством политика ускоренной африканизации, которая способствует деградации науки и образования в ЮАР [62]. Эксперты отмечают, что южноафриканское образование, став более доступным, значительно потеряло в качестве. Так, по окончании школы от трети до половины африканцев не способны грамотно писать, читать и считать [63]. В то же время, проводимая нынешним правительством политика «позитивной дискриминации», при которой рабочие места резервируются за угнетенными ранее категориями населения, блокирует доступ к ним квалифицированных белых кадров, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности ЮАР и экономической ситуации в стране в целом.

Стоит отметить, что в ЮАР продолжает снижаться численность белого населения. Так, согласно переписи 2011 года, процент белого населения Южно-Африканской республики снизился с 11% в 1996 году до 8.9% в 2011 году [64]. Всего по оценкам Южноафриканского института расовых отношений с 1995 года из страны эмигрировали около 800 тыс. представителей белого населения [65]. Потоки белых эмигрантов устремля-

ются в основном в англоговорящие страны (Великобритания, Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, США), а также в страны Европы (Нидерланды, Бельгия и др.). Процент белого населения в Южной Африке по данным 2015 года составляет 8.4 [66], причём это наиболее состоятельная и образованная часть населения. В то же время, по данным опроса, проведённого южноафриканским агентством ЕЫигеЕа^, желание покинуть Южную Африку практически одинаково сильно среди представителей разных расовых групп: в 2011 году об эмиграции всерьёз задумывались 13% чёрных, 12% цветных, 11% индийцев и 16% белых [67]. Тем не менее, представители белого населения на практике осуществляют свои планы чаще, чем остальные, поскольку обладают более широкими финансовыми возможностями и надёжными связями за рубежом. Уже за первые десять лет после падения апартеида страну покинуло около 1 млн высококвалифицированных специалистов, большинство из которых белые [68]. Отток белого населения из ЮАР лишает страну наиболее квалифицированной рабочей силы, что, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на национальную экономику.

Главная причина, по которой белое население покидает страну, - это неудовлетворённость качеством жизни, неясность будущего, высокий уровень преступности. По последнему показателю ЮАР занимает шестое место в списке из 132 стран [69]. В 2014 году мировой ресурс статистики NationMaster присудил Южной Африке индекс 86.27 по данному показателю. Уровень преступности является одним из важнейших негативных факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат в стране.

Инвестиционная активность

В 2016 году нетто-приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ЮАР составил всего $2270 млн - менее 4% от общего нетто-притока ПИИ в Африку. Накопленный объем ПИИ в ЮАР составлял в 2016 году $137 млрд (16% от накопленного объёма ПИИ в страны континента). По данным приведённой таблицы видно, что максимальная активность иностранных инвесторов в ЮАР пришлась на 2013 год, после чего последовал существенный спад, причиной которого стало снижение мировых цен на сырьё.

Таблица 11

Прямые иностранные инвестиции в ЮАР (нетто-приток)

Год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

ПИИ (млн долл.) 1569 734 798 6647 -527 5695 9209 7502 3636 4243 4559 8300 5771 1729 2270

Источник: http://unctad.org/Sections/dite_dir/docs/WIR2017/wir

7_fs_za_en.pdf

Для Южной Африки характерна значительная диверсификация ПИИ по отраслям: в добычу полезных ископаемых вложено лишь около трети ПИИ, остальное приходится на промышленность (19%), финансы и услуги (34%), торговлю и сервис (5%), транспорт и связь (7%) [70]. Стоит также отметить, что более 60% от объёма ПИИ в ЮАР приходится на трансграничные операции по слиянию и поглощению компаний, то есть основная часть инвестиций уходит в уже существующие активы. Дело в том, что в Южно-Африканской Республике высок уровень концентрации экономики в руках крупных компаний, в связи с чем вкладывать в эти компании проще, чем создавать новые [71]. В числе основных инвесторов в южноафриканскую экономику следует отметить Великобританию, Нидерланды, США, Германию и Китай.

