Научная статья на тему 'Инвестиционные программы интенсивное средство региональной политики Алтайского края'

Инвестиционные программы интенсивное средство региональной политики Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / КРАЕВОЙ БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИРОВАНИЕ / СХЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ / ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ / INVESTMENT PROGRAM / REGIONAL BUDGET / GOVERNMENT SUPPORT / SUBSIDIES / FINANCING SCHEME / EQUITY PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Четошникова Любовь Александровна

Рассматривается один из важнейших инструментов целевого инвестирования адресные инвестиционные программы региона (на примере Алтайского края). Анализируется распределение средств краевого бюджета по направлениям, отраслям экономики края в 2006-2008 гг. Отмечаются усиление социальной направленности бюджетных ассигнований и необходимость совершенствования правил проектирования программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционные программы интенсивное средство региональной политики Алтайского края»

принести в бюджеты всех уровней почти в четыре раза больше лесного дохода, чем леса всего региона.

6. Специалисты лесного хозяйства региона уделяют большое внимание воспитанию подрастающего поколения. При лесничествах Волгоградской области организована работа 46 школьных лесничеств, в которых взрослым лесоводам помогают заниматься вопросами охраны, защиты и воспроизводства леса более тысячи юных лесничих. В 2008 г. школьные лесничества принимали активное участие в акциях «Посади свое дерево», «Пожар в лесу» и «Здоровый лес», организованных в рамках Всероссийского эколого-просвети-тельского марафона «Зеленая планета — 2008» [3].

Результаты и их обсуждение

Успешность инвестиционной деятельности в лесном хозяйстве обусловлена разработкой социально и экологически ориентированной политики управления лесами, учитывающей особенности лесопользования в малолесных регионах.

Важным инструментом обеспечения эффективного использования лесных ресурсов как органичной составляющей экосистемы является многофункциональный менеджмент. Реалии современности указывают на острую потребность пересмотра и изменения подходов к менеджменту лесных предприятий. Мировой опыт убеждает в необходимости создания лесных многофункциональных предприятий, совершенствования их менеджмента бла-

годаря применению современного научного инструментария [4].

Заключение

Следовательно, в Волгоградской области существует потенциальная возможность сделать лесное хозяйство одной из доходных отраслей при ориентированности на рекреационное лесопользование, способной обеспечить высокий уровень социально-экономического развития региона. Научно-производственный потенциал, рациональное лесопользование, своевременное лесовоспроизводство являются основой для такого развития в условиях планомерной эколого-ориентированной лесной политики.

Библиографический список

1. Петкау В.В. Особенности инвестиционной деятельности в лесном секторе экономики России / В.В. Петкау // Проблемы региональной экологии. — 2008. — № 4. — С. 134-138.

2. Юрченко В.В. Леса Волгоградской области / В.В. Юрченко // Здоровье и экология. — 2008. — № 4. — С. 14-15.

3. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды Волгоградской области в 2007 г. — М.: НИА-При-рода, РЭФИА, 2007. — 300 с.

4. Максымив Л.И. Менеджмент лесных предприятий в контексте устойчивого развития / Л.И. Максымив, Л.Д. Загвойская // Экономика природопользования. — 2003. — № 3. — С. 25-32.

+ + +

УДК 330.322:911.3 (517.15) Л.А. Четошникова

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ - ИНТЕНСИВНОЕ СРЕДСТВО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Ключевые слова: инвестиционная программа, краевой бюджет, государственная поддержка, субсидирование, схема финансирования, долевое участие.

Приоритетные направления инвестиционной политики в Алтайском крае определяются в перспективных планах социально-экономического развития региона с

утверждением при рассмотрении годовых планов социально-экономического развития и закона о краевом бюджете.

Важнейшим видом мер стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае являются разработка, утверждение и реализация инвестиционных программ. В Законе Алтайского края от 9 декабря 1998 г. № 61-ЗС «Об инвестиционной дея-

тельности в Алтайском крае» дано следующее содержание понятия «инвестиционная программа»: «...это документ, определяющий цели инвестиционной деятельности и необходимые для достижения этих целей средства, а также возможные источники инвестиций и состав участников инвестиционной деятельности» [1].

Расходы на реализацию инвестиционных программ Алтайского края предусматриваются отдельной строкой в законе о краевом бюджете на очередной год. При этом, исходя из итогов реализации инвестиционных программ за предыдущий финансовый год, определяется потребность в инвестиционных ресурсах на очередной год с учетом возможного изменения приоритетов инвестиционной политики и оценки возможностей освоения инвестиций.

