Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРОИТЕЛЬСТВО / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиядуллаев Наби Саидкаримовмч, Талипова Ншоратулкуновна

В статье представлены основные результаты стратегического партнерства двух стран в области инвестиционного сотрудничества. Большое внимание автор уделяет внешнеэкономическому сотрудничеству, включающему в себя обзор текущего экономического состояния, возможности взаимодействия исследуемых стран, международного сотрудничества, а также строительство совместных предприятий на территории Узбекистана. В результате были выявлены основные тенденции и перспективы дальнейшего сотрудничества, а также представлены предложения по усилению сотрудничества России и Узбекистана в сфере инвестиционного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article presents the main results of the strategic partnership between the two countries in the field of investment cooperation. Huge attention is paid to foreign economic collaboration, including the review of the current economic condition, interoperability countries studied, international cooperation, as well as the construction of joint ventures in the territory of Uzbekistan. As a result, were identified the main trends and prospects of further collaboration, and also, were introduced proposals for strengthening cooperation in the sphere of investment construction between Russia and Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

Инвестиционная деятельность

УДК 339.9

Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации и республики Узбекистан

Зиядуллаев Н.С., Институт проблем рынка РАН,

Талипова Н.Т., Ташкентский государственный экономический университет

Ключевые слова: Российская Федерация, Республика Узбекистан, инвестиционная и внешнеэкономическая деятельность, сотрудничество, строительство, тенденции развития, миграционная политика, инвестиционная политика.

В статье представлены основные результаты стратегического партнерства двух стран в области инвестиционного сотрудничества. Большое внимание автор уделяет внешнеэкономическому сотрудничеству, включающему в себя обзор текущего экономического состояния, возможности взаимодействия исследуемых стран, международного сотрудничества, а также строительство совместных предприятий на территории Узбекистана. В результате были выявлены основные тенденции и перспективы дальнейшего сотрудничества, а также представлены предложения по усилению сотрудничества России и Узбекистана в сфере инвестиционного строительства.

Investment cooperation of the Russian federation and the republic of Uzbekistan

Ziyadullaev N.S., Institute of Market Problems the Russian Academy of Sciences,

Talipova N. T., Tashkent State University of Economics

Keywords: Russian Federation, Republic of Uzbekistan, investment and trade, cooperation, construction, development of trends, migration policy, investment policy.

The article presents the main results of the strategic partnership between the two countries in the field of investment cooperation. Huge attention is paid to foreign economic collaboration, including the review of the current economic condition, interoperability countries studied, international cooperation, as well as the construction of joint ventures in the territory of Uzbekistan. As a result, were identified the main trends and prospects of further collaboration, and also, were introduced proposals for strengthening cooperation in the sphere of investment construction between Russia and Uzbekistan.

Геостратегические и торгово-экономические отношения между Россией и Узбекистаном в основном формируются с учетом ряда важнейших факторов.

Во-первых, исторические связи Узбекистана и России (вхождение в состав бывшего Советского Союза);

Во-вторых, евроазиатская цивилизованность и светский образ жизни населе-

В-третьих, этнокультурный. В Узбекистане проживают этнические русские, занимающие определенное место в общественной и производственной деятельности.

В-четвертых, географический. Россия и Узбекистан имеют относительно благоприятное транспортно-географическое положение.

В-пятых, модернизационный. Обе страны осуществляют реформы, направленные на формирование рыночных механизмов хозяйствования и модернизации экономики, рациональное использование богатого природно-экономического потенциала.

В-шестых, геостратегический. В современных условиях развитие отношений Российской Федерации со странами Центрально-Азиатского Региона имеет важное значение, поскольку после распада СССР постсоветское пространство приобрело совершенно новое геополитическое и геостратегическое значение [1].

Эти факторы во многом определяют национальные интересы России в развитии стратегических и торгово-экономических отношений с Узбекистаном. Анализ и обобщение официальных заявлений, материалов прессы, ученых и специалистов дали возможность сформулировать следующие цели и интересы России в Центральной Азии, и в частности, в Узбекистане [2]:

- обеспечение политической, экономической и социальной стабильности на основе партнерства государств;

- право беспрепятственного транзита через территорию Узбекистана в целях поддержания партнерских отношений с государствами Центральной Азии, Китая, Индии, Ирана, Афганистана и стран Юго-Восточной Азии;

- использование богатого природно-экономического потенциала Узбекистана, прежде всего стратегических топливно-энергетических ресурсов, в целях модернизации и укрепления своей экономики;

- использование геостратегического потенциала Узбекистана для военных нужд, создание буферной зоны для защиты от различных угроз, исходящих с юга, прежде всего Афганистана;

- сохранение статуса ведущей роли России как мировой и региональной сверхдержавы.

