ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
л. в. плахова,
кандидат экономических наук, доцент орловский государственный институт экономики и торговли
В последнее время при разработке государственной региональной политики большой интерес вызывает проблема промышленной агломерации и специализации. Среди множества идей наиболее значимой является кластерная концепция. Можно выделить два направления формирования кластеров: либеральный и дирижистский. Сторонники либеральных взглядов указывают на целесообразность выращивать кластеры, сформированные рынком, и создавать стимулы для региональных властей, на которых лежит вся ответственность за создаваемый кластер [1].
Дирижисты придерживаются необходимости целенаправленно формировать кластеры с помощью экономической политики федеральных и региональных органов власти. В этом случае от исполнительных органов власти и бизнес-сообщества требуется экономически обоснованный анализ тенденций развития региона, существующих и потенциально возможных межотраслевых взаимосвязей и уже на основе такого анализа выстраивание мероприятий по созданию кластерных схем.
В рамках «кластерной» экономической политики происходит не только выделение наиболее успешных регионов, но и предпринимается попытка объединить разрозненные ресурсы и программы в группы взаимосвязанных отраслей, которые являются относительно конкурентоспособными на местном уровне. Основная идея здесь заключается в том, чтобы учитывать сильную взаимосвязь между фирмами, а также между фирмами и сопутствующими учреждениями (колледжами, университетами, промышленными ассоциациями) при выработке экономической политики развития региона.
Одной из наиболее серьезных проблем, с которыми приходится сталкиваться на практике, является идентификация промышленных кластеров на конкретной территории (на уровне региона или муниципального образования). Существуют разнообразные подходы к выявлению и анализу кластеров. Одни исследователи рассматривают кластер
через производственные цепочки, где основной формой взаимоотношений между компаниями являются связи типа «покупатель-продавец» [2]. В этом случае определение кластеров проводится на основе анализа межотраслевого баланса при выявлении связей в цепочках создания стоимости между фирмами или между секторами промышленности. Другие исследователи определяют кластеры как фирмы, которые связывают между собой скрытые потоки информации, что вызывает необходимость использовать такие количественные методы, которые позволяет выявить эти связи. Ряд исследователей является сторонниками объединения сразу нескольких способов измерения связей между фирмами, включая показатели объема и темпов роста, системы весовых коэффициентов для факторов или видов связи [3].
Для оценки потенциала кластеризации региона можно использовать статистические показатели, такие как:
• коэффициент локализации, который определяется отношением удельного веса данной отрасли в структуре производства региона к удельному весу той же отрасли в стране;
• коэффициент душевого производства, рассчитываемый как отношение удельного веса отрасли региона в соответствующей структуре отрасли страны к удельному весу населения региона в населении страны;
• коэффициент отраслевой специализации региона, определяемый отношением удельного веса региона в стране по данной отрасли к удельному весу региона в ВВП страны. Если расчетные показатели больше или равны
единице, следовательно, данные отрасли выступают как отрасли рыночной специализации и в них либо существуют кластеры, либо их создание является возможным. При формировании кластеров и выборе из них наиболее приоритетных целесообразно оценивать динамику коэффициентов локализации. Увеличение значения показателей в динамике
свидетельствует о перспективах роста кластеров, а снижение — о возможной необходимости расширения ассортимента выпускаемой продукции, необходимости модернизации производства или о неперспективности кластера в будущем.
Полученные оценки позволяют сформировать некоторое количество отраслей, которые в результате укрупненной группировки объединяются в три блока:
1) отрасли с высоким потенциалом существования кластера, нуждающиеся в информационной поддержке и минимальном управляющем воздействии;
2) отрасли, в которых возможно создание кластеров при целенаправленных длительных управляющих воздействиях;
3) отрасли, в которых создание кластеров требует значительных издержек, не сопоставимых с ожидаемым эффектом.
Как видно, отраслями рыночной специализации, в которых либо существуют кластеры, либо их создание считается возможным, являются следующие: производство машин и оборудования; агро-
промышленный комплекс; производство неметаллических минеральных продуктов; производство пищевых продуктов; текстильное производство; производство готовых металлических изделий; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Оценивая данные кластеры с точки зрения наличия ресурсной базы, необходимой для обеспечения их конкурентоспособности, факторов производства, спроса на внутреннем рынке для продукции кластера, конкурентоспособных отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей в данном регионе, следует охарактеризовать их как наиболее перспективные для региона с точки зрения необходимой степени управляющего воздействия — заслуживающие активной поддержки.
