Научная статья на тему 'Инвестиции в людские ресурсы государства: актуальная потребность экономики России'

Инвестиции в людские ресурсы государства: актуальная потребность экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES / СТРУКТУРА ЛЮДСКИХ РЕСУРСОВ / STRUCTURE OF HUMAN RESOURCES / ИНВЕСТИЦИИ В ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ / СТАДИИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ / CLASSIFICATION OF HUMAN RESOURCES INVESTMENTS / ДОХОДНОСТЬ / PROFITABILITY / ОТДАЧА ОТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES INVESTMENTS / STAGES OF INVESTING IN HUMAN RESOURCES / FEEDBACK FROM HUMAN RESOURCES INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чупик Анастасия Юрьевна

Обосновывается необходимость формулирования и реализации новой инвестиционной политики России. Изучены особенности инвестирования в людские ресурсы. Приводится авторское определение инвестиций в людские ресурсы, оценочная характеристика современной бюджетной политики с точки зрения возможностей для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investments in National Human Resources: Current Demand of Russian Economy

The article argues that it is necessary to formulate and implement new investment policy of Russia based on investments in national human resources. The emphasis is given to the peculiarities of investing in human resources which should become the theoretical foundation for formulating state's investment policy. The author gives her own definition of human resources investments, examines subjects of investment and the main stages of investing, as well as suggests her own classification of human resources investments, explores the problem of their appropriateness and estimates the feedback of the investments. The focus is made on estimation of the present-day budget policy from the perspective of its capacities for developing Russia's human resources.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в людские ресурсы государства: актуальная потребность экономики России»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 316 © А. Ю. Чупик, 2014

Инвестиции в людские ресурсы государства: актуальная потребность экономики России

А. Ю. Чупик

Обосновывается необходимость формулирования и реализации новой инвестиционной политики России. Изучены особенности инвестирования в людские ресурсы. Приводится авторское определение инвестиций в людские ресурсы, оценочная характеристика современной бюджетной политики с точки зрения возможностей для России.

Ключевые слова: людские ресурсы, структура людских ресурсов, инвестиции в людские ресурсы, стадии инвестирования в людские ресурсы, классификация инвестиций в людские ресурсы, доходность,

отдача от инвестирования в людские ресурсы.

Современная российская экономика находится в сложной точке развития, когда рост основных макроэкономических показателей после выхода из кризиса 2008 г. завершился, но ожидаемые темпы развития экономики не были достигнуты . При этом существующие дисбалансы (ослабление рубля, рост инфляции, снижение производительности труда и т. д .) усиливаются и влекут за собой появление новых очагов нестабильности в развитии экономики Со второй половины 2012 г. имеет место замедление темпов экономического роста, за первое полугодие 2013 г. рост ВВП составил около 1,3%, рост промышленного производства близится к нулевым показателям, инвестиции находятся в отрицательной позиции . Очевидно, что Россия оказалась на пороге стагнации экономики

Застой в экономике происходит на фоне низких показателей конкурентоспособности на международной арене: по данным Индекса глобальной конкурентоспособности ^С1) 2012-2013 гг. , наша страна занимает лишь 67-е место из 144 стран и потеряла четыре позиции по сравнению с 2009 г. Сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует, что нефтегазовые доходы уже не способны выступать в качестве основного источника экономического роста . Очевидна необходимость в структурной перестройке экономики,

трансформации социально-экономических отношений, становлении общественных систем нового типа В таких условиях важнейшее значение имеет переход к новой инвестиционной политике государства, включающей в себя инвестиции в человеческий ресурс в качестве главнейшей составляющей . Реализация новых приоритетов в развитии экономики требует высоких капиталовложений со стороны государства . Государственная политика в сфере воспроизводства и инвестиций в человеческие ресурсы с точки зрения долгосрочных интересов важна не меньше, чем, например, бюджетная или денежно-кредитная политика . Только устойчивое воспроизводство людских ресурсов способно обеспечить переход страны в постиндустриальную стадию развития

Однако формирование концепции инвестиций в человеческие ресурсы и разработка адекватной государственной политики в этой сфере требуют прежде всего теоретического и практического изучения основных аспектов процесса инвестирования в людские ресурсы государства Выявление и осмысление значимых характеристик таких инвестиций, формирование единой методологии оценки эффективности и целесообразности инвестиций в тот или иной актив людских ресурсов, прогноз потенциальных

положительных и отрицательных эффектов от инвестирования является актуальной потребностью современной науки . К сожалению, решение этой задачи в отечественной литературе до сих пор носит несистемный, выборочный характер . Между тем очевидно, что исследование этого вопроса должно стать основой, базисом для разработки научно обоснованной государственной политики в сфере инвестиций в людские ресурсы .

Прежде чем перейти к вопросу инвестиций, рассмотрим, что представляют собой людские ресурсы государства . «Людские ресурсы» — это важнейшее понятие современной экономики, отражающее совокупность врожденных и приобретенных качеств, навыков, способностей людей, их мотиваций и культурного развития, накопленных к определенному периоду и определяющих трудоспособность индивида к производству материальных и духовных благ в процессе общественного воспроизводства . В состав людских ресурсов входят активы, характеризующие разные стороны индивида или группы людей К основным активам людских ресурсов будем относить:

1) актив здоровья — состояние здоровья конкретного человека, семьи, группы лиц, населения территории, нации или человечества в целом. Иными словами, это физические способности к выполнению трудовых операций;

2) образовательный актив — включает в себя знания, умения и навыки, которые человек приобретает в процессе получения общего и специального образования и которые могут быть использованы им в общественном воспроизводстве;

3) интеллектуальный актив — проявляет себя не только при получении образования, а в ходе развития навыков применения знаний, при более сложных интеллектуальных действиях в практической деятельности человека Интеллектуальный актив задействован при создании ноу-хау различных уровней, когда индивиду необходимо прибегать к методам анализа, синтеза, индукции, дедукции, абстракции, моделирования и др ;

4)трудовой актив — объединяет профессиональные знания, умения и навыки, которые определяют квалификацию индивида, его профессиональное мастерство, способность к эффективной производственной деятельности, его профессионализм. Формирование и развитие трудового актива возможно только в ходе профессиональной деятельности, при получении индивидом трудового опыта;

5) культурный актив — это актив человеческого ресурса, включающий мотивы поведения человека, степень принятия им социальных норм, ценностные ориентиры, этические нормы, коммуникационные

навыки и нормы общения, которые влияют на возможность и эффективность его социальной, трудовой активности и экономической деятельности человека

Термин «людские ресурсы» (human resources) первоначально утвердился в американском управлении в 60-70-е гг. ХХ в . и сменил использовавшиеся ранее термины «персонал» и «кадры». Эти изменения явились результатом переосмысления роли и места человека в экономике . По утверждению Л . И . Абалкина, «глобальные изменения, которые происходили и происходят в мире, состоят в том, что сейчас главным фактором общественного развития становится не НТП и многое другое, а качества человека . Все остальное, в частности культура производства, уровень производительности труда, — вторичны по отношению к этому фактору. Тут предстоит большое переосмысление» 1 .

Именно люди, а не деньги, здания, техника являются решающим отличительным признаком успешного мероприятия, выступая важнейшим источником экономического роста В развивающейся экономике знаний невозможно переоценить их роль . Необходимым условием конкурентоспособности во многих отраслях, регионах и даже между странами становится именно обеспеченность квалифицированной рабочей силой, с достаточным уровнем здоровья, мотивации и пр

Подход, основанный на минимизации затрат на персонал, на современном этапе развития экономики показал свою недееспособность, именно поэтому большинство стран отказалось от подобной политики в области управления персоналом в пользу концепции человеческих ресурсов По некоторым оценкам, общие затраты частного бизнеса на все виды обучения в США превышают 30 млрд дол . в год . Исследования показали, что при 10%-ном повышении уровня образования работника его производительность возрастает на 8,6% 2 . Высокий уровень людских ресурсов позволяет работникам успешнее адаптироваться к технологическим, институциональным, социальным сдвигам, активнее включаться в процесс освоения новых навыков, быстрее реагировать на достижения НТР.

Инвестиции в людские ресурсы представляют собой любые расходы на получение необходимых знаний, умений и навыков, на поддержание и укрепление здоровья носителя ресурса, поддержание и развитие его умственных и творческих способностей, формирование его ценностных ориентиров и моральных установок, на культурное развитие личности и т д Иначе говоря, инвестиции в людские ресурсы представляют такие затраты, которые формируют и развивают любой из активов этого ресурса

В качестве затрат, связанных с формированием и развитием людских ресурсов, могут выступать:

— прямые затраты — финансовые расходы самого работника, общества или государства на поддержание здоровья, оплаты обучения, повышение квалификации, расходы на смену места жительства и поиск работы и т д ;

— упущенный заработок — выгоды, которые были потеряны, не использованы индивидом в связи с поиском работы, воспитанием детей, сменой места жительства и т д ;

— моральный вред обоснован тем, что поиск работы или смена места жительства чаще всего сопряжены с определенным психологическим дискомфортом для индивида; смена круга знакомых, привычной обстановки может вызывать стресс

Затраты на человеческие ресурсы могут осуществляться на разных уровнях и преследовать различные цели Инвестиции в людские ресурсы целесообразны:

— со стороны самого носителя людского ресурса, поскольку от качества этого ресурса зависит его конкурентоспособность на рынке труда, размер его дохода, уровень жизни;

— со стороны предприятия, поскольку людские ресурсы могут выступать конкурентным преимуществом для фирмы, оказывая влияние на ее прибыль;

— со стороны государства Выгоды от затрат на формирование и развитие человеческих ресурсов со стороны государства могут носить как экономический характер (рост ВВП, повышение конкурентоспособности страны, возрастание влияния на мировые рынки товаров и услуг и др.), так и социальный (улучшение здоровья нации, демографической ситуации, развитие гражданского общества и пр )

Инвестиции в людские ресурсы осуществляются на двух основных стадиях.

Первая стадия связана с обеспечением условий для саморазвития человека-носителя ресурса, является первостепенной, базовой стадией, сопряженной со взрослением и становлением личности и может осуществляться следующими основными путями:

а) инвестиции в семейный бюджет, благодаря чему может происходить рост числа детей в семье, удовлетворение насущных потребностей членов семьи, развитие способностей внутри семьи всех ее членов . Такого рода инвестиции представляют собой базовые, необходимые вложения в формирование людских ресурсов и закладывают основу для дальнейшего их развития;

б) инвестиции в системе здравоохранения, благодаря которым возможно поддержание физической

и психологической составляющей человеческого ресурса;

в) инвестиции в целях умственного, интеллектуального развития личности. На первой стадии эти инвестиции в большей мере относятся к начальному и среднему образованию, формированию базовых знаний, умений и навыков

Таким образом, основное назначение инвестиций на первой стадии их осуществления — это первоначальное формирование человеческого ресурса, создание благоприятных условий для саморазвития индивида как субъекта экономической деятельности

Вторая стадия осуществления инвестиций в человеческий ресурс предполагает целенаправленный процесс, ориентированный на формирование и развитие производственно-ценных знаний, умений, навыков и качеств, необходимых для реализации конкретного рода экономической деятельности носителя ресурса

Классификацию инвестиций по стадиям можно представить в виде логической схемы (рис 1)

Рассматривая целесообразность инвестиций в человеческий ресурс, важно оценить текущую стоимость вложений и будущий доход от инвестиций Наиболее наглядно это проявляется в отношении инвестиций в образовательный актив человеческого ресурса Так, стимулом при принятии решения о получении высшего образования (второго высшего образования) для большинства людей выступает возможность получения дополнительного заработка в дальнейшем. Однако такие доходы, связанные с получением образования, должны многократно превышать инвестиции, поскольку дисконтирование будущих доходов уменьшает их величину при приведении к настоящему моменту 3 . Иначе говоря, инвестиции в образование окажутся целесообразными, выгодными только в том случае, если приведенная стоимость будущих доходов окажется выше затрат на образование Рассчитать это соотношение поможет следующая формула:

V = В1 + В2 + Вз + + Бп >С т К0 1 + Г + (1 + г)2 (1 + г)3 + " ' + (1 + г)п - С, (1)

где У0 — текущая стоимость потока будущих денежных доходов;

Вп — ежегодная разница в заработках выпускников вузов и общеобразовательных школ;

г — процентная ставка (ставка дисконтирования);

п — период;

С — общие затраты на получение образования. Аналогично представленную формулу можно применять и для оценки целесообразности инвестиций в другие активы человеческого ресурса

(

Инвестиции в людские ресурсы

Первая стадия формирования людских ресурсов

о

и

К

й й

и о

К а

Я ^

н о

о ю а

й о 2

а и

я к § о 2 о

к ч

я 2

к ч

«

ч

я

Я н

К К о о я

Ч * 2

а о

К я я

я а

о ^ я

ч о нО =я

^ ч о

й о о

нО щ « я

я я

н

К я Я

а я й

с о ^ а я

й я я

ч ю « я & я и

я о

к я

X о «

а я а

ч о я

м о ^ я

О

\ !

2

*

а

я ® я и ° я

Я Й

§ 1

я 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я я

И д

о

я Й

я

к

\ /

)

Вторая стадия формирования людских ресурсов

2

«

н я

о я о я Я

я Й

я я * о

я о

я я

н Й

о а

я ч

я

к

Рис. 1. Классификация инвестиций в людские ресурсы по стадиям их формирования

Ю. Г. Быченко предлагает другую формулу для оценки инвестиций в образование, имеющую сле-

дующий вид 4:

В =

( с!1 - d2

и =

1 + н р

си н

(2) (3)

где D — оценка суммарного дохода в результате того или иного уровня образования индивида;

и — оценка суммарных издержек в результате того или иного уровня образования индивида; d1 — доход до получения образования; d2 — доход после получения образования;

Н — норма дисконта (ценность сегодняшних выгод по отношению к выгодам будущих периодов);

Р — прямые расходы на образование .

Разница между формулами (2) и (3) показывает, насколько оценка индивидом дохода от образования больше, чем издержки на его получение . При этом важно отметить, что норма дисконтирования определяется каждым индивидом самостоятельно, так как каждый человек устанавливает разную ценность сегодняшних выгод по сравнению с будущим доходом

Стоит учитывать, что в реальной жизни далеко не всегда индивид при принятии решения обращается к математическим вычислениям . Несмотря на

это, каждый человек использует те или иные оценки: советы родственников или коллег, отзывы, репутацию организации и т д Возможность получения дополнительного дохода в большинстве случаев хотя и принимается во внимание, однако эти оценки чаще всего носят вероятностный, нестрогий характер

Смена места жительства или места работы также сопровождается определенными затратами, которые носят краткосрочный характер. В таком случае так же, как и при принятии решения о полученли высшего (второго высшего) образования, целесообразно провести оценки текущих издержек и будущих выгод от мобильности инрив идуума . Для расчетов текущей стоимости чистых выгод возможно применить формулу, предл еж енную Л . А . Кормишкиной и В . А . Гориным 5:

=£ Д—Дт -д, <4»

т — 1 4 '

где — текущая стоимость чистых выгод в году х;

и — полезность, полученная от }-й работы в году х;

и — полезность, полученная от 1-й работы в году х;

и — выгода, потерянная при переезде и смене работы;

г — процентная ставка;

Т — время в годах, в течение которого от мобильности появляется выгода

Если текущая стоимость выгод, связанных с переездом или сменой места работы, превышает текущие издержки, то такая мобильность является рациональной, оправданной Если выгода не превышает затрат, то переезд не приносит прибыли и нерационален для индивида в данных условиях .

Обратим внимание, что в таком ракурсе данная формула может применяться только относительно к конкретному человеку, с ее помощью можно оценить целесообразность единичных примеров мобильности Однако, оценивая процессы мобильности в большем масштабе, можно делать выводы о том, какие социальные слои, работники каких профессий и с каким средним доходом наиболее склонны к смене места жительства или места работы, какие отрасли являются наиболее привлекательными для населения, и наоборот — какие отрасли и профессии не пользуются популярностью; это позволяет делать прогноз относительно потоков миграции и своевременно корректировать политику государства .

Отметим, что отдача от инвестиций не всегда может быть оценена математически, но обязательно будет проявляться в экономических или социальных эффектах от инвестиций На микроуровне это может выражаться в росте заработной платы индивида,

удовлетворенности жизнью; на макроуровне — в повышении уровня ВВП, экономической безопасности, устойчивом развитии территории и т д

М . П . Сергеев и другие авторы выделили ряд факторов, которые могут снижать отдачу от инвестиций в людские ресурсы:

— низкое качество образования, его несоответствие требованиям современной экономики;

— низкий спрос на накопленный человеческий ресурс со стороны работодателей;

— преднамеренное сглаживание разницы в доходах людей с высоким и низким уровнем образования со стороны государства с целью снизить социальную напряженность 6 .

Отметим, что существует потенциальная возможность отрицательных социальных и экономических эффектов, которые могут иметь место при недостаточном инвестировании в человеческие ресурсы либо при нерациональном осуществлении таких инвестиций К отрицательным эффектам следует отнести пассивность, безынициативность работников, высокий уровень заболеваний среди населения, опасную демографическую ситуацию, стагнацию экономики

Государство, выступая в роли инвестора, имеет ряд преимуществ в отношении формирования и развития людских ресурсов страны Прежде всего стоит отметить, что только государство способно осуществлять комплексный подход к формированию этих ресурсов в течение всей жизни человека Оно может системно и всеобъемлюще подходить к процессу формирования, учитывая и оказывая влияние на большинство элементов человеческого ресурса одновременно (здоровье, уровень жизни, уровень образования, мотивации и пр.) . Кроме того, именно государство имеет самые широкие финансовые возможности для влияния на людские ресурсы страны

Несмотря на очевидную необходимость осуществления инвестиций в развитие людских ресурсов России на современном этапе, Министерство финансов РФ приняло решение сократить расходы государственного бюджета на здравоохранение, образование, физическую культуру, спорт и другие социальные разделы . При этом планируется увеличение расходов на национальную оборону и безопасность (табл )

В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов в структуре расходов федерального бюджета к 2015 г. по сравнению с 2012 г. вырастут доли только трех разделов, а сократятся доли десяти разделов При этом доля расходов на национальную оборону и обслуживание госдолга увеличивается почти в полтора раза В свою очередь, доля социальных расходов сокращается в 1,5-2 раза . В частности,

Таблица. Плановые расходы по основным разделам Федерального бюджета Российской Федерации

в 2013-2015 гг.

Темпы роста номинального объема

Разделы Федерального бюджета финансирования, в % к уровню 2012 г.

2013 2014 2015

Общегосударственные расходы -1,4 -2,4 -0,9

Национальная оборона 25,8 48,7 53,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 9,0 2,1 12,5

Национальная экономика -2,9 -4,1 -7,1

Образование -2,8 -11,5 -6,8

Здравоохранение -8,7 -15,9 -30,9

Социальная политика (включая трансферты по ПФ РФ) -0,7 2,0 6,8

Обслуживание госдолга 16,0 41,3 63,8

Межбюджетные трансферты 11,5 10,1 4,4

Прочие разделы 7,1 -4,9 -15,3

здравоохранения — с 4,4 до 2,7%, образования — с 4,8 до 4,0%, физкультуры и спорта — с 0,3 до 0,2%. Для сравнения отметим: доля расходов на здравоохранение в бюджетах ведущих стран Евросоюза составляет около 15%, на образование — до 13%.

При этом сокращение расходов на поддержание человеческих ресурсов государства будет происходить на фоне ухудшения основных показателей состояния здоровья и уровня образования населения страны. Так, в соответствии с Индексом глобальной конкурентоспособности Россия занимает лишь 49-е место по уровню образования, уступая Японии, Франции, Украине, Грузии, Казахстану. По уровню расходов на здравоохранение Россия заняла 106-е место, находясь примерно на одном уровне по этому показателю с такими странами, как Конго, Алжир, Эквадор, Суринам и Боливия. Показатель заболеваемости населения имеет тенденцию к росту с 2007 г. (рис. 2) .

760 750

2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 2. Заболеваемость населения по основным классам болезней (на 1000 чел.)

Очевидно, что результатом проводимой в стране бюджетной политики в таких условиях станет дальнейшее увеличение разрыва между финансированием расходов в государственном бюджете на системы

образования и здравоохранения по сравнению с развитыми странами, снижение основных статистических показателей, дальнейшее ухудшение состояния людских ресурсов государства и в целом — усиление масштабов стагнации и кризисных явлений в экономике

В такой ситуации очевидна необходимость выстраивания принципиально нового подхода в государственном управлении человеческими ресурсами и формирования такой инвестиционной политики в области человеческих ресурсов, которая наиболее полно отвечала бы потребностям развития российской экономики Вопросы создания, формулирования и законодательного закрепления в соответствующих официальных документах целей и системы приоритетов государства в сфере инвестиций в человеческие ресурсы и грамотная реализация созданной инвестиционной программы должны решаться со стороны государства с учетом рассмотренных особенностей их функционирования . При этом дальнейшее изучение данной проблематики представляется одним из самых перспективных направлений с точки зрения развития российской экономики .

1 Абалкин Л. И. Стратегия России: взгляд на завтрашний день (методологические размышления) // Экономист. 2009. № 1 . С. 5 .

2 Османова А. М. Человеческий и интеллектуальный капитал: сущность и измерение . URL: http://www. rae .ru/ forum2012/pdf/1984.pdf (дата обращения: 28 .09.2013).

3 Кормишкина Л. А., Горин В. А. Формирование новой инвестиционной парадигмы: инвестиции в человека (региональный аспект) . Саранск, 2002. С. 17.

4 Быченко Ю. Г. Формирование человеческого капитала: социально-экономический аспект : монография . Саратов, 1999 С 178

5 Кормишкина Л. А., Горин В. А. Указ . соч . С. 18 .

6 Сергеев М. П., Цветкова А. А., Церцеил А. Г. Человеческий капитал и экономическая безопасность России: проблемы и перспективы : монография . Казань, 2008. С. 56 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.