Научная статья на тему 'Инвестиционная стратегия развития сельскохозяйственных предприятий Костромской области'

Инвестиционная стратегия развития сельскохозяйственных предприятий Костромской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2391
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / СТРАТЕГИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / INVESTMENT OF CAPITAL / STRATEGY / AGRICULTURAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василькова Татьяна Максимовна, Суворова Ксения Владимировна

В краткой форме охарактеризовано состояние сельского хозяйства Костромской области. Освещена инвестиционная политика региона. Предложена новая инвестиционная стратегия. Разработан центр по управлению потоками инвестиций Костромской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The investment strategy of development of agricultural enterprises of the Kostroma region

Modern state of agriculture in Kostroma region has been characterized. The investment policies of the region have been studied. A new investment strategy has been proposed. A management center for investment flows in Kostroma region has been developed.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная стратегия развития сельскохозяйственных предприятий Костромской области»

УДК 338.581

Т.М. Василькова, канд. экон. наук К.В. Суворова, аспирантка

ФГОУ ВПО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Развитие сельскохозяйственных предприятий непосредственно сопровождается вложением долгосрочных инвестиций из различных источников. И для эффективного развития необходимо разработать инвестиционную стратегию не только на уровне отдельно взятых предприятий, но и для региона в целом.

Для предприятий АПК Костромской области одним из актуальных направлений является антикризисное управление сельскохозяйственным сектором, который находится в критическом состоянии, несмотря на выгодное расположение Костромской области в Центральном федеральном округе, наличие климатических условий, пригодных для возделывания многих сельскохозяйственных культур и производства продукции животноводства. За период с 2004 по 2009 г. в Костромской области произошло значительное сокращение земельных площадей на 49,6 %, в основном, за счет сельскохозяйственных угодий, площадь которых сократилась на 47,5 %, что составило 260 114 га. Уменьшение земель, используемых в сельскохозяйственных целях связано с добровольным отказом землепользователей от части предоставленных им ранее земель. Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие материально-технической базы для обработки имеющихся площадей. В настоящий момент происходит сокращение посевных площадей, а также неблагоприятное изменение их структуры (сокращение площадей, занимаемых продовольственными культурами, и увеличение под кормовыми культурами). Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 32,6 %. За исследуемый период регион потерял третью часть трудовых ресурсов АПК, численность составила 11 138 чел. Главной причиной сокращения численности работников АПК является разрушение сельскохозяйственного производства области. В результате усугубления кризисной ситуации в агропромышленном комплексе Костромской области количество сельскохозяйственных предприятий уменьшилось с 346 в 2004 году до 286 в 2009 году, половина оставшихся является убыточными. Рентабельность отрасли растениеводства в 2009 году по сравнению с 2004 годом снизилась на 5 %о. Наибольшая прибыль получена по картофелю и овощам закрытого грунта, убыточным оказалось лишь про- Вестник ФГОУ ВПО

изводство льна-тресты. Более удручающая картина по рентабельности сложилась в регионе по отрасли животноводства. Анализ выявил крайне низкую рентабельность продукции животноводства, прибыльными направлениями являются: производство свинины, яиц, суточных птенцов, рыбы товарной, продукции звероводства.

Сельское хозяйство в условиях экономического спада, как это ни парадоксально, может стать генератором, который позволит вывести экономику региона из глобального финансового кризиса, поскольку спрос на данную продукцию будет оставаться всегда на высоком уровне. Но устойчивое функционирование отдельных сельскохозяйственных предприятий невозможно без адекватной системы макроэкономических, региональных и внутрихозяйственных экономических отношений.

В настоящий момент в области необходимо провести финансовую оценку предприятий, разработать программу по возможному выходу из кризисной ситуации, изыскать инвестиционные средства для оздоровления экономики хозяйств на основе инновационных управленческих решений и новых производственных проектов.

Эффективность производственно-предпринимательского потенциала во многом зависит от того, удастся ли разработать эффективные методы воздействия на предприятие, выводящие его из кризисного состояния. В связи с этим авторы предлагают экономический механизм преодоления кризисной ситуации в АПК, включающий в себя разработку инвестиционной стратегии.

Важнейшим аспектом деятельности предприятия является эффективная инвестиционная политика, которая представляет собой свод принципов и правил достижения поставленных целей в конкретный исторический период, т. е. определяет средства достижения и формы деятельности, содержит установки и ограничители в действиях менеджеров. Объем инвестируемых средств в крупные сельскохозяйственные предприятия Костромской области за последние годы представлен на рис. 1.

Рост объемов инвестиций в 2007 году был связан с увеличением государственных денежных вложений и с разработкой приоритетных государственных проектов оздоровления сельского хозяйства.

МГАУ № 6'2010 - 35

1400 1200

• 1000

а

5 800

600 400 200 0

1260,8

785,3_758,4

463,7

4 2

cN

cN

,2 6,

928,2

cN

786,9

cN

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Рис. 1. Объем инвестиций в деятельность крупных сельскохозяйственных предприятий Костромской области за 2004-2008 годы

В 2010 году на территории Костромского района успешно завершен инвестиционный проект ЗАО «Шувалово». Объем инвестиций составил 425,8 млн р. При выходе на проектную мощность, к концу 2010 года, поголовье свиней увеличится до 50 тыс. голов. Для области инвестиционный проект ЗАО «Шувалово» — это 17 дополнительных рабочих мест, развитие инфраструктуры пригородного района и обеспечение продовольственной безопасности региона по производству мяса.

В соответствии с целями и задачами, утвержденными Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, в области реализуются и планируются к реализации 11 инвестиционных проектов, одобренных на Совете по инвестициям при губернаторе области. На эти цели предполагается направить 5,3 млрд р., будет создано дополнительно 907 рабочих мест с достойной заработной платой.

На территории региона уже реализуются следующие инвестиционные проекты в аграрнопро-мышленном комплексе Костромской области [1]:

• инвестиционный проект в Парфеньевском районе ООО «Парфеньевские сыры» по строительству молочной фермы на 1500 голов дойного стада. Планируемый объем инвестиций составляет 835 млн р.;

• в настоящее время продолжается строительство второй очереди фермы. В завершающей стадии находится строительство двора для содержания дойного стада на 700 голов. Приобретены и установлены домики для содержания молодняка в количестве 250 шт. и оборудование для кормления молодняка. Поступила первая партия молодняка из Голландии в количестве 265 голов;

• в Островском районе ООО «ИнвестАгро» ведет строительство животноводческого комплекса — репродуктора по разведению овец

романовской породы на 11 тыс. голов с замкнутым циклом от производства до переработки. Планируемый объем инвестиций 130 млн р. В настоящее время завершено строительство первой овцеточки, общее поголовье овец романовской породы составляет 650, в том числе племенных ярок — 279 и племенных баранов — 10;

проект АРС «Русский Галловей» предполагает создание уникального животноводческого комплекса по выращиванию мясного стада посредством промышленного скрещивания Абердин-Ангусской и Галловейской мясных пород КРС с костромской молочно-мясной породой и последующего получения помесного скота мясного направления. Экспериментально данный проект был введен в Галичском районе, в перспективе планируется тиражировать данное направление во всех районах области. Планируемый объем инвестиций 148 млн р.; в Межевском районе успешно реализуется инвестиционный проект по развитию молочного животноводства с глубокой переработкой молока ООО СП «Межевское». В мае 2009 года запущена в эксплуатацию молочно-товарная ферма на 200 голов. В октябре 2009 года запущен мини-завод по переработке молока, с установленным молочным модулем «МОЛО-КОНТ». Выход на проектную мощность планируется в 2014 году, объем инвестиций по проекту 15,3 млн р.;

в Костромском районе с 2008 года идет реализация инвестиционного проекта по развитию крестьянского (фермерского) хозяйства по выращиванию овощей КФХ Буравлёва В.А. За 2008-2009 бюджетный год построено овощехранилище. Объем инвестиций составил 8 млн р.;

на территории Нерехтского муниципального района реализуется инвестиционный проект крестьянского хозяйства Кустовой Т.В. по разведению и выращиванию рыб пищевого назначения в специально созданном водоеме. Планируемый объем инвестиций 1 млн 540 тыс. р.; в городе Костроме реализовывается инвестиционный проект по строительству торгового центра для сельхозпроизводителей. Инвестором проекта выступает ЗАО «Логистик РТ». Объем инвестиций составит 83 млн 200 тыс. р.; в Костромском районе идет реализация инвестиционного проекта по созданию современного сельскохозяйственного производственного комплекса ООО «Овощевод». Планируемый объем инвестиций 188 млн р.; на территории Буйского района успешно реализуются инвестиционный проект ООО «Ва-риант-С» — проект по реконструкции и рас-

ширению производства предприятий сельхозтоваропроизводителей и переработчиков молока. Объем инвестиций составит 55 млн р. и инвестиционный проект ООО «Любимская биорапсовая компания» — инвестиционный проект по строительству завода по переработке рапса с развитием животноводства и растениеводства в Костромской области. Планируемый объем инвестиций 951 млн р.;

• в Макарьевском районе начинается реализация инвестиционного проекта по организации мясоперерабатывающего завода ООО «Макарьевский мясоперерабатывающий комбинат». Планируемый объем инвестиций 26 млн 237 тыс. р.

В настоящее время департаментом АПК ведется работа со следующими инвесторами, которые планируют начать реализацию проектов на территории Костромской области в 2011 году. Планируемый объем привлеченных инвестиций составит более 100 млн р.:

• инвестиционный проект ИП Чесновского О.Р. «Реконструкция свинокомплекса на 7000 голов», реализация которого планируется в Шарь-инском районе, объем инвестиций 35 млн р.;

• инвестиционный проект ИП Лазарева М.Л. «По развитию производства продукции снеко-вой группы» планируется к реализации в Костромском районе. Объем инвестиций 3 млн р.;

• инвестиционный проект в Красносельском районе по организации крестьянского фермерского хозяйства по выращиванию овец романовской породы ООО «Волжское». В соответствии с бизнес-планом реализация проекта начнется в 2013 году. Планируемый объем инвестиций 4,6 млн р.;

• инвестиционный проект ООО «Русиново» «Создание охотничьего хозяйства с вольерным содержанием животных и интегрированного в оздоровительно-развлекательный комплекс», планируемый в Красносельском районе. Объем инвестиций 68 млн 700 тыс. р. Инвестиционная политика предприятий, находящихся в финансово-экономическом кризисе, отличается от инвестиционной политики благополучных предприятий. Это связано с тем, что приоритетной целью финансовой политики предприятия в состоянии кризиса является восстановление платежеспособности, а такие цели, как обеспечение вы-

Рис. 2. Инвестиционная стратегия для Костромской области

соких темпов развития, расширение экономического потенциала и т. п., характерные для благополучных предприятий, временно отходят на второй план. Процесс осуществления инвестиционной стратегии для сельскохозяйственных предприятий Костромской области можно представить так (рис. 2).

Основной целью данной стратегии является обеспечение экономического подъема и повышения уровня жизни в сельской местности за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные проекты, разрабатываемые предприятиями, что позволит сохранить им устойчивое экономическое положение.

Для реализации данной стратегии при департаменте АПК, по мнению авторов статьи, необходимо создать специализированную организационную структуру в форме учреждения, способную оперативно содействовать решению всего спектра вопросов, связанных с инвестированием сельскохозяйственных организаций на территории Костромской области. Ответственность за разработку основных мероприятий и положений перспективной инвестиционной политики, соответствующих нормативных документов, инструкций предлагается возложить на «Региональный сельскохозяйственный инвестиционный центр». Основная цель создания Центра — оказание поддержки сельскохозяйственным предприятиям в разработке и осуществлении рентабельных инвестиционных проектов.

В организационную структуру центра по плану должны войти (рис. 3):

1. Начальник центра.

2. Отдел анализа и планирования.

3. Отдел контроля и оценки эффективности.

Рис. 3. Организационная схема Регионального сельскохозяйственного инвестиционного центра

К функциям Регионального сельскохозяйственного центра планируется отнести:

1. Разработку основных положений и мероприятий инвестиционной политики, реализуемой в сельскохозяйственных организациях.

2. Анализ инвестиционной привлекательности предприятий и проектов.

3. Контроль над осуществлением проектов.

4. Анализ эффективности инвестиционной деятельности.

К функциям отдела анализа и планирования должно относиться сотрудничество с администрацией и банками для получения инвестиций, прове-

дение анализа деятельности предприятий и обоснования потребности и эффективности вложения инвестиций, ведение реестра сельскохозяйственных предприятий и учета показателей их деятельности, оказание помощи в разработке проектов и т. д.

К функциям отдела контроля рекомендуется отнести курирование проектов, сводку экономических показателей и оценку деятельности предприятий в рамках текущих проектов, а также после их окончания помощь в осуществлении проектов, ведение базы данных об осуществленных и текущих проектах.

Целенаправленная и скорректированная работа данного центра повысит эффективность формирования инвестиционных ресурсов, их распределения и использования с учетом конечных задач развития региона, что в свою очередь должно послужить увеличению объемов производства, улучшению социальной сферы и условий жизни конкретного человека.

Список литературы

1. Статистика Департамента АПК Костромской области. — Режим доступа: http://www.apkkostroma.ru/region/ statistic

УДК 338.434

Е.Н. Храбсков, аспирант

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ОПАСНЫХ ПОГОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ НА ПРИМЕРЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СТАВКИ ДЛЯ РАСЧЕТА СУБСИДИЙ

Огромные территории России расположены в зоне рискованного земледелия, поэтому ежегодно производство сельскохозяйственной продукции несет колоссальные убытки от стихийных бедствий: града, ураганных ветров, аномальных колебаний температуры, сильных дождей, весенних паводков и других стихийных бедствий, которые по утвержденным критериям отнесены к чрезвычайным ситуациям (табл. 1).

Из общей суммы экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций в 2008 году в размере 18,5 млрд р., подтвержденного экспертизой Российского научно-технического центра по чрезвычайным ситуациям в агропромышленном комплексе, свыше 95 % приходится только на растениеводство [1]. Но от этой отрасли зависит, получат ли необходимые корма животные, будет ли работать в поле сельскохозяйственная техника, заполнятся ли элеваторы зерном.

Правительство вынуждено периодически направлять бюджетные средства на помощь сельско-

хозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате губительных природных явлений. Например, в связи с засухой в 2007 году в Волгоградской, Ростовской областях и Ставропольском крае, когда в общей сложности компенсации государства составили порядка 2,2 млрд р. Данная ситуация наглядно демонстрирует то, что управление рисками на основе государственной поддержки еще недостаточно широко представлено в АПК, чтобы обеспечить стабильность развития отрасли в целом.

Ущербы, причиняемые сельскохозяйственному производству от указанных причин, значительно снижают его устойчивость, лишают весомых резервов его финансовой стабилизации. Часто экономический ущерб агропромышленных предприятий не только сопоставим с масштабами финансовых результатов деятельности, но и периодически превышает их.

Функционирование аграрного сектора в рыночных условиях все в большей степени требует от ру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.