Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ: ПОЛИТИКА КИТАЯ В ЛАОСЕ И НЕПАЛЕ'

ИНВЕСТИЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ: ПОЛИТИКА КИТАЯ В ЛАОСЕ И НЕПАЛЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
188
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЛАОС / НЕПАЛ / "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ" / КАПИТАЛИЗМ / ТЕРРИТОРИАЛИЗМ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Елена Георгиевна, Павлова Вихра Иванова

На примере Лаоса и Непала в статье дан анализ политики Пекина в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Выбор казусов определён уровнем экономического развития стран и фактором географической близости. Лаос и Непал - одни из беднейших стран региона, но с разной ресурсной базой и динамикой развития, что вносит определённые коррективы в планы Пекина. Проведённый анализ позволил выявить диалектику китайских технологий влияния - умелого использования экономических методов для закрепления своего присутствия в конкретных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENTS AS A TOOL OF INFLUENCE: CHINA’S POLICY IN LAOS AND NEPAL

Using the example of Laos and Nepal, the article analyzes Beijing’s policy in the Asia-Pacific region. The choice of incidents is determined by the level of economic development of the countries and the factor of geographic proximity. Laos and Nepal are some of the poorest countries in the region, but with a different resource base and development dynamics, which makes certain adjustments to Beijing’s plans. The analysis made it possible to identify the dialectics of Chinese influence technologies - the skillful use of economic methods to consolidate their presence in the countries of the world.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ: ПОЛИТИКА КИТАЯ В ЛАОСЕ И НЕПАЛЕ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2022_01_38 УДК 321.02; 327.5

Инвестиции как инструмент влияния: политика Китая в Лаосе и Непале

Елена ПОНОМАРЕВА Вихра ПАВЛОВА

Современный Китай прочно занял позицию ведущего актора мировой политики. В 2021 г. в рейтинге самых доходных компаний мира Fortune Global-500 китайские корпорации обошли США - 129 против 121.

И хотя первое место, исходя из размера выручки за последний год, по-прежнему занимает американский Walmart, далее следуют сразу четыре китайские компании: State Grid (электроэнергетика), Amazon (интернет-ретейл), China National Petrolium (нефтегазовый сектор), Sinopec Group (нефтехимическая промышленность), т. е. пятёрка глобальных лидеров окрашена в красный цвет - четыре против одного. Серьёзные изменения произошли ещё в 2020 г., когда из семи компаний, работающих в сфере интернет-технологий и ритейла, четыре были китайские - JD.com,, Alibaba, Tencent и Xiaoml

Удивительно, но именно пандемийный 2020 г. стал переломным - впервые в истории Китай обошёл США [1].

«Однако рост влияния Пекина определён не только значительными экономическими и человеческими ресурсами, уникальным политическим и

ПОНОМАРЕВА Елена Георгиевна - профессор, доктор политических наук, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России. E-mail: nastya304@mail.ru.

ПАВЛОВА Вихра Иванова - доктор философии, главный научный сотрудник секции «Социальные теории, стратегии и прогнозы» Института философии и социологии (Болгарская академия наук, София). E-mail: iphs.bas@gmail.com

Ключевые слова: Китай, Лаос, Непал, «Один пояс - один путь», капитализм, территориа-лизм, инвестиционная политика.

1 Fortune Global 500 2021 // URL: https://fortune.com/global500/

управленческим опытом, но и наличием стратегического видения. Именно последнее формирует долгосрочные качественно значимые направления развития КНР» [2]. На уровне большой политической игры это выражается в экономическом присутствии в стыковых и особо значимых геополитических зонах: «политика есть концентрированное выражение экономики» [3].

В этом смысле значение Азиатско-Тихоокеанского региона для мировой системы сложно переоценить. Этот регион не только уникальная (поскольку до сих про ещё до конца неосвоенная) кладовая природных ресурсов, но и важнейшая транзитная зона, а также составная и очень важная часть Большого евразийского пространства. Масштабное комплексное развитие транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры в Большой Евразии, предложенное и реализуемое в проекте «Один пояс - один путь», естественным образом, хотя и с разным успехом, привело китайские компании в страны АТР. Появление столь серьёзного, действующего согласно традиционному двухтысячелетнему принципу проникновения как поглощения пространства - цань ши («пожирать медленно, как шелковичный червь пожирает лист»), игрока в крайне сложном исторически, этноконфессионально и геополитически регионе вызывает в экспертном сообществе разные оценки - от осторожно-нейтральных и до подчёркнуто алармистских [4].

