Научная статья на тему 'Финансовая оценка инвестиционной привлекательности предприятия'

Финансовая оценка инвестиционной привлекательности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1870
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / ФАКТОРЫ / INVESTMENT APPEAL OF AN ENTERPRISE / FINANCIAL ESTIMATION / THE ANALYSIS / SYNTHESIS / FACTORS OF ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чараева Марина Викторовна

В статье рассматриваются актуальные вопросы оценки инвестиционной привлекательности предприятия. На основе исследования различных подходов, автор вырабатывает свою точку зрения, суть которой заключается в усилении финансовой составляющей данного процесса на основе количественной оценки инвестиционных, финансовых, производственных и инновационных факторов, что будет способствовать повышению объективности и реальности полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial estimation of Investment Appeal of an Enterprise

The articles looks at ways to estimate investment appeal of an enterprise. Analysis of the various approaches allows the author to come up with a point of view of her own stressing the necessity to strengthen the financial component of the process of estimation based on the quantitative assessment of investment, financial, industrial and innovative factors, which would bring out a truer picture of the results achieved.

Текст научной работы на тему «Финансовая оценка инвестиционной привлекательности предприятия»

УДК 336.02

М.В. ЧАРАЕВА

к.э.н., доцент, докторант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Развитие экономики России на основе инновационно-инвестиционной составляющей является приоритетной макроэкономической задачей, решение которой предполагает грамотное управление процессом повышения инвестиционной привлекательности, прежде всего, предприятий. Именно поэтому вопрос оценки инвестиционной привлекательности является актуальным как с точки зрения теории, так и практики.

Анализ существующих подходов к оценке инвестиционной привлекательности экономических систем показал отсутствие единого алгоритма.

Подход Бланка И.А. (с точки зрения жизненного цикла предприятия) упрощает оценку инвестиционной привлекательности, поскольку возможна неадекватная характеристика уровня конкуренции и стадии развития предприятия, связанная и с тем, что оценивается инвестиционная привлекательность лишь крупнейших предприятий [1]. Для других предприятий она далеко не всегда является корректной и не позволяет выявить соответствующие особенности разных их групп.

Ряд авторов (Ройзман И.И., Гришин И.В., Шахназаров А.Г.) оценивает инвестиционную привлекательность по следующим показателям: выручке от реализации продукции (за вычетом потреблённой стоимости); по социальным и экологическим результатам, достигаемым в отрасли; по косвенным финансовым результатам [6]. Интегральный показатель инвестиционной привлекательности определяется с помощью таких критериев, как уровень прибыльности, уровень перспективности развития и уровень риска.

Однако и данный подход имеет существенные недостатки, поскольку, во-первых, анализ инвестиционной привлекательности может быть сопряжён с большими трудностями из-за полного отсутствия достоверной информации; во-вторых, велика возможность неадекватной оценки текущего состояния предприятия из-за устаревания информации; в-третьих, существует проблема приоритета отдельных аналитических показателей в составе интегрального коэффициента, вследствие чего полученные результаты могут по-разному интерпретироваться.

В целом все методики оценки инвестиционной привлекательности объектов инвестирования, по нашему мнению, можно разделить на методики оценки: инвестиционной привлекательности территорий, методики оценки инвестиционной привлекательности предприятий, конкретных проектов. При этом для оценки инвестиционной привлекательности регионов необходимы их кредитные рейтинги, комплексные исследования инвестиционного климата, ранжирование регионов по различным критериям и определение их итогового ранга. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий предполагает оценку возможностей увеличения их активов, расширения инвестиционных возможностей за счёт привлечения сторонних инвесторов, а также их участия в конкретных проектах.

Анализ инвестиционной привлекательности конкретных проектов требует оценки их коммерческой, бюджетной и экономической эффективности. Все современные методики оценки эффективности инвестиций в отдельные проекты высокоин-

тегрированных компаний можно охарактеризовать как основанные на методологии UNIDO.

Финансовая оценка инвестиционной привлекательности предприятий достаточно новая и неразработанная проблема для России. Об этом можно судить не только по малому числу публикаций по данной проблеме, но и по практически полному отсутствию конкретных работающих методик.