Так, в 2006 г. объем финансирования краевой инвестиционной программы составил 756,4 млн руб. (к уровню прошлого года — 153,7%).

На газификацию края было направлено 119,6 млн руб., на строительство и реконструкцию объектов строительного комплекса — 645,8 млн руб., из них на развитие объектов социальной сферы —

57,5%, инженерной инфраструктуры —

11,4%, улучшение жилищных условий населения — 21,9% [2].

В 2006 г. осуществлялись также государственная поддержка предприятий АПК, субсидирование налога на имущество и субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов.

Кроме того, на поддержку реального сектора экономики края Законом Алтайского края от 9 декабря 2005 г. № 114-ЗС был определен с 1 января 2006 г. новый вид государственной поддержки — субсидирование налога на прибыль организаций в части сумм, подлежащих зачислению в бюджет.

Инновационная деятельность в отраслях АПК, освоение высоких технологий, создание новых рабочих мест во всех отраслях экономики края являются приоритетными направлениями региональной инвестиционной политики. Свидетельством тому увеличение в 2007 г. по сравнению с

2006 г. более чем в 2 раза средств на поддержку организаций АПК (табл. 1).

Таблица 1

Распределение средств по отраслям и направлениям на поддержку предприятий реального сектора экономики на 2006-2007 гг.

2006 г. 2007 г.

№ Наименование сумма

п/п % тыс. руб. % рт у ..

Поддержка предприятий АПК, в т.ч.: - лизинг сельскохозяйственной техники; 52,6 313200 57,3 563463

1 - 90000 - 90000

- лизинг племенного скота; - 20000 - 20000

- поддержка программ - 203200 - 423463

Субсидирование части банковской процентной ставки, 30,6 182000 25,4 250000

- участники лизинговой деятельности; - 40000 н/д н/д

2 - малый бизнес, в т.ч. на софинансирование по федеральным проектам; ЛПХ; - 15000 н/д н/д

- реализация закона об инновационной деятельности в Алтайском крае - - 50000

3 Средства на поддержку малого бизнеса 1,6 10000 2,0 20000

4 Субсидирование налога на имущество организациям отраслей реального сектора экономики, 6,7 40000 - -

- организациям сельского хозяйства - 20000 - -

5 Реализация закона об инновационной деятельности в Алтайском крае в части субсидирования налогов, в т.ч.: 10,2 100000

- субсидирование налога на имущество организациям сельского хозяйства 35000

6 Лизинг оборудования 8,4 50000 5,1 50000

7 Итого 100 595200 100 983463

В рамках реализации вступившего в силу в сентябре 2006 г. Закона Алтайского края № 95-ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае» в 2007 г. осуществлялась государственная поддержка инновационной деятельности организаций в различных формах [3]. Это субсидирование за счет средств краевого бюджета части банковской процентной ставки в объеме 50 млн руб. по привлекаемым инвесторами банковским кредитам, субсидирование в объеме 50 млн руб. части расходов, связанных с приобретением по договорам лизинга машин и оборудования, участвующим в производственных процессах инновационных проектов.

В 2007 и в 2008 гг. объемы финансирования краевых адресных инвестиционных программ, соответственно, составили 1118,7 млн руб. (к уровню прошлого года — 146 %) и 2756,0 млн руб. (к уровню прошлого года — 246%) (табл. 2).

Повышение заинтересованности инвесторов и уровня инвестирования достигается также путем применения такого инструмента регулирования, как предоставление государственных гарантий органов государственной власти края по обязательствам инвесторов перед кредиторами. В 2008 г. предоставление гарантий органов государственной власти края по инвестиционным займам и кредитам осуществлялось на конкурсной основе, и сумма гарантирования составила более 1 млн руб. (табл. 3).