Однако «средняя температура» восприятия может быть выражена как повышение градуса волнения относительно среднесрочного и долгосрочного будущего региона.

Китайские технологии присутствия: капитализм vs территориализм

Технологии и методы присутствия Пекина, как правило, мало зависят от страны приложения. Прежде всего, это акцент на инфраструктуру, комбинация из помощи и иных преференций конкретным правительствам, уважение к государственной собственности, относительно лёгкий процесс отмены задолженностей, поиски креативных путей к

синхронизации китайских глобальных интересов с местными целями развития [5]. Низкие проценты на инфраструктурные кредиты и демонстрируемая готовность КНР «прощать» долги бедных стран - важные методы экономической стратегии. В случаях, когда у реципиентов нет авансового капитала, Пекин предлагает хорошо отработанную

2 Пономарева Е. Г., Крыканов Д. Д. Балканское дыхание Пекина. Стратегия и тактика китайского присутствия в странах Западных Балкан // Полития. 2020. № 1.

3 Ленин В. И. Ещё раз о профсоюзах // ПСС. Т. 42. С. 278.

4 Hurley J., Morris S., Portelance G. Examining the Debt Implications of the Belt and Road Initiative from a Policy Perspective // Center for Global Development. 2018 // URL: https://www.cgdev. org/sites/default/files/examining-debt-implications-belt-and-road-initiative-policy-perspective.pdf

5 Brautigam D. The Dragon's Gift: the real story of china in Africa. N.Y.: Oxford University Press, 2009. P. 148.

схему: китайский инвестор берёт на себя до 85% расходов [6, р. 12-13].

Поведение Китая в странах аТр, согласно диалектике противоположных логик власти - капитализма и территориализма Дж. Арриги, пред-ставлет особый микс территориальных и капиталистических интересов.

Итальянский экономист и социолог убедительно доказал, что «территориальные правители отождествляют власть с протяжённостью и населённостью своих владений и считают богатсво/капитал средствами или побочным продуктом стремления к территориальной экспансии. Капиталистические правители, напротив, отождествляют власть со степенью контроля над ресурсами и считают территориальные приобретения средствами и побочными продуктами накопления» [7]. По метафоре Э. Гидденса, государство, как «сосуд власти» [8], может стремиться либо к увеличению его объёма (территори-ализм), либо к концентрации власти - жидкости в сосуде - и увеличивать объём сосуда только тогда, когда это оправдано логикой накопления капитала (капитализм).

Свой «сосуд власти» Пекин расширяет и наполняет более концентрированным раствором, практически одновременно. В отличие от родины капитализма в Китае граница между государственным и частным секторами призрачна и условна [6, р. 10]. Китайский капитализм пред-

ставлен прежде всего государственными предприятиями, а банковский сектор и финансы подконтрольны партии и правительству. Именно особая роль государства в формировании и реализации политики влияния даёт возможность утверждать, что логика территориализма Китая подчиняется логике капиталистического накопления.

Ещё в 2007 г., отмечая экономический и политический рост Пекина, Дж. Арриги писал, что вероятным вариантом развития Поднебесной может стать ориентация на расширение международного сотрудничества с целью построения нового глобального порядка, основанного на экономической взаимно-зависимости, но с учётом политических и культурных различий, что является ярким контрастом с американской однополюсной моделью. По мнению учёного, Вашингтонский консенсус может быть заменён на Пекинский, в котором внимание будет акцентироваться не на демократии и правах человека, а на конфуцианской этике управления, отличающейся строгой функциональностью (всякая личность или, в нашем случае, всякая страна имеет свою функцию) и идеей преданности (чжун), что формирует отношения гармонии (лояльности) между начальником и подчинёнными [9].

В свою очередь, канадский исследователь С. Уэбб утверждает,

6 Webb S. Spaces of Capital: Uneven Geographical Development and the Belt and Road Initiative in Laos. The University of Sydney, Department of Political Economy, 2019 // URL: https://www.ppe-sydney.net/spaces-of-capital-uneven-geographical-development-and-chinas-belt-and-road-initiative/

7 Арриги Дж. Долгий двадцатый век: Деньги, власть и истоки нашего времени. М.: Территория будущего, 2006. С. 75.

8 Giddens A. The Nation-State and Violence. Berkeley: California Univer. Press, 1987. P. 187.

9 Arrighi G. Adam Smith in Beijing: Lineages of the 21st Century. N.Y.: Verso, 2007. Р. 289-291.

что цель проекта «Один пояс - один путь» - создание региональной (а в идеале - глобальной) производственной и инфраструктурной це-

почки, позволяющей Китаю не только конкурировать с США, но и постепенно вытеснять Вашингтон из АТР [6, р. 11-12].

Китайские инвестиции в Лаосе -пример долговой ловушки

В настоящее время в Лаосе китайские компании реализуют несколько проектов. Один из самых значимых - высокоскоростная железная дорога Вьентьян (столица Лаоса) - Куньмин (центр китайской провинции Юньнань) общей стоимостью 5,95 млрд долл. Договорённость между странами о строительстве этого инфраструктурного объекта была достигнута за три года до старта проекта «Один пояс - один путь» (2010 г.). Однако приступили к её реализации лишь пять лет назад.

Торжественная отправка первого поезда с новой станции во Вьентьяне состоялась 3 декабря 2021 г.: железнодорожная линия соединила 45 станций, из которых только 20 обеспечивают пассажирские перевозки.

Более половины ориентированы на грузооборот.

Дорога протянулась на 1035 км, проходя через 167 тоннелей и 301 мост. Пассажирский поезд, идущий со скоростью 160 км/час, добирается из Куньмина в Вьентьян за 10 час. [10]. Действительно, современная скорость.

Строительство суперсовременной скоростной дороги крайне важно для эффективного развития эконо-

мики двух стран. Показательно в этом смысле заявлене China Railway Group: «Этот проект поможет превратить небольшой Лаос из страны, не имеющей выхода к морю, в страну, связанную с сушей» [11].

Железная дорога из Китая в Лаос -часть флагманской инициативы экономического сопряжения Си Цзинь-пина «Пояс и путь». Особое значение этому проекту придаёт факт первенства: ветка Вьентьян - Куньмин впервые открывает сухопутный путь из КНР в Юго-Восточную Азию. Участок, соединяющий Вьентьян и Ботен (на северной границе с КНР), обеспечивает Лаосу наземную связь с глобальными и региональными цепочками поставок. Это, в свою очередь, сделает страну более привлекательной для инвесторов, создаст новые рабочие места, обеспечит приток туристов и ускорит экономический рост.

«И всё бы хорошо, да что-то нехорошо» [12].

Аналитиков волнует вопрос: сможет ли Вьентьян выплатить Пекину миллиардный долг? Общая сумма долга страны составляет 1,54 млрд долл. При этом недавний кредит почти в 480 млн долл. предоставил

10 «Золотой ключ». Китай открывает путь в Юго-Восточную Азию // URL: https://ria. ru/20211217/kitay-1764274738.html?in=t

11 Llit M., Shawn D. New 620-mile railway connects China and Laos // URL: https://edition.cnn.com/ travel/artide/china-laos-train-intl-hnk/index.html

12 Гайдар А. Сказка о военной тайне. М.: Детская литература, 1986. С. 6.

правительству Лаоса Экспортно-импортный банк Китая (для погашения 2/3 доли в акционерном капитале) [13]. Как говорил В. Шаламов, «надежда - мать дураков». Поэтому надеяться на чудо не стоит. Бедная азиатская страна, конечно, не выплатит эти долги. Скорее всего, сработает схема, которую Пекин успешно применял в других странах.

Так, Шри-Ланка, перегруженная инфраструктурными долгами китайским фирмам, вынуждена была передать Китаю в счёт оплаты инвестиций крупный и стратегически важный национальный порт.

Ещё один пример - Уганда, правительство которой подписало контракты с китайскими инвесторами на сумму в 580 млн долл. на строительство магистрали от столицы страны Кампалы до аэропорта. Трасса должна была стать транспортным хабом для Уганды и сопредельных стран. Это был первый проект государственно-частного партнёрства в стране. При этом китайская компания стала в итоге единственным кон-

курсантом торгов, а финальная стоимость проекта составила 1,5 млрд долл. Резкое увеличение стоимости проекта объясняется монополистической кредитной властью концессионера, а отсутствие других конкурсантов - косвенное подтверждение финансовой непривлекательности проекта. Вывод может быть один: концессионер, скорее всего, преследует не только экономические (капитализм), но и (гео)политические (тер-риториализм) цели.

Динамика роста долговой зависимости (левереджем которой являются долговые обязательства по инфраструктурным проектам) может в итоге привести к потере бедными азиатскими странами не только важных объектов недвижимости, но в перспективе экономической и политической самостоятельности. Как гласит одна из китайских стратагем, «цикада сбрасывает золотую кожицу» - доступность инвестиций и привлекательность будущих дивидендов приводит к росту экономической зависимости.

Подвинуть Индию: китайские инвестиции в Непале

В октябре 2019 г. состоялся первый за 23 года государственный визит председателя КНР в Непал. Встреча лидеров двух стран ознаменовала открытие новой эпохи в китайско-непальских отношениях.

Показательны слова премьер-министра Непала Кхадга Прасада

Шарма Оли: «Развитие и процветание Китая открывает важные возможности для Непала».

В свою очередь Си Цзиньпин заверил коллегу, что «в будущем Китай продолжит наращивать масштабы инвестиций и капиталовложений в инфраструктуру и прочие сферы Непала, будет помогать эко-

13 Китай построил в Лаосе дорогу, соединившую две страны // URL: https://pattayapeople. ru/news/zhd-laos-kitay-pattaya-thailand

номическому развитию страны и улучшению жизни народа» [14].

Непал - особая зона интересов Поднебесной, что определяется как экономикой, так и геополитикой. На протяжении столетий Непал являлся буферной зоной между Китаем и Индией. Региональные гиганты всегда боролись за установление здесь своего влияния. Действующее правительство Непала, преодолевающее последствия тяжёлой гражданской войны (1996-2006 гг.) и ликвидации монархии, стало в большей степени ориентироваться на Китай. Однако Нью-Дели не собирается сдавать свои позиции.

Серия крупнейших землетрясений весной 2015 г. разрушила значительную часть страны и нанесла колоссальный ущерб экономике (оценивается в 50% ВВП, или 10 млрд долл. [ 15]). Трагедия стала фактором усиления соперничества между Индией и Китаем, что вылилось в волну предложений по ликвидации последствий трагедии. Индия не только отреагировала первой, направив 13 воздушных судов в зону катастрофы, более 500 спасателей, гуманитарную помощь и необходимое оборудование для поиска раненых и погибших, но и заявила о го-

товности выделить миллиард долларов для восстановления Непала [16].

Пекин ответил на эти шаги гуманитарной миссией Народно-освободительной армии Китая, которая стала самой масштабной, применённой за рубежом [17].

К настоящему моменту, несмотря на то что индийский фактор в Непале остаётся весьма существенным, около 1% (3 млн) непальцев живут и работают в Индии, а индийское правительство предоставило Непалу право на транзитную торговлю через свою территорию с освобождением от уплаты таможенных пошлин [18], Китай становится приоритетным направлением внешних связей страны. Косвенным свидетельством тому является заявление Катманду о том, что правительство не потерпит у себя в стране никакой антикитайской политической активности тибетцев [19].

Медленное поглощение пространства по принципу цань ши на практике осуществляется Пекином, как и в других регионах, посредством инвестиций и культурной дипломатии.

Китай стал крупнейшим иностранным инвестором и импортёром в Непале в 2014 г.: страны заключили соглашение о мерах развития северных районов страны. После землетря-

14 Для китайско-непальских отношений наступила новая эпоха // Российская газета. 2019. 14 октября // URL: https://rg.ru/2019/10/14/dlia-kitajsko-nepalskih-otnoshenij-nastupila-novaia-epoha.html

15 Удар на 100% ВВП: что будет с экономикой Непала после землетрясения // URL: https:// www.rbc.ru/economics/13/05/2015/55537c2b9a79470cb94de1f6

16 Anderson A. Economics of Influence: China and India in South Asia // The Council on Foreign Relations. 2015 // URL: https://www.cfr.org/expert-brief/economics-influence-china-and-india-south-asia

17 Insurance in Asia: Narrow-minded (2015, June 13) // URL: https://www.economist.com/ leaders/2015/06/11/narrow-minded

18 Лунев С. И. Дипломатия в Южной Азии. М.: Наука, 1993. С. 103-104.

