принести в бюджеты всех уровней почти в четыре раза больше лесного дохода, чем леса всего региона.
6. Специалисты лесного хозяйства региона уделяют большое внимание воспитанию подрастающего поколения. При лесничествах Волгоградской области организована работа 46 школьных лесничеств, в которых взрослым лесоводам помогают заниматься вопросами охраны, защиты и воспроизводства леса более тысячи юных лесничих. В 2008 г. школьные лесничества принимали активное участие в акциях «Посади свое дерево», «Пожар в лесу» и «Здоровый лес», организованных в рамках Всероссийского эколого-просвети-тельского марафона «Зеленая планета — 2008» [3].
Результаты и их обсуждение
Успешность инвестиционной деятельности в лесном хозяйстве обусловлена разработкой социально и экологически ориентированной политики управления лесами, учитывающей особенности лесопользования в малолесных регионах.
Важным инструментом обеспечения эффективного использования лесных ресурсов как органичной составляющей экосистемы является многофункциональный менеджмент. Реалии современности указывают на острую потребность пересмотра и изменения подходов к менеджменту лесных предприятий. Мировой опыт убеждает в необходимости создания лесных многофункциональных предприятий, совершенствования их менеджмента бла-
годаря применению современного научного инструментария [4].
Заключение
Следовательно, в Волгоградской области существует потенциальная возможность сделать лесное хозяйство одной из доходных отраслей при ориентированности на рекреационное лесопользование, способной обеспечить высокий уровень социально-экономического развития региона. Научно-производственный потенциал, рациональное лесопользование, своевременное лесовоспроизводство являются основой для такого развития в условиях планомерной эколого-ориентированной лесной политики.
Библиографический список
1. Петкау В.В. Особенности инвестиционной деятельности в лесном секторе экономики России / В.В. Петкау // Проблемы региональной экологии. — 2008. — № 4. — С. 134-138.
2. Юрченко В.В. Леса Волгоградской области / В.В. Юрченко // Здоровье и экология. — 2008. — № 4. — С. 14-15.
3. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды Волгоградской области в 2007 г. — М.: НИА-При-рода, РЭФИА, 2007. — 300 с.
4. Максымив Л.И. Менеджмент лесных предприятий в контексте устойчивого развития / Л.И. Максымив, Л.Д. Загвойская // Экономика природопользования. — 2003. — № 3. — С. 25-32.
+ + +
УДК 330.322:911.3 (517.15) Л.А. Четошникова
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ - ИНТЕНСИВНОЕ СРЕДСТВО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Ключевые слова: инвестиционная программа, краевой бюджет, государственная поддержка, субсидирование, схема финансирования, долевое участие.
Приоритетные направления инвестиционной политики в Алтайском крае определяются в перспективных планах социально-экономического развития региона с
утверждением при рассмотрении годовых планов социально-экономического развития и закона о краевом бюджете.
Важнейшим видом мер стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае являются разработка, утверждение и реализация инвестиционных программ. В Законе Алтайского края от 9 декабря 1998 г. № 61-ЗС «Об инвестиционной дея-
тельности в Алтайском крае» дано следующее содержание понятия «инвестиционная программа»: «...это документ, определяющий цели инвестиционной деятельности и необходимые для достижения этих целей средства, а также возможные источники инвестиций и состав участников инвестиционной деятельности» [1].
Расходы на реализацию инвестиционных программ Алтайского края предусматриваются отдельной строкой в законе о краевом бюджете на очередной год. При этом, исходя из итогов реализации инвестиционных программ за предыдущий финансовый год, определяется потребность в инвестиционных ресурсах на очередной год с учетом возможного изменения приоритетов инвестиционной политики и оценки возможностей освоения инвестиций.
Так, в 2006 г. объем финансирования краевой инвестиционной программы составил 756,4 млн руб. (к уровню прошлого года — 153,7%).
На газификацию края было направлено 119,6 млн руб., на строительство и реконструкцию объектов строительного комплекса — 645,8 млн руб., из них на развитие объектов социальной сферы —
57,5%, инженерной инфраструктуры —
11,4%, улучшение жилищных условий населения — 21,9% [2].