Пространственный кластер, с одной стороны, можно рассматривать как продукт самоорганизации конкурентного рынка. С другой стороны, кластерная структуризация рынка обусловливает использование взаимосвязанных факторов в создании конкурентных преимуществ, включая
Динамика показателей потенциальной кластеризации экономики Орловской области
Кластеры Коэффициент локализации Коэффициент душевого производства Коэффициент отраслевой специализации
2004 2005 2006 2004 2005 2006 2004 2005 2006
Производство пищевых продуктов, включая напитки 1,72 1,96 2,09 0,79 0,90 0,99 1,72 1,96 2,09
Текстильное и швейное производство 2,76 2,72 1,82 1,27 1,25 0,87 2,76 2,72 1,82
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 0,36 0,33 0 0,16 0,15 0 0,36 0,33 0
Обработка древесины и производство изделий из дерева 0,29 0.43 0.33 0,13 0,20 0,16 0.30 0,43 0,33
Целлюлозно-бумажное производство, издательскаяя и полиграфическая деятельность 0,32 0.42 0.34 0,15 0,19 0,16 0,32 0,42 0.34
Химическое производство 0,04 0,04 0,03 0.02 0,02 0,02 0.04 0,04 0.03
Производство резиновых и пластмассовых изделий 0,78 0,82 0,65 0,36 0,38 0,31 0,78 0,82 0.65
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 2,71 3,02 2.47 1,24 1,38 1,18 2.71 3,02 2,47
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 1,0 1,57 1,24 0,46 0,72 0.59 1,00 1,57 1,24
Производство машин и оборудования 3,25 3,91 4,40 1,49 1,79 2,10 3,25 3.91 4,40
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 2,02 1,68 1,50 0,93 0,77 0,71 2.02 1,68 1,50
Производство транспортных средств и оборудования 0,43 0,71 0,58 0,20 0,32 0,28 0,43 0,71 0.58
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1,01 1,32 1,44 0,47 0,60 0.69 1,01 1,32 1,44
Продукция сельского хозяйства 4,34 4,14 3,99 1,99 1,89 1,90 4,34 4,14 3.99
Строительство 0,93 0,79 0,81 0,43 0,36 0,39 0,93 0,79 0.81
в пространственные объединения разные типы собственников и властные структуры [4]. Вместе с тем, на наш взгляд, главной задачей кластеризации является активизация капитала. Кластер формирует адекватный себе потенциал спроса рынка, опираясь на свою стратегическую инвестиционную базу. Поэтому кластер целесообразнее называть инвестиционным. В настоящее время на первое место выходит крупный стратегический инвестор, способный выступить субъектом рынка стратегических программных инвестиций в партнерстве с государством [5]. Макроэкономика как бы вбирает в себя все функциональные основные формы капитала — финансовую, денежную, производительную (реальную), деля рынок не на сектора по отраслевому или территориальному принципу, а на структурные уровни, или обороты функциональных капиталов. На рынке финансового капитала формируется стратегический фактор экономического роста, который реализуется на разных структурных уровнях рынка. Весь рынок получает импульс развития от рынка стратегических программных инвестиций.
В российских условиях неразвитой рыночной среды инвестиционные кластеры приобретают особое значение. Речь идет о создании структурной рыночной иерархии и базировании стратегии экономического роста на рынке крупных стратегических программ, формируемых рыночным взаимодействием финансового капитала и государства. Российский рынок создавался на базе образования крупного финансового капитала. Отсталость российского рынка необходимо преодолевать, опираясь на импульсы, исходящие от финансового капитала. Проводниками таких импульсов могут стать инвестиционные кластеры. Перед российским рынком стоит еще одна специфическая задача. Рынку приходится постоянно преодолевать административные барьеры, причем это касается буквально всех уровней рынка. Ограничить административное давление может формирование системы стратегической сети крупных инвестиционных кластеров.
