Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность корпоративного клиента банка'

Инвестиционная привлекательность корпоративного клиента банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веретенникова Ольга Борисовна, Гамбарова Елена Александровна

Активизация инвестиционной деятельности банков в корпоративном секторе обусловила необходимость пересмотра методик анализа деятельности корпоративных клиентов, оценки их инвестиционной привлекательности. Исследование понятия «инвестиционная привлекательность корпоративного клиента» и анализ современных банковских методик оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов позволили авторам разработать новую методику оценки инвестиционной привлекательности корпоративного клиента. Сущности методики, ее задачам, практической значимости и посвящена настоящая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investing appeal of the bank’s corporative client

Increase of investment activities is most evident in corporate business. Therefore, the reconsideration of analytical tools and investment attractiveness evaluation methods related to corporate clients’ activity becomes essential. The research of corporate clients’ investment attractiveness concepts and analysis of modern methods of company’s solvency and investment appeal evaluation allowed the authors to develop a new system of client investment attractiveness evaluation. The present paper describes the authors’ methods, the problems that those methods help to resolve and its practical value.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность корпоративного клиента банка»

Ольга Борисовна Веретенникова

Доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита Уральского государственного экономического университета

Елена Александровна Гамбарова

Специалист по кредитованию отдела торгового и проектного финансирования Уральского филиала ЗАО «Райффайзенбанк Австрия»

Инвестиционная привлекательность корпоративного клиента банка

Стабильная ситуация в экономике и политике страны объективно создала предпосылки для развития российской банковской системы. Кроме того, предстоящее вхождение России в ВТО заставляет банковский сектор с большой скоростью готовиться к «приходу» на рынок зарубежных банковских групп с передовыми технологиями и значительными финансовыми возможностями. Уже сегодня российские дочерние банки иностранных банковских групп расширяют региональные сети и увеличивают свое присутствие на рынке.

Одинаково активно российские и зарубежные банки развивают розничный и корпоративный бизнес. Все большее внимание уделяется операциям инвестиционно-банковского характера. Это происходит по ряду причин. С одной стороны, ввиду высокого спроса со стороны корпоративного сектора на данный вид услуг, с другой - по причине растущей конкуренции на рынке краткосрочного кредитования корпоративных клиентов, а также более высокой

рентабельности продуктов инвестиционно-банковского бизнеса по сравнению с другими инструментами стандартного банковского продуктового ряда.

Активизация инвестиционной деятельности банков в корпоративном секторе на фоне высокой конкуренции и повышенных рисков обусловила необходимость разработки и пересмотра имеющихся методик анализа деятельности корпоративных клиентов, оценки их инвестиционной привлекательности.

Важную роль при определении уровня инвестиционного риска в процессе принятия решения об инвестициях играет понимание банком (как и корпоративным клиентом) не только сущностных характеристик инвестиционного проекта как объекта инвестирования, но и того, насколько инвестиционно привлекателен сам корпоративный клиент (насколько эффективен его бизнес сегодня и какова его эффективность в будущем), при каких условиях риск инвестиционных вложений является приемлемым для банка и какова будет премия за инвестиционный риск.

В связи с этим, по мнению авторов, разработка методики оценки инвестиционной привлекательности корпоративных клиентов для принятия обоснованного решения об инвестициях является актуальной и имеет большое практическое значение.

Цель построения авторской методики состоит во всесторонней оценке деятельности корпоративного клиента и связанных с ней рисков для принятия решения об инвестициях вне зависимости от формы их реализации в рамках проводимой банком инвестиционной политики.

Для достижения указанной цели методика решает следующие задачи:

1) установление ключевых факторов инвестиционной привлекательности и роста стоимости бизнеса клиента;

2) выявление группы показателей, характеризующих каждый из факторов инвестиционной привлекательности клиента для инвестиций;

3) унификация показателей инвестиционной привлекательности клиента в единый оценочный показатель (инвестиционный рейтинг клиента и стоимость бизнеса клиента) для формирования и реализации инвестиционной политики банка;

4) проведение апробации методики на компаниях различных форм и структуры собственности, размеров бизнеса и отраслей деятельности;

5) построение практической модели оценки инвестиционной привлекательности корпоративного клиента банка для определения целесообразности инвестиций и выбора приемлемого механизма финансирования.

Методика может применяться в практической работе банковских аналитиков инвестиционного и корпоративного блоков для оценки инвестиционной привлекательности корпоративных клиентов банка в рамках подготовки материалов для принятия решения об инвестиционном финансировании деятельности клиента уполномоченным органом банка, а также может использоваться финансовыми службами предприятий для оценки возможностей получения различных форм финансирования в кредитных организациях.

