Российская Федерация; e-mail: [email protected]
Лапшин Вячеслав Юрьевич - заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга и рекламы ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», доктор экономических наук, профессор, г. Тамбов, Российская Федерация; e-mail: [email protected]
Information about authors
Vetrov Ivan Nikolaevich - post-graduate student, Department of Management, Marketing and Advertising Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Tambov state university named after G.R. Derzhavin», Tambov, Russian Federation; e-mail: [email protected]
Lapshin Vyacheslav Yuryevich - Head of the Department of Management, Marketing and rivers Lama Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Tambov state university named after G.R. Derzhavin», DSc in Economic, Professor, Tambov, Russian Federation; e-mail: [email protected]
DOI: 10.12737/18745 УДК 338.49
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЛЕСНЫХ СЕЛЕКЦИОННО-СЕМЕНОВОДЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
старший научный сотрудник, кандидат биологических наук П. М. Евлаков1 кандидат философских наук, доцент В. Е. Сухова2 1 - ФГБУ «ВНИИЛГиСбиотех», г. Воронеж, Российская Федерация 2 - Воронежский филиал ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», г. Воронеж, Российская Федерация
В статье рассмотрены вопросы создания лесных селекционно-семеноводческих центров в регионах страны. Дана оценка эффективности привлеченных в строительство инвестиций. Показано, что инвестиционная привлекательность определяется устойчивого спроса на производимую продукцию, обеспечивающего ускоренный возврат инвестированных средств; благоприятными ценами на составляющие себестоимости, определяющими запас финансовой прочности инвестиционного проекта; наличием квалифицированных специалистов, как технологов, так и менеджеров; благоприятной деловой средой - климатом, как совокупностью факторов, определяющих возможности и стимулы предпринимательских структур к активизации и расширению масштабов деятельности в условиях минимальных рисков. Определено, что в сегодняшней ситуации ускоренно обеспечить инвестиционную привлекательность лесного хозяйства в части инфраструктурных объектов - ЛССЦ не представляется возможным, единственным выходом из ситуации может стать государственно-частное партнерство. В целях повышения инвестиционной привлекательности строительства ЛССЦ необходимо организовать работу на всех уровнях исполнительной власти. При этом Рослесхозу необходимо учитывать, что проекты строительства ЛЛСЦ являются крупномасштабными и имеют важнейшее значение для развития лесного хозяйства как отдельных регионов, так и всей страны. На всех уровнях необходимо и системах управления лесным хозяй-
ством необходимо усилить работу с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями в части предметного взаимодействия по созданию условий для ведения инновационных разработок и коммерциализации научных и инновационных разработок в сфере лесного хозяйства и воспроизводства лесов. Проекты создания ЛССЦ следует относить к высокозатратным и низко инвестиционно-привлекательным, что предопределяет необходимость привлечения средств бюджетов различных уровней при создании аналогичных объектов в субъектах РФ или в качестве альтернативы использование механизма государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, лесной селекционно-семеноводческий центр, чистый дисконтированный доход бюджета, государственно-частное партнерство
FOREST INVESTMENT ATTRACTION SEED SELECTION AND PRODUCTION CENTER: PRACTICE-ORIENTED APPROACH
Senior Researcher, PhD in Biology P. M. Evlakov1 PhD in Philosophy, Associate Professor V. E. Suhovа2
1 - Federal State Institution «All-Russian Scientific Research Institute of Forest Genetics,
Breeding and Biotechnology», Voronezh, Russian Federation
2 - Voronezh Branch of Federal State Budget Institution of Higher Professional Education «State University of sea and river fleet of Admiral S.O. Makarov», Voronezh, Russian Federation
Abstract
The article discusses the creation of forest breeding and seed production centers in the country. The estimation of efficiency of investment involved in the construction. It is shown that the investment attractiveness is determined by the strong demand for its products, providing rapid return on invested funds; favorable prices on the cost components that determine the stock of financial strength of the project; availability of skilled professionals like engineers and managers; favorable business environment - climate, as the totality of the factors determining the opportunities and incentives for business organizations to strengthen and expand the scope of activities in terms of minimal risk. It was determined that in the current situation accelerated to ensure the investment attractiveness of forestry in terms of infrastructure - LSSTS is not possible, the only way out of the situation can become a public-private partnership. In order to increase the investment attractiveness of the construction LSSTS need to organize the work at all levels of the executive branch. This Rosleskhoz be aware that the construction projects are large-scale LLSTS and are essential for the development of forestry as an individual regions and the entire country. At all levels is necessary and forestry management system needs to be strengthened to work with educational and research institutions with regard to concrete cooperation to create the conditions for the conduct of innovation and commercialization of research and innovation in the field of forestry and reforestation. Projects LSSTS creation should be referred to high-cost and low investment and attractive, which determines the need to bring the budgets of various levels in the establishment of similar facilities in the regions of Russia, or alternatively the use of public-private partnership.
