Научная статья на тему 'Инвестиционные драйверы экономического развития страны'

Инвестиционные драйверы экономического развития страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиционные ресурсы / национальная экономика / устойчивый экономический рост / инфраструктурные проекты / драйверы развития страны / цифровизация экономики / субъект экономической деятельности / стратегия развития страны. / investment resources / national economy / sustainable economic growth / infrastructure projects / drivers of the country development / digitalization of the economy / the subject of economic activity / the country development strategy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хоменко Виктория Владимировна, Ружников Евгений Анатольевич

В статье рассмотрены ключевые проблемы и способы привлечения инвестиционных ресурсов в национальную экономику для формирования устойчивого экономического роста, ускорения научно-технологического прогресса, развития цифровой экономики и реализации крупных инфраструктурных проектов. Сформированы семь ключевых инвестиционных драйверов экономического развития страны, описана современная модель инновационно-инвестиционного развития национальной экономики. Авторами уточнено определение инвестиционного драйвера, описана модель поведения субъекта экономической деятельности в деловой среде. Методика позволяет провести оценку потенциальной выгодности от привлечения инвестиционного ресурса субъектом экономической деятельности в зависимости от ключевых параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT DRIVERS OF COUNTRY ECONOMIC DEVELOPMENT

The article deals with the key problems and ways of attracting investment resources to the national economy for the formation of sustainable economic growth accelerating scientific and technological progress, the development of the digital economy and the implementation of major infrastructure projects. seven key investment drivers of the country economic development have been formed, a modern model of innovation and investment development of the national economy has been described. The authors specify the definition of the investment driver, describe the model of behavior of the subject of economic activity in the business environment. The method allows to access the potential profitability of attracting investment resources by the subject of economic activity, depending on the key parameters.

Текст научной работы на тему «Инвестиционные драйверы экономического развития страны»

УДК 332

DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-3-144-152

В. В. хомЕНКо Е. Л. рУжНИКоВ

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ДРЛЙВЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЛЗВИТИЯ СТРЛНЫ

В статье рассмотрены ключевые проблемы и способы привлечения инвестиционных ресурсов в национальную экономику для формирования устойчивого экономического роста, ускорения научно-технологического прогресса, развития цифровой экономики и реализации крупных инфраструктурных проектов. Сформированы семь ключевых инвестиционных драйверов экономического развития страны, описана современная модель инновационно-инвестиционного развития национальной экономики. Авторами уточнено определение инвестиционного драйвера, описана модель поведения субъекта экономической деятельности в деловой среде. Методика позволяет провести оценку потенциальной выгодности от привлечения инвестиционного ресурса субъектом экономической деятельности в зависимости от ключевых параметров.

Ключевые слова: инвестиционные ресурсы, национальная экономика, устойчивый экономический рост, инфраструктурные проекты, драйверы развития страны, цифровизация экономики, субъект экономической деятельности, стратегия развития страны.

Введение. Сегодня, в условиях формирования ориентиров стратегического развития и модернизации российской экономики, перед органами государственной власти стоит ряд задач, связанных с достижением приоритетных целей долгосрочного социально-экономического развития — это создание высокого уровня благосостояния населения при эффективном использовании экономического потенциала страны; повышение инвестиционной привлекательности отраслей и территорий; достижение конкурентоспособности отечественных производителей за счет инновационной направленности производства и роста его эффективности; выхода значительной доли бизнеса из теневой экономики; повышение эффективности человеческого капитала, а также создание благоприятного инвестиционного климата для эффективного взаимодействия органов государственной власти, общественных и научных организаций и бизнес-сообщества.

Одним из инструментов достижения стратегически важных государственных задач обеспечения устойчивого экономического роста, ускорения научно-технологического прогресса, развития цифровой экономики и реализации крупных инфраструктурных проектов являются инвестиционные ресурсы.

Так, в 2018 году Президентом России В. В. Путиным была поставлена перед Правительством Российской Федерации стратегическая задача по достижению ключевых показателей национальных проектов к 2024 году.

Национальные проекты включают 12 основных направлений социально-экономического развития — это здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, автодороги, рынок тру-

да, наука и другие сферы деятельности и отрасли экономики, предусматривающие объем денежных средств в размере 25 триллионов рублей.

При этом следует отметить, что национальные проекты являются инструментом для привлечения бизнеса в экономику страны с целью создания условий для социально-экономического развития регионов.

В условиях ограниченности иностранного капитала и государственных бюджетных средств, являющихся движущей силой для развития национальной экономики, появляется необходимость поиска новых источников и драйверов экономического роста.

Цель исследования. В рамках проведенного исследования авторами поставлена цель — сформировать ключевые инвестиционные драйверы экономического развития страны и описать модель поведения субъекта экономической деятельности в деловой среде, при определенном уровне издержек доступа к инвестиционным ресурсам. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные научные задачи:

1) рассмотреть особенности и проблематику привлечения инвестиционных ресурсов в национальную экономику для формирования устойчивого экономического роста;

2) описать модель инновационно-инвестиционного развития страны, предусматривающую использование инвестиционных драйверов развития национальной экономики;

3) уточнить определение инвестиционного драйвера;

4) выявить основные предпосылки и инструменты для формирования модели устойчивого экономического роста, основанной на инновационном

развитии, модернизации и диверсификации стратегически важных отраслей экономики, а также эффективном взаимодействии органов государственной власти, бизнес-сообщества и научных организаций;

5) сформировать инструментарий для вовлечения субъектов экономической деятельности в реализацию проектов развития инвестиционного потенциала и инновационной инфраструктуры субъектов Российской Федерации.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения концепции инвестиционного анализа и планирования, теория и методология экономического роста, позволяющих раскрыть специфику и потенциал применения инвестиционных драйверов для экономического развития страны.

Основная часть. Сегодня повышение экономического потенциала, инвестиционной привлекательности и создание благоприятного инвестиционного климата в России определяется возможностью развития национальной экономики с учетом ее ресурсной, институциональной и законодательной базы, а также способностью адекватного ответа на внешние вызовы и угрозы под воздействием глобализации экономики. Авторы выделяют шесть основных внешних вызовов, определяющих перспективы и направления развития национальной экономики в современных условиях:

1. Антироссийские санкции являются ограничительными мерами для развития национальной экономики, привлечения сторонних инвестиций, развития финансовой и инновационной сферы и носят экономический и политический характер. Результатом применения данных мер по отношению к российской экономике стало развитие отечественных секторов экономики: сельского хозяйства, промышленности и сферы туризма.

2. Ускорение технологического развития мировой экономики создает ситуацию повышения конкурентоспособности на международных инновационных рынках, особенно в высокотехнологич-

ных отраслях экономики среди стран-участников. Возрастает угроза снижения спроса и цен на ключевые товары отечественного сырьевого экспорта, сокращения поступлений в экономику финансовых средств, что может блокировать реализацию стратегических инвестиционных проектов, направленных на повышение роли России в глобальной экономике.

3. Развитие цифровизации мирового экономического пространства способствует повышению экономической эффективности деятельности компаний, отраслей экономики и стран, занимающихся исследованиями и разработками в сфере цифровых технологий. Происходит создание новых высокоэффективных производств, технологий и обмен ими в общемировом масштабе, а также формируются новые предпосылки инновационной трансформации, расширения и развития мирового рынка [1].

4. Глобализация проявляется в интеграции мировых экономик с целью формирования единого общемирового финансово-информационного пространства [2].

5. Усиление конкурентной борьбы в глобальном масштабе за факторы, определяющие конкурентоспособность. Современная национальная экономическая система России не обладает достаточными конкурентными преимуществами по сравнению со странами — лидерами в области экономического развития и инноваций.

Сегодня устойчивое инновационно-инвестиционное развитие страны может обеспечить высокую динамику экономического роста, повышение производительности факторов производства в ведущих отраслях экономки и наращивание конкурентного потенциала российского бизнеса на международных рынках путем разработки и реализации новых инвестиционных проектов инновационной направленности в результате создания эффективной системы интегрированного взаимодействия науки, производства и образования [3].

Основные показатели реализации государственной программы Российской Федерации «Эконо-

Таблица 1

Основные показатели реализации государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» на период до 2020 года

Показатели Значение

1. Объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику 22,5 млрд $ в 2018 г. 27,2 млрд $ в 2020 г.

2. Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации 73,6 % в 2018 г. 95,4 % в 2020 г.

3. Позиция России в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» 20 место в 2018 г. 20 место в 2020 г.