19 JoshiR. Why China's influence on Nepal worries India. 2013. May 8 // URL: https://www. bbc.com/news/world-asia-22365488

сений 2015 г. именно Китай первым взял на себя инициативу восстановления инфраструктуры в Непале. Пекин в пять раз увеличил безвозмездную помощь, которая составила 130 млн долл. и была направлена на развитие инфраструктуры и гидроэнергетических проектов.

2015 г. был отмечен не только трагедий для миллионов непальцев. В результате так называемой «революции избирательных урн» без каких-либо гражданских выступлений Компартия Непала во главе с революционным лидером Хадгой Праса-дом Шарма Оли одержала победу на выборах, и страна постепенно стала разворачиваться в сторону Китая. Важно напомнить, что в 2018 г. правительство Непала впервые отказалось участвовать в ежегодных военных учениях в Южной Азии под эгидой Индии и США. В том же году высшее военное руководство страны отменило участие в саммитах военных лидеров региона, ориентированных на Вашингтон и Нью-Дели. Годом ранее Непал не только объявил, что планирует участвовать в совместных военных учениях с Китаем, но и осуществил сказанное. Военные учения Sagarmatha FnendsЫp - 2017 проходили в Катманду в течение 10 дней.

Не менее важный фактор китайского заигрывания с Катманду - нейтрализация проживающих в соседних странах тибетцев, поддерживающих идею независимости Тибета [20].

Существенное внимание Китай уделяет культурной дипломатии: в

стране успешно работают десятки курсов изучения китайского языка, Институт Конфуция в Катманду функционирует с 2007 г. Таким образом, инструментами «мягкой силы» Китай формирует фундамент будущего лояльного, а в идеале и преданного отношения непальцев.

И всё же приоритетными инструментами влияния остаются экономические проекты. Используя своё географическое положение, Непал пытается балансировать в отношениях с геополитическими гигантами. С одной стороны, правительство Непала заключило сделку с индийской транспортной компанией GMR ^гопйЫ MaШkaljuna Rao) на строительство плотины в верховьях реки Карнали, а с другой - Китай профинансировал возведение пяти контрольно-пропускных пунктов на границе в районе Гималаев, строительство дорог в центральной части Непала и прокладку железнодорожных путей как внутри Непала, так и между странами.

Таким образом, в сфере водно-энергетических проектов преимущество остаётся за Индией, но Китай доминирует по объёмам инвестиций и товарооборота [21].

Конкуренция за Непал обусловлена для Пекина не только необходимостью включения страны в проект «Один пояс - один путь», но и растущей потребностью в водных ресурсах. Возможности для развития гидроэлектроэнергии у Непала колоссальные: потенциально он может поставлять электроэ-

20 Under China's Shadow. Mistreatment of Tibetans in Nepal // Tibetan Bulletin. 2014. Vol. 18. Is. 2. P. 7 // URL: https://tibet.net/wp-content/uploads/2014/10/MAR-APR-14-fnl.pdf

21 Харина О. А. Конфликт интересов Индии и Китая в Непале // Человек. Сообщество. Управление. 2016. Т. 17. № 1. С. 130-131.

нергию как для внутреннего, так и для регионального потребления [22]. Однако в силу экономической слабости страна использует менее одного процента своего гидроэнергетического потенциала. Умелая политика конкуренции с индийскими компаниями существенным образом усилила присутствие Китая в стране: в 2017 г. Катманду предложил Пекину список из 35 потенциальных проектов. Итогом долгих согласований стали девять проектов, а Китай стал крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций, оставаясь

всё ещё вторым по величине торговым партнёром. В период с 2017 по 2018 г. китайские инвестиции в Непал достигли 493 млн долл.

В апреле 2019 г. на втором форуме инициативы «Один пояс - один путь» Непал был официально включён в проект, подписан китайско-непальский транзитный договор. Документ, в частности, содержит договорённости о морских перевозках непальских грузов и доступе непальских компаний к шести китайским портам, которые являются связующими точками трансгималайской сети [23].

