Научная статья на тему 'Инвестиционное проектирование коммерческих банков в посткризисный период'

Инвестиционное проектирование коммерческих банков в посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПОЕКТИРОВАНИЕ / БАНКОВСКОЕ ДЕЛО / ИНВЕСТИЦИИ / КРИЗИС / БАНК / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ИНФЛЯЦИЯ / ПОСТКРИЗИСНЫЙ / COMMERCIAL BANKING / INVESTMENT PROJECT PLANNING / BANKING / INVESTMENT / CRISIS / BANK / DEVELOPMENT / STRATEGY / INFLATION / POST CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карапетян А. И.

Целью настоящей статьи является анализ современных тенденций развития российских коммерческих банков. Анализируется процесс инвестиционного проектирования коммерческих банков, как одна из основопологающих функций стратегического развития. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости переоценки системы рисков, а так же совершенствовании инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment designing of commercial banks in a post the crisis period

This work is devoted to analysis of Russian commercial banks investment activities after crisis and statistical analysis of banking system of Russia. Basing on the research the recommendations about Russian commercial banks investments activities are offered.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное проектирование коммерческих банков в посткризисный период»

Карапетян ИНВЕСТИЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

А.И.

13.7. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Карапетян А.И., аспирант кафедры «Финансы и кредит» РГСУ

Контакты автора: ik.arsen@gmail.com

Аннотация. Целью настоящей статьи является анализ современных тенденций развития российских коммерческих банков. Анализируется процесс инвестиционного проектирования коммерческих банков, как одна из основопологающих функций стратегического развития. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости переоценки системы рисков, а так же совершенствовании инвестиционной политики.

Ключевые слова: коммерческие банки, инвестиционное поектирование, банковское дело, инвестиции, кризис, банк, совершенствование, стратегия, инфляция, посткризисный

INVESTMENT DESIGNING OF COMMERCIAL BANKS IN A POST THE CRISIS PERIOD

Karapetyan A.I., PhD student of “Finance and credit” department

Annotation: This work is devoted to analysis of Russian commercial banks investment activities after crisis and statistical analysis of banking system of Russia. Basing on the research the recommendations about Russian commercial banks investments activities are offered. Keywords: commercial banking, investment project planning, banking, investment, crisis, bank, development, strategy, inflation, post crisis

Подведение итогов мирового финансового кризиса позволяют сделать вывод, что небольшие технологичные банки гораздо эффективнее реагируют на изменения макроэкономической ситуации - оперативно перестраивают тарифную политику, более эластично реагируют на необходимость пересмотра системы риск-менеджмента, успешней осуществляют кадровые перестановки, минимизируют непрофильные расходы и пр. [1]

Необходимо отметить, что для прогнозирования развития мировой банковской системы важно рассмотреть и текущую ситуацию на финансовом, в т.ч. банковском рынке, поскольку финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, оказал существенное развитие на мировую банковскую систему и заставил пересмотреть постулаты действующего финансового устройства.

Как показывает проведенный анализ, главная проблема заключается в том, что в сложившейся ситуации банки не осуществляют эффективное перераспределение доступного им инвестиционного потенциала. Соответственно, финансовые ресурсы банковской системы России недостаточны для эффективной поддержки реального сектора, удовлетворения потребностей экономики, в частности промышленности, которая, в отличие от банковской системы, характери-

зуется преобладанием мелких и средних банков, является высококонцентрированной.

Вышеперечисленные проблемы возникли во многом из-за отрыва банковской системы от реального сектора. Кроме того, российские банки и по сей день ориентируются больше на краткосрочные вложения, свойственные инвестиционной политики инфляционного периода, в то время как при снижении темпов инфляции положение вещей существенно изменилось. В итоге увеличивается диспропорция между развитием реального и финансового секторов экономики.[2]

Таким образом, исходя из практики работы банков во время рыночных реформ становится видно, что банки не заинтересованы во вложении средств в производственные инвестиции, являющиеся менее доходными и при этом требующие длительных сроков окупаемости, не говоря уже о высоких рисках.

Кризис открыл многие проблемные стороны существующей банковской системы. В том числе и неспособность многих банков решить проблемы прибыльного и безопасного вложения средств в условиях снижения инфляционных доходов, и низкий уровень профессионализма, и отсутствие продуманной инвестиционной политики. Кризисные события отчетливо показали, что ликвидность отдельных банков и банковской системы в целом, не имеющая прочной воспроизводственной основы, не может поддерживаться только за счет операций на финансовом рынке.

Наиболее стратегически важным и эффективным направлением перестройки деятельности банковской системы является активное взаимодействие с сектором экономики.

