Научная статья на тему 'Инвестиционное сотрудничество государств - членов ЕАЭС как ключевой фактор их устойчивого развития'

Инвестиционное сотрудничество государств - членов ЕАЭС как ключевой фактор их устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
855
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ИНВЕСТИЦИОННОЕ / INVESTMENT / ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЕ / ПРОМЫШЛЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INDUSTRIAL COOPERATION / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / HARMONIZATION OF LEGISLATION / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY POLICY / FINANCIAL AND MONETARY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Валерий Леонидович, Алексеев Петр Викторович

В статье рассмотрены современное состояние инвестиционного сотрудничества в ЕАЭС, прежде всего в сфере взаимных прямых инвестиций, имеющиеся преграды для взаимных инвестиций, процесс гармонизации инвестиционного законодательства. Сформулированы предложения по развитию инвестиционного сотрудничества государств членов Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамов Валерий Леонидович, Алексеев Петр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment Cooperation of the Member States of the EAEU as a Key Factor of their Sustainable Development

The article describes the current state of investment cooperation in the EAEU, especially in the area of mutual direct investments, existing obstacles to mutual investment, the process of harmonization of investment legislation. The authors also elaborate proposals for the development of investment cooperation between the member states of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное сотрудничество государств - членов ЕАЭС как ключевой фактор их устойчивого развития»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ. ФИНАНСОВЫМ РЫНОК ЕАЭС

УДК 339.924

Ключевые слова:

Евразийский экономический союз; инвестиции, инвестиционное, валютно-финансовое, промышленное сотрудничество; гармонизация законодательства; валютная политика

В. Л. Абрамов, д. э. н.,

проф., гл. науч. сотр. Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ (e-mail: valabr@yandex.ru)

П. В. Алексеев, к. э. н.,

вед. науч. сотр. Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ (e-mail: apv31@mail.ru)

Инвестиционное сотрудничество государств — членов ЕАЭС как ключевой фактор их устойчивого развития

Актуальность проблемы развития инвестиционного взаимодействия в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) обусловлена ролью инвестиций как финансово-экономического базиса, обеспечивающего цель экономического развития ЕАЭС в долгосрочном периоде — содействие достижению и поддержанию качественного и устойчивого экономического роста государств-членов и Союза в целом за счет реализации их конкурентных преимуществ. Эта долгосрочная стратегическая цель определена в Решении Высшего Евразийского экономического совета № 28 от 16 октября 2015 г. [1].

Вопросы инвестиционного сотрудничества государств — членов ЕАЭС рассматриваются в ряде публикаций, например в работах [2-9]. Анализ проведенных исследований позволяет сделать вывод, что инвестиционное сотрудничество в рамках ЕАЭС — ключевой фактор устойчивого развития государств-членов и Союза в целом, а также интеграции в производственном секторе, которая служит важной предпосылкой для успешного развития евразийской экономической интеграции.

Важнейшая и наиболее значимая область инвестиционного сотрудничества в рамках ЕАЭС — взаимные прямые иностранные инвестиции (ПИИ). По данным Евразийского банка развития, взаимные ПИИ в интеграционном объединении в 2014 г., несмотря на рецессию и валютно-финансовую нестабильность, увеличились с $24,8 млрд до $25,1 млрд, а доля взаимных ПИИ в общем объеме взаимных прямых инвестиций стран СНГ и Грузии

Данная статья опубликована в рамках выполнения научно-исследовательской работы по гранту РГНФ № 15-02-00494 по теме «Методология формирования устойчивых конкурентных преимуществ государств — членов Евразийского экономического союза в условиях нестабильности мировой экономики».

выросла с 48 % в 2013 г. до 55,4 % в 2014 г. При этом основным экспортером ПИИ выступает Россия, а крупнейшими их получателями — Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Армения, а также Украина (табл. 1).

Таблица 1

Динамика и распределение накопленных прямых иностранных инвестиций России в страны ближнего зарубежья в 2013-2015 гг., $ млрд

Страны-ре ципиенты 01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015

Азербайджан 1,36 1,37 1,38

Армения 1,93 2,20 3,05

Беларусь 7,54 7,90 8,28

Грузия 0,44 0,46 0,45

Казахстан 10,86 9,27 9,07

Киргизия 0,73 0,64 0,66

Молдова 0,56 0,41 0,43

Таджикистан 1,02 1,03 1,02

Туркмения 0,02 0,02 0,02

Узбекистан 4,31 3,64 3,77

Украина 16,35 14,70 9,88

Всего в ЕАЭС: 21,06 20,01 21,06

Всего в СНГ и Грузию: 45,12 41,63 37,99

Источник: Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ за соответствующие годы. СПб.: ЦИИ ЕАБР.

Основными участниками взаимных инвестиционных связей в регионе ЕАЭС выступают Россия и Казахстан. В начале 2015 г. на Россию приходилось 84 % накопленного объема экспортированных ПИИ и 13 % импортированных ПИИ. Аналогичные показатели для Казахстана составили 14 % и 36 % соответственно. Существенен также объем внутрирегиональных ПИИ Беларуси, Армении и Киргизии.

Приоритетные секторы взаимных ПИИ — топливный комплекс и цветная металлургия, на которые на начало 2015 г. приходилось, соответственно, 39,7 % и 15,8 % взаимных инвестиций в ЕАЭС.

В настоящее время на инвестиционное сотрудничество в рамках ЕАЭС оказывают сдерживающее влияние следующие факторы:

1) незавершенность формирования единого экономического пространства, сохранение препятствий для свободного передвижения факторов производства в регионе, включая валютные ограничения;

2) существенные расхождения в уровне развития экономик и финансовых систем стран ЕАЭС, их структурная разнородность, что обусловливает различие характера деятельности, целей и задач экономических субъектов в инвестиционной сфере;

3) дефицит финансовых ресурсов стран, в том числе России, вследствие экономического спада, неразвитого финансового сектора; отток и бегство капиталов в различных формах; в последнее время — ограничительные санкции против России;

4) недостаточно благоприятный инвестиционный климат, в том числе макроэкономическая нестабильность, высокая инфляция в России и Беларуси в 2015 г., последствия валютного кризиса в странах ЕАЭС (России, Беларуси, Казахстане) 2014-2015 гг., неблагоприятная среда для предпринимательства1.

1 По рейтингу удобства ведения бизнесa (Doing Business 2016) Россия занимает 51-е место из 189 стран, Армения — 35-е, Беларусь — 44-е, Казахстан — 41-е, Киргизия — 67-е (http://russian.doingbusiness.org. Дата обращения: 15.04.2016).

В связи с этим особую актуальность приобретает дальнейшее формирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и процесс гармонизации национальных хозяйственных законодательств в целом и особенно в сфере регулирования инвестиционной деятельности2, что требует более подробного анализа.

Гармонизация национальных законодательств в сфере регулирования инвестиционной деятельности является ключевым направлением развития инвестиционного сотрудничества в ЕАЭС. Следует отметить, что первые шаги в данном направлении на постсоветском пространстве предпринимались на основе общепризнанных принципов международного права еще в 1990-е — начале 2000-х гг. в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Эта гармонизация была предусмотрена рядом принятых нормативно-правовых актов3.

В числе содержащихся в данных документах рекомендаций — необходимость формирования единой трактовки понятий инвестиционной деятельности, инвестиций, субъектов, объектов и форм инвестиционной деятельности, источников инвестиций, установление единообразного подхода в отношении предоставления льгот иностранным инвесторам и гарантий защиты их прав, обеспечение информационной открытости инвестиционной деятельности.

Существенный прогресс в сфере гармонизации регулирования инвестиционной деятельности был достигнут после подписания Договора о ЕАЭС 29 мая 2014 г. Согласно ст. 66 данного договора «В целях обеспечения свободы торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций государства-члены проводят поэтапную либерализацию условий взаимной торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций». В соответствии со ст. 67 договора «Либерализация торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций осуществляется с учетом международных принципов и стандартов путем гармонизации законодательства государств-членов и организации взаимного административного сотрудничества компетентных органов государств-членов» [10].

В соответствии с п. 68 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (Приложение 16 к Договору о ЕАЭС), каждое государство-член обеспечивает на своей территории справедливый и равноправный режим в отношении инвестиций и деятельности в связи с инвестициями, осуществляемых инвесторами других государств-членов. При этом в соответствии с п. 69 данного протокола данный режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который предоставляется этим государством-членом в отношении инвестиций и деятельности в связи с такими

2 Отметим, что по итогам форума «Интеграция финансовых рынков стран Единого экономического пространства: стратегия и тактика», состоявшегося 20 марта 2014 г. в Москве, признано целесообразным ускорить процесс гармонизации законодательства с целью обеспечения единой финансовой конкурентной среды. Согласно резолюции форума государствам — членам ТС и ЕЭП следует выработать совместную программу гармонизации законодательства, ориентированную на решение проблемы взаимного признания лицензий финансовых посредников, к 2019-2020 году. Согласно резолюции целесообразно стремиться к снятию всех барьеров, препятствующих полноценному функционированию филиалов финансовых учреждений на территории ЕЭП [11].

3 В их числе: Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств — участ-

ников СНГ (октябрь 1992 г.), Соглашение о правовом обеспечении формирования ТС и ЕЭП (октябрь 1999 г.), рекомендательный законодательный акт «Об общих принципах правового регулирования иностранных инвестиций в государствах — участниках Межпарламентской ассамблеи»(принят постановлением МПА СНГ в марте 1994 г.), типовой проект законодательного акта «Основные принципы инвестиционной деятельности» (принят постановлением МПА ЕврАзЭС в июне 2003 г.), Рекомендации по гармонизации законодательств государств —

членов ЕврАзЭС в сфере регулирования инвестиционной деятельности (одобрены постановлением Бюро МПА ЕврАзЭС в ноябре 2006 г.), Рекомендации по приведению законодательства РБ, РК, РФ в соответствие с Соглашением о торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках Единого экономического пространства (одобрены постановлением Бюро МПА ЕврАзЭС в мае 2011 г.), Концепция Основ законодательства ЕврАзЭС

об инвестициях (одобрена постановлением Бюро МПА ЕврАзЭС в апреле 2010 г.).

инвестициями, осуществляемых своими (национальными) инвесторами. Согласно п. 70 Протокола, каждое государство-член предоставляет при таких же (подобных) обстоятельствах инвесторам любого другого государства-члена, их инвестициям и деятельности, связанной с такими инвестициями, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый инвесторам любого третьего государства, их инвестициям и деятельности, связанной с такими инвестициями.

Важным аспектом процесса гармонизации национальных законодательств в сфере регулирования инвестиционной деятельности является деятельность по гармонизации валютного и финансового законодательства, начавшаяся в начале 2000-х гг. Так, ст. 3 Соглашения о согласованных принципах валютной политики, подписанного главами государств — участников ТС и ЕЭП 9 декабря 2010 г., предполагала обеспечение государствами-участниками конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным статьям платежного баланса без ограничений. Впоследствии это требование было закреплено и в Договоре о ЕАЭС. Так, п. 3 Протокола о мерах, направленных на проведение согласованной валютной политики (Приложение 15 к Договору о ЕАЭС) предусматривает обеспечение государствами — участниками ЕЭП конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным статьям платежного баланса без ограничений. Однако на практике реализация данного положения происходит со значительными трудностями и валютные ограничения сохраняются. Так, если в Армении, Казахстане, Киргизии и России валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются без ограничений, то в соответствии с валютным законодательством Республики Беларусь такие валютные операции совершаются резидентами на основе разрешения Национального банка Республики Беларусь. Поскольку эти ограничения обусловлены национальными интересами, процесс либерализации движения капиталов в рамках ЕАЭС может продлиться еще немалое время.

Кроме того, в соответствии с п. 21 Протокола по финансовым услугам (Приложение 17 к Договору о ЕАЭС) государства — члены Союза осуществляют работу по гармонизации своего законодательства в сфере регулирования финансового рынка на основе международных принципов и стандартов либо наилучшей международной практики, не ниже наилучших стандартов и практики, которые уже применяются в государствах-членах. В связи с этим Консультативным комитетом по финансовым рынкам при Коллегии Евразийской экономической комиссии4 в настоящее время проводится работа по оценке соответствия законодательства государств — членов Союза: в банковском секторе — основным принципам Базельского комитета по банковскому надзору; в страховом секторе — основополагающим принципам страхового надзора Международной ассоциации страховых надзоров; в секторе услуг на рынке ценных бумаг — стандартам Международной организации комиссий по ценным бумагам, Организации экономического сотрудничества и развития [12].

В соответствии со ст. 103 Договора о ЕАЭС государства-члены к 2025 г. осуществляют гармонизацию своего законодательства в сфере финансового рынка в соответствии с международным договором в рамках Союза и Протоколом по финансовым услугам.

Обратимся к рассмотрению мер по развитию инвестиционного сотрудничества государств — членов ЕАЭС.

4 Консультативный комитет по финансовым рынкам при Евразийской экономической комиссии создан решением Коллегии ЕЭК № 199 от 25 октября 2012 г. Председатель Комитета — член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Т. М. Сулейменов. Деятельность Комитета направлена на гармонизацию национальных законодательств государств — членов ЕАЭС в сфере финансовых рынков с учетом лучшей международной практики. Приоритетная задача Комитета — расширение взаимной торговли финансовыми услугами (в банковском и страховом секторе, а также на рынке ценных бумаг) между государствами — членами ЕАЭС.

В настоящее время представляется обоснованным акцентировать внимание на следующих направлениях:

1. Продолжение работы по формированию общего рынка факторов производства в ЕАЭС и гармонизации национальных законодательств в сфере регулирования инвестиционной деятельности.

2. Стимулирование взаимных инвестиций и создания транснациональных компаний в ЕАЭС в таких важнейших отраслях, как топливно-энергетический комплекс, металлургия, машиностроение и др. в соответствии с Основными направлениями промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС, утвержденными решением Евразийского межправительственного совета5.

3. Стимулирование инвестиций в объекты инфраструктуры, что может послужить катализатором экономического развития стран ЕАЭС. В целях развития дорожной инфраструктуры целесообразно с учетом опыта ЕС не делить таможенные пошлины между странами, а значительную их часть использовать на общие инфраструктурно-логистические проекты. Это можно сделать, направляя пошлины на пополнение капитала Евразийского банка развития, что послужит дополнительной возможностью развития данного вида инфраструктуры [13].

4. Углубление сотрудничества государств-членов в валютно-финансовой сфере, осуществляемое путем скоординированного регулирования финансовых рынков, проведения согласованной валютной политики, формирования единого биржевого пространства, в т. ч. путем расширения взаимного допуска участников финансового рынка (включая обеспечение прямого доступа инвесторов и профессиональных участников к финансовым рынкам государств-членов), совершенствования регулирования инфраструктуры рынка ценных бумаг (в т. ч. в части учета прав на ценные бумаги), проведения расчетов на финансовом рынке государств-членов. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета [1] это сотрудничество будет стимулировать свободу движения товаров, услуг и капитала, создание общего финансового рынка Союза на базе гармонизированного законодательства государств-членов с общими передовыми стандартами предоставления финансовых услуг, а также рост инвестиционной привлекательности экономик государств-членов за счет снижения системных рисков и расширения инвестиционных возможностей и прозрачности законодательства в сфере финансов.

5. Улучшение инвестиционного климата, в т. ч. путем обеспечения относительно предсказуемых темпов инфляции, валютных курсов и процентных ставок в государствах-членах. С учетом негативного эффекта «войны девальваций» национальных валют стран — членов ЕАЭС в 2014-2015 гг., для торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в рамках ЕАЭС целесообразно проводить согласованную валютную политику интегрируемых стран. Проведение согласованной валютной политики государств-членов предусмотрено ст. 64 Договора о ЕАЭС. Однако необходимой предпосылкой для этого, по нашему мнению, выступает возврат к режиму регулируемого валютного курса в России и Казахстане [подробнее см. 14].

6. Участие государств — членов ЕАЭС в проекте сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), что предполагает создание современных систем международных логистических центров и хабов по основным международным транспортным коридорам Евразии: «Западная Европа — Западный Китай», «Север — Юг», «Восток — Запад» и Северный морской путь. По мнению экспертов, проект ЭПШП обеспечит приток инвестиций в транспортную инфраструктуру стран ЕАЭС. Ее модернизация расширит

5 Решение Евразийского межправительственного совета № 9 от 08.09.2015.

взаимную торговлю между государствами Союза, повысит их инвестиционную привлекательность. В долгосрочной перспективе это приведет к ускорению роста других отраслей экономики [15].

Комплексный подход к проблеме развития инвестиционного сотрудничества в рамках ЕАЭС предполагает учет его взаимосвязи с промышленным сотрудничеством государств — членов ЕАЭС.

Для обеспечения лидирующих позиций наших производителей как на рынке ЕАЭС, так и на рынках третьих стран необходимо акцентировать внимание на решении вопросов финансирования, стимулирования и государственной поддержки инновационного развития наших промышленных комплексов. Содействовать этому процессу может формирование единой политики в области предоставления промышленных субсидий. Сегодня в рамках ЕАЭС лишь контролируется выполнение государствами-членами единых правил промышленного субсидирования с целью обеспечения равных конкурентных условий. Выработка единых подходов по приоритетному стимулированию инновационного развития промышленных комплексов могла бы дать более ощутимый эффект, чем автономная деятельность наших стран в этом направлении.

Реальное выполнение договоренностей в области промышленного сотрудничества, заложенных в Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС, уже в ближайшей перспективе позволит создать базу для совместного инновационно-технологического прогресса в промышленности стран ЕАЭС. Реализация Основных направлений позволит Армении, Беларуси, Казахстану, Киргизии и России вывести национальные промышленные комплексы на более продвинутый этап развития, обеспечив их конкурентоспособность на мировом уровне.

Как представляется, эффективная промышленная политика в рамках ЕАЭС станет залогом углубления евразийской интеграции. Все более активное участие в ней будут принимать производители. Они получат возможность беспрепятственного и продуктивного взаимодействия с партнерами из пяти стран на выгодных условиях, сформированных в рамках промышленного сотрудничества. Это значит, что экономическая интеграция стран ЕАЭС позволит обеспечить национальное благосостояние наших народов даже в самой непростой макроэкономической обстановке [16].

Сохраняющиеся препятствия на пути свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, незавершенность проекта Единого экономического пространства не позволяют в полной мере раскрыть интеграционный, финансово-экономический и промышленный потенциал Евразийского экономического союза. Между тем теория и практика региональной экономической интеграции подтверждают необходимость поэтапного последовательного продвижения по пути от зоны свободной торговли к экономическому и валютному союзу через полноценный общий финансовый рынок, в котором свободе взаимных производственных инвестиций отводится ключевая роль.

По нашему мнению, в настоящее время важнейшие меры по ускорению интеграционных процессов в ЕАЭС — устранение оставшихся препятствий на пути движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, макроэкономическая, ценовая, валютная стабилизация в ЕАЭС с целью создания благоприятных условий для инвестиционного сотрудничества. Важная первоочередная задача — валютная стабилизация путем возврата к режиму регулируемого валютного курса в России и Казахстане. Также целесообразно согласование валютной политики государств-членов на основе данного режима с целью обеспечения благоприятного макроэкономического фона для торгово-экономического, инвестиционного, валютно-финансового сотрудничества и успешного развития евразийской экономической интеграции.

Библиография

1. Решение Высшего Евразийского экономического совета № 28 от 16.10.2015 «Об основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза» / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Международные валютно-кредитные отношения: учебник для вузов / Под ред. Л. Н. Красавиной. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2016.

3. Внешнеэкономическая политика в условиях глобальных вызовов: моногр. / Под ред. А. А. Ткаченко. М.: Вузовский учебник. ИНФРА-М, 2015.

4. Хейфец Б. А. О зоне свободных инвестиций Евразийского экономического союза // Вопросы экономики.

2014. № 8.

5. Чуфрин Г. И. Евразийский экономический союз — первые результаты и перспективы // Россия и новые государства Евразии. 2016. № 1.

6. Валовая Т. Д. Испытание интеграцией // Российская газета. 05.09.2012.

7. Абрамов В. Л. Методология формирования устойчивых конкурентных преимуществ национальных экономик ЕАЭС в современных условиях // Горизонты экономики. 2015. № 5.

8. Красавина Л. Н. Контуры стратегии развития интеграции: от Евразийского экономического союза к экономическому и валютному союзу с единой валютой в аспекте опыта зоны евро // Экономические стратегии. 2015. № 7.

9. Котляров Н. Н., Алексеев П. В. Оценка перспектив евразийской валютно-экономической интеграции // Деньги и кредит. 2014. № 6.

10. Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астане 29.05.2014 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Финансовая политика в рамках евразийской интеграции / Под ред. Б. В. Хулхачиева. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2015.

12. В ЕЭК обсудили гармонизацию законодательства государств — членов ЕАЭС в финансовой сфере [Электронный ресурс] / Сайт Евразийской экономической комиссии. Режим доступа: http://www. eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/22-10-2015-2.aspx. Дата обращения: 19.07.2016.

13. Стародубцева Е. Б. Проблемы и перспективы развития инфраструктуры ЕАЭС // Экономические науки.

2015. № 10.

14. Пищик В. Я., Алексеев П. В. О концептуальных подходах к валютной унификации в процессе создания Евразийского экономического союза // Деньги и кредит. 2015. № 9.

15. ЕЭК сформирует перечень приоритетных инфраструктурных проектов по сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути [Электронный ресурс] / Сайт Евразийской экономической комиссии. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/ nae/news/Pages/04-02-2016-3.aspx. Дата обращения: 20.07.2016.

16. Промышленная политика ЕАЭС: от создания к первым результатам / Под ред. С. С. Сидорского. Евразийская экономическая комиссия, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.