Планы на будущее

В апреле 2017 года, после того как агентство Fitch ratings понизило рейтинг ЮАР до «мусорного» в связи с внезапной отставкой министра финансов Правина Гордана, южноафриканское руководство стало уделять самое пристальное внимание вопросу улучшения инвестиционного климата страны. Национальный совет по вопросам экономического развития и труда (Nedlac) сформировал целевую группу для разработки специальных мер, которые должно предпринять правительство, чтобы избежать понижения рейтинга в будущем. Реальные шансы преуспеть на этом направлении значительно увеличились после того, как президентский пост перешёл к бывшему вице-президенту ЮАР, успешному бизнесмену Сирилу Рамафосе. Основными темами предвыборной кампании Сирила Ра-мафосы стала борьба с коррупцией и проведение структурной экономической реформы, которая будет способствовать развитию бизнеса и созданию новых рабочих мест в ЮАР. В своём обращении к нации в феврале 2018 года Сирил Рамафоса анонсировал проведение в трёхмесячный срок «инвестиционной конференции», в ходе которой должны быть разработаны способы продвижения южноафриканских активов на рынках инвестиций. Особое внимание при этом планируется уделить сфере промышленного производства ЮАР.

В феврале 2018 года в своём бюджетном послании министр финансов ЮАР Малуси Гигаба обратил внимание на некоторые благоприятные тенденции, наметившиеся за последние три месяца, в том числе укрепление ранда, повышение цен на основные продукты южноафриканского экспорта, укрепление сотрудничества между всеми социальными партнёрами, повышение доверия к государству со стороны бизнеса, а также рост внутреннего спроса в странах Запада. По мнению министра, все эти обстоятельства формируют весьма благоприятную среду для экономического роста и создают возможности для улучшения инвестиционного климата страны.

Малуси Гигаба также перечислил конкретные меры по улучшению инвестиционного климата, которые правительство обязуется предпринять. Во-первых, планируется предоставить финансовую поддержку старт-апам из средств специального фонда, управляемого совместно министерством малого бизнеса, министерством науки и технологий и национальным казначейством ЮАР. Во-вторых, будут приняты меры по демонополизации экономики и созданию конкурентной среды. Наконец, предполагается продолжить сотрудничество с социальными партнёрами в рамках Национального совета по вопросам экономического развития и труда (Nedlac).

В связи с позитивными ожиданиями, связанными с приходом к власти нового президента, вскоре после его вступления в должность ранд подорожал на 0.6 процента, а фондовый рынок ЮАР подскочил на 4.3 процента [72]. Представляется, что грядущие экономические и административные реформы действительно могут поспособствовать улучшению инвестиционного климата ЮАР и привлечению в страну иностранных инвесторов.

Источники

1. http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx

2. Крамин Т.В., Леонов В.А., Тимирясова А.В. Инвестиционная привлекательность региона как основа разработки и реализации регионального инвестиционного проекта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2. с. 293-300

3. Международные экономические отношения / под ред. Н.Н. Ливенцева ; МГИМО(У) МИД РФ. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ПРОСПЕКТ, 2006. с. 272-273

4. http: //www .kdmid. ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/ЮАР .aspx

5. The World Factbook CIA - https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook/geos/ sf.html

6. Южно-Африканская Республика. Справочник. М. Ин-т Африки РАН, 2014. с. 124

7. Шитов В.Н. Экономика стран Южной Африки. М. МГИМО-Университет, 2009. с. 6

8. Южно-Африканская Республика. Справочник. М. Ин-т Африки РАН, 2014. с. 135-139

9. Южно-Африканская Республика. Справочник. М. Ин-т Африки РАН, 2014. с. 123

10. Емельянов А.Л. Постколониальная история Африки южнее Сахары. М. МГИМО-Университет, 2012. с. 255

11. http://expert.ru/expert/2012/34/neudobnyie-vorota-v-afriku/

12. http://www.un.org/africarenewal/magazine/december-2013/toast-south-africas-black-middle-

class

13. Селассие А. А. Чем страдает Южная Африка // Финансы и развитие (ежеквартальный журнал Международного Валютного Фонда). 2011. Вып. 48. с. 3. https://www.imf.org/external/ russian/ pubs/ft/ fandd/ 2011/12/pdf/selassie.pdf. р. 13

14. Селассие А. А. Чем страдает Южная Африка // Финансы и развитие (ежеквартальный журнал Международного Валютного Фонда). 2011. Вып. 48. с. 12. https://www.imf.org/ external/russian/pubs/ft/ fandd/2011/12/pdf/selassie.pdf.