Отсюда следует, что меры экономической поддержки процесса социально-

экономического развития базовых и инфраструктурных отраслей, обеспечивающих хозяйственную деятельность региона, весьма существенны. Очевидно, что разрабатываемые регионами инвестиционные программы отражают особенности региональной экономики. Так, в сфере государственного инвестирования наблюдается усиление социальной направленности инвестиционной деятельности. Бесспорно, социальный приоритет в реализации структурных преобразований концентрирует в себе огромный потенциал. Необходимо и в дальнейшем совершенствовать институциональную среду, способствующую притоку частных инвестиций в те сферы, где происходят формирование и наращивание человеческого капитала. Так, рост образовательного уровня населения приносит региону немалые экономические выгоды. Это и повышение производительности труда, и снижение безработицы. Данный фактор приносит региону и социальные выгоды. Образованные и высококвалифицированные трудовые ресурсы обладают более широкими возможностями стать обеспеченными, что гарантирует региону социальную стабильность, снижение уровня преступности, обусловленной бедностью.

Вместе с тем при формировании долгосрочной социально ориентированной экономики региона представляется крайне важным в качестве целевой задачи структурной политики выявление и потенциально конкурентоспособных базовых отраслей экономики.

Таблица 2

Распределение средств краевого бюджета на реализацию адресной инвестиционной программы на 2007-2008 гг.

по отраслям и направлениям*

№ п/п Наименование 2007 г. 2008 г.

сумма

% тыс. руб. % тыс. руб.

1 Капитальные вложения, всего, в т.ч.: 100 1118728 100 2470092

1.1 газификация 22,2 248000 20,2 498000

1.2 объекты социальной и инженерной инфраструктуры 72,5 810728 61,6 1522092

1.3 субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объектов муниципальной собственности 5,3 60000 10,1 250000

1.4 долевое участие края в создании инфраструктуры особой экономической зоны - - 8,1 200000

* Источники: приложение 14 к Закону Алтайского края «О краевом бюджете на 2007 год», приложение 16 к Закону Алтайского края «О краевом бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Таблица 3

Перечень государственных гарантий Алтайского края в 2008 году*

№ п/п Цель гарантирования Наименование принципала Сумма гарантирования, тыс. руб.

1 По обязательствам, возникающим при поставках, приобретении техники и оборудования в лизинг, а также по заимствованиям, осуществляемым на указанные цели ООО «ССБ-Лизинг» 412113

2 По заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства Муниципальные образования (городские округа) 500000

3 По заимствованиям, осуществляемым юридическими лицами на модернизацию и расширение производства Юридические лица 50000

4 По межбанковским кредитам, привлекаемым для кредитования субъектов малого предпринимательства Коммерческие банки 100000

5 По заимствованиям, осуществляемым в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» Сельскохозяйственные потребительские кооперативы 20000

ИТОГО - 1082113

* Источник: приложение 23 к Закону Алтайского края «О краевом бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

В программах развития различных секторов экономики отражаются цели и задачи инвестирования и, конечно, объемы необходимых финансовых средств.

Схема распределения средств между инвестиционными программами различных отраслей зависит не только от возможностей каждого получателя средств с минимальными затратами обеспечивать их возврат и планируемый уровень рентабельности производства, но также от степени диверсификации портфеля программ и схем финансирования.

Схема финансирования, помимо последовательности прохождения финансов по каналам различных институтов и способа аккумулирования средств из разных источников, включает выбор приоритетных объектов финансирования. Это находит отражение в Постановлении о реализации на территории Алтайского края адресной инвестиционной программы на очередной год.

Финансирование объектов, включенных в инвестиционную программу края за счет средств краевого бюджета, осуществлялось при соблюдении условия долевого участия в финансировании: городских округов — не менее 50%, муниципальных районов — не менее 20%. Это обстоятельство в значительной степени оказывает влияние на скорость распространения «волн инвестиций» в экономике региона,

определяет величину мультипликатора расходов и, следовательно, прирост регионального продукта.

Правила проектирования инвестиционных программ региона, технико-экономический процесс планирования инвестиций определяют эффективность создания нового капитала, осуществляют вклад в общий уровень трансакционных издержек экономической системы в целом и трансакционных издержек управления инвестиционными процессами в частности.

Таким образом, разработка, анализ и совершенствование правил проектирования инвестиционных программ, оказывающих огромное влияние на интенсивное развитие экономики региона, являются важной и насущной необходимостью.

Библиографический список

1. Закон Алтайского края № 61-ЗС от 09.12.1998 г. «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» / / Информационно-правовая система «Гарант».

2. Закон Алтайского края № 141-ЗС от

27.12.2006 г. «О краевом бюджете на

2007 год» // Информационно-правовая система «Гарант».

3. Закон Алтайского края № 95-ЗС от

14.09.2006 г. «Об инновационной деятельности в Алтайском крае» // Информационно-правовая система «Гарант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.