Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность и ее роль в реиндустриализации экономики региона'

Инвестиционная привлекательность и ее роль в реиндустриализации экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильчук Евгений Степанович, Рухманова Надежда Анатольевна

Рассмотрены вопросы, связанные с ролью инвестиционной привлекательности в реиндустриализации экономики депрессивного региона. Дается оценка взаимосвязи инвестиционной активности и основных индикаторов экономического роста в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность и ее роль в реиндустриализации экономики региона»

Вопросы коллизий норм ВТО и Таможенного союза пока остаются открытыми. Формальное закрепление в Договоре о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы приоритета норм ВТО с момента вступления в него одного из договаривающихся государств не исключает возможного появления проблем имплементации положений Всемирной торговой организации в законодательство Таможенного союза на практике.

Список литературы

1. Всё о таможне/ Как сложится судьба Таможенного союза после вступления России в ВТО / http://www.tks.ru/reviews/2012/08/29/01

2. Госсертификат/ВТО против ТС / http://gostcertificate.ru/novosti/2011/12/vto-protiv-

ts

3. Матвеева Т. А. Развитие таможенного права в условиях становления интеграционных объединений в рамках ЕврАзЭС // Административное право и процесс.- 2013.- № 6.- С. 72 - 76.

4. Нормы ВТО станут приоритетными по отношению к Таможенному союзу // Независимая Газета,-2011,-№3 - С.29

5. Сабельников Л.В. Исторические и методологические аспекты функционирования таможенных союзов // Российский внешнеэкономический вестник.- 2010.- №6 - С. 58

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА Васильчук Евгений Степанович, к.э.н., доцент Рухманова Надежда Анатольевна, к.э.н., доцент Ивановский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова

Рассмотрены вопросы, связанные с ролью инвестиционной привлекательности в реиндустриализации экономики депрессивного региона. Дается оценка взаимосвязи инвестиционной активности и основных индикаторов экономического роста в регионе.

В современных условиях реиндустриализация рассматривается не только как базовая идея создания новой экономики России, но и как путь выхода из рецессии. Сохранение действующей в стране экономической модели не только тормозит её экономический рост, но и становится угрозой национальной безопасности. По мнению С. Д. Бодрунова, проведение реиндустриализации предполагает одновременное решение масштабных задач по нескольким взаимосвязанным направлениям:

- в ходе реиндустриализации требуется восстановить или модернизировать производственные мощности, утраченные или устаревшие в процессе деиндустриализации;

- осуществить программы и проекты инновационной индустриализации;

- перейти на стадию нового индустриального развития с учетом особенностей и технологических вызовов индустрии грядущих десятилетий [1].

Особую актуальность задача реиндустриализации приобретает в депрессивных регионах России, в которых деиндустриализация экономики про-

явилась во всех своих негативных последствиях - резком сокращении промышленного производства, потере достигнутого технологического уровня, разрушении производственной инфраструктуры, сокращении инновационной базы развития. В качестве примера деиндустриализации рассмотрим основные параметры развития Ивановской области, которая в советское время относилась к числу развитых промышленных территорий страны со специализацией на текстильной промышленности. Данные таблицы 1 показывают, что по уровню промышленного развития Ивановская область в 1990 году значительно превосходила средние показатели по РФ.

Таблица 1. Уровень промышленного развития Ивановской области и РФ

в 1990 и 2012 годах

Объем промышленной продукции на 1000 занятых, млн. руб. ВДС обрабатывающих производств на 1000 занятых, млн. руб.

1990 год 2012 год

Россия 27,8 775,8

Ивановская область 32,0 215,3

Прямое сопоставление индикаторов промышленного развития 1990 и 2010 годов, представленных в таблице 1, невозможно в силу различий их содержания и методики расчета. Но сравнение региональных значений со среднероссийскими параметрами правомерно и свидетельствует о том, что промышленный потенциал Ивановской области в период рыночных реформ был в значительной мере разрушен. В 2012 году по объему валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств на 1000 занятых в этой сфере, Ивановская область в 3,5 раза отставала от среднероссийских значений. Чрезмерно высокая зависимость региональной экономики от градообразующих предприятий и мононаправленности отраслевой структуры породила впоследствии ряд серьезных экономических проблем на стратегически важных производствах с высокой добавленной стоимостью.

Процесс деиндустриализации экономики региона проявился и в сфере инноваций, которые являются важнейшим фактором качественного роста экономики. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками в Ивановской области, только за последние 10 лет сократилась почти в два раза.

Огромную роль в успешном осуществлении реиндустриализации играют инвестиции в человеческий капитал. Причем речь идет не только о создании новых высокотехнологичных рабочих мест, но и о подготовке рабочей силы, способной создавать инновации и внедрять их экономику.

Чтобы обеспечить преобладание в экономике высокотехнологичных видов деятельности, в целом по машиностроению в ходе реиндустриализа-ции потребуется создать 6-7 млн. новых высокотехнологичных рабочих мест, восстановив их долю в экономике. По примеру ЕС следует также увеличить долю расходов на научные исследования и разработки до 2,5-

3% ВВП. В проектных, конструкторских и научных организациях это даст еще более миллиона новых рабочих мест [1].

Устранение последствий деиндустриализации и переход к реиндуст-риализации инновационного типа невозможен без резкого увеличения инвестиций в обрабатывающие производства. Но столь масштабное увеличение инвестиций в реальный сектор экономики требует переориентации денежных и кредитных ресурсов хозяйствующих субъектов и государства на решение задач реиндустриализации. Существенную помощь в реализации этих задач могут дать меры, связанные со смягчением монетарной, бюджетной и фискальной политики, снижение стоимости заемного капитала для промышленности, меры, позволяющие переломить тенденцию значительного превышения вывоза капитала из России над его ввозом и т. д.

В Ивановской области на протяжении практически 15 лет рыночной экономики наблюдалась деиндустрилизация экономического потенциала, что во многом было связано с отсутствием четко проработанной стратегии социально-экономического развития региона, хотя первая стратегия развития Ивановской области была разработана еще в 2000 году. Но стратегическое планирование, являясь формализованной процедурой, тем не менее не терпит формального подхода к его разработке и реализации.

В таблице 2 приведены основные показатели экономического развития Ивановской области в 2003-2013 годах. В 2003 году по сравнению с 1991 годом объемы промышленного производства в регионе сократились почти на 80%. И хотя с 2005 года в регионе наблюдается активизация экономической деятельности, что позволило несколько улучшить показатели промышленного производства к 2013 году, падение промышленного производства по сравнению с 1991 годом составляет почти 65%.

Таблица 2. Основные показатели экономического развития Ивановской

области в 2003-2013 годах

Показатели /годы 2003 2005 2007 2009 2011 2013

ВРП, млн. рублей 33215 44415 74752 86573 128905 136512

Индексы производства обрабатывающих предприятий, в 21,4 24,6 32,7 26,6 32,1 35,7

%% к 1991 году

Инвестиции в основной капи- 5121 12068 17416 31956 32373 31601

тал, млн. рублей

Стоимость основных фондов, 131905 146922 207383 300365 564135 483189

млн. рублей

* данные за 2012 год

В 2012-2013 годах в регионе наблюдалось резкое снижение стоимости основных фондов - на 14,4 % в 2013 году по сравнению с уровнем 2011 года). По этому индикатору Ивановская область негативно отличается от всех регионов ЦФО, где в последние годы наблюдался прирост основных фондов (только в Рязанской области показатель практически не изменил-

ся). С одной стороны, это привело к существенному снижению степени износа основных фондов (практически на 7 процентных пунктов) вследствие списания части изношенных фондов, но с другой стороны, сопровождалось уходом с рынка ряда товаропроизводителей (в т. ч. и их переходом в субъекты малого предпринимательства).

В целом, если смотреть на динамику экономического развития Ивановской области в последние годы, можно было бы говорить об определенных успехах. Однако сравнительный анализ с другими регионами не позволяет делать слишком оптимистические выводы. В качестве базы для сравнения эффективности региональной экономической политики была выбрана Калужская область - область, которая в современных непростых условиях демонстрирует очень высокую динамику социально-экономическом развития. В частности, Калужская область вышла на первое место в ЦФО и на седьмое место в России по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения, на первое место в ЦФО и второе место в России - по объему отгруженной продукции обрабатывающих производств на душу населения, первое место в ЦФО по темпу роста заработной платы.

Таблица 3. Основные показатели экономического развития Ивановской и Калужской областей в 1993-2012 годах

Показатели /годы 1993 1997 2006 2009 2011 2012

Ивановская область

ВРП на душу населения, тыс. руб. 14,9 29,2 40,0 80,7 103,3 129,8

Среднедушевые доходы, тыс. рублей 4,3 8,5 9,5 12,4 14,0 15,9

Индекс промышленного производст- 86,6 92,3 113,0 85,5 105,7 104,6

ва, в % к предыдущему году

Инвестиции в основной капитал на - - 14,7 29,9 30,6 23,49

душу населения, тыс. руб.

Калужская область

ВРП на душу населения, тыс. руб. 9,8 37,1 46,2 100,9 156,3 286,5

Среднедушевые доходы, тыс. руб. 1,3 7,9 10,6 20,9 26,1 29,7

Индекс промышленного произ- 82,6 89,7 107,8 94,7 125,3 110,2

водств, в % к предыдущему году

Инвестиции в основной капитал на - - 18,3 60,2 76,7 93,5

душу населения, тыс. руб.

При этом стартовые позиции у Калужской области были существенно хуже, чем у Ивановской области. Данные за 1993 и 1997 годы, представленные в таблице 3, свидетельствуют, что в эти годы по основным показателям экономического развития Калужская область существенно уступала Ивановской области. При этом темпы падения промышленного производства в кризисные годы в Калужской области были выше. Но, несмотря на это, уже в 2006 году по уровню и темпам социально-экономического развития Калужская область опережает Ивановскую область, причем разрыв между ними с каждым годом увеличивается.

