- проведение взаимозачетов промышленных предприятий с бюджетом;
- развитие системы вексельного обращения, включая увеличение выпуска собственных векселей региона;
- формирование и размещение в соответствии с заявками регионального и городского (г. Махачкала) заказа на производство изделий, выпускаемых предприятиями пищевой и легкой промышленности;
- с целью обеспечения финансирования заказов и контроля за целевым расходованием средств внести в региональный и городской бюджет отдельной строкой расходы на финансирование заказов для нужд региона и города;
- разработка мер по стимулированию деятельности оптовых и розничных торговых организаций по реализации товаров предприятий пищевой и легкой промышленности.
Реализация перечисленных мероприятий будет способствовать.
- стимулированию развития производств с наибольшей налоговой отдачей;
- преодолению кризиса во взаиморасчетах;
- развитию межрегиональных связей и поддержка предприятий.
Для реализации наиболее важных инвестиционных проектов и программ необходимо:
- создание научно-технического, промышленно-производственного комплекса с организацией дополнительных рабочих мест;
- организация производств для утилизации мусора с созданием дополнительных рабочих мест,
- организация ремонтного производства для автобусов, троллейбусов, маршрутных такси с созданием дополнительных рабочих мест;
- организация подготовки территорий под застройку.
Из сказанного выше можно сделать следующие выводы
1. В современных условиях разработка и реализация программы реструктуризации промышленного производства является одним из важнейших инструментов эффективного управления экономикой, реализации стратегии и экономической политики выхода из кризиса, подъема народного хозяйства и его отраслей.
2. Программа представляет собой планируемый комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, выполнение которых направляется и координируется из единого центра, что обеспечивает достижение поставленных целей.
3. Основой и главным инструментами программы являются кредитно-финансовое обеспечение, политика налоговых льгот, усиление регулирующей роли государства, формирование организационного механизма внедрения научно-технических новшеств.
Шихсаидов Х.И.
Инвестиционные процессы и их денежно-кредитное регулирование
В 2001 году деятельность республиканских исполнительных органов управления была нацелена на реализацию приоритетных направлений в социально-экономическом развитии Республики Дагестан, создавались дополнительные условия для формирования благоприятной экономической, правовой, социальной среды.
Основной задачей текущего года было закрепление процессов стабилизации в экономике и социальной сфере, расширение наметившихся положительных тенденций в отраслях народного хозяйства по итогам работы в 1999 и 2000 году. Существенное влияние на деятельность Правительства РД, министерств и ведомств, районных и городских администраций оказала необходимость проведения аварийно-восстановительных работ в районах боевых действий, обустройства жизни населения пострадавших населенных пунктов, выплаты компенсаций за причиненный ущерб, обеспечения безопасности границ республики.
Основным результатом года считаю дальнейшую стабилизацию в экономике республики и наметившиеся тенденции к росту практически во всех отраслях народного хозяйства и увеличению реальных доходов населения.
Ожидаемые объемы валового регионального продукта по предварительным прогнозам составят в 2001 году 29,5 млрд.рублей и увеличатся по сравнению с 2000 годом на 17,4 процентов. Для сравнения - стоимость ВРП составляла в 1999 году 13 млрд.рублей и в 2000 году - 20,6 млрд.рублей. Если применить поправочные коэффициенты для пересчета цен, то за последние 3 года мы наблюдаем увеличение стоимости валового регионального продукта на треть. Это позволяет сделать вывод о том, что экономика Республики Дагестан развивается достаточно хорошими темпами.
Практически во всех отраслях народного хозяйства по сравнению с 2000 годом достигнуто увеличение объемов: производства промышленной продукции на 23,5%, валовой продукции сельского хозяйства - 20,1%, в том числе в растениеводстве - 37,8%, инвестиций в основной капитал - 21,6%, выполненных подрядных работ - 10,5%, ввода жилья - 78,1%, грузооборота - 8%, пассажирооборота - 7%, объема розничной торговли - 18,9%, объема платных услуг - 64,7%.
Экспорт продукции предприятий Дагестана вырос на 25,1% и составил 76,7 млн.долларов. Как следствие, положительное сальдо внешнеторгового баланса РД составило 48,3 млн.долларов, что выше уровня прошлого года в 6,9 раза. Реально располагаемые денежные доходы населения увеличились на 16,5%. Среднемесячная заработная плата одного работника возросла на 44,5% и составила 1164 рублей. Отмечу, что эти темпы роста являются наивысшими за последние 10 лет.