Одной из наиболее распространённых методик оценки инвестиционной привлекательности является её анализ на основании единого аналитического показателя уровня прибыльности собственных активов. Такой подход, видимо, может иметь место для выбора политики организации, определения наиболее эффективных путей использования капитала в процессе инвестирования, и формирования отдельных направлений инвестиционной деятельности. Поскольку он требует изучения минимального набора факторов, влияющих на принятие решения, его преимущество - относительная оперативность, особенно если есть большой объём информации по однородным объектам инвестирования. При этом оценить можно практически любой объект вложений. Но у этого подхода есть и заметные недостатки - прежде всего, высокая вероятность неточности оценки, невозможность сопоставить результаты анализа из-за отсутствия единой информационной базы, формирующей показатели. Сказывается и индивидуальный подход к оценке объектов инвестирования. По сути, процесс в этом случае сводится к субъективной оценке конкретного объекта тем или иным инвестором, что, в свою очередь, увеличивает как временные, так и стоимостные затраты на проведение анализа, а кроме того, значительно усложняет выявление искомых параметров, критериев и основных факторов, на неё влияющих. Известно также, что многие компании порой сознательно завышают значения текущих затрат, а значит, реальные данные о прибыльности искажаются и, соответственно, снижается показатель эффективности.

На практике оценка инвестиционной привлекательности часто сводится к анализу финансового состояния предполагаемых объектов инвестиций (Шохин Е.И. [5], Валинурова Л.С., Казакова О.Б. [2]). Такой подход имеет не только теоретическое обоснование, но и практический эффект. Степень сложности и комплексности анализа зависит от того, кто его проводит. Подобного рода расчёты представляют собой экспресс-анализ финансового состояния предприятия, который позволяет инвестору оперативно определить целесообразность дальнейшего рассмотрения того или иного предприятия как потенциального объекта вложений. Однако такой анализ (также как и подробный финансовый анализ) позволяет оценить лишь текущее финансовое положение предприятия, но при этом не даёт возмож-

ности оценить какие факторы, и в какой степени повлияли на инвестиционную привлекательность предприятия. Дать такую оценку крайне непросто, это предполагает разработку сложных комплексных методик. К примеру, оценивая факторы инвестиционной привлекательности, инвестор должен обратить внимание на следующие моменты [3]:

• уровень профессионализма команды менеджеров;

• наличие или отсутствие уникальной концепции бизнеса, чёткого понимания стратегии развития компании, детального бизнес-плана;

• наличие или отсутствие конкурентных преимуществ, т.е. потенциала для лидерства на рынке;

• наличие или отсутствие значительного потенциала для увеличения доходов компании;

• степень финансовой прозрачности, соблюдение принципов корпоративного управления или стремление компании к прозрачности;

• характеристика структуры собственности, обеспечивающей защиту акционерного капитала;

• наличие или отсутствие потенциала получения высоких доходов на вложенный капитал.

И это лишь небольшая часть того, что необходимо выяснить. Чтобы надёжно и эффективно оценить инвестиционную привлекательность, перечень факторов придётся существенно расширить -он должен охватывать все сферы деятельности предприятия.

Наиболее эффективна в таких случаях экспертная оценка, которая сегодня - явление нечастое. Между тем, именно она должна стать неотъемлемой частью комплексной оценки инвестиционной привлекательности предприятия.

Мы предлагаем расширить и дополнить методики финансовой оценки инвестиционной привлекательности предприятий. Простейший финансовый анализ уже не отвечает требованиям инвесторов, принимающих решение. Анализ финансового состояния даёт общее представление об уровне развития предприятия и необходим для предварительного отбора предприятий с наиболее положительными характеристиками финансово-хозяйственной деятельности, и для дальнейшей их оценки уже с точки зрения инвестиционной привлекательности. На современном этапе развития экономики разрабатываются новые методы и подходы к определению инвестиционной привлекательности предприятия и формированию инвестиционного решения. В частности, мы предлагаем разработать комплекс мероприятий по оценке, который, помимо финансового анализа, будет включать количественную оценку факторов инвестиционной привлекательности.

Для выделения факторов инвестиционной привлекательности предприятия необходимо одновременно применять анализ и синтез. Анализ позволяет выделить наиболее значимые особенности

факторов, установить между ними связь и выявить закономерности развития каждого отдельного фактора. Синтез - это объединение в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Он необходим при разработке методологических и методических положений по оценке инвестиционной привлекательности предприятия, а также моделей прогнозирования объёма инвестиций в основной капитал предприятия.

Существует множество классификаций факторов, определяющих инвестиционную привлекательность, каждый из которых может быть охарактеризован различными показателями, зачастую имеющими одну и ту же экономическую природу. Одни факторы, определяющие инвестиционную привлекательность предприятия, классифицируются на: формальные (рассчитываются на основании данных финансовой отчётности); неформальные (компетентность руководства, коммерческая репутация и т.д.). Инвестиционная привлекательность с точки зрения отдельного инвестора, может определяться различным набором факторов, имеющих наибольшее значение в выборе того или иного объекта инвестирования.

Пахомов В.А. выделяет следующие факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия: производственно-технологические, ресурсные, институциональные, нормативно-правовые, инфраструктурные, экспортный потенциал, деловая репутация и т.д. [7].

Лахметкиной Н.И. подчёркивается, что инвестор при выборе объектов инвестирования и оценке их инвестиционной привлекательности рассматривает ряд общих (политические, правовые, экономические, инфраструктурные, ресурсные, институциональные, социально-демографические, природоохранные, природно-климатические) и точечных факторов (показатели эффективности инвестиций, финансовое состояние, квалификация кадров, состояние менеджмента, маркетинга, технологий) [4].

Седой В.Н. считает, что основные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия - это финансовое положение, риск, эффективность развития производства, дивидендная политика, информация о деятельности и т.д. [8]. Валинурова Л.С. и Казакова О.Б. выделяют такие факторы, как политический, ресурсно-сырьевой, производственный, потребительский, инфраструктурный, инвестиционный, экологический, макроэкономический, финансовый, кадровый, социальный, инновационный. При этом Валинурова Л.С. и Казакова О.Б. считают, что «политический, ресурсно-сырьевой, потребительский, инфраструктурный, социальный и макроэкономический факторы не имеют особенностей на корпоративном уровне; поскольку в рамках отрасли и региона их влияние на инвестиционную привлекательность отдельных

предприятий не дифференцируется, то в этом случае их можно не учитывать» [2, с. 187-191]. На основе анализа указанные учёные выделяют такие факторы, как инвестиционный, финансовый, производственный, кадровый и показатели, определяющие влияние этих факторов на инвестиционную привлекательность предприятия.

На наш взгляд, влияние достигнутого уровня финансового состояния на инвестиционную привлекательность предприятия очевидно. Однако, нельзя преуменьшать значение и других факторов. По нашему мнению, к ним следует отнести как внешние (политический, правовой, ресурсно-сырьевой, инфраструктурный, потребительский, экологический, демографический), так и внутренние, на исследовании которых остановимся более подробно. К внутренним факторам отнесём следующие.

1. Инвестиционный - характеризуется инвестиционной активностью предприятия, инвестиционным потенциалом и риском, а также эффективностью управления инвестиционной деятельностью предприятия. Чем больше средств вкладывается собственно в предприятие и в другие инвестиционные объекты, чем больше процент освоения инвестиций, тем выше вероятность получения инвестором прибыли и тем выше инвестиционная привлекательность предприятия.

2. Финансовый фактор характеризуется уровнем полученной прибыли предприятия и долей прибыли от инвестиционной деятельности. В этом ключе целесообразно определить тенденции получения прибыли предприятием. Кроме того, необходимо проанализировать использование предприятием собственных источников финансирования инвестиционной деятельности и привлечения заёмных. Важно исследовать границы финансовой независимости предприятия, чтобы избежать внешнего влияния на принятие управленческих решений, в т.ч. инвестиционных.

3. Производственный фактор - определяет уровень развития производственного сектора предприятия. Характеризуется степенью удовлетворения потенциального спроса и возможностями расширения производства. Высокий уровень развития производственной сферы предполагает достоверные оценки ожидаемой нормы рентабельности и повышает инвестиционную привлекательность предприятия. При неразвитой производственной сфере для инвестора возникает риск потери вложенных средств и возрастает вероятность непредусмотренных дополнительных вложений.

4. Рост капитального строительства. Характеризует возможности расширения предприятия и, безусловно, оказывает положительное влияние на его инвестиционную привлекательность.

5. Инновационный - определяется использованием достижений научно-технического прогресса

в производственном процессе. Чрезвычайно важным в связи с этим становится объём затрат на НИОКР. Чем выше их доля в структуре распределения прибыли, тем выше уровень развития производства. При этом чем меньше срок с момента разработки до момента внедрения в производство научно-технических разработок, тем выше его эффективность и тем выше привлекательность для инвестора.

По результатам анализа действия указанных факторов, мы предлагаем на предприятиях формировать «Отчёт по оценке инвестиционной привлекательности предприятия», который, на наш взгляд, должен включать следующие разделы.

1. Экономическая характеристика предприятия.

2. Основная деятельность предприятия.

3. Направления и анализ инвестиционной деятельности предприятия.

4. Оценка результатов капитального строительства.

5. Анализ финансового и инвестиционного состояния предприятия.

6. Инновационное развитие предприятия.

7. Выводы и предложения.

Предприятие может провести ряд мероприятий для повышения своей инвестиционной привлекательности (большего соответствия требованиям инвесторов). Основными из них могут быть:

• разработка долгосрочной стратегии развития;

• бизнес-планирование;

• юридическая экспертиза и приведение правоустанавливающих документов в соответствие с законодательством;

• создание кредитной истории;

• проведение мероприятий по реформированию (реструктуризации).

Для определения того, какие из мероприятий необходимы предприятию для повышения инвестиционной привлекательности, целесообразно обратить внимание на разделы три, четыре и пять «Отчёта по оценке инвестиционной привлекательности», что позволит:

• определить сильные стороны деятельности предприятия;

• определить риски и слабые стороны в текущем состоянии предприятия, в том числе с точки зрения инвестора;

• разработать рекомендации для развития конкурентоспособности, повышения эффективности деятельности и повышения инвестиционной привлекательности.

Таким образом, выделяется сфера деятельности предприятия, которая связана с наибольшими рисками и имеет наибольшее число слабых сторон, принимаются меры для улучшения положения по выделенным направлениям.

Отдельно следует отметить проведение юридической экспертизы предприятия - объекта инвестирования. Направлениями экспертизы являются:

• права собственности на земельные участки и другое имущество;

• права акционеров и полномочия органов управления предприятием, закреплённые в учредительных документах;

• юридическая чистота и корректность учёта прав на ценные бумаги компании.

По итогам экспертизы выявляются несоответствия в указанных направлениях нормам законодательства. Устранение этих несоответствий является крайне важным, так как при анализе предприятия любой инвестор придаёт юридическому аудиту большое значение. Так, для кредитора важным этапом процесса переговоров с предприятием является подтверждение прав собственности на предоставляемое в качестве залога имущество. Для прямых инвесторов, приобретающих пакеты акций предприятия, важное значение имеют права акционеров и другие аспекты корпоративного управления, непосредственно влияющие на их способность контролировать направления расходования вложенных средств.

Проведение анализа финансового и инвестиционного состояния предприятия является основой для разработки стратегии развития. Для потенциального инвестора стратегия демонстрирует видение предприятием своих долгосрочных перспектив и адекватность менеджмента предприятия условиям работы предприятия (как внутренним, так и внешним). Очевидно, что наибольшее значение наличие чёткой стратегии имеет для инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятия, а именно, участвующих в бизнесе.

Одним из самых сложных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятия является проведение реформирования (реструктуризации). Полная программа реформирования включает совокупность мероприятий по комплексному приведению деятельности компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией её развития. Реструктуризация может проводиться по нескольким направлениям.

1. Реформирование акционерного капитала. Включает мероприятия по оптимизации структуры капитала - дробление, консолидация акций, все описанные в Законе об акционерных обществах формы реорганизации акционерного общества. Результатом является повышение управляемости компании или группы компаний.

2. Изменение организационной структуры и методов управления. Нацелено на совершенствование процессов управления, обеспечивающих основные функции эффективно действующего предприятия,

и организационных структур предприятия, которые должны соответствовать новым процессам управления. Реструктуризация систем управления предприятий и оргструктуры может включать в себя:

• выделение некоторых направлений бизнеса в отдельные юридические лица, образование холдингов, другие формы изменения организационной структуры;

• нахождение и устранение лишних звеньев в управлении;

• введение в процессы управления и соответствующие организационные структуры недостающих звеньев;

• налаживание информационных потоков в части управленческой информации;

• проведение других сопутствующих мероприятий.

3. Реформирование активов. В рамках реструктуризации активов можно выделить реструктуризацию имущественного комплекса, реструктуризацию долгосрочных финансовых вложений и реструктуризацию оборотных активов. Данное направление реструктуризации предприятия предполагает любое изменение структуры его активов в связи с продажей излишних, непрофильных, и приобретением необходимых активов, оптимизацию состава финансовых вложений (краткосрочных и долгосрочных), запасов, дебиторской задолженности.

4. Реформирование производства. Нацелено на совершенствование производственных систем предприятий. Целью в данном случае может быть повышение эффективности производства товаров, услуг; повышение их конкурентоспособности, расширение ассортимента или перепрофилирование. Реструктуризация производства может включать следующие мероприятия:

• снятие с производства нерентабельной продукции, если при этом отсутствуют реальные для

осуществления инвестиционные проекты по снижению издержек, росту конкурентоспособности продукции и пр.;

• расширение выпуска и продаж выгодной продукции;

• освоение новой, коммерчески перспективной продукции или услуги;

• другие мероприятия.

Комплексная реструктуризация предприятия включает в себя комбинацию мероприятий, относящихся к нескольким из перечисленных выше направлений.

В целях повышения инвестиционной привлекательности руководством предприятия может быть проведено комплексное реформирование системы управления, не позволяющей в существующем виде привлечь инвестиции в необходимом объёме. В результате реформирования должна быть повышена эффективность системы контроля затрат, бюджетирования, контроля исполнения планов. Следствием проведённых мероприятий будет рост рентабельности деятельности и уверенности инвестора в способности предприятия эффективно освоить инвестиции.

Таким образом, подготовка предприятия к привлечению инвестиций достаточно чётко определённый, хотя и сложный процесс. Предприятие может сформировать программу мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности, исходя из своих индивидуальных особенностей и сложившейся конъюнктуры рынков капитала. Реализация такой программы позволит ускорить привлечение финансовых ресурсов и снизить их стоимость. Следует отметить, что описанные выше возможные мероприятия не требуют существенных материальных затрат, но результатом их реализации, помимо собственно роста интереса инвесторов к компании, станет также и повышение эффективности её работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. - К. : Эльга-Н, Ника-Центр, 2001.

2. Валинурова Л.С. Управление инвестиционной деятельностью: учебник / Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова. - М. : КНОРУС, 2005.

3. Зайцева Н. Как оценить инвестиционную привлекательность? // БДМ. Банки и деловой мир, 2007. - №12.

4. Кабир Л.С. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия и её роль в системе инвестиционного менеджмента (обзор) // Финансы и кредит, 2010. - №12(396). - С. 2-16.

5. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент - М. : ФБК-Пресс, 2004. С. 283-287.

6. www.cfin.ru - Сайт «Корпоративный менеджмент».

7. Пахомов В.А. Факторы инвестиционной привлекательности предприятий-исполнителей контрактов // Сайт «Корпоративный менеджмент» (www.cfin.ru).

8. http://penza.chamber.ru - Сайт г. Пенза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.