В 2006 г. осуществлялись также государственная поддержка предприятий АПК, субсидирование налога на имущество и субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов.
Кроме того, на поддержку реального сектора экономики края Законом Алтайского края от 9 декабря 2005 г. № 114-ЗС был определен с 1 января 2006 г. новый вид государственной поддержки — субсидирование налога на прибыль организаций в части сумм, подлежащих зачислению в бюджет.
Инновационная деятельность в отраслях АПК, освоение высоких технологий, создание новых рабочих мест во всех отраслях экономики края являются приоритетными направлениями региональной инвестиционной политики. Свидетельством тому увеличение в 2007 г. по сравнению с
2006 г. более чем в 2 раза средств на поддержку организаций АПК (табл. 1).
Таблица 1
Распределение средств по отраслям и направлениям на поддержку предприятий реального сектора экономики на 2006-2007 гг.
2006 г. 2007 г.
№ Наименование сумма
п/п % тыс. руб. % рт у ..
Поддержка предприятий АПК, в т.ч.: - лизинг сельскохозяйственной техники; 52,6 313200 57,3 563463
1 - 90000 - 90000
- лизинг племенного скота; - 20000 - 20000
- поддержка программ - 203200 - 423463
Субсидирование части банковской процентной ставки, 30,6 182000 25,4 250000
- участники лизинговой деятельности; - 40000 н/д н/д
2 - малый бизнес, в т.ч. на софинансирование по федеральным проектам; ЛПХ; - 15000 н/д н/д
- реализация закона об инновационной деятельности в Алтайском крае - - 50000
3 Средства на поддержку малого бизнеса 1,6 10000 2,0 20000
4 Субсидирование налога на имущество организациям отраслей реального сектора экономики, 6,7 40000 - -
- организациям сельского хозяйства - 20000 - -
5 Реализация закона об инновационной деятельности в Алтайском крае в части субсидирования налогов, в т.ч.: 10,2 100000
- субсидирование налога на имущество организациям сельского хозяйства 35000
6 Лизинг оборудования 8,4 50000 5,1 50000
7 Итого 100 595200 100 983463
В рамках реализации вступившего в силу в сентябре 2006 г. Закона Алтайского края № 95-ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае» в 2007 г. осуществлялась государственная поддержка инновационной деятельности организаций в различных формах [3]. Это субсидирование за счет средств краевого бюджета части банковской процентной ставки в объеме 50 млн руб. по привлекаемым инвесторами банковским кредитам, субсидирование в объеме 50 млн руб. части расходов, связанных с приобретением по договорам лизинга машин и оборудования, участвующим в производственных процессах инновационных проектов.
В 2007 и в 2008 гг. объемы финансирования краевых адресных инвестиционных программ, соответственно, составили 1118,7 млн руб. (к уровню прошлого года — 146 %) и 2756,0 млн руб. (к уровню прошлого года — 246%) (табл. 2).
Повышение заинтересованности инвесторов и уровня инвестирования достигается также путем применения такого инструмента регулирования, как предоставление государственных гарантий органов государственной власти края по обязательствам инвесторов перед кредиторами. В 2008 г. предоставление гарантий органов государственной власти края по инвестиционным займам и кредитам осуществлялось на конкурсной основе, и сумма гарантирования составила более 1 млн руб. (табл. 3).
Отсюда следует, что меры экономической поддержки процесса социально-
экономического развития базовых и инфраструктурных отраслей, обеспечивающих хозяйственную деятельность региона, весьма существенны. Очевидно, что разрабатываемые регионами инвестиционные программы отражают особенности региональной экономики. Так, в сфере государственного инвестирования наблюдается усиление социальной направленности инвестиционной деятельности. Бесспорно, социальный приоритет в реализации структурных преобразований концентрирует в себе огромный потенциал. Необходимо и в дальнейшем совершенствовать институциональную среду, способствующую притоку частных инвестиций в те сферы, где происходят формирование и наращивание человеческого капитала. Так, рост образовательного уровня населения приносит региону немалые экономические выгоды. Это и повышение производительности труда, и снижение безработицы. Данный фактор приносит региону и социальные выгоды. Образованные и высококвалифицированные трудовые ресурсы обладают более широкими возможностями стать обеспеченными, что гарантирует региону социальную стабильность, снижение уровня преступности, обусловленной бедностью.