Двойственные эффекты китайского проекта «Один пояс - один путь» отмечают все международные аналитические центры и финансовые структуры. С одной стороны, страны АТР получают инфраструктуру, в которой они остро нуждаются для выхода на новый уровень экономического развития. Сокращение инфраструктурного дисбаланса должно привести к стимулированию внутрирегиональной деловой активности и дальнейшему подъёму отраслей экономики (в том числе за счёт повышения совокупного уровня спроса, сокращения логистических издержек, диверсификации экспорта и усиления регионального взаимодействия), а с другой - китайское присутствие сопряжено с целым рядом издержек для бедных стран. Длинные кредиты могут превратиться в долговую ловушку.

Китай всегда ведёт долгую игру.

Названные тактические шаги подчинены одной стратегической цели Пекина - использовать страны АТР в качестве транзитной зоны для продвижения проекта «Один пояс - один путь» в Европу и тем самым связать всё (или почти всё) евразийское пространство. Не стоит также исключать стремление Пекина закрепиться в политическом пространстве стран региона, эксплуатируя их слабые экономику и управление. Такой подход может быть выражен ещё одной китайской стратагемой: «Объявить, что только собираешься пройти сквозь государство Го, и захватить его».

Свой «сосуд власти» Китай расширяет и наполняет одновременно. Методология Дж. Арриги находит подтверждение в политике Пекина в АТР: логи-

22 Nepal, Hydropower and Geopolitics: Balancing Interests in the Tibetan Plateau. 2014. December 4 // URL: http://www.futuredirections.org.au/publications/food-and- water-crises/2057-nepal-hydropower-and-geopolitics-balancing-interests-in-the-tibetan- plateau.html

23 Murton G, Lord A. Trans-Himalayan power corridors: Infrastructural politics and China's Belt and Road Initiative in Nepal // Political Geography. 2020. Vol. 77. P. 5 // URL: https://www. academia.edu/40753731/Trans_Himalayan_power_corridors_Infrastructural_politics_and_Chinas_ Belt_and_Road_Initiative_in_Nepal

ка территориализма (охват проектом «Один пояс - один путь» всё большего количества стран) дополняется логикой капитализма, что означает рост инвестиционных предложений и участия в инфраструктурных проектах. Для бедных стран, в том числе для Лаоса и Непала, концентрация капитала китайских компаний в перспективе и наличие длинных кредитных «хвостов» может привести к переходу ряда объектов с китайским участием под полный контроль Пекина, что, в свою очередь, усиливает его политическое влияние.

Библиография • References

Арриги Дж. Долгий двадцатый век: Деньги, власть и истоки нашего времени. М.:

Территория будущего, 2006. - 472 с. [Arrigi Dzh. Dolgij dvadcatyj vek: Den'gi, vlast' i istoki nashego vremeni. M.: Territoriya

budushchego, 2006. - 472 s.] Гайдар А. Сказка о военной тайне. М.: Детская литература, 1986. - 32 с. [Gajdar A. Skazka o voennoj tajne. M.: Detskaya literatura, 1986. - 32 s.] Для китайско-непальских отношений наступила новая эпоха // Российская газета. 2019. 14 октября // URL: https://rg.ru/2019/10/14/dlia-kitajsko-nepalskih-otnoshenij-nastupila-novaia-epoha.html [Dlya kitajsko-nepal'skih otnoshenij nastupila novaya epoha // Rossijskaya gazeta. 2019. 14 oktyabrya // URL: https://rg.ru/2019/10/14/dlia-kitajsko-nepalskih-otnoshenij-nastupila-novaia-epoha.html] «Золотой ключ». Китай открывает путь в Юго-Восточную Азию // URL: https://

ria.ru/20211217/kitay-1764274738.html?in=t [«Zolotoj klyuch». Kitaj otkryvaet puth v YUgo-Vostochnuyu Aziyu // URL: https://

ria.ru/20211217/kitay-1764274738.html?in=t] Китай построил в Лаосе дорогу, соединившую две страны // URL: https://

pattayapeople.ru/news/zhd-laos-kitay-pattaya-thailand [Kitaj postroil v Laose dorogu, soedinivshuyu dve strany // URL: https://pattayapeople.

