Научная статья на тему 'Инвестиционные факторы конкурентоспособности'

Инвестиционные факторы конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуримухаметов Р. М.

Инвестиционная привлекательность регионов России складывается из двух характеристик: инвестиционного риска и инвестиционного потенциала. Экспертные оценки показывают, что возникают новые явления в инвести-ционной деятельности в России. Важным фактором улучшения инвести-ционного климата и привлечения инвесторов является подготовленность региона к приему инвестиций и создание максимально благоприятных для этого условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционные факторы конкурентоспособности»

Р. М. Нуримухаметов

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Инвестиционная привлекательность регионов России складывается из двух характеристик: инвестиционного риска и инвестиционного потенциала. Экспертные оценки показывают, что возникают новые явления в инвестиционной деятельности в России. Важным фактором улучшения инвестиционного климата и привлечения инвесторов является подготовленность региона к приему инвестиций и создание максимально благоприятных для этого условий.

Инвестиционный климат в стране является важнейшим фактором привлечения внешних инвестиций. Так, по мнению экспертов ООН, «чтобы привлечь прямые иностранные инвестиции (ПИИ), многим странам прежде всего нужно создать о себе представление как о благоприятном месте для реализации инвестиционных проектов, то есть, образно говоря, обозначить себя на условной карте мира, которой пользуются международные инвесторы» [1].

Инвестиционный климат представляет собой набор факторов, специфичных для данной страны и определяющих возможности и стимулы фирм к расширению масштабов деятельности на основе осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции [2]. Инвестиционный климат страны определяется широким комплексом факторов, включая социально-политическую стабильность, экономическое положение, идеологию, культуру и другие аспекты, которые оценивает инвестор, принимая решение о капиталовложениях.

Инвестиционная привлекательность регионов России складывается из двух характеристик: инвестиционного риска и инвестиционного потенциала. Остановимся на некоторых методологических подходах к оценке изменений инвестиционного климата и результатах проводимых экспертных оценок посредством установления уровня инвестиционного риска и инвестиционного потенциала отечественных регионов.

Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др.

Основными составляющими инвестиционных рисков следует считать: высокий уровень криминализации экономики; слабую защищенность прав собственности; недоверие инвесторов к российской судебной системе; низкий уровень корпоративного управления; недостаточную прозрачность деятельности компаний и неразвитость банковского сектора.

При оценке инвестиционного потенциала и рисков проводится опрос экспертов российских и зарубежных инвестиционных и консалтинговых компаний, а также российских предприятий.

В мировой практике существует немало признанных рейтингов инвестиционной привлекательности, каждый из которых ориентирован на определенный круг инвесторов. Так, в частности, известна Программа BEEPS (обследование бизнес-среды и деятельности предприятий), которая ориентирована на анализ барьеров на пути ведения бизнеса и пока-

зателей производительности в странах с переходной экономикой в Восточной Европе и Средней Азии. Всего в базу данных по BEEPS входит 27 стран, включая Россию.

Обследования проводятся раз в два-три года, поэтому есть возможность сопоставить изменение во времени абсолютных и относительных позиций России по большому набору показателей. Объем выборки в России составляет 551 объект наблюдения, используется стандартная для всех стран анкета из 73 вопросов; обследование охватывает предприятия промышленности и сферы услуг всех размерных групп.

Опрос в рамках данной программы, проведенный в 2005 г., показал, что по У позиций конкурентоспособность российского инвестиционного климата ухудшалась по сравнению с 2002 г.: теперь только по половине параметров российский деловой климат был лучше, чем в среднем по международной выборке. Наиболее заметное ухудшение произошло по таким показателям, как неопределенность политики и коррупция, увеличилось отставание по качеству рабочей силы и лицензированию. Уменьшилась острота лишь таких проблем, как доступ к земельным участкам и регистрация собственности на землю [3].