Вместе с тем при формировании долгосрочной социально ориентированной экономики региона представляется крайне важным в качестве целевой задачи структурной политики выявление и потенциально конкурентоспособных базовых отраслей экономики.
Таблица 2
Распределение средств краевого бюджета на реализацию адресной инвестиционной программы на 2007-2008 гг.
по отраслям и направлениям*
№ п/п Наименование 2007 г. 2008 г.
сумма
% тыс. руб. % тыс. руб.
1 Капитальные вложения, всего, в т.ч.: 100 1118728 100 2470092
1.1 газификация 22,2 248000 20,2 498000
1.2 объекты социальной и инженерной инфраструктуры 72,5 810728 61,6 1522092
1.3 субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объектов муниципальной собственности 5,3 60000 10,1 250000
1.4 долевое участие края в создании инфраструктуры особой экономической зоны - - 8,1 200000
* Источники: приложение 14 к Закону Алтайского края «О краевом бюджете на 2007 год», приложение 16 к Закону Алтайского края «О краевом бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Таблица 3
Перечень государственных гарантий Алтайского края в 2008 году*
№ п/п Цель гарантирования Наименование принципала Сумма гарантирования, тыс. руб.
1 По обязательствам, возникающим при поставках, приобретении техники и оборудования в лизинг, а также по заимствованиям, осуществляемым на указанные цели ООО «ССБ-Лизинг» 412113
2 По заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства Муниципальные образования (городские округа) 500000
3 По заимствованиям, осуществляемым юридическими лицами на модернизацию и расширение производства Юридические лица 50000
4 По межбанковским кредитам, привлекаемым для кредитования субъектов малого предпринимательства Коммерческие банки 100000
5 По заимствованиям, осуществляемым в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» Сельскохозяйственные потребительские кооперативы 20000
ИТОГО - 1082113
* Источник: приложение 23 к Закону Алтайского края «О краевом бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
В программах развития различных секторов экономики отражаются цели и задачи инвестирования и, конечно, объемы необходимых финансовых средств.
Схема распределения средств между инвестиционными программами различных отраслей зависит не только от возможностей каждого получателя средств с минимальными затратами обеспечивать их возврат и планируемый уровень рентабельности производства, но также от степени диверсификации портфеля программ и схем финансирования.
Схема финансирования, помимо последовательности прохождения финансов по каналам различных институтов и способа аккумулирования средств из разных источников, включает выбор приоритетных объектов финансирования. Это находит отражение в Постановлении о реализации на территории Алтайского края адресной инвестиционной программы на очередной год.
Финансирование объектов, включенных в инвестиционную программу края за счет средств краевого бюджета, осуществлялось при соблюдении условия долевого участия в финансировании: городских округов — не менее 50%, муниципальных районов — не менее 20%. Это обстоятельство в значительной степени оказывает влияние на скорость распространения «волн инвестиций» в экономике региона,
определяет величину мультипликатора расходов и, следовательно, прирост регионального продукта.
Правила проектирования инвестиционных программ региона, технико-экономический процесс планирования инвестиций определяют эффективность создания нового капитала, осуществляют вклад в общий уровень трансакционных издержек экономической системы в целом и трансакционных издержек управления инвестиционными процессами в частности.
Таким образом, разработка, анализ и совершенствование правил проектирования инвестиционных программ, оказывающих огромное влияние на интенсивное развитие экономики региона, являются важной и насущной необходимостью.
Библиографический список
1. Закон Алтайского края № 61-ЗС от 09.12.1998 г. «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» / / Информационно-правовая система «Гарант».
2. Закон Алтайского края № 141-ЗС от
27.12.2006 г. «О краевом бюджете на
2007 год» // Информационно-правовая система «Гарант».
3. Закон Алтайского края № 95-ЗС от
14.09.2006 г. «Об инновационной деятельности в Алтайском крае» // Информационно-правовая система «Гарант».