Отдельно о финансах. Значительное внимание в последние годы в Дагестане уделяется росту собственных доходов бюджета и увеличе нию налогооблагаемой базы. В результате ожидаемое выполнение по собственным доходам в консолидированный бюджет в текущем году составит 1 млрд. 756 млн.рублей, что в 3 раза выше уровня 1998 года.
С каждым годом Дагестан получает все возрастающие суммы трансфертов и дотаций. Поэтому происходит нивелирование собственных доходов республики. А если бы поступаемые трансферты оставались неизменными в течение ряда лет, то степень дотационности республиканского бюджета была бы значительно ниже.
По прогнозам бюджет этого года будет выполнен по доходам и по расходам. В текущем году Правительство РД полностью выполнило свои обязательства перед районами и городами в части финансирования из фонда финансовой поддержки муниципальных образований. В полном объеме перечислены средства на выплату заработной платы, пособий детям, ветеранам и инвалидам. Профинансированы запланированные материальные затраты министерств и ведомств РД. До конца года будут перечислены средства на повышение заработной платы бюджетникам.
Складывающиеся тенденции позволяют надеяться, что в 2002 и последующие годы благоприятная ситуация в экономике Дагестана сохранится.
В последние годы руководители предприятий и организаций, трудовые коллективы и отдельные работники начинают понимать, что только мирный и созидательный труд даст им благополучие и уверенность в завтрашнем дне. Это подтверждается открытием новых предприятий, созданием дополнительных рабочих мест, проводимыми работами по развитию жилищно-коммунального хозяйства и благоустройству населенных пунктов, вводом в эксплуатацию новых и реконструкцией действующих производств и объектов. Резко повысилась инвестиционная активность. К примеру, с начала года введено более 407 тыс. квадратных метров жилья, что на 78% выше уровня прошлого года.
В 2001 году Правительство Республики Дагестан продолжило работу по выполнению приоритетных программных мероприятий в социально-экономическом развитии и практически добилось их полной реализации. Безусловно, все эти программы и мероприятия не являются делом одного года и потребуют гораздо больше времени. Задача ближайших лет - обеспечить подъем экономики, повышение благосостояния населения, достижение нормативных показателей обеспеченности граждан услугами здравоохранения, образования, культуры, транспорта, связи, торговли и бытового обслуживания. Но главное состоит в том, чтобы в текущем году целенаправленной деятельностью были созданы заделы для будущих периодов.
Инвестиционные программы на 2001 год были сформированы на основе предложений глав администраций районов и городов, депутатов Народного Собрания, дирекций республиканских программ. Работа осуществлялась на основе нормативных актов Государственного Совета, Народного Собрания и Правительства Республики Дагестан.
Приоритетными являются программы социального и жилищно-коммунального назначения и, соответственно, объекты - школы, больницы, водоснабжения и водоотведе-ния. Это обусловлено следующими причинами. Большинство объектов образования и здравоохранения размещены в приспособленных помещениях (73,5% по объектам образования, 55% по объектам здравоохранения). Часть из них построены в 50-60 годы и в настоящее время требуют реконструкции или подлежат сносу.
Сложная ситуация сложилась в коммунальном хозяйстве. Около 80% объектов водоснабжения и водоотведения требуют реконструкции или полной замены. Из-за низкого качества воды и неполного охвата населения объектами водоотведения в республике остается высоким уровень заболеваемости населения острыми кишечными и вирусными инфекциями. Все эти вопросы требуют незамедлительного решения.
Республиканская инвестиционная программа, как отдельный блок республиканского бюджета, реализуется вот уже три года. За это время создана соответствующая правовая и нормативная база, определены приоритеты и направления по финансированию строительных работ, а также определена методика распределения средств по районам и городам.
В целом, на выполнение инвестиционной составляющей программы социально-экономического развития Республики Дагестан в текущем году в республиканском бюджете РД были предусмотрены средства в сумме 917,3 млн. рублей, из которых 320 млн. рублей - средства федерального фонда регионального развития и средства республиканского бюджета в размере 597,3 млн. рублей.
При формировании мероприятий этого года, Правительство провозгласило принцип: "Все проблемы рассматриваются в едином комплексе в соответствии с реальными финансовыми возможностями. Не принимаются решения, не обеспеченные финансовыми ресурсами, а те, которые приняты, должны и будут адекватно обеспечиваться и неукоснительно выполняться". В течение 2001 года мы придерживались этой позиции и выполнили инвестиционные мероприятия 2001 года. На сегодняшний день средства на реализацию Программы выделены в полном объеме, освоение составило 112 %.
Структурно инвестиционная мероприятия 2001 года состоят из трех блоков: Программные мероприятия социально-экономического развития районов и городов (457,3 млн.рублей), Республиканская адресная инвестиционная программа (300 млн. рублей), программа строительства объектов, в районах и городах республики, пострадавших в результате террористических актов и боевых действий (160 млн. рублей).
Дофинансирование Программных мероприятий за счет средств республиканского бюджета РД в том числе:
Программа переселения лакского населения на новое место жительства Школа в с.Хамайтли (Нугуратли) Куруш-Мискинджинский канал Реконструкция и ремонт водовода Миатли-Махачкала
Водовод от р.Апке-Озень до г.Буйнакска Реконструкция и ремонт насосной станции "Чиркейская" Азербайджанский театр, г.Дербент (реконструкция) Лезгинский театр, г.Дербент (реконструкция) Дом культуры, г.Хасавюрт (реконструкция) г.Даг.Огни
Несколько слов о методике расчетов лимитов финансирования. Здесь подходы прежде всего были направлены на сближение уровней социально-экономического развития районов и городов РД. В качестве исходной базы приняты фактически сложившиеся показатели обеспеченности районов и городов социальной инфраструктурой. Учитывался также опыт и итоги реализации аналогичных программ в 1999 и 2000 годах. Для выравнивания стартовых условий применялись повышающие коэффициенты для финансирования территорий с низким уровнем социально-экономического развития и трудными климатическими условиями проживания населения (горная зона).
Финансирование строек и объектов, включенных в инвестиционную программу, осуществлялось строго в соответствии с адресным распределением капитальных вложений, очередностью финансирования, объемами фактически выполненных работ. Авансовые выплаты выделялись в пределах установленных нормативно-правовыми актами объемов и с учетом фактически произведенных затрат.
В текущем году наблюдалось опережающее финансирование пусковых объектов, а также строек и объектов, расположенных в климатических условиях с коротким сроком возможности ведения строительно-монтажных работ - горная зона.
В целом, в результате реализации инвестиционной программы удалось заметно оживить и упорядочить строительный процесс:
во-первых, обеспечено полное финансирование утвержденных лимитов;
во-вторых, наблюдается сокращение сроков строительства объектов;
в-третьих, достигнута концентрация до 70 % средств на пусковых объектах и 30 % на переходящих и вновь начинаемых.
Главный итог - значительно улучшилась динамика ввода объектов в эксплуатацию. Так, если в 1999 году введено 117 объектов, в 2000 году - 130, то до конца 2001 года планируется обеспечить ввод около 200 объектов.
Если говорить более конкретно о результатах работы по отдельным направлениям инвестиционной программы 2001 года, то следует отметить следующее:
1. Программные мероприятия социально-экономического развития районов и городов Республики Дагестан. Всего предусмотрено 457,3 млн.рублей, которые полностью выделены. Во всех районах и городах финансировались работы на 238 объектах, из которых 160 полностью или частично пусковые и 27 вновь начинаемые. Объем освоения в целом составил 471,2 млн. рублей, или 113% от предусмотренного объема. В рамках этих мероприятий с начала года введены в эксплуатацию 19 школ на 3036 ученических мест (всего по республике за счет всех источников финансирования введено 37 школ на 6681 место). В рамках программных мероприятий социально-экономического развития районов и городов Рд на 2001 год реализовывались региональные целевые программы «Горы», «Юг», «Север», осуществлялись масштабные инвестиции в предгорные, плоскостные районы и в города.
2.Республиканская адресная инвестиционная программа. 300 млн.рублей государственных капитальных вложений выделялось на 25 строящихся объектов республиканского и межрайонного значения и мероприятия по отраслям: культура, образование, спорт, здравоохранение, коммунальное и жилищное строительство, зона затопления. Выделение данной программы отдельным блоком позволило максимально сконцентрировать усилия по обеспечению ввода наиболее важных республиканских объектов, большинство из которых являлись «долгостроями» или вообще были законсервированы.
