Научная статья на тему 'Инвестиции в развитие инновационных и интеграционных процессов в агропромышленном комплексе'

Инвестиции в развитие инновационных и интеграционных процессов в агропромышленном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МЕХАНИЗМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Ирина Анатольевна

Приведены результаты исследований состояния инвестиционного климата и проблем развития инновационных процессов в агропромышленном производстве. Определены основные направления регулирования инновационных процессов в агропромышленном комплексе (АПК). Предложены различные механизмы инвестирования сельскохозяйственных предприятий на основе развития интеграционных процессов в АПК. Даны рекомендации по финансовому оздоровлению предприятий АПК посредством привлечения в аграрную сферу стратегического инвестора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергеева Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в развитие инновационных и интеграционных процессов в агропромышленном комплексе»

УДК 637.5

И. А. Сергеева

ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ И ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Аннотация. Приведены результаты исследований состояния инвестиционного климата и проблем развития инновационных процессов в агропромышленном производстве. Определены основные направления регулирования инновационных процессов в агропромышленном комплексе (АПК). Предложены различные механизмы инвестирования сельскохозяйственных предприятий на основе развития интеграционных процессов в АПК. Даны рекомендации по финансовому оздоровлению предприятий АПК посредством привлечения в аграрную сферу стратегического инвестора.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, направления регулирования, инновационные процессы, интеграционные процессы, механизмы инвестирования.

Эффективность функционирования агропромышленного комплекса в целом во многом зависит от рационального государственного планирования и регулирования развития инновационных процессов. Особое значение в осуществлении структурной трансформации экономики и проведении аграрных реформ имеют организационноуправленческие инновации, основной составляющей которых являются институциональные нововведения при формировании принципиально новых структур интегрированного типа (агрохолдинги, кластеры и пр.).

Институциональные основы регулирования инноваций включают в себя: формирование законодательной базы, разработку комплексных и специализированных, межотраслевых и отраслевых инновационных программ, применение определенных схем финансирования разработок и формы контроля выполнения программ. Для регулирования инновационных процессов в АПК такая институциональная основа еще не сформирована, хотя отдельные позитивные попытки и предпринимались Правительством России.

Вмешательство государства в процесс воспроизводства, попытка путем элементов регулирования и программирования достигнуть сбалансированности развития отраслей и сфер АПК являются результатом процесса обобществления производства в условиях, когда присущая любому высокоорганизованному производству потребность в обеспечении пропорциональности становится решающим фактором дальнейшего развития производительных сил. Реальные возможности для осуществления регулирования базируются на наличии у государства финансовых ресурсов, необходимых для превращения их в активный инструмент экономической политики.

Проблема активизации инвестиционной деятельности является сдерживающим фактором в развитии инновационных процессов в АПК. Современное состояние научнотехнического потенциала АПК характеризуется недостаточным бюджетным финансированием научно-исследовательских работ, низкой востребованностью научно-технических достижений в производстве, разрушением материально-технической базы научных и образовательных организаций, свертыванием исследований по целому ряду важнейших научных направлений в АПК [1, 2]. Так, расходы на прикладные научные исследования в области национальной экономики в среднем за последние пять лет не превышают 1 % от общей суммы консолидированного бюджета.

37

Вестник Пензенского государственного университета № 3 (11), 2015

Регулирование инновационных процессов в АПК наряду с разработкой законодательной базы должно включать: продвижение научно-технической продукции на рынок, поиск отечественных и иностранных инвесторов, исследование рынка наукоемкой продукции; развитие инновационного потенциала агропромышленного производства; применение методов инновационного менеджмента; интеграцию науки и производства; развитую систему информационно-консультационных служб; контроль за деятельностью фондов поддержки инноваций.

Реализация основных направлений регулирования инновационных процессов является основой стабильного развития аграрного производства. Одним из таких направлений является создание инновационного фонда, формируемого за счет бюджетных средств бюджетов различного уровня с возможным участием средств хозяйствующих субъектов и финансовых структур.

Наибольшее значение для максимально результативного регулирования инновационных процессов приобретают стимулы, способствующие реализации конкретных целей экономической программы: содействие развитию науки и техническим нововведениям, подготовка и переподготовка кадров, развитие новых перспективных отраслей АПК.

Нерешенность системных проблем развития агропромышленного производства обусловлена свертыванием инвестиционной деятельности. При этом снижение объемов инвестиций в основной капитал в целом по отрасли происходило интенсивнее, чем спад объемов производства. Инвестиционная деятельность организаций сельского хозяйства зачастую сводится только к поддержанию накопленного дореформенного потенциала, что влечет за собой экономическую и технологическую стагнацию производства [1, 2].

Инвестиционная непривлекательность отраслей АПК вызвана постоянным недостатком собственных оборотных средств, отсутствием ликвидного залогового имущества в совокупности с ограниченностью ассортимента сельскохозяйственной продукции и трудностями ее реализации, низкой рентабельностью сельскохозяйственного производства. Так, удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций по итогам 2012 г. остается высоким - 20,3 % (табл. 1). Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 95,3 % к уровню предыдущего года [3]. При этом спад производства сельскохозяйственной продукции наблюдался во всех категориях хозяйств. В этой ситуации важно способствовать активизации инвестиционной деятельности в АПК, поскольку она является важным фактором оздоровления экономики сельскохозяйственных производителей.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности сельскохозяйственных организаций [3]

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Удельный вес: прибыльных организаций, % 78,1 72,1 71,0 78,2 79,7

убыточных организаций, % 21,9 27,9 29,0 21,8 20,3

Бюджетные субсидии всех уровней, млрд руб. 99,7 112,0 135,3 138,0 115,7

Уровень рентабельности по всей деятельности, включая субсидии, % 14,8 9,4 8,3 11,8 14,6

Уровень рентабельности (убыточности) по всей деятельности без субсидий, % 2,2 -3,2 -5,4 -0,4 4,8

Уровень рентабельности от реализации сельскохозяйственной продукции, %: без субсидий 15,0 11,8 13,6 14,2 17,4

с субсидиями 17,1 18,7 19,6 22,3

Организация конкурентоспособного производства продукции и услуг, повышение материальной заинтересованности товаропроизводителей в конечных результатах про-

38

Экономика, социология, право

изводства обуславливают объективную необходимость установления стабильных организационно-экономических отношений между партнерами на основе развития интеграционных процессов.

В последние годы государство стало больше уделять внимания улучшению инвестиционного климата в агропромышленном производстве. В стране постепенно стала совершенствоваться и расширяться государственная поддержка, складываться более четкая система государственного регулирования агропродовольственного рынка и его отдельных продуктовых сегментов, а также внедряются в производство новые техника и технологии, создаются крупные агропромышленные формирования.

В ряде регионов России создаются интегрированные формирования, объединяющие весь цикл от производства сельскохозяйственного сырья до сбыта конечного продукта. Инвестиционные же программы целесообразнее разрабатывать именно в рамках интегрированных компаний, поскольку это потенциальные инвесторы, обладающие значительным объемом денежных средств.

Однако новая государственная программа на основе заложенных в нее параметров не способствует повышению доходности отрасли для создания условий ее инвестиционной привлекательности. Между тем потенциал аграрного сектора при создании благоприятных условий способен в полной мере обеспечить продовольственную безопасность страны [4].

Сельскохозяйственные организации имеют следующие особенности, которые облегчают или усложняют процедуру внедрения инвестора в аграрный бизнес:

- большое число участников;

- распыленный пакет акций, долей в уставном или складочном капитале, паев в паевом фонде;

- земля в подавляющем числе случаев не закреплена за сельскохозяйственными организациями, она принадлежит гражданам-собственникам земельных долей, которые не всегда являются участниками организаций;

- сельскохозяйственные организации часто содержат или помогают содержать социальную сферу, что ведет к денежным потерям для организации;

- неразвитые корпоративные отношения, что позволяет нарушать интересы участников и действовать без контроля с их стороны.

В связи с этим возникает острая необходимость создания со стороны государства на институциональном уровне благоприятных взаимовыгодных условий привлечения инвесторов как наиболее действенного механизма повышения эффективности агропромышленного производства.

Из известных способов интеграции (объединение, присоединение, поглощение) чаще используется поглощение через скупку акций предприятий, иногда с использованием механизма банкротства. Поскольку возможности внешних инвесторов имеют свои пределы, массовое развитие интеграционных процессов может идти и без их участия на основе объединения производителей сельскохозяйственного сырья и перерабатывающей промышленности. Основным барьером для такой интеграции является стремление руководителей организаций сохранить свою юридическую и экономическую самостоятельность.

Одной из возможных моделей интеграции является схема, в которой все участники объединения сохраняют свой юридический статус и при этом формируют единую систему управления товарными и финансовыми потоками, являясь ее прямыми участниками, и создают условия для целенаправленного и последовательного привлечения инвестиций и повышения конкурентоспособности своих структур и выпускаемой продукции. Для создания нового интегрированного формирования несколько сельскохозяйственных,

39

Вестник Пензенского государственного университета № 3 (11), 2015

перерабатывающих и обслуживающих организаций выступают учредителями новой структуры [5].

Реализация стратегии устойчивого развития АПК невозможна без формирования эквивалентных межотраслевых связей как внутри системы, так и с другими многоотраслевыми комплексами. Основной принцип построения таких отношений - распределение дохода от реализации конечного продукта пропорционально вкладу партнеров через систему оптовых и розничных цен.

Одним из основных условий, выдвигаемых инвесторами, является владение контрольным или блокирующим пакетом акций. Если условия инвестора не выполняются, то он выбирает другой объект для инвестирования.

Особая роль в инвестировании принадлежит коммерческим банкам. В настоящее время они используют различные модели финансового обеспечения инвестиций в АПК: финансовый и оперативный лизинг, товарный кредит и т.п.

При одном и том же финансовом состоянии сельскохозяйственной организации возможны разные схемы внедрения инвестора - от аренды имущества до покупки ее имущественного комплекса в ходе процедур банкротства (если организация имеет хоть один просроченный долг).

Различаются два основных направления внедрения инвесторов в агробизнес [5]:

1. Внедрение в действующие сельскохозяйственные организации (скупка ак-ций/долей участников организации и выкуп дополнительной эмиссии акций и долей участия при увеличении уставного капитала).

2. Получение ресурсов сельскохозяйственных организаций.

Скупка акций прибыльных организаций, как правило, производится без извещения самой организации. После консолидации контрольного пакета проводится собрание участников и выбор нового руководителя.

Скупка акций в неплатежеспособных организациях осуществляется для того, чтобы инвестор мог контролировать решение акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью об увеличении уставного капитала путем эмиссии и продаже ему дополнительного пакета (долей участия). В этом случае инвестор действует сообща с сельскохозяйственной организацией.

Выкуп дополнительной эмиссии акций и долей участия при увеличении уставного капитала осуществляется по согласованию с сельскохозяйственной организацией и является выгодным шагом для инвестора, который может обеспечить контрольный пакет при небольших затратах, если перед этим учредители не увеличили уставный капитал за счет добавочного [5].

Получение инвестором ресурсов существующих сельскохозяйственных организаций происходит путем внесудебных и судебных процедур [6].

Формами внесудебного приобретения имущества являются:

- присоединение сельскохозяйственной организации к инвестору в ходе реорганизации;

- аренда или покупка имущества инвестором;

- аренда земли у граждан;

- учреждение инвестором новой организации с взносом существующей сельскохозяйственной организации;

- выход участников существующей сельскохозяйственной организации с имуществом и передача его инвестору путем внесения в уставный капитал, продажи или передачи в аренду.

Кроме первого из перечисленных вариантов, все остальные характеризуются тем, что инвестор не несет затрат на погашение долгов существующей сельскохозяйственной организации.

40

Экономика, социология, право

Для инвестора указанные пути получения имущества кажутся дешевле, чем при внедрении в существующие организации. Однако инвестор осуществляет дополнительные затраты, связанные с проведением следующих мероприятий:

- регистрацией прав собственности на имущество, которое передано инвестору;

- перезаключением всех договоров сельскохозяйственной организации (например, на поставку электроэнергии) [6].

Судебное приобретение ресурсов может осуществляться:

- через покупку имущества, арестованного судебными приставами в неплатежеспособных сельхозорганизациях;

- путем приобретения имущества или бизнеса в рамках внешнего управления или конкурсного производства.

Для устойчивого развития организации важно, чтобы существенная часть инвестиций была в ее уставном капитале или выделялась под твердые гарантии в рамках соглашения с инвестором. В виде вкладов в уставные капиталы осуществляется незначительная часть инвестиций. В большинстве случаев инвестиции предоставляются в качестве заемных средств. Иногда инвесторы просто передают в аренду имущество, необходимое для производства определенных, необходимых для них видов продукции. Но такие инвестиции не способствуют финансовому укреплению сельскохозяйственных организаций.

Эта форма инвестирования крайне опасна с позиций устойчивости сельскохозяйственной организации. Инвестор, который ищет выгодные сферы вложения своих средств, может уйти из агробизнеса, рискуя только своими небольшими вкладами в уставные капиталы. Сельскохозяйственные организации, которые получали от инвесторов кредитные ресурсы или имущество в аренду, станут их должниками [6].

Предоставление инвестиций в виде кредитов заранее задано, если холдинги или другие интегрированные формирования создаются государственными структурами, которые выступают гарантами возврата привлеченных кредитов. При кредитной форме инвестирования сельскохозяйственные организации остаются финансово неустойчивыми. В случае предъявления кредиторами требования к погашению задолженности такие организации должны распродавать имущество сами, либо это будет сделано арбитражными управляющими и судебными приставами.

В условиях крайнего недостатка внешних инвестиций со стороны государства и банков, а также собственных ресурсов большинство неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий может восстановить платежеспособность только через различные варианты реформирования: реорганизацию в форме слияния или присоединения к экономически сильному предприятию; вклад инвестора в уставный капитал неплатежеспособной сельскохозяйственной организации; учреждение новой организации; выделение дочерних и зависимых предприятий с последующим перекрестным обменом акциями во всевозможных модификациях.

В настоящее время наблюдается присоединение убыточных сельскохозяйственных предприятий к стабильно работающим промышленным и торговым компаниям, преобразование их в подсобные хозяйства.

Реорганизация должника в форме слияния предполагает наличие финансовоустойчивого предприятия-интегратора. В результате передачи интегратору всех прав и обязанностей двух или нескольких предприятий с прекращением деятельности последних возникает новая организация, которая берет на себя все долговые обязательства.

Основными преимуществами финансового оздоровления неплатежеспособного хозяйства путем его присоединения к состоятельной коммерческой организации являются следующие:

1. Защита интересов собственников неплатежеспособного хозяйства. В отличие от вариантов банкротства и ликвидации неплатежеспособного хозяйства, когда собственни-

41

Вестник Пензенского государственного университета № 3 (11), 2015

ки лишаются вкладов в уставный капитал, при присоединении они становятся собственниками присоединившего хозяйства.

2. Защита интересов кредиторов. Хозяйство, присоединившее к себе должника, берет на себя все его обязательства.

Основные минусы данной схемы присоединения:

1. Правопреемство по долгам неплатежеспособного хозяйства. Если долги большие (равны или больше рыночной стоимости имущества), то присоединение невыгодно инвестору.

2. Увеличение числа собственников присоединяющего хозяйства за счет участников присоединяемого предприятия. Это может привести к некоторому снижению ответственности и заинтересованности участников предприятия.

3. Трудность объективной оценки стоимости имущества присоединяемого хозяйства и, соответственно, установления пропорции обмена вкладов присоединяемого хозяйства на акции присоединяющего предприятия.

4. Присоединение требует перерегистрации всех ресурсов присоединяемого хозяйства в связи с их переходом в собственность интегратора.

5. Рост рисков. Присоединяющее хозяйство рискует быть разоренным в случае убытков.

Финансовое оздоровление большинства предприятий АПК невозможно без участия инвестора в той или иной форме, поэтому приход в аграрную сферу стратегического инвестора - явление положительное. Совершенствование финансово-кредитной системы и разработка новых механизмов агропромышленной интеграции должны быть направлены на формирование стратегии развития агропромышленного комплекса, основанной на равновыгодных условиях взаимодействия всех его сфер, отраслей и отдельных организаций [7].

Государственное регулирование АПК предполагает: долгосрочный прогноз, определяющий основные тенденции экономического развития; разработку стратегических концепций по использованию и развитию ресурсов АПК (земельных, трудовых и финансовых) в общей системе экономического роста; разработку конкретных целей развития АПК на основе бизнес-планирования и инновационно-инвестиционного проектирования.

На уровне хозяйствующих субъектов АПК и их интегрированных формирований (холдинги, кластеры и т.п.) государственное регулирование и саморегулирование должно осуществляться на основе финансового анализа предприятия и разработки мероприятий по развитию экономики предприятия.

Список литературы

1. Корбут, Л. С. Инвестиционные процессы в аграрном секторе экономики / Л. С. Корбут // Никоновские чтения - 2002 : сб. ст. - М., 2002. - С. 225-227.

2. Маслова, В. Инвестиции в АПК в условиях импортозамещения / В. Маслова // АПК: экономика, управление. - 2014. - № 12. - С. 41-49.

3. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2012 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия на 2008-2012 годы» // Российский аграрный портал «Ежедневное аграрное обозрение». - URL: agroobzor.ru

4. Ушачев, И. Г. Перспективы развития АПК России в условиях глобальной и региональной интеграции / И. Г. Ушачев // АПК: экономика, управление. - 2014. - № 1. - С. 3-15.

5. Родионова, О. А. Интеграция в сфере агропромышленного производства: тенденции, механизмы развития / О. А. Родионова. - М., 2000. - 170 с.

6. Бочаров, В. В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий / В. В. Бочаров. - М. : Финансы и статистика, 1998.

42

Экономика, социология, право

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сергеева, И. А. Особенности экономических отношений между сельхозтоваропроизводителями и предприятиями перерабатывающей промышленности / И. А. Сергеева, Ю. Н. Баранова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. — № 3. — С. 28—31.

Сергеева Ирина Анатольевна

доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]

Sergeeva Irina Anatol'evna

doctor of economical sciences, professor, sub-department of management and economic security,

Penza State University

УДК 637.5 Сергеева, И. А.

Инвестиции в развитие инновационных и интеграционных процессов в агропромышленном комплексе / И. А. Сергеева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 3 (11). - C. 37-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.