ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
УДК 316 © А. Ю. Чупик, 2014
Инвестиции в людские ресурсы государства: актуальная потребность экономики России
А. Ю. Чупик
Обосновывается необходимость формулирования и реализации новой инвестиционной политики России. Изучены особенности инвестирования в людские ресурсы. Приводится авторское определение инвестиций в людские ресурсы, оценочная характеристика современной бюджетной политики с точки зрения возможностей для России.
Ключевые слова: людские ресурсы, структура людских ресурсов, инвестиции в людские ресурсы, стадии инвестирования в людские ресурсы, классификация инвестиций в людские ресурсы, доходность,
отдача от инвестирования в людские ресурсы.
Современная российская экономика находится в сложной точке развития, когда рост основных макроэкономических показателей после выхода из кризиса 2008 г. завершился, но ожидаемые темпы развития экономики не были достигнуты . При этом существующие дисбалансы (ослабление рубля, рост инфляции, снижение производительности труда и т. д .) усиливаются и влекут за собой появление новых очагов нестабильности в развитии экономики Со второй половины 2012 г. имеет место замедление темпов экономического роста, за первое полугодие 2013 г. рост ВВП составил около 1,3%, рост промышленного производства близится к нулевым показателям, инвестиции находятся в отрицательной позиции . Очевидно, что Россия оказалась на пороге стагнации экономики
Застой в экономике происходит на фоне низких показателей конкурентоспособности на международной арене: по данным Индекса глобальной конкурентоспособности ^С1) 2012-2013 гг. , наша страна занимает лишь 67-е место из 144 стран и потеряла четыре позиции по сравнению с 2009 г. Сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует, что нефтегазовые доходы уже не способны выступать в качестве основного источника экономического роста . Очевидна необходимость в структурной перестройке экономики,
трансформации социально-экономических отношений, становлении общественных систем нового типа В таких условиях важнейшее значение имеет переход к новой инвестиционной политике государства, включающей в себя инвестиции в человеческий ресурс в качестве главнейшей составляющей . Реализация новых приоритетов в развитии экономики требует высоких капиталовложений со стороны государства . Государственная политика в сфере воспроизводства и инвестиций в человеческие ресурсы с точки зрения долгосрочных интересов важна не меньше, чем, например, бюджетная или денежно-кредитная политика . Только устойчивое воспроизводство людских ресурсов способно обеспечить переход страны в постиндустриальную стадию развития
Однако формирование концепции инвестиций в человеческие ресурсы и разработка адекватной государственной политики в этой сфере требуют прежде всего теоретического и практического изучения основных аспектов процесса инвестирования в людские ресурсы государства Выявление и осмысление значимых характеристик таких инвестиций, формирование единой методологии оценки эффективности и целесообразности инвестиций в тот или иной актив людских ресурсов, прогноз потенциальных
положительных и отрицательных эффектов от инвестирования является актуальной потребностью современной науки . К сожалению, решение этой задачи в отечественной литературе до сих пор носит несистемный, выборочный характер . Между тем очевидно, что исследование этого вопроса должно стать основой, базисом для разработки научно обоснованной государственной политики в сфере инвестиций в людские ресурсы .
