Научная статья на тему 'Инвестирование в импортозамещение в сфере производства (строительные материалы)'

Инвестирование в импортозамещение в сфере производства (строительные материалы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / СПЕЦИНВЕСТКОНТРАКТ / ФОНД ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОИЗВОДСТВО / ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД / СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / IMPORT PHASE-OUT / SPECIAL INVESTMENT CONTRACT / FUND OF MANUFACTURING DEVELOPMENT / INVESTMENTS / MANUFACTURE / VENTURE FUND / BUILDING MATERIALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Г.М. Берегова, А.О. Клипин

Рассматривается понятие импортозамещения в условиях сложной геополитической ситуации в мире. Раскрываются проблемы создания фонда промышленного развития и его уязвимости в условиях рыночных отношений. Представлены многочисленные примеры интенсивного развития импортозамещающей стратегии на отечественных предприятиях. Рассматривается возможность и целесообразность замещения некоторых групп импортных продуктов отечественными на примере рынка строительных материалов. Делается вывод, что политика импортозамещения как явление может быть успешно проанализирована на примерах других стран, в которых она применяется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT INTO IMPORT PHASE-OUT IN THE SPHERE OF MANUFACTURE (BUILDING MATERIALS)

In this article we consider the term of import phase-out in the conditions of a difficult geopolitical situation in the world. We reveal the problems which appear during the creation of the fund of productive development and its vulnerability in the conditions of market relations. We presented numerous examples, in which we reveal intensive development of import phase-out strategy at the native factories. We considered the possibility and purposefulness of phase-out of some groups of import goods by the native ones at the example of market of building materials. We make conclusion that politics of import phase-out as phenomenon can be successfully analysed and used at the examples of other countries.

Текст научной работы на тему «Инвестирование в импортозамещение в сфере производства (строительные материалы)»

Рогов Виктор Юрьевич, доктор экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, e-mail: rogovvu@mail.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Baiaskalanova T.A., candidate of economical sciences, associate professor of Department economics and management, e-mail: dama83@mail.ru; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Dabaeva M.Zh., teacher, Department of mathematics, e-mail: miralira@mail.ru, Eastern Siberia State University of Technologies and Management, 40B Kliuchevskaia St., building 1, Republic of Buriatia, Ulan-Ude, 670013.

Kuklina M.V., candidate of economical sciences, Department management of industrial enterprises, e-mail: kuklina-kmv@yandex.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Rogov V.Iu., doctor of economical sciences, professor of Department management of industrial enterprises, e-mail: rogovvu@mail.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 332.1

DOI: 10.21285/2227-2917-2016-2-19-25

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА

(СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ)

© Г.М. Берегова, А.О. Клипин

Рассматривается понятие импортозамещения в условиях сложной геополитической ситуации в мире. Раскрываются проблемы создания фонда промышленного развития и его уязвимости в условиях рыночных отношений. Представлены многочисленные примеры интенсивного развития импортозамещающей стратегии на отечественных предприятиях. Рассматривается возможность и целесообразность замещения некоторых групп импортных продуктов отечественными на примере рынка строительных материалов. Делается вывод, что политика импортозамещения как явление может быть успешно проанализирована на примерах других стран, в которых она применяется.

Ключевые слова: импортозамещение, специнвестконтракт, фонд промышленного развития, инвестиции, производство, венчурный фонд, строительные материалы.

INVESTMENT INTO IMPORT PHASE-OUT IN THE SPHERE OF MANUFACTURE

(BUILDING MATERIALS)

© G.M. Beregova, A.O. Klipin

In this article we consider the term of import phase-out in the conditions of a difficult geopolitical situation in the world. We reveal the problems which appear during the creation of the fund of productive development and its vulnerability in the conditions of market relations. We presented numerous examples, in which we reveal intensive development of import phase-out strategy at the native factories. We considered the possibility and purposefulness of phase-

out of some groups of import goods by the native ones at the example of market of building materials. We make conclusion that politics of import phase-out as phenomenon can be successfully analysed and used at the examples of other countries.

Key words: import phase-out, special investment contract, fund of manufacturing development, investments, manufacture, venture fund, building materials.

Важной составляющей стратегии развития промышленности в Российской Федерации являются процессы импортозамещения. Применительно к любой отрасли промышленности они важны не только в экономическом и технологическом плане, но и как средство обеспечения национальной безопасности, решения социальных проблем. Процесс импортозамещения имеет сложный комплексный характер со своими явно выраженными положительными и отрицательными чертами, о чем свидетельствует опыт таких государств, как Германия, Бельгия, страны Латинской Америки, КНР и Норвегия [7]. В отечественном опыте наблюдалось, что девальвация курса рубля в 1998 году привела к резкому снижению физического объема импорта и последующему росту производства отечественной продукции, что дало начало развитию импортозамещения.

Перед многими исследователями стоит задача изучения процесса импортозамеