Научная статья на тему 'Инвестиционная политика Дальневосточного региона России как способ реализации внешних функций страны в АТР'

Инвестиционная политика Дальневосточного региона России как способ реализации внешних функций страны в АТР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
157
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТРАНАМИ АТР / GLOBALIZATION / EXTERNAL FUNCTIONS OF THE FEDERAL SUBJECT / INVESTMENT POLICY / REGION / REGIONALIZATION / FEDERAL STATE / INTERACTION WITH ASIAN-PACIFIC REGION COUNTRIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цыганок Наталья Андреевна

Затрагиваются вопросы федерализации России в условиях реформ последнего десятилетия на фоне основной тенденции современного государственного строительства расширения участия региона (субъекта) государства в международных отношениях. Рассматривается инвестиционная политика Дальневосточного региона России как способ усиления политического и экономического взаимодействия России с государствами тихоокеанского кольца. Раскрываются ключевые проблемы инвестиционного климата Дальнего Востока, основные направления взаимодействия с сопредельными государствами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Цыганок Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Far Eastern region of Russia investment policy as a way of realization of the state external functions in Asian-Pacific Region

The issues of Russia federalization under last decade reforms are studied along with principal trend of state development broadening of participation of state region (subject) in international relations. The investment policy of Far Eastern region of Russia is considered as a way of intensification of political and economical interaction between Russia and Pacific states. Key problems of Far Eastern investment climate are disclosed as well as spirits of interaction with neghbouring countries

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика Дальневосточного региона России как способ реализации внешних функций страны в АТР»

УДК 323 174

Цыганок Наталья Андреевна

Tsyganok Natalya

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА РОССИИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ СТРАНЫ В АТР

FAR EASTERN REGION OF RUSSIA INVESTMENT POLICY AS A WAY OF REALIZATION OF THE STATE EXTERNAL FUNCTIONS IN ASIAN-PACIFIC REGION

Затрагиваются вопросы федерализации России в условиях реформ последнего десятилетия на фоне основной тенденции современного государственного строительства - расширения участия региона (субъекта) государства в международных отношениях. Рассматривается инвестиционная политика Дальневосточного региона России как способ усиления политического и экономического взаимодействия России с государствами тихоокеанского кольца. Раскрываются ключевые проблемы инвестиционного климата Дальнего Востока, основные направления взаимодействия с сопредельными государствами

The issues of Russia federalization under last decade reforms are studied along with principal trend of state development - broadening of participation of state region (subject) in international relations. The investment policy of Far Eastern region of Russia is considered as a way of intensification of political and economical interaction between Russia and Pacific states. Key problems of Far Eastern investment climate are disclosed as well as spirits of interaction with neghbouring countries

Ключевые слова: глобализация, внешние функции Key words: globalization, external functions of the federal

субъекта федерации, инвестиционная политика, реги- subject, investment policy, region, regionalization, federal

он, регионализация, федеративное государство, взаи- state, interaction with Asian-Pacific Region countries

модействие со странами АТР

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. международное сообщество столкнулось с новыми реалиями политической и экономической жизни. После распада биполярной международной системы второй половины XX в. и ее трансформации в XXI в. скорее в атлантическую модель, Россия столкнулась с сильнейшим идеологическим, политическим и экономическим кризисом. Некогда сверхдержаве пришлось отказаться от присутствия в ключевых регио-

нах мира. Россия потеряла устойчивые советские связи со странами азиатско-тихоокеанского кольца. Век «Тихого океана» начался без нашего участия. По сей день огромная ядерная держава не реализовала себя ни в политическом, ни в экономическом взаимодействии с этими странами. Трансграничное сотрудничество Дальнего Востока России со странами АТР на региональном уровне становится, видимо, самой эффективной альтернативой ин-

теграции страны в Тихоокеанскую ось в век глобализации мировой экономики и политикоэкономического кризиса международных отношений. Но трансграничное сотрудничество возможно только при условии улучшения инвестиционного климата Дальнего Востока России.

Стремительное расслоение государств, изменение статуса государства и его функций поменяло представление научного политологического мира о форме государственного устройства. Федерация сегодня признается одним из эффективных способов соблюдения баланса интересов различных этнических, политических и других субъектов, входящих в состав сложного государства; это также одна из форм эффективного управления территорией. Расширение же функций регионов во внешнеэкономической инвестиционной сфере придает федерации особое значение. Ведь именно эта сфера способна реализовать самые важные политические интересы. Именно поэтому в большинстве стран с федеративным устройством принятие решений во внешнеэкономической инвестиционной сфере, а также непосредственная их реализация совершается на субнациональном уровне, т.е. на уровне региона [1].

Поэтому регионы в современной федерации играют все более важную роль в национальном политическом процессе. К тому же регион становится важным уровнем внешнеполитического взаимодействия. Например, США, предоставляя внушительную степень свободы своим штатам, делает возможности всего государства, с точки зрения интеграции в мировое сообщество, безграничными [2].

Стремление регионов к расширению собственной самостоятельности на международной арене является составной частью более общих процессов внутригосударственной регионализации и федерализации, эти же процессы стимулируют дальнейшую активизацию международных связей регионов. Непосредственное участие регионов в международной деятельности представляет собой одну из от-

личительных черт т.н. «нового регионализма», сложившегося в международных отношениях к концу XX в. Активное участие региона в международной жизни - это один из двигателей прогресса для каждого современного государства.

Перспективным и своевременным шагом для России в этом направлении стало принятие закона «о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ». Хотя и ряд политологов-экспертов, среди которых и О.Н. Барабанов, И.М. Бусыгина небезосновательно полагают, что данный федеральный закон свидетельствует «о трансформации подхода федерального центра к международной деятельности регионов в сторону ограничения их самостоятельности и полномочий» [3, 4]. И все же документ устанавливает баланс между полномочиями федеральных властей и органов власти регионов, а также зону их ответственности. Это должно поспособствовать активизации регионов в международном сотрудничестве.

Помимо указанного закона, одним из стратегически важных актов является принятие закона о приграничном сотрудничестве. Ведь приграничное положение - это не безусловное, а только потенциальное благо, «удача» с точки зрения географического положения. Оно может давать отдачу при соответствующем обустройстве. В России до сих пор не существует концепции российского приграничного сотрудничества, а ФЗ «о приграничном сотрудничестве в Российской Федерации» находится в процессе доработки и обсуждения в Государственной Думе страны. Этот закон станет важным шагом для развития приграничного сотрудничества. Так, исходя даже из формально-юридического анализа текста законопроекта, органы федеральной власти будут играть не ведущую, а скорее направляющую роль в регулировании приграничного сотрудничества, при этом приграничному субъекту предоставляется внушительная степень свободы в разработке, а главное в реализации (предусмотрено финансирование) проектов с

соседними иностранными регионами.

Приграничное сотрудничество во многих странах выступает как фактор политического сближения и экономического роста территорий сопредельных государств. В России это практически не реализовано. Выход российских регионов на международную арену представляет собой объективную данность, поскольку большинство межрегиональных связей, существовавших в СССР, с его распадом трансформировались в международные. На Дальнем же Востоке они были таковыми всегда. Имея прямые транспортные выходы на мировые рынки, именно этот регион России способен стать трансграничным узлом взаимодействия сопредельных государств - КНР, Ю. Корея, Япония и др.

Проблематика приграничных регионов имеет особое значение для России - страны с колоссальным приграничным периметром. Безусловно, развитие разностороннего приграничного сотрудничества является позитивным фактором и для приграничных регионов, и для государства в целом. Но, между тем, развитие приграничного сотрудничества Российского Дальнего Востока сдерживается пятью основными факторами объективного и субъективного характера:

- во-первых, пока реализуются две модели взаимоотношений: «бедный» - «бедный» регион (значительная часть российских дальневосточных приграничных и прилегающих регионов соседних стран относятся к экономически отсталым и депрессивным), когда взаи-мовыгодность сотрудничества весьма сомнительна; «бедный» - «богатый» регион, когда сотрудничество имеет выраженный асимметричный характер в пользу «богатого» региона, который фактически получает доступ к недорогому сырью;

- во-вторых, российские приграничные регионы в своем большинстве относятся к менее развитым субъектам федерации, что отражает глубинное внутриматериковое размещение экономики страны, унаследованное от Советского Союза;

- в-третьих, плотность населения в приграничных территориях ниже среднероссийской, причем ее значения убывают при движении на восток от Карелии до Чукотки и при движении на запад от Республики Алтай, за исключением Приморского края;

- в-четвертых, неустроенность границ на Дальнем Востоке в отличие от западных регионов страны. Так, в Калининградской области действует 15 автомобильных и железнодорожных переходов на 512 км сухопутной границы, а на российско-китайской границе работает только 17 переходов на границе протяженностью 3045 км;

- в-пятых, структура приграничной торговли, в основном, выглядит небезопасной с экономической точки зрения, и, в основном представляет собой на Дальнем Востоке экспорт сырья и импорт готовой продукции.

Безусловно, рано говорить о каких-либо достижениях в развитии приграничья России. Инвестиционный климат здесь весьма неблагоприятен для иностранного инвестора, сочетает и высокую инвестиционную привлекательность, и высокие инвестиционные риски. Потенциал этих регионов не раскрыт и на половину, хотя уже можно найти примеры так называемого приграничного сотрудничества. Например, проект «Сахалинский Шельф», в котором отмечается взаимодействие стран АТР и России на Дальнем Востоке. Амурская область, Хабаровский и Приморский края и северо-восточные провинции КНР, на эти регионы приходится около 8 % внешнеторгового оборота страны и около 12 % прямых иностранных инвестиций.

Для развития приграничных территорий посредством привлечения в них финансовых ресурсов используется такой инструмент, как специальные экономические зоны (СЭЗ). На основе федерального законодательства, СЭЗ действуют в Калининградской и Магаданской областях, Приморском крае. Надо отметить, что до сих пор так называемая зонная модель в России не принесла ощутимых результатов. К сожалению, только в России можно было

увидеть таблички с надписью «Осторожно, свободная экономическая зона!» (СЭЗ «Находка»).

По-прежнему мешают приграничному сотрудничеству Дальнего Востока вопросы оформления границ. Хотя нужно отметить, что с приходом в стране новой власти, решение этих вопросов вышло на принципиально новый уровень. Стоит упомянуть вопрос о принадлежности южных Курил, который ставит японская сторона во главу угла российско-японских экономических отношений. Возникают и новые потенциально конфликтные ситуации. Так, определенные сложности, очевидно, принесет процесс реализации проекта, связанного со строительством нефтепровода "Ангарск - Находка". Окончательное решение России в пользу северного маршрута, более выгодного для нашей страны с точки зрения диверсификации ее экспорта, может серьезно отразиться на ее отношениях с КНР. По оценкам Лондонского королевского института международных отношений, "разногласия по вопросу об этом нефтепроводу грозят стать самым острым кризисом в отношениях с Китаем после развала Советского Союза". Во всяком случае, впервые за последние 10...12 лет в Пекине стали говорить о проблеме "политического доверия" Москве, которое подрывается "непоследовательной линией" российского руководства, осуществляющего переговоры с японским правительством по поводу строительства трубопровода из Ангарска.

Россия добилась некоторых успехов и в приграничном сотрудничестве, и в трансграничном со странами АТР. Она вступила в АТЭС, ТРО, сотрудничает с АСЕАН и др. В 2007 г. на саммите АТЭС в Сиднее было принято решение о том, что в 2012 г. Россия станет местом проведения саммита АТЭС. И все же Россия не имеет реальных возможностей пользоваться всеми перспективами этого региона. Основной задачей нашей страны является определение точек соприкосновения со странами АТР, возможных ареалов взаимодействия. Дальний Восток России, обладая

мощнейшим природно-ресурсным потенциалом, в том числе, что особенно важно, топливным, является тем фактором, который может поспособствовать активизации экономических отношений со странами юго-восточной и северо-восточной Азии. В подобной ситуации особенно продуктивным может оказаться сетевое сотрудничество, отвечающее логике глобализации и глокализации. Ее ключевыми структурами являются так называемые «ворота в глобальный мир». То есть именно Дальневосточный (приграничный) регион способен стать «окном» в АТР. Для России это жизненно необходимо, ведь в АТР присутствует развитая система экономических связей, огромный инвестиционный и людской потенциал, емкость рынка.

В настоящее время для России жизненно важно оживление экономики в восточной части страны. Для продвижения важнейших проектов подъема регионов Востока страна нуждается в крупномасштабных инвестициях, большом количестве современных технологий и благоприятной международной обстановке. Поэтому любое ограничение активности России в АТР, ее воздержание от участия в процессах интеграции стран региона будут ошибочными. В этом плане особое значение приобретает активизация деятельности России в двух направлениях: развитие двусторонних отношений с государствами региона, прежде всего с Китаем, Японией, Индией, Вьетнамом, Монголией, Северной и Южной Кореей, и деятельность России в рамках различных экономических и политических региональных организаций.

Вывести отечественный Дальний Восток на орбиту динамичного и гармоничного развития - одна из важнейших общенациональных задач России первой половине XXI в. Нынешнее отставание этого региона от ближайших зарубежных соседей по темпам экономического роста, особенно с учетом его постепенной депопуляции, способно создать здесь зону нестабильности с самыми серьезными внутриполитическими и международными последствия-

ми. Непременное (хотя, конечно, и не единственное) условие решения названной задачи -активное участие региона в азиатско-тихоокеанском и мировом трансграничном сотруд -ничестве [5]. Но, прежде всего, необходимо создать условия для благоприятного иностранного инвестирования на Дальнем Востоке России, т.е. для начала за счет государства обновить основные средства, а далее бороться за снижение инвестиционных рисков в субъектах Дальневосточного федерального округа. Рынок инвестиций в АТР - зона высокой конкуренции. Чтобы добиться успеха, РФ и ее восточные субъекты должны обеспечить действительно выгодные условия для вложений капиталов и создать современную финансовую, правовую и социальную инфраструктуру.

Общеизвестно, что приток иностранных капиталов на какую-либо территорию напрямую зависит от благоприятности созданного там инвестиционного климата. Статистические показатели и базирующиеся на них разнообразные политические и экономические исследования свидетельствуют о низкой привлекательности Дальневосточного федерального округа (ДВФО) для зарубежных вкладчиков. Поверят ли потенциальные инвесторы в те преимущества, которые имеет ДВФО перед другими территориями РФ в качестве поля для деловой активности? В любом случае, сделать привлекательным для инвесторов в равной степени весь Дальний Восток представляется невозможным. Дальневосточные субъекты РФ очень слабо связаны друг с другом, но при этом каждый из них в отдельности чрезвычайно зависит от центра. Поэтому неудивительно,

1. Daniels R.V. Democracy and Federalism in the Former Soviet Union and the Russian Federation // Stavrakis P.J., De Bardeleben J, Black L. (eds.) Beyond the Monolith: The Emergence of Regionalism in Post-Soviet Russia. John Hopkins University Press, 1997. - P. 145.

2. Лафитский В.И. США: Конституционный строй и роль штатов в структуре американско-

что ассоциация «Дальний Восток» носит формальный характер. Выходом может стать создание локальных центров инвестиционной активностью.

Суммируя сказанное, следует констатировать, что нам необходимы такая политическая стратегия федерального центра и такая система мер на местах, которые обеспечили бы российскому Дальнему Востоку стабильную геополитическую атмосферу. Наша страна должна развернуться на Восток, где сосредоточены ее основные богатства. Ведь в современном мире, в таком географически и этнически огромном государстве необходимо оторваться от восприятия страны «Центр» - «Периферия », а воспринимать ее как единое системное целое. Пора признать, что геополитический центр России должен смещаться на восток.

Внешние связи субъектов Дальнего Востока России уже образовали внушительный пласт системы отношений России с иностранными государствами. Однако Российскому Дальневосточному региону еще предстоит долгий путь становления с точки зрения участия в мировых процессах регионализации. Эффективность выполнения регионом своих внешних экономических, в том числе инвестиционных, политических и других функций, безусловно, зависит от эффективности развития федерализма в России в целом. Только при условии сохранения демократизма возможна трансформация субъектов Дальнего Востока России в трансграничный регион, эффективно взаимодействующий со странами азиатско-тихоокеанского кольца.

______________________________Литература

го федерализма / В.И. Лафитский. - М.: Известия, 1993. - С. 7.

3. Барабанов О.Н. Внутригосударственные регионы как акторы в международных отношениях: зарубежные тенденции и положение субъектов РФ / О.Н. Барабанов // В сб. ст.: Общество, политика, наука: новые перспективы. - № 114. -2000. - С. 477-501.

4. Бусыгина ИМ. Политическая регионали-стика / И.М. Бусыгина. - М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 280 с.

Коротко об авторе___________________________________

Цыганок Н.А., аспирантка, Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ им. В.В. Куйбышева)

ariaorenkonata@mail.ru

Научные интересы: геополитика, международные отношения, политические процессы, федерализм, субъект государства и его участие в международных отношениях, трансграничный регион, взаимодействие России со странами АТР

5. Шинковский МЮ. Трансграничное сотрудничество как рычаг развития российского Дальнего Востока / МЮ. Шинковский // Полис. -2004. - № 5. - С. 62.

__________________________________Briefly about author

Tsyganok N., graduate, Far Eastern State Technical University (Kuibyshev FESTU)

Scientific interests: geopolitics, the international relations, political processes, federalism, the subject of the state and its participation in the international relations, transboundary region, interaction of Russia with the APR countries

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.