Для повышения эффективности действующей системы направления кредитных ресурсов необходимо отрегулировать процентную политику коммерческих банков так, чтобы предоставление кредитов было выгодно обеим сторонам. Также важными направлениями кредитования являются синдицированные и ипотечные кредиты в производственной сфере. Тем более что их развитие оценивается как весьма перспективное.

Особенность отечественной практики в том, что в ней практически отсутствуют механизмы, которые могли бы стимулировать развитие производственных инвестиций коммерческих банков. В мировой практике активно используются такие инструменты как льготный порядок резервирования привлеченных средств и особые условия рефинансирования коммерческих банков под реальные инвестиционные проекты. В РФ же производственные инвестиции осуществляют лишь отдельные банки, чья деятельность несопоставима с потребностями экономики.

Для улучшения ситуации необходимо пересмотреть формы и методы воздействия на банковский сектор, провести реструктурирование банковской системы с учетом задач реализации инвестиционных функций банков в экономике, создать системы стимулирования и страхования инвестиций. Только в условиях высокой надежности, управляемости и инвестиционной направленности, при наличии неоспоримых государственных гарантий, банковская система сможет поддерживать уровень предложения кредитных ресурсов по доступным для производственной сферы процентным ставкам.

Рост зависимости экономики России от экспорта сырья и материалов заставляет более энергично искать пути повышения эффективности воздействия финан-

совой системы на экономический рост и модернизацию экономики. Очевидно, что ставка на эффективное перераспределение ресурсов в пользу обрабатывающих отраслей и новой экономики с помощью государственных корпораций и суверенных фондов благосостояния в России не срабатывает. О результативности деятельности государственных корпораций пока известно мало, а суверенные фонды в большей мере ориентированы на портфельные инвестиции за рубежом. Опыт использования суверенных фондов для инвестирования внутренней экономики, аналогичный деятельности государственных инвестиционных корпораций в Сингапуре и Китае, в России отсутствует.

В то же время ориентация на кейнсианскую модель стимулирования внутреннего спроса за счет поощрения потребления населения, потребительского и ипотечного кредитования в условиях повышенной зависимости российского финансового рынка от мировой конъюнктуры, как показывают события 2008-2009 гг., таит повышенные риски. При наступлении кризисных явлений начинается быстрый рост непогашенных кредитов и социальных конфликтов, связанных с исполнением взысканий по банковским долгам. Чрезмерное стимулирование потребительского поведения населения оборачивается отсутствием у людей долгосрочных сбережений, что ведет к воспроизводству неэффективной и рискованной для государства распределительной системы пенсионного обеспечения.

Кроме того, даже в отношении развитых экономик в более глубоком изучении, видимо, нуждаются вопросы кейнсианской политики стимулирования потребления. В частности, по поводу того, что прокейнсианская экономическая политика ведет к ограничениям в притоке инвестиций в наиболее капиталоемкие отрасли, порождая дисбалансы вразвитии различных отраслей и сфер производства [3].

Доходность операций банков с ценными бумагами определяется структурой портфеля ценных бумаг и степенью рискованности ценных бумаг, входящих в его состав. Портфели ценных бумаг 30 крупнейших банков значительно различаются по своей структуре. Доля долговых ценных бумаг в совокупном портфеле этой группы банков на протяжении последних лет остается стабильно высокой (79,2%). Наименьший удельный вес долговых ценных бумаг в портфеле ценных бумаг среди этих банков на 1.07.09 составлял 32,7%, а наибольший — 100%).

В структуре портфеля долговых ценных бумаг 30 крупнейших банков в последнее время преобладали более рисковые по сравнению с государственными облигациями (36,7%) долговые ценные бумаги нефинансовых организаций (50,0%)). Лишь у 6 из 30 крупнейших банков портфели долговых ценных бумаг состояли более чем на 25% из государственных ценных бумаг (у Сбербанка России ОАО и ЗАО КБ «Ситибанк» — свыше 75%).

Влияние высокорискованных долевых ценных бумаг нефинансовых организаций на доходность совокупного портфеля ценных бумаг ограничено низкой долей такого вида бумаг в портфелях банков (9,0%) . Только у 3 из 30 банков удельный вес долевых ценных бумаг в их портфелях ценных бумаг превышал 25%. Значение показателя доходности портфеля ценных бумаг (К2) по 30 крупнейшим банкам за первое полугодие 2009 г. увеличилось по сравнению с первым полугодием 2008 г. на 2,8 процентного пункта и составило 3,1%. По отдельным банкам этот показатель варьировался от 3,8 до 8,5%. Преобладание повышательной дина-

мики рыночных котировок ценных бумаг в середине 2009 г. обусловило более высокую доходность операций банков по приобретению ценных бумаг в первом полугодии 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Все это свидетельствует о том, что основным направлением усилий государства в области повышения эффективности воздействия финансовой системы на экономический рост и перевооружение российской экономики должна стать реформа финансовых институтов. Ее цель - создание крупного и конкурентоспособного финансового посредника, способного решать проблемы аккумуляции и сохранения накоплений населения, нефтяных и иных доходов бизнеса и государства в целях их эффективного вовлечения в кредитование и финансирование инвестиционных проектов.