Объем освоения по Программе составил 334,5 млн. рублей, или 111% от выделенного объема. По большинству объектов работы ведутся опережающими темпами. В рамках адресной программы введены в эксплуатацию магистральный газопровод Маджалис-Уркарах на 24,7 км, поликлиника в с.Сергокала на 200 посещений в смену, Дом ребенка на 100 мест г.Махачкала. Практически завершены работы по реконструкции стадиона «Динамо», строительству Даргинского театра в Избербаше. В следующем году планируется сдать МНТК «Микрохирургия глаза» в Каспийске, транспортную развязку и путепровод по проспекту Шамиля в Махачкале и Кумыкский театр в столице республики. Продолжаются строительно-монтажные работы на таких объектах, как Республиканская туберкулезная больница, блок «Б» Республиканской детской больницы, эндокринологическое отделение и поликлиника Республиканского диагностического центра, Республиканский радиотелецентр, больница в Сергокале, водозабор на реке Самур, а также ряде объектов коммунального хозяйства.
3. Программа строительства объектов в районах, пострадавших от террористических актов и боевых действий. С начала года на строительстве 43 объектов освоение составило 149,1 млн. рублей, или 111% от выделенного объема. Введены в эксплуатацию 6 школ на 1260 ученических мест, 7 районных и поселковых отделений милиции, реабилитационный центр МВД, 5 фельдшерско-акушерских пунктов, 2 детских сада, 3 магазина, 3 библиотеки, 6 зданий администраций с отделениями почтовой связи и медпунктом в населенных пунктах Буйнакского, Ботлихского и Новолакского районов. Полностью работы по выполнению программы будут завершены в первом полугодии 2002 года.
4. Программа развития сельской связи. Проведены торги на проведение работ, исполнитель - ОАО «Телеком» г.Москва. Заключены договора на поставку и установку оборудования. Работы осуществляются по графику и должны быть закончены до конца 2002 года. Реализация программы позволит создать в республике цифровую сеть сельской связи общей емкостью 7900 номеров и увеличить уровень обеспеченности сельского населения телефонными аппаратами с 2,8 до 4,7 единиц на 100 жителей, а в будущем выйти на среднероссийские показатели. В результате устойчивой телефонной связью будут обеспечены большинство населенных пунктов, что позволит повысить управляемость территорий и иметь доступ к современным видам связи: Интернет, электронная почта, факс-модемное сообщение.
5. Программа мелиорации. 40 млн.рублей освоены полностью, проведена очистка 2 млн. 800 тыс.куб.метров оросительных систем, отремонтировано 39 гидротехнических сооружений и 18 насосных станций. На указанные цели также использовались средства федерального бюджета в объеме 33,1 млн. рублей, за счет которых была произведена механическая очистка оросительных систем в объеме 1900 тыс.куб.метров, отремонтировано 217 гидротехнических сооружений и 5 насосных станций. Эти меры способствовали росту производства зерновых культур на 6,5%, при этом урожайность повысилась на 11,2%. Сбор овощей возрос на 41,4%, картофеля - на 48,6%.
6. Программа газификации населенных пунктов. В соответствии с Генеральной схемой газоснабжения Республики Дагестан в 2001 году за счет всех источников финансирования будет введено более 590 км газовых сетей. Для сравнения - в 1999 году построено в 4 раза меньше - 153 км, а в 2000 году - 338 км газовых сетей. Если ранее строительство объектов газификации осуществлялось в пределах лимитов районов и городов вместе с другими объектами социально-культурного назначения, то в текущем году проводилось строительство газопроводов через программу, выполняемую специализированными организациями. Это позволило повысить контроль за качеством выполняемых работ.
7. Программа дорожного строительства. 381,4 млн.рублей, направлялись на финансирование объектов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог общего пользования. За 11 месяцев текущего года построено 10 мостов протяженностью 212 погонных метров, построено 30 км автомобильных дорог, введены в эксплуатацию важнейшие участки Урма-Губден и Чалда-Карадах, что в корне меняет схему транспортного обеспечения горных районов РД и даст ощутимый народнохозяй-
ственный эффект. Продолжается строительство скоростной автомагистрали Махачкала-Аэропорт, дороги Гимры-Чирката - граница с Грузией и ряда других объектов. Осуществляется планомерное создание опорной сети дорог с асфальто-бетонным покрытием.
8. Программа развития виноградарства и виноделия. При предусмотренных 100,2 млн. рублей на поддержку производителей винограда, фактически выделено 105,4 млн. рублей. Посажено саженцев на площади 434 га, работы еще продолжаются во многих хозяйствах республики. Для производства привитых саженцев, ведется реконструкция имеющихся помещений в ГУП «Каякент» и ГУП «К.Маркса» с планируемым производством до 3 млн. саженцев в год. Предпринимаются меры для создания маточников-подвоев на площади около 40 га. Как следствие, государственная поддержка виноградарства привела к росту объемов производства винограда. В этом году собрано 70 тыс.тонн, тогда как в 1999 году - 53 тыс.тонн, в 2000 году - 58 тыс.тонн.
