Научная статья на тему 'ИНВЕСТИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ'

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демироглу Нияра Бекмухамедовна

Статья посвящена проблеме социального предпринимательства как фактора достижения стабильности деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Проведен обзор научных работ отечественных ученых-экономистов по вопросу социального инвестирования в малом предпринимательстве. Подчеркнута схожесть понятий «социальное инвестирование» и «социальное предпринимательство». Систематизированы источники финансирования социального предпринимательства. Обобщены причины и тенденции финансирования социально значимых проектов. Подчеркнута важная роль развития социального предпринимательства и его государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTING IN SOCIAL ENTREPRENEURSHIP: SIGNS AND FEATURES

The article is devoted to the problem of social entrepreneurship as a factor in achieving stability in the activities of small and medium-sized businesses. The review of scientific works of domestic scientists-economists on the issue of social investment in small business was carried out. The similarity of the concepts of “social investment” and “social entrepreneurship” is emphasized. Sources of financing of social entrepreneurship are systematized. The causes and tendencies of financing socially significant projects are summarized. The important role of the development of social entrepreneurship and state support was emphasized.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_3_1_14 УДК 336.027

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ

Демироглу Нияра Бекмухамедовна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета анализа и аудита, Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова, г. Симферополь, Россия, e-mail: n.demiroglu@kipu-rc.ru

Статья посвящена проблеме социального предпринимательства как фактора достижения стабильности деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Проведен обзор научных работ отечественных ученых-экономистов по вопросу социального инвестирования в малом предпринимательстве. Подчеркнута схожесть понятий «социальное инвестирование» и «социальное предпринимательство». Систематизированы источники финансирования социального предпринимательства. Обобщены причины и тенденции финансирования социально значимых проектов. Подчеркнута важная роль развития социального предпринимательства и его государственной поддержки.

Ключевые слова: инвестирование; социальное предпринимательство; малый бизнес; государственная поддержка; социальная ответственность.

UDC 336.027

INVESTING IN SOCIAL ENTREPRENEURSHIP: SIGNS AND FEATURES

Demiroglu Niyara Bekmukhamedovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit, Crimean Engineering and Pedagogical University. Named after F. Yakubova, Simferopol, Russia, e-mail: n.demiroglu@kipu-rc.ru

The article is devoted to the problem of social entrepreneurship as a factor in achieving stability in the activities of small and medium-sized businesses. The review of scientific works of domestic scientists-economists on the issue of social investment in small business was carried out. The similarity of the concepts of "social investment" and "social entrepreneurship" is emphasized. Sources of financing of social entrepreneurship are systematized. The causes and tendencies of financing socially significant projects are summarized. The important role of the development of social entrepreneurship and state support was emphasized.

Keywords: investment; social entrepreneurship; small business; governmental support; Social responsibility.

Важно понимать, что для достижения устойчивой конкурентоспособности бизнесу необходимо принимать решения, основываясь на согласии между внутренними субъектами организации и внешними субъектами социальной среды, без которой невозможно функционирование ни одного предприятия.

Проблема социального инвестирования анализируются в работах зарубежных и отечественных авторов. Среди последних мож-

но выделить Н. В. Иванову [1], О. А. Ломов-цеву, С. Ю. Соболеву [2], Р. А. Новикову [3], Т. Б. Очирову [4], О. С. Пескову, Т. Б. Бориски-ну [5], Я. С. Тестину, Е. В. Печерицу [6] и др. При этом, несмотря на значительное количество современных исследований, посвященных данной тематике, явление социального инвестирования все еще не получило универсальной, общепринятой трактовки - не выработан единый подход к способам построения, анализа, оценки и управления со-

циальным инвестированием в малом предпринимательстве.

Видение социальных инвестиций О. А. Ло-мовцевой и С. Ю. Соболевой можно сформулировать так: «социальными инвестициями являются вложения материальных, финансовых, интеллектуальных и других активов, осуществляемые государством, предприятиями, общественными организациями, индивидуальными инвесторами в социальную сферу экономики, а также в программы развития персонала, поддержания местного сообщества, улучшения экологии и др., в результате которых происходит трансформация вложений в социальный капитал, приобретающий черты общественного блага и выражающийся в упрочении общественных отношений, улучшении общественной жизни и качества совместной деятельности индивидов» [2].

