Научная статья на тему 'Основные направления развития внешнеэкономических отношений России и Узбекистана'

Основные направления развития внешнеэкономических отношений России и Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / REPUBLIC OF UZBEKISTAN / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN TRADE / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT TRENDS / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION POLICY / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Талипова Н.

Высокий уровень взаимодействия и устойчивые показатели экономического, культурного и научного сотрудничества, пожалуй, главные цели в двусторонних отношениях стран. Узбекистан и Россия уже достигли многих целей двустороннего сотрудничества и продолжают успешное партнерство в различных сферах. В статье представлены основные результаты стратегического партнерства двух стран. Большое внимание автор уделяет внешнеэкономическому сотрудничеству, включающему в себя обзор текущего экономического состояния, возможностей взаимодействия исследуемых стран, международного сотрудничества и основных совместных предприятий, функционирующих на территории Узбекистана. В результате были выявлены основные тенденции и перспективы дальнейшего сотрудничества, а также представлены предложения по усилению сотрудничества России и Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Талипова Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN AREAS OF EXTERNAL ECONOMIC RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND UZBEKISTAN

A high level of interaction and sustainable rates of economic, cultural and scientific cooperation, perhaps, the main objectives in the bilateral relations of countries. Uzbekistan and Russia have already achieved many of the goals of bilateral cooperation and continue successful partnership in various fields. The article presents the main results of strategic partnership between the two countries. Much attention is paid to foreign economic cooperation, including a review of the current economic condition, interoperability countries studied, international cooperation and major joint ventures operating in Uzbekistan. As a result, it identifies main trends and prospects of further cooperation, and presents proposals for strengthening cooperation between Russia and Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития внешнеэкономических отношений России и Узбекистана»

Ключевые слова:

сотрудничество, Республика Узбекистан, Российская Федерация, внешнеэкономическая деятельность, тенденции развития, миграционная политика, инвестиционная политика

Keywords:

cooperation, the Republic of uzbekistan, the russian Federation, foreign trade, development trends, migration policy, investment policy

основные направления развития внешнеэкономических отношений россии и Узбекистана

Высокий уровень взаимодействия и устойчивые показатели экономического, культурного и научного сотрудничества, пожалуй, главные цели в двусторонних отношениях стран. Узбекистан и Россия уже достигли многих целей двустороннего сотрудничества и продолжают успешное партнерство в различных сферах. В статье представлены основные результаты стратегического партнерства двух стран. Большое внимание автор уделяет внешнеэкономическому сотрудничеству, включающему в себя обзор текущего экономического состояния, возможностей взаимодействия исследуемых стран, международного сотрудничества и основных совместных предприятий, функционирующих на территории Узбекистана. В результате были выявлены основные тенденции и перспективы дальнейшего сотрудничества, а также представлены предложения по усилению сотрудничества России и Узбекистана.

main areas of external economic relations between russia and uzbekistan

a high level of interaction and sustainable rates of economic, cultural and scientific cooperation, perhaps, the main objectives in the bilateral relations of countries. uzbekistan

н. талипова,

кандидат экономических наук, доцент Ташкентского государственного экономического университета. e-mail: nezzznakomka2010@yandex.ru

N. TALIPovA,

candidate of Economic sciences, Associate Professor of Tashkent state economic university

and Russia have already achieved many of the goals of bilateral cooperation and continue successful partnership in various fields. The article presents the main results of strategic partnership between the two countries. Much attention is paid to foreign economic cooperation, including a review of the current economic condition, interoperability countries studied, international cooperation and major joint ventures operating in uzbekistan. As a result, it identifies main trends and prospects of further cooperation, and presents proposals for strengthening cooperation between russia and uzbekistan.

Геостратегические и торгово-экономические отношения между Россией и Узбекистаном в основном формируются с учетом ряда важнейших факторов:

— исторические связи Узбекистана и России (вхождение в состав бывшего Советского Союза);

— евро-азиатская цивилизованность и светский образ жизни населения;

— этнокультурный фактор. В Узбекистане проживают этнические русские, занимающие определенное место в общественной жизни и производственной деятельности страны;

— географический. Россия и Узбекистан имеют относительно благоприятное транспортно-географическое положение;

— модернизационный. Обе страны осуществляют реформы, направленные на формирование рыночных механизмов хозяйствования и модернизацию экономики, рациональное использование богатого природно-экономического потенциала;

— геостратегический, который в современных условиях развития отношений Российской Федерации со странами Центрально-Азиатского региона имеет важное значение, так как с распадом СССР постсоветское пространство приобрело совершенно

новое геополитическое и геостратиги-ческое значение [1].

Эти факторы во многом определяют национальные интересы России в развитии отношений с Узбекистаном. Анализ официальных заявлений, материалов СМИ, ученых и специалистов дал возможность сформулировать следующие цели и интересы России в Центральной Азии и в частности в Узбекистане:

— обеспечение политической, экономической и социальной стабильности на основе партнерства государств;

— право беспрепятственного транзита через территорию Узбекистана в целях поддержания партнерских отношений с государствами Центральной Азии, Китая, Индии, Ирана, Афганистана и стран Юго-Восточной Азии;

— использование богатого природ-но-экономического потенциала Узбекистана, прежде всего стратегических топливно-энергетических ресурсов, в целях модернизации и укрепления своей экономики;

— использование геостратегического потенциала Узбекистана для военных нужд, создание буферной зоны для защиты от различных угроз исходящих с юга, прежде всего Афганистана;

— сохранение статуса ведущей роли России как мировой и региональной сверхдержавы.

Сотрудничество Узбекистана и России за годы независимости базируется на ряде правовых документов, включающих более 160 соглашений и договоренностей.

Принципиально новым этапом в развитии узбекско-российского сотрудничества стали: Договор о стратегическом партнерстве между двумя

странами от 16 июня 2004 г. и Договор о союзнических отношениях от 15 ноября 2005 г., подписанные президентами двух стран [2].

В целях развития торгово-экономических связей в 2007 г. между правительствами Узбекистана и России была подписана Программа экономического сотрудничества.

динамика и тенденции товарооборота, экспорта и импорта

Узбекистан является одним из основных внешнеторговых партнеров России. В общем товарообороте России со странами СНГ Узбекистан занимает 4-е (после Украины, Белоруссии и Казахстана) место, а во внешнеторговом обороте Узбекистана Россия занимает 1-е место.

Отношения с Россией, хотя и носили стратегический характер, но вплоть до 2004 г. не были возведены в ранг национальных приоритетов. Узбекско-российские торгово-экономические отношения развивались неравномерно, и лишь в последние годы обозначился стабильный и устойчивый рост. В 2014 г. товарооборот между Узбекистаном и Россией вышел на докризисный уровень и составил 3,4 млрд долл. [3]. За этот период существенно повысилась доля Российской Федерации во внешней торговле Узбекистана.

Столь значительный количественный рост показателей торгово-экономических отношений между Узбекистаном и Россией недостаточно сбалансирован с качественными сдвигами в структуре экспорта и импорта

основных товаров и услуг двух стран, а также их потенциалом.

Если анализировать отдельные позиции экспорта, то можно увидеть ряд диспропорций, не в полной мере отвечающих национальным интересам Узбекистана. В экспорте продовольственных товаров в последние годы резко возрос экспорт свежих плодоовощных и бахчевых культур. Здесь с учетом внутреннего спроса должна быть оптимизирована структура экспорта продовольственных товаров. Приоритет должен быть отдан конкурентоспособным высококачественным свежим фруктам (виноград) и бахчевым (дыня), а также ранним овощам (капуста, помидоры и огурцы), где в условиях повышенной платежеспособности потребителей ценовой фактор, по существу, не играет особого значения. Следует также стимулировать участие российских инвесторов в углубленной переработке сельскохозяйственного сырья на месте, расширению мощностей хранения фруктов и овощей [4].

Положительным сдвигом в структуре узбекского экспорта в Россию

следует отметить заметное повышение в нем доли машин и оборудования (приходящейся в основном на легковые автомобили). В последние годы Chevrolet Cobalt и Matiz были самыми продаваемыми иномарками в России из-за относительно низкой цены (примерно в 1,5 раза дешевле автомобилей такого класса).

Вместе с тем определенные риски, связанные с экспортом автомобилей в Россию, сохраняются. На российском рынке постоянно растет конкуренция между собственными производителями, европейскими, японскими и корейскими фирмами, а также Китаем. Поэтому остро стоит вопрос о качестве автомобилей, произведенных в Узбекистане. В целом необходимо существенно расширить номенклатуру экспорта машин и оборудования в Россию и диверсифицировать его структуру. Такая же проблема стоит в части экспорта природного газа, цветных и черных металлов, т. е. расширение их переработки на месте, углубление сотрудничества в части модернизации и технического перевооружения предприятий.

Низкой остается доля в экспорте России химической продукции и пластмасс (2,8%) и услуг (16,5%), которые располагают значительным потенциалом для расширения. Это ввод в действие крупного содового завода в Кунграде, расширение объемов транспортировки узбекского и среднеазиатского газа через газотранспортную инфраструктуру Узбекистана, реализация инвестиционного проекта «Средняя Азия — Центр», освоение и обслуживание трансазиатской магист-

рали, открывающей России и странам СНГ выход к Персидскому заливу через Центральную Азию и Иран.

В целом расчет соотношения между стоимостью экспортируемых сырьевых товаров и продуктов более глубокой степени переработки по трем основным группам товаров узбекского экспорта в Россию [5] (продовольственные товары, энергоносители, цветные металлы) показал, что за 2000—2014 гг. удельный вес необработанных и с низкой степенью переработки товаров возрос с 27,2% до 39%. Такая тенденция свидетельствует о низкой эффективности сырьевого экспорта.

Сложившаяся структура импорта также имеет ряд диспропорций, не в полной мере отвечающих национальным интересам Узбекистана.

Основными товарами импорта являются:

— машины и оборудование;

— цветные и черные металлы;

— химическая продукция и изделия из пластмасс;

— продовольственные товары;

— услуги.

Значительный рост объемов импорта машин и оборудования из России (за 2000—2014 гг. более чем в четыре раза) не отвечает задачам модернизации экономики Узбекистана. Импортируемые машины и оборудование в основном связаны с разведкой и освоением месторождений нефти и газа, продажей различных легковых и грузовых автомобилей, микроавтобусов и тракторов. По существу, отсутствует импорт новых технологий и инновационной продукции.

Определенные риски связаны с ростом поставок цветных и черных металлов, а также импортом продовольственной группы товаров. Здесь остро стоит проблема оптимизации ассортимента поставляемой продукции с учетом возможности их производства (замены на другую) за счет организации локализующих предприятий.

В формировании предложения на рынке Узбекистана по отдельным строительным материалам важное место

занимает Россия. Согласно оценке в импорте возрастает объем и доля древесины и целлюлозно-бумажных изделий (порядка 20% объема импорта).

В целом сложившуюся структуру импорта целесообразно совершенствовать с учетом реализуемых целевых программ модернизации и технического перевооружения важнейших отраслей и секторов экономики Узбекистана и снижать риски от поставок сырья и комплектующих изделий.

Инвестиционная политика

Важное значение в торгово-экономических отношениях между Узбекистаном и Россией имеет инвестиционная политика. Концентрация инвестиций протекает только в двух стратегических важных отраслях экономики и не отвечает интересам Узбекистана — в нефтегазовом секторе и телекоммуникациях (98,7% всех инвестиций), на остальные сектора приходится 1,3%. Крупные инвестиционные проекты осуществляются в нефтегазовой отрасли, включая проведение геологоразведочных работ и освоение на территории Узбекистана месторождений углеводородного сырья и его транспортировку. Инвестиционную деятельность осуществляют такие крупные российские компании как ЗАО «Зарубежнефтегаз» (дочернее предприятие ОАО «Газпром»), ОАО «Лукойл» (в 2014 г. «Лукойл» увеличил объем инвестиций в Узбекистан почти на 40%), ОАО «Стройтрансгаз» и др.

На начало 2014 г. на территории Узбекистана зарегистрированы 946

предприятий с участием российского капитала, в то время как на территории России функционируют 489 предприятий с участием узбекского капитала.

В общем количестве предприятий наибольший удельный вес приходится на такие отрасли экономики, как промышленность, торговля и общественное питание, строительство. В объеме производимой продукции передовые позиции занимали предприятия промышленности (45,2%).

Соотношение объемов экспорта и импорта предприятий в целом одинаковые, без существенного положительного баланса в сторону экспорта. Удивительно, что промышленные предприятия больше импортируют, чем осуществляют экспорт продукции (отрицательный баланс — 30,2 млн долл.). Все это свидетельствует о низкой эффективности предприятий с участием российского капитала. В таких важных отраслях экономики Узбекистана, как сельское хозяйство, транспорт и социальная сфера,

участие инвесторов из России незначительно.

Среди промышленных предприятий с российским капиталом относительное развитие получили предприятия машиностроения, черной металлургии, топливной промышленности. При этом не задействован имеющийся потенциал и возможности в таких важных отраслях, как электроэнергетика, угольная, электронная и радиотехническая промышленность. Следует подчеркнуть, что сотрудничество сконцентрировано в основном в стратегических отраслях экономики, а высокотехнологичные и наукоемкие отрасли включены лишь в незначительной степени.

В свою очередь, недостаточно развиты предприятия с участием узбекского капитала и на территории России.

На начало 2014 г. функционировали 489 таких предприятий [6]. Они заняты в сфере реализации плодоовощной продукции, услуг туризма и гостинич -ного бизнеса, производства комплектующих и обслуживания произведенных в Узбекистане автомобилей.

За период 2000—2014 гг. в ходе реализации программ приватизации, российскими инвесторами приобретены государственные объекты и пакеты акций более 20 предприятий на общую сумму свыше 25 млн долл. с принятием инвестиционных обязательств.

Миграционная политика и подготовка кадров

Важным направлением двустороннего взаимовыгодного экономического сотрудничества является эффективное управление трудовой миграцией и подготовка кадров.

В этом направлении ведется определенная работа. В частности, в июле 2007 г. подписаны соглашения о трудовой деятельности и защите прав трудящихся и мигрантов, являющихся гражданами России и Узбекистана, и о сотрудничестве по борьбе с незаконной миграцией.

Демографическая ситуация в России и Узбекистане принципиально разная. Россия принимает комплекс мер по улучшению достаточно напряженной ситуации, связанной со снижением численности населения. С 15 января 2007 г. вступил в силу закон,

облегчающий получение российского гражданства, и правила учета мигрантов. В течение 2013 г. в России в области миграции было разработано и принято около 30 новых законов и поправок, большая часть которых уже начала действовать.

В Узбекистане же рынок труда находится под достаточно большим демографическим давлением из-за высоких темпов прироста трудовых ресурсов. Основной поток трудовых мигрантов направляется в Россию. По официальным данным Федеральной миграционной службы России, численность граждан Узбекистана, работавших в России, составляет более 2,2 млн человек [7].

В целях регулирования миграционных потоков Узбекистан пред-

принимает необходимые меры по совершенствованию учета граждан республики, выезжающих за рубеж для осуществления трудовой деятельности.

На территории Узбекистана функционируют филиалы ведущих российских вузов таких как Российская экономическая академия им.

Г.В. Плеханова, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российский государственный университет нефти и газа им. И.Н. Губкина. Вместе с тем, на рынке труда несбалансированными остаются спрос и предложение на высококвалифицированные кадры инженерно-технического профиля.

Основные принципы стратегических и торгово-экономических отношений

Ретроспективный анализ торгово-экономических отношений между Узбекистаном и Россией показал необходимость улучшения товарной структуры внешней торговли между ними, активизации инвестиционных процессов.

Это требует системной разработки и последовательной реализации внешнеторговой стратегии, включающей стимулирование диверсификации экспорта и импорта, привлечения инвестиций с учетом приоритетных направлений экономических реформ в Узбекистане.

Принципиальными стратегическими подходами в развитии торгово-экономического сотрудничества Узбекистана и России являются:

— обеспечение экономической безопасности страны, в том числе в топливно-энергетической и продовольственной безопасности;

— последовательная реализация структурных преобразований и модернизации экономики в целях обеспечения устойчиво сбалансированных темпов экономического роста и повышения благосостояния;

— модернизация и техническое перевооружение стратегически важных отраслей экономики, широкое внедрение достижений научно-технического прогресса;

— реализация крупных инвестиционных проектов по устойчивому развитию аграрного сектора и системы инфраструктуры;

— эффективное использование богатого потенциала и преимуществ, расширение экспорта конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции (услуг);

— оптимизация структуры экспорта и импорта в целях снижения рисков и угроз, связанных с их сырьевой направленностью, высокой зависимостью от рынка одной страны, расширение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью;

— решение межгосударственных проблем в Центральной Азии в области водохозяйственной и транспортной инфраструктуры, реализации крупных инвестиционных процессов с учетом их социально-экономических последствий и рациональных интересов;

— нацеленность внешнеторговой политики на решение социальных проблем и повышение качества жизни населения.

В топливно-энергетической сфере принципиальным направлением сотрудничества должен быть прирост запасов нефти и газа за счет расширения геологоразведочных работ, обеспечение устойчивых объемов экспорта, развитие газотранспортной инфраструктуры, модернизации и обновления основных фондов. Крупные компании России при этом должны также принимать активное участие в развитии социальной инфраструктуры в соответствующих регионах.

В газовой сфере также следует расширять сотрудничество по углублению переработки газового конденсата.

В обеспечении энергетической безопасности страны немаловажную роль играет модернизация и увеличение мощностей в электроэнергетике и угольной промышленности, где инвесторы из России почти не принимают участие.

В электроэнергетике приоритетом выступает развитие нетрадиционных источников энергии, в частности, энергии солнца и ветра. Определенный опыт и потенциал в этой области накоплен в российской НПП «Квант».

В угольной отрасли важным является реализация совместных проектов по модернизации и техническому перевооружению производства, в том числе организация производства запасных частей, узлов и деталей горнотранспортного и горношахтного оборудования.

Направлением привлечения капитала в устойчивое развитие промышленности республики является принятие масштабных программ модернизации и технического перевооружения (черная и цветная металлургия, химическая, текстильная, масложировая, автомобильная промышленность, промышленность строительных материалов).

Следует развивать сотрудничество в реализации масштабных и высокотехнологичных инвестиционных проектов в самолетостроении, транспортном машиностроении, радиоэлектронной промышленности и приборостроении.

У российской стороны имеется потенциал по развитию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, микробиологии, химии лекарственных растений в Узбекистане.

Обеспечение продовольственной безопасности и расширение экспорта во многом связано с участием российской стороны в реконструкции и техническом обновлении водохозяйственной инфраструктуры, в реализации программы мелиорации орошаемых земель, развитии ветеринарной службы, обеспечении потребности сельского хозяйства в машинах и оборудовании, запасных частей к ним, развитии агрохимии и защиты растений, строительстве хранилищ и специальных вагонов для транспортировки скоропортящихся плодов и овощей.

Большой эффект может быть получен от закупок передовой техники и технологий для отраслей, осуществляющих переработку сельскохозяйст-

венного сырья и местных ресурсов. Необходимо сделать упор не столько на расширение импорта техники, сколько на улучшение его структуры в сторону повышения удельного веса новых высокопроизводительных видов машин и оборудования, их сопоставления с альтернативными поставками из других стран.

В области совершенствования структуры импорта необходимо решать две стратегические задачи:

во-первых, повысить роль импорта в модернизации экономики, ослабив его потребительскую направленность, которая делает страну наиболее уязвимой с точки зрения экономической безопасности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

во-вторых, сократить ввоз тех товаров, которые можно и нужно производить в Узбекистане. Речь идет о целенаправленной политике локализации на базе местных ресурсов и сырья.

Россия должна стать выгодным экономическим партнером, привлекательным интеллектуальным центром, сильным и ответственным гарантом в Центральной Азии.

Одним из перспективных направлений сотрудничества является более широкое участие российской стороны в подготовке кадров, в частности среднего специального, профессиональ-

ного образования. Так, например, для обеспечения конкретных предприятий и производств в России квалифицированной рабочей силой целесообразно в Узбекистане организовать при финансовом и техническом содействии российской стороны учебные центры профессионального обучения наподобие Центра профессионального образования при участии Корейского международного агентства по сотрудничеству (К01СА).

Углубление и расширение торгово-экономического сотрудничества Узбекистана и России является лишь средством обеспечения устойчивого экономического роста и безопасности государства, а не его целью. В процессе интеграции максимально надо использовать выгоды и минимизировать риски. Необходимо существенное расширение торговли по тем видам продукции (услуг), где Узбекистан имеет сравнительные конкурентные преимущества, занятие определенной доли российского рынка по наиболее перспективным видам промышленной продукции, диверсифицировать структуру импорта с учетом модернизации и технического перевооружения отраслей экономики, обеспечивая экономическую безопасность и соблюдая национальные интересы обеих стран.

Список литературы

1. Солодовник С. Центральная Азия. Геополитические контуры Международная жизнь. 1993. С. 151.

[ 1. Solodovnik S. Central'naja Azija. Geopoliticheskie копШгу Mezhdunarodnaja zhizn'. 1993. S. 151.]

2. Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Узбекистане [Электронный ресурс]. URL: http://www.russia.uz/index.php/2009-08-16-10-30-58/2009-08-16-10-31-45

[2. Oficial'nyj sajt Posol'stva Rossijskoj Federacii v Uzbekistane [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.russia.uz/index.php/2009-08-16-10-30-58/2009-08-16-10-31-45]

3. Официальный сайт Министерства внешнеэкономических связей, инвестиции и торговли Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: www.mfer.uz

[3. Oficial'nyj sajt Ministerstva vneshnejekonomicheskih svjazej, investicii i torgovli Respubliki Uzbekistan [Jelektronnyj resurs]. URL: www.mfer.uz]

4. Правовые аспекты международного сотрудничества Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: http://www.12news.uz/news/2014/09

[4. Pravovye aspekty mezhdunarodnogo sotrudnichestva Respubliki Uzbekistan [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.12news.uz/news/2014/09]

5. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 г. и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.norma.uz/raznoe/doklad

[5. Doklad Prezidenta Respubliki Uzbekistan Islama Karimova na zasedanii kabineta ministrov, posvjashhennom itogam social'no-jekonomicheskogo razvitija strany v 2014 g. i vazhnejshim prioritetnym napravlenijam jekonomicheskoj programmy na 2015 god [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.norma.uz/raznoe/doklad]

6. Речь Посла Российской Федерации в Узбекистане Владимира Тюрденева в интервью ИА «Туркистон-пресс» [Электронный ресурс]. URL: http://inosmi.ru/sngbalti a/20130614/210018363.html

[6. Rech' Posla Rossijskoj Federacii v Uzbekistane Vladimira Tjurdeneva v interv'ju IA «Turkiston-press» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://inosmi.ru/sngbaltia/20130614/2100 18363.html]

7. Количество мигрантов из Узбекистана в России составляет более 2,2 млн человек — ФМС РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.aloqada.com/News/2015/01/23/ kolichestvo_migrantov_iz_uzbekistana_v_rossii_sostavlyaet_bolee_2_2_mln_chelovek_ fms_rf

[7. Kolichestvo migrantov iz Uzbekistana v Rossii sostavljaet bolee 2,2 mln chelovek — FMS RF [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.aloqada.com/News/2015/01/23/kolichestvo_ migrantov_iz_uzbekistana_v_rossii_sostavlyaet_bolee_2_2_mln_chelovek_fms_rf]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.