Сотрудничество Узбекистана и России за годы независимости базируется на ряде правовых документов, включающем более 160 соглашений и договоренностей. Принципиально новым этапом в развитии узбекско-российского сотрудничества стали Договор о стратегическом партнерстве между двумя странами от 16 июня 2004 года и Договор о союзнических отношениях от 15 ноября 2005 года, подписанные Президентами Узбекистана и России [3].

В целях развития торгово-экономических связей в 2007 году между правительствами двух стран была подписана Программа экономического сотрудничества.

Динамика и тенденции товарооборота, экспорта и импорта. Узбекистан является одним из основных внешнеторговых партнеров России. В общем товарообороте России со странами СНГ Узбекистан занимает четвертое (после Украины,

Белоруссии и Казахстана) место, а во внешнеторговом обороте Узбекистана Россия занимает первое место.

Отношения с Россией хотя и носили стратегический характер, но вплоть до 2004г. не были возведены в ранг национальных приоритетов. Узбекско-Российские торгово-экономические отношения развивались неравномерно, и лишь в последние годы обозначился стабильный и устойчивый рост. В 2014 году товарооборот между Узбекистаном и Россией вышел на докризисный уровень и составил 3,4 млрд. долл. [4]. За рассматриваемый период существенно повысилась доля Российской Федерации во внешней торговле Узбекистана.

Столь значительный количественный рост показателей торгово-экономических отношений между Узбекистаном и Россией недостаточно сбалансирован с качественными сдвигами в структуре экспорта и импорта основных товаров и услуг, а также потенциалом двух стран [5].

Если анализировать отдельные позиции экспорта, то можно увидеть ряд диспропорций не в полной мере отвечающих национальным интересам Узбекистана. В экспорте продовольственных товаров в последние годы резко возрос экспорт свежих плодоовощных и бахчевых культур. Здесь с учетом внутреннего спроса должна быть оптимизирована структура экспорта продовольственных товаров. Приоритет должен быть отдан конкурентоспособным высококачественным свежим фруктам (виноград) и бахчевым (дыня), а также ранним овощам (капуста, помидоры и огурцы), где в условиях повышенной платежеспособности потребителей ценовой фактор по существу не играет особого значения. Следует также стимулировать участие российских инвесторов в углубленной переработке сельскохозяйственного сырья на месте, расширению мощностей хранения фруктов и овощей [6].

Положительным сдвигом в структуре узбекского экспорта в Россию следует отметить заметное повышение в нем доли машин и оборудования. Однако основная часть доли экспорта в Россию машин и оборудования приходится на легковые автомобили. В последние годы Chevrolet, Cobalt и Матиз были самые продаваемые иномарки в России, из-за относительно низкой цены (примерно на 1,5 раза дешевле автомобилей такого класса).

Вместе с тем определенные риски, связанные с экспортом автомобилей в Россию, сохраняются. На российском рынке постоянно растет конкуренция со стороны собственных производителей, европейских, японских и корейских фирм, а также Китая. Поэтому остро стоит вопрос о качестве и конкурентоспособности узбекских автомобилей. В целом необходимо существенно расширить номенклатуру экспорта машин и оборудования в Россию и диверсифицировать его структуру. Такая же проблема стоит в части экспорта природного газа, цветных и черных металлов, т.е. расширение их переработки на месте, углубление сотрудничества в части модернизации и технического перевооружения предприятий.

Низкими остаются доли в экспорте России химической продукции и пластмасс (2,8%) и услуг (16,5%), которые располагают значительным потенциалом для расширения. Это ввод в действие крупного содового завода в Кунграде, расширение объемов транспортировки узбекского и среднеазиатского газа через газотранспортную инфраструктуру Узбекистана, реализация инвестиционного проекта «Средняя Азия -Центр», освоение и обслуживание трансазиатской магистрали, открывающей России и странам СНГ выход к Персидскому заливу через Центральную Азию и Иран.

В целом расчет соотношения между стоимостью экспортируемых сырьевых товаров и продуктов более глубокой степени переработки по трем основным группам товаров узбекского экспорта в Россию [7] (продовольственные товары, энергоносители, цветные металлы) показал, что за 2000-2014 гг. доля необработанных и с низкой степенью переработки товаров возросла с 27,2% до 39,0%. Такая тенденция свидетельствует о низкой эффективности сырьевого экспорта.