Среди наиболее известных рейтингов - комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности A.T. Kearney и CalPERS. Компания A.T. Kearney составляет индекс доверия прямых иностранных инвесторов, который используют прежде всего прямые инвесторы. Этот рейтинг рассчитывается на основе опросов руководителей, членов советов директоров и старших стратегических аналитиков 1000 крупнейших мировых компаний, владеющих активами по всему миру на общую сумму более 14 трлн долл.

При составлении рейтингов A.T. Kearney ведущую роль играют параметры, наиболее важные для прямых инвестиций: качество регулирования и защиты инвестиций, объем внутреннего спроса, уровень бедности, уровень коррупции, качество защиты прав интеллектуальной собственности, уровень образованности населения, темпы увеличения или снижения численности бюрократии и т. д.

В соответствии с последним рейтингом A.T. Kearney, результаты которого были опубликованы в январе 2006 г., Россия переместилась с одиннадцатого места на шестое [4]. Из этого был сделан вывод о том, что потенциальная рентабельность прямых инвестиций в Россию выше, чем в других странах (таких, как Германия, Франция, Италия, Япония или Канада), что обусловлено не только качеством инвестиционного климата, но и большим качеством «свободного пространства» для инвестиций в нашей стране, относительно низким предложением инвестиционных ресурсов и интенсивной экономической динамикой.

Рейтинг CalPERS (калифорнийской пенсионной программы государственных служащих), который определяется компанией Wilshire, опираясь как на собственные исследования, так и на оценки других институтов - признанных авторов в отдельных областях, проводится отдельно по развитым и развивающимся рынкам с точки зрения надежности инвестиций в различные классы инструментов.

По его результатам составляется интегральный рейтинг стран, учитывающий итоги ранжирования по следующим факторам, объединенным в две группы: а) страновые макрофакторы (политическая стабильность, прозрачность, политика производительного труда); б) рыночные макрофакторы (ликвидность и волатильность рынка, качество регулирования рынка и защиты инвесторов, открытость рынка капитала, эффективность системы расчетов и уровень трансакционных издержек).

В последнем рейтинге CalPERS Россия поднялась на 21 место с интегральным рейтингом 1,86. При этом был сделан вывод о том, что если бы качеству рынка и бизнеса соответствовало качество государства, то Россия уже два года назад могла бы войти в число стран, являющихся объектами инвестирования пенсионных резервов во все типы инстру-

ментов. Но именно те аспекты инвестиционной привлекательности, которые формирует государство, получают наиболее низкую оценку крупнейших долгосрочных инвесторов.

По уровню политической стабильности Россия делит предпоследнее место с Пакистаном, опережая только Венесуэлу. Наиболее сильное отставание от большинства стран с развивающимися рынками отмечается по таким параметрам, как независимость судебной системы и уровень частных предпочтений при принятии решений государственными органами. По этим же параметрам в последние четыре года наблюдается наиболее интенсивный регресс.

По уровню прозрачности Россия занимает место в середине рейтинга, но только благодаря высокой оценке действующих в России требований листинга на фондовых биржах и отчасти хорошей оценке прозрачности денежно-кредитной политики. А по такому фактору, как свобода прессы, Россия делит последнее место с Пакистаном, Египтом и Китаем. За последние четыре года существенно улучшились оценки качества российского финансового рынка с точки зрения его ликвидности и волатильности. Данный рейтинг констатирует также значительное повышение устойчивости финансового рынка России, обусловленное ростом внутреннего спроса [5].

Согласно данных рейтингов трех ведущих международных рейтинговых агентств (Standard & Poor's, Moody’s Investor’s Service, Fitch), в последние годы российский суверенный рейтинг неуклонно рос и достиг инвестиционного уровня.

Существует также рейтинг конкурентоспособности, который ежегодно составляется специалистами Всемирного банка и Всемирного экономического форума. Так, по данным рейтинга конкурентоспособности, составляемого Всемирным экономическим форумом [6], в 2005 г. Россия занимала 75 место из 117, проигрывая таким странам, как Китай (49 место), Индия (50 место), Польша (51 место), Бразилия (65 место), Турция (66 место) и большинству других стран с переходной экономикой, причем за последние годы ее позиция ухудшилась.