Keywords: investment attractiveness, forest breeding and seed production center, the net present value of the budget, a public-private partnership
Введение
Последние годы, оцениваемые как период вызовов со стороны макроэкономической и геополитической конъюнктуры, предопределили тенденцию сокращения инвестиционных программ.
Неблагоприятный деловой климат, сформировавшийся в период 2014-2015 лет, актуализировал вопросы повышения инвестиционной привлекательности как отдельных проектов, так и секторов экономики в целом. Рост конкуренции за привлекаемые инвестиционные ресурсы, выдвигает на первый план проблему привлечения инвестиций в отраслевые сегменты и предприятия.
Острой эта проблема остается в лесном секторе экономики, в силу особенностей отрасли, таких как большая инерционность, низкая капиталоотдача, наличие значительного числа убыточных предприятий, нестабильное лесное законодательство, снижающих ее привлекательность для потенциальных инвесторов. Кроме того, отрасль сильно привязана к сырьевому фактору и оказывает значительное влияние на экологию.
Институт статистических исследований и экономики знаний в оценках инвестиционной активности организаций (2015 г.) отмечает, что усилившаяся концентрация негативных инвестиционных рисков, также выступает веским аргументом причин ослабления капиталовложений в 2014 г. Опасность данного фактора для процесса инвестирования отметили руководители предприятий по обработке древесины и производству изделий из дерева, производству целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона (их доля возросла относительно 2013 г. с 19 до 28 %).
Низкая инвестиционная привлекатель-
ность лесного сектора в целом явление не новое. Стоит отметить, что равномерность развития лесного сектора определяется пропорциональным развитием всех его секторов: лесного хозяйства, лесозаготовок и переработки. Наличие перекоса в любой из сторон, в будущем может стать причиной стагнации лесного сектора, ввиду нарушения простого принципа пропорциональности.
Результаты
За последние годы инвестиционная привлекательность лесного сектора претерпела множество положительных изменений, связанных с началом реализации приоритетных проектов в области освоения лесов1.
За период с 2008г. по настоящее время в рамках этого постановления под реализацию 113 инвестиционных проектов в области освоения лесов переданы в аренду лесные участки в 35 субъектах Российской Федерации с общим объемом расчетной лесосеки около 80 млн. куб. м. При этом все проекты ориентированы на лесозаготовку и деревопе-реработку.
Не только государство выступает инвестором проектов в области освоения лесов. Имеются сведения о том, что с 2002 года ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) инвестировал около 350 миллионов евро собственных средств в виде кредитов и участия в акционерном капитале в 15 проектов в лесопромышленном комплексе России. Данные проекты располагаются преимущественно в Северо-Западном и Центральном
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007г. N0419 «О реализации приоритетных проектов в области освоения лесов»
федеральном округах. ЕБРР финансировал проекты в разных сегментах отрасли, от лесопиления и производства древесных плит до расширения лесозаготовок в рамках модернизации целлюлозно-бумажного производства.
В тоже время сегодня сложилась неравномерность инвестирования в рамках отдельных секторов лесного комплекса - около 80 % инвестиций в основной капитал сосредоточены в целлюлозно-бумажной и дерево-перабатывающей промышленности, 20 % в лесозаготовительной и лесном хозяйстве.