Сложившаяся структура импорта также имеет ряд диспропорций, не в полной мере отвечающих национальным интересам Узбекистана. Основными товарами импорта явились машины и оборудование, цветные и черные металлы, химическая продукция и изделия из пластмасс, продовольственные товары, услуги.

Значительный рост объемов импорта машин и оборудования из России (за 20002014гг. более 4,0 раза) не отвечает задачам модернизации экономики Узбекистана. Импортируемые машины и оборудование в основном связаны с разведкой и освоением месторождений нефти и газа, продажей различных легковых и грузовых автомобилей, микроавтобусов и тракторов. По существу отсутствует импорт новых технологий и инновационной продукции.

Определенные риски связаны с ростом поставок цветных и черных металлов, а также импортом продовольственной группы товаров [8]. Здесь остро стоит проблема оптимизации ассортимента поставляемой продукции с учетом возможности их производства (замены на другую) за счет организации локализующих предприятий.

В формировании предложения на рынке Узбекистана по отдельным строительным материалам важное место занимает Россия. Согласно оценке в импорте возрастает объем и доля древесины и целлюлозно-бумажных изделий (порядка 20% объема импорта).

В целом сложившуюся структуру импорта целесообразно совершенствовать с учетом реализуемых целевых программ модернизации и технического перевооружения важнейших отраслей и секторов экономики Узбекистана для того, чтобы снизить риски от поставок сырья и комплектующих изделий.

Инвестиционная политика. Важное значение в торгово-экономических отношениях между Узбекистаном и Россией имеет инвестиционная политика. Концентрация инвестиций протекает только в двух стратегически важных отраслях экономики и не отвечает интересам Узбекистана - в нефтегазовом секторе и телекоммуникациях. Это 98,7% всех инвестиций, на остальные сектора приходится 1,3%. Осуществляются крупные инвестиционные проекты в нефтегазовую отрасль, включая проведение геологоразведочных работ и освоение на территории Узбекистана месторождений углеводородного сырья и его транспортировку. Инвестиционную деятельность осуществляют такие крупные российские компании как ЗАО «За-рубежнефтегаз» (дочерние предприятие ОАО «Газпром»), ОАО «Лукойл» (в 2014 году «ЛУКОЙЛ» увеличил объем инвестиций в Узбекистан почти на 40%), ОАО «Стройтрансгаз» и другие.

На начало 2014 года на территории Узбекистана зарегистрировано 946 предприятий с участием российского капитала, в то время как на территории России функционируют 489 предприятий с участием узбекского капитала.

В общем количестве предприятий наибольший удельный вес приходится на такие отрасли экономики, как промышленность, торговля и общественное питание, строительство. В объеме производимой продукции передовые позиции занимают

предприятия промышленности (45,2%).

Соотношения объемов экспорта и импорта предприятий в целом одинаковые, без существенного положительного баланса в сторону экспорта. Удивительно, что промышленные предприятия больше импортируют, чем осуществляют экспорт продукции (отрицательный баланс - 30,2 млн. долл.). Все это свидетельствует о низкой эффективности предприятий с участием российского капитала. В таких важных отраслях экономики Узбекистана как сельское хозяйство, транспорт и социальная сфера участия инвесторов из России незначительна.

Среди промышленных предприятий с российским капиталом относительное развитие получили предприятия машиностроения, черной металлургии, топливной промышленности. При этом не задействован имеющийся потенциал и возможности в таких важных отраслях, как электроэнергетика и угольная промышленность, электронная и радиотехническая промышленность. Следует подчеркнуть, что сотрудничество сконцентрировано в основном в стратегических отраслях экономики, а высокотехнологичные и наукоемкие отрасли включены лишь в незначительной степени.

В свою очередь недостаточно развиты предприятия с участием узбекского капитала и на территории России. На начало 2014 года функционировали 489 предприятия с участием инвесторов из Узбекистана [3]. Они заняты в сфере реализации плодоовощной продукции, услуг туризма и гостиничного бизнеса, производства комплектующих и обслуживания произведенных в Узбекистане автомобилей.

За период 2000-2014 гг. в ходе реализации программ приватизации российскими инвесторами приобретены государственные объекты и пакеты акций более 20 предприятий на общую сумму более 25,0 млн. долларов с принятием инвестиционных обязательств.