Исходя из этих данных следует вывод о том, что в глобальном масштабе российская экономика все еще не так привлекательна, чтобы обеспечить массированный приток инвестиций в средне - и долгосрочной перспективе. Несмотря на общий позитивный настрой инвесторов, уровень инвестирования в российскую экономику недостаточен, чтобы осуществлять необходимые масштабные программы по модернизации промышленности и транспорта. В то же время экспертные оценки показывают, что возникают новые явления в инвестиционной деятельности в России. Прежде всего это формирование так называемого инвестиционного ядра России, то есть интенсивное улучшение инвестиционного климата в регионах, расположенных между Москвой и Санкт - Петербургом. Если раньше два этих полюса инвестиционной привлекательности, бесспорно, лидировали, то теперь к их лидирующей позиции присоединяются также прилегающие к ним области - Московская и Ленинградская.

К каждому из этих полюсов примыкает по региону - сателлиту с минимальным инвестиционным риском - это Ярославская и Новгородская области. Они образуют своего рода «инвестиционный разрыв» для реализации тех проектов, которые по различным причинам (высокая арендная плата за землю, бюрократические проволочки, экологические требования и т.д.) нецелесообразно или затруднительно осуществить в крупных мегаполисах и прилегающих к ним областях.

Новгородская область зарубежными инвесторами уже освоена, а Ярославская впервые за последние семь лет предстает перед иностранными инвесторами как регион с наиболее благоприятным в России инвестиционным климатом. Достаточно высокий инвестиционный рейтинг имеют также Тверская и Вологодская области, Владимирская и Нижегородская области, Чувашия и Татарстан.

На долю восьми регионов инвестиционного ядра России приходится около одной трети совокупного инвестиционного потенциала страны, и следует отметить, что эта доля постоянно растет. В наибольшей степени здесь сконцентрированы институциональный (53%) и инновационный (46%) потенциалы России.

За последние четыре года существенно возросла доля регионов инвестиционного ядра в таких потенциалах, как трудовой, финансовый и потребительский, то есть именно в тех направлениях, которые более всего ценят инвесторы, особенно западные. А если к этому добавить и невысокие риски, то вполне объяснимым становится тот факт, что иностранцы проявляют к этим регионам повышенное внимание - их доля в общем объеме ПИИ растет с каждым годом и достигла 47%. В то же время начавшаяся в последние годы экспансия отечественного капитала из столичных центров на периферию привела к снижению доли регионов инвестиционного ядра в общем объеме капитальных вложений.

Таким образом, можно выделить следующие составляющие инвестиционного климата. Наиболее эффективный элемент инвестиционной политики - это совершенствование нормативной базы инвестиционной деятельности, выработка и проведение долгосрочной инвестиционной стратегии. Это дает, как показывает практика, максимальный результат в минимальные сроки.

Первым шагом на этом пути, как правило, является принятие регионального закона об инвестиционной деятельности. В настоящее время такие законы не приняты (либо не представлены в доступных источниках информации, что для инвестора равносильно) только в Москве, Ямало-Ненецком, Таймырском, Агинском-Бурятском, Чукотском АО, Карачаево-Черкесской Республике, Камчатской области и Еврейской автономной области. Инвестиционные преимущества первых двух регионов общеизвестны, а стабильно низкие инвестиционные рейтинги остальных регионов во многом связаны с отсутствием каких-либо усилий региональных властей по созданию благоприятного инвестиционного климата. Показательно при этом, что в пяти из шести «пассивных» регионов были избраны новые главы исполнительной власти.

На другом полюсе нормотворческой деятельности находятся регионы, в которых не только принято и действует инвестиционное законодательство, но которые постоянно его совершенствуют и обновляют в соответствии с меняющимися условиями.