При построении методики в качестве субъектов исследования выступали интегрированные и неинтегрированные компании Уральского региона различной организационно-правовой формы, масштаба деятельности и отраслевой принадлежности.

Авторская методика оценки инвестиционной привлекательности клиента состоит из 2 блоков: количественной и качественной оценки (см. рисунок).

Стоимость бизнеса корпоративного клиента

Денежный поток

І и 8 о До ании Расходы ком шании

II уровень I уровень Маркети нговая стратегия о Производственная стратегия Финансо вая стратегия

1 — Макроэкономика Корпоративная политика

Факторы, формирующие инвестиционную привлекательность корпоративного клиента банка

Количественная оценка - это определение для корпоративного клиента инвестиционного рейтинга, оценивающего степень инвестиционного риска банка и влияющего на ценообразование при установлении стоимостных условий финансирования.

Качественная оценка - определение внутренней (фундаментальной) стоимости бизнеса корпоративного клиента, позволяющее оценить эффективность его текущей и будущей деятельности.

Для проведения количественной оценки определим факторы, воздействующие на инвестиционную привлекательность корпоративного клиента, т.е. на стоимость его бизнеса. Их можно сгруппировать по двум уровням: внешние и внутренние факторы. Основными факторами, влияющими на стоимость бизнеса, являются внутренние - маркетинговая, производственная и финансовая стратегии. Значительное влияние на них оказывают внешние факторы, характеризующие общее состояние экономики и так называемую внешнюю оболочку бизнеса - корпоративные отношения клиента со всеми заинтересованными сторонами. Факторы внешней и внутренней среды бизнеса формируют доходы и расходы компании, а также ее результирующий денежный поток.

Каждый фактор вызывает определенный риск при инвестировании средств в бизнес клиента. Факторы описываются группой показателей. Каждой группе/подгруппе показателей присваивается определенный весовой коэффициент.

Нами были выделены следующие факторы инвестиционной привлекательности корпоративного клиента и группы показателей с указанием весов в общем инвестиционном рейтинге:

1) маркетинговая стратегия (0,2): стадия жизненного цикла отрасли (0,2), тип конкуренции (0,2), барьеры входа в отрасль (0,1), зависимость от крупного поставщика/покупателя (0,1), влияние импорта на ситуацию в отрасли (0,05), интенсивность нововведений (0,05), антимонопольные ограничения (0,05), емкость рынка (0,15), появление товаров-заменителей (0,1);

2) финансовая стратегия (0,3): чистые активы и собственные оборотные средства (0,1), обеспеченность внеоборотными/оборотными активами (0,1), показатели ликвидности (0,1), показатели финансовой устойчивости

(0,2), показатели качества кредиторской/дебиторской задолженности (0,05), показатели рентабельности (0,1), показатели оборачиваемости оборотных средств (0,05), денежный поток (0,3);

3) производственная стратегия (0,25): организация производства (0,4), эффективность производства (0,6);

4) корпоративная политика (0,2): корпоративное управление (0,4), корпоративная культура (0,1), репутация компании (0,3), прозрачность компании (0,2);

5) макроэкономические индикаторы (0,05): темп инфляции (0,1), темп роста ВВП (0,1), темп роста доходов и платежеспособный спрос (0,1), темп роста инвестиций в экономику (0,05), фаза экономического цикла (0,05), уровень безработицы (0,05), денежно-кредитная политика (0,2), налоговая политика (0,2), валютная политика (0,15).

Для проведения количественной оценки каждый показатель, характеризующий фактор инвестиционной привлекательности, оценивается в баллах от 0 до 10: максимально возможная оценка в каждой группе/подгруппе показателей - 10 баллов, минимальная оценка - 0 баллов. В случае отсутствия необходимой информации для оценки какого-либо показателя по нему выставляется минимальная оценка (0). Сумма всех весов групп/подгрупп показателей равна единице. Общая балльная оценка определяет инвестиционный рейтинг клиента и степень риска инвестиционных вложений в деятельность данного клиента.

Набор показателей рейтинга и вес каждого показателя определены авторами на основе собственного опыта в отношении значимости каждого фактора в формировании денежного потока и стоимости бизнеса клиента. Ни набор показателей, ни их вес не являются статичными и могут перенастраиваться в зависимости от личности аналитика и политики банка.

Можно выделить следующие степени риска инвестиционных вложений в зависимости от инвестиционного рейтинга клиента (см. таблицу).