4. Количество рабочих мест, созданных резидентами особых экономических зон (накопительным итогом) 31 617 ед. в 2018 г. 34 858 ед. в 2020 г.

5. Объем инвестиций резидентов особых экономических зон (накопительным итогом) 353,8 млрд руб. в 2018 г. 390,0 млрд руб. в 2020 г.

6. Объем инвестиций в основной капитал, в том числе внебюджетных, за счет прямой поддержки некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» (нарастающим итогом) 62,8 млрд руб. в 2018 г. 85,1 млрд руб. в 2020 г.

7. Объем вложений частных средств в инвестиционные проекты предприятий реального сектора экономики, реализуемые в рамках «фабрики» проектного финансирования 87,0 млрд руб. в 2018 г. 710,5 млрд руб. в 2020 г.

Источник: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 [10]

Рис. 1. комплексная модель инновационно-инвестиционного развития страны [Составлено авторами]

мическое развитие и инновационная экономика» на период до 2020 года представлены в табл. 1.

6. Происходит возрастающее влияние экзогенных факторов на национальную экономику и национальную безопасность, ориентиры — повышение конкурентоспособности, организация импортозамещающего производства (технологий, товаров, услуг) и создание благоприятных условий для экономического роста [4, 5].

Сегодня созданная на территории Российской Федерации инновационная инфраструктура не в полной мере отвечает мировым тенденциям развития инновационного потенциала реального сектора. Важнейшие отрасли экономики России (нефтегазодобыча, обрабатывающая и лесная промышленность, приборостроение, финансовый сектор, сфера услуг) являются аутсайдерами по таким показателям, как инвестиции в НИОКР, соотношение затрат на исследования и разработки к объему продаж в сравнении с мировыми лидерами.

В федеральном бюджете на стимулирование инновационного развития экономики предусмотрены бюджетные ассигнования: на 2018 год в размере 42,5 млрд рублей, на 2019 год — 41,0 млрд рублей, на 2020 год — 41,4 млрд рублей, что в десятки раз

меньше затрат на аналогичные проекты в США (2018 год « 450 млрд $) [6].

Поэтому одним из ориентиров стратегического развития страны и ее регионов должно стать формирование современной модели инновационно-инвестиционного развития, предусматривающей субъект и объект управления, ресурсный блок, крупные и локальные подсистемы, инвестиционные драйверы развития и эффективные взаимосвязи между органами государственной власти, субъектами экономической деятельности, научными организациями и институтами (особенно в сфере исследований и разработок) [7].

Учитывая особенности, проблематику и ориентиры социально-экономического развития страны, направления инвестиционной политики, а также факторы и условия формирования устойчивой инновационной экономики, авторы предлагают следующую комплексную модель инновационно-инвестиционного развития страны (рис. 1).

Комплексная модель инновационно-инвестиционного развития страны представляет собой сложную систему, имеющую множество параметров и блоков управления, включающую этапы «входа-выхода». В рамках заданных направлений развития (инвестиционная и инновационная сферы — объек-

Таблица 2

Показатели инвестиционной активности стран за 2017 год

Показатели Страна Значение

Годовой прирост ВВП, % Россия 1,5

США 2,3

Китай 6,9

Япония 1,7

Германия 2,2

Чистые инвестиции в нефинансовые активы (% ВВП) Россия 2,5

США 1,6

Китай 0,04

Япония 1,2

Германия 0,6

Валовое накопление основного капитала, $ Россия 342,2 млрд

США 3,6 трлн

Китай 5,1 трлн

Япония 1,2 трлн

Германия 747,2 млрд

Источник: данные Всемирного банка [11 — 13]

ты управления), являющихся ключевой движущей силой экономического роста, определяются современные тенденции и ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности, конкурентные преимущества, а также происходит корректировка основной модели развития страны.

При этом для достижения цели и задач необходимо обеспечить эффективное взаимодействие всех участников инвестиционного и инновационного процессов с целью координации и обеспечения условий для достижения установленных показателей, повышения результативности их деятельности, а также развития инновационно-инвестиционного цикла на каждом этапе функционирования системы.

Модель должна служить катализатором инвестиционно-инновационных процессов, обеспечивающих повышение результативности и эффективности этапов, начиная от зарождения инновационной идеи и заканчивая выпуском современной продукции, а также служить инструментом для разработки и реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики и формирование благоприятного инвестиционного имиджа как регионов, так и страны в целом.