Прежде чем перейти к вопросу инвестиций, рассмотрим, что представляют собой людские ресурсы государства . «Людские ресурсы» — это важнейшее понятие современной экономики, отражающее совокупность врожденных и приобретенных качеств, навыков, способностей людей, их мотиваций и культурного развития, накопленных к определенному периоду и определяющих трудоспособность индивида к производству материальных и духовных благ в процессе общественного воспроизводства . В состав людских ресурсов входят активы, характеризующие разные стороны индивида или группы людей К основным активам людских ресурсов будем относить:
1) актив здоровья — состояние здоровья конкретного человека, семьи, группы лиц, населения территории, нации или человечества в целом. Иными словами, это физические способности к выполнению трудовых операций;
2) образовательный актив — включает в себя знания, умения и навыки, которые человек приобретает в процессе получения общего и специального образования и которые могут быть использованы им в общественном воспроизводстве;
3) интеллектуальный актив — проявляет себя не только при получении образования, а в ходе развития навыков применения знаний, при более сложных интеллектуальных действиях в практической деятельности человека Интеллектуальный актив задействован при создании ноу-хау различных уровней, когда индивиду необходимо прибегать к методам анализа, синтеза, индукции, дедукции, абстракции, моделирования и др ;
4)трудовой актив — объединяет профессиональные знания, умения и навыки, которые определяют квалификацию индивида, его профессиональное мастерство, способность к эффективной производственной деятельности, его профессионализм. Формирование и развитие трудового актива возможно только в ходе профессиональной деятельности, при получении индивидом трудового опыта;
5) культурный актив — это актив человеческого ресурса, включающий мотивы поведения человека, степень принятия им социальных норм, ценностные ориентиры, этические нормы, коммуникационные
навыки и нормы общения, которые влияют на возможность и эффективность его социальной, трудовой активности и экономической деятельности человека
Термин «людские ресурсы» (human resources) первоначально утвердился в американском управлении в 60-70-е гг. ХХ в . и сменил использовавшиеся ранее термины «персонал» и «кадры». Эти изменения явились результатом переосмысления роли и места человека в экономике . По утверждению Л . И . Абалкина, «глобальные изменения, которые происходили и происходят в мире, состоят в том, что сейчас главным фактором общественного развития становится не НТП и многое другое, а качества человека . Все остальное, в частности культура производства, уровень производительности труда, — вторичны по отношению к этому фактору. Тут предстоит большое переосмысление» 1 .
Именно люди, а не деньги, здания, техника являются решающим отличительным признаком успешного мероприятия, выступая важнейшим источником экономического роста В развивающейся экономике знаний невозможно переоценить их роль . Необходимым условием конкурентоспособности во многих отраслях, регионах и даже между странами становится именно обеспеченность квалифицированной рабочей силой, с достаточным уровнем здоровья, мотивации и пр
Подход, основанный на минимизации затрат на персонал, на современном этапе развития экономики показал свою недееспособность, именно поэтому большинство стран отказалось от подобной политики в области управления персоналом в пользу концепции человеческих ресурсов По некоторым оценкам, общие затраты частного бизнеса на все виды обучения в США превышают 30 млрд дол . в год . Исследования показали, что при 10%-ном повышении уровня образования работника его производительность возрастает на 8,6% 2 . Высокий уровень людских ресурсов позволяет работникам успешнее адаптироваться к технологическим, институциональным, социальным сдвигам, активнее включаться в процесс освоения новых навыков, быстрее реагировать на достижения НТР.
Инвестиции в людские ресурсы представляют собой любые расходы на получение необходимых знаний, умений и навыков, на поддержание и укрепление здоровья носителя ресурса, поддержание и развитие его умственных и творческих способностей, формирование его ценностных ориентиров и моральных установок, на культурное развитие личности и т д Иначе говоря, инвестиции в людские ресурсы представляют такие затраты, которые формируют и развивают любой из активов этого ресурса
В качестве затрат, связанных с формированием и развитием людских ресурсов, могут выступать:
— прямые затраты — финансовые расходы самого работника, общества или государства на поддержание здоровья, оплаты обучения, повышение квалификации, расходы на смену места жительства и поиск работы и т д ;
— упущенный заработок — выгоды, которые были потеряны, не использованы индивидом в связи с поиском работы, воспитанием детей, сменой места жительства и т д ;
— моральный вред обоснован тем, что поиск работы или смена места жительства чаще всего сопряжены с определенным психологическим дискомфортом для индивида; смена круга знакомых, привычной обстановки может вызывать стресс
Затраты на человеческие ресурсы могут осуществляться на разных уровнях и преследовать различные цели Инвестиции в людские ресурсы целесообразны:
— со стороны самого носителя людского ресурса, поскольку от качества этого ресурса зависит его конкурентоспособность на рынке труда, размер его дохода, уровень жизни;
— со стороны предприятия, поскольку людские ресурсы могут выступать конкурентным преимуществом для фирмы, оказывая влияние на ее прибыль;
— со стороны государства Выгоды от затрат на формирование и развитие человеческих ресурсов со стороны государства могут носить как экономический характер (рост ВВП, повышение конкурентоспособности страны, возрастание влияния на мировые рынки товаров и услуг и др.), так и социальный (улучшение здоровья нации, демографической ситуации, развитие гражданского общества и пр )
Инвестиции в людские ресурсы осуществляются на двух основных стадиях.
Первая стадия связана с обеспечением условий для саморазвития человека-носителя ресурса, является первостепенной, базовой стадией, сопряженной со взрослением и становлением личности и может осуществляться следующими основными путями:
а) инвестиции в семейный бюджет, благодаря чему может происходить рост числа детей в семье, удовлетворение насущных потребностей членов семьи, развитие способностей внутри семьи всех ее членов . Такого рода инвестиции представляют собой базовые, необходимые вложения в формирование людских ресурсов и закладывают основу для дальнейшего их развития;
б) инвестиции в системе здравоохранения, благодаря которым возможно поддержание физической
и психологической составляющей человеческого ресурса;
в) инвестиции в целях умственного, интеллектуального развития личности. На первой стадии эти инвестиции в большей мере относятся к начальному и среднему образованию, формированию базовых знаний, умений и навыков
Таким образом, основное назначение инвестиций на первой стадии их осуществления — это первоначальное формирование человеческого ресурса, создание благоприятных условий для саморазвития индивида как субъекта экономической деятельности
Вторая стадия осуществления инвестиций в человеческий ресурс предполагает целенаправленный процесс, ориентированный на формирование и развитие производственно-ценных знаний, умений, навыков и качеств, необходимых для реализации конкретного рода экономической деятельности носителя ресурса
Классификацию инвестиций по стадиям можно представить в виде логической схемы (рис 1)
Рассматривая целесообразность инвестиций в человеческий ресурс, важно оценить текущую стоимость вложений и будущий доход от инвестиций Наиболее наглядно это проявляется в отношении инвестиций в образовательный актив человеческого ресурса Так, стимулом при принятии решения о получении высшего образования (второго высшего образования) для большинства людей выступает возможность получения дополнительного заработка в дальнейшем. Однако такие доходы, связанные с получением образования, должны многократно превышать инвестиции, поскольку дисконтирование будущих доходов уменьшает их величину при приведении к настоящему моменту 3 . Иначе говоря, инвестиции в образование окажутся целесообразными, выгодными только в том случае, если приведенная стоимость будущих доходов окажется выше затрат на образование Рассчитать это соотношение поможет следующая формула:
V = В1 + В2 + Вз + + Бп >С т К0 1 + Г + (1 + г)2 (1 + г)3 + " ' + (1 + г)п - С, (1)
где У0 — текущая стоимость потока будущих денежных доходов;
Вп — ежегодная разница в заработках выпускников вузов и общеобразовательных школ;
г — процентная ставка (ставка дисконтирования);
п — период;
С — общие затраты на получение образования. Аналогично представленную формулу можно применять и для оценки целесообразности инвестиций в другие активы человеческого ресурса
(
Инвестиции в людские ресурсы
Первая стадия формирования людских ресурсов
о
и
К
й й
и о
К а
Я ^
н о
о ю а
й о 2
а и
я к § о 2 о
к ч
я 2
к ч
«
ч
я
Я н
К К о о я
Ч * 2
а о
К я я
я а
о ^ я
ч о нО =я
^ ч о
й о о
нО щ « я
я я
н
К я Я
а я й
с о ^ а я
й я я
ч ю « я & я и
я о
к я
X о «
а я а
ч о я
м о ^ я
О
\ !
2
*
а
я ® я и ° я
Я Й
§ 1
я 3
я я
И д
о
я Й
я
к
\ /
)
Вторая стадия формирования людских ресурсов
>у
2
«
н я
о я о я Я
я Й
я я * о
я о
я я
н Й
о а
я ч
я
к
Рис. 1. Классификация инвестиций в людские ресурсы по стадиям их формирования
Ю. Г. Быченко предлагает другую формулу для оценки инвестиций в образование, имеющую сле-
дующий вид 4:
В =
( с!1 - d2
и =
1 + н р
си н
(2) (3)
где D — оценка суммарного дохода в результате того или иного уровня образования индивида;
и — оценка суммарных издержек в результате того или иного уровня образования индивида; d1 — доход до получения образования; d2 — доход после получения образования;
Н — норма дисконта (ценность сегодняшних выгод по отношению к выгодам будущих периодов);
Р — прямые расходы на образование .
Разница между формулами (2) и (3) показывает, насколько оценка индивидом дохода от образования больше, чем издержки на его получение . При этом важно отметить, что норма дисконтирования определяется каждым индивидом самостоятельно, так как каждый человек устанавливает разную ценность сегодняшних выгод по сравнению с будущим доходом
Стоит учитывать, что в реальной жизни далеко не всегда индивид при принятии решения обращается к математическим вычислениям . Несмотря на
это, каждый человек использует те или иные оценки: советы родственников или коллег, отзывы, репутацию организации и т д Возможность получения дополнительного дохода в большинстве случаев хотя и принимается во внимание, однако эти оценки чаще всего носят вероятностный, нестрогий характер
Смена места жительства или места работы также сопровождается определенными затратами, которые носят краткосрочный характер. В таком случае так же, как и при принятии решения о полученли высшего (второго высшего) образования, целесообразно провести оценки текущих издержек и будущих выгод от мобильности инрив идуума . Для расчетов текущей стоимости чистых выгод возможно применить формулу, предл еж енную Л . А . Кормишкиной и В . А . Гориным 5:
=£ Д—Дт -д, <4»
т — 1 4 '
где — текущая стоимость чистых выгод в году х;
и — полезность, полученная от }-й работы в году х;
и — полезность, полученная от 1-й работы в году х;
и — выгода, потерянная при переезде и смене работы;
г — процентная ставка;
Т — время в годах, в течение которого от мобильности появляется выгода
Если текущая стоимость выгод, связанных с переездом или сменой места работы, превышает текущие издержки, то такая мобильность является рациональной, оправданной Если выгода не превышает затрат, то переезд не приносит прибыли и нерационален для индивида в данных условиях .
Обратим внимание, что в таком ракурсе данная формула может применяться только относительно к конкретному человеку, с ее помощью можно оценить целесообразность единичных примеров мобильности Однако, оценивая процессы мобильности в большем масштабе, можно делать выводы о том, какие социальные слои, работники каких профессий и с каким средним доходом наиболее склонны к смене места жительства или места работы, какие отрасли являются наиболее привлекательными для населения, и наоборот — какие отрасли и профессии не пользуются популярностью; это позволяет делать прогноз относительно потоков миграции и своевременно корректировать политику государства .
Отметим, что отдача от инвестиций не всегда может быть оценена математически, но обязательно будет проявляться в экономических или социальных эффектах от инвестиций На микроуровне это может выражаться в росте заработной платы индивида,
удовлетворенности жизнью; на макроуровне — в повышении уровня ВВП, экономической безопасности, устойчивом развитии территории и т д
М . П . Сергеев и другие авторы выделили ряд факторов, которые могут снижать отдачу от инвестиций в людские ресурсы:
— низкое качество образования, его несоответствие требованиям современной экономики;
— низкий спрос на накопленный человеческий ресурс со стороны работодателей;
— преднамеренное сглаживание разницы в доходах людей с высоким и низким уровнем образования со стороны государства с целью снизить социальную напряженность 6 .
Отметим, что существует потенциальная возможность отрицательных социальных и экономических эффектов, которые могут иметь место при недостаточном инвестировании в человеческие ресурсы либо при нерациональном осуществлении таких инвестиций К отрицательным эффектам следует отнести пассивность, безынициативность работников, высокий уровень заболеваний среди населения, опасную демографическую ситуацию, стагнацию экономики
Государство, выступая в роли инвестора, имеет ряд преимуществ в отношении формирования и развития людских ресурсов страны Прежде всего стоит отметить, что только государство способно осуществлять комплексный подход к формированию этих ресурсов в течение всей жизни человека Оно может системно и всеобъемлюще подходить к процессу формирования, учитывая и оказывая влияние на большинство элементов человеческого ресурса одновременно (здоровье, уровень жизни, уровень образования, мотивации и пр.) . Кроме того, именно государство имеет самые широкие финансовые возможности для влияния на людские ресурсы страны
Несмотря на очевидную необходимость осуществления инвестиций в развитие людских ресурсов России на современном этапе, Министерство финансов РФ приняло решение сократить расходы государственного бюджета на здравоохранение, образование, физическую культуру, спорт и другие социальные разделы . При этом планируется увеличение расходов на национальную оборону и безопасность (табл )
В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов в структуре расходов федерального бюджета к 2015 г. по сравнению с 2012 г. вырастут доли только трех разделов, а сократятся доли десяти разделов При этом доля расходов на национальную оборону и обслуживание госдолга увеличивается почти в полтора раза В свою очередь, доля социальных расходов сокращается в 1,5-2 раза . В частности,
Таблица. Плановые расходы по основным разделам Федерального бюджета Российской Федерации
в 2013-2015 гг.
Темпы роста номинального объема
Разделы Федерального бюджета финансирования, в % к уровню 2012 г.
2013 2014 2015
Общегосударственные расходы -1,4 -2,4 -0,9
Национальная оборона 25,8 48,7 53,6
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 9,0 2,1 12,5
Национальная экономика -2,9 -4,1 -7,1
Образование -2,8 -11,5 -6,8
Здравоохранение -8,7 -15,9 -30,9
Социальная политика (включая трансферты по ПФ РФ) -0,7 2,0 6,8
Обслуживание госдолга 16,0 41,3 63,8
Межбюджетные трансферты 11,5 10,1 4,4
Прочие разделы 7,1 -4,9 -15,3
здравоохранения — с 4,4 до 2,7%, образования — с 4,8 до 4,0%, физкультуры и спорта — с 0,3 до 0,2%. Для сравнения отметим: доля расходов на здравоохранение в бюджетах ведущих стран Евросоюза составляет около 15%, на образование — до 13%.
При этом сокращение расходов на поддержание человеческих ресурсов государства будет происходить на фоне ухудшения основных показателей состояния здоровья и уровня образования населения страны. Так, в соответствии с Индексом глобальной конкурентоспособности Россия занимает лишь 49-е место по уровню образования, уступая Японии, Франции, Украине, Грузии, Казахстану. По уровню расходов на здравоохранение Россия заняла 106-е место, находясь примерно на одном уровне по этому показателю с такими странами, как Конго, Алжир, Эквадор, Суринам и Боливия. Показатель заболеваемости населения имеет тенденцию к росту с 2007 г. (рис. 2) .
760 750
2007 2008 2009 2010 2011 2012
Рис. 2. Заболеваемость населения по основным классам болезней (на 1000 чел.)
Очевидно, что результатом проводимой в стране бюджетной политики в таких условиях станет дальнейшее увеличение разрыва между финансированием расходов в государственном бюджете на системы
образования и здравоохранения по сравнению с развитыми странами, снижение основных статистических показателей, дальнейшее ухудшение состояния людских ресурсов государства и в целом — усиление масштабов стагнации и кризисных явлений в экономике
В такой ситуации очевидна необходимость выстраивания принципиально нового подхода в государственном управлении человеческими ресурсами и формирования такой инвестиционной политики в области человеческих ресурсов, которая наиболее полно отвечала бы потребностям развития российской экономики Вопросы создания, формулирования и законодательного закрепления в соответствующих официальных документах целей и системы приоритетов государства в сфере инвестиций в человеческие ресурсы и грамотная реализация созданной инвестиционной программы должны решаться со стороны государства с учетом рассмотренных особенностей их функционирования . При этом дальнейшее изучение данной проблематики представляется одним из самых перспективных направлений с точки зрения развития российской экономики .
1 Абалкин Л. И. Стратегия России: взгляд на завтрашний день (методологические размышления) // Экономист. 2009. № 1 . С. 5 .
2 Османова А. М. Человеческий и интеллектуальный капитал: сущность и измерение . URL: http://www. rae .ru/ forum2012/pdf/1984.pdf (дата обращения: 28 .09.2013).
3 Кормишкина Л. А., Горин В. А. Формирование новой инвестиционной парадигмы: инвестиции в человека (региональный аспект) . Саранск, 2002. С. 17.
4 Быченко Ю. Г. Формирование человеческого капитала: социально-экономический аспект : монография . Саратов, 1999 С 178
5 Кормишкина Л. А., Горин В. А. Указ . соч . С. 18 .
6 Сергеев М. П., Цветкова А. А., Церцеил А. Г. Человеческий капитал и экономическая безопасность России: проблемы и перспективы : монография . Казань, 2008. С. 56 .