15. http://expert.ru/expert/2012/34/neudobnyie-vorota-v-afriku/

16. Международные экономические отношения / под ред. Н.Н. Ливенцева ; МГИМО(У) МИД РФ. 2-е изд., перераб. и доп. М. ПРОСПЕКТ, 2006. с. 273

17. https://www.bankservafrica.com/BDSI

18. The emergent South African Middle Class. University of Stellenbosch Research Division. р. 2 - http://resep.sun.ac.za/wp-content/uploads/2013/10/The-emergent-SA-middle-class_pdf.

19. Democracy Index 2017. A report from The Economist Intelligence. Unit. London, The Economist, 2017. р. 5

20. Transparency International. http://www.transparency.org/cpi2014/results#myAnchor1

21. http://www.bbc.co.uk/russian/ international/ 2015/04/150417_south_africa_shops_looted

22. http://expert.ru/expert/2012/ 34/neudobnyie-vorota-v-afriku/

23. Global Risks 2014, Ninth Edition. Geneva, World Economic Forum, 2014. р. 28

24. http://expert.ru/expert/2012/ 34/neudobnyie-vorota-v-afriku/

25. SA Reconciliation Barometer Survey: 2013 Report. Pretoria, Institute for Justice and Reconciliation, 2013. р.48 - http://reconciliationbarometer.org/wp-content/uploads/2013/12/IJR-Barometer-Report-2013 -22Nov 1635 .pdf

26. World Bank Indicators - https://data.worldbank.org/indicator/SL.UEM.TOTL.ZS

27. http://www.statssa.gov.za/?p=10334

28. World Bank - http://www.worldbank.org/en/country/southafrica/overview

29. Прокопенко Л.Я. Новые политические элиты в государствах Юга Африки. М. Институт Африки РАН, 2011. с. 53

30. Прокопенко Л.Я., Скубко Ю.С., Шубин Г.В. Проблемы современного социально-экономического и политического развития ЮАР. Москва. Издатель И.Б. Белый, 2013. с. 13

31. Прокопенко Л.Я., Скубко Ю.С., Шубин Г.В. Проблемы современного социально-экономического и политического развития ЮАР. Москва: Издатель И.Б. Белый, 2013. с. 35

32. Там же. с. 34

33. http://www.vedomosti.ru/newspaper/ articles/2013/12/23/valyuty-voshli-v-zonu-riska

34. Мозиас П. Экономика ЮАР: лёгкой жизни не ожидается // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 1. с. 106

35. Capital Economics - https://www.capitaleconomics.com/africa-economics/africa-watch/ weaker-currencies-add-to-need-for-tighter-monetary-policy.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. World Bank Indicator - https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.DEFL.KD.ZG?display =default&end=2016&start=2015

37. http://m.forbes.ru/article.php?id=84466

38. Exchange Control Manual and Exchange Control Rulings, South Africa -http://www.webberwentzel.com/wwb/action/media/ downloadFile?media_fileid=7554

39. Bloomberg - https://www.bloomberg.com/news/articles/2015-11-17/south-african-lawmakers -approve-foreign-investment-bill

40. Прокопенко Л.Я., Скубко Ю.С., Шубин Г.В. Проблемы современного социально-экномического и политического развития ЮАР. Москва. Издатель И.Б. Белый, 2013. с. 15

41. Север - Юг - Россия 2009. Ежегодник / Отв. ред. - В.В. Сумский, В.Г. Хорос. М.: ИМЭМО РАН, 2010. с. 157. http://www.imemo.ru/files/ File/ru/publ/2010/10034.pdf