Позиция России в международном сопоставлении инвестиционной активности стран представлена в табл. 2. Согласно данным табл. 2, годовой прирост ВВП России составляет в среднем 1,5 % в год, при динамике ВВП Китая — 6,9 %, США — 2,3 %. Так, незначительный рост ВВП России обусловлен рядом факторов, среди них неблагоприятная геополитическая ситуация, антироссийские санкции, кризисные ситуации в экономике, падение цены

на нефть ниже 50 долларов. Валовое накопление основного капитала в России составляет 342,2 млрд $, что в десятки раз ниже, чем в США (3,6 трлн $) и Китае (5,1 трлн $).

Сегодня отечественными и зарубежными экономистами в области исследования и развития приоритетных секторов национальной экономики отмечается недостаточность и ограниченность финансовых средств, необходимых для повышения потенциала наукоемкого высокотехнологического комплекса и обеспечения ускоренного роста экономки России. Также существуют проблемы в части неэффективного и нецелевого использования государственных финансовых средств, направляемых на модернизацию отечественной экономики, а также увеличивающийся отток прямых иностранных инвестиций.

Для того чтобы своевременно отвечать на внешние вызовы и угрозы, России необходимо совершенствовать подходы и меры государственной поддержки, искать новые источники и драйверы экономического развития, интегрироваться в мировую экономическую систему и преодолеть сохраняющуюся изоляцию.

Успешное решение сложившихся проблем зависит от эффективного взаимодействия органов государственной власти с субъектами экономической деятельности, а также от результативности принимаемых мер по государственной поддержке бизнеса и снижению административного давления на них. На данном этапе необходимо активнее инвестировать в науку в области нано- и биотехнологий, искусственного интеллекта, цифровых технологий, а также реализовывать инфраструктурные инвестиционные проекты, что позволит создать совершенно новые отрасли экономики и будет иметь фундаментальное значение и экономический эффект для развития национальной экономики. При этом необходимо обеспечить тесное взаимодействие между научными организациями (институтами) и субъектами экономической деятельности для обмена опытом и внедрения в производство новых уникальных по своим свойствам технологий, товаров у услуг [8].

Вместе с тем успешное формирование и совершенствование экономической системы в решающей степени будет определяться состоянием и готовностью государственных органов власти к эффективному взаимодействию с субъектами экономической деятельности, а деловой среды — к восприятию инновационных и инвестиционных императив.

Одним из условий проведения эффективной государственной политики в части модернизации экономики является привлечение инвестиций в субъекты Российской Федерации. Для этого органы государственной власти должны создавать все условия для обеспечения благоприятного инвестиционного климата, развития предпринимательской и инновационной деятельности, совершенствовать мероприятия в части административной, финансовой и налоговой политики, проводить бенчмаркинг тарифов естественных монополий.

Оценка положения стран по условиям ведения бизнеса показала, что по сравнению со 190 странами, включая страны БРИКС, ЕАЭС и США, в 2017 году Россия находилась на 40-м месте, а в 2018 году поднялась на 31-е место с наилучшими показателями по ряду критериев. Наиболее проблемными факторами ведения бизнеса в России стали: получение разрешений на строительство — 48-е место, международные торговые операции —

Рейтинг стран по благоприятным условиям и факторам ведения бизнеса за 2017 год

Таблица 3

Параметры США китай казахстан Россия Беларусь Индия Бразилия

Легкость ведения бизнеса (общая оценка) 8 13 28 31 37 77 109

Регистрация предприятий 53 20 36 32 29 137 140

Получение разрешения на строительство 26 2 35 48 46 52 175

Регистрация собственности 38 19 18 12 5 166 137

Получение кредита 3 99 60 22 85 22 99

Защита миноритарных инвесторов 50 15 1 57 51 7 48

Налогообложение 37 29 56 53 99 121 184

Международная торговля 36 58 102 99 25 80 106

Обеспечение исполнения контрактов 16 11 4 18 29 163 48

Разрешение неплатежеспособности 3 23 37 55 72 108 77

Источник: данные Всемирного банка [14]

Рис. 2. Издержки взаимодействия бизнес-сообщества с органами государственной власти [11]

99-е место, защита миноритарных инвесторов — 57-е место, разрешение неплатежеспособности — 55-е место (табл. 3).

