1211321 - 2B0S
ФИТНЕС-ИНДУСТРИЯ
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ФИТНЕС-КЛУБА КАК ПРЕДПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
А Н). ШШТШ.
генеральный дкрнтор III «Дшп Отвес»
Сегодня очевидно, что развитие мировой экономики, внедрение новейших технологий, электронно-вычислительной техники и другого современного оборудования обусловливают увеличение свободного времени человека, а соответственно, и развитие социально-культурной сферы (СКС), т. е. отраслей экономики, удовлетворяющих социаль-но-культурные потребности человека. В современных условиях все большее внимание со стороны руководителей страны, теоретиков и практиков, специализирующихся на изучении экономических явлений и процессов, уделяется производству социально-культурных благ. Так, в своем выступлении на встрече с членами Правительства РФ, руководством Федерального Собрания и членами Президиума Государственного совета Президент РФ В.В. Путин отмечал: «Основной целью нашей деятельности, ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России. Это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России»1.
Законы и закономерности развития социально-культурной сферы исследуют сейчас специалисты различных сфер знания — педагоги, культурологи, медики, экономисты. Процесс эволюции СКС требует сегодня экономического осмысления. Таким образом, можно отметить, что в настоящее время появилась новая область экономического знания — экономика социально-культурной сферы.
1 Выступление Президента РФ В. Путина на встрече с членами Правительства РФ, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета / Российская газета, 7 сентября 2005 г - С. 1-2.
В современных условиях рынок социокультурных благ, безусловно, динамично развивается. В России только фитнесом уже активно занимаются более 2 млн человек, а количество специалистов, работающих в этой сфере, превышает 18 тыс.2. В течение нескольких последних лет открылись новые прекрасно оборудованные клубы, спортивные залы, бассейны; профессионалы фитнес-индуст-рии стали еще более востребованы. По мнению, например, Л. Москаленко, количество клиентов фитнес-клубов ежегодно увеличивается на 20-30%. В течение года открывается около 5 новых фитнес-клубов, клубные карты которых пользуются повышенным спросом. Кроме того, в области индустрии развлечений фитнес считается наиболее прибыльным видом предпринимательской деятельности, так как срок окупаемости инвестиций составляет 12-24 мес., а ежегодная прибыль фитнес - клуба достигает 4-5 млн дол. США3.
Важно подчеркнуть, что совершенствование деятельности предприятий СКС в целом, фитнес-клубов в частности, несомненно, положительно влияет на экономическое развитие страны.
Знание реального состояния предприятий СКС необходимо не только для выработки стратегии развития данной сферы, но и для сохранения здоровья граждан России и отечественной культуры, во многом определяющих перспективы развития нашей страны.
2 Симонова М., Сургуладзе Е. Фитнес-индустрия: прибыльный престиж // Элитный персонал. — 2002. — №10. - С. 18.
3 Москаленко Л, Инвестиции в тело // Эксперт. - 2002. - № 33. -С. 11-14.
34
ДАЙДКЕСТ-ШШ1СЫ
ЦТ
■ 12 [132) — 2005
Социально-культурная сфера — сложное и неоднозначное понятие. Например, Е.Я. Морозова и Э.Д. Тихонова под социально-культурной сферой понимают совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека4.
ЮЛ. Помпеев рассматривает социально-культурную сферу как составную часть национальной экономики, связанную с выполнением государством его социальных функций в рамках межличностных и товарно-денежных отношений между людьми5.
Автор определяет социально-культурную сферу как совокупность организаций, которые производят блага, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан страны.
В связи с изменением социально-культурных потребностей граждан общества состав и структура СКС постоянно трансформируется. Этими и другими причинами объясняется ее чрезвычайная динамичность. Здесь важно подчеркнуть, что в России сегодня во многих отраслях разрушена монополия на предоставление услуг. Так, например, в области физической культуры и спорта помимо государственных организаций появились частные.
Интерес к современной деятельности коммерческих организаций страны велик, и многие исследователи обращаются к их проблемам. Однако наряду с предприятиями тех или иных отраслей экономики страны, деятельность которых изучена всесторонне, существуют сферы предпринимательской деятельности, практически не исследованные. Именно к ним относится и фитнес-индустрия.
В этой связи, по мнению автора, особую значимость приобретает решение научной задачи, связанной с разработкой системы показателей, посредством которых любое предприятие социально-культурной сферы может оценить свою инвестиционную привлекательность.