Развитие кластерной политики в РФ в большей форме осуществляется через государственно-частное партнерство. Эффективное взаимодействие между государством и частным бизнесом распространяется прежде всего в инфраструктурных отраслях, где исторически сложились и потребности, и возможности такого взаимодействия при реализации крупномасштабных социально-экономических задач. При этом принципиально важен комп-
лекс вопросов, связанных с перераспределением правомочий собственности. Во всем разнообразии методов и форм партнерства мера конкретного участия государства и частного бизнеса, а также условия их сочетания могут существенно различаться. Так, частный компонент в партнерствах может выступать в качестве одной из сторон контракта (чаще всего контракты на поставку товаров и услуг для государственных нужд, контракты технической помощи, контракты на управление), когда права собственности жестко разделены. В случае концессионных соглашений всех типов речь идет о частичной передаче некоторых правомочий собственности от государственного к частному партнеру (обычно правомочий пользования, владения и управления). Наконец, акционерное или долевое участие частного капитала в государственном предприятии (совместное предприятие) предполагает более высокий уровень интеграции государственного и частного капитала в реализации партнерских отношений для достижения социально и экономически значимых целей. В рамках каждой из этих институциональных альтернатив государственно-частного партнерства и множества специфических вариантов распределения правомочий между государственным и частным секторами создается возможность использовать эффективные системы стимулов, соответствующие концентрации прав собственности.
Развитие кластерной политики через государственно-частное партнерство позволяет регионам приближаться к классической форме инновационных кластеров. Имеется в виду интеграция научной, учебной и предпринимательской деятельности по типу известной Силиконовой долины, созданной на базе Стенфордского университета. В таком кластере, формируемом скорее спонтанно, чем по целевым программам, происходит замена линейной модели инноваций на нелинейную модель: «инновационный процесс становится дискретным, на всех стадиях он корректируется и стимулируется многочисленными участниками» [6].
Инновационный процесс представляет собой процесс создания, развертывания и исчерпания новейших технологий, производственно-экономического и социально-организационного потенциала нововведений. Таким образом, мы можем сказать, что инновации есть инвестиции финансовых средств в разработку и использование различного рода новшеств.
Инновационная деятельность включает в себя как все этапы научно-технической деятельности,
так и производство, обеспечивающее освоение и внедрение инноваций, и деятельность, создающую условия для дальнейшего функционирования инноваций (т. е. посредническая деятельность). Взаимоотношения инновационного процесса с рыночной экономикой весьма противоречивы. С одной стороны, в рамках рыночных отношений проявляются такие стимулирующие инновационную деятельность критерии, как социальная активность, творческая инициатива, селекционная способность рынка обеспечивать отбор и выживание наиболее эффективных и адаптированных новаций. С другой стороны, рыночные отношения не могут считаться совершенными для воздействия на инновационные процессы, поскольку в поведении хозяйствующих субъектов рынка преобладают краткосрочные, конъюнктурные решения, в то время как и инновационная деятельность, так и инвестиционная, рассчитаны на долгосрочный период. Поэтому для эффективного функционирования инновационной деятельности необходимо ее государственное регулирование, для чего и предназначена инновационная модель промышленной политики [7].
В основе инновационной модели лежит процесс экономического роста страны как на внутреннем, так и на внешнем рынках, опирающийся на новейшие тенденции технологического и общественного развития с использованием высокотехнологичного и капиталоемкого производства.
Недостатками инновационной модели можно считать необходимость расходования огромных денежных средств на развитие инновационной инфраструктуры и обновление производственного аппарата промышленности, неизбежно высокую роль государства в экономике страны, применяющей во многом нерыночные методы стимулирования инновационного развития производства; необходимость большого количества высококвалифицированных кадров. Следовательно, возникает проблема их эффективной подготовки и переподготовки.
Успешность проведения инновационной политики будет во многом зависеть от поведения региональных властей, поскольку на федеральном уровне у России нет возможности охватить всю территорию страны с целью эффективного регулирования инновационных процессов и инновационной деятельности. В этой связи федеральная власть должна взять на себя разработку и внедрение эффективных механизмов, которые бы стимулировали на региональном уровне инновационную
активность и побуждали местные власти к реализации инновационной модели.
