Научная статья на тему 'Инвестиции - основа экономической интеграции'

Инвестиции - основа экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КРЕДИТ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Можейко Алексей

В статье определены проблемы снижения притока инвестиций в Республику Беларусь. Обоснована целесообразность работысо специализированными международными фондами. Определена существенная роль промышленного комплекса в развитии стран Евразийского союза. Показана важность укрепления интеграционного сотрудничества между странами Евразийского союза и Союзного государства России и Беларуси путем создания совместных компанийв производственной сфере, с постепенной гармонизацией и унификацией национальных законодательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investments as the basis for economic integration

The author considers the problems of declining investments in the Republic of Belarus, gives reasons for the cooperation with specialized international funds, shows the importance of integration and cooperation between the Eurasian Union and the Union state of Belarus and Russia member states through the joint companies established in the industrial sector.

Текст научной работы на тему «Инвестиции - основа экономической интеграции»

аграрной сферы (показателей рентабельности) позволяет сделать следующий вывод: скорость проявления негативного эффекта, обусловленного снижением финансирования воспроизводственных процессов, намного выше, нежели скорость достижения положительных результатов: увеличение объемов производства требует как минимум 1-2-летнего лагового воздействия (рис. 1, 2). Выявленные взаимосвязи свидетельствуют о том, что результативность производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности сельхозорганизаций предопределяется не только объемами инвестиционных ресурсов, но и эффективностью управления ими.

Влияние менеджмента инвестиций на конечный результат подтверждает и следующая общепризнанная аксиома: аграрное производство функционирует в условиях повышенных рисков, обусловленных географическим расположением, природно-климатическими условиями, изменениями конъюнктуры и т.д. Специфика отрасли предопределяет необходимость тщательного анализа, постоянного мониторинга и своевременной маневренности в управлении инвестиционными потоками. Это ключевой фактор, обеспечивающий превращение инвестиций из экономического ресурса в источник стабильного и устойчивого роста. СИ

Продолжение в следующем номере ЛИТЕРАТУРА

1. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб./Нац. стат. комитет.- Минск, 2017.

2. МустафаевА.А. Методология оценки инвестиций в АПК // Современные технологии управления. 2014. №4. С. 10-16.

ЕшЁ» http://innosfera.by/2018/02/APK

основа

экономической интеграции

Резюме. В статье определены проблемы снижения притока инвестиций в Республику Беларусь. Обоснована целесообразность работы со специализированными международными фондами. Определена существенная роль промышленного комплекса в развитии стран Евразийского союза. Показана важность укрепления интеграционного сотрудничества между странами Евразийского союза и Союзного государства России и Беларуси путем создания совместных компаний в производственной сфере, с постепенной гармонизацией и унификацией национальных законодательств.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционный д, инвестиционный кредит, интеграция, глобализация.

t

Алексей Можейко,

главный экономист Управления организации учета ОАО «БНБ-Банк», магистр экономики, соискатель кафедры государственного строительства и управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь; [email protected]

УДК 338:332.330

В последние десятилетия большинство государств стремится участвовать в глобальных интеграционных формированиях, которые стали важнейшим мировым трендом, заставляющим трансформировать национальные экономики. Однако ряд стран и их лидеров начали пересматривать эту концепцию, и такие подходы оцениваются неоднозначно. Так, в газете «The New York Times» в январе 2018 г. была опубликована статья, в которой говорится о снижении рейтинга Д. Трампа в связи с «принятием жестких решений» [1]. К ним относят заявление о выходе

38 НАУКА И ИННОВАЦИИ | №2 (180) | Февраль 2018 |

http://innosfera.by

стиции

США из торгового соглашения о Транстихоокеанском партнерстве и Парижского соглашения по климату, попытки дискредитации международного соглашения по иранской ядерной программе, угрозы разорвать соглашения о свободной торговле с Мексикой, Канадой, Южной Кореей и другими странами. Такой геополитический разворот требует серьезного анализа и выработки новых мер геополитики.

Мировая экономика активно развивается и тесно связана с геополитикой. Глобализация заставляет национальные экономики объединяться, при этом создавая региональные интеграционные образования. Конкуренция и желание занять достойное место в мировом разделении труда требуют концентрации внимания на приоритетных направлениях развития. Одним из главных факторов интеграции является инвестиционная деятельность, которая в свою очередь выступает фактором прогресса и играет важнейшую роль в глобализации. Инвестиции необходимы для экономического роста. Во многом от них, привлеченных, в частности, из США, напрямую зависела эффективность Европейского союза. Динамичная и результативная инвестиционная деятельность обеспечивает ученым, правительству и бизнесу приемлемые траектории экономического развития.

Важно отметить, что принимаемые на протяжении многих лет Правительством Беларуси меры по повышению привлекательности ин-

http://innosfera.by

вестиционного климата увенчались определенными результатами, о чем говорит динамика рейтинга Doing Business: 63-е место - в 2014 г., 57-е - в 2015 г., 44-е - в 2016 г., 37-е -в 2017 г. из 190 стран мира [2]. В нашей республике создан определенный набор условий для формирования благоприятного инвестиционного климата. Однако, несмотря на проводимую работу по совершенствованию инвестиционного законодательства, в экономику государства не удается привлечь масштабные инвестиции (рис. 1) [3].

Из-за особенностей методики расчета рейтинг не отражает реального притока инвестиций в Беларусь. На снижение их объема оказали влияние неустойчивость мировой экономики, возросшие геополитические риски, а также другие

проблемы (рис. 2) [5]. Хотелось бы отметить еще один фактор, выделенный К. В. Рудым, - накопленный риск культурных барьеров, согласно которому в Беларуси есть культурные особенности: некоторая подозрительность к иностранцам, инерция конфронтации с Западом и предпочтение инвесторов из России и из иных ментально схожих стран, связанные с советским прошлым,- что, по мнению автора, ведет к формированию странного мировоззрения и потере связи с миром [6].

Привлечение иностранных инвестиций способствует оздоровлению различных секторов национальной экономики, экономии бюджетных средств, направленных на их поддержку. В свою очередь неустойчивая концентрация инвестиций

Рис. 1. Динамика поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь в 2010-2016 гг.

Составлено автором с использованием данных [4].

снижает долгосрочный потенциал экономического роста. Приходится констатировать, что собственных ресурсов в нашей стране недостаточно и необходимы дополнительные вливания в экономику, что откроет доступ к новым технологиям, рынкам и возможностям. Все это ставит перед правительством Беларуси сложные задачи.

Особого внимания требует промышленный комплекс - локомотив развития экономик государств ЕАЭС. Здесь сконцентрировано 20% рабочих мест, 30% валовой добавленной стоимости, более 80% экспорта в третьи страны и основной объем взаимной торговли участников Союза. Научно-техническое и инновационное развитие стран, а также перспектива ЕАЭС напрямую зависят от промышленной интеграции. Для нашей страны единая промышленная политика, а также масштабная кооперация в рамках ЕАЭС - основной приоритет. Торговое (товарное) сотрудничество подвержено серьезным субъективным и объективным рискам. А глубокая промышленная кооперация, создание кластеров, промышленных групп и транснациональных корпораций - гарантия долгосрочной и саморазвивающейся интеграции [7].

Мощным стимулом развития могут стать специализированные международные фонды, например Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР). Он учрежден в 2009 г. Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном и представляет собой региональный финансовый механизм объемом в 8,513 млрд долл. Его цель - преодоление

Рис. 2. Основные причины оттока инвестиций из белорусской экономики

Источник: составлено автором на основе данных [5]

Страна Проект

■ Инвестиционный кредит на строительство автодорожного коридора «Север - Юг» (4-я очередь) (2014)

Армения ■ Инвестиционный кредит на модернизацию оросительных систем (2015) ■ Инвестиционный кредит на строительство резервуара Мастара (2015) -на стадии подготовки ■ Финансовый кредит для поддержки бюджета (2015)

Беларусь ■ Финансовый кредит на поддержку бюджета (финансовый кредит на стабилизацию платежного баланса) (2011) - реализован ■ Финансовый кредит на поддержку бюджета (стабилизационный кредит) (2016)

■ Инвестиционный кредит на реконструкцию автомобильной дороги Бишкек - Ош (фаза 4) (2013)

■ Инвестиционный кредит на финансирование поставок с/х техники (2013)

Кыргызстан ■ Инвестиционный кредит на ввод в эксплуатацию второго гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2 (2016) ■ Инвестиционный кредит на реабилитацию Токтогульской ГЭС. Фаза 2 (2015). Фаза 3 (2016)

■ Финансовый кредит на поддержку социальных расходов бюджета (2010) - реализован

Таджикистан ■ Финансовый кредит на поддержку экономических реформ в стране в 2016-2017 гг. (2015) - реализован ■ Инвестиционный кредит на реабилитацию Нурекской ГЭС. Фаза 1 - на стадии подготовки

Таблица. Современные проекты Евразийского фонда стабилизации и развития

Источник: Составлено автором с использованием данных [9]

40

НАУКА И ИННОВАЦИИ | №2 (180) | Февраль 2018 |

http://innosfera.by

негативных кризисных последствий, обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости и содействие интеграции экономик стран ЕАЭС. Фонд предусматривает предоставление финансовых и инвестиционных кредитов правительствам (для поддержки бюджетов и платежных балансов) для реализации крупных межгосударственных и национальных инвестиционных проектов. ЕФСР выделяет гранты на реализацию государственных программ в социальной сфере. Качество его работы высоко оценивает Международный валютный фонд, отмечая, что он «понимает процессы региональных финансовых соглашений, создает общественную поддержку, увеличивает доверие к политике и способствует укреплению партнерских отношений. Фонд обладает прозрачностью, уважая при этом добровольный характер публикации документов» [8]. Некоторые проекты ЕФСР представлены в таблице.

Инвестиционный кредит на строительство автодорожного коридора «Север - Юг» для Армении предусматривает реконструкцию участка транспортного коридора, соединяющего Центральную Азию и Индию с Ираном, Грузией, Россией и Европой. В результате реализации комплексного проекта улучшится путесообщение Европа - Кавказ - Азия в зоне соединения Западной Азии и Восточной Европы. Наикратчайший маршрут коридора длиной около 449 км в настоящее время нуждается в капитальном ремонте. Ожидаемые эффекты от реализации проекта: увеличение пропускной способности и безопасности, снижение логистических издержек и увеличение тран-

зита. Средства, выделяемые на модернизацию оросительных систем Армении, пойдут на восстановление и перестройку оросительной и дренажной сети. По завершении данного проекта чистая экономия электроэнергии и расходов на эксплуатацию составит 1,93 млн долл., площади орошаемых территорий увеличатся на 10433 га, повысится занятость населения на период ведения строительных работ.

Согласование инвестиционного проекта на строительство резерву-

ара Мастара нацелено на развитие инфраструктуры и увеличение площади орошаемых территорий. Ожидаемый эффект - улучшение водообеспеченности 590 га земель, сокращение ежегодных расходов на электроэнергию (на 2,1 млн кВт.ч, или 232 тыс. долл.) и эксплуатацию (на 65 тыс. долл.). Реализация проекта будет способствовать экологической устойчивости, сокращению субсидий, созданию рабочих мест и увеличению экспорта сельскохозяйственной продукции.

Республике Беларусь из ЕФСР предоставлены финансовые кредиты для стабилизации платежного баланса и поддержки реформ Правительства и Национального банка.

Получение инвестиционного кредита Кыргызстаном связано с финансированием ввода в эксплуатацию второго гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2. Проектом предусмотрено проведение строительно-монтажных работ, приобретение, доставка, установка и запуск оборудования. Это позволит повысить энергобезопасность потребителей и эффективность гидропотенциала реки Нарын, рационально использовать водно-энергетические ресурсы Токтогульского водохрани-

лища, снизить остроту зимнего дефицита электроэнергии и укрепить внешнеторговый баланс за счет роста экспорта электроэнергии.

Выделяемые на реабилитацию Токтогульской ГЭС средства пойдут на замену агрегатов станции и вспомогательных систем. Ожидаемый эффект заключается в увеличении мощности и безопасности станции, снижении остроты зимнего дефицита электроэнергии в стране. Реализация проекта позволит развивать торговлю и снизить зависимость от импорта электроэнергии. Кредиты выделены также на реконструкцию дороги, которая соединяет северные и южные регионы Кыргызстана, на ремонт участка автомобильной дороги Бишкек - Ош:

Л

Глубокая промышленная кооперация, создание кластеров, промышленных групп и транснациональных корпораций гарантия долгосрочной и саморазвивающейся интеграции

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

Совет ЕФСР, Экспертный совет

Рис. 3. Цикл инвестиционного кредитования

Источник: Составлено автором с использованием данных [10].

Маданият - Джалал-Абад (67 км), что приведет к росту пропускной способности трассы, обеспечению безопасности, снижению логистических издержек, развитию связей и рынков. Также Кыргызской Республике предоставляется кредит для закупки сельскохозяйственной техники. Проект предполагает частичное обновление парка машин и агрегатов, износ которых превышает 90%; во многих хозяйствах до сих пор применяется конно-тягловая сила и ручной труд, в связи с чем планируется приобретение тракторов с навесным оборудованием и зерноуборочных комбайнов. Это позволит провести технологическое обновление сельскохозяйственной

техники, снизить издержки и сократить уровень бедности населения, а также будет содействовать интеграции республики.

Кредитная линия открыта и для Таджикистана. Средства предоставлены на реабилитацию Нурекской ГЭС, в частности замену автотрансформаторов, выработавших срок службы и находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии. Проект направлен на повышение надежности и безопасности гидроэлектростанции, увеличение мощности и снижение издержек эксплуатации. Ранее ЕФСР выделял Таджикистану два финансовых транша на поддержку экономических реформ и социальных расходов [9].

Беларусь, нуждаясь в инвестициях, ни разу не воспользовалась возможностью получения инвестиционного кредита на поддержку проектов, имеющих интеграционный характер. Учитывая высокую концентрацию добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности, считаем целесообразным привлечение инвестиций в ее модернизацию. Предприятия данного сектора нуждаются в обновлении технологий, инвестиционном стимулировании на разумных условиях. Привлечение рыночного финансирования для реализации проектов в данной сфере в полном объеме сопряжено с различными трудностями и порой неприемлемыми рисками.

Инвестиционные кредиты ЕФСР предоставляются в любой общепринятой в международной практике форме, за исключением участия в уставном капитале, что защищает имущество от незаконной приватизации. Финансирование осуществляется на условиях платности, срочности и возвратности, а также целевого использования, в долларах и/или евро под обеспечение исполнения обязательств в форме гарантии, залога и поручительства третьих лиц, что полностью соответствует принятой практике ведения банковского дела в Республике Беларусь. Процентная ставка устанавливается в размере шестимесячной ставки ЛИБОР плюс переменная маржа, которая рассчитывается для каждого 6-месячного периода начисления процентов как разница между стоимостью фондирования Российской Федерации и Республики Казахстан на международных рынках и ЛИБОР, с учетом премии за риск проекта на срок до 15 лет - получения дешевых ре-

42 НАУКА И ИННОВАЦИИ №2 (180) | Февраль 2018 | http://innOSfera.by

сурсов по сравнению с классическим банковским кредитованием (2% против 8-9% на внутреннем рынке) на длительный срок. Начальная единовременная комиссия устанавливается в размере до 1%, а комиссия за резервирование - до 0,5% или может не определяться, исходя из условий финансирования.

Партнерами фонда являются такие финансовые институты, как Всемирный банк, ООН, МВФ, ЕБРР, АБРР и др. Взаимодействие с международными фондами открывает дополнительные возможности для работы на мировых финансовых рынках, укрепляет взаимодействие с международными банковскими институтами. Кроме того, расширяется доступ к инвестиционным ресурсам, что повышает конкурентоспособность отечественной продукции и способствует развитию внешней торговли.

Цикл инвестиционного кредитования в соответствии с порядком предоставления средств ЕФСР прост и понятен (рис. 3) [10]. Оформляется предварительная заявка государством - участником Фонда или юридическим лицом, осуществляющим реализацию проекта. Организация, действующая в качестве управляющей (Евразийский банк развития), рассматривает заявку, оценивает сильные и слабые стороны, возможности и угрозы; учитывает поддержку проекта на государственном уровне, проверяет возможность использования альтернативных источников финансирования и предлагаемое обеспечение, а также обоснованность заявленного объема финансирования. В процессе рассмотрения Управляющая организация и реципиент взаимодействуют в целях обеспечения сбора информации и подтвержда-

ющих документов. По результатам рассмотрения Совет Фонда (на основании предварительного решения Управляющей организации и заключения Экспертного совета) принимает решение об одобрении концепции проекта. Решение Совета Фонда по предварительной заявке является первоначальной оценкой соответствия проекта и потенциального реципиента условиям предоставления инвестиционного кредитования.

Окончательное решение принимается Советом ЕФСР на основании заявки, заключения Управляющей организации и Экспертного совета Фонда. В перечень предоставляемых документов входят: подтверждение правоспособности и финансовой отчетности юридического лица, осуществляющего реализацию проекта, бизнес-план (технико-экономическое обоснование по проекту), модель финансирования, заключения и рекомен-

дации по проекту (заключение государственной экспертизы, органов власти, независимых экспертов и экологической экспертизы). После подписания кредитного соглашения осуществляется надзор, мониторинг, оценка и аудит проекта. Завершающий этап - одобрение отчета об использовании средств.

Исходя из изложенного, считается целесообразным применение финансирования от ЕФСР в форме инвестиционного кредитования. Данный инструмент должен стать источником долгосрочных перспектив благодаря получению необходимых ресурсов на выгодных условиях, а реализация проекта Евразийского союза и развитие Союзного государства России и Беларуси будут способствовать достижению поставленных целей. СЗ

Статья поступила в редакцию 25.01.2018 г.

ЕшЁ» http://innosfera.by/2018/02/Investments

The article determines the problem of declining investment in the Republic of Belarus. The expediency of working with specialized international funds. Identified the significant role of industry in development of the countries of the Eurasian Union. Shows the importance of strengthening integration and cooperation between countries of the Eurasian Union and the Union state of Russia and Belarus through the establishment of joint companies in the industrial sector, with the gradual harmonization and unification of national legislations.

ЛИТЕРАТУРА

1. Baker P. Souring World Views of Trump Open Doors for China and Russia / Peter Bake // The New York Times. 2018. JAN, 18.

2. Doing Business 2018: Reforming to Create Jobs. Comparing Business Regulation for Domestic Firms in 190 Economies - A World Bank Group Flagship Report.- Washington, 2018.

3. World Investment Report 2017: Investment and The Digital Economy.- Geneva: United Nation. UNCTAD,2017.

4. Мясникович М.В.Актуальная повестка развития белорусской экономики в условиях интеграции / М.В. Мясникович.- Минск, 2017.

5. Рудый К.В. «Потому что так решили мы»: поведенческая экономика Беларуси и ее раскодирование / К.В. Рудый [и др.].- Минск, 2017.

6. Рудый К.В. Прямые иностранные инвестиции в Беларуси: инвестиционный разворот // Банкауси веснк 2016. №11/640. С. 8-13.

7. Мясникович М.В. Интеграция: политика, право, экономика / М.В. Мясникович. Цикл гостевых лекций.- Санкт-Петербург, 2015.

8. Collaboration Between Regional Financing Arrangements and the IMF // International monetary fund. Policy Papers. July 2017.- P. 43.

9. Официальный сайт Евразийского фонда стабилизации и развития //https://efsd.eabr.org/.

10. Порядок предоставления инвестиционного финансирования из средств Евразийского фонда стабилизации и развития // https://efsd.eabr. org/upload/iblock/38c/38cb3427bfe76524dcd752f4c52a0df9.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.