Обеспечению должного уровня конкурентоспособности и созданию предпосылок для развития национальной экономики препятствуют сохраняющиеся высокие издержки взаимодействия бизнес-сообщества с государственными органами власти (рис. 2).

Большинство современных исследователей в области экономического развития под инвестиционными драйверами подразумевают крупные инфраструктурные проекты, отрасли и секторы народного хозяйства, в которых преобладают наукоемкие технологии, обеспечивающие существенный вклад в конкурентоспособность страны на международном уровне.

В статье авторами уточнено определение инвестиционных драйверов, которое трактуется как набор административных и экономических инстру-

ментов (механизмов), обеспечивающих эффективное использование экономического и инвестиционного потенциала территории, а также ресурсов народного хозяйства, позволяющих получить существенный социально-экономический эффект для развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках проведенного исследования авторы выделяют семь ключевых инвестиционных драйверов экономического развития страны: реализация крупных инфраструктурных проектов (проектное финансирование); социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации; проведение политики импортозамещения; инновационное и научно-техническое развитие отраслей экономики; проведение эффективной государственной инвестиционной политики; развитие государственно-частного партнерства; развитие внутренних рынков (создание спроса на высокотехнологичную продукцию) [9].

При этом следует отметить, что основные инвестиционные драйверы должны учитываться органами государственной власти в рамках разработки и реализации программ и стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Основные направления экономического развития страны, особенно в части повышения инновационного и инвестиционного потенциала ежегодно обсуждаются на международных экономических форумах и конференциях с непосредственным участием органов государственной власти, потенциальных инвесторов и субъектов деловой среды.

Реализация обозначенных ключевых инвестиционных драйверов станет одним из инструментов для формирования модели устойчивого экономического роста, основанной на инновационном развитии, модернизации и диверсификации стратегически важных отраслей экономики, а также эффективном взаимодействии органов государственной власти, бизнес-сообщества и научных организаций.

Сегодня наблюдаемые параметры деловой среды функционирования российского бизнеса свидетельствуют о недостаточной эффективности сложившейся системы взаимодействия государственных органов власти и субъектов экономической деятельности в рамках реализации крупных инвестиционных, инновационных, инфраструктурных проектов.

Для решения сложившейся ситуации, особенно в рамках реализации приоритетных национальных проектов, федеральных программ стратегического развития, а также проектов по модернизации национальной экономики необходимо организовать своевременный контроль за ходом разработки и реализации запланированных мероприятий и установленных показателей, процедурой освоения денежных средств, предусматривающих государственное финансирование, достижением результативности и эффективности поставленных целей с учетом минимизации рисков.

Решение существующих проблем в части активизации инвестиционного развития должно базироваться на комплексной оценке привлекательности стратегических инвестиционных проектов инновационной направленности, которая помимо традиционных подходов и моделей должна включать инструментарий оценки дополнительных выгод, полученных субъектами экономической деятельности от приращения инвестиционных ресурсов.

Для этого требуется проведение альтернативной оценки возможности получения отдачи от привлечения инвестиционного ресурса субъектами экономической деятельности с целью принятия обоснованных решений по управлению инновационными процессами в контуре делового взаимодействия с органами государственной власти и потенциальными субъектами инновационной инфраструктуры.

Модель поведения субъекта экономической деятельности в деловой среде, при определенном уровне издержек доступа к инвестиционным ресурсам, можно представить в виде функции выгодности (РУ):

РУ(Д[,п,г,]Хи,У) = = (1 - У)[(Р - [)(1 - п)(1 - г) -р - []•]] + + У[р - [)(1 - п)(1 - г)] +

+ р - [)(1 + d - z)], (1)

где Р — располагаемые доходы от экономической деятельности (ден. ед.); [ — издержки осуществления экономической деятельности (ден. ед.); ] — дополнительные издержки, связанные с поиском, привлечением и последующим использованием инвестиционного ресурса (доли ед.); п — налоговая нагрузка (доли ед.); г — системный риск (риск неполучения отдачи от инвестиционных вложений) (доли ед.); d — прирост эффекта в результате использования инвестиционного ресурса (доли ед.);

Таблица 4

Значения коэффициентов вероятностей получения планируемого эффекта от использования инвестиционного ресурса с учетом дополнительных издержек по его поиску и риска неполучения отдачи от инвестиционных вложений

