Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДИКИ ЕЁ ОЦЕНКИ'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДИКИ ЕЁ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молчанова М.А.

В статье рассматриваются различные подходы к толкованию понятия инвестиционной привлекательности предприятия. Предложены основные инструменты и методы оценки инвестиционной привлекательности, определены показатели и факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность предприятия, показана необходимость дальнейшей разработки методологических вопросов оценок и анализа инвестиционной привлекательности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДИКИ ЕЁ ОЦЕНКИ»

УДК 330

М.А. Молчанова

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДИКИ ЕЁ ОЦЕНКИ

В статье рассматриваются различные подходы к толкованию понятия инвестиционной привлекательности предприятия. Предложены основные инструменты и методы оценки инвестиционной привлекательности, определены показатели и факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность предприятия, показана необходимость дальнейшей разработки методологических вопросов оценок и анализа инвестиционной привлекательности предприятия.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность предприятия, оценка инвестиционной привлекательности, методы оценки, факторы.

Тема инвестиционной привлекательности предприятия в условиях непрекращающегося санкцион-ного давления и необходимости эффективной реализации политики импортозамещения актуальна в наши дни, так как является существенным фактором успешного развития предприятия, залогом повышения эффективности производственной деятельности, его конкурентоспособности в условиях рынка и решения главной цели - привлечение и удержание капитала, способствующего социально -экономическому развитию государства, повышению уровня и качества жизни населения

В настоящее время нет общепризнанного понятия «инвестиционная привлекательность предприятия», отсутствует целостное представление о системе качественных и количественных факторов, которые определяют в совокупности инвестиционную привлекательность предприятия.

Согласно определению Л. Валинуровой и О. Казаковой термин «инвестиционная привлекательность» означает совокупность объективных признаков, свойств, средств и возможностей, определяющих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции. Данное определение учитывает интересы всех участников инвестиционного процесса, способствует достижению их целей при оптимальном соотношении уровня риска и доходности инвестиций [2, с. 25].

Наиболее развернутую, всеобъемлющую трактовку понятия инвестиционной привлекательности предприятия дает Ендовицкий Д.А.: «Инвестиционная привлекательность предприятия - это интегрированный показатель, являющийся результатом сравнительной оценки потенциальным и состоявшимся инвестором данной компании ее настоящего и предвидимого в обозримом будущем финансово-экономического, производственно-маркетингового и корпоративно-управленческого состояния, а также рисков и перспектив функционирования компании в определенной макроэкономической, политической, институциональной среде с учетом прогноза особенностей изменения конъюнктуры регионального и отраслевого характера» [1, с.37].

Таким образом, инвестиционная привлекательность, представляющая собой совокупность экономико-психологических показателей, определяющих предполагаемый уровень доходности и риска вложений, является фактором, от которого зависит решение инвестора о вложении денежных средств в объект инвестирования. Оценка инвестиционной привлекательности, определяя целесообразность вложения средств, одновременно выступает критерием сравнения объектов вложения и выбора наиболее привлекательного из них для инвестора.

Инвестиционная привлекательность объекта определяется двумя видами факторов: внутренними и внешними.

К внешним факторам относятся стабильность власти, гарантия защиты прав инвесторов, степень вмешательства государства в регулирование экономики, социальная стабильность, возможность возникновения конфликтов в обществе, существующие тенденции в экономическом развитии, уровень инвестиционной активности, уровень инфляции.

Внутренние факторы зависят от деятельности предприятия и подвержены его влиянию. К данным факторам относятся система управления предприятием, номенклатура выпускаемой продукции, финансовое состояние предприятия, диверсификация производства, степень использования инновационных решений в технологии производства, степень открытости компании, полнота и достоверность раскрытия информации в отчетности, корпоративная социальная ответственность организации [3, с. 134].

© Молчанова М.А., 2018.

Вестник магистратуры. 2018. № 4-2(79)

ISSN 2223-4047

При осуществлении выбора объекта вложений инвестору следует выбрать методику, которая позволит оценить привлекательность вложений в предприятия, соизмерить уровень доходности и риска вложений, сравнить результаты возможных альтернативных вложений.

Существует три основных метода, позволяющих оценить инвестиционную привлекательность объекта: индикативный, аналитический и экспертный.

Аналитический метод представляет собой анализ финансовых показателей деятельности предприятия. Использование экспертного метода позволяет преобразовать различные показатели инвестиционной привлекательности в единое целое. При этом определяется вес каждого параметра, который, по мнению эксперта, оказывает влияние на инвестиционную привлекательность предприятия.

Таблица 1

Методики оценки инвестиционной привлекательности_

Название метода Методика

Индикативный Анализ рентабельности активов

Аналитический Анализ финансовых показателей деятельности предприятия

Экспертный Кредитные рейтинги: - методика рейтингового агентства «AK&M»; - методика компании Standard&Poor's;

Рейтинги корпоративного управления: - методика компании Standard&Poor's; - методика Института корпоративного права и управления; - рейтинг журнала Euromoney

Индикативный метод осуществляется на основе семифакторной модели и интегральной оценки по внутренним показателям деятельности предприятия.

Большинство российских методик оценки инвестиционной привлекательности основываются на анализе финансовой отчетности предприятия. Основная цель данного анализа - оценка предполагаемой доходности вложений, срока их окупаемости и наличие возможных инвестиционных рисков.

Преимуществом использования данного метода является простота и доступность. Существенным недостатком метода является возможность несоответствия рассчитанных значений финансовых коэффициентов действительности, вследствие искажения финансовой отчетности и отражения в ней недостоверных данных. Кроме того, данный метод не учитывает качественных факторов, которые в значительной степени влияют на привлекательность предприятия для инвесторов.

Рейтинги, являясь инструментом для поддержания взаимоотношений с инвесторами и кредиторами, создают благоприятную репутацию предприятию в банковском и инвестиционном сообществе, способствуя созданию ее кредитной истории, позволяют потенциальному и фактическому инвестору в сжатой форме получить адекватную информацию о надежности того или иного предприятия.

Одним из способов оценки инвестиционной привлекательности предприятия является кредитный рейтинг «АК&М». Данный рейтинг позволяет получить данные о кредитоспособности заемщика, о его возможности выполнить финансовые обязательства. Также рейтинг позволяет провести сопоставительный анализ различных предприятий. При этом методология, определяющая весовые коэффициенты показателей не является открытой, что в свою очередь не позволяет определить на основании чего эксперты считают тот или иной финансовый показатель более важным.

Проведя исследование ряда методов, используемых для оценки инвестиционной привлекательности предприятия, можно сделать вывод о том, что все разработанные методы имеют достоинства, недостатки и границы применения. На данный момент отсутствуют методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия, не обладающие какими-либо недостатками. При оценке инвестиционной привлекательности предприятия необходимо использование различных методик, позволяющих охватить наибольшее количество показателей, имеющих значение для инвестора и наиболее объективно отразить инвестиционную привлекательность.

Таким образом, можно сделать вывод, что инвестиционная привлекательность предприятия — это достаточно сложное и подробно не изученное понятие, на которое влияет большое количество факторов как внешних, так и внутренних. При этом в настоящее время нет единой методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия, позволяющей оценить все показатели деятельности предприятия, значимые для потенциального инвестора. При осуществлении своего выбора ему необходимо опираться на совокупность различных существующих методик, с помощью которых уровень доходности вложений и уровень возможного инвестиционного риска будут выявлены наиболее достоверно.

Библиографический список

1. Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание / коллектив авторов / под ред. Д.А.Ендовицкого. — М. :КНОРУС, 2017. — 374 с.

2. Валинурова Л.С. Управление инвестиционной привлекательностью муниципальных образований: теория и практика: монография / Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова, Н.А. Кузьминых. - Москва : РУСАЙНС, 2016. - 140 с.

3. Когденко В.Г. Методология и методика экономического анализа в системе управления коммерческой организацией: монография /В.Г. Когденко . - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 543 с.

МОЛЧАНОВА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА - магистрант, Алтайский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.