Научная статья на тему 'Инвестиционная культура населения в социально-экономическом пространстве региона'

Инвестиционная культура населения в социально-экономическом пространстве региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
439
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННОЕ КУЛЬТУРА / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАСЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / INVESTMENT CULTURE / INVESTMENT BEHAVIOUR / ECONOMIC BEHAVIOUR / POPULATION / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Подгорная Юлия Борисовна

Основной целью ставился поиск наиболее оптимальных определений и сути инвестиционной культуры населения региона в аспектах ее отличия от инвестиционной корпоративной, государственной, бизнес-культуры. Для понимания сути инвестиционного процесса населения было также обосновано определение социально-экономического пространства и его особенностей, которые являются определяющими и вместе с тем ограничивающими по отношению к инвестиционной культуре населения. Инвестиционная культура населения региона рассмотрена в сравнении с другими ведущими культурами социально-экономического пространства и основных практик населения: кредитной и потребительской. Проведенный анализ тенденций развития социально-экономической системы позволил сделать вывод о необходимости развития инвестиционной культуры населения региона с целью поиска и создания новых социальных формаций, отвечающих требованиям инновационного общества. Определены две категории инвестиционных инструментов, используемых населением: экономические инструменты и социальные инструменты, приведена их трактовка и содержание. Проведенный анализ и данные понятия таким феноменам, как социально-экономическое пространство в региональном аспекте, инвестиционная культура населения, позволят в дальнейшем более детально исследовать инвестиционный потенциал общества в рамках новых парадигм его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT CULTURE OF POPULATION IN SOCIAL-ECONOMIC SPACE OF REGION

The main goal is to find the most optimal definitions and essence of the region’s population investment culture in terms of its difference from investment corporate, state, business-culture. To understand the essence of the population investment process, it is also justified to define the socio-economic space and its features, which are defining and at the same time restricting the population’s investment culture. The region’s population investment culture is considered in comparison with other leading cultures of the socio-economic space and the basic population practices: credit and consumer. The trends analysis of the social and economic system development made it possible to conclude that it is necessary to develop the region’ population investment culture in order to search for and create new social formations that meet the requirements of an innovative society. Two categories of investment instruments used by the population are defined: economic instruments and social ones, their interpretation and content. The analysis and definition of the concept to such phenomena as the socio-economic space in the regional aspect, the population’s investment culture, will allow further exploration of the society investment potential in the framework of new development paradigms.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная культура населения в социально-экономическом пространстве региона»

УДК 316.334.2+330.16

ИНВЕСТИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАСЕЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА

© Юлия Борисовна ПОДГОРНАЯ

аспирант, кафедра философии и социологии Юго-Западный государственный университет 305040, Российская Федерация, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94 E-mail: [email protected]

Основной целью ставился поиск наиболее оптимальных определений и сути инвестиционной культуры населения региона в аспектах ее отличия от инвестиционной корпоративной, государственной, бизнес-культуры. Для понимания сути инвестиционного процесса населения было также обосновано определение социально-экономического пространства и его особенностей, которые являются определяющими и вместе с тем ограничивающими по отношению к инвестиционной культуре населения. Инвестиционная культура населения региона рассмотрена в сравнении с другими ведущими культурами социально-экономического пространства и основных практик населения: кредитной и потребительской. Проведенный анализ тенденций развития социально-экономической системы позволил сделать вывод о необходимости развития инвестиционной культуры населения региона с целью поиска и создания новых социальных формаций, отвечающих требованиям инновационного общества. Определены две категории инвестиционных инструментов, используемых населением: экономические инструменты и социальные инструменты, приведена их трактовка и содержание. Проведенный анализ и данные понятия таким феноменам, как социально-экономическое пространство в региональном аспекте, инвестиционная культура населения, позволят в дальнейшем более детально исследовать инвестиционный потенциал общества в рамках новых парадигм его развития.

Ключевые слова: инвестиционное культура; инвестиционное поведение; экономическое поведение; население; социально-экономическое развитие

На данном этапе развития общества, учитывая его переход на постиндустриальный уровень, принимая во внимание достижения научно-технического прогресса, развитие нормативного фундамента общества, эволюцию самих общественных формаций, мы уже не можем говорить о строгих критериях или тенденциях развития той или иной сферы, как это было, скажем, на заре становления идей К. Маркса или Т. Парсонса.

Сегодня в рамках обсуждения социально-экономической системы общества мы можем рассматривать ее через призму различных социальных и экономических теорий, применять разнообразные методы и методики оценки, прогнозирования, моделирования происходящих в ней явлений, внутренних структур, функций и институтов с целью понять происходящее и дать ему определение, при этом руководствуясь теми целями, которые задает исследование нашего явления [1].

Говоря об инвестиционной культуре населения в социально-экономическом пространстве региона, нам следует дать определение понятиям социально-экономического пространства, инвестиционной культуры

применительно к категории населения, а также найти особенности регионального проявления инвестиционного процесса.

Для исследования таких понятий, как региональное социально-экономическое пространство, инвестиционная культура, мы обращались к современным теориям и методам, дающим представление о социальной среде, как о структуре взаимосвязанных понятий и отношений, таких как теория П. Бурдье, концепция социологического человека С. Лин-денберга и экономического - классической английской школы; также мы обращались к исследованиям регионального фондового рынка и инвестиционных практик населения Б.Б. Подгорного и некоторым другим современным исследованиям инвестиционных предпочтений населения [2-5].

Социально-экономическое пространство - понятие достаточно новое, отражающее тенденции современного уровня социологической науки, когда противопоставлением человеку экономическому, введенному в оборот английской классической школой в ХУШ веке, было введено понятие человека социологического, модели которого предложил С. Линденберг уже в XX веке.

Социальное пространство, согласно социологическому представлению, является пространством социальных процессов, практик, отношений, полей, - многомерным по своей сути, включающим человека и все социальные производные его деятельности -общество с его институтами, моделями развития, формациями и т. д. Наиболее подходящим для наших целей видится представление социального пространства в качестве социальных полей, структурированных различными видами капитала (от экономического до символического), такое определение ближе к трактовке П. Бурдье, в данном случае его можно считать в определенной степени классическим.

Экономическое пространство само по себе не менее сложное, чем пространство социальное, в описательном смысле, тем не менее более структурировано, грани любой из его структур более четкие и определенные. Мысль о том, что основу любого общества составляет экономика, в свое время дала толчок развитию экономической науки и пониманию общества через ее восприятие, что отразилось впоследствии и на общественных науках социально-гуманитарного направления [6].

Гуманитарная парадигма современной науки, включающая понимание человека как участника социальных взаимоотношений, не оставляет варианта исследования, формирующего более объемный и полный смысл, чем исследования комплексного пространства - социально-экономического.

Итак, давая определение социально-экономического пространства, отметим, что это пространство приемлемо представить как совокупность полей социального и экономического, структурирующий капитал в данном случае будет представлен всеми своими видами, поскольку связи, образуемые в рамках социально-экономического взаимодействия, затрагивают различные сферы, способные поставить на эти поля агентов или породить какие-либо практики.

Социально-экономическое пространство региона в нашем случае будет ограничиваться региональной структурой, что, с одной стороны, упрощает рассмотрение конкретных практик и агентов, их осуществляющих, с другой - вынуждает также рассматривать и

взаимодействие региона с другими регионами и федеральными структурами.

Вопрос инвестиционной культуры будет в данном случае достаточно сложным в плане определения - поскольку в более традиционном экономическом представлении инвестиционная культура - это культура, присущая крупным агентам - странам, государствам, корпорациям, бизнес-единицам. Для населения на сегодняшний день, в особенности для рассматриваемого нами российского населения, вопрос инвестиционной культуры не имеет широкого распространения - ни в теоретическом, ни в исследовательском плане, поскольку его (населения) возможности в этом смысле несколько ограничены.

На данном уровне развития, когда общество постепенно переходит к постиндустриальному этапу, имеет смысл говорить об инвестиционной культуре в тех случаях, когда существует сложившееся понимание ее в рамках сфер ее применения, а также закрепившиеся традиции, служащие основой инвестиционного института [7].