9. Программа кредитования предприятий из средств Бюджета развития. 200 млн.рублей предусматривались для финансирования на условиях конкурсности, возвратности и платности, высокоэффективных социально значимых проектов. В текущем году из 159 заявок предприятий, конкурсной комиссией рассмотрено и отобрано 60 проектов и выделены средства в объеме 193,4 млн. рублей, в том числе 50 млн. рублей - кредиты предприятиям консервной промышленности республики. На настоящий момент в республиканский бюджет РД возвращены средства на общую сумму 64,7 млн. рублей. Произведено продукции на сумму 160,6 млн. рублей, создано около 2000 новых рабочих мест.
10. Программа переселения лакского населения Новолакского района. Для продолжения этих работ в этом году был утвержден объем финансирования в сумме 78 млн.рублей, в том числе 53,5 млн.рублей на жилищное строительство, которые переосвоены и эта сумма составляет 125 млн.рублей. На настоящий момент создана необходимая сеть инфраструктуры, сданы в эксплуатацию 3 школы, 410 жилых домов, переселено население сел Ахар и Шушия, в 3 населенных пунктах обеспечена подача природного газа.
В тоже время практика работы в этом году показала, что наряду с отмеченными положительными факторами, имелись и существенные недостатки. Дирекции республиканских программ, администрации городов и районов оказались не готовы к работе в новых условиях. А это отсутствие нормативно-сметной базы, постоянно меняющиеся ценовые показатели, пересмотр норм сейсмобезапасности в некоторых районах привели к тому, что по многим объектам установленные лимиты не соответствовали реальным условиям и возможностям производства работ на местах.
Следует указать и на такой недостаток в работе некоторых глав администраций, как выдача гарантийных обязательств под выдаваемые предприятиям кредиты. Зачастую эта работа осуществляется без достаточной проработки и экспертизы возможностей местных бюджетов. В результате при невозврате вовремя средств Минфин РД бывает вынужден списывать эти суммы с счетов администраций-гарантов, а в итоге оказываются не профинансированы запланированные мероприятия, в том числе социально защищенные расходы.
Хочу снова повторить, что перечень всех строящихся объектов согласовывался с главами администраций и формировался практически по их предложениям. Тем не менее, в течение года появлялись просьбы о включении в титульные списки дополнительно новых объектов или покрыть затраты, понесенные сверх утвержденных смет и нормативов. Или другой пример. В результате пожаров сгорают объекты социального назначения, отдельные руководители заходят в Правительство РД и с «чувством исполненного долга» требуют средств на восстановление. Хочу всем напомнить, что «Закон» в таких случаях предполагает возмещение потерь за счет виновных.
Кроме того, обращаю внимание руководителей администраций на необходимость более тщательной экономии бюджетных ресурсов и их целевого и рационального использования. Постоянно возникающие кредиторские задолженности бюджетополучателям зачастую являются необоснованными и завышенными.
В настоящее время Правительством Республики Дагестан исходя из накопленного опыта рассматриваются и готовятся к утверждению проекты инвестиционных программ на 2002 год. Этот проект имеет свои подходы, в том числе наработанные в предыдущие годы. Нами учитываются экономические, социальные, территориальные особенности в развитии городов, районов и различных зон республики. В проекте предусматриваются меры направленные на максимальное сокращение незавершенного строительства и обеспечение строительства в нормативные сроки. А реализация государственной инвестиционной политики через соответствующие инвестиционные программы и мероприятия позволяет сконцентрировать усилия на обеспечении наиболее эффективного, целевого использования бюджетных средств.
Учитывая сложившиеся обстоятельства и в целях выправления ситуации, а также необходимость создания заделов для строительства новых объектов в проекте Республиканской инвестиционной программы на 2002 год предусмотрены отдельными позициями средства на разработку проектно-сметной документации, ее экспертизу и программные работы. Кроме того, впервые заложены суммы на приобретение требуемого оборудования и инвентаря, входящих в смету строительства объектов.
