Инвестиционная деятельность и миграция рабочей силы как формы внешнеэкономических связей Кыргызстана
Investment activity and labor migration as forms of foreign economic relations of Kyrgyzstan
Кыргызстан Мировая экономика Авторы
Аракелян Анетта Араратовна аспирант кафедры мировой экономики
Российская Федерация, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова
Мусаев Улан Абдулдаевич
к.э.н., доцент кафедры финансов, банковского дела и налогообложения Кыргызская Республика, Бишкекский государственный университет имени К.Карасаева [email protected] Цзу Хун Ся
аспирант кафедры экономики
Кыргызская Республика, Бишкекский государственный университет имени К.Карасаева
Аннотация
В статье исследованы трудовые миграционные процессы как одна из форм внешнеэкономических связей Кыргызстана, раскрывается сущность международной миграции рабочей силы, текущее положение на рынке труда Кыргызстана. Проведенное исследование основывается на статистических данных среднемесячной номинальной заработной платы в странах ЕАЭС, в частности, анализируется высокая дифференциация уровня заработной платы по Кыргызстану, показатели уровня жизни населения Кыргызской Республики и уровня бедности, численность трудовых мигрантов в России из государств-членов ЕАЭС, анализируется инвестиционная деятельность, рассматривается структура денежных переводов мигрантов. Особое внимание уделяется вопросам перевода денежных переводов мигрантов из потребительского формата в инвестиционный.
Ключевые слова
миграция, трудовая миграция, заработная плата, денежные переводы мигрантов. Рекомендуемая ссылка
Аракелян Анетта Араратовна , Мусаев Улан Абдулдаевич , Цзу Хун Ся
Инвестиционная деятельность и миграция рабочей силы как формы внешнеэкономических связей Кыргызстана// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (79). Номер статьи: 7905. Дата публикации: 10.08.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7905/
eee-region.ru/article/7905/
Authors
Arakelyan Anetta Araratovna
Postgraduate student of the Department of World Economy
Russian Federation, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov
Musaev Ulan Abduldaevich
PhD, Associate Professor of the Department of Finance, Banking and Taxation
Kyrgyz Republic, Bishkek State University named after K. Karasaev
Zu Hong Xia Postgraduate
student of the Department of Economics
Kyrgyz Republic, Bishkek State University named after K. Karasaev
Abstract
The article examines labor migration processes as one of the forms of foreign economic relations of Kyrgyzstan, reveals the essence of international labor migration, the current situation in the labor market of Kyrgyzstan. The study is based on statistical data on average monthly nominal wages in the EAEU countries, in particular, it analyzes the high differentiation of wage levels in Kyrgyzstan, indicators of the standard of living of the population of the Kyrgyz Republic and the level of poverty, the number of labor migrants in Russia from EAEU member states, and analyzes investment activity , the structure of migrants' remittances is considered. Particular attention is paid to the issues of transferring migrants' remittances from the consumer format to the investment format.
Keywords
migration, labor migration, wages, migrant remittances. Suggested Citation
Arakelyan Anetta Araratovna , Musaev Ulan Abduldaevich , Zu Hong Xia Postgraduate
Investment activity and labor migration as forms of foreign economic relations of Kyrgyzstan// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (79). Art. #7905. Date issued: 10.08.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/7905/
Введение
Международная миграция рабочей силы представляет собой форму внешнеэкономического сотрудничества между странами и принимает разные виды международной или внешней миграции: трудовая, семейная, туристическая и политическая миграции. Вследствие международной миграции формируется глобальный международный рынок рабочей силы, который берет свое развитие, как и другие рынки: рынок товаров и вывоз капитала. Международный рынок рабочей силы принимает форму международной трудовой миграции.
Став независимым суверенным государством, Кыргызская Республика активно участвует во внешнеэкономических связях, становится членом ряда международных организаций и институтов, входит в состав ВТО, СНГ, ШОС, МВФ, а с 2015 года становится членом ЕАЭС, куда входят Россия, Казахстан, Беларусь и Армения. Республика имеет торговые договора более с чем 100 странами, постепенно развиваются и другие формы внешнеэкономических связей: совместное предпринимательство, научно-техническое сотрудничество и валютно-кредитные связи.
Следует отметить, что с обретением суверенитета в Кыргызской Республике существенно активизировались миграционные процессы, причиной которых стал переход от централизованной плановой экономической системы к рыночной экономике, который повлек за собой ряд тяжелых потрясений, а затем разрушительный кризис, вызванный разрушением кооперационных связей между республиками и регионами постсоветского пространства; либерализацией цен и последовавшей гиперинфляцией; принудительными методами разгосударствления и приватизации национальных предприятий, результатом которых стала приостановка их деятельности или банкротство. Открытие страны для иностранных товаров и капитала стало причиной краха многих отраслей и предприятий отечественного производства, не выдержавших конкуренции иностранных компаний. Следствием перечисленных факторов стало резкое сокращение рабочих мест.
Результаты исследований
За период трансформации экономика Кыргызской Республики трансформировалась в аграрное государство, имеющее низкий уровень зарплаты, огромную безработицу и поэтому высокий уровень бедности [1]. Различия в показателях среднемесячной заработной платы приведены в таблице 1. Сложившаяся ситуация в стране рынок труда все еще остается несбалансированным в отличие ситуации на рынках труда других государств ЕАЭС.
Таблица 1 — Среднемесячная номинальная заработная плата в странах ЕАЭС, 2018-2022 гг. долл. США [2] Страны 2018 2019 2020 2021 2022
Армения 357 380 388 405 541
Беларусь 470 522 508 565 622
Казахстан 471 485 515 584 669
Кыргызстан 236 246 239 239 316
Россия 694 733 710 768 952
Уровень заработной платы в Кыргызской Республике характеризуется высокой дифференциацией, что продемонстрировано на рис.1.
Среднемесячная заработная плата (сомов)
Баткенская ооласп Жалал-Абадская область Исык-Кульская область
Нарынская область ■ Ошская область Таласская область
■ Чувская область ■ г. Бишкек ■ г. Ош
Рисунок 1 — Среднемесячная заработная плата по территории Кыргызстана в 2021 году [3]
Самый низкий уровень зарплаты зафиксирован в Ошской области (12712 сом), в Баткенской области (13017 сом).
В таблице 2 представлен показатель уровня жизни населения в Кыргызстане, характеризуемый величиной прожиточного минимума на душу населения.
Таблица 2 — Показатели уровня жизни в Кыргызской Республике [3]
Показатели 2018 2019 2020 2021 2022
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, сомов в месяц:
Все население 4792,54 4 806,32 5 358,53 6 268,31 7178,32
Население трудоспособного возраста 5357,92 5 368,64 6 003,64 7 040,33 8025,18 Население пенсионного возраста 4282,99 4286,71 4785,43 5580,35 6395,22
В Кыргызстане порядка четверти населения живет за чертой бедности, однако наблюдается тенденция к росту данного показателя в годы постпандемийного периода. Согласно рис.2, 2013 г уровень бедности населения КР сократился с 37,0% до 25,3% в 2020 году.
Рисунок 2 - Доля населения, живущего за официальной чертой бедности, %[4]
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в Кыргызской Республике на рынке труда действует две тенденции: во- первых, рынок труда является трудоизбыточным, а во-вторых, работодатели не могут найти на рынке труда необходимые квалифицированные кадры, поэтому не найдя подходящей для себя работы с достойной заработной платой, безработные уезжают в трудовую миграцию. В силу сложившейся ситуации несмотря на то, что имеется большой банк вакансий, в стране имеется безработица и высокий уровень трудовой миграции [5]. Чтобы выйти из этой противоречивой ситуации, Президент Кыргызской Республики С. Жапаров поставил стратегическую задачу: создать в стране 250 тысяч рабочих мест, которые будут пользоваться спросом со стороны безработных и всех желающих трудоустроиться или заняться собственным бизнесом, что позволит обеспечить достойную занятость у себя на родине, ликвидировать дефицит достойного труда, и таким образом выйти из бедности, не выезжая в трудовую миграцию.
Для создания такого огромного количества рабочих мест требуется большое количество финансовых средств. Однако, в настоящее время в Кыргызстане все еще имеется дефицит инвестиционных ресурсов, поэтому выход из сложившейся ситуации видится за счет роста притока иностранных инвестиций. Представляется важным обеспечение и постоянное улучшение привлекательности инвестиционного климата, при содействии которого для инвесторов создаются благоприятные условия и формируется большой инвестиционный приток в Кыргызстан, особенно из Китайской Народной Республики и Российской Федерации.
Данные рисунка 3, предоставленные Национальным статистическим комитетом свидетельствуют, что «в 2022 году было вложено инвестиций в нефинансовые активы 182,5 млрд. сомов, это несколько выше (0,3 %), чем в 2021году, а по сравнению с 2018 годом их количество уменьшилось на 13,9 %. В течение этого периода (2018-2022гг.) основной массив вложенных инвестиций (от 73% до 80% из общего количества инвестиций) составляли внутренние источники, среди них. средства предприятий, организаций и населения по годам распределились так: в 2022г. - 81,2 %, в 2021г. -86,9 %, в 2018г. - 84,2 %» [6]. Структура внешних инвестиционных вложений за анализируемый период была представлена иностранными кредитами и прямыми инвестициями в следующих объемах :в 2022г. - 77,6 процента, в 2021г. - 83,4 процента, в 2018г. - 77,5 процента.
Рис. 3. Инвестиции в нефинансовые активы по источникам финансирования (в % к общему объему инвестиций в нефинансовые активы) [6]
Наибольший удельный вес (от 92 до 95 процентов) в структуре инвестиций в нефинансовые активы за истекшие пять лет занимали инвестиции в основной капитал.
Согласно данным таблицы 3, объем инвестиций в основной капитал в 2022 году составлял 169,0 млрд. сом, который включал вложенные средства в новые основные фонды, включающие машины, оборудование, транспортные средства и пр., это было на 0,5 % больше, чем в 2021году, а по сравнению с 2018 годом. количество инвестиций сократилось на 16 %.
Таблица 3. — Основные показатели инвестиционной деятельности [7] Показатели 2018 2019 2020 2021 2022
Млн. сомов
Инвестиции в нефинансовые активы 179997,2 191559,8 150215,9 166765,6 182474,1
Инвестиции в основной капитал 170805,9 181007,3 141375,4 154146,9 169002,2
Капитальный ремонт основных средств 4 400,7 4 617,3 3 651,9 3 741,3 8 863,1
Инвестиции в нематериальные активы 4 787,0 5 762,7 5 110,8 8 794,6 4 561,2
Инвестиции в непроизведенные материальные активы 3,6 172,5 77,8 82,8 47,6
Млн. долларов США
Поступление иностранных инвестиций 6939,1 7279,9 6926,8 6331,4 9025,6
Прямые иностранные инвестиции 851,7 1 076,9 537,6 1 006,1 1 202,6
Портфельные инвестиции 2,4 0,5 0,0 1,0 0,4
Другие инвестиции 6 029,8 6 147,9 6 363,7 5 289,0 7 768,2
Гранты, техническая помощь 55,2 54,6 25,5 35,3 54,4
В процентах к итогу
Инвестиции в нефинансовые активы 100 100 100 100 100
Инвестиции в основной капитал 94,9 94,5 94,1 92,4 92,6
Капитальный ремонт основных средств 2,4 2,4 2,4 2,2 4,9
Инвестиции в нематериальные активы 2,7 3,0 3,4 5,3 2,5
Инвестиции в непроизведенные материальные активы 0,0 0,1 0,1 0,1 0,0
Поступление иностранных инвестиций 100 100 100 100 100
Прямые иностранные инвестиции 12,3 14,8 7,8 15,9 13,3
Портфельные инвестиции 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Другие инвестиции 86,9 84,4 91,8 83,5 86,1
Гранты, техническая помощь 0,8 0,8 0,4 0,6 0,6
В указанный период до 54 % инвестиций использовались в строительстве производственных зданий. В 2022 году 1 строительство поступило 9,0 млрд. долларов США без учета оттока, это было в 1,3 раза больше, чем в начале анализируемого периода, а из поступивших инвестиций почти 92 % составляли другие инвестиции.
Поступление прямых иностранных инвестиций (не учитывая отток) в 2022г. составило 1,2 млрд. долларов США, что на 19,5 % больше, чем в 2021 году и в 1,4 раза больше, чем в 2018 году, что характеризуется на рис.4. При чем, в 2022 году 88,5 % прямых иностранных инвестиций были направлены в сферу добычи полезных ископаемых, обрабатывающее производство, в сферу финансов, страхования и в оптовую и розничную торговлю. По сравнению с предыдущим 2021годом, объем инвестиций, направленных на предприятия, добывающие полезные ископаемые, вырос в 2,4 раза, инвестиции в обрабатывающие предприятия увеличились в 1,5 раза, в сферу финансов и страхования - в 2,2 раза, в предприятия оптовой и розничной торговли — на 14,3 %.
190
170
150 1
130 110 90 70 50
Рисунок 4. Динамика поступления прямых иностранных инвестиций (2017=100) [6]
В 2022 году прямые иностранные инвестиции поступили в основном, из Турции, Германии, Японии, Объединенных Арабских Эмиратов, Швейцарии, Республики Корея и увеличились по сравнению с 2021годом на 21,9 %. А поступление прямых иностранных инвестиций в 2022 году из Азербайджана, Казахстана и Узбекистана по сравнению с 2021 годом стало больше на 11 %. Поступление прямых инвестиций от общего объема инвестиций распределилось следующим образом: Турция — 28,4 %, Китай - 27,1 %, Россия - 12,1%, Казахстан — 7,5 % и Нидерланды — 5,2 %.
В 2022 году прямые иностранные инвестиции (92,8 %), поступившие в Кыргызстан, согласно рис. 5, распределились следующим образом: большая доля прямых иностранных инвестиций в основной капитал от всего массива поступивших инвестиций была направлена на предприятия Бишкека - 30,7 %, а остальные инвестиции бы отправлены в регионы республики. При этом, следует подчеркнуть, что инвестиции, отправленные на основной капитал в регионы, сократились по сравнению с 2021 годом на 2,7 п.п., а с 2018годом - на 7 п.п. пунктов.
о V ЗД
Баткен-ская Джалал- Иссык- Нарын-сная Ошская Таласская Чуйская г.Бишкек г.Ош область Абадская Кульская область область область область область область
■ 2021 I 2022
Рисунок 5. Объем инвестиций в основной капитал по территории (в процентах к общему объему инвестиций в основной капитал) [6]
Другой формой экономического сотрудничества является международная трудовая миграция.
Кыргызская Республика обладает большими трудовыми ресурсами, и увеличение трудоспособного населения при нестабильном экономическом росте в стране, вызывает безработицу, т.е. на рынке труда республики имеет место несоответствие между предложением рабочей силы и спросом на нее.
Неудовлетворительная конъюнктура на рынке труда является основной причиной трудовой миграции в стране. Факторами, способствующими увеличению миграционных процессов, являются экономические, гендерные, религиозные и др. Среди положительных сторон трудовой миграции следует выделить следующие:
• уменьшение напряженности в рамках внутреннего рынка труда;
• произошло снижение безработицы, что вызвало рост зарплаты;
• рост доходов населения в стране за счет полученных средств от
трудовых мигрантов;
• рост внутреннего спроса на товары и услуги, за счет полученных денежных средств из- за рубежа, в основном из России;
• возвращение трудовых мигрантов, которые получили опыт использования передовых технологий и их внедрение в экономике Кыргызстана.
По данным таблицы 4, можно констатировать, что основной поток трудовых мигрантов из КР направлен в Россию и Казахстан, а также в страны дальнего зарубежья. Важно отметить, что согласно договору ЕАЭС, осуществляется беспрепятственный переток рабочей силы из Кыргызстана в Россию и в обратном направлении, что способствует расширению внешнеэкономических связей государств [8]. Находясь в трудовой миграции, трудовые мигранты зарабатывают денежные средства и часть из них отправляют своим семьям на Родину.
Таблица 4 — Численность трудовых мигрантов в России из государств-членов ЕАЭС, человек [9]
Страна гражданской принадлежности трудовых мигрантов 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Республика Армения 207945 210460 69024 389809 332199
Республика Беларусь 134690 163410 85590 174500 174305
Республика Казахстан 111464 136208 60461 163938 162735
Кыргызская Республика 351959 453702 190312 884133 978216
Как можно проследить на рис. 6., географическая структура показателя потоков денежных переводов мигрантов КР остается неизменной.
Денежные переводы работающих, млн долл.
2 43}г60
: 4^о=оо : 400,00 : 350,сю
: зоо=оо : :^о,оо : :оо,оо
I 1^0,00
: юо=оо : 050,00 : ооо=оо 1 £¿0,00
■ Денежные переводы работающих Рисунок 6 — Денежные переводы работающих мигрантов КР [10] Заключение
Опираясь на статистические данные 2021 года, можно констатировать, что 97,6% денежных переводов направлены из России, при этом совокупный среднестатистический объем денежных переводов в год, направленных на родину, отдельно взятого мигранта, составляет порядка 2 тыс. долл. В большинстве регионов, ежемесячно на душу населения приходится порядка 800 сом, полученных из денежных переводов мигрантов. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что пересылаемые денежные средства мигрантов в основном носят потребительский формат, способствуют повышению средств, идущих на текущее потребление семей и родственников мигрантов [10]. Но желательно, чтобы поступившие деньги «работали», а для этого необходимо провести работу, которая будет способствовать переводу денежных переводов из потребительского формата в инвестиционный, т.е., чтобы заработанные деньги шли не только на потребление, но и превращались в инвестиционные вложения в форме прямых инвестиций на развитие предпринимательства, на создание малых и средних предприятий, на улучшение и обновление инфраструктурных проектов. Для этого, начиная с 2022 года в Кыргызстане внедряется пилотный проект через министерство труда
социального обеспечения и миграции по переводу денежных средств мигрантов из потребительного формата в инвестиционный. С этой целью проводится обучение мигрантов, возвратившихся на родину основам предпринимательской деятельности, открываются для них бесплатные курсы, оказываются консультации, помощь в составлении бизнес-планов по открытию собственного дела, что способствует развитию самозанятости, созданию новых рабочих мест, по тем направлениям, которые пользуются спросом на рынке труда, снижается безработица и у бывших безработных появляется стабильный источник дохода в форме заработной платы. Чтобы обеспечить доступ к финансовым ресурсам и для большей надежности может быть есть смысл создать ассоциацию возвратившихся мигрантов, а также сформировать нормативно-правовую документацию по созданию фонда возвратившихся мигрантов для развития стартапов и предпринимательства на тех территориях, где проживают возвратившиеся мигранты. Таким образом сформируется новый источник инвестиционных ресурсов для развития экономики и снижения бедности в Кыргызстане.
Список использованной литературы:
1. Савина, С. Е. Учет спроса и предложения на молодежном рынке труда / С. Е. Савина, А. К. Чылабаева, К. Р Жакшылык // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2023. - Т. 23, № 11. - С. 61-67. - DOI 10.36979/1694-500X-2023-23-11-61-67. - EDN CMVMKE.
2. О заработной плате в Евразийском экономическом союзе, Статистика Евразийского экономического союза, Департамент статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/express_salary.aspx (Дата обращения: 10.06.24)
3. Уровень жизни населения Кыргызской Республики.--Б.: Нацстатком КР [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.stat.kg/ru/statistics/uroven-zhizni-naseleniya/ (Дата обращения: 29.06.24)
4. Статистика Евразийского экономического союза, Уровень жизни населения, Департамент статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_stat/econstat/statpub/IncomeConsumptionEAEU2022.pdf (Дата обращения: 10.06.24)
5. Савин, В. Е. Статистический учет и анализ особенностей молодежного сегмента на рынке труда Кыргызстана / В. Е. Савин, А. К. Чылабаева, К. Р. Жакшылык // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2023. - Т. 23, № 11. - С. 54-60. - DOI 10.36979/1694-500X-2023-23-11-54-60. - EDN XRVWOF.
6. Инвестиции в Кыргызской Республике 2018-2022.- Б.: Нацстатком Кырг. Респ., 2023. — 224 с.
7. Кыргызстан в цифрах. — Б.: Нацстатком Кыргызской Республики. 2023
8. Кузьмина, Т.И. Развитие внешнеторгового сотрудничества Кыргызстана и России в условиях ЕАЭС / А. А. Аракелян, Т. И. Кузьмина // Экономические отношения. - 2024. - Т. 14, № 1. - С. 73-86. - DOI 10.18334/eo.14.1.120409. - EDN SRCBWV.
9. Статистический ежегодник Евразийского экономического союза; Евразийская экономическая комиссия. - Москва: 2023. С.142
10. Годовой отчет Национального банка Кыргызской Республики за 2021 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nbkr.kg/D0C/15042022/000000000058353.pdf (Дата обращения: 27.03.23)
11. Аракелян, А.А. Мониторинг осуществления денежных переводов из России в Кыргызстан / В. Е. Савин, Е. В. Таранова, А. А. Аракелян // Экономика: теория и практика. - 2023. - № 3(71). - С. 53-59. - DOI 10.31429/2224042X_2023_71_53. - EDN YTENNE.
List of references
1. Savina, S.E., Chylabaeva, A.K., Zhakshylykov, K.R. Demand and Supply Accounting in the Youth Labor Market. [Uchet sprosa i predlozheniya na molodezhnom rynke truda]. // Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. Vol. 23, No. 11. P. 61-67. DOI 10.36979/1694-500X-2023-23-11-61-67. EDN CMVMKE.
2. On Wages in the Eurasian Economic Union, Statistics of the Eurasian Economic Union, Department of Statistics [Electronic Resource]. Access
Mode: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/express_salary.aspx(Accessed: 10.06.24)
3. Standard of Living in the Kyrgyz Republic. [Uroven zhizni naseleniya Kyrgyzskoy Respubliki]. — Bishkek: National Statistics Committee of the Kyrgyz Republic [Electronic Resource]. Access Mode: http://www.stat.kg/ru/statistics/uroven-zhizni-naseleniya/(Accessed: 29.06.24)
4. Statistics of the Eurasian Economic Union, Standard of Living, Department of Statistics [Electronic Resource]. Access Mode: https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_stat/econstat/statpub/IncomeConsumptionEAEU2022.pdf(Accessed: 10.06.24)
5. Savin, V.E., Chylabaeva, A.K., Zhakshylykov, K.R. Statistical Accounting and Analysis of the Youth Segment in the Kyrgyz Labor Market. [Statisticheskiy uchet i analiz osobennostey molodezhnogo segmenta na rynke truda Kyrgyzstana]. // Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. Vol. 23, No. 11. P. 54-60. DOI 10.36979/1694-500X-2023-23-11-54-60. EDN XRVWOF.
6. Investments in the Kyrgyz Republic 2018-2022. [Investitsii v Kyrgyzskoy Respublike 2018-2022]. — Bishkek: National Statistics Committee of the Kyrgyz Republic, 2023. — 224 p.
7. Kyrgyzstan in Figures. [Kyrgyzstan v tsifrakh]. — Bishkek: National Statistics Committee of the Kyrgyz Republic.
8. Kuzmina, T.I., Arakelyan, A.A. Development of Foreign Trade Cooperation between Kyrgyzstan and Russia within the EAEU. [Razvitie vneshnetorgovogo sotrudnichestva Kyrgyzstana i Rossii v usloviyakh EAES]. // Economic Relations. Vol. 14, No. 1. P. 73-86. DOI 10.18334/eo.14.1.120409. EDN SRCBWV.
9. Statistical Yearbook of the Eurasian Economic Union; Eurasian Economic Commission. [Statisticheskiy ezhegodnik Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza]. - Moscow: 2023. P. 142
10. Annual Report of the National Bank of the Kyrgyz Republic for 2021. [Godovoy otchet Natsionalnogo banka Kyrgyzskoy Respubliki za 2021 god] [Electronic Resource]. Access
Mode: https://www.nbkr. kg/D0C/15042022/000000000058353.pdf(Accessed: 27.03.23)
11. Arakelyan, A.A., Savin, V.E., Taranova, E.V. Monitoring the Implementation of Money Transfers from Russia to Kyrgyzstan. [Monitoring osushchestvleniya denezhnykh perevodov iz Rossii v Kyrgyzstan]. // Economics: Theory and Practice. No. 3(71). P. 53-59. DOI 10.31429/2224042X_2023_71_53. EDN YTENNE.