Учитывая значимость проблемы переключения населения на долгосрочные сбережения на фондовом рынке, государству необходимо выработать внятную политику реформирования внутреннего фондового рынка, которая включала бы следующие меры: снижение в ближайшие 2-3 года уровня инфляции в России до уровня 4- 5% годовых, принятие ограничительных мер по отношению к стратегии carry trading;

принятие мер по радикальному повышению надежности и эффективности банковских и небанковских финансовых посредников, уровня прозрачности их деятельности, по развитию инфраструктуры, устранению препятствий для внедрения новых видов финансовых продуктов и услуг (например, инвестиционных консультантов и инвестиционных клубов);

принятие мер по налоговому стимулированию долгосрочных сбережений;

введение единой организационной структуры и принципов управления средствами накопительной пенсионной системы и государственными суверенными фондами, введение системы личных накопительных счетов граждан с правом передачи указанных средств на специализированные брокерские счета и счета доверительного управления;

введение системы морального и материального стимулирования подготовки учебной и профессиональной литературы, разъясняющей преимущества долгосрочного инвестирования.

Конечно, указанные меры не являются исчерпывающими. Однако они показывают, что переключение населения к долгосрочным стратегиям вряд ли произойдет само собой, оно требует решительных действий от правительства.

В данном исследовании было показано, что одним из факторов, который существенно воздействовал на уровень развития банковского сектора и финансовых рынков, являются инвестиции. В странах, которым быстрее удалось добиться макроэкономической стабильности, уровень развития финансового сектора оказался выше.

Согласно полученным регрессионным оценкам по всей выборке стран с переходной экономикой, а также по двум выборкам стран, разделенных по уровню развития финансового сектора (страны с более развитым финансовым сектором[8]: Хорватия, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия и Словения; страны с менее развитым финансовым сектором: Албания, Армения, Беларусь, Болгария, Грузия, Казахстан, Киргизия, Македония, Молдова, Румыния, Россия, Украина и Узбекистан), можно сделать следующие выводы:

Карапетян ИНВЕСТИЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

А.И.

1. Более высоким темпам инфляции соответствуют более низкий объем банковских кредитов частному сектору и более низкая капитализация фондового рынка.

2. Эластичность объема банковского кредита частному сектору и капитализации фондового рынка по инфляции в странах с более развитым финансовым сектором выше.

3. С ростом инфляции банковская процентная разница увеличивается. При этом в странах с более развитым финансовым сектором предельное увеличение банковской процентной разницы в ответ на рост инфляции ниже, чем в странах с менее развитым финансовым сектором.

4. Реальный процент по банковским кредитам и депозитам снижается с ростом инфляции. Номинальный процент по депозитам в меньшей степени, чем процент по кредитам, корректируется на инфляцию.

5. Номинальный процент по депозитам в большей степени корректируется на инфляцию в странах с более развитым финансовым сектором.

В исследовании были получены оценки инфляционных потерь влияющих на инвестиционное развитие и благосостояние. Следует отметить, что данные оценки отражают далеко не полные потери общества, учитывают не все существующие эффекты. В свою очередь, потери благосостояния от неожидаемых изменений инфляции составляют основную долю издержек инфляции, поскольку оптимальные решения экономических агентов реализуются без учета данных изменений. Таким образом, полученные нами относительно небольшие цифры потерь общественного благосостояния (до 4% ВВП при инфляции на уровне 20% в год) отражают лишь часть общих издержек. Как показал опыт переходных экономик, в том числе России, в начале 90-х годов XX в., зависимость между темпами инфляции и потерями общественного благосостояния от нее нелинейная, и в условиях высокой, галопирующей инфляции издержки общества несоизмеримо выше.

Применение традиционных подходов (метод Бэйли) [4] дает относительно невысокие оценки издержек от полностью ожидаемой инфляции. Так, для каждой из указанных выше групп стран с различным уровнем развития финансового сектора издержки инфляции находятся в пределах 0,5% ВВП.

Полученные в ходе нашего исследования результаты значимого и отрицательного воздействия инфляции на финансовый сектор свидетельствуют о необходимости проведения ЦБ РФ денежно-кредитной политики, ориентированной на снижение инфляции.

В настоящее время Россия относится к числу стран с переходной экономикой с наиболее высокими годовыми темпами инфляции (более 10%), что в совокупности с другими факторами (высокая концентрация активов в банковском секторе, несовершенная судебная система, высокие страновые риски, отсутствие должного доверия к финансовым институтам и др.) делает банковские вклады не более привлекательными, чем сбережения в иностранной наличности. Между тем более интенсивное развитие сектора финансового посредничества позволит создать благоприятные условия для долгосрочного экономического развития за счет увеличения эффективности распределения ресурсов, корпоративного контроля, мобилизации капитала и увеличения эффективности управления рисками.

В этой связи для скорейшего развития финансового сектора и снижения издержек благосостояния от инфляции Банку России и правительству РФ следует предпринять следующие меры:

1. Проведение политики постепенного снижения инфляции до уровня, измеряемого однозначными цифрами, координация политики либерализации цен и тарифов на услуги и продукцию естественных монополий с действиями ЦБ РФ.

2. Переход к инфляционному таргетированию и установление заслуживающих доверие ориентиров инфляции, обеспечение соответствия фактических значений инфляции целевым значениям.

3. Проведение институциональных и структурных реформ в банковском секторе, в частности, выход или значительное снижение доли государства в уставном капитале крупнейших российских банков, формирование работоспособной и заслуживающей доверие системы страхования банковских депозитов, совершенствование норм и методов пруденциального надзора.

4. Расширение спектра финансовых инструментов, доступных для физических лиц, выпуск индексируемых финансовых активов.

5. Обеспечение стабильности курса национальной валюты, недопущение роста неопределенности на валютном рынке и в банковском секторе с целью поддержания спроса на рублевые кассовые остатки, продолжение процесса дедолларизации российской экономики.

Список литературы:

1. Мировой экономический кризис и его значение, Дж. Сорос, 2010, c.385

2. Банковская система в современной экономике, КноРус, 2010 г., с. 360

3. Хенсус Уэрта де Сото. Деньги, банковский кредит и экономические циклы. М.: изд-во «Социум», 2008. С. 259-262.

4. Статистические методы прогнозирования, Четыркин E. М., Изд. Статистика, 2010, с.420

5. Бухато В.И., Львов Ю.И. “Банки и банковские операции в России”. Под редакцией М.Х.Лапидуса. - Москва: Финансы и статистика, 2006. 336 с.

6. Панова Г.С. 'Анализ финансового состояния коммерческого банка', М.: Финансы и статистика, 2006г.

7. Молчанов А.В. 'Коммерческие банки в современной России, теория и практика', М.: Финансы и статистика, 2009г.

8. Статистические данные World data bank

References:

1. Global economic crisis and its influence, J. Soros, 2010,

2. Banking system in modern economy, CnoRus, 2010,

3. Hesus Uerta de Soto. Money, bank lending and economic cycles. “Socium”,2008

4. Statistic methods of forecasting, Chetirkin E., pub.: “Statistica”, 2010,

5. Bukhato V.I., Lvov U.I. “Banks and bank operations in Russia”. 2006

6. Panova G.S. “Analisis of commercial bank financial status” , Finance and statistic, 2006

7. Molchanov A.I. “Commercial banks in modern Russia, theory and practice”, Finance and statistic, 2009

8. World data bank statistic data

РЕЦЕНЗИЯ

на статью аспиранта, Карапетяна Арсена Игоревич на тему: «Инвестиционное проектирование коммерческих банков в посткризисный период».

Рецензируемая статья Карапетяна А.И. посвящена актуальной теме. На современном этапе развития экономики России важнейшую роль играют финансовые институты страны, обспечивающие необходмимую денежно-ресурсную базу для развития всех отраслей.

Исследование и анализ банковской системы России и принципов инвестиционной деятельности весьма актуален на сегодняший день, так как стратегические задачи стоящие сегодня перед государством требуют глубоких изменений в струтктуре деятельности как государственных, так и коммерческих банков.

Можно поддержать научную позицию автора, заключающуюся в том, что необходим совершенствование процесса инвестиционного проектирования российских коммерческих банков, а так же модернизация системы управления рисками.

Рецензируемую работу отличает новизна и доказательность идей и, кроме того, она выполнена на высоком научном уровне и содержит ряд выводов, имеющих практический интерес.

Статья Карапетяна А.И. представляет собой законченное научное исследование и может быть рекомендована к публикации.

Профессор РГСУ

д.э.н. М.А. Зироян

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.