Кроме того, учитывая капиталоемкость данного процесса, разумным представляется проведение селективной экономической политики на основе инновационного развития по отдельным конкурентоспособным отраслям. Это будет способствовать, во-первых, быстрому развитию этих отраслей и закреплению их конкурентных преимуществ на мировом рынке, а во-вторых, избавит от затратного и малоэффективного процесса развития тех отраслей, которые не могут в данный момент «состязаться» с идентичными отраслями других стран в рамках международного разделения труда.
Специалисты полагают, что в настоящее время лидирующее положение в экономическом развитии страны займут эффективные инновационные регионы. Участниками таких региональных кластеров станут три института — академический, корпоративный и государственный. Этот принцип «тройной спирали» уже сейчас используется в качестве базового при создании новых территорий инновационного развития. В России такую территорию решено создать, в частности в Обнинске, взяв в качестве образца опыт шведского проекта Growlink — современный инновационный центр в городе Линчепин-ге, специализирующийся в сфере информационных технологий, медицины и фармакологии.
Кластерная политика в регионах зависит от взаимодействия предприятий, исследовательских учреждений (таких как университеты) и более широких факторов «окружающей среды», таких как рынок труда и инфраструктура. Она нацелена на поддержку некоторых групп предприятий. Эта поддержка осуществляется главным образом через проведение инноваций, улучшение возможностей применения новых знаний и развитие совместных конкурентных преимуществ.
Преимущества, получаемые региональными властями при реализации кластерного подхода, заключаются в том, что кластер позволяет сфокусировать внимание на проблемах и преимуществах экономики. Органы управления кластерами, в которые могут входить и представители властных структур, получают доступ к разнообразной и концентрированной информации о деятельности предприятий, состоянии данного сектора экономики, рынке трудовых ресурсов, что существенно уменьшает объем аналитической работы, выполняемой органами власти, увеличивая уровень ее достоверности.
Преимущества, получаемые бизнес-структурами, связаны с существенным понижением барьеров
выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы, снижением затрат за счет эффекта масштаба, который проявляется при кооперации производителей и потребителей. Кластер предоставляет предпринимателям новые возможности для систематизации возникающих проблем, выбора путей их преодоления. Взаимодействие с региональными и муниципальными властями позволяет найти методы и средства разрешения той части из них, которые лежат в сфере компетенции региона. Используя влияние и авторитет кластера, бизнес и региональные власти совместно могут искать пути наиболее эффективного продвижения своих инициатив через федеральные структуры, включая подготовку законопроектов и лоббирование на федеральном уровне прохождения региональных и отраслевых инициатив.
Политика, направленная на создание кластеров, начинается с определения уже существующих в регионе предпосылок их образования, главными из которых являются следующие:
• наличие основополагающих для развития кластера бизнес-структур, потенциально заинтересованных в сотрудничестве в рамках кластера;
• наличие кооперационных связей и отработанных механизмов взаимодействия, высокого уровня взаимного доверия;
• высокий инновационно-технологический уровень предприятий и организаций;
• высокая конкурентоспособность продукции предприятий и организаций, потенциальных участников кластера на мировом рынке, определяемая высокими объемами экспорта продукции и, возможно, импортом высоких технологий;
• заинтересованность органов власти в кластерном варианте развития экономики региона и расширении кооперации и сотрудничества;
• наличие нормативно-правовой базы региона, стимулирующей создание кластеров;
• наличие в регионе постоянно проводимой работы по развитию и совершенствованию имеющейся инфраструктуры поддержки бизнеса;
• наличие высококвалифицированной системы профессионального образования, обладающей опытом подготовки кадров для соответствующих секторов экономики.
При оценке кластерной политики необходимо измерять деятельность кластера, воздействие на которую является основной целью кластерной политики, а также рассматривать вопрос о том, могут ли эти изменения быть связанными с из-
менениями в процессе образования кластеров. Деятельность кластера является не просто показателем экономического развития, таким как объем продаж и количество рабочих мест, а отражением важнейших конкурентных преимуществ, которые составляют кластер. Такие общие преимущества являются внешними по отношению к индивидуальным фирмам, но внутренними для кластера в целом. Они могут включать общие рынки квалифицированного труда, особые научные исследования (в рамках предприятия или университета) или другие формы знаний и опыта, которые уникальны для данной территории. Многие виды кластерной политики нацелены на увеличение этого опыта и знаний посредством мероприятий, направленных на развитие этих общих конкурентных преимуществ. В большинстве своем они направлены на развитие совместно используемых ресурсов, которое повысит конкурентоспособность группы фирм в составе кластера, но для самостоятельного (или коллективного) освоения которых у фирм недостаточно средств или стимулов.
