МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 2 (71). С. 101-107.
THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture. 2022. Vol. 2 (71). P. 101-107.
Научная статья
УДК 323
doi: 10.54398/1818510Х_2022_2_101
Инвестиционная политика России:
СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
Денильханов Асланбек Хаважович
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-5593-2695
Аннотация. В статье исследуются роль и значение инвестиционной политики в современной России. Ввиду разного социально-экономического уровня регионов российского федеративного государства остаются актуальными вопросы, связанные с их развитием. Совокупный вклад регионов в национальную экономику создаёт синергетический эффект, в результате которого происходит увеличение валового внутреннего продукта, улучшение качества жизни граждан, повышение геополитического статуса страны. В этой связи приоритетным стратегическим направлением остаётся инвестиционная деятельность как неотъемлемая часть экономики, направленная на структурное преобразование её потенциала и повышение эффективности. Проанализированы теоретические аспекты региональной стратегии и пути повышения инвестиционной привлекательности, представлена классификация научных концепций современных исследователей идентификации приоритетов регионального развития, выработана стратегия повышения инвестиционной привлекательности региона. Цель исследования обусловлена необходимостью разработать рекомендации по улучшению инвестиционного климата в России для устойчивого развития национальной экономики. Научная новизна работы заключается в выявлении стратегических приоритетов повышения инвестиционной привлекательности регионов и ключевых задач этих приоритетов. Для достижения указанной цели в работе применён широкий спектр общенаучных методов и подходов: диалектический, научных абстракций, системного анализа и синтеза. Теоретической основой явились труды отечественных и иностранных учёных, посвящённые различным аспектам исследуемой проблематики. В заключении автором выделены и охарактеризованы основные стратегические приоритеты повышения инвестиционной привлекательности региона для сбалансирования ситуации будущего экономического спада, который неизбежно наступит после завершения сдерживающих мер, связанных с распространением пандемии коронавируса.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, стратегическое планирование, инвестиционная привлекательность, стратегия регионов, бенчмаркинг, региональный бенчмаркинг, факторы инвестиционной привлекательности, методики инвестиционной привлекательности, оценки инвестиционной привлекательности
Для цитирования: Денильханов А. Х. Инвестиционная политика России: стратегия повышения инвестиционной привлекательности регионов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 2 (71). С. 101-107. https://doi .org/10.54398/1818510Х_2022_2_11.
Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attpribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Investment policy of Russia: enhancement strategy
INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGIONS
Aslanbek Kh. Denilkhanov
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-5593-2695
Abstract. The article examines the role and importance of investment policy in modern Russia. Due to the different socio-economic level of the regions of the Russian federal state, issues that cause their development remain relevant. The combined contribution of the regions to the national economy creates a synergetic effect, which leads to an increase in the gross domestic product, an improvement in the quality of life of citizens, growth of geopolitical status of the country. In this regard, investment activity remains a priority strategic direction, as an integral part of the economy, aimed at the structural transformation of its potential and increasing efficiency. The theoretical aspects of the regional strategy and ways to increase investment attractiveness are analyzed, the classification of scientific concepts of modern research on the identification of regional development priorities is presented, a strategy for increasing the investment attractiveness of the region is produced. The purpose of the study is conditioned by the need to produce recommendations for improving the investment climate in Russia
© Денильханов А. Х., 2022
for the sustainable development of the national economy. The scientific novelty of the work lies in the identification of strategic priorities for increasing the investment attractiveness of regions and the key tasks of these priorities. To achieve this goal, the work uses a wide range of general scientific methods and approaches: dialectical, scientific abstractions, system analysis and synthesis. The theoretical basis includes the works of domestic and foreign scientists, which analyze various aspects of the studied problems. In conclusion, the author identifies and characterizes the main strategic priorities of increasing the investment attractiveness of the region in order to balance the situation of the future economic downturn, which will inevitably occur after the completion of deterrent measures related to the spread of the coronavirus pandemic.
Keywords: investments, investment policy, strategic planning, investment attractiveness, strategy of regions, benchmarking, regional benchmarking, factors of investment attractiveness, methods of investment attractiveness, assessment of investment attractiveness
For citation: Denilkhanov, A. Kh. Investment policy of Russia: enhancement strategy investment attractiveness of the regions. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture]. 2022, no. 2 (71), pp. 101-107. https://doi.org/10.54398/1818510X_2022_2_101.
This work is licensed under a Creative Commons Attpribution 4.0 International License.
Введение
В современной России одной из приоритетных задач стратегического планирования является устойчивое развитие её регионов. Стремительные и динамичные изменения практически во всех сферах общественного бытия диктуют необходимость комплексного подхода к государственной социально-экономической политике с целью гармоничного развития внутреннего рынка и конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене, что в конечном итоге определяет и политический статус государства.
Кризисное состояние экономики сегодня (стоит оговориться, что это не системный кризис), вызванное пандемией коронавируса, требует активизации форм и методов рыночного хозяйства для стабилизации ситуации. В этой связи актуализируются роль и значение инвестиционной политики государства как наиболее эффективного способа санации предприятий и развития различных сегментов рынка. Научная новизна работы направлена на выявление стратегических приоритетов повышения инвестиционной привлекательности регионов и ключевых задач этих приоритетов.
Инвестиционная политика - это неотъемлемая часть экономики, направленная на структурное преобразование её потенциала и повышение эффективности. Цель исследования продиктована необходимостью на основе анализа роли и значения инвестиций разработать рекомендации по улучшению инвестиционного климата в России для устойчивого развития национальной экономики и повышения её политического статуса.
Федеративное устройство российского государства предполагает разработку социально-экономической стратегии с учётом интересов всех его субъектов и распределение ресурсов между ними в зависимости от их бюджетной обеспеченности. Поскольку регионы развиваются неравномерно, и некоторые из них являются слаборазвитыми и дотационными, получается, что бюджетное финансирование происходит неравномерно, и у определённых страт благополучных регионов это вызывает недовольство. Поэтому в слаборазвитых регионах следует создавать условия для инвестиционной привлекательности, создавая там особые экономические зоны, предоставляя различного рода преференции субъектам предпринимательской деятельности, другим участникам рынка, используя иные механизмы, с тем, чтобы минимизировать их зависимость от федерального бюджета. В то же время, по мнению А. Г. Гранберга, «понятие отсталости (слаборазвитости) региона является относительным. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны <...> Многое зависит не только от региональной дифференциации, но и от возможностей государства по оказанию реальной поддержки наиболее слабым регионам. Как ни парадоксально, но в богатом государстве доля регионов со статусом "отсталых" (слаборазвитых) может быть больше, чем в бедном государстве» [2, с. 325].
Вместе с тем в инвестициях нуждаются не только отсталые, но и вполне богатые регионы, т. к. перманентно повышаются запросы социума на качество жизни, образуются новые виды коммерческой и некоммерческой деятельности, требуется модернизация основных средств; возникают другие факторы, влияющие на общий социально-экономический и политический климат государства и его регионов. Сегодня значительную часть инвестиций составляют финансы, которые являются неотъемлемым атрибутом микро- и макроэкономики. Денежные средства и иные ценности различных субъектов гражданского права ориентированы «на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, активов, акций, облигаций и других ценных бумаг с целью получения прибыли и/или иного положительного эффекта» [4, с. 10]. Поддерживая отсталые регионы и предоставляя им средства для развития, государство не только выполняет социаль-
ный заказ, но в перспективе ожидает синергетический эффект, который усилит бизнес-процессы в государстве и будет способствовать его прогрессу.
Инвестиции предполагают вложения капитала на долгосрочной основе, они являются своего рода локомотивом экономики как отдельно взятого региона, так и страны в целом, поэтому инвестиционная политика является основой стратегического планирования экономики государства. Она нуждается в соответствующей нормативной базе для реализации различных социально-экономических программ. В этой связи был разработан и принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который определил «правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координацию государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования» [17]. Закон устанавливает «принципы, задачи стратегического планирования, определяет участников и их полномочия в стратегическом планировании, а также документы, разрабатываемые в рамках целеполагания на федеральном уровне» [17].
Легальные определения понятий «инвестиции» и «инвестиционная деятельность» содержатся в законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»: «инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта»; «инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [16].
Как известно, многие социально-экономические проблемы решаются за счёт инвестиционной деятельности, которая позволяет не только поддерживать действующие предприятия и организации, их модернизацию, техническое перевооружение, но также способствует созданию новых видов экономической деятельности.
Основная часть
Региональная стратегия и инвестиционная привлекательность: теоретический аспект
При формировании региональной стратегии для привлечения инвестиций необходимо учитывать специфику отдельно взятого региона: местные ресурсы, инфраструктуру, формы и методы хозяйствования, наличие рабочей силы, квалифицированных кадров и др. Следует также иметь в виду то, что каждый регион - это совокупность социокультурных характеристик и установок в силу сложившихся традиций, обычаев, нравов и т. п. Поэтому в контексте данной статьи регион рассматривается нами как единство пространственно-территориального, социального и правового аспектов субъекта, имеющего свои особенности ввиду ряда экономических и культурных факторов. Стратегия регионов, по мнению академика В. Л. Квинта, должна быть сопряжена со стратегиями предприятий и организаций, ведущими свою деятельность на территории данного региона, поскольку создание материальных ценностей, увеличение товарооборота и, соответственно, улучшение уровня жизни населения происходят именно на уровне предприятий и организаций [6].
Программы инвестиционной деятельности должны коррелироваться с задачами социально-экономического развития конкретного региона. Центральная власть и руководство регионов должны вырабатывать меры по обеспечению необходимого уровня инвестиционной привлекательности государства и регионов.
Поскольку регионы являются субъектами государственного политического устройства, стратегия регионов должна быть интегрирована в общую национальную стратегию государства, и наоборот. Здесь важно правильно расставить приоритеты. На основе анализа различных научных концепций Ю. В. Дубровская и М. Р. Кудрявцева выделяют четыре направления идентификации приоритетов регионального развития: «к первому направлению <...> относятся исследования, в которых при определении перспективных направлений учёные ориентируются на отраслевые параметры улучшения экономики региона» [3]. В данном утверждении авторы солидарны с позицией В. Рохчина и А. Далгатовой, согласно которым «приоритетное развитие должны получить виды экономической деятельности, производства, обладающие определёнными преимуществами перед остальными» [13, с. 100].
Ко второму направлению современные исследователи относят учёных, «пропагандирующих исследовательский подход к идентификации приоритетов регионального развития <...> В качестве главных направлений развития экономики регионов определяются инновационные, прорывные, основанные на результатах научных исследований и разработках учёных» [3]. В данном выводе авторы ссылаются на исследование С. Тихомирова, по мысли которого «стратегическими приоритетными направлениями развития региона являются основные области исследований и разработок, реализация которых должна обеспечить значительный вклад в социальное, научно-техническое и промышленное развитие страны и в достижение за счёт этого национальных социально-экономических целей» [14, с. 33]. Позиции исследовательского подходя придерживаются и зарубежные учёные: W. Janssen, G. Manicad [20; 22].
К третьему направлению отнесены «работы учёных, которые делают акцент на учёте интересов всех действующих экономических агентов экономики региона при выборе направлений территориального развития» [3].
И, наконец, четвёртое направление составляют «научные труды, в которых при определении перспективных направлений в развитии экономики региона производится ориентация на опыт территорий-лидеров» [3]. Среди российских авторов данной позиции выделены коллективные труды М. Исламова, Р. Бахитовой, Р. Киреевой [5], В. Московкиной и И. Крымского [8] и др. Среди западных учёных упоминаются N. Groenendijk [18], L. lurcovich, N. Komninos, A. Reid, P. Heydebreck, Y. Pierrakis [19].
Авторы четвёрного направления, как отмечают Ю. В. Дубровская и М. Р. Кудрявцева, «используют метод, базирующийся на выборе "лучших образцов" путём сравнения отдельных критериев социально-экономического и инновационного развития территории (размер, плотность населения, экономическая структура, уровень инноваций, географическое положение и другие специфические особенности территорий). Данный метод называется бенчмаркингом, и изначально методика бенчмаркинговой процедуры была разработана с целью совершенствования бизнес-процессов в различных сферах коммерческой деятельности: маркетинге, ассортиментной политике, управлении персоналом, логистике, ценовой политике и пр.» [3]. Применительно к региональной политике, с точки зрения идентификации приоритетов развития, применяется термин «региональный бенчмаркинг», под которым понимаются «межрегиональные сравнения видов деятельностей, процессов, практик, политики и использование этой информации для совершенствования регионального развития» [21, р. 14].
Выявленные приоритеты в экономике развития регионов могут быть воплощены в жизнь не только путём инвестиционной деятельности государства и регионов, но и созданием их инвестиционной привлекательности. Инвестиционную привлекательность можно определить как совокупность коэффициентов эффективности деятельности региона с точки зрения уровня рентабельности материальных, финансовых и иных вложений в его развитие. Критерии, на основании которых определяют привлекательность региона, зависят от множества факторов. По мнению В. Н. Мякшина, «факторный подход к оценке инвестиционной привлекательности базируется на исследовании инвестиционно значимых факторов. К его преимуществам можно отнести: учёт взаимодействия многих факторов (нормативных, политических, социально-экономических, производственных, трудовых, инфраструктурных, финансовых, природно-ресурсных, экологических и др.); использование статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок; дифференцированный подход к различным» [9]. При этом автор предупреждает, что классификация инвестиционной привлекательности, предложенная им, не является универсальной, и что она служит лишь для определения конкретных задач, стоящих перед инвестором, политической и социально-экономической ситуации региона. Вместе с тем такие группы факторов, как климатические условия, природные условия, территориальный фактор, обеспеченность региона природными ресурсами, как правило, остаются стабильными.
Для Л. К. Агаевой и В. Ю. Анисимовой «инвестиционная привлекательность регионов - интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков» [1, с. 5]. Программы инвестиционной привлекательности регионов, по мысли авторов, должны быть интегрированы в общую концепцию социально-экономического и политического развития страны «с учётом рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого из них» [1, с. 5].
Национальное рейтинговое агентство представляет свою методику инвестиционной привлекательности региона, рассчитанную по семи факторам: «1) Географическое положение и природные ресурсы <...> 2) Трудовые ресурсы региона <...> 3) Региональная инфраструктура <...> 4) Внутренний рынок региона (потенциал регионального спроса) <...> 5) Производственный потенциал региональной экономики <...> 6) Институциональная среда и социально-политическая стабильность <...> 7) Финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона <...>. Для оценки перечисленных семи факторов использовался набор из 55 показателей (прокси-переменных). В 2017 г. методика была дополнена новым комплексным показателем, оценивающим географическое положение региона, его близость к основным рынками сбыта и крупнейшим транспортным магистралям» [10].
Ввиду существования множества подходов к понятию инвестиционной привлекательности при выработке стратегии следует выбирать ту методику, которая наиболее полно отвечает особенностям того или иного региона.
Стратегия повышения инвестиционной привлекательности региона
Стратегия повышения инвестиционной привлекательности региона представляет собой модель, первый этап которой заключается в анализе региональных и отраслевых тенденций. На данном этапе осуществляется комплексный анализ факторов политического, социального и экономического характера, чья сущность заключается в выяснении текущей ситуации в регионе и оценку его инвестиционной привлекательности. Он также состоит в исследовании и непосредственном прогнозировании перспектив региона с позиции его инвестиционной привлекательности для субъектов предпринимательской деятельности.
На втором этапе непосредственно разрабатывается стратегия развития региона с целью повышения его инвестиционной привлекательности. Данный этап обусловлен рядом факторов, состоящих из хозяйственных связей региона с другими регионами, объективных предпосылок его развития; конкурентоспособности региона как части экономической системы субъектов государства. При этом следует учитывать специфику региона в зависимости от жизненного цикла.
Завершающим этапом формирования региональной стратегии инвестиционной привлекательности является составление региональных программ, направленных на реализацию структурной политики государства, «активное воздействие на его социально-экономическую инфраструктуру и призванных реализовывать крупномасштабные, наиболее важные для государства инвестиционные и научно-технические проекты для решения системных проблем» [12].
Создание региональной стратегии с учётом различных факторов и особенностей региона позволяет разработать экономически выгодную инвестиционную политику. При этом отметим важность и целесообразность проведения оценки инвестиционной привлекательности региона путём экспертных оценок, поскольку в данном случае предполагается всесторонний анализ, основанный на установлении не только количественных характеристик, но и аргументированных умозаключений.
Следует сразу оговориться, что методик оценки инвестиционной привлекательности региона существует множество, и зависят они от целей и задач конкретного региона. И. В. Петров выделяет «три группы методов диагностики условий и факторов, влияющих на региональное развитие: методы факторного анализа; экспертных оценок; экономико-математические методы» [11].
По мнению ряда учёных, исследование инвестиционной привлекательности предполагает в числе других факторов выявление инвестиционного потенциала региона. Здесь также существует множество определений и подходов. Ряд современных исследователей (О. Г. Ултургашева, А. В. Лавренко, Д. А. Профатилов) под данной категорией понимают «совокупную возможность собственных и привлечённых в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определённых социально-экономической политикой региона» [15, с. 43].
В монографии В. В. Литвиновой дано развернутое определение и перечислены признаки (составляющие) данного понятия: «Региональный инвестиционный потенциал есть совокупность объективных экономических, социальных, природно-географических и других свойств региона, имеющих высокую значимость для привлечения инвестиций» [7, с. 18-19]. Таким образом, из множества стратегий развития и инвестиционной привлекательности утверждается та, которая отвечает запросам региона наиболее полно и обосновывается стратегический сценарий развития конкретного региона.
Безусловно, вырабатываемая стратегия инвестиций была бы неполной без такой категории, как инвестиционный риск, который, по мнению В. В. Литвиновой, означает «вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он является интегральным показателем, объединяющим в себе семь частных видов рисков - экономический, финансовый, социальный, экологический, управленческий, криминальный и законодательный. Ранг региона по виду риска определяется значением индекса инвестиционного риска - относительным отклонением от среднероссийского уровня риска, который принимается за единицу» [7, с. 19].
От учёта всех вышеизложенных факторов и методов зависит и конечная цель инвестора, которая, как правило, направлена на извлечение и максимизацию прибыли. При этом государство должно последовательно выстраивать инвестиционную политику, совершенствуя законодательную базу как регулятивную основу, методы управления рисками и механизмы защиты инвестиций от каких-либо нерыночных факторов.
Выводы
В результате проведённого анализа можно определить три основных стратегических приоритета повышения инвестиционной привлекательности региона, первый из которых ориентирован на обеспечение устойчивого экономического роста. Именно этот приоритет играет определяющую роль в инвестиционной привлекательности как для национальных, так и зарубежных инвесторов, стремящихся получить прибыль от инвестиций в том или ином регионе. Цель заключается в обеспечении притока инвестиций за счёт устойчивой динамики экономических показателей региона. К ключевым задачам приоритета относятся: обеспечение роста малого и среднего предпринимательства; создание дополнительных инструментов защиты региональных производителей; обеспечение внедрения инновационных технологий в сегменте малых и средних предприятий.
Второй приоритет связан с формированием инновационной социально ориентированной экономики, привлекающей инвестиции в целях превращения интеллекта, творческого потенциала населения в ведущий фактор экономического роста региона. Развитие социальной среды необходимо осуществлять в рамках следующих стратегических направлений: создание условий для качественной жизнедеятельности человека (демография, здравоохранение, физическая культура и спорт, рынок труда, жилищные условия, экологическая безопасность, качество социально-бытовых услуг); создание условий для развития личности (образование, культура, социальная защита, молодёжная политика); развитие инновационной системы; развитие информационно-коммуникационной системы.
Третий приоритет - обеспечение пространственного развития региона. Его основная цель -обеспечить комплексное развитие и интеграцию в межрегиональное и международное социально-экономическое пространство. Другими словами, этот приоритет связан, в первую очередь, с налаживанием социально-экономического взаимодействия региона с другими экономическими субъектами Российской Федерации с целью привлечения инвестиций. Подкрепление разработанных стратегических установок на основе средств федерального и регионального бюджетов позволит существенно увеличить инвестиционную привлекательность региона. Это заключение приобретает особую важность в связи с будущим экономическим спадом, который неизбежно наступит после завершения сдерживающих мер, связанных с распространением пандемии коронавируса.
Список литературы
1. Агаева, Л. К. Инвестиционная привлекательность региона / Л. К. Агаева, В. Ю. Анисимова. - Самара : Самарский ун-т, 2018. - 72 с.
2. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг ; Высшая школа экономики. - 3-е изд. -Москва : Высшая школа экономики, 2003. - 493 с.
3. Дубровская, Ю. В. Систематизация теоретических подходов к формированию стратегии регионального развития / Ю. В. Дубровская, М. Р. Кудрявцева // Государственное управление. - 2018. - № 68. - С. 155-171.
4. Инвестиции и инвестиционная деятельность организаций : учеб. пос. / Т. К. Руткаускас [и др.] ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Т. К. Руткаускас. - Екатеринбург : Уральский ун-т, 2019. - 316 с.
5. Исламов, М. А. Кластерный анализ в основе бенчмаркинга субъектов Российской Федерации / М. А. Исламов, Р. Х. Бахитова, Р. А. Киреева // Науковедение. - 2014. - № 3 (22). - С. 30.
6. Квинт, В. Л. Лекция «Теория стратегии, методология и практика стратегирования». - URL: https://videolika.ru/watch/UVhqTkZ5VjhYRmc= (дата обращения: 15.02.2022).
7. Литвинова, В. В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона / В. В. Литвинова. -Москва : Финансовый университет, 2013. - 116 с.
8. Московкина, В. М. Региональный бенчмаркинг российской инновационной инфраструктуры / В. М. Московки-на, И. А. Крымский // Инновации. - 2008. - № 5 (115). - С. 76-83.
9. Мякшин, В. Н. Факторы инвестиционной привлекательности региона и их оценка / В. Н. Мякшин // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 14 (341). - С. 23-33.
10. Национальное рейтинговое агентство. Итоги V ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России: Рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ. - 2017. - URL: http://www.ra-national.ru/ru/ ratings/provinces?type=rating (дата обращения: 15.02.2022).
11. Петров, И. В. Обзор методик оценки инвестиционной привлекательности регионов / И. В. Петров. // Молодой ученый. - 2017. - № 23 (157). - С. 57-61.
12. Программы и проекты развития регионов. - URL: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ econReg/investproject/ (дата обращения: 15.02.2022).
13. Рохчин, В. Е. Стратегическое управление развитием экономики в пределах федеральных округов Российской Федерации. Теоретические и методологические аспекты / В. Е. Рохчин, А. Э.Далгатова. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гос. экон. ун-т, 2013. - 135 с.
14. Тихомиров, С. А. Инновационное направление регионального развития / С. А. Тихомиров // Инновации. -2005. - № 7. - С. 31-36.
15. Ултургашева, О. Г. Экономическая сущность и структура инвестиционного потенциала региона / О. Г. Ултур-гашева, А. В. Лавренко, Д. А. Профатилов // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 1 (37). - С. 227-229.
16. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 15.02.2022).
17. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 15.02.2022).
18. Groenendijk, N. EU and OECD Benchmarking and Peer Review Compared / N. Groenendijk // The EU and Federalism: Polities and Policies Compared. - Farnham : Ashgate, 2010. - Р. 181-202.
19. lurcovich, L. Mutual Learning Platform: Regional Benchmarking Report: Blueprint for Regional Innovation Benchmarking / L. lurcovich, N. Komninos, A. Reid, P. Heydebreck, Y. Pierrakis. - Brussels : European Commission, 2006. - 36 р.
20. Janssen, W. Regional approach to setting research priorities and implementation: towards satisfying national, regional and global concerns / W. Janssen // Journal of Agricultural & Food Information. - 2004. - Vol. 5, № 2. - Р. 162.
21. Koellreuter, С. Regional Benchmarking as a tool to improve regional foresight / С. Koellreuter. - Brussels : European Commission-Research DG -Directorate K, 2002. - Р. 14.
22. Manicad, G. Priority Setting in Agricultural Research: A brief conceptual background / G. Manicad // Biotechnology and Development Monitor. - 1997. - № 31. - P. 13.
References
1. Agaeva, L. K. Investitsionnaya privlekatelnost regiona [Investment attractiveness of the region: studies. manual]. Samara: Samara University Publ. house; 2018, 72 p.
2. Granberg, A. G. Osnovy regionalnoy ekonomiki [Fundamentals of regional Economics]. Moscow: Higher School of Economics Publ. house; 2003, ed. 3rd, 493 p.
3. Dubrovskaya, Yu. V., Kudryavtseva, M. R. Sistematizatsiya teoreticheskikh podkhodov k formirovaniyu strategii re-gionalnogo razvitiya [Systematization of theoretical approaches to the formation of a regional development strategy]. Gosudar-stvennoe upravlenie [Public administration]. 2018, no. 68, pp. 155-171.
4. T. K. Rutkauskas [et al.]. Investitsii i investitsionnaya deyatelnost organizatsiy [Investments and investment activity of organizations: textbook]. Ed. by T. K. Rutkauskas. Yekaterinburg: Ural University Publ. house; 2019, 316 p.
5. Islamov, M. A., Bakhitova, R. H., Kireeva, R. A. Klasternyy analiz v osnove benchmarkinga subektov Rossiyskoy Federatsii [Cluster analysis at the heart of benchmarking of the subjects of the Russian Federation]. Naukovedenie [Science Studies]. 2014, no. 3 (22), p. 30.
6. Quint, V. L. Lektsiya "Teoriya strategii, metodologiya i praktika strategirovaniya" [Lecture "Theory of strategy, methodology and practice of strategizing"]. Available at: https://videolika.ru/watch/UVhqTkZ5VjhYRmc (accessed: 15.02.2022).
7. Litvinova, V. V. Investitsionnaya privlekatelnost i investitsionnyy klimat regiona [Investment attractiveness and investment climate of the region]. Moscow: Financial University Publ. house; 2013, 116 p.
8. Moskovkina, V. M., Krymsky, I. A. Regionalnyy benchmarking rossiyskoy innovatsionnoy infrastruktury [Regional benchmarking of the Russian innovation infrastructure]. Innovatsiya [Innovations]. 2008, no. 5, pp. 76-83.
9. Myakshin, V. N. Faktory investitsionnoy privlekatelnosti regiona i ikh otsenka [Factors of investment attractiveness of the region and their assessment]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economics: Theory and Practice]. 2014, no. 14 (341), pp. 23-33.
10. Natsionalnoe reytingovoe agentstvo. Itogi V ezhegodnogo reytinga investitsionnoy privlekatelnosti regionov Rossii: Reyting investitsionnoy privlekatelnosti subektov RF [National Rating Agency. Results of the V annual rating of investment attractiveness of Russian regions: Rating of investment attractiveness of the subjects of the Russian Federation]. 2017. Available at: http://www.ra-national.ru/ru /ratings/provinces?type=rating (accessed: 15.02.2022).
11. Petrov, I. V. Obzor metodik otsenki investitsionnoy privlekatelnosti regionov [Review of methods for assessing the investment attractiveness of regions]. Molodoy uchenyy [Young scientist]. 2017, no. 23 (157), pp. 57-61.
12. Programmy i proekty razvitiya regionov [Programs and projects for the development of regions]. Available at: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/econReg/investproject (accessed: 15.02.2022).
13. Rokhchin, V. E., Dalgatova, A. E. Strategicheskoe upravlenie razvitiem ekonomiki vpredelakh federalnykh okrugov Rossiyskoy Federatsii. Teoreticheskie i metodologicheskie aspekty [Strategic management of economic development within the federal districts of the Russian Federation. Theoretical and methodological aspects]. St. Petersburg: St. Petersburg State University of Economics Publ. house; 2013, 135 p.
14. Tikhomirov, S. A. Innovatsionnoe napravlenie regionalnogo razvitiya [Innovative direction of regional development]. Innovations [Innovations]. 2005, no. 7, pp. 31-36.
15. Ulturgasheva, O. G., Lavrenko, A. V., Profatilov, D. A. Ekonomicheskaya suschnost i struktura investitsionnogo po-tentsiala regiona [The economic essence and structure of the investment potential of the region]. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of modern economics]. 2011, no. 1 (37), pp. 227-229.
16. Federal'nyj zakon ot 25 fevralja 1999 № 39-FZ «Ob investitsionnoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federatsii, osusch-estvljaemoj v forme kapital'nyh vlozhenij» (s izmenenijami i dopolnenijami) [Federal Law No. 39-FL of February 25, 1999 «On Investment Activities in the Russian Federation carried out in the Form of Capital Investments» -with amendments and additions)]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841 / (accessed 15 February 2022)
17. Federalnyy zakon ot 28 iyunya 2014 № 172-FZ "O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii" fs izmeneniyami i dopolneniyami) [Federal Law No. 172-FZ of June 28, 2014 "On Strategic Planning in the Russian Federation" - with amendments and additions)]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (accessed: 15.02.2022).
18. Groenendiyk, N. EU and OECD Benchmarking and Peer Review Compared. The EU and Federalism: Polities and Policies Compared. Farnham: Ashgate; 2010, pp. 181-202.
19. Iurcovich, L., Komninos, N., Reid, A., Heydebreck, P., Pierrakis, Y. Mutual Learning Platform: Regional Benchmarking Report: Blueprint for Regional Innovation Bench-marking. Brussels: European Commission; 2006, 36 p.
20. Janssen, W. Regional approach to setting research priorities and implementation: towards satisfying national, regional and global concerns. Journal of Agricultural & Food Information. 2004, vol. 5, no. 2, p. 162.
21. Koellreuter, C. Regional Benchmarking as a tool to improve regional foresight. Brussels: European Commission-Research DG-Directorate K; 2002, 14 p.
22. Manicad, G. Priority Setting in Agricultural Research: A brief conceptual background. Biotechnology and Development Monitor. 1997, no. 31, p. 13.
Информация об авторе Денильханов А. Х. - кандидат политических наук, доцент.
Information about the author Denilkhanov A. Kh. - Candidate of Political Science, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 24.02.2022; одобрена после рецензирования 18.03.2022; принята к публикации 28.03.2022.
The article was submitted 24.02.2022; approved after reviewing 18.03.2022; accepted for publication 28.03.2022.