^ч г d ^Ч 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0

1 0,57 0,63 0,70 0,79 0,83 0,90 0,97 1,03 1,10 1,18 1,24

1,1 0,51 0,57 0,63 0,69 0,75 0,81 0,87 0,94 1,01 1,06 1,12

1,2 0,46 0,52 0,57 0,63 0,68 0,74 0,79 0,86 0,90 0,96 1,03

1,3 0,43 0,48 0,53 0,58 0,63 0,68 0,73 0,78 0,83 0,88 0,94

1,4 0,39 0,44 0,49 0,53 0,58 0,63 0,67 0,72 0,77 0,82 0,87

1,5 0,37 0,39 0,45 0,50 0,54 0,58 0,62 0,68 0,73 0,76 0,80

1,6 0,34 0,38 0,42 0,46 0,50 0,54 0,58 0,62 0,67 0,70 0,75

1,7 0,30 0,36 0,40 0,44 0,47 0,51 0,55 0,59 0,62 0,66 0,71

1,8 0,30 0,34 0,37 0,41 0,45 0,48 0,52 0,56 0,60 0,62 0,67

1,9 0,29 0,30 0,35 0,39 0,42 0,45 0,49 0,53 0,56 0,60 0,62

2,0 0,27 0,28 0,34 0,37 0,40 0,43 0,46 0,50 0,53 0,57 0,60

Рис. 3. Профили кривых вероятностей получения планируемого эффекта от использования инвестиционного ресурса субъектом экономической деятельности

[Составлено авторами]

V — вероятность получения планируемого эффекта от использования инвестиционного ресурса экономической структурой (доли ед.);

После приравнивания к нулю первой производной по полученному доходу и соответствующих преобразований получим:

V =

j _ (1 _ д)(1 _ г) 1 + d _ z '

(2)

Данный подход ориентирован на выявление оптимальной структуры экономических параметров для субъекта экономической деятельности по привлечению инвестиционного ресурса, определение параметров доступности и выгодности по его использованию.

Представленный инструментарий также позволяет рассчитать параметры функции выгодности FV, при которых участие субъекта экономической деятельности по получению и использованию инвестиционного ресурса будет оптимальным (табл. 4, рис. 3).

Вывод. Предложенная методика дает возможность проведения оценки потенциальной выгодности от привлечения инвестиционного ресурса субъектом экономической деятельности в зависимости от параметров, характеризующих механизм взаимодействия субъектов экономической деятельности и объекта инновационной инфраструктуры.

В настоящее время экономическое развитие многих регионов России серьезно осложнено рядом факторов, которые в совокупности образуют «механизм торможения», сдерживающий социально-экономический рост страны. Поэтому органам государственной власти необходимо создавать условия (формальные, неформальные) для стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности, внедрять современные механизмы государственной поддержки для привлечения инвестиций в экономику региона. Наиболее эффективной моделью реализации перспективных инвестиционных направ-

лений является участие субъектов экономической деятельности в софинансировании проектов, предусматривающих бюджетные средства.

В современном понимании эффективное партнерство государства и бизнеса представляет собой институциональный и организационный альянс в целях реализации национальных, стратегических и масштабных проектов, предусматривающих развитие стратегически важных отраслей экономики, в том числе и социальной сферы.

Главным драйвером инвестиционной активности выступает государство, которое с помощью финансово-экономических инструментов и механизмов, а также совершенствования нормативно-правовой и законодательной базы, обеспечивает экономическое стимулирование инновационной деятельности и эффективное взаимодействие всех участников инвестиционного процесса.

Сегодня привлечение инвестиционных ресурсов в национальную экономику способствует формированию устойчивого экономического роста, ускорению научно-технологического прогресса, развитию цифровой экономики и реализации крупных инфраструктурных проектов.

Заключение. В заключение следует подчеркнуть важность реализации инвестиционных драйверов экономического развития страны, создающих предпосылки для инновационно-инвестиционного развития ключевых отраслей экономики за счет эффективного взаимодействия органов государственной власти, бизнес-сообщества и научных организаций.

Показательным примером успешной реализации инвестиционного драйвера является строительство и реализация проекта — Крымский мост через Керченский пролив в 2018 году, строительство линии нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» и ряд других.

