Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность и способы ее повышения'

Инвестиционная привлекательность и способы ее повышения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3643
1270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТОР / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавренко Виктор Дмитриевич

Для ведения успешной конкурентной борьбы компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности, что практически невозможно осуществить без привлечения инвестиций. Данная статья описывает основные мероприятия и подходы, целью которых является повышение инвестиционной привлекательности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT POTENTIAL AND WAYS OF ITS IMPROVEMENT

To conduct a successful competition, companies are forced to constantly evolve, develop new technologies, to expand the scope of activities that are nearly impossible to implement without investment. The article describes the major activities and approaches to increase investment potential of company.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность и способы ее повышения»

УДК 658.5:330.3а

В.Д. Лавренко ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

И СПОСОБЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Аннотация. Для ведения успешной конкурентной борьбы компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности, что практически невозможно осуществить без привлечения инвестиций. Данная статья описывает основные мероприятия и подходы, целью которых является повышение инвестиционной привлекательности предприятия.

Ключевые слова: инвестиции, инвестор, инвестиционная привлекательность, анализ деятельности предприятия.

Victor Lavrenko INVESTMENT POTENTIAL AND WAYS OF ITS IMPROVEMENT

Annotation. To conduct a successful competition, companies are forced to constantly evolve, develop new technologies, to expand the scope of activities that are nearly impossible to implement without investment. The article describes the major activities and approaches to increase investment potential of company.

Keywords: investments, investor, investment potential, company activities analysis.

Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для ведения успешной конкурентной борьбы компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство компании понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение инвестиций в компанию дает ей дополнительные конкурентные преимущества и, зачастую, возможность дальнейшего развития. Основной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств должен являться рост стоимости компании и других показателей ее деятельности.

Существуют следующие основные виды финансирования предприятия из внешних источников: инвестирование в акционерный капитал, предоставление заемных средств. Инвестиционная привлекательность предприятия для инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. Однако существует риск невозврата капитала и неполучения дохода на вложенный капитал. В соответствии с этими критериями инвесторы определяют требования, предъявляемые к предприятиям при инвестировании. Очевидно, что основным требованием для инвесторов-кредиторов является подтверждение способности предприятия выполнить обязательства по возврату капитала и выплате процентов, а для инвесторов, участвующих в бизнесе, - подтверждение способности освоить инвестиции и увеличить стоимость пакета акций инвестора.

Основными мероприятиями для повышения инвестиционной привлекательности предприятия являются [1]:

- разработка долгосрочной стратегии развития;

- бизнес-планирование;

- юридическая экспертиза и приведение правоустанавливающих документов в соответствие с законодательством;

- создание кредитной истории;

- проведение мероприятий по реформированию (реструктуризации).

Для определения того, какие из мероприятий необходимы предприятию для повышения инвестиционной привлекательности, целесообразно проведение анализа существующей ситуации. Этот анализ позволяет:

© Лавренко В.Д., 2014

- определить сильные стороны деятельности компании;

- определить риски и слабые стороны в текущем состоянии компании, в том числе с точки зрения инвестора;

- разработать рекомендации для развития конкурентоспособности, повышения эффективности деятельности и повышения инвестиционной привлекательности.

В процессе диагностики рассматриваются различные направления (аспекты) деятельности предприятия: сбыт, производство, финансы, управление. Выделяется сфера деятельности предприятия, которая связана с наибольшими рисками и имеет наибольшее число слабых сторон, формируются мероприятия для улучшения положения по выделенным направлениям.

Отдельно стоит отметить проведение юридической экспертизы предприятия - объекта инвестирования. Направлениями экспертизы при оценке инвестиционной привлекательности предприятия являются [1]:

- права собственности на земельные участки и другое имущество;

- права акционеров и полномочия органов управления предприятием, описанные в учредительных документах;

- юридическая чистота и корректность учета прав на ценные бумаги компании.

По итогам экспертизы выявляются несоответствия в указанных направлениях современным нормам законодательства. Устранение этих несоответствий является крайне важным шагом, так как при анализе предприятия любой инвестор придает юридическому аудиту большое значение. Так, для кредитора важным этапом процесса переговоров с предприятием является подтверждение прав собственности на предоставляемое в качестве залога имущество. Для прямых инвесторов, приобретающих пакеты акций предприятия, важным моментом являются права акционеров и другие аспекты корпоративного управления, непосредственно влияющие на их способность контролировать направления расходования вложенных средств.

Проведение анализа состояния предприятия является основой для разработки стратегии развития. Стратегия описывает основные цели как предприятия в целом, так и функциональных направлений деятельности. Определяются основные целевые количественные и качественные показатели. Стратегия позволяет предприятию осуществлять планирование на более короткие периоды времени в рамках единой концепции. Для потенциального инвестора стратегия демонстрирует видение предприятием своих долгосрочных перспектив. Очевидно, что наибольшее значение наличие четкой стратегии имеет для инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятия, непосредственно участвующих в бизнесе.

Имея долгосрочную стратегию развития, предприятие переходит к разработке бизнес-плана. В бизнес-плане подробно и детально рассматриваются все аспекты деятельности, обосновываются объем необходимых инвестиций и схема финансирования, результаты инвестиций для предприятия. План денежных потоков, рассчитываемый в бизнес-плане, позволяет оценить способность предприятия вернуть инвестору из группы кредиторов заемные средства и выплатить проценты.