Миграционная политика и подготовка кадров. Важным направлением двустороннего взаимовыгодного экономического сотрудничества является эффективное управление трудовой миграцией и подготовка кадров.

В этом направлении ведется определенная работа. В частности, в июле 2007 года подписаны соглашения о трудовой деятельности и защите прав трудящихся и мигрантов, являющихся гражданами России и Узбекистана и о сотрудничестве по борьбе с незаконной миграцией.

Демографическая ситуация в России и Узбекистане принципиально разная. Россия принимает комплекс мер по улучшению достаточно напряженной ситуации, связанной со снижением численности населения. С 15 января 2007 г. вступил в силу закон, облегчающий получение российского гражданства и правил учета мигрантов, стимулирование привлечения квалифицированных кадров из стран СНГ. В течение 2013 года в России в области миграции было разработано и принято около 30 новых законов и поправок к старым, большая часть из которых уже начала действовать.

В Узбекистане же рынок труда находится под достаточно большим демографическим давлением из-за высоких темпов прироста трудовых ресурсов. Основной поток трудовых мигрантов направляется в Россию. По официальным данным Федеральной миграционной службы России, численность граждан Узбекистана, работавших в России, составляет более 2,2 млн. человек [6].

В целях регулирования миграционных потоков Узбекистан предпринимает необходимые меры по совершенствованию учета граждан республики, выезжающих за рубеж для осуществления трудовой деятельности.

На территории Узбекистана функционируют филиалы ведущих российских ВУЗов таких, как Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Московский государственный университет им. М. Ломоносова, Российский государственный университет нефти и газа им. И.Н. Губкина. Вместе с тем, несбалансированными остаются спрос и предложение на высококвалифицированные кадры инженерно-технического профиля на рынке труда.

Основные принципы стратегических и торгово-экономических отношений. Ретроспективный анализ торгово-экономических отношений между Узбекистаном и Россией показал необходимость улучшения товарной структуры внешней торговли между ними, активизации инвестиционных процессов с учетом взаимных интересов.

Это требует системной разработки и последовательной реализации внешнеторговой стратегии, включающей стимулирование диверсификации экспорта и импорта, привлечение инвестиций с учетом приоритетных направлений экономических реформ в Узбекистане.

Принципиальные стратегические подходы в развитии торгово-экономического сотрудничества Узбекистана и России включают:

- обеспечение экономической безопасности страны, в том числе в топливно-энергетической и продовольственной безопасности;

- последовательную реализацию структурных преобразований и модернизацию экономики в целях обеспечения устойчиво сбалансированных темпов экономического роста и повышения благосостояния;

- модернизацию и техническое перевооружение стратегически важных отраслей экономики, широкое внедрение достижений научно-технического прогресса;

- реализацию крупных инвестиционных проектов по устойчивому развитию аграрного сектора и системы инфраструктуры;

- эффективное использование богатого потенциала и преимуществ, расширение экспорта конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции (услуг);

- оптимизацию структуры экспорта и импорта в целях снижения рисков и угроз, связанных с их сырьевой направленностью, высокой зависимостью от рынка одной страны, расширение выпуска продукции с высокой добавленной стоимости.

- решение межгосударственных проблем в Центральной Азии в области водохозяйственной и транспортной инфраструктуры, реализацию крупных инвестиционных процессов с учетом их социально-экономических последствий и рациональных интересов;

- нацеленность внешнеторговой политики на решение социальных проблем и повышение качества жизни населения.

В топливно-энергетической сфере принципиальным направлением сотрудничества должен быть прирост запасов нефти и газа за счет расширения геологоразведочных работ, обеспечение устойчивых объемов экспорта, развитие газотранспортной инфраструктуры, модернизации и обновления основных фондов. Крупные компании России при этом должны также проявлять активное участие в развитии социальной инфраструктуры в соответствующих регионах.

В газовой сфере следует также расширить сотрудничество по углублению переработки газового конденсата.

В обеспечении энергетической безопасности страны немаловажную роль играет модернизация и расширение мощностей в электроэнергетике и угольной промыш-

ленности, где инвесторы из России почти не принимают участие. В электроэнергетике приоритетом выступает развитие нетрадиционных источников энергии, в частности энергии солнца и ветра. Определенный опыт и потенциал в этой области накоплен в российском НПП «Квант».

В угольной отрасли важным пунктом является реализация совместных проектов по модернизации и техническому перевооружению производства, в частности организация производства запасных частей, узлов и деталей горнотранспортного и горношахтного оборудования.