В рамках экономической основы современного общества можно говорить о двух путях развития (или получения капитала для развития): кредитном и инвестиционном. Даже для бизнес-структур в российском экономическом пространстве предпочтительным и более распространенным является кредитный путь - более понятный и давно практикуемый [8]. Инвестиционный же пока под силу по большей части для компаний с участием государства, с региональной или иностранной поддержкой.

По отношению к населению имеет смысл говорить о культуре потребления, кредитной культуре, финансовой культуре и в меньшей степени - о культуре инвестиционной. Тем более интересной эта тема будет являться для социологического исследования, так как инвестиционный путь отражает потребности общества в поиске новых социальных формаций, с одной стороны, и является в этом смысле неизученным и неосвоенным инструментом развития - с другой.

Возникает вопрос - каким образом увязывается суть инвестиционного пути развития с созданием новых социальных формаций? На это вопрос можно ответить посредством анализа существующих превалирую-

щих культур общества и их отражения на развитии общества.

Кредитные инструменты долгое время служили главным источником капитала предприятий. На сегодняшний день общество освоило кредитную культуру, введя ее также в повседневный социальный оборот -то есть из сферы бизнеса кредитная культура перекочевала и укрепилась в финансовой культуре населения, укрепив, таким образом, и культуру потребления как таковую.

О том, что культура потребления является основой современного общества, не имеет смысла говорить, поскольку этот вопрос достаточно изучен социологией и философией.

Однако, если говорить о развитии социально-экономического пространства, следует принять гипотезу о том, что развитие должно приносить с собой методы более эффективные, чем общество использовало до этого.

Если вспомнить классические теории мотивации, то, применяя их основной посыл к социально-экономическому пространству, можно сказать, что после удовлетворения базовых потребностей общество должно перейти к освоению потребностей более высокого порядка. Приемлемый уровень жизни населения, не имеющий выхода за рамки своего цикла осуществления, не дает необходимого для любого общества развития. В этом случае кредитная культура, культура потребления уже не приводит к движению вперед, и поиск новых методов, по нашему мнению, позволяет обратиться к инвестиционным инструментам.

Кредитная культура служит эффективным инструментом в рамках экономического понимания общественной формации. То есть, говоря о населении, можно применять термин «человек экономический», который для достижения своих целей пользуется наиболее выгодными для себя средствами. Инвестиционные инструменты, напротив, могут способствовать достижению целей не только индивида (или в глобальном масштабе компании, организации), но и самого общества. Если сузить данное рассуждение до простой формулы, то кредитный механизм выгоден кредитору и в определенной степени заемщику, инвестиционный механизм - более долгосрочный, но при этом выгоден всему обществу.

Рассмотрим суть инвестиционного механизма относительно населения региона и далее дадим определения инвестиционной культуры населения в региональном пространстве.

Что можно считать инвестициями, если мы говорим о категории населения? На сегодняшний день инвестиционные механизмы предлагают немного: инструменты фондового рынка, использование которых сопряжено с немалым риском ввиду неразвитости самого рынка, а также многочисленные варианты, которые можно условно причислить к категории «инвестиции»: вклады в банках, вложения в недвижимость, покупка ценностей [4; 9; 10].

При определении понимания инвестиционной культуры встает вопрос, можно ли считать инвестиционными вложения населения в свое будущее - такие как оплата обучения, покупка средств для профессионального развития, которую в пересчете на масштабы бизнес-культуры можно было бы назвать вложением?

То есть, подводя итог, мы можем сказать, что инвестиции для населения имеют те же цели, но не являются абсолютно идентичными инвестициям крупных акторов экономических полей, таких как компании, государства и т. д.

Можно условно разделить инвестиционные инструменты населения на несколько категорий:

- экономического характера: это денежные средства, недвижимость, драгоценные металлы, инструменты фондового рынка, которые требуются для улучшения материального положения в будущем;

- социального характера: это вложения непосредственно в будущий деловой успех, личностный рост, профессиональное становление, то есть средства, направляемые на обучение, получение необходимых навыков, то, что в конечном итоге нельзя измерить в денежном эквиваленте непосредственно.

При этом нельзя забывать, что социально-экономическое пространство региона проживания также влияет на выбор того или иного инструмента, а в некоторых случаях и определяет его наличие или отсутствие.

Теперь можно сформулировать определение инвестиционной культуры населения в социально-экономическом пространстве ре-

гиона: это деятельность населения по обеспечению своего социально-экономического развития и его благ в будущих периодах посредством ограниченных региональными аспектами вложений инвестиционного характера, приносящих доход непосредственно в материальном или нематериальном выражении. Уровень инвестиционной культуры населения при этом определяется уровнем его финансовой грамотности, пониманием своих потребностей и возможностью их осуществления, а также осведомленностью об инструментах и способах инвестиционных вложений.

Анализ понятийного, теоретико-методологического аппарата в рамках исследования инвестиционной культуры населения в социально-экономическом пространстве позволил нам рассмотреть особенности инвестиционных механизмов населения в отличие от традиционных инвестиционных механизмов государственного и бизнес уровня, что дало возможность отметить две категории используемых населением инвестиционных инструментов: экономические и социальные.

Определяя социально-экономическое пространство, мы пришли к выводу, что это пространство приемлемо представить как совокупность полей социального и экономического, структурирующий капитал в данном случае будет представлен всеми своими видами, поскольку связи, образуемые в рамках социально-экономического взаимодействия, затрагивают различные сферы, способные поставить на эти поля агентов или породить какие-либо практики. Кроме того, социально-экономическое пространство региона ограничивается региональной структурой.

Инвестиционная культура населения -это деятельность населения по обеспечению своего социально-экономического развития и его благ в будущих периодах посредством ограниченных региональными аспектами вложений инвестиционного характера, приносящих доход непосредственно в материальном или нематериальном выражении.

Список литературы

1. Асеева И.А. Философско-методологические

проблемы социального прогнозирования //

Социально-гуманитарные знания. 2007. № 6.

С. 229-240.

2. Поланьи К. Два значения термина «экономический» // Неформальная экономика. Россия и мир / под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. С. 498-504.

3. Подгорный Б.Б. Генезис регионального фондового рынка // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 3 (20). С. 155-165.

4. Подгорный Б.Б. Социологический анализ современного состояния фондового рынка Курской области: постановка проблемы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 2 (19). С. 173-183.

5. Радаев В.В., Юдин Г.Б. Классика новой экономической социологии. М.: Высшая школа экономики, 2014. 381 с.

6. Подгорный Б.Б. Габитус частных инвесторов российского фондового рынка // Економiчний часопис-XXI. 2016. Т. 160. № 7-8. С. 111-115. DOI: 10.21003/ea.V160-22.

7. Каменский Е.Г., Асеева И.А. Антропологический кризис техногенной цивилизации: постановка проблемы // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 2. С. 211214.

8. Абрамов А.П. Социологическая концептуализация кластеров // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2015. Т. 1. С. 9-11.

9. Социологическое исследование инвестиционной культуры населения: аналит. доклад // Фонд «Общественное мнение». URL: http:// bd.fom.ru/report/cat/micex181207 (дата обращения: 20.04.2017).

10. Podgorny B.B. Habitus in relation to the stock market: national features // Економiчний часо-пис-XXI. 2016. T. 157. № 3-4. С. 68-71. DOI: 10.21003/ea.V157-0021.

References

1. Aseeva I.A. Filosofsko-metodologicheskie prob-lemy sotsial'nogo prognozirovaniya [Philosophical and methodological problems of social forecasting]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya -Socio-Humanitarian Knowledge, 2007, no. 6, pp. 229-240. (In Russian).

2. Polan'i K. Dva znacheniya termina «ekonomi-cheskiy» [Two meanings of the term „economic"]. Neformal'naya ekonomika. Rossiya i mir [Informal Economy. Russia and the World]. Moscow, Logos Publ., 1999, pp. 498-504. (In Russian).

3. Podgornyy B.B. Genezis regional'nogo fondovogo rynka [The genesis of a regional stock market]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment - Proceedings of South-West State University. Series Economy. Sociology. Management, 2016, no. 3 (20), pp. 155-165. (In Russian).

4. Podgornyy B.B. Sotsiologicheskiy analiz sovre-mennogo sostoyaniya fondovogo rynka Kurskoy oblasti: postanovka problem [The sociological analysis of Kursk region stock market state: raising a problem]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment - Proceedings of South-West State University. Series Economy. Sociology. Management, 2016, no. 2 (19), pp. 173-183. (In Russian).

5. Radaev V.V., Yudin G.B. Klassika novoy eko-nomicheskoy sotsiologii [Classics of New Economic Sociology]. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2014, 381 p. (In Russian).

6. Podgornyy B.B. Gabitus chastnykh investorov rossiyskogo fondovogo rynka [The habitus of the Russian stock market private investors]. Eko-nomichnyj chasopys-XXI - The Economic An-nals-XXI, 2016, vol. 160, no. 7-8, pp. 111-115. DOI: 10.21003/ea.V160-22. (In Russian).

7. Kamenskiy E.G., Aseeva I.A. Antro-pologicheskiy krizis tekhnogennoy tsivilizatsii: postanovka problemy [Anthropological crisis of industrial civilization: raising the problem].

Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta im. V.G. Shuk-hova - The Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov, 2014, no. 2, pp. 211-214. (In Russian).

8. Abramov A.P. Sotsiologicheskaya kontseptuali-zatsiya klasterov [Sociological conceptualization of clusters]. Sbornik nauchnykh trudov Mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Klasternye initsiativy v formirovanii progres-sivnoy struktury natsional'noy ekonomiki» [Proceedings of International Scientific and Practical Conference "Cluster Initiatives in the Formation of Progressive Structure of the National Economy"]. Kursk, CC «Universitetskaya kniga»,

2015, vol. 1, pp. 9-11. (In Russian).

9. Sotsiologicheskoe issledovanie investitsionnoy kul'tury naseleniya: analiticheskiy doklad [Sociological research of investment culture of the population: analytical report]. Fond Obshchest-vennoe Mnenie [The Public Opinion Foundation]. (In Russian). Available at: http://bd.fom. ru/report/cat/micex181207 (accessed 20.04.2017).

10. Podgorny B.B. Habitus in relation to the stock market: national features. Ekonomichnyj chasopys-XXI - The Economic Annals-XXI,

2016, vol. 157, no. 3-4, pp. 68-71. DOI: 10.21003/ea.V157-0021.

Поступила в редакцию 05.03.2017 г. Received 5 March 2017

UDC 316.334.2+330.16

INVESTMENT CULTURE OF POPULATION IN SOCIAL-ECONOMIC SPACE OF REGION

Yuliya Borisovna PODGORNAYA

Post-graduate Student, Philosophy and Sociology Department

South-West State University

94 50 Let Ortyabrya St., Kursk, Russian Federation, 305040

E-mail: [email protected]

The main goal is to find the most optimal definitions and essence of the region's population investment culture in terms of its difference from investment corporate, state, business-culture. To understand the essence of the population investment process, it is also justified to define the socio-economic space and its features, which are defining and at the same time restricting the population's investment culture. The region's population investment culture is considered in comparison with other leading cultures of the socio-economic space and the basic population practices: credit and consumer. The trends analysis of the social and economic system development made it possible to conclude that it is necessary to develop the region' population investment culture in order to search for and create new social formations that meet the requirements of an innovative society. Two categories of investment instruments used by the population are defined: economic instruments and social ones, their interpretation and content. The analysis and definition of the concept to such phenomena as the socioeconomic space in the regional aspect, the population's investment culture, will allow further exploration of the society investment potential in the framework of new development paradigms.

Key words: investment culture; investment behaviour; economic behaviour; population; social and economic development

Для цитирования: Подгорная Ю.Б. Инвестиционная культура населения в социально-экономическом пространстве региона // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 3 (11). С. 48-52.

For citation: Podgornaya Y.B. Investitsionnaya kul'tura naseleniya v sotsial'no-ekonomicheskom prostranstve regiona [Investment culture of population in social-economic space of region]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchest-vennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 3 (11), pp. 48-52. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.