Инвестиционный рейтинг корпоративного клиента банка

Инвестиционный рейтинг корпоративного клиента Итоговая оценка Относительный размер риска Степень обеспеченности обязательств, % Размер премии за риск, %

Рейтинг 1 8,6-10 Минимальный 0-25 0-0,5

Рейтинг 2 6-8,5 Низкий 25-50 0,5-1

Рейтинг 3 3-5,9 Средний 50-75 1-2

Рейтинг 4 1-2,9 Высокий 75-100 2-4

Размер премии за риск зависит от относительного уровня инвестиционного риска и добавляется к базовой минимальной ставке стоимости инвестиционных ресурсов, зависящей от срока финансирования, которая складывается из стоимости фондирования по данному сроку (ставки привлечения) и минимальной банковской маржи, покрывающей непроцентные расходы банка.

Размер премии за инвестиционный риск определяется в зависимости от рейтинга клиента и уровня обеспеченности обязательств корпоративного клиента перед банком. Чем выше рейтинг, тем меньше обеспечения требуется и тем меньше премия за риск.

Размер премии за риск определяется по формуле

Рг = РЬ Х

Г

1 - -

V В

где Рь - размер базовой премии за риск;

- - стоимость обеспечения по операции;

В - величина обязательств корпоративного клиента перед банком.

Диапазон применяемых базовых премий может изменяться в зависимости от процентной политики банка, которая в свою очередь зависит от многих факторов, в том числе от источников фондирования, от уровня рыночных ставок, предлагаемых другими кредитными организациями, от установленного банком базового уровня маржи.

Важным моментом использования рейтинговой системы оценки инвестиционной привлекательности корпоративного клиента является возможность построения зависимости степени обеспеченности инвестиционной сделки от полученного корпоративным клиентом инвестиционного рейтинга. Чем более высокий рейтинг имеет клиент, тем меньший размер имущества он обязан предоставить в обеспечение своих обязательств перед банком по инвестиционной сделке.

Качественная оценка целесообразности инвестиций в рамках второго блока означает оценку текущей стоимости корпоративного клиента до осуществления инвестиций и прогноз будущей стоимости с учетом инвестиционных вложений.

Стоимость бизнеса корпоративного клиента - это сегодняшний и завтрашний денежный поток клиента от использования всей совокупности активов, находящихся в его распоряжении, дисконтированный по ставке, отражающей риски вложения денежного капитала в деятельность данного корпоративного клиента. Данный показатель является индикатором осуществления долгосрочных инвестиций и одновременно основным интегральным показателем определения инвестиционной привлекательности корпоративного клиента.

Практическое содержание показателя стоимости бизнеса - это оценка эффективности текущей и будущей деятельности корпоративного клиента банка. Поскольку единого подхода к оценке инвестиционной привлекательности не существует в силу различных целей оценки и экономических интересов субъектов, проводящих анализ, с точки зрения авторов наиболее достоверным является метод, основанный на анализе будущих потоков денежных средств и прибыли, генерируемых корпоративным клиентом. Как показывает практика, достоверных данных не дает использование ни внешней (рыночной) информации о клиенте, ни внутренней (бухгалтерской) информации, первой - в силу несовершенства российского рынка ценных бумаг и низкой капитализации компаний, второй - в силу значительного искажения бухгалтерской отчетности. Таким образом, предлагаемый подход является самым приемлемым с точки зрения банка. Можно возразить, что прогноз будущего денежного потока и прибыли проводится по тем же «искаженным» бухгал-

терским данным, однако в этом случае, поскольку информация дается в динамике, а не статично, исказить данные намного сложнее.

Таким образом, качественным показателем инвестиционной привлекательности клиента можно считать его будущую стоимость или будущие потоки денежных средств. Чтобы произвести их будущую оценку, необходимо прибегнуть к процедуре дисконтирования, иными словами - к текущей оценке денежных сумм, которые будут получены в будущем. При этом ставка дисконтирования - стоимость капитала, которую устанавливает владелец (владельцы) капитала, исходя из двух факторов: фактора времени и фактора риска. Для корпоративного клиента ставка дисконтирования - это измерение платы за заемный денежный капитал.

Стоимость бизнеса корпоративного клиента банка будет рассчитываться по формуле

ТЛ IC х ROIC FCF

V =-----------+ -

WACC WACC - в’

где IC - инвестированный капитал;

ROIC - рентабельность инвестированного капитала;

WACC - средневзвешенная стоимость капитала;

FCF - свободный денежный поток; в - темп роста свободного денежного потока.

Расшифровав каждый составляющий элемент модели оценки стоимости бизнеса корпоративного клиента, ее можно записать в следующем виде (для периода равного бесконечности):

ЧП ЧП - Инвестиции

V =--------+ -

WACC WACC - в

где WACC - текущая стоимость корпоративного клиента;

ЧП

VAC<

ЧП - Инвестиции

WACC - в

- дисконтированная будущая стоимость корпоративного клиента.

Для конечного периода прогнозирования модель примет вид ЧП ■А ЧП - Инвестиции

V = +У

WACC (1 + (WACC - в))'

Возникает вопрос, одинаковы ли величины ЧП и ЖАСС в слагаемых, описывающих текущую и будущую стоимость корпоративного клиента? Они разные. Во втором слагаемом - это прогнозная величина чистой прибыли, а средневзвешенные затраты на капитал, принимаемые за коэффициент дисконтирования, берутся с учетом дополнительных инвестиций в деятельность клиента, решение о которых принимается банком.

Качественная оценка осуществляется по следующей схеме.

I этап: строится прогноз денежных потоков корпоративного клиента.

II этап: определяется текущая стоимость бизнеса клиента.

III этап: определяется будущая (прогнозная) стоимость бизнеса корпоративного клиента на базе построенного прогноза его денежных потоков.

IV этап: определяется увеличение клиентом стоимости в результате инвестиций (У > У0) и рассчитывается общая стоимость бизнеса клиента по рассмотренной модели.

V этап: если клиент является акционерной компанией, величина будущей стоимости его бизнеса сравнивается с рыночной капитализацией, если организационно-правовая форма иная (общество с ограниченной ответственностью) - сравнивается с балансовой стоимостью активов.

По итогам количественной и качественной оценки инвестиционной привлекательности корпоративного клиента банка, а также после оценки обоснованности инвестиционного проекта формируется итоговое заключение о целесообразности инвестиций, размере инвестиционных вложений банка, схеме финансирования и ценовых условиях реализации проекта.

Результаты практического использования представленной методики оценки инвестиционной привлекательности корпоративного клиента банка на базе нескольких компаний Уральского региона различных отраслей и организационно-правовых форм позволяют назвать следующие ее достоинства:

1) определяет критерии оценки приемлемости клиента для финансирования;

2) позволяет не только провести комплексный анализ финансового состояния клиента, но и оценить рынок, на котором функционирует компания, качество управления, качество и уровень производства, внешние экономические факторы;

3) позволяет формализовать процесс определения стоимости финансирования с учетом размера принимаемого риска, размера требуемого обеспечения обязательств клиента материальными активами в зависимости от полученного клиентом рейтинга;

4) определение в рамках методики инвестиционного рейтинга корпоративного клиента позволяет усовершенствовать внутренние принципы формирования резерва на возможные потери по операциям с корпоративными клиентами. Расчетный инвестиционный рейтинг клиента может применяться для анализа деятельности клиента с учетом его финансового положения, принимая во внимание все факторы, описанные в соответствующем положении Банка России, дальнейшей оценки кредитного риска и формирования обоснованного размера резерва по операции с корпоративным клиентом;

5) детальный анализ денежного потока корпоративного клиента в соответствии с методикой дает возможность оптимально выбрать форму реализации инвестиционной сделки с индивидуальными параметрами, которая уменьшит вероятность дефолта со стороны корпоративного клиента и соответственно размер принимаемого банком инвестиционного риска;

6) качественная оценка корпоративного клиента с применением предлагаемой методики позволяет снизить процент дефолтов по инвестиционно-

му портфелю банка и в целом по портфелю операций, которым присущ кредитный риск.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недостатками методики можно признать следующие: необходимость анализа большого объема информации (в том числе управленческой отчетности), отсутствие прямых критериев оценки регионального риска (использование косвенных оценок), а также критериев оценки инвестиционных проектов как объектов инвестиционных вложений.

Результаты практического использования авторской методики оценки инвестиционной привлекательности корпоративного клиента банка позволяют сделать вывод, что предлагаемая методика дает возможность кредитным учреждениям проводить активную инвестиционную политику, являющуюся оптимальной с точки зрения оценки инвестиционного риска и эффективной с точки зрения развития инвестиционно-банковского бизнеса. Методика позволяет снизить рисковость инвестиционного портфеля в целом, т.е. улучшить качество портфеля за счет анализа корпоративных клиентов и отказа от реализации заведомо высокорискованных сделок, либо обосновать уровень процентной ставки за высокий риск и обеспечение обязательств клиента по сделке.

*****

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.