ru/news/zhd-laos-kitay-pattaya-thailand] Ленин В. И. Ещё раз о профсоюзах // ПСС. Т. 42. - 606 с. [Lenin V. I. Eshchyo raz o profsoyuzah // PSS. T. 42. - 606 s.] Лунев С. И. Дипломатия в Южной Азии. М.: Наука, 1993. - 194 с. [Lunev S. I. Diplomatiya v YUzhnoi Azii. M.: Nauka, 1993. - 194 s.] Пономарева Е. Г., Крыканов Д. Д. Балканское дыхание Пекина. Стратегия и тактика китайского присутствия в странах Западных Балкан // Полития. 2020. № 1. C. 117-137.

[Ponomareva E. G, Krykanov D. D. Balkanskoe dyhanie Pekina. Strategiya i taktika kitajskogo prisutstviya v stranah Zapadnyh Balkan // Politiya. 2020. № 1. C. 117137]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удар на 100% ВВП: что будет с экономикой Непала после землетрясения // URL:

https://www.rbc.ru/economics/13/05/2015/55537c2b9a79470cb94de1f6 [Udar na 100% VVP: chto budet s ekonomikoj Nepala posle zemletryaseniya // URL:

https://www.rbc.ru/economics/13/05/2015/55537c2b9a79470cb94de1f6] Харина О. А. Конфликт интересов Индии и Китая в Непале // Человек. Сообщество. Управление. 2016. Т. 17. № 1. С. 127-134.

[Harina O. A. Konflikt interesov Indii i Kitaya v Nepale // CHelovek. Soobshchestvo.

Upravlenie. 2016. T. 17. № 1. S. 127-134] Anderson A. Economics of Influence: China and India in South Asia // The Council on Foreign Relations. 2015 // URL: https://www.cfr.org/expert-brief/economics-influence-china-and-india-south-asia Arrighi G. Adam Smith in Beijing: Lineages of the 21st Century. N.Y.: Verso, 2007. -418 p.

Brautigam D. The Dragon's Gift: the real story of china in Africa. N.Y.: Oxford University

Press, 2009. - 397 p. Fortune Global 500 2021 // URL: https://fortune.com/global500/ Giddens A. The Nation-State and Violence. Berkeley: California Univer. Press, 1987. -408 p.

Hurley J., Morris S., Portelance G. Examining the Debt Implications of the Belt and Road Initiative from a Policy Perspective // Center for Global Development. 2018 // URL: https://www.cgdev.org/sites/default/files/examining-debt-implications-belt-and-road-initiative-policy-perspective.pdf Insurance in Asia: Narrow-minded (2015, June 13) // URL: https://www.economist.

com/leaders/2015/06/11/narrow-minded Joshi R. Why China's influence on Nepal worries India. 2013. May 8 // URL: https://

www.bbc.com/news/world-asia-22365488 Lilit M., Shawn D. New 620-mile railway connects China and Laos // URL: https://edition.

cnn.com/travel/article/china-laos-train-intl-hnk/index.html Murton G., Lord A. Trans-Himalayan power corridors: Infrastructural politics and China's Belt and Road Initiative in Nepal // Political Geography. 2020. Vol. 77 // URL: https://www.academia.edu/40753731/Trans_Himalayan_power_corridors_ Infrastructural_politics_and_Chinas_Belt_and_Road_Initiative_in_Nepal Nepal, Hydropower and Geopolitics: Balancing Interests in the Tibetan Plateau. 2014. December 4 // URL: http://www.futuredirections.org.au/publications/food-and-water-crises/2057-nepal-hydropower-and-geopolitics-balancing-interests-in-the-tibetan- plateau.html Under China's Shadow. Mistreatment of Tibetans in Nepal // Tibetan Bulletin. 2014. Vol. 18. Is. 2. P. 7-9 // URL: https://tibet.net/wp-content/uploads/2014/10/ MAR-APR-14-fnl.pdf

Webb S. Spaces of Capital: Uneven Geographical Development and the Belt and Road Initiative in Laos. The University of Sydney, Department of Political Economy, 2019 // URL: https://www.ppesydney.net/spaces-of-capital-uneven-geographical-development-and-chinas-belt-and-road-initiative/

Статья поступила в редакцию 8 января 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.