Следует отметить, что реализация обозначенных ключевых инвестиционных драйверов станет одним из инструментов для формирования модели устой-

чивого экономического роста, основанной на инновационном развитии, модернизации и диверсификации стратегически важных отраслей экономики.

При этом одним из ориентиров стратегического развития страны и ее регионов должно стать формирование современной модели инновационно-инвестиционного развития, предусматривающей внедрение научно-технических знаний, инновационных проектов и технологий, направленных на повышение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности регионов и развитие цифровой экономики.

Выход экономики страны и ее регионов на современный уровень конкурентоспособности и обеспечение должного уровня экономической безопасности в значительной мере будет определяться восприимчивостью деловой среды к инновационным императивам и способностью генерировать инвестиционные драйверы для обеспечения и реализации стратегических проектных решений и создания предпосылок для экономического роста страны.

Библиографический список

1. Косов Н. С. Основы макроэкономического анализа. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. 140 с. ISBN 978-5-8265-0606-6.

2. Смоленская С. В. Экономическая безопасность в условиях глобализации: угрозы и возможности // Роль государственного регулирования: вызовы современной экономики: сб. науч. тр. Ульяновск: Изд-во УлТГУ, 2017. С. 26-31. ISBN 978-5-9795-1697-4.

3. Астахов А. С., Бушуев В. В., Голубев В. С. Устойчивое развитие и национальное богатство России. М.: ИАЦ Энергия, 2009. 156 с.

4. Маковецкий М. Ю. Инвестиции как ключевой фактор экономического роста // Финансы и кредит. 2007. № 4 (244). С. 55-62.

5. Татаркин А. И. Программно-проектное развитие регионов как условие устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2011. № 4. С. 46-55.

6. Бюджет для граждан. К Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 год». URL: https://www.minfin.ru/common/upload/ library/2017/ 12/main/BDG_2018_FINAL.pdf (дата обращения: 10.01.2019).

7. Михайлов Д. И. Инвестиции в фокусе // Стратегия. 2015. № 3 (21). С. 24-31.

8. ДР: Деловая Россия. URL: https://deloros.ru (дата обращения: 22.01.2019).

9. Березнев С. В., Мамзина Т. Ф., Начева М. К. [и др.]. Формирование и оценка инвестиционного потенциала региона: моногр. М.: Экономическая газета, 2012. 234 с. ISBN 9785-905735-31-8.

10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_162191/ (дата обращения: 10.01.2019).

11. GDP growth (annual %) // World Bank. URL: https:// data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG (дата обращения: 20.01.2019).

12. Net investment in nonfinancial assets (% of GDP) // World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/GC.NFN.TOTL. GD.ZS (дата обращения: 20.01.2019).

13. Gross fixed capital formation (current US$) // World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NE.GDI.FTOT. CD?locations = RU-US-DE-JP-CN (дата обращения: 20.01.2019).

14. Рейтинг стран // Всемирный банк. URL: http://russian. doingbusiness.org/ru/rankings (дата обращения: 20.01.2019).

ХОМЕнкО виктория владимировна, аспирантка кафедры «Региональная, муниципальная экономика и управление».

Адрес для переписки: zakon-66@mail.ru РУжнИкОв Евгений Анатольевич, аспирант кафедры «Региональная, муниципальная экономика и управление».

Адрес для переписки: ruzhnikov1972@mail.ru

Для цитирования

Хоменко В. В., Ружников Е. А. Инвестиционные драйверы экономического развития страны // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. Т. 4, № 3. С. 144-152. Б01: 10.25206/2542-0488-2019-4-3-144-152.

Статья поступила в редакцию 03.05.2019 г. © в. в. Хоменко, е. А Ружников

UDC 332

DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-3-144-152

v. v. KHOMENKO E. A. RUZHNiKOV

Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia

INVESTMENT DRIVERS OF COUNTRY ECONOMIC DEVELOPMENT_

The article deals with the key problems and ways of attracting investment resources to the national economy for the formation of sustainable economic growth accelerating scientific and technological progress, the development of the digital economy and the implementation of major infrastructure projects. Seven key investment drivers of the country economic development have been formed, a modern model of innovation and investment development of the national economy has been described. The authors specify the definition of the investment driver, describe the model of behavior of the subject of economic activity in the business environment. The method allows to access the potential profitability of attracting investment resources by the subject of economic activity, depending on the key parameters.