42. http://expert.ru/expert/2012/ 34/neudobnyie-vorota-v-afriku/

43. Там же

44. Survey of Mining Companies 2014, Fraser Institute Annual. рр. 4-5 - http://www.fraserin stitute.org/ uploadedFiles/fraser-ca/Content/research-news/research/publications/ survey-of-mining-companies-2014.pdf

45. http://www.econsa.ru/invest.shtml

46. Competition Act 1998. р. 22 - http://www.comptrib.co.za/assets/Uploads/The-Act/ Competition-Act.pdf

47. Южно-Африканская Республика. Справочник. М., Ин-т Африки РАН, 2014. с. 125

48. http://polpred.com/?ns= 1 &ns_id= 138198

49. The Constitution of the Republic of South Africa, 1996. р. 112 www.justice.gov.za/ legislation/constitution/SAConstitution-web-eng.pdf

50. Пономарёва О.В. Государственные закупки как инструмент торговой политики в развивающихся странах // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 9. с. 107. www.rfej .ru/rvv/id/9001 FF9C2/$file/ 101-119.pdf

51. https://ustr.gov/sites/default/files/ South%20Africa.pdf

52. The Local Procurement Accord. р.18 - www.economic.gov.za/communications/ publications/local-procurement-accord

53. https://ria.ru/economy/20170718/1498689404.html

54. Doing Business 2015, Economy Profile 2015, South Africa. Washington, The International Bank For Reconstruction and Development, World Bank. р. 18

55. http://www.openbusiness.ru/html_euro/ south_africa_open1.htm

56. Ливенцев Н.Н. Международное движение капитала: (инвестиционная политика зарубежных стран) / Н. Н. Ливенцев, Г. М. Костюнина. М. Экономистъ, 2004. с. 144 -http://www.mgimo.ru/ files/17713/17713.pdf

57. http://www.russianview.com/3-iyul-avgust-2014/materialy-nomera-3/afrikanskii-bum

58. The Global Competitiveness Report 2017-2018. Geneva, World Economic Forum. р. 268269. http://www3.weforum.org/docs/GCR2017-2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport 2017%E2%80%932018.pdf

59. Global Port Pricing Comparator Study - 01/04/2012 Research Summary. р. 2 -www.portsregulator.org/images/documents/ GPPCS_2012_0verview.pdf

60. http://bricsmagazine.com/ru/ articles/razvivayuschayasya-v-temnote

61. Census 2011 Statistical release - P0301.4 / Statistics South Africa, р.34

62. Грибанова В. В. Три столетия развития образования в Южной Африке. М. Институт Африки РАН, 2008. с. 156

63. Скубко Ю.С. Некоторые аспекты развития высшего образования в ЮАР // Восток (Oriens). 2013. № 2. с. 96-98

64. Census 2011 Statistical release - P0301.4 / Statistics South Africa. р. 17

65. http://www.economist.com/node/ 12295535

66. The World Factbook CIA - https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ sf.h tml#People

67. The FutureFact survey 2011. р. 24 http://www.futurefact.co.za/FF_SAs_Big_5_Forces_2012_ web.pdf

68. Скубко Ю.С. Некоторые аспекты развития высшего образования в ЮАР // Восток (Oriens). 2013. № 2. с. 100

69. http://www.nationmaster.com/country-info/stats/Crime/Crime-levels

70. Южно-Африканская Республика. Справочник. М. Ин-т Африки РАН, 2014. с. 153

71. Сидоров В.А. Роль и место ЮАР в мировой экономике в начале XXI века : дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.14 / Сидоров Василий Александрович; науч. рук. Л.Л. Фитуни; Институт Африки РАН. Москва, 2013. с. 115

72. https://fomag.ru/news-streem/aktivy_yuar_vzleteli_posle_otstavki_prezidenta/

INVESTMENT CLIMATE IN SOUTH AFRICA

© 2017 Irina Yutiaeva

YUTIAEVA Irina R., Associated Member of the Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, 30/1, Spiridonovka str., Moscow 123001, Russian Federation. [email protected]