Направлением привлечения капитала в устойчивое развитие промышленности республики является принятие масштабных программ модернизации и технического перевооружения (черная и цветная металлургия, химическая, текстильная, масложировая, автомобильная промышленность, промышленность строительных материалов).

Следует развивать сотрудничество в реализации масштабных и высокотехнологичных инвестиционных проектов в самолетостроении, транспортном машиностроении, радиоэлектронной промышленности и приборостроении.

У российской стороны имеется потенциал по развитию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, микробиологии, химии лекарственных растений в Узбекистане.

Обеспечение продовольственной безопасности и расширение экспорта во многом связано с участием российской стороны в реконструкции и техническом обновлении водохозяйственной инфраструктуры, в реализации программы мелиорации орошаемых земель, развитии ветеринарной службы, обеспечении потребности сельского хозяйства в машинах и оборудовании, запасных частей к ним, развитии агрохимии и защиты растений, строительстве хранилищ и специальных вагонов для транспортировки скоропортящихся плодов и овощей.

Большой эффект может быть получен от закупок передовой техники и технологий для отраслей, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья и местных ресурсов. Необходимо сделать упор не столько на расширение импорта техники, сколько на улучшение его структуры в сторону повышения удельного веса высокопроизводительных новых видов машин и оборудования, их сопоставления с альтернативными поставками из других стран.

В области совершенствования структуры импорта необходимо решить две стратегические задачи. Во-первых, повысить роль импорта в модернизации экономики, ослабив его потребительскую направленность, которая делает страну наиболее уязвимой с точки зрения экономической безопасности. Во-вторых, сократить ввоз тех товаров, которые можно и нужно производить в Узбекистане. Речь идет о целенаправленной политике локализации на базе местных ресурсов и сырья.

Россия должна стать выгодным экономическим партнером, привлекательным интеллектуальным центром, сильным и ответственным гарантом в Центральной Азии.

Одним из перспективных направлений сотрудничества является более широкое участие российской стороны в подготовке кадров, в частности среднего специального, профессионального образования. Так, например, для обеспечения конкретных предприятий и производств в России квалифицированной рабочей силой целесообразно в Узбекистане организовать при финансовом и техническом содействии российской стороны учебные центры профессионального обучения наподобие Центра

профессионального образования при участии Корейского международного агентства по сотрудничеству (К01СА).

Углубление и расширение торгово-экономического сотрудничества Узбекистана и России является средством обеспечения устойчивого экономического роста государства. В процессе инвестиций максимально надо использовать выгоды и минимизировать риски. Необходимо существенное расширение торговли по тем видам продукции (услуг), где Узбекистан имеет сравнительные конкурентные преимущества, занятие определенной доли российского рынка по наиболее перспективным видам промышленной продукции, диверсификация структуры импорта с учетом модернизации и технического перевооружения отраслей экономики с целью обеспечения инвестиционной привлекательности страны.

Библиография

1. Солодовник С. Центральная Азия. Геополитические контуры Международная жизнь, 1993.

2. Талипова Н.Т. Исторические аспекты развития внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан. Сборник научных статей «Узбекистан: 23 шага развития». - Ташкент, "Фан ва технология", 2014.

3. Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Узбекистане -http://www.russia.uz/index.php/2009-08-16-10-30-58/2009-08-16-10-31-45.

4. Официальный сайт Министерство внешнеэкономических связей, инвестиции и торговли Республики Узбекистан- www.mfer.uz.

5. Зиядуллаев Н.С., Попов Р.А. Оценка эффективности научно-технических новаций в промышленности и капитальном строительстве в условиях волатильности экономической среды - М. //Экономика строительства, 2015. - № 4. - С. 17-23.

6. Правовые аспекты международного сотрудничества Республики Узбекистан. Новостноеагенство 12news -http://www.12news.uz/news/2014/09.

7. Каримов И.А. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. http://www.norma.uz/raznoe/doklad.

8. Мухаметшин Ф.М. Россия - Узбекистан: Стратегическое партнёрство и союзнические отношения в действии // Бизнес-вестник Востока. - 12 января 2007.

Авторы

Зиядуллаев Наби Саидкаримович, доктор экономических наук, профессор, зам. директора Института проблем рынка РАН по научной работе (117418, Москва, Нахимовский просп., 47); e-mail: nabi926@mail.ru;

Талипова НшораТулкуновна, кандидат экономических наук, доцент Института экономики, бизнеса, повышения квалификации и переподготовки кадров при Ташкентском государственном экономическом университете;е-таП: nig65@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.