Не будем замалчивать факт инвестирования в лесное хозяйство. В 2011 году в России стартовала государственная программа по строительству современных лесных селекционно-семеноводческих центров.
В соответствии с поручением Правительства РФ от 22 сентября 2010 г. № ВЗ-П9-6479, Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-Ф3 «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Федеральному агентству лесного хозяйства были предусмотрены бюджетные ассигнования для софинансирования объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации в объеме 1,8 миллиардов рублей, предназначенных для строительства лесных селекционно-семеноводческих центров
(ЛССЦ) в Республике Татарстан, Алтайском крае, Архангельской, Воронежской, Костромской и Ленинградской областях.
Правительство Российской Федерации постановлением от 17 мая 2011 г. № 375 определило размер субсидий, предоставляемых из Федерального бюджета 2011 года шести субъектам Российской Федерации на строи-
тельство лесных селекционно-
семеноводческих центров.
Объемы заявленных в официальной статистике выделенных средств на строительство ЛССЦ, средств израсходованных фактически и средств по смете строительства различны, что отражено на рис. 1.
Отметим, что максимальные инвестиции в проектирование, строительство, запуск ЛССЦ приходятся на Алтайский край, наименьшие на ЛССЦ в Костромской области. Несмотря на наличие единого плана строительства ЛССЦ, объем выделенных средств и их фактическое расходование в субъектах неодинаковы.
В отношении заявленной производственной мощности ЛССЦ, то наиболее мощным из введенных в действие объектов является ЛССЦ республики Татарстан, с ежегодным объемом производства сеянцев с закрытой корневой системой 12,0 млн шт., низкомасштабным является ЛССЦ Воронежской области - 4,0 млн шт.
Более того уже при первом приближении становиться понятным, что удельные затраты на строительство в расчете на один обезличенный сеянец также существенно различаются. Например, инвестиции в расчете на 1 выращенный сеянец, по заявленной мощности в Республике Татарстан - 25,9 р./ед., в то время как в Воро- нежской области это значение в 3 раза выше и составляет 77,7 р./ед.
Более того основные параметры инвестирования выглядят пессимистично (табл. 1).
В соответствии с Лесным Кодексом РФ выращивание посадочного материала представляет собой предпринимательскую дея-
450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0
367456
379166
3I096E
309238
Л! 1007-
Воронежская Архангельская Ленинградская Республика Алтайский край область область область Татарстан
1=1 Сметная стомость |=|Фактически выделано средств ^—Полиномиальная (Сметная стомость)
Рис. 1. Сметная и фактическая стоимость строительства ЛССЦ в субъектах РФ
Таблица 1
Оценка инвестиций в создание ЛССЦ в Воронежской области
Показатели Значение
NPV (чистый дисконтированный доход) тыс. руб. 529 219
PI (индекс доходности инвестиций) коэфф. 1,48
IRR (внутренняя норма доходности (рентабельности) % 7
DPP Дисконтированный срок окупаемости, лет 23,0
PP Простой срок окупаемости, лет 21,1
тельность и осуществляется в целях воспроизводства лесов и лесоразведения, поэтому лесосеменные центры на свои деньги должны строить предприниматели, а государство в рамках госзаказа приобретать у них посадочный материал для госнужд [2].
Ввиду неравнозначности оценок отдачи инвестиционных ресурсов следует говорить об инвестиционной привлекательности ЛССЦ с позиции потенциального инвестора. Известно, что инвестиционная привлекательность определяется наличием:
- во-первых, устойчивого спроса на
производимую продукцию, обеспечивающего ускоренный возврат инвестированных средств;
- во-вторых, благоприятными ценами на составляющие себестоимости, определяющими запас финансовой прочности инвестиционного проекта;
- в-третьих, наличием квалифицированных специалистов, как технологов, так и менеджеров;
- в-четвертых, благоприятной деловой средой - климатом, как совокупностью факторов, определяющих возможности и стиму-
лы предпринимательских структур к активизации и расширению масштабов деятельности в условиях минимальных рисков;
В этой связи привлекательность инвестирования в строительство ЛССЦ бизнеса можно рассматривать как характеристику возможности получения предпринимательского дохода при допустимом уровне предпринимательского риска.
Рассмотрим, насколько выполняются обозначенные условия в лесном секторе.
В отношении спроса на сенцы лесных пород отметим, что по данным начальника департамента ЦФО Е.С. Трунова за последние годы в ЦФО ежегодно в 7-8 субъектах не хватает посадочного материала для проведения лесокультурных работ в установленные сроки. Общая потребность в лесопосадочном материале в цифрах 2013 года оценивается как 695,5 млн.шт., с учетом 34,8 млн.шт. сеянцев выращенных с закрытой корневой системой этот объем может быть увеличен до 730,3 млн.шт. сеянцев в год.
В отношении имеющихся в РФ производственных мощностей. На протяжении последнего десятилетия в стране в различных регионах создано порядка 20 тепличных комплексов и ЛССЦ, в базе которых в 2013 году было произведено 37,9 млн.шт. сеянцев, с учетом полной загрузки всех мощностей эта цифра может быть увеличена до 40 млн.шт. Однако для удовлетворения спроса на лесопосадочный материал необходимо создание еще как минимум 20 подобных производств, с интенсивной технологией выращивания и возможностью применения инноваций.
Тогда становиться понятным, что основной упор в вопросах выращивания лесо-
посадочного материала ложиться на лесные питомники. О том, что наличия вспомогательных объектов на территории питомнических хозяйств явно недостаточно для их эффективного функционирования наглядно демонстрируют данные ФБУ «Рослесозащита». Согласно полученным данным, большинство ранее существовавших крупных базисных питомников с высокой степенью механизации труда и высокой культурой производства прекратили свое существование в 2007-2010 годах. Основные средства имеют высокую степень износа, применяемые машины и механизмы устарели, морально и физически. В значительной степени утерян кадровый потенциал инженеров, мастеров питомников, постоянных квалифицированных рабочих.2
Исследователи данной проблематики отмечают, что недооценка роли лесной инфраструктуры, в частности инфраструктуры воспроизводства лесов, привела к тому, что к 2012 году общая площадь производственных объектов осуществляющих выращивание лесопосадочного материала России по сравнению с данными на 1 января 2006 года сократилась на 8895,5 га, или на 42 % [3].
Для решения этих проблем необходимо либо организовать и обустроить новые объекты инфраструктуры лесовосстановления -лесные питомники на площади 650 га, в т.ч. 188 га орошаемых, из них в Южном федеральном округе на площади 110 и 77 га соответственно, в Сибирском - 225 и 111 га, в
2 Из выступления, заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Дмитриева Ю.И.
http://greenpressa.ru/forum/vosstanovlenie-^0^13918
Дальневосточном - 315 га. либо идти по пути развития инновационной инфраструктуры лесовосстановления и создания сети ЛССЦ.
Строительство еще 27 ЛССЦ в различных федеральных округах Российской Федерации, хотя и включено в государственную программу «Развитие лесного хозяйства» пока приостановлено.
В отношении цены и себестоимости выращиваемых сеянцев с закрытой корневой системой в условиях ЛССЦ мнения исследователей расходятся в оценках от 3 до 30 руб. за один сеянец. Безусловно, такая цена не дает конкурентного превосходства для сеянцев, выращенных в условиях ЛССЦ, однако применяемая технология, автоматизация и многоротационное производство определяют резервы для снижения затрат по выращиванию лесопосадочного материала [4].
В отношении кадрового потенциала следует отметить, что интерес у лесному образованию в последние годы у абитуриентов упал.
Внешние причины этого известны, однако не маловажную роль в оттоке специалистов из отраслевого сегмента сыграли многократное реформирование лесного хозяйства, разрушение лесной науки, остаточное финансирование отрасли.
В мире общепризнанным является тот факт, что подготовка специалистов должна вестись отраслевым ВУЗом в качестве примера Университет Восточной Финляндии, а в ряде случаев ВУЗом интегрированным в отраслевой научно-исследовательский кластер.
В этом плане отметим, что за последние годы в лесном хозяйстве и образовании страны сложились диаметрально противополож-
ные вектора: подготовку инженеров ведут не профильные ВУЗы, материальная база институтов старейших профильных Вузов не поддерживается, профильные кафедры пребывают в научном забвении. В продолжении, странным выглядит факт открытия направления лесное дело на базе биологического факультета бывшего педагогического института в Твери. Не умаляя достоинств педагогической школы, все-таки отметим, что отсутствие у Вуза материальной базы практик - лесов, находящихся у учебного заведения в бессрочном пользовании ставит под сомнение практические навыки будущих выпускников. И этот случай, к сожалению не единственный.
Тогда для повышения инвестиционной привлекательности лесного хозяйства в целом и ЛССЦ, в частности, необходимо усиленное внимание в первую очередь Рослес-хоза к реализуемым ВУЗами образовательным программам, прямое участие Федерального агентства в распределении бюджетных мест для абитуриентов, вплоть до инициации процесса приостановления реализации образовательных программ на базе ВУЗов не имеющих материальной базы практик - лесных земель, переданных в бессрочное пользование для осуществления образовательной и научно-исследовательской деятельности.
И наконец, деловой климат, который предполагает создание универсальных условий для хозяйственной деятельности и притока инвестиций, при непосредственном участии властей и путем установления продуктивного диалога «бизнес-власть» в направлении:
во-первых, совершенствования макроэкономических условий осуществления
предпринимательской деятельности, стабильное законодательство [5];
во-вторых, обеспечения доступа к ресурсам (человеческим, информационным, материальным и нематериальным и т.п.) и производственной инфраструктуре;
в-третьих, улучшения условий налогообложения, включая снижение налоговой нагрузки на предпринимателей;
в-четвертых, совершенствования государственного регулирования, включая снижение административных барьеров;
в-пятых, наличие мер поддержки предпринимательской деятель ности (целевых отраслевых программ, региональных программ).
На наш взгляд факторами, ухудшающими деловой климат являются, во-первых, лесное законодательство и система администрирования (сложные механизмы аренды и субаренды лесных питомников, несовершенные ставки платы и т.п.), во-вторых, отсутствие поддержки предпринимательских структур осуществляющих деятельность в лесном хозяйстве.
По нашему убеждению, инвестиционная привлекательность лесного хозяйства могла быть повышена путем финансовой поддержки, например, за счет компенсации части затрат на приобретение лесопосадочного материала выращенного по инновационным технологиям в т.ч. с ЗКС в размере свыше норматива.
Понимая, что в сегодняшней ситуации ускоренно обеспечить инвестиционную привлекательность лесного хозяйства в части инфраструктурных объектов - ЛССЦ не представляется возможным, единственным выходом из ситуации может стать государст-
венно-частное партнерство [6, 7].
Возможность реализации механизма государственно-частного партнерства подтверждают выполненные нами расчеты чистого дисконтированного дохода бюджета (БЭ) и чистого дисконтированного дохода (ЫРУ) реализации проектов строительства ЛССЦ в период их окупаемости в регионах страны (рис. 2).
В качестве основы для расчета показателей дисконтированного дохода бюджета используются суммы поступлений в бюджет: налоги, сборы и т.п. Анализируя расчеты становиться понятным, что показатели коммерческой и бюджетной эффективности за жизненный цикл проекта соответствуют условиям использования ГЧП:
1. Существует интерес частного сектора к проекту.
2. существует возможность в оказании государственной поддержки проекта
3. Не существует каких-либо законодательных и иных ограничений на привлечение частного сектора к работам по проекту.
4. В проекте существуют возможности для инноваций.
5. Имеется история позитивного, уже приводившего к удовлетворительным результатам взаимодействия секторов в рамках ГЧП.
6. Конечный результат проекта можно оценить и измерить.
7. Частный партер может увеличить качество, снизить издержки или сократить срок осуществления проекта относительно варианта выполнения работ государственным сектором [4].
В отношении проектов строительства ЛССЦ все условия выполняются. Более того, только при участии государства станет воз-
БЭ
NPV
0
200
400 600
млн.руб.
800
1000
□ Татарстан □ Ленинградский □ Воронежский ШАлтайский
Рис. 2. Чистый дисконтированный доход бюджета (БЭ) и чистый дисконтированный доход (ИРУ) реализации проектов строительства ЛССЦ в период их окупаемости
можным аккумулировать в едином производственном комплексе регионов лесосеменные участки и плантации, и обеспечить производство семян и выращивание сеянцев лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, и повышение предпринимательской активности в лесном хозяйстве.
Выводы
В целях повышения инвестиционной привлекательности строительства ЛССЦ необходимо организовать работу на всех уровнях исполнительной власти: во-первых, Рос-лесхозу необходимо учитывать что строительство ЛЛСЦ является крупномасштабным проектом, имеющим важнейшее значение для развития лесного хозяйства как отдельных регионов, так и всей страны. Необходимо повысить эффективность взаимодейсвия с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями по созданию условий для ведения инновационных разработок и коммерциализации научных и инновационных разработок в сфере лесного хозяйства
и воспроизводства лесов. Проекты создания ЛССЦ следует относить к высокозатратным и низко инвестиционно-привлекательным, что предопределяет необходимость привлечения средств бюджетов различных уровней при создании аналогичных объектов в субъектах РФ или в качестве альтернативы использование механизма государственно-частного партнерства.
Во-вторых, органам исполнительной власти субъектов РФ (в составе Департаментов лесного хозяйства по федеральным округам) необходимо принять меры по компенсация части затрат, понесенных субъектами предпринимательства на приобретение лесопосадочного материала с ЗКС в ТК и ЛССЦ, а ввиду низкой отдачи инвестиций и значительных сроков окупаемости затрат предусмотреть возможность использования механизма концессии в отношению созданных ЛССЦ, при наличии заинтересованных юридических и физических лиц.
Библиографический список
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007г. No419 «О реализации приоритетных проектов в области освоения лесов» [Текст].
2. Мариев, А.Н. Лесные селекционно-семеноводческие центры - идеология, проблемы и перспективы. Доклад. [Электронный ресурс] / А.Н. Мариев // Международная конференция «Возобновляемые лесные ресурсы: инновационное развитие в лесном хозяйстве» 6-8 июня 2012 г. Санкт-Петербург. - Режим доступа: http://greenpressa.ru/viewtopic.php?f=4&t=968
3. Васильев, О.И. Инновационная инфраструктура системы лесного хозяйства: лесные селекционно-семеноводческие центры [Текст] / О.И. Васильев, А.В. Иванова // Лесотехнический журнал. - 2014. - №4 (16). - С. 221-231.
4. Васильев, О.И. Системный подход в управлении процессами создания инновационной инфраструктуры в системе лесного хозяйства [Текст] / О.И. Васильев // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - Т. 9. - № 8. - С. 26-31.
5. Morkovina, S.S. Investigation of entrepreneurial structures forest management performance of forestry system in sparsely forest-poor region [Тех^ / S.S. Morkovina, I.V. Sibiryatkina, E.M. Konovalova, D.S. Bourtsev // Asian Social Science. - 2014. - Vol. 10. - no. 23. - pp. 20-27.
6. Morkovina, S.S. Cluster approach to basis of forms of cooperation of the state and entre-preneurship in the forestry management of the sparsely wooded region [Тех^ / S.S. Morkovina // Life Science Journal. - 2014. - Vol. 11. - no. 10s. - pp. 423-427.
7. Морковина, С.С. Государственно-частное партнерство как механизм решения проблемы финансирования лесовосстановления [Текст] / С.С. Морковина, Е.А. Панявина, О.И. Драпалюк // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 11 (57). - С. 77-81.
8. Соловьев, Ю.В. Зарубежный опыт измерения и обеспечения эффективности в сфере государственно-частного партнерства [Текст] / Ю.В. Соловьев // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 3-7.
References
1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 ijunja 2007g. No419 «O realizacii prioritetnyh proektov v oblasti osvoenija lesov» [Russian Federation Government Resolution dated June 30, 2007. No419 «On the implementation of the priorities in the area of forest development projects"]. (In Russian).
2. Mariev A.N. Lesnye selekcionno-semenovodcheskie centry - ideologija, problemy i perspektivy. Doklad [Forest breeding and seed production centers - the ideology, problems and prospects. Report.] Mezhdunarodnaja konferencija «Vozobnovljaemye lesnye resursy: innovacionnoe razvitie v lesnom hoz-jajstve» 6-8 ijunja 2012 g. [International Conference "Renewable Wood Resources: innovative development in forestry," June 6-8, 2012]. Available at: http://greenpressa.ru/viewtopic.php?f=4&t=968 (In Russian).
3. Vasilyev O.I., Ivanova A.V. Innovacionnaja infrastruktura sistemy lesnogo hozjajstva: lesnye se-lekcionno-semenovodcheskie centry [Innovative infrastructure forestry systems: forest breeding and seed
production centers]. Lesotekhnicheskii zhurnal, 2014, no. 4 (16), pp. 221-231. (In Russian).
4. Vasilyev O.I. Sistemnyjpodhod v upravleniiprocessami sozdanija innovacionnoj infrastruktury v sisteme lesnogo hozjajstva [A systematic approach to managing the processes of creation of innovation infrastructure in the system of forest management]. Social'no-jekonomicheskie javlenija iprocessy [Socioeconomic phenomena and processes]. 2014, Vol. 9, no. 8, pp. 26-31. (In Russian).
5. Morkovina S.S., Sibiryatkina I.V., Konovalova E.M., Bourtsev D.S. Investigation of entrepreneurial structures forest management performance of forestry system in sparsely forest-poor region. Asian Social Science, 2014, Vol. 10, no. 23, pp. 20-27.
6. Morkovina S.S. Cluster approach to basis of forms of cooperation of the state and entrepre-neurship in the forestry management of the sparsely wooded region. Life Science Journal, 2014, Vol. 11, no. 10s, pp. 423-427.
7. Morkovina S.S., Panyavina E.A., Drapalyuk O.I. Gosudarstvenno-chastnoepartnerstvo kak mehanizm reshenija problemy finansirovanija lesovosstanovlenija [Public-private partnerships as a mechanism to solve the problem of financing reforestation]. Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy [Socio-economic phenomena and processes]. 2013, no. 11 (57), pp. 77-81. (In Russian).
8. Solovyov Y.V. Zarubezhnyj opyt izmerenija i obespechenija jeffektivnosti v sfere gosu-darstvenno-chastnogo partnerstva [Foreign experience in the measurement and efficiency in the field of public-private partnership]. Problemy i perspektivy jekonomiki i upravlenija: materialy mezhdunar. nauch. konf. [Problems and Perspectives of Economics and Management: Proceedings of the international. scientific. Conf.]. Saint Petersburg, 2012, pp. 3-7. (In Russian).
Сведения об авторах
Евлаков Петр Михайлович - старший научный сотрудник ФГБУ «ВНИИЛГиСбиотех», кандидат биологических наук, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: [email protected]
Сухова Валентина Егоровна - директор Воронежского филиала, ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», кандидат философских наук, доцент, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
Information about authors
Evlakov Petr Mikhailovich - Senior Researcher Federal State Institution «All-Russian Scientific Research Institute of Forest Genetics, Breeding and Biotechnology», PhD in Biology, Voronezh, Russian Federation; e-mail: [email protected]
Sukhova Valentina Egorovna - Director of the Voronezh branch Federal State Budget Institution of Higher Professional Education «State University of sea and river fleet of Admiral S.O. Ma-karov», PhD in Philosophy, Associate Professor, Voronezh, Russian Federation; e-mail: [email protected].