В фундаментальных экономических исследованиях, посвященных проблемам общей экономики и экономики общественного сектора, относительно часто встречаются теоретические и методологические положения, в которых рассматриваются особенности функционирования предприятий социально-культурной сферы (СКС) в современной экономике. Но в формате таких исследований можно дать лишь самую общую характеристику экономической деятельности предприятий СКС, а также «провалов» рынка и роли государства в данной сфере. Для получения целостного представ-
4 Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. - СПб.: Издательство В.А. Михайлова. 2002 - С. 9.
5 Помпеев Ю.Л. Экономика социально-культурной сферы. - СПб., 2003- С. 3.
ления об основных особенностях экономических отношений в социально-культурной сфере в целом и фитнес-индустрии в частности необходимы, по мнению автора, самостоятельные и целенаправленные экономические исследования.
Необходимо отметить, что социально-культурная сфера является важнейшей частью экономики страны, деятельность предприятий которой связана с выполнением государством его социально-экономических функций. Осуществление в этой сфере эффективных инвестиционных проектов увеличивает, безусловно, поступающий в распоряжение общества валовой внутренний продукт (ВВП), который затем делится между участвующими в данных проектах субъектами рынка (предприятиями, сотрудниками предприятий, акционерами, кредитными учреждениями, бюджетами разных уровней и т.д.). Доходами и издержками этих субъектов рынка определяются различные виды эффективности инвестиционных проектов, осуществляемых в социально-культурной сфере. По мнению автора, в социально-культурной сфере можно выделить 2 вида эффективности инвестиционных проектов, а именно: а) эффективность инвестиционного проекта в целом; б) эффективность участия в инвестиционном проекте того или иного субъекта рынка.
Эффективность инвестиционного проекта в целом анализируется с целью оценки привлекательности этого проекта для потенциальных участников, а также поисков источников финансирования инвестиций. Данный вид эффективности может включать в себя социально-экономическую эффективность инвестиционного проекта и его коммерческую эффективность.
Показатели социально-экономической эффективности учитывают влияние реализации того или иного инвестиционного проекта как на развитие общества в целом, так и на развитие отдельных отраслей экономики страны.
Показатели коммерческой эффективности инвестиционного проекта учитывают финансовые результаты его реализации для различных инвесторов, осуществляющих данный инвестиционный проект.
Эффективность участия в инвестиционном проекте анализируется в целях определения возможности реализации инвестиционного проекта, а также заинтересованности в нем тех или иных хозяйствующих субъектов. Эффективность участия в инвестиционном проекте может включать в себя следующие виды эффективности:
— эффективность для хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации инвестиционного проекта;
ДД|Д1ЕСТ-МШС1ф
35
•ДТ1ЕСЩУСТРИЯ
^ 12(132) - 2005
- эффективность участия в покупке акций предприятия, участвующего в реализации инвестиционного проекта;
- отраслевую эффективность, которая характеризует влияние реализации инвестиционного проекта на развитие той или иной отрасли экономики страны;
- региональную эффективность, то есть влияние реализации того или иного инвестиционного проекта на экономическое развитие региона;
- народнохозяйственную эффективность, то есть влияние реализации инвестиционного проекта на экономику страны в целом;
- бюджетную эффективность инвестиционного проекта, показывающую эффективность участия государства в реализации данного инвестиционного проекта.
Социально-культурная сфера включает в себя следующие отраслевые системы: культура и искусство; средства массовой информации; здравоохранение; физическая культура и спорт; образование; социальное обеспечение6. Кроме того, по мнению автора, к данной сфере должны относиться и такие отрасли как: фитнес-индустрия, реклама, туризм и игорный бизнес.
Создать классификацию отраслей социально-культурной сферы можно посредством следующих основных признаков.
1. Организации отраслей СКС производят социокультурные блага, в основном в форме услуг, объектом воздействия которых являются индивиды. .
Образование, например, обеспечивает освоение людьми знаний, умений и навыков. По мнению К. Ремчукова, главное, что дает образование, - это способность постоянно в индивидуальном режиме обновлять багаж базовых знаний, переносить их в различные сферы жизни, искать новые пути развития7.
Организации фитнес-индустрии, по мнению президента компании «PRECOR» П. Берна, предоставляют своим клиентам возможность корректировки фигуры, наращивания мышечной массы, эффективного общения друг с другом, достижения внутренней гармонии и совершенства8.