Принципиальное отличие кластерной политики от всех остальных видов политики пространственного развития заключается в важности промежуточного мезо-уровня, на котором действуют кластеры. Политика развития территорий — например, политика структурных фондов — воздействует на макроуровень или на деятельность территорий с помощью совокупности различных проектов и мероприятий, влияющих как на отдельных экономических агентов (например, финансовая поддержка при осуществлении инвестиций), так и на экономику региона в целом (например, субсидирование транспортной инфраструктуры). Задачей кластерной политики является воздействие на целевые кластеры, а не на отдельные фирмы или экономику региона в целом. Ее воздействие на территориальную экономику происходит благодаря эффектам перелива, возникающим в кластерах.
Традиционная политика развития территории основана на принципе агрегирования, который непригоден для кластерной политики по нескольким причинам. Во-первых, поддержка кластерного развития может повлечь за собой изменения в распределении экономической активности, которое обычно не предусматривается другими видами политики развития территорий. Ускорение роста кластера может привести к возникновению дефицита важнейших для данной территории ресурсов, вызывая «цепную реакцию» на это явление в других регионах. Например, если кластерная политика
оказывается успешной и кластер начинает быстро расти, он может «поглотить» собой имеющиеся квалифицированные трудовые ресурсы и занять свободные основные производственные фонды, вызывая тем самым повышение заработной платы и ренты в других секторах экономики. В таком случае развитие кластера в целом оказывает «нулевой эффект» на развитие территориальной экономики.
Во-вторых, пространственное распределение кластеров может усилить неравномерность экономического развития региона. С давних пор политика территориального развития находится перед выбором между экономической эффективностью и равенством. Это дилемма между проведением политики, направленной на обеспечение роста экономики в целом с помощью наиболее эффективных методов (и приводящей к усилению неравенства между более и менее развитыми районами), и проведением политики, которая направлена на развитие определенных территорий в составе экономики (на основе соображений экономической и социальной справедливости). В кластерной политике, являющейся модификацией теории «точек роста», такой выбор сделан в пользу экономической эффективности. Но поскольку кластеры, обладающие потенциалом роста, обычно располагаются в развитых частях территориальной экономики, концентрация усилий именно в этих областях может ухудшить перспективы развития на остальной территории региона.
Наконец, кластерная политика вызывает множество эффектов перелива. Если процессы развития «точек роста» эффективны, то этот рост скорее приведет к положительному эффекту на остальной части экономики, чем к эффекту «вытягивания» ресурсов, посредством косвенного увеличения объема продаж, роста количества рабочих мест
и уровня квалификации рабочей силы, а также расширению перспектив научно-технических разработок. Рост в секторах экономики, образующих кластеры, может привлечь неиспользуемые (или недоиспользуемые) ресурсы из других частей экономики, а также иностранные инвестиции, также являющихся внешними для данной экономической системы.
Огромным достоинством кластеров является притяжение к себе новых инвестиций, в том числе иностранных. Убедительным примером этого может служить поток иностранных инвестиций в свободные экономические зоны. Кластеризация в России может охватить все экономическое пространство, что может дать импульс развитию новейших технологий, ускорению экономического развития и в конечном счете повышению благосостояния населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шаповалов А. Россия перешла в подготовительный кластер // Коммерсантъ, 24 марта 2006 г.
2. O'Brien R. Global Financial Integration: The End of Geography? — London: Pinter, 2000.
3. Rosenfeld S. Baking into Clusters: Retrofitting Public Policies, paper available at www. oecd. org.
4. Демидова Л. С. Система партнерских отношений: новые тенденции и эффективность /Государство и бизнес: институциональные аспекты. — М.: ИМЭМО РАН, 2006.
5. Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Макроэкономические аспекты региональной политики //Экономическая политика, 2006, № 4.
6. Галушкина М. Предприниматели на рынке идей // Эксперт, 2006, № 17. C. 49.
7. Львов Д. С. Эффективное управление техническим развитием / Д. С. Львов. — М.: Экономика, 1997.