Целенаправленная политика по привлечению инвестиций в регион (и в первую очередь иностранных) позволили Калужской области менее чем за десять лет существенно опередить многие области не только ЦФО, но и России. Для инвесторов были созданы в первую очередь инфраструктурные условия, которые позволяли существенно снизить затраты на открытие новых производств на подготовленных промышленных площадках. В области были созданы привлекательные инвестиционные условия.

В Ивановской области целенаправленная инвестиционная политика с целью реиндустриализации экономики региона стала проявляться лишь в последние годы. И именно такой подход позволил существенно улучшить социально-экономические показатели регионального развития. В целях привлечения потенциальных инвесторов на территорию региона в Ивановской области действует ряд долгосрочных целевых программ: «Улучшение инвестиционного климата в Ивановской области в 2012-2016 годах», ключевой задачей которой является создание подготовленной инфраструктуры в виде промышленных площадок под размещение инвесторами промышленных объектов;«Развитие малого и среднего предпринимательства в Ивановской области на 2009-2015 годы», направленной на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в области. Для активизации развития малого бизнеса в регионе с 2011 года была снижена ставка налога для предприятий, работающих на упрощенной системе налогообложения, с 15 до 5% (налоговая база - доходы минус расходы).

В области был принят ряд законодательных актов, способствующих активизации инвестиционных и инновационных процессов в регионе. В частности, принятие Закона Ивановской области от 14.02.2012 № 3-03 «Об индустриальных парках в Ивановской области», способствовало стимулированию активизации данных процессов на двух площадках в городах Родники и Иваново. Создание таких парков способствует решению задач по удовлетворению требований инвесторов и, одновременно, позволяет повысить эффективность использования государственных ресурсов.

В то же время следует отметить, что принятие различных законодательных актов и разработка мер по стимулированию промышленного производства и инновационному развитию экономики региона не дают ожидаемой отдачи в случае их формальной реализации. Например, в прогнозе социально-экономического развития Ивановской области, ожидаемые размеры ВРП на 2012-2013 годы должны были составить 143,2 и 158,3 млрд. рублей, соответственно. Однако фактически в 2012 году ВРП Ивановской области составил только 136,5 млрд. руб., т.е. на 5% меньше. Официальные данные по ВРП за 2013 год еще не опубликованы, но исходя из данных по индексу промышленного производства (106,2%) и ряду других данных ВРП за 2013 год будет на уровне прогнозируемого на 2012 год.

Основными задачами по повышению инвестиционной привлекательности региона являются:

- создание благоприятной для инвестиций административной среды и

информационное обеспечение инвестиционной деятельности;

- государственная поддержка инвестиционной деятельности, а также организации выставочной и ярмарочной деятельности в Ивановской области, других субъектах Российской Федерации и за рубежом;

- постоянное совершенствование и актуализация нормативной правовой базы, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности;

- создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций в виде промышленных площадок для размещения инвесторами новых промышленных объектов на территории муниципальных образований региона.

Список литературы

1. Бодрунов С.Д. Реиндустриализация должна стать базовой идеей создания новой экономики России. http://novostispb.ru/news/industrial_gazette/3841/

2. Сайт «Федеральной службы государственной статистики», www.gks.ru

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Веремеенко Татьяна Ивановна, студентка 3 курса,

Научный руководитель Вандрикова Оксана Владимировна, преподаватель Кубанский государственный университет, Филиал в г. Тихорецке

В статье анализируется деятельность администрации муниципального образования «Тихорецкий район» по решению проблем развития малого и среднего бизнеса.

В целях создания условий для развития субъектов малого и среднего бизнеса администрацией муниципального образования выполняется планомерная работа по расширению сферы деятельности малого бизнеса, созданию положительного имиджа предпринимательства [1, 2].

На постоянной основе осуществляется разъяснительная работа связанная с вопросами налогообложения малого бизнеса, с целью увеличения доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в местный бюджет, в рамках действующего законодательства. Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края от субъектов малого и среднего предпринимательства Тихорецкого района составил 180,7 млн. руб., что на 8,2% превышает аналогичный показатель прошлого года.

В 2014г предусмотрено финансирование программы за счет средств местного бюджета в сумме 1287,6 тыс. рублей, по следующим направлениям:

- субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и лизинговым платежам субъектов малого и среднего предпринимательства (предусмотрено - 99,8 тыс. руб.);

- участие в краевых выставочно-ярмарочных мероприятиях, форумах, общероссийских и международных выставках, конкурсах, подготовка презентационных материалов (предусмотрено - 1089,8 тыс. руб.),

- Развитие, поддержка и обслуживание специализированных информационных ресурсов сети «Internet» (предусмотрено - 98,0 тыс. руб.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.