Деятельность организаций рекламной индустрии направлена в первую очередь на удовлетворение потребностей людей в объективной информации о товарах и услугах, их качестве и ценности,
6 Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы / Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. - СПб., 2003. - С. 3.
7 Куликова Е. Practical Intelligence профессора Ремчукова // Карьера. - 2003.- № 7-8.- С. 56.
8 Берн П. Люди начинают понимать все преимущества
занятий фитнесом // Fitness Report - 2005. - № 16. - С. 42.
местах продаж и т.д9. Таким образом, рекламные компании посредством своих трансакций, безусловно, в определенной степени минимизируют временные издержки потребителей, которые связаны с процессом выбора и приобретения товаров и / или услуг.
Культура как отрасль и важнейшая составляющая социально-культурной сферы обеспечивает:
- сохранение и использование культурно-исторического наследия;
- художественное образование и развитие детского творчества;
- организацию досуга и развлечений;
- художественно — творческую и концертную деятельность;
- развитие народного любительского творчества и др.10
В процессе обмена социокультурные блага имеют экономическую форму товаров и услуг. Товар - это продукт труда в виде вещи, который создается для обмена. Товар характеризуется следующими чертами, а именно: осязаемость, возможность хранения, накопления, транспортировки и др. Товарную форму имеют продукты труда, например конструкторов фитнес-обору-дования (кардиотренажеры компании «Motus», тренажеры «TRIMLINE» и т.д.). Услуга — это полезный эффект живого труда, который осуществляется в интересах обмена. Например, в фитнес-индустрии преобладающая часть благ имеют форму услуги. Именно услуга является конечным продуктом труда инструкторов тренажерного зала и зала восточных единоборств, инструкторов по аэробике и сайклу, сотрудников детского центра и медицинского кабинета. Фитнес-услуге свойственны такие черты, как: а) процесс ее предоставления совпадает во времени и в пространстве с процессом ее потребления; б) близость к потребителю — основной принцип размещения фитнес-клубов; в) локальность рынка фитнес-услуг; г) неопределенность результата; д) информационная асимметрия (неравномерное распределение информации об фитнес-услуге между ее продавцом и ее покупателем); е) существенная роль фактора времени (затраты и результаты значительно удалены друг от друга во времени).
Фитнес-услуга, по мнению автора, относится к такой разновидности смешанных благ, как социально значимые. Она обладает свойствами делимости,
9 Соловьев Б.А. Управление маркетингом. — М.: Издательский дом «ИНФРА - М», 1999. - С. 233.
10 Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально - культурной сферы. Учеб. пособие. СПб.: Издательство В.А. Михайлова — 2002. — С. 89 - 101.
36
ДД1Д1КТМШСЫ
ЛНШ^РИРНЯ "12(1321 — 2005
БЛАГО А
Потребность Р
Потребность не удовлетворена
ограниченной конкурентности (например, величина полезности посещения фитнес-клуба уменьшается, если заполняе-мость тренажерного зала выше величины его вместимости), низким уровнем ирключаемос-ти (существует долгосрочный внешний эффект от производства фитнес-услуг, который достается обществу в целом, а не только непосредственному потребителю-плательщику).
2. Потребление предоставляемых социокультурных благ имеет существенные внешние эффекты.
По мнению, Л.И. Якобсона, в условиях эффективно функционирующего рынка производитель не может использовать ресурсов, не неся издержек в размере их альтернативной стоимости, а потребитель вынужден полностью оплачивать альтернативную стоимость каждого товара. Только в этом случае обеспечивается оптимальная аллокация ресурсов, цены соответствуют предельным полезностям, а доход адекватно выражает вклад производителя в развитие экономики.
Предприятие, деятельность которого порождает негативные внешние эффекты, перекладывает часть издержек на других, а те кто создают позитивные внешние эффекты, берут на себя часть издержек по реализации чужих интересов. В то же время, очевидно, что в основе всегда лежит явное или скрытое использование (присвоение) какого-либо ресурса без принятия на себя издержек в размере его альтернативной стоимости11.
Отрасли социально-культурной сферы, безусловно, характеризуются наличием четко выраженных внешних эффектов от потребления их благ теми потребителями, кому они непосредственно адресованы.
Так, например, занятия фитнесом оказывают позитивное воздействие не только на тех кто получает услуги предприятий фитнес-индустрии, но и на других лиц, укрепляя здоровье, сокращая риск и масштабы заболеваемости населения и т.д. Проведенные в США исследования показывают, что каждый доллар, вложенный в привлечение работников компании к программам физической активности, приносит до 3,43 дол. экономии за счет снижения расходов на медицинское обслуживание и оплату больничных листов12. Кроме
БЛАГО В
Потребность Р
Потребность удовлетворена частично
БЛАГО С Потребность Р
Потребность удовлетворена полностью
Рис. 1. Три степени удовлетворения потребности
того, активное занятие фитнесом дало импульс роста компаниям, занимающимся производством спортивной одежды, тренажеров и оборудования для фитнес — клубов. Объем продаж в этой области продолжает увеличиваться. В США у ряда крупнейших компаний, которые специализируются на производстве товаров для фитнес-индустрии, валовой доход уже составил 24 млрд дол.13
Всеобщая грамотность, доступность дополнительного и высшего образования обеспечивают существенный эффект, который способствует успешному развитию общества и экономики страны.
Культурная деятельность позволяет сохранять и развивать культурное наследие и художественное творчество, способствует распространению и освоению людьми социально-культурных ценностей, консолидирующих общество14.
Организации социального обеспечения, оказывая соответствующую помощь беднейшим слоям населения страны, создают определенный уровень их удовлетворенности условиями жизни в данном обществе и, соответственно, снижают риск социальных конфликтов.
Вопросы, связанные с внешними эффектами, могут, по мнению автора, решаться на основе адекватного установления прав и ответственности субъектов рынка. На практике этого можно достичь посредством законотворческой и контролирующей активности государства. Если, например, фитнес-клубы выполняют функции, которые порождают значительный положительный внешний эффект, то государство обязано оказывать фит-нес-индустрии разнообразную инвестиционную и налоговую поддержку.
3. Социокультурные блага характеризуются высоким эмоциональным восприятием со стороны потребителей.
11 Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. Учебник. - М.: Наука, 1995.-С. 15.
12 Симонова М., Сургуладзе Е. Фитнес-индустрия: прибыльный престиж // Элитный персонал. - 2002. - № 10. - С. 18.
13 Здоровье на продажу // /www.rg.ru. - 11/02/2003.
14 См., например: Морозова Е. Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. Учеб. пособие. СПб.: Издательство В.А. Михайлова, 2002. -С. 89-110.
ДА1ДЖЕСТ-ФШ1СЫ
37
ФИТ1ЕСИНДУСТРИЯ
12(1321 - 2005
Социокультурные блага можно рассматривать как совокупность полезных свойств, которые должны полностью обеспечивать удовлетворение потребности целевой группы потребителей.
Степени удовлетворения потребности потребителя представлены на рис. 1.
Фитнес-клуб только тогда, как правило, будет успешным и иметь инвестиционную привлекательность, когда он обеспечивает полное удовлетворение потребности потребителей целевого сегмента.
4. Деятельность организаций СКС систематически анализируется с помощью ценностных экспертных оценок.
Деятельность организаций социально-культур-ной сферы постоянно выступает объектом ценностных оценок со стороны общества и государства. Например, доступность образования и медицинской помощи для различных социальных групп является в любом современном обществе объектом оценки с позиции социальной справедливости. Конституции многих\стран мира рассматривают доступность медицинского обслуживания, образования, культурных благ как часть неотъемлемых прав человека. Дак, Г.М. Галуцкий отмечает, что в соответствии с современным законодательством России от 1992 г. права человека в области культурной деятельности объявлены приоритетными по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этнокон-фессиональных групп, религиозных организаций, профессиональных и иных объединений. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на свою культурную самобытность, а также на приобщение к накопленным в ходе исторического развития библиотечным, музейным, архивным фондам, иным культурным ценностям во всех областях культурной деятельности. Имеет он при этом и право собственности в области культуры, которое распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции, здания, сооружения15.
Важно отметить, что в современных условиях правительства многих стран с развитой экономикой стремятся обеспечить доступность для различных социальных групп населения и фитнес-услуг. Так, в США в этих целях создан и успешно функционирует президентский совет по фитнесу и спорту. В его состав входят 20 выдающихся граждан страны: от знаменитых спортсменов до известных ученых16. Правительство США вкладывает в раз-
15 Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. - Москва, 1998. - С. 335 - 336.
16 Симонова М., Сургуладзе Е. Фитнес-индустрия: прибыльный престиж // Элитный персонал. — 2002. — №10. — С. 18.
Г; 38 й • .
витие фитнеса значительные средства, которые идут на пропаганду здорового образа жизни и на развитие местных фитнес-клубов, доступных для малообеспеченных семей17.
5. Социокультурные блага оказывают на потребителя многогранное и комплексное воздействие (эстетическое, образовательное, воспитательное, физическое и др.).
Фитнес-клубы, ориентированные на пропаганду и формирование здорового образа жизни, постепенно превращаются сегодня в комплексные центры, предлагающие клиентам многие виды услуг, которые связаны с красотой, здоровьем и образованием человека.
Комплекс услуг современного фитнес-клуба:
1. Оздоровительный фитнес для взрослых:
1) атлетическая тренировка; 2) аэробная тренировка и аэробика; 3) ознакомительный инструктаж;
4) групповые программы; 5) восточные оздоровительные системы; 6) единоборства; 7) спортивный и социальный танцы; 8) водные программы; 11) командные виды спорта.
2. Детский клуб:
1) развивающие игры; 2). корригирующая гимнастика; 3) пластика, ритмика; 4) обучение плаванию;
5) подвижные и спортивные игры; 6) техника популярных видов спорта; 7) детские праздники /олимпиады; 8) детский психолог; 9) логопед; 10) секции.
3. Рекреация:
1) сауна /массаж; 2) бар, комната отдыха; 3) фитнес-диагностика; 4) фитнес-диетология; 5) боулинг.
4.Система 50 (+)(пожилые клиенты):
1)анаболическая тренировка; 2) реабилитация
/ баланс; 3) стретчинг; 4) аэробная тренировка; 5) восточные системы.
5. Подростковый спорт:
1) боди-билдинг; 2) восточные системы; 3) единоборства; 4) плавание;
5) спортивные/клубные танцы; 6) хореография; 7) спортивные игры.
6. Б ал ьне процедуры:
1) ванна хромо/аромо/звуко терапии; 2) гидромассажная ванна; 3) душ шарко/виши/цирку-лярный; 4) спа-бассейн/ паровая кабина; 5) инфракрасная сауна.
7. Солярий:
1) горизонтальный; 2) вертикальный; 3) для лица;
8. Мастерская причесок:
1) стрижка, укладка, покраска и т.п.; 2) стилист; 3) детский мастер.
9. Косметология лица:
1)чистка; 2) маски; 3) массаж.
17 Здоровье на продажу // www.rg.ru. - 11/02/2003.
ДАНДХЕСТ-МШСЫ
ФИТНЕСИНДУСТРИЯ
1211321 - 2005
Динамика основных показателей Федерального бюджета РФ в 2004-2005 гг., млрд руб.
Таблица 1
№ Показатель 2004 г. 2005 г. Прирост в % В % от общих расходов
1 Национальная оборона 411,47 531,14 +29 17,5
В том числе Государственный оборонный заказ 148 187 +26 6,23
в составе:
закупки вооружения и военной техники — 82,5 — —
ремонт вооружения и военной техники НИОКР _ 42,12 63,14 _ _
2 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 310,58 398,89 +28 13,1
3 Обслуживание государственного и муниципального долга 287,57 244,15 - 18 8,13
4 Социальная политика 161,16 167,36 +4 5,6
— образование 117,79 155,34 +32 5,17
— здравоохранение и спорт 47,01 85,67 +82 2,85
— культура, кинематография и СМИ 16,10 39,17 + 143 1,3
— судебная система 33,25 36,77 + 11 1,2
10. Косметология тела:
1),лимфодренаж; 2) обертывания; 3) массаж; 4) LPG.
11. Маникюр, педикюр и др.
Следует подчеркнуть, что в современных условиях ширина и глубина ассортимента услуг во многом обусловливают конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность предприятия фитнес-индустрии. Именно такой ассортимент, знание потребностей потребителей, навыки и умения персонала, а также настойчивость в реализации победной маркетинговой стратегии являются сегодня ключевыми составляющими успеха фит-нес-клуба (рис. 2).
Социально-культурная сфера представляет собой значительную часть современной экономики. Сегодня затраты государства, которые связаны с финансированием данной сферы, и расходы на-
УСПЕХ
С
ОЧЕВИДНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
С
КОНЦЕНТРАЦИЯ
i к
ПОТРЕБНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Рис. 2. Алгоритм успеха фитнес - клуба
ДАЙДЖЕСМНШСЫ
селения на производимые в ней блага составляют в странах с развитой экономикой от 30 до 70 % валового внутреннего продукта (ВВП). Например, спрос на фитнес-услуги в России за период с 2000 по 2003 г. вырос в 2 раза. За посещение фитнес-клу-бов многие граждане нашей страны готовы платить от 500 до 4 000 дол. США в год18.
Необходимо отметить, что доля затрат государства, связанных с финансированием СКС, увеличивается, как правило, по мере роста экономики. Так, в России на реализацию национальных проектов в 2006 г. будет затрачено около 115 млрд руб. Более половины этой суммы пойдет на развитие системы здравоохранения — оснащение новейшим диагностическим оборудованием более 10 тыс. муниципальных поликлиник, повышение зарплат врачам и медсестрам, на 4-кратное увеличение к 2008 г. числа граждан, которые будут иметь возможность получить высокотехнологичную медицинскую помощь. В 2006 г. здравоохранение России должно получить 101, 1 млрд руб., что почти на 47 млрд больше, чем в 2005 г.. В сфере образования намечено расширить приобретение для вузов и школ лабораторного оборудования и программного обеспечения, охватить еще 20 тыс. школ доступом в Интернет, создать новые университеты в Южном и Сибирском федеральных округах, повысить до 30 тыс. руб. заработную плату научным сотрудникам19.
Динамика основных показателей Федерального бюджета РФ в 2004-2005 гг., которая определенным образом свидетельствует о росте инвестиционной привлекательности социально-культурной сферы страны, представлена в табл. 1.
18 Здоровье на продажу // www.rg.ru. - 11/02/2003.
19 Российская газета. - № 199. - С. 3.
«МТВЕСИВДУСТРИЯ
4 5 тт - 2005
Таблица 2
Социально значимые задачи, решаемые в ходе освоения свободного времени20
Социально значимые и общественно необходимые задачи Социально опасные и общественно вредные пристрастия
Формирование общественного сознания Создание условий для выявления и реализации способностей людей Обеспечение народа новейшей социальной, научной и технической информацией Возвышение духовных потребностей человека Формирование здорового нравственного климата Обеспечение эффективного использования экономических ресурсов общества Решение экологических проблем и гарантии будущих поколений общества Алкоголизация населения и распространение пьянства Наркомания и интоксикация населения Психологическое подавление личности Поддержка жестокости и стимулирование агрессивности в индивидах, смещая человеческую популяцию к идеалам варварства
Инвестиционная привлекательность и хозяйственная деятельность предприятий социально-культурной сферы в целом, фитнес-клубов в частности, по мнению автора, характеризуются двумя ключевыми аспектами, а именно: социокультурным (содержательным) и экономическим.
Содержательный аспект детерминирован социально-экономической ролью предприятий СКС, сущность которой заключается в создании, распространении, использовании и сохранении социокультурных ценностей, что в свою очередь способствует совершенствованию отношений между людьми.
Экономический аспект обусловлен тем, что удовлетворить потребности потребителей в том или ином благе возможно только тогда, когда предприятия располагают необходимыми для этого ресурсами, инвестиционными в том числе.
Социально-культурная природа инвестиционной привлекательности и хозяйственной, деятельности, например фитнес-организаций обусловливает реализацию важных для общества «миссий»: пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностных качеств отдельных индивидов и социальных групп населения, культурное просветительство (организация концертов в фитнес-клубах классической и другой музыки, просветительство в области культуры тела и др.), решение определенных социально значимых задач (табл. 2), и связана с той ролью, которую призвана играть фитнес-индустрия в формировании и развитии современного общества.
Именно на решении этих задач сосредоточены сегодня усилия организаций фитнес-индустрии, которые создаются для работы с гражданами страны в период их свободного времени.
Право граждан на пользование многими социокультурными благами закреплено в конституциях
20 Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. - М., 1998. - С.396.
большинства стран мира. Автор убежден, что для гармоничного развития общества и личности необходимо участие как можно большего числа граждан страны в максимально разнообразных и свободно выбранных социально-культурных мероприятиях, в том числе и мероприятиях, проводимых организациями фитнес-индустрии.
Социокультурный аспект инвестиционной привлекательности и деятельности предприятий СКС предполагает, с одной стороны, наличие у отдельных социальных групп и индивидов определенных социально-культурных потребностей, с другой — наличие у предприятий СКС производственных возможностей для их полного удовлетворения.
Здесь необходимо подчеркнуть, что уровень социально-экономического развития страны в конечном счете определяется уровнем и разнообразием потребностей ее граждан. Процесс их формирования и развития обусловлен, по мнению автора, следующими факторами:
— экономическим (экономический рост, уровень развития техники и технологий, валовой внутренний продукт, бюджеты всех уровней, доходы населения, банковская и кредитная системы страны и т.д.);
— социальным (численность населения страны и ее динамика, система ценностей, образовательный уровень, среда воспитания и др.).
Данные факторы различным образом влияют на формирование и развитие социально-культур-ных потребностей граждан страны. Так, в книге Г.М. Галуцкого отмечается, что уровень развития техники и технологии — величина, соответствующая уровню культуры. Чем выше уровень культуры, тем меньше времени требуется индивиду, чтобы произвести необходимое и достаточное количество предметов и продуктов, удовлетворяющих потребности. Следовательно, с увеличением уровня технологии и развитием культуры за счет уменьшения рабочего времени существует возможность увеличения ресурсов свободного времени. Это
ДЯ1Д1ЕСТ «1и1СЫ
ФМТНЕСПВДУСТРИЯ
объективные предпосылки. По сути, вся история культуры полна примеров борьбы между людьми и борьбы внутри самого индивида за право иметь как можно больше свободного времени и за то, чтобы свободное время было заполнено чем-то, что не позволило бы индивиду скучать21.
Таким образс!м, можно сделать следующие частные выводы.
Во-первых, если повышается уровень экономического развития страны, то увеличивается, как правило, и свободное время ее граждан. Соответственно, у них появляется потребность в новых благах, посредством которых они могли бы это свободное время заполнить.
Во-вторых, величина свободного времени граждан является показателем качества жизни населения страны и уровня ее социально-экономического развития.
В-третьих, с увеличением свободного времени населения растет и инвестиционная привлекательность предприятий фитнес-индустрии, так как спрос на их услуги будет расти.
В-четвертых, так как в современных условиях у потребителей есть широкий выбор форм освоения своего свободного времени и конкурентная борьба между предприятиями СКС усиливается, то предложения организаций фитнес-индустрии должны быть конкурентоспособными.
Необходимо подчеркнуть, что в современных условиях важную роль в процессе формирования и развития социокультурных потребностей населения страны играет информация. Современная информация о развитии общества и социально-культурной сферы вызывает интерес у людей к определенному образу жизни и обусловливает формирование у них потребностей, в частности в фитнес-услугах. В России, например, важную социально значимую и общественно необходимую задачу, связанную с информированием населения о тенденциях развития рынка фитнес-услуг, решают издатели таких журналов, как «Fitness Report», «Культура тела» и «Fitness Journal». Деятельность данных организаций фитнес-индустрии также наглядно подтверждает наличие социокультурного аспекта в инвестиционной привлекательности и хозяйственной деятельности коммерческих фит-нес-предприятий.
Каждая организация СКС, безусловно, должна определять приоритетность социокультурного или экономического аспекта. По мнению автора, у предприятий фитнес-индустрии должен доминировать социокультурный аспект, так как основное
21 Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. - М., 1998. - С.394-395.
22Там же.
^ 1211321 - 2005
их предназначение состоит в полном удовлетворении потребностей граждан страны, связанных с их физическим и духовным развитием.
В книге Г.М. Галуцкого отмечается, что свободное время индивида является той точкой, в которой пересекаются духовно-нравственные потребности индивида и социально-культурные потребности общества. Это единственная точка, в которой может и должно происходить согласование потребностей индивида и общества. И процесс этот -двойственный. Индивид через свои потребности ставит перед обществом задачи, а общество через свои институты ограничивает неоправданно завышенные потребности или потребности, которые представляются социально опасными и вредными для культуры и добивается их изменения, вынуждая индивида мимикрировать22.
Социокультурный аспект в хозяйственной деятельности организаций фитнес-индустрии, по мнению автора, наиболее четко проявляется в их участии: а) в решении социально значимых и общественно необходимых задач (создание условий для выявления и реализации способностей граждан страны, формирование здорового нравственного климата и др.); б) в борьбе с социально опасными и общественно вредными пристрастиями определенной части населения страны (алкоголизация населения и распространение пьянства, наркомания и т.д.).
Социокультурный аспект в инвестиционной привлекательности организаций фитнес-индустрии обусловливается тем, что субъекты хозяйствования, которые активно участвуют в решении социально значимых задач, безусловно, должны поддерживаться определенным образом государством. В свою очередь, совершенно очевидно, что предприятия, которые имеют соответствующую государственную поддержку (государственные гарантии, льготная аренда, налоговые льготы и др.), являются привлекательными клиентами для коммерческих банков.
В то же время в хозяйственной и инвестиционной деятельности фитнес-предприятий важен и экономический аспект. Они должны эффективно использовать ограниченные экономические ресурсы. Это возможно только тогда, когда основная цель предприятия фитнес-индустрии будет состоять в значительной степени не в производстве фитнес-услуг, а в «производстве» и «воспроизводстве» потребителей этих услуг. Предоставление потребительской ценности, полное удовлетворение потребностей потребителей, возвращение потребителей — вот та система ценностей, которой должны придерживаться все сотрудники всех подразделений фитнес-предприятия.
ДАЙД1ЕСТ9Ш1СЫ
41
ФИТНЕСИЯДУСТРИЯ
Исходя из того, что положительная динамика физического и духовного развития населения, которую в значительной степени обеспечивает и фитнес, положительно влияет на социально-экономическое развитие страны, государство и предприятия фитнес-индустрии должны совместными усилиями обеспечить: во-первых, максимальную доступность фитнес-услуг для всех слоев населения; во-вторых, устойчивость функционирования предприятий фитнес-индустрии в любых социально-экономических условиях.
Соответственно, предпринимательская деятельность в фитнес-индустрии должна поддерживаться со стороны государства. Данная поддержка может иметь инвестиционно-налоговый характер.
Все виды инвестиционно-налоговой поддержки государством фитнес-индустрии целесообразно распределить по двум основным направлениям.
Первое направление—прямая поддержка домашних хозяйств и предприятий фитнес-индустрии.
Поддержка домашних хозяйств может осуществляться быть в следующих формах: налоговые .льготы, субсидии и др.
Прямая поддержка предприятий фитнес-индустрии может осуществляться: через льготные кредиты, налоговые льготы, ресурсные поддержки и т.д.
Второе направление — косвенная поддержка фитнес-индустрии, к которой можно отнести следующие формы: информационную, консультационную, инфраструктурную, государственные гарантии и др.
Следует подчеркнуть, что инвестиционно-налоговая поддержка государством предприятий фитнес-индустрии должна оказываться как на возмездной, так на безвозмездной основе.
Кроме того, социально-культурная сфера в целом, фитнес-индустрия в частности, по мнению автора, должны поддерживаться и компаниями других секторов экономики. Предприятия социально-культурной сферы производят блага,
121132)- 2005
которые имеют существенные внешние эффекты, и, следовательно, удовлетворяют потребности не только отдельных личностей, но и всего общества. Деятельность организаций СКС обеспечивает повышение качества трудовых ресурсов и тем самым в определенной степени способствует повышению эффективности функционирования всех предприятий страны, так как труд является важнейшим фактором производства.
Важно отметить, что уже сегодня многие отечественные компании в качестве концепции управления используют социально-этичный маркетинг, который предполагает постоянную заботу о сотрудниках, а также согласование прибыли компании, потребностей потребителей и интересов общества. Данные компании поддерживают и стимулируют своих сотрудников следующими методами: оплачивают обучение, приобретают клубные карты фитнес-центров, организуют бесплатное медицинское обслуживание персонала, предоставляют бесплатные туристические путевки и т.д. Стимулируя и поддерживая перечисленными и другими методами своих сотрудников, отечественные предприятия одновременно содействуют развитию экономики социально-культурной сферы страны. Возникает комплементарная связь между предприятиями социально-культурной сферы и предприятиями других секторов экономики России, которая в свою очередь обеспечивает макроэкономическое равновесие, социальную стабильность и, соответственно, социально-экономическое процветание страны.
Таким образом, реализация государством в настоящее время стратегии, которая предполагает в первую очередь инвестиции в человека, и стремление многих компаний страны быть социально ответственными свидетельствуют о том, что инвестиционная привлекательность предприятий социально-культурной сферы в целом, и фитнес-организаций в частности, имеет положительный тренд.
42
ДАЙДЖЕСТ-ШАНСЫ