В целом в следующем году на реализацию Республиканской инвестиционной программы предполагается направить 1 млрд. 560,6 млн. рублей. Это на 70 % больше, чем в текущем году и составит 10,3% от бюджета республики. Указанная сумма сложилась из 450 млн. рублей, поступающих из федерального бюджета, включая 128 млн. рублей на мероприятия по переселению лакского населения Новолакского района на новое местожительство и средств республиканского бюджета РД в сумме 1 млрд.110,6 млн. рублей.
В республике продолжается приоритетное развитие здравоохранения и образования. К примеру, доля средств направляемых в эти отрасли возросла и составляет по образованию 18,4% против 14,7% в 2000 году, по здравоохранению - 20,1% против 16,3%. Соответственно, в результате этих мер в республике повысится обеспеченность учреждениями здравоохранения, возрастут уровень и качество медицинского обслуживания населения, снизится численность учащихся, обучающихся в 2 и 3 смены, оптимизируется наполняемость школьных классов и детских садов.
В последние годы благодаря активной работе всех ветвей власти в республике созданы реальные условия для дальнейшего роста социально-экономического развития.
Безусловно, нельзя забывать и о том, что по причине дотационности республиканского бюджета выполнение всех предусмотренных программ и мероприятий напрямую будет зависеть от общей ситуации в стране в сфере экономики и финансов, и, соответственно, выполнения обязательств федерального бюджета перед республикой.
Именно поэтому, необходимо и дальше приложить усилия по расширению налоговой базы республики, росту собственных доходов территорий, более полному вовлечению в производственный и хозяйственный оборот имеющихся резервов, осуществлению всемерного режима экономии и рационального использования бюджетных средств.
Особое внимание следует уделить малому и среднему бизнесу. Это именно то, что хорошо проявило себя в условиях нашей республики. Это тот путь, где за короткий срок окупаются инвестиции, создаются рабочие места и налоговая база. На поддержку малого и среднего бизнеса в проекте бюджета РД на 2002 год предусмотрено выделение 30 млн.рублей, если депутаты не возразят.
Но во многих случаях для проведения экономических и социальных преобразований не требуются дополнительные материальные и финансовые ресурсы. Еще не все возможные экономические, организационные и административные рычаги используются в работе республиканских и местных органов управления. Для этого вполне достаточно воли и желания руководителей министерств и ведомств, глав администраций, хозяйственных руководителей. Необходимо предпринять все возможные меры по реальному улучшению условий жизни населения, продвижению политических и социально-экономических реформ, обеспечению государственной экономической и финансовой дисциплины, исполнению законов и принятых решений.
Основными целями Правительства на перспективу являются: обеспечение устойчивого экономического развития Республики Дагестан, укрепление его целостности и единства, структурное реформирование, наполнение бюджета за счет собственных доходных источников, повышение доверия к бюджетно-налоговой системе, создание благоприятной среды для притока инвестиций и, соответственно, рост жизненного уровня населения, его уверенности в завтрашнем дне.
Гаджиев М.М.
Государственное управление инновационной деятельностью в РД
Период структурной перестройки экономики России конца ХХ столетия сопровождался ломкой существующих ранее производственных отношений, основанных на государственной форме собственности, и становлением новых, базирующих на множественности форм собственности, развитии конкуренции, рынка средств производства и предметов потребления. Экономика управленческая революция обнажила застойные тенденции в развитии общества, существенное отставание от многих стран мирового содружества, несовершенство структурных пропорций в развитии отраслей народного хозяйства, неконкурентоспособность многих видов отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках. Разбалансированность производственных связей и финансово-кредитной системы в значительной степени способствовала углублению экономического кризиса, наметившегося в 70-х годах. Вступившие в действие экономические законы развития общества обусловили сворачивание неконкурентоспособного производства, остановку многих предприятий. В конце ХХ века экономика регионов характеризуется раздробленностью и нестабильностью, что обусловливает ее неспособность ускорять темпы экономического роста и сокращать разрыв в уровне развития между регионами. Провал политики со всей остротой ставит вопрос о пересмотре политики развития. Ничем не ограничиваемая конкуренция между неравными экономическими субъектами не только не приводила к активизации экономического роста и к процветанию даже промышленно развитых регионов, но, напротив, оказывала разрушающее воздействие на экономику.
Разразившийся в 1997 г. в ряде азиатских стран финансовый кризис оказал негативное воздействие почти на все развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Зависимость многих стран от импорта иностранного капитала обусловливает высокий уровень уязвимости и нестабильности их экономики, поскольку сохраняется риск внезапного оттока иностранного капитала. Кризис обострил ряд проблем в России: