DOI: 10.48137/2074-2975_2022_01_38 УДК 321.02; 327.5
Инвестиции как инструмент влияния: политика Китая в Лаосе и Непале
Елена ПОНОМАРЕВА Вихра ПАВЛОВА
Современный Китай прочно занял позицию ведущего актора мировой политики. В 2021 г. в рейтинге самых доходных компаний мира Fortune Global-500 китайские корпорации обошли США - 129 против 121.
И хотя первое место, исходя из размера выручки за последний год, по-прежнему занимает американский Walmart, далее следуют сразу четыре китайские компании: State Grid (электроэнергетика), Amazon (интернет-ретейл), China National Petrolium (нефтегазовый сектор), Sinopec Group (нефтехимическая промышленность), т. е. пятёрка глобальных лидеров окрашена в красный цвет - четыре против одного. Серьёзные изменения произошли ещё в 2020 г., когда из семи компаний, работающих в сфере интернет-технологий и ритейла, четыре были китайские - JD.com,, Alibaba, Tencent и Xiaoml
Удивительно, но именно пандемийный 2020 г. стал переломным - впервые в истории Китай обошёл США [1].
«Однако рост влияния Пекина определён не только значительными экономическими и человеческими ресурсами, уникальным политическим и
ПОНОМАРЕВА Елена Георгиевна - профессор, доктор политических наук, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России. E-mail: nastya304@mail.ru.
ПАВЛОВА Вихра Иванова - доктор философии, главный научный сотрудник секции «Социальные теории, стратегии и прогнозы» Института философии и социологии (Болгарская академия наук, София). E-mail: iphs.bas@gmail.com
Ключевые слова: Китай, Лаос, Непал, «Один пояс - один путь», капитализм, территориа-лизм, инвестиционная политика.
1 Fortune Global 500 2021 // URL: https://fortune.com/global500/
управленческим опытом, но и наличием стратегического видения. Именно последнее формирует долгосрочные качественно значимые направления развития КНР» [2]. На уровне большой политической игры это выражается в экономическом присутствии в стыковых и особо значимых геополитических зонах: «политика есть концентрированное выражение экономики» [3].
В этом смысле значение Азиатско-Тихоокеанского региона для мировой системы сложно переоценить. Этот регион не только уникальная (поскольку до сих про ещё до конца неосвоенная) кладовая природных ресурсов, но и важнейшая транзитная зона, а также составная и очень важная часть Большого евразийского пространства. Масштабное комплексное развитие транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры в Большой Евразии, предложенное и реализуемое в проекте «Один пояс - один путь», естественным образом, хотя и с разным успехом, привело китайские компании в страны АТР. Появление столь серьёзного, действующего согласно традиционному двухтысячелетнему принципу проникновения как поглощения пространства - цань ши («пожирать медленно, как шелковичный червь пожирает лист»), игрока в крайне сложном исторически, этноконфессионально и геополитически регионе вызывает в экспертном сообществе разные оценки - от осторожно-нейтральных и до подчёркнуто алармистских [4].
Однако «средняя температура» восприятия может быть выражена как повышение градуса волнения относительно среднесрочного и долгосрочного будущего региона.
Китайские технологии присутствия: капитализм vs территориализм
Технологии и методы присутствия Пекина, как правило, мало зависят от страны приложения. Прежде всего, это акцент на инфраструктуру, комбинация из помощи и иных преференций конкретным правительствам, уважение к государственной собственности, относительно лёгкий процесс отмены задолженностей, поиски креативных путей к
синхронизации китайских глобальных интересов с местными целями развития [5]. Низкие проценты на инфраструктурные кредиты и демонстрируемая готовность КНР «прощать» долги бедных стран - важные методы экономической стратегии. В случаях, когда у реципиентов нет авансового капитала, Пекин предлагает хорошо отработанную
2 Пономарева Е. Г., Крыканов Д. Д. Балканское дыхание Пекина. Стратегия и тактика китайского присутствия в странах Западных Балкан // Полития. 2020. № 1.
3 Ленин В. И. Ещё раз о профсоюзах // ПСС. Т. 42. С. 278.
4 Hurley J., Morris S., Portelance G. Examining the Debt Implications of the Belt and Road Initiative from a Policy Perspective // Center for Global Development. 2018 // URL: https://www.cgdev. org/sites/default/files/examining-debt-implications-belt-and-road-initiative-policy-perspective.pdf
5 Brautigam D. The Dragon's Gift: the real story of china in Africa. N.Y.: Oxford University Press, 2009. P. 148.
схему: китайский инвестор берёт на себя до 85% расходов [6, р. 12-13].
Поведение Китая в странах аТр, согласно диалектике противоположных логик власти - капитализма и территориализма Дж. Арриги, пред-ставлет особый микс территориальных и капиталистических интересов.
Итальянский экономист и социолог убедительно доказал, что «территориальные правители отождествляют власть с протяжённостью и населённостью своих владений и считают богатсво/капитал средствами или побочным продуктом стремления к территориальной экспансии. Капиталистические правители, напротив, отождествляют власть со степенью контроля над ресурсами и считают территориальные приобретения средствами и побочными продуктами накопления» [7]. По метафоре Э. Гидденса, государство, как «сосуд власти» [8], может стремиться либо к увеличению его объёма (территори-ализм), либо к концентрации власти - жидкости в сосуде - и увеличивать объём сосуда только тогда, когда это оправдано логикой накопления капитала (капитализм).
Свой «сосуд власти» Пекин расширяет и наполняет более концентрированным раствором, практически одновременно. В отличие от родины капитализма в Китае граница между государственным и частным секторами призрачна и условна [6, р. 10]. Китайский капитализм пред-
ставлен прежде всего государственными предприятиями, а банковский сектор и финансы подконтрольны партии и правительству. Именно особая роль государства в формировании и реализации политики влияния даёт возможность утверждать, что логика территориализма Китая подчиняется логике капиталистического накопления.
Ещё в 2007 г., отмечая экономический и политический рост Пекина, Дж. Арриги писал, что вероятным вариантом развития Поднебесной может стать ориентация на расширение международного сотрудничества с целью построения нового глобального порядка, основанного на экономической взаимно-зависимости, но с учётом политических и культурных различий, что является ярким контрастом с американской однополюсной моделью. По мнению учёного, Вашингтонский консенсус может быть заменён на Пекинский, в котором внимание будет акцентироваться не на демократии и правах человека, а на конфуцианской этике управления, отличающейся строгой функциональностью (всякая личность или, в нашем случае, всякая страна имеет свою функцию) и идеей преданности (чжун), что формирует отношения гармонии (лояльности) между начальником и подчинёнными [9].
В свою очередь, канадский исследователь С. Уэбб утверждает,
6 Webb S. Spaces of Capital: Uneven Geographical Development and the Belt and Road Initiative in Laos. The University of Sydney, Department of Political Economy, 2019 // URL: https://www.ppe-sydney.net/spaces-of-capital-uneven-geographical-development-and-chinas-belt-and-road-initiative/
7 Арриги Дж. Долгий двадцатый век: Деньги, власть и истоки нашего времени. М.: Территория будущего, 2006. С. 75.
8 Giddens A. The Nation-State and Violence. Berkeley: California Univer. Press, 1987. P. 187.
9 Arrighi G. Adam Smith in Beijing: Lineages of the 21st Century. N.Y.: Verso, 2007. Р. 289-291.
что цель проекта «Один пояс - один путь» - создание региональной (а в идеале - глобальной) производственной и инфраструктурной це-
почки, позволяющей Китаю не только конкурировать с США, но и постепенно вытеснять Вашингтон из АТР [6, р. 11-12].
Китайские инвестиции в Лаосе -пример долговой ловушки
В настоящее время в Лаосе китайские компании реализуют несколько проектов. Один из самых значимых - высокоскоростная железная дорога Вьентьян (столица Лаоса) - Куньмин (центр китайской провинции Юньнань) общей стоимостью 5,95 млрд долл. Договорённость между странами о строительстве этого инфраструктурного объекта была достигнута за три года до старта проекта «Один пояс - один путь» (2010 г.). Однако приступили к её реализации лишь пять лет назад.
Торжественная отправка первого поезда с новой станции во Вьентьяне состоялась 3 декабря 2021 г.: железнодорожная линия соединила 45 станций, из которых только 20 обеспечивают пассажирские перевозки.
Более половины ориентированы на грузооборот.
Дорога протянулась на 1035 км, проходя через 167 тоннелей и 301 мост. Пассажирский поезд, идущий со скоростью 160 км/час, добирается из Куньмина в Вьентьян за 10 час. [10]. Действительно, современная скорость.
Строительство суперсовременной скоростной дороги крайне важно для эффективного развития эконо-
мики двух стран. Показательно в этом смысле заявлене China Railway Group: «Этот проект поможет превратить небольшой Лаос из страны, не имеющей выхода к морю, в страну, связанную с сушей» [11].
Железная дорога из Китая в Лаос -часть флагманской инициативы экономического сопряжения Си Цзинь-пина «Пояс и путь». Особое значение этому проекту придаёт факт первенства: ветка Вьентьян - Куньмин впервые открывает сухопутный путь из КНР в Юго-Восточную Азию. Участок, соединяющий Вьентьян и Ботен (на северной границе с КНР), обеспечивает Лаосу наземную связь с глобальными и региональными цепочками поставок. Это, в свою очередь, сделает страну более привлекательной для инвесторов, создаст новые рабочие места, обеспечит приток туристов и ускорит экономический рост.
«И всё бы хорошо, да что-то нехорошо» [12].
Аналитиков волнует вопрос: сможет ли Вьентьян выплатить Пекину миллиардный долг? Общая сумма долга страны составляет 1,54 млрд долл. При этом недавний кредит почти в 480 млн долл. предоставил
10 «Золотой ключ». Китай открывает путь в Юго-Восточную Азию // URL: https://ria. ru/20211217/kitay-1764274738.html?in=t
11 Llit M., Shawn D. New 620-mile railway connects China and Laos // URL: https://edition.cnn.com/ travel/artide/china-laos-train-intl-hnk/index.html
12 Гайдар А. Сказка о военной тайне. М.: Детская литература, 1986. С. 6.
правительству Лаоса Экспортно-импортный банк Китая (для погашения 2/3 доли в акционерном капитале) [13]. Как говорил В. Шаламов, «надежда - мать дураков». Поэтому надеяться на чудо не стоит. Бедная азиатская страна, конечно, не выплатит эти долги. Скорее всего, сработает схема, которую Пекин успешно применял в других странах.
Так, Шри-Ланка, перегруженная инфраструктурными долгами китайским фирмам, вынуждена была передать Китаю в счёт оплаты инвестиций крупный и стратегически важный национальный порт.
Ещё один пример - Уганда, правительство которой подписало контракты с китайскими инвесторами на сумму в 580 млн долл. на строительство магистрали от столицы страны Кампалы до аэропорта. Трасса должна была стать транспортным хабом для Уганды и сопредельных стран. Это был первый проект государственно-частного партнёрства в стране. При этом китайская компания стала в итоге единственным кон-
курсантом торгов, а финальная стоимость проекта составила 1,5 млрд долл. Резкое увеличение стоимости проекта объясняется монополистической кредитной властью концессионера, а отсутствие других конкурсантов - косвенное подтверждение финансовой непривлекательности проекта. Вывод может быть один: концессионер, скорее всего, преследует не только экономические (капитализм), но и (гео)политические (тер-риториализм) цели.
Динамика роста долговой зависимости (левереджем которой являются долговые обязательства по инфраструктурным проектам) может в итоге привести к потере бедными азиатскими странами не только важных объектов недвижимости, но в перспективе экономической и политической самостоятельности. Как гласит одна из китайских стратагем, «цикада сбрасывает золотую кожицу» - доступность инвестиций и привлекательность будущих дивидендов приводит к росту экономической зависимости.
Подвинуть Индию: китайские инвестиции в Непале
В октябре 2019 г. состоялся первый за 23 года государственный визит председателя КНР в Непал. Встреча лидеров двух стран ознаменовала открытие новой эпохи в китайско-непальских отношениях.
Показательны слова премьер-министра Непала Кхадга Прасада
Шарма Оли: «Развитие и процветание Китая открывает важные возможности для Непала».
В свою очередь Си Цзиньпин заверил коллегу, что «в будущем Китай продолжит наращивать масштабы инвестиций и капиталовложений в инфраструктуру и прочие сферы Непала, будет помогать эко-
13 Китай построил в Лаосе дорогу, соединившую две страны // URL: https://pattayapeople. ru/news/zhd-laos-kitay-pattaya-thailand
номическому развитию страны и улучшению жизни народа» [14].
Непал - особая зона интересов Поднебесной, что определяется как экономикой, так и геополитикой. На протяжении столетий Непал являлся буферной зоной между Китаем и Индией. Региональные гиганты всегда боролись за установление здесь своего влияния. Действующее правительство Непала, преодолевающее последствия тяжёлой гражданской войны (1996-2006 гг.) и ликвидации монархии, стало в большей степени ориентироваться на Китай. Однако Нью-Дели не собирается сдавать свои позиции.
Серия крупнейших землетрясений весной 2015 г. разрушила значительную часть страны и нанесла колоссальный ущерб экономике (оценивается в 50% ВВП, или 10 млрд долл. [ 15]). Трагедия стала фактором усиления соперничества между Индией и Китаем, что вылилось в волну предложений по ликвидации последствий трагедии. Индия не только отреагировала первой, направив 13 воздушных судов в зону катастрофы, более 500 спасателей, гуманитарную помощь и необходимое оборудование для поиска раненых и погибших, но и заявила о го-
товности выделить миллиард долларов для восстановления Непала [16].
Пекин ответил на эти шаги гуманитарной миссией Народно-освободительной армии Китая, которая стала самой масштабной, применённой за рубежом [17].
К настоящему моменту, несмотря на то что индийский фактор в Непале остаётся весьма существенным, около 1% (3 млн) непальцев живут и работают в Индии, а индийское правительство предоставило Непалу право на транзитную торговлю через свою территорию с освобождением от уплаты таможенных пошлин [18], Китай становится приоритетным направлением внешних связей страны. Косвенным свидетельством тому является заявление Катманду о том, что правительство не потерпит у себя в стране никакой антикитайской политической активности тибетцев [19].
Медленное поглощение пространства по принципу цань ши на практике осуществляется Пекином, как и в других регионах, посредством инвестиций и культурной дипломатии.
Китай стал крупнейшим иностранным инвестором и импортёром в Непале в 2014 г.: страны заключили соглашение о мерах развития северных районов страны. После землетря-
14 Для китайско-непальских отношений наступила новая эпоха // Российская газета. 2019. 14 октября // URL: https://rg.ru/2019/10/14/dlia-kitajsko-nepalskih-otnoshenij-nastupila-novaia-epoha.html
15 Удар на 100% ВВП: что будет с экономикой Непала после землетрясения // URL: https:// www.rbc.ru/economics/13/05/2015/55537c2b9a79470cb94de1f6
16 Anderson A. Economics of Influence: China and India in South Asia // The Council on Foreign Relations. 2015 // URL: https://www.cfr.org/expert-brief/economics-influence-china-and-india-south-asia
17 Insurance in Asia: Narrow-minded (2015, June 13) // URL: https://www.economist.com/ leaders/2015/06/11/narrow-minded
18 Лунев С. И. Дипломатия в Южной Азии. М.: Наука, 1993. С. 103-104.
19 JoshiR. Why China's influence on Nepal worries India. 2013. May 8 // URL: https://www. bbc.com/news/world-asia-22365488
сений 2015 г. именно Китай первым взял на себя инициативу восстановления инфраструктуры в Непале. Пекин в пять раз увеличил безвозмездную помощь, которая составила 130 млн долл. и была направлена на развитие инфраструктуры и гидроэнергетических проектов.
2015 г. был отмечен не только трагедий для миллионов непальцев. В результате так называемой «революции избирательных урн» без каких-либо гражданских выступлений Компартия Непала во главе с революционным лидером Хадгой Праса-дом Шарма Оли одержала победу на выборах, и страна постепенно стала разворачиваться в сторону Китая. Важно напомнить, что в 2018 г. правительство Непала впервые отказалось участвовать в ежегодных военных учениях в Южной Азии под эгидой Индии и США. В том же году высшее военное руководство страны отменило участие в саммитах военных лидеров региона, ориентированных на Вашингтон и Нью-Дели. Годом ранее Непал не только объявил, что планирует участвовать в совместных военных учениях с Китаем, но и осуществил сказанное. Военные учения Sagarmatha FnendsЫp - 2017 проходили в Катманду в течение 10 дней.
Не менее важный фактор китайского заигрывания с Катманду - нейтрализация проживающих в соседних странах тибетцев, поддерживающих идею независимости Тибета [20].
Существенное внимание Китай уделяет культурной дипломатии: в
стране успешно работают десятки курсов изучения китайского языка, Институт Конфуция в Катманду функционирует с 2007 г. Таким образом, инструментами «мягкой силы» Китай формирует фундамент будущего лояльного, а в идеале и преданного отношения непальцев.
И всё же приоритетными инструментами влияния остаются экономические проекты. Используя своё географическое положение, Непал пытается балансировать в отношениях с геополитическими гигантами. С одной стороны, правительство Непала заключило сделку с индийской транспортной компанией GMR ^гопйЫ MaШkaljuna Rao) на строительство плотины в верховьях реки Карнали, а с другой - Китай профинансировал возведение пяти контрольно-пропускных пунктов на границе в районе Гималаев, строительство дорог в центральной части Непала и прокладку железнодорожных путей как внутри Непала, так и между странами.
Таким образом, в сфере водно-энергетических проектов преимущество остаётся за Индией, но Китай доминирует по объёмам инвестиций и товарооборота [21].
Конкуренция за Непал обусловлена для Пекина не только необходимостью включения страны в проект «Один пояс - один путь», но и растущей потребностью в водных ресурсах. Возможности для развития гидроэлектроэнергии у Непала колоссальные: потенциально он может поставлять электроэ-
20 Under China's Shadow. Mistreatment of Tibetans in Nepal // Tibetan Bulletin. 2014. Vol. 18. Is. 2. P. 7 // URL: https://tibet.net/wp-content/uploads/2014/10/MAR-APR-14-fnl.pdf
21 Харина О. А. Конфликт интересов Индии и Китая в Непале // Человек. Сообщество. Управление. 2016. Т. 17. № 1. С. 130-131.
нергию как для внутреннего, так и для регионального потребления [22]. Однако в силу экономической слабости страна использует менее одного процента своего гидроэнергетического потенциала. Умелая политика конкуренции с индийскими компаниями существенным образом усилила присутствие Китая в стране: в 2017 г. Катманду предложил Пекину список из 35 потенциальных проектов. Итогом долгих согласований стали девять проектов, а Китай стал крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций, оставаясь
всё ещё вторым по величине торговым партнёром. В период с 2017 по 2018 г. китайские инвестиции в Непал достигли 493 млн долл.
В апреле 2019 г. на втором форуме инициативы «Один пояс - один путь» Непал был официально включён в проект, подписан китайско-непальский транзитный договор. Документ, в частности, содержит договорённости о морских перевозках непальских грузов и доступе непальских компаний к шести китайским портам, которые являются связующими точками трансгималайской сети [23].
Двойственные эффекты китайского проекта «Один пояс - один путь» отмечают все международные аналитические центры и финансовые структуры. С одной стороны, страны АТР получают инфраструктуру, в которой они остро нуждаются для выхода на новый уровень экономического развития. Сокращение инфраструктурного дисбаланса должно привести к стимулированию внутрирегиональной деловой активности и дальнейшему подъёму отраслей экономики (в том числе за счёт повышения совокупного уровня спроса, сокращения логистических издержек, диверсификации экспорта и усиления регионального взаимодействия), а с другой - китайское присутствие сопряжено с целым рядом издержек для бедных стран. Длинные кредиты могут превратиться в долговую ловушку.
Китай всегда ведёт долгую игру.
Названные тактические шаги подчинены одной стратегической цели Пекина - использовать страны АТР в качестве транзитной зоны для продвижения проекта «Один пояс - один путь» в Европу и тем самым связать всё (или почти всё) евразийское пространство. Не стоит также исключать стремление Пекина закрепиться в политическом пространстве стран региона, эксплуатируя их слабые экономику и управление. Такой подход может быть выражен ещё одной китайской стратагемой: «Объявить, что только собираешься пройти сквозь государство Го, и захватить его».
Свой «сосуд власти» Китай расширяет и наполняет одновременно. Методология Дж. Арриги находит подтверждение в политике Пекина в АТР: логи-
22 Nepal, Hydropower and Geopolitics: Balancing Interests in the Tibetan Plateau. 2014. December 4 // URL: http://www.futuredirections.org.au/publications/food-and- water-crises/2057-nepal-hydropower-and-geopolitics-balancing-interests-in-the-tibetan- plateau.html
23 Murton G, Lord A. Trans-Himalayan power corridors: Infrastructural politics and China's Belt and Road Initiative in Nepal // Political Geography. 2020. Vol. 77. P. 5 // URL: https://www. academia.edu/40753731/Trans_Himalayan_power_corridors_Infrastructural_politics_and_Chinas_ Belt_and_Road_Initiative_in_Nepal
ка территориализма (охват проектом «Один пояс - один путь» всё большего количества стран) дополняется логикой капитализма, что означает рост инвестиционных предложений и участия в инфраструктурных проектах. Для бедных стран, в том числе для Лаоса и Непала, концентрация капитала китайских компаний в перспективе и наличие длинных кредитных «хвостов» может привести к переходу ряда объектов с китайским участием под полный контроль Пекина, что, в свою очередь, усиливает его политическое влияние.
Библиография • References
Арриги Дж. Долгий двадцатый век: Деньги, власть и истоки нашего времени. М.:
Территория будущего, 2006. - 472 с. [Arrigi Dzh. Dolgij dvadcatyj vek: Den'gi, vlast' i istoki nashego vremeni. M.: Territoriya
budushchego, 2006. - 472 s.] Гайдар А. Сказка о военной тайне. М.: Детская литература, 1986. - 32 с. [Gajdar A. Skazka o voennoj tajne. M.: Detskaya literatura, 1986. - 32 s.] Для китайско-непальских отношений наступила новая эпоха // Российская газета. 2019. 14 октября // URL: https://rg.ru/2019/10/14/dlia-kitajsko-nepalskih-otnoshenij-nastupila-novaia-epoha.html [Dlya kitajsko-nepal'skih otnoshenij nastupila novaya epoha // Rossijskaya gazeta. 2019. 14 oktyabrya // URL: https://rg.ru/2019/10/14/dlia-kitajsko-nepalskih-otnoshenij-nastupila-novaia-epoha.html] «Золотой ключ». Китай открывает путь в Юго-Восточную Азию // URL: https://
ria.ru/20211217/kitay-1764274738.html?in=t [«Zolotoj klyuch». Kitaj otkryvaet puth v YUgo-Vostochnuyu Aziyu // URL: https://
ria.ru/20211217/kitay-1764274738.html?in=t] Китай построил в Лаосе дорогу, соединившую две страны // URL: https://
pattayapeople.ru/news/zhd-laos-kitay-pattaya-thailand [Kitaj postroil v Laose dorogu, soedinivshuyu dve strany // URL: https://pattayapeople.
ru/news/zhd-laos-kitay-pattaya-thailand] Ленин В. И. Ещё раз о профсоюзах // ПСС. Т. 42. - 606 с. [Lenin V. I. Eshchyo raz o profsoyuzah // PSS. T. 42. - 606 s.] Лунев С. И. Дипломатия в Южной Азии. М.: Наука, 1993. - 194 с. [Lunev S. I. Diplomatiya v YUzhnoi Azii. M.: Nauka, 1993. - 194 s.] Пономарева Е. Г., Крыканов Д. Д. Балканское дыхание Пекина. Стратегия и тактика китайского присутствия в странах Западных Балкан // Полития. 2020. № 1. C. 117-137.
