Научная статья на тему 'Инвестиционная деятельность в туризме и гостиничном бизнесе в РФ'

Инвестиционная деятельность в туризме и гостиничном бизнесе в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2143
621
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ТУРИЗМ И ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / INVESTMENT / FIXED CAPITAL / TOURISM AND HOTEL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Н. А.

Описываются основные тенденции развития инвестиционной деятельности в туризме и гостиничном бизнесе, данные по инвестициям в основной капитал, динамика финансирования отрасли туризма из федерального бюджета РФ, финансирование продвижения туризма из региональных бюджетов в субъектах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investments in the Tourism and Hotel Business in Russia

The author describes investment trends in the tourism and hospitality industry. The article shows data on investments in fixed capital, the dynamics of funding in tourism industry received from the federal budget, support for tourism promotion from the regional budgets in Russia.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная деятельность в туризме и гостиничном бизнесе в РФ»

УДК 338.2

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТУРИЗМЕ И ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ В РФ

Зайцева Н.А., профессор, доктор экономических наук, management-itig@mail.ru, zaitseva-itig@mail.ru Институт туризма и гостеприимства (г. Москва),

филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

The author describes investment trends in the tourism and hospitality industry. The article shows data on investments in fixed capital, the dynamics offunding in tourism industry receivedfrom the federal budget, support for tourism promotion from the regional budgets in Russia.

Keywords: Investment, Fixed Capital, Tourism and Hotel Business

Описываются основные тенденции развития инвестиционной деятельности в туризме и гостиничном бизнесе, данные по инвестициям в основной капитал, динамика финансирования отрасли туризма из федерального бюджета РФ, финансирование продвижения туризма из региональных бюджетов в субъектах РФ.

Ключевые слова: инвестиции, основной капитал, туризм и гостиничный бизнес

По данным Росстата, в первом полугодии 2008 года въездной турпоток в Россию вырос на 7,6% (с туристическими целями совершено 889100 поездок, это на 63100 больше, чем за аналогичный период прошлого года). Это можно было бы считать настоящим успехом, если учесть, что за аналогичный период прошлого года туристический въезд снизился на 14,2%. Однако по мнению туроператоров, принимающих иностранных туристов в нашей стране, эти данные не вызывают оптимизма, они объясняют их как «цифровой парадокс»: по туристическим визам едут деловые люди, поскольку российскую бизнес-визу оформить значительно сложнее. Первое полугодие 2008 года характеризуется высокой деловой активностью - проходит множество бизнес-мероприятий: выставок, конференций и т.п. Поэтому туроператоры экспертно оценивают снижение турпотока в Россию на 10—15%.

Как бы то ни было, и въездной, и внутренний туризм в стране на подъеме, это непосредственно связано с инвестиционной деятельностью в индустрии туризма.

Проведенный Ростуризмом анализ данных Росстата объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) за 2006 год показал, что в 2006 году общий объем инвестиций вырос на 342,4 млрд руб. по сравнению с 2005 годом и составил 3 533,2 млрд руб. При этом объем инвестиций в гостиницы и рестораны в 2006 году был на 2,77 млрд руб. больше, чем в 2005 году.

Данные по инвестициям в основной капитал за 2005—2006 гг. представлены в табл.

Таблица 1

Объем инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности в

2005-2006 гг.[5]

Показатели 2005 год, млрд. руб. 2006год, млрд. руб. 2006 год к 2005 году (в %)

Инвестиции в основной капитал, по видам экономической деятельности в том числе: 3 190,8 3 533,2 110,7

гостиницы и рестораны 11,13 13,9 124,8

Как видно из данных табл. 1., темпы роста инвестиций в гостиницы и рестораны значительно выше среднероссийских показателей: 24,8% и 10,7% соответственно. В структуре объема всех инвестиций доля инвестиций в гостиницы и рестораны в 2006 году по сравнению с 2005 годом практически не изменилась, и составила 0,39% (инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности).

Объем финансирования туризма из средств Федерального бюджета за период с 2001 года увеличился более чем в 25 раз.

137 443

126550

5400

І I

110160

117000

102000 102000

2001 г

2002 г

2003 г

2004 г

2005 г

2006 г

2007 г

Рис. 1. Динамика финансирования отрасли туризма из федерального бюджета РФ, тыс. руб. (данные из Федерального бюджета РФ 2001-2007 гг.)

Набольшее увеличение объема финансирования наблюдалось в 2002 году по сравнению с 2001 годом, затем в 2003 году произошло некоторое снижение объемов финансирования, в 2003 году ситуация не изменилась, а после этого отмечалось

стр. 86 из 194

неуклонное повышение объемов финансирования туризма из средств Федерального бюджета.

Сами регионы неуклонно развивали туризм, При этом объемы финансирования развития туризма из региональных бюджетов в субъектах РФ в 2006 году сильно различалось (рис. 2.)

1000000

210000

150000

60000

32284 26840 17000 17000 16254 16000 16000

л

л'0

о

Рис. 2. Финансирование продвижения туризма из региональных бюджетов в субъектах РФ в

2006 году [5]

Как видно из представленных на рис. 2 данных, безусловным лидером в финансировании развития туризма является Москва, затем, с большим отрывом можно отметить Краснодарский край и Санкт-Петербург, что объясняется сложившимися особенностями данных регионов (Москва и Санкт-Петербург - две столицы, Краснодарский край - Всероссийская здравница).

Следом за «тройкой» лидеров» по объему финансирования развития туризма из средств регионального бюджета оказались Вологодская и Самарская области и только на шестом месте - Московская область.

Действительно, анализ структуры инвестиций в развитие туризма Московской области показывает, что динамичное развитие туризма в этом регионе происходит в основном за счет частных инвестиций и прежде всего в объекты гостиничного бизнеса.

Не секрет, что гостиничный бизнес в России переживает настоящий строительный бум, а вложение в него в последние годы стало одним из самых привлекательных способов вложения крупного капитала как российских, так и западных

инвесторов. Помимо строительства новых гостиниц на рынке активно ведется и реконструкция старых.

В качестве примера можно привести деятельность корпорации Mirax Group, которая в ближайшие годы планируется инвестировать в свои гостиничные проекты не менее $500 млн. В настоящее время компания реализует 4 гостиничных проекта. Первый проект - 5-звездочный отель Grand Hyatt Moscow на 350 номеров, расположенный в башне «Федерация» на территории Делового центра «Москва-Сити». Гостиницей, площадью около 40 тыс. кв. м, будет управлять сеть Hyatt International. Окончание реализации проекта - 2010 год. Кроме того, в августе 2008 года корпорация приобрела у компании Cengiz Group турецкий отель Sungate Port Royal, расположенный в 25 км от города Анталия. Гостиница принадлежит к категории «5 звезд» и считается одним из лучших отелей Турции. Mirax уже заявила о своих планах по развитию гостиничной сети Sungate International. По информации от руководства компании, «Mirax Group не собирается ограничиваться только этими проектами. В планах компании - создание собственной гостиничной сети самого высокого уровня, как на международных курортах, так и в крупных городах России, Греции, Черногории, Швейцарии, Украины и др.

Девелоперы все чаще идут из Москвы, как самого привлекательного для гостиничного бизнеса центра, в регионы. Это связано с рядом трудностей со строительством гостиничных объектов в столице. Даже представители Департамента инвестиционных программ строительства г. Москвы (ДИПС), объявляя в апреле 2008 года о готовности инвестировать порядка $60 млн в строительство пяти гостиниц в Ярославской области, жаловались на московскую бюрократию и невозможность получения хороших участков под строительство.

ДИПС — лишь один из многих инвесторов, которые предпочитают строить гостиницы в регионах, а не в Москве, ссылаясь на отсутствие там бюрократических препон и меньшую конкуренцию. Marriott International в прошлом году открыла гостиницу Renaissance в Самаре, а в мае этого года — в Санкт-Петербурге. Novotel в следующем году откроется в Новороссийске, и Ассог планирует строить гостиницы Ibis и Novotel в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Уфе и Екатеринбурге. A SAS Rezidor объявила о планах строительства гостиниц Park Inn в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.

На стимулирование инвестиций в строительство гостиниц в Московском регионе влияет не только политика государственных структур. Современная экономическая ситуация такова, что рентабельность других секторов недвижимости остается значительно выше, чем в гостиницах эконом-класса. Поэтому, по мнению многих экспертов, пока

рентабельность в верхнем сегменте не снизится, говорить о массовых инвестициях в гостиничный сектор туристического класса было бы неправильно.

Для финансирования развития туризме и гостиничного бизнеса в регионах используются различные инструменты, например, закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ)7. ЗПИФ уже стал удобной формой, используемой строительными организациями для осуществления конкретных бизнес проектов (в России зарегистрировано 488 закрытых паевых инвестиционных фондов, но можно прогнозировать, что в связи с финансовым кризисом их число сократится).

В отличие от строительства жилых домов, офисных и торговых бизнес центров (объектов недвижимости, имеющих быструю оборачиваемость), строительство и сдача в аренду гостиничных комплексов через ЗПИФ только сейчас приобретает всё большую популярность, благодаря своим уникальным особенностям. Это, прежде всего оптимизация и структурирование бизнеса, защита собственности от рейдерства, отсутствие налога на прибыль и многое другое.

Применение структуры ЗПИФ в гостиничном бизнесе в настоящее время планируется осуществляется в трёх следующих аспектах:

• строительство и реконструкция гостиниц (для строителей и девелоперов);

• сдача гостиничных комплексов в аренду (для собственников гостиничного бизнеса);

• вложение капитала в гостиничный бизнес (для инвесторов).

Фонды недвижимости, ориентированные на гостиничные объекты, собирается в ближайшем будущем создать компания «Ингосстрах-Инвестиции». Основная цель, которой руководствуется компания, - решение проблемы долгого периода окупаемости проектов в гостиничной сфере.

Отдельного внимания заслуживают рентные ЗПИФ, имеющие в составе активов гостиничные комплексы. Экономический эффект от реинвестирования прибыли в этом случае также наиболее значителен и очевиден в долгосрочной перспективе (3 года и более).

На сегодняшний день порог вхождения в новые фонды, инвестирующие средства в недвижимость невелик. Стоимость вхождения в проект в качестве пайщика может составить всего несколько тысяч рублей (при инвестировании напрямую на эту сумму на рынке жилья не представляется возможным купить и нескольких метров, не говоря уже о единоличном приобретении во владение объекта недвижимости). Сочетание невысокой

7 Соболева О. ЗПИФ в гостиничном бизнесе. 30.09.2008 (с сайта www.prohotel.ru)

доходности и надежности вложений в рентные гостиничные фонды делает их хорошей альтернативой банковским вкладам. Невысокий входной порог при первичном размещении и дополнительном выпуске, обращение паев на бирже делают паи ЗПИФ доступными для частных инвесторов.

В целом, ЗПИФы можно считать одной из наиболее удобных форм финансирования гостиничных проектов. Речь может идти как об «упаковке» уже готовых объектов для получения от них рентного дохода, так и об использовании паевых фондов для привлечения инвестиций. Гостиничные проекты отличаются достаточно высокими сроками окупаемости. В данном случае налоговые преференции, предоставляемые ПИФам, позволяют повысить эффективность использования капитала. Пока закрытые фонды редко используются в данном сегменте, что связано со спецификой бизнеса, где, с одной стороны, есть очень крупные инвесторы, которые решают свои задачи в рамках имеющихся у них корпоративных возможностей, с другой, небольшие игроки, которые далеко не всегда владеют информацией об оптимальных способах организации своих инвестиций. Однако, по мере роста инвестиций в гостиничный сегмент, ситуация будет меняться. Уже в ближайшие годы на рынке может появиться несколько специализированных фондов.

Таким образом, ЗПИФ может по праву считаться интересным и перспективным инструментом, применимым в области гостиничного бизнеса, который имеет целый ряд преимуществ не достижимых при применении других структур. Это не только способ оптимизации налогообложения имущества юридических лиц, но и реальный инструмент приумножения капитала, доступный, в т.ч. частным инвесторам.

Проведенные исследования показывают, что в настоящее время многие организации пока не готовы к использованию данного инструмента. Причин этому несколько, но основная из них — необходимость создания новой, мало понятной на первый взгляд, и непривычной структуры, а также сложность формирования команды квалифицированных специалистов.

Анализ показывает, что инвестиции в гостиничный бизнес отличаются от инвестиций в строительство торговой и офисной недвижимости сравнительно низкой доходностью, но вместе с тем и высокой надежностью и стабильностью, что является немаловажным для некрупных инвесторов.

Для этой группы инвесторов могут быть интересны малые гостиницы. Так Российский союз туриндустрии (РСТ) разработал и внес в правительство РФ предложения по стимулированию развития малого гостиничного бизнеса. Они были подготовлены на базе предложений экспертов из Петербурга, которые обобщили положительный опыт

стимулирования инвестиционной деятельности в других регионах РФ. Так, использование единого налога на вмененный доход, как показало исследование сложившейся практики, для малых средств размещения экономически оправдано лишь при применении региональными органами власти понижающего коэффициента К2 в размере не более 0,4%. В Бурятии, например, принятие по инициативе местного регионального отделения РСТ корректирующего коэффициента базовой доходности в размере 0,1% реально стимулировало создание и регистрацию новых малых гостиниц. В большинстве других регионов владельцы малых гостиниц настороженно относятся к введению ЕНВД, не будучи уверенны в том, что изначально или со временем не будет применен корректирующий коэффициент, величина которого делает применение этого налога менее выгодным, чем обычной упрощенной системы налогообложения. В этой связи Российским союзом туриндустрии было предложено законодательно предусмотреть право выбора субъектами малого бизнеса применения ЕНВД или иных форм налогообложения, а также при использовании упрощенной системы налогообложения исключить из налогооблагаемой базы документально подтвержденные затраты на развитие инфраструктуры прилегающей к отелю территории, инженерных коммуникаций и самого здания, если отель занимает его часть.

Эти и другие мероприятия по развитию туристского и гостиничного бизнеса в регионах будут способствовать формированию цивилизованной индустрии туризма, соответствующей мировым требованиям.

Литература

1. Лившиц В.Н., Лившиц С.В. Макроэкономические теории, реальные инвестиции и государственная российская экономическая политика. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

2. Мамаев В.К. Экономика и управление инвестициями в инфраструктуру региона. М.: ЮНИТИ-Дана, 2005.

3. Орлова Е.Р., Зарянкина О.М. Иностранные инвестиции в России. М. Омега-Л, 2008.

4. http://www.raexpert.ru

5. http://www.russiatourism.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.