Keywords: investment resources, national economy, sustainable economic growth, infrastructure projects, drivers of the country development, digitalization of the economy, the subject of economic activity, the country development strategy.

References

1. Kosov N. S. Osnovy makroekonomicheskogo analiza [The basics of macroeconomic analysis]. Tambov: TSTU Publ., 2007. 140 p. ISBN 978-5-8265-0606-6. (In Russ.).

2. Smolenskaya S. V. Ekonomicheskaya bezopasnost' v usloviyakh globalizatsii: ugrozy i vozmozhnosti [Economic Security in the Context of Globalization: Threats and Opportunities] // Rol' gosudarstvennogo regulirovaniya: vyzovy sovremennoy ekonomiki. Rol' Gosudarstvennogo Regulirovaniya: Vyzovy Sovremennoy Ekonomiki. Ulyanovsk: UlSTU Publ., 2017. P. 26 — 31. ISBN 978-5-9795-1697-4. (In Russ.).

3. Astakhov A. S., Bushuev V. V., Golubev V. S. Ustoychivoye razvitiye i natsional'noye bogatstvo Rossii [Sustainable Development and National Wealth of Russia]. Moscow: IATS Energiya Publ., 2009. 156 p. (In Russ.).

4. Makovetskiy M. Yu. Investitsii kak klyuchevoy faktor ekonomicheskogo rosta [Investments as a key factor of economic growth] // Finansy i kredit. Finance and Credit. 2007. No. 4 (244). P. 55-62. (In Russ.).

5. Tatarkin A. I. Programmno-proyektnoye razvitiye regionov kak usloviye ustoychivogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Policy and planning development of regions as a condition of settled social and economic progress of Russian Federation] // Vestnik UrFU. Seriya ekonomika i upravleniye. Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management. 2011. No. 4. P. 46-55. (In Russ.).

6. Byudzhet dlya grazhdan. K Federal'nomu zakonu «O federal'nom byudzhete na 2018 god i na planovyy period 2019 i 2020 god» [Budget for citizens. To the Federal Law «On the Federal Budget for 2018 and for the Planning Period 2019 and 2020»]. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/12/ main/BDG_2018_FINAL.pdf (accessed: 10.01.2019). (In Russ.).

7. Mikhaylov D. I. Investitsii v fokuse [Investments in focus] // Strategiya. Strategiya. 2015. No. 3 (21). P. 24-31. (In Russ.).

8. DR: Delovaya Rossiya [Business Russia]. URL: https:// deloros.ru (accessed: 22.01.2019). (In Russ.).

9. Bereznev S. V., Mamzina T. F., Nacheva M. K. [et al.]. Formirovaniye i otsenka investitsionnogo potentsiala regiona [Formation and evaluation of the investment potential of

the region]. Moscow, 2012. 234 p. ISBN 978-5-905735-31-8. (In Russ.).

10. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Ekonomicheskoye razvitiye i innovatsionnaya ekonomika»: postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15.04.2014 № 316 [On approval of the state program of the Russian Federation «Economic development and innovative economy»]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_162191/ (accessed: 10.01.2019). (In Russ.).

11. GDP growth (annual %) // World Bank. URL: https:// data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG (accessed: 20.01.2019). (In Engl.).

12. Net investment in nonfinancial assets (% of GDP) // World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/GC.NFN.TOTL. GD.ZS (accessed: 20.01.2019). (In Engl.).

13. Gross fixed capital formation (current US$) // World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NE.GDI.FTOT. CD?locations = RU-US-DE-JP-CN (accessed: 20.01.2019). (In Engl.).

14. Reyting stran [Country Rankings] // Vsemirnyy bank [World Bank]. URL: http://russian.doingbusiness.org/ru/rankings (accessed: 20.01.2019). (In Russ.).

KHOMENKO Victoriya Vladimirovna, Graduate Student of Regional, Municipal Economics and Management Department.

Address for correspondence: zakon-66@mail.ru RUZHNIKOV Evgeny Anatolievich, Graduate Student of Regional, Municipal Economics and Management Department.

Address for correspondence: ruzhnikov1972@mail.ru For citation

Khomenko V. V., Ruzhnikov E. A. Investment drivers of country economic development // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2019. Vol. 4, no. 3. P. 144-152. DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-3-144-152.

Received 3 May 2019. © V. V. Khomenko, E. A Ruzhnikov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.