[Ponomareva E. G, Krykanov D. D. Balkanskoe dyhanie Pekina. Strategiya i taktika kitajskogo prisutstviya v stranah Zapadnyh Balkan // Politiya. 2020. № 1. C. 117137]
Удар на 100% ВВП: что будет с экономикой Непала после землетрясения // URL:
https://www.rbc.ru/economics/13/05/2015/55537c2b9a79470cb94de1f6 [Udar na 100% VVP: chto budet s ekonomikoj Nepala posle zemletryaseniya // URL:
https://www.rbc.ru/economics/13/05/2015/55537c2b9a79470cb94de1f6] Харина О. А. Конфликт интересов Индии и Китая в Непале // Человек. Сообщество. Управление. 2016. Т. 17. № 1. С. 127-134.
[Harina O. A. Konflikt interesov Indii i Kitaya v Nepale // CHelovek. Soobshchestvo.
Upravlenie. 2016. T. 17. № 1. S. 127-134] Anderson A. Economics of Influence: China and India in South Asia // The Council on Foreign Relations. 2015 // URL: https://www.cfr.org/expert-brief/economics-influence-china-and-india-south-asia Arrighi G. Adam Smith in Beijing: Lineages of the 21st Century. N.Y.: Verso, 2007. -418 p.
Brautigam D. The Dragon's Gift: the real story of china in Africa. N.Y.: Oxford University
Press, 2009. - 397 p. Fortune Global 500 2021 // URL: https://fortune.com/global500/ Giddens A. The Nation-State and Violence. Berkeley: California Univer. Press, 1987. -408 p.
Hurley J., Morris S., Portelance G. Examining the Debt Implications of the Belt and Road Initiative from a Policy Perspective // Center for Global Development. 2018 // URL: https://www.cgdev.org/sites/default/files/examining-debt-implications-belt-and-road-initiative-policy-perspective.pdf Insurance in Asia: Narrow-minded (2015, June 13) // URL: https://www.economist.
com/leaders/2015/06/11/narrow-minded Joshi R. Why China's influence on Nepal worries India. 2013. May 8 // URL: https://
www.bbc.com/news/world-asia-22365488 Lilit M., Shawn D. New 620-mile railway connects China and Laos // URL: https://edition.
cnn.com/travel/article/china-laos-train-intl-hnk/index.html Murton G., Lord A. Trans-Himalayan power corridors: Infrastructural politics and China's Belt and Road Initiative in Nepal // Political Geography. 2020. Vol. 77 // URL: https://www.academia.edu/40753731/Trans_Himalayan_power_corridors_ Infrastructural_politics_and_Chinas_Belt_and_Road_Initiative_in_Nepal Nepal, Hydropower and Geopolitics: Balancing Interests in the Tibetan Plateau. 2014. December 4 // URL: http://www.futuredirections.org.au/publications/food-and-water-crises/2057-nepal-hydropower-and-geopolitics-balancing-interests-in-the-tibetan- plateau.html Under China's Shadow. Mistreatment of Tibetans in Nepal // Tibetan Bulletin. 2014. Vol. 18. Is. 2. P. 7-9 // URL: https://tibet.net/wp-content/uploads/2014/10/ MAR-APR-14-fnl.pdf
Webb S. Spaces of Capital: Uneven Geographical Development and the Belt and Road Initiative in Laos. The University of Sydney, Department of Political Economy, 2019 // URL: https://www.ppesydney.net/spaces-of-capital-uneven-geographical-development-and-chinas-belt-and-road-initiative/
Статья поступила в редакцию 8 января 2022 г.