Жесткая фискальная политика центра вынуждает региональные власти искать новые формы поддержки инвесторов. Последними новациями в этой сфере являются полное или частичное погашение из средств регионального бюджета процентной ставки по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов на территории региона, а также снижение ставок арендной платы за землю. Практика погашения процентной ставки в настоящее время применяется в Новгородской, Ярославской, Белгородской, Калининградской, Астраханской, Кемеровской областях, Республике Коми, Республике Алтай и Красноярском крае. В большинстве регионов, принимающих эти меры поддержки, уже создан благоприятный инвестиционный климат.

Важным фактором улучшения инвестиционного климата и привлечения инвесторов является подготовленность региона к приему инвестиций. Имеется в виду наличие каталогов инвестиционных проектов и кадастров инвестиционных площадок, которые имеют практически две трети регионов. Правда, зачастую эти брошюры составлены формально и не содержат полезной информации для принятия решений.

Создание кадастров инвестиционных площадок находится в начальной стадии. Такие работы проводили или проводятся и в Ленинградской, Новгородской, Ярославской, Оренбургской, Калининградской, Ивановской областях и Краснодарском крае.

Наконец, одним из основных направлений улучшения инвестиционной привлекательности региона является разработка региональной инвестиционной стратегии. Постоянная работа по реализации такой стратегии позволяет существенно снизить инвестиционный риск. Однако пока ни у одного субъекта федерации инвестиционной стратегии нет. Более того, какие-либо долгосрочные (на пять лет и более) комплексные планы или программы социально-экономического развития имеют лишь Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Карелия, Ленинградская, Новгородская, Владимирская, Ярославская, Нижегородская, Пензенская и Самарская области.

Для создания благоприятного инвестиционного климата необходимо решить ряд первоочередных проблем. Во-первых, необходимо принятие комплекса правовых норм для защиты частной собственности - как национальной, так и иностранной. Совершенствуется российское законодательство и в сфере международных договоров. Правительство продолжает переговоры по заключению международных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций (заключено более 50 соглашений). Со многими государствами (Австрией, Бельгией, Великобританией, Канадой, США и т.д.) подписаны соглашения об исключении двойного налогообложения доходов и имущества.

Однако на практике при возникновении крупных имущественных споров, даже если правомерность подтверждается иностранными судебными органами, вернуть капитал очень трудно. Институциональную систему отличает неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы, неопределенность прав акционеров. Система отечественного судопроизводства не соответствует мировым стандартам.

Во-вторых, следует совершенствовать информационное обеспечение инвестиционных процессов в стране, которые в настоящее время характеризуется недостаточной достоверностью, недостаточной компетентностью и непрозрачностью информации о рынке в целом, об экономико-политических условиях и возможностях региона, о местных условиях производства. Эти недостатки характерны прежде всего для отечественного фондового рынка: финансовое положение 18% акций ведущих компаний, так называемых «голубых фишек», более-менее известно, а перспективные возможности 82% предприятий выяснить практически невозможно. Информация об инвестиционных проектах, возможной их прибыльности и самоокупаемости не соответствует мировым стандартам и затрудняет ее использование иностранными инвесторами.

В-третьих, непосредственно влияет на инвестиционный климат в России неудовлетворительное развитие инфраструктуры рынка: телекоммуникаций, дорог, портов, институциональных организаций. Это сказывается на увеличении расходов иностранных инвесторов и негативно сказывается на принятии решения об инвестировании.

Литература

1. World Investment Report 1999. - P. 182.

2. World Development Report 2005 / The World Bank, 2005. - P. 1.

3. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными// Вопросы экономики. - 2007.- №3. - С. 13-15.

4. Инвестиционный климат в России // Вопросы экономики. - 2006. - №5. - С. 50.

5. Инвестиционный климат в России// Вопросы экономики. - 2006. - №5. - С. 51-52.

6. Global Competitiveness Report 2005-2006 / World Economic Forum. - 2005.

© Р. М. Нуримухаметов - канд. эконом. наук, аудитор ООО «Н.И.К.А.Р.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.