Для всех групп инвесторов большое значение имеет кредитная история предприятия [2], поскольку она позволяет судить об опыте предприятия по освоению внешних инвестиций и выполнению обязательств перед кредиторами и инвесторами-собственниками. В этой связи возможно проведение мероприятий по созданию такой истории. Например, предприятие может провести выпуск и погашение облигационного займа на относительно небольшую сумму с коротким сроком погашения. После погашения займа предприятие в глазах инвесторов перейдет на качественно иной уровень как кредитор, способный своевременно выполнить свои обязательства. В дальнейшем предприятие сможет на более выгодных условиях привлекать как заемные средства в форме следующих выпусков облигационных займов, так и прямые инвестиции.

Одним из самых сложных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятия является проведение реформирования (реструктуризации). Полная программа реформирования включает совокупность мероприятий по комплексному приведению деятельности компании в соответствии с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития. Реструктуризация может проводиться по нескольким направлениям [3].

Реформирование акционерного капитала. Данное направление включает в себя мероприятия по оптимизации структуры капитала - дробление, консолидация акций, все описанные в Законе об акционерных обществах формы реорганизации акционерного общества. Результатом подобных действий является повышение управляемости компании или группы компаний.

Изменение организационной структуры и методов управления. Данное направление реформирования нацелено на совершенствование процессов управления, обеспечивающих основные функции эффективно действующего предприятия, и организационных структур предприятия, которые должны соответствовать новым процессам управления. Реструктуризация систем управления предприятий и организационной структуры может включать в себя:

- выделение некоторых направлений бизнеса в отдельные юридические лица, образование холдингов, другие формы изменения организационной структуры;

- нахождение и устранение лишних звеньев в управлении;

- введение в процессы управления и соответствующие организационные структуры недостающих звеньев;

- налаживание информационных потоков в части управленческой информации;

- проведение других сопутствующих мероприятий.

Реформирование активов. В рамках реструктуризации активов можно выделить реструктуризацию имущественного комплекса, реструктуризацию долгосрочных финансовых вложений и реструктуризацию оборотных активов. Данное направление реструктуризации предприятия предполагает любое изменение структуры его активов в связи с продажей излишних, непрофильных и приобретением необходимых активов, оптимизацию состава финансовых вложений (краткосрочных и долгосрочных), запасов, дебиторской задолженности.

Реформирование производства. Данное направление реструктуризации нацелено на совершенствование производственных систем предприятий. Целью в данном случае может быть повышение эффективности производства товаров, услуг; повышение их конкурентоспособности, расширение ассортимента или перепрофилирование. Реструктуризация производства может включать следующие мероприятия:

- снятие с производства нерентабельной продукции, если при этом отсутствуют реальные для осуществления инвестиционные проекты по снижению издержек, росту конкурентоспособности продукции и пр.;

- расширение выпуска и продаж выгодной продукции;

- освоение новой коммерчески перспективной продукции или услуг;

- другие мероприятия.

Комплексная реструктуризация предприятия включает в себя комбинацию мероприятий, относящихся к нескольким из перечисленных выше направлений.

Отдельно стоит упомянуть о ситуации, когда целью повышения инвестиционной привлекательности является продажа предприятия. Данный процесс называется предпродажной подготовкой и имеет целью повышение инвестиционной привлекательности и одновременное увеличение ее стоимости для потенциальных покупателей. В общем виде предпродажная подготовка предполагает проведение следующих мероприятий [2]:

- анализ отрасли, в которой действует предприятие, а также отраслей, являющихся потребителями и поставщиками для нее. Целью анализа является выявление компаний и объединений, занимающих лидирующие или близкие к лидирующим позиции. При этом отслеживается информация о процессах укрупнения, фактах слияний и поглощений в анализируемых отраслях;

- оценка стоимости бизнеса, выявление основных факторов, влияющих на стоимость. Определение ключевых характеристик компании, привлекательных для целевых групп инвесторов. В зависимости от конкретной ситуации в качестве таких характеристик могут выступать доступ к определенным ресурсам, новым технологиям, развернутая сбытовая сеть, высокая потенциальная рентабельность при условии существенных капиталовложений и т.д.;

- проведение мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности компании. На данном этапе могут быть проведены все перечисленные выше мероприятия; необходимый их набор и последовательность проведения зависят от желаемых сроков подготовки предприятия к продаже и изначального наличия интереса инвесторов к предприятию;

- подготовка информационного меморандума для представления компании инвесторам, размещение пресс-релизов в информационных службах, взаимодействие с инвестиционными институтами, действующими на рынке слияний/поглощений и инвесторами напрямую;

- проведение переговоров с инвесторами - потенциальными покупателями компании и осуществление сделки.

Таким образом, подготовка предприятия к привлечению инвестиций или к продаже - достаточно четко определенный, хоть и сложный процесс. Предприятие может сформировать программу мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности, исходя из своих индивидуальных особенностей и сложившейся конъюнктуры рынков капитала. Реализация такой программы позволяет ускорить привлечение финансовых ресурсов и снизить их стоимость. Следует отметить, что описанные выше возможные мероприятия не требуют существенных материальных затрат, но результатом их реализации, помимо собственно роста интереса инвесторов к компании, является также повышение эффективности ее работы.

Библиографический список

1. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование: учеб. / Н.В. Игошин. - М., 2012.

2. Риммер М.И. Экономическая оценка инвестиций: учеб. для вузов / М.И. Риммер. - М., 2014.

3. Чернов В.А. Инвестиционный анализ: учеб. пособие / В.А. Чернов. - М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.