Р. А. Новикова описывает социальные инвестиции «как разновидность инвестиций, объектом вложений для которых выступает социальная сфера, а целью их реализации является получение не только экономического эффекта (максимизации прибыли), но и обеспечение социального эффекта (создание пользы обществу), что становится приоритетной задачей. Указанная цель достигается в ходе реализации программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия фирмы и повышение уровня жизни различных слоев населения» [3].

О. С. Пескова и Т. Б. Борискина трактуют социальные инвестиции «как форму реализации корпоративной социальной ответственности». В своей работе она упоминает инвестиции, которые направлены на повышение устойчивости бизнеса через повышение качества наемного персонала, на развитие трудового и творческого потенциала граждан [5].

Свое мнение концепции социального инвестирования представляет также и И. В. Беликов: «корпоративная социальная ответственность - это добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций. Социальные инвестиции бизнеса - это материальные, технологические, управленческие и иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по реше-

нию руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон, в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен социальный и экономический эффект» [7].

С. А. Цей в своем исследовании подчерки -вает, что «социальные инвестиции как форма реализации корпоративной социальной ответственности - это инвестиции, направленные на развитие творческого и трудового потенциала людей на основе повышения качества жизни населения посредством формирования и развития социальной и экологической инфраструктуры, с целью повышения устойчивости бизнеса и уменьшения его рисков. Целью социального инвестирования бизнеса является повышение инвестиционной привлекательности компании и региона путем увеличения человеческого капитала и минимизации социальных рисков» [8].

Следующую трактовку социальных инвестиций предлагают в своей работе такие авторы, как Я. С. Тестина, Е. В. Печерица: «социальными инвестициями бизнеса могут быть материальные, технологические, а также управленческие и прочие ресурсы предприятия, которые оно может направить на исполнение каких-либо социальных программ, внутренних или внешних, предварительно согласовав их с руководящим звеном [6].

В работе Т. Б. Очировой можно встретить упоминание внешних социальных инвестиций, которые подразумевают «вложения на улучшение экологической ситуации отдельного города или страны в целом, инвестирование в местные общества и организация добросовестной деловой практики» [4].

Н. В. Иванова определяет корпоративное социальное инвестирование как «предоставление финансовых и нефинансовых ресурсов предприятия для развития социальной инфраструктуры региона или решения внутренних социальных задач коллектива компании» [1].

Таким образом, отметим, что на современном этапе развития человеческой цивилизации явно проявляется тенденция возрастания роли его социальной составляющей. По сути речь идет о переходе к новой концепции экономики, ориентированной прежде всего

на социальную сферу. Однако социализация экономики, основой которой является развитие и эффективное функционирование социального предпринимательства, невозможна без обеспечения надлежащего финансирования данной сферы хозяйственной деятельности.

Исследование практики функционирования социальных предпринимателей позволяет утверждать, что к наиболее серьезным факторам риска, влияющим на его деятельность, относятся: во-первых, выбор оптимального сочетания между обеспечением финансовых результатов деятельности предприятия и созданием социальной ценности для общества; во-вторых, недостаточ-

Основным недостатком перечисленных источников финансирования социального предпринимательства является их фрагментарность и единичность (разовость).

В мировых масштабах последнее время появилось огромное количество новых институтов и инструментов финансирования социального предпринимательства и социально ориентированной деятельности.

Это объясняется несколькими причинами:

- во-первых, значимостью социальной сферы и насущной необходимостью преодоления социального неравенства;

- во-вторых, возникновением качественно новых возможностей для социального инвестирования, направленных на мобилизацию частных экономических ресурсов на поддержку разного рода социальных и экологических проектов;

- в-третьих, мировым экономическим спадом, который провоцирует революционные изменения в сфере благотворительности и

ность финансовых ресурсов и, в частности, сложный процесс привлечения дополнительных финансовых средств.

Социальные предприниматели вынуждены заимствовать денежные средства, необходимые для реализации проектов, у банков и финансовых организаций и возвращать их с процентами, оставаясь практически без прибыли. Кроме привлечения заемных средств непосредственно на финансовом и банковском рынках, можно выделить следующие источники финансирования социального предпринимательства: конкурсы, гранты, прямую помощь государства, государственные заказы, государственную поддержку, поддержку бизнеса (табл. 1).

социального предпринимательства.

В основе необходимости современного изменения подходов к финансированию социально значимых проектов лежат следующие причины и тенденции:

1) появление и использование новых финансовых инструментов для реализации социальных целей (финансирование социального предпринимательства постепенно выходит за рамки грантов и конкурсов, на смену им приходят: займы, разные виды инвестирования, государственные кредитные гарантии и т. д.);

2) формирование институциональных структур, осуществляющих финансирование социального предпринимательства (на смену благотворительным фондам постепенно приходят: социальные биржи, агрегаторы капитала и т. д.);

3) капитал благотворителей расширяет источники пополнения (на смену пожертвованиям крупных компаний и частных лиц (фи -

Таблица 1 - Источники финансирования социального предпринимательства

Источник Сущность

Конкурс Благотворительные фонды и организации (внутри страны) предоставляют беспроцентные займы или прямые инвестиции для реализации отдельных социальных проектов на основе конкурсного отбора

Гранты Зарубежные фонды и благотворительные организации предоставляют индивидуальную финансовую поддержку конкретного социального предпринимателя

Прямая помощь государства Государственные органы как институт развития социального предпринимательства осуществляют деятельность по поддержке средних и малых предприятий, имеющих социальную миссию

Система государственных заказов Государство от своего имени закупает социально значимые товары и услуги у предприятий

Государственная поддержка Предполагает потребительские субсидии на оплату социальных товаров и услуг, безвоз -мездное или на льготных условиях предоставление средств производства социальным предприятиям, введение особого режима налогообложения

лантропов) постепенно приходят государственные и частные специализированные социальные инвестиционные фонды);

4) финансирование социального предпринимательства выходит за рамки исключительно денежного оборота (кроме денежных вливаний социальное предпринимательство требует различных видов помощи: компьютерное обеспечение и оборудование, правовая поддержка, волонтерство и т. д.).

Таким образом, основной задачей обеспечения финансирования социального предпринимательства является поиск способов и механизмов преодоления ограниченности экономических ресурсов для формирования значимых инвестиционных средств, направляемых на решение социальных и экологических проблем.

В результате реализации этой задачи должна сформироваться качественно новая сфера социального инвестирования, отличающаяся от благотворительности следующими аспектами: уровнем диверсификации (широким спектром институтов, инструментов и источников финансирования социального предпринимательства); глобальным подходом (экологические и социальные проблемы имеют планетарные масштабы и должны решаться всем мировым сообществом); полным взаимодействием (решение социальных проблем требует четкой и слаженной деятельности государства, гражданского общества и социального предпринимателя).

Если традиционное инвестирование в социальные проекты опиралось на частных филантропов и благотворительные пожертвования, финансирование новых проектов без оказания дальнейшей поддержки (объектом помощи выступают неправительственные организации; финансирование направлено на увеличение объемных показателей социальной деятельности), то новая парадигма предполагает включение в инвестиционный процесс различных государственных и частных финансовых институтов; инвестиционный капитал рассчитан на финансирование долгосрочного развития; объектом инвестирования может быть любое социальное предприятие или предприниматель; инвестиции направлены на социальное воз-

действие; финансовый подход обеспечивает самофинансирование и устойчивость предприятия. Вполне оправдано, что указанные отличительные особенности не проявляются повсеместно, но их нельзя считать незначительными.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

- во-первых, оценка значимости факторов риска, связанных с деятельностью социального предпринимателя, позволяет утверждать, что к наиболее серьезным относятся: выбор оптимального сочетания между обеспечением финансовых результатов деятельности предприятия и созданием социальной ценности для общества; недостаточность финансовых ресурсов и, в частности, затрудненный процесс привлечения дополнительных финансовых средств;

- во-вторых, выделены основные источники финансирования социального предпринимательства: конкурсы, гранты, прямая помощь государства, госзаказы, государственная поддержка, поддержка бизнеса. Основным недостатком перечисленных источников финансирования социального предпринимательства является их фрагментарность (разовость);

- в-третьих, целями социального инвестирования могут быть: борьба с бедностью и неравенством, решение экологических проблем, улучшение условий жизнедеятельности людей, развитие образования и поддержка социальных лифтов, культурное, интеллектуальное и нравственное развитие гражданского общества и т. д.

На современном этапе развития социального государства общество все больше стремится к поддержке социально значимых проектов, тех предприятий и организаций, которые в своей деятельности преследуют гуманитарные цели, а именно обеспечивают занятость социально уязвимых категорий граждан, способствуют реализации производимой ими продукции, сами производят товары для социально уязвимых групп или осуществляют деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества в целом.

1B

Список литературы_

1. Иванова, Н. В. Социальное инвестирование: обзор зарубежных практик / Н. В. Иванова // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - С. 31-36.

2. Ломовцева, О. А. Методологические аспекты определения сущности и эффективности социальных инвестиций / О. А. Ломовцева, С. Ю. Соболева // Научные ведомости Белгородского государственного университете. - 2009. - № 1 (56). - С. 223-228.

3. Новикова, Р. А. Феномен социальных и социально ответственных инвестиций в концепции социальной ответственности бизнеса / Р. А. Новикова // Культура народов Причерноморья. - 2012. - № 232. - С. 199-202.

4. Очирова, Т. Б. Влияние инвестиций на развитие туризма в Российской Федерации / Т. Б. Очирова // Журнал правовых и экономических исследований. - 2010. - № 2. - С. УЗ-УУ.

б. Пескова, О. С. Развитие процессов социального инвестирования в рамках развития социальной ответственности бизнеса / О. С. Пескова, Т. Б. Борискина // Экономика и управление. Серия: Экономические науки. -2013. - № 4 (101). - С. 114-118.

6. Тестина, Я. С. Социальные инвестиции как форма реализации социальной ответственности / Я. С. Тести-на, Е. В. Печерица // Фундаментальные исследования. - 2016. - № У (часть 1) - С. 185-189.

У Совет директоров в системе корпоративного управления компании / Рос. ин-т директоров (РИД); под общ. ред. И. В. Беликова. - изд. 2, перераб. и доп. - Москва : [Империум Пресс], 2005. - 606 с.

8. Цей, С. А. Социальные инвестиции как форма проявления корпоративной ответственности бизнеса / С. А. Цей. - URL: Социальные инвестиции как форма проявления корпоративной ответственности бизнеса (cyberleninka.ru) (дата обращения: 09.02.2022).

References _

1. Ivanova N.V. Social'noe investirovanie: obzor zarubezhny'x praktik. Grazhdanskoe obshhestvo v Rossii i za rubezhom. 2013. № 3. S. 31-36.

2. Lomovceva O.A., Soboleva S.Yu. M etodologicheskie aspekty' opredeleniya sushhnosti i e'ffektivnosti social'ny'x investicij. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universitete. 2009. № 1 (56). S. 223-228.

3. Novikova R.A. Fenomen social'ny'x i social'no otvetstvenny'x investicij v koncepcii social'noj otvetstvennosti biznesa. Kul'tura narodov Prichernomor'ya. 2012. № 232. S. 199-202.

4. Ochirova T.B. Vliyanie investicij na razvitie turizma v Rossijskoj Federacii. Zhurnal pravovyx i e'konomicheskix issledovanij. 2010. № 2. S. У3-УУ.

5. Peskova O.S., Boriskina T.B. Razvitie processov social'nogo investirovaniya v ramkax razvitiya social'noj otvetstvennosti biznesa. E'konomika i upravlenie. Seriya: E'konomicheskie nauki. 2013. № 4(101). S. 114-118.

6. Testina Ya.S. Social'ny'e investicii kak forma realizacii social'noj otvetstvennosti / Ya.S. Testina, E.V. Pechericza. Fundamental'ny'e issledovaniya. 2016. № У (chast' 1) S. 185 189.

У. Sovet direktorov v sisteme korporativnogo upravleniya kompanii / Ros. in-t direktorov (RID); pod obshh. red. I. V. Belikova. Izd. vtoroe , pererab. i dop. Moskva : [Imperium Press], 2005. 606 s.

8. Cej S.A. Social'ny'e investicii kak forma proyavleniya korporativnoj otvetstvennosti biznesa / S.A. Cej. URL: Social'ny'e investicii kak forma proyavleniya korporativnoj otvetstvennosti biznesa (cyberleninka.ru) (data obrashheniya: 09.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.