Abstract. The article examines the peculiarities of the investment climate and legal regulation of investment activities in South Africa. The author investigates the macroeconomic factors of the investment attractiveness of the country, special aspects of legal regulations and the overall entrepreneurial climate of South Africa with the focus on the developments of the recent years, in order to identify the causes of the dramatic decline in the investment activities in 2015. The article demonstrates the negative impact that has been made on the investment climate by South Africa's dependency on the prices on raw minerals, the political instability of the recent years and the adoption of the controversial Protection of Investment Act. The last part of the article enumerates measures to be taken by the new South African government in order to improve the investment climate in South Africa.

Keywords: RSA, investment climate, B-BBEE, credit rating

References

Census 2011 Statistical release - P0301.4 / Statistics South Africa

Competition Act 1998. http://www.comptrib.co.za/assets/Uploads/The-Act/Competition-Act.pdf Democracy Index 2014 // The Economist, London. 2015

Doing Business 2015, Economy Profile 2015, South Africa. Washington, The International Bank For Reconstruction and Development, World Bank

Emel'yanov A.L. Postkolonial'naya istoriya Afriki yuzhnee Sahary [Post-colonial history of Sub-Saharan Africa]. Moscow. MGIMO-University. 2012

Global Port Pricing Comparator Study - 01/04/2012 Research Summary. www.portsregulator.org/images/documents/ GPPCS_2012_0verview.pdf Global Risks 2014. Ninth Edition. Geneva. World Economic Forum. 2014

Gribanova V.V. Tri stoletiya razvitiya obrazovaniya v Yuzhnoj Afrike [Three centuries of the development of education in South Africa]. Moscow. Institute for African Studies. 2008

Kramin T.V., Leonov V.A., Timiryasova A.V. Investicionnaya privlekatel'nost' regiona kak osnova razrabotki i realizacii regional'nogo investicionnogo proekta [Investment attractiveness of a region as the basis for the development and realization of a regional investment project] // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Vector of Science of the Togliatti State University]. 2013. № 2

Levincev N.N. Mezhdunarodnye ehkonomicheskie otnosheniya: uchebnik [International Economic Relations: textbook]. Moscow. PROSPEKT. 2006

Livencev N.N. Mezhdunarodnoe dvizhenie kapitala: (investicionnaya politika zarubezhnyh stran [International capital flow (investment policy of foreign countries)] / N.N. Livencev, G.M. Kostyunina. Moscow. Ekonomist. 2004. URL: http://www.mgimo.ru/ files/17713/17713.pdf

Mozias P. Ekonomika YuAR: lyogkoj zhizni ne ozhidaetsya [Economy of RSA: Hardships Are Expected] // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations]. 2015. № 1

Ponomaryova O.V. Gosudarstvennye zakupki kak instrument torgovoj politiki v razvivayushchihsya stranah [Public Procurement as an Instrument of the Trade Policy of the Developing Countries] // Rossijskij vneshneehkonomicheskij vestnik [Russian Bulletin of Foreign Policy]. 2014. № 9. www.rfej.ru/rvv/id/9001FF9C2/Sfile/101-119.pdf

Prokopenko L.Ya. Novye politicheskie ehlity v gosudarstvah Yuga Afriki [New political elites in the Southern African countries]. Moscow. The Institute for African Studies. 2011

Prokopenko L.Ya., Skubko Yu.S., Shubin G.V. Problemy sovremennogo social'no-ehkonomicheskogo i politicheskogo razvitiya YuAR [Problems of social, economic and political development of the RSA]. Moscow. Izdatel' I.B. Belyj. 2013

Selassie A.A. CHem stradaet YUzhnaya Afrika [What Africa Suffers From] // Finansy i razvitie [Finances and Development]. 2011. Issue 48. https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/ fandd/2011/12/pdf/selassie.pdf

Sever - Yrg - Rossiya 2009 [North - South - Russia]. Ezhegodnik [Yearbook] / V.V. Sumskij, V.G. Horos. Moscow. IMEMO RAN. 2010. http://www.imemo.ru/files/ File/ru/publ/2010/ 10034.pdf Shitov V.N. Ekonomika stran Yuzhnoj Afriki [Economy of the Southern African countries]. Moscow. MGIMO-University. 2009

Sidorov V.A. Rol' i mesto YuAR v mirovoj ehkonomike v nachale XXI veka : dis. ... kand. ehkonom. nauk : 08.00.14 [The role and place of South Africa in the world economy in the beginning of the 21st century] / Sidorov V.A. Moscow. 2013

Skubko Yu.S. Nekotorye aspekty razvitiya vysshego obrazovaniya v YUAR [Some aspects of the development of higher education in the RSA] // Vostok (Oriens). 2013. № 2

Survey of Mining Companies 2014, Fraser Institute Annual. http://www.fraserinstitute.org/ uploadedFiles/fraser-ca/Content/research-news/research/publications/survey-of-mining-companies-2014.pdf

The Constitution of the Republic of South Africa. 1996. www.justice.gov.za/legislation/ constitution/SAConstitution-web-eng.pdf

The emergent South African Middle Class. University of Stellenbosch Research Division. http://resep.sun.ac.za/wp-content/uploads/2013/10/The-emergent-SA-middle-class_pdf

The FutureFact survey 2011. http://www.futurefact.co.za/FF_SAs_Big_5_Forces_ 2012_web.pdf The Global Competitiveness Report 2017-2018. Geneva, World Economic Forum. http://www3 .weforum.org/docs/GCR2017-2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport 2017%E2%80%932018.pdf

The Local Procurement Accord. www.economic.gov.za/communications/publications/ local-procurement-accord

The World Factbook CIA. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ sf.html# People

Yuzhno-Afrikanskaya Respublika [South African Republic]. Moscow. The Institute for African Studies. 2014

http: //bricsmagazine .com/ru/article s/razvivayuschayasya-v-temnote https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.DEFL.KD.ZG?display=default&end=2016& start=2015

https://data.worldbank.org/indicator/SL.UEM.TOTL.ZS

http: //expert.ru/expert/2012/34/neudobnyie -vorota-v-afriku/

https://fomag.ru/news-streem/aktivy_yuar_vzleteli_posle_otstavki_prezidenta/

http://m.forbes.ru/article.php?id=84466

http://polpred.com/?ns= 1 &ns_id= 138198

http://reconciliationbarometer.org/wp-content/uploads/2013/12/IJR-Barometer-Report-2013-22Nov1635.pdf

https://ria.ru/economy/20170718/1498689404.html http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx https://ustr.gov/sites/default/files/ South%20Africa.pdf https://www.bankservafrica.com/BDSI

http://www.bbc.co.uk/russian/ international/ 2015/04/150417_south_africa_shops_looted https://www.bloomberg.com/news/articles/2015-11-17/south-african-lawmakers-approve-foreign-investment-bill

https://www.capitaleconomics.com/africa-economics/africa-watch/weaker-currencies-add-to-need-for-tighter-monetary-policy.html

https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook/geos/sf.html http://www.economist.com/node/12295535

http://www.econsa.ru/invest.shtml

http: //www .kdmid. ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/YUAR. aspx

http: //www .nationmaster. com/country-info/stats/Crime/Crime -levels

http://www.openbusiness.ru/html_euro/ south_africa_open1.htm

http://www.russianview.com/3-iyul-avgust-2014/materialy-nomera-3/afrikanskii-bum

http://www.statssa.gov.za/?p=10334

http: //www .transparency.org/cpi2014/re sults#myAnchor1

http://www.un.org/africarenewal/magazine/december-2013/toast-south-africas-black-middle-class http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2013/12/23/valyuty-voshli-v-zonu-riska. http://www.webberwentzel.com/wwb/action/media/ downloadFile?media_fileid=7554 http: //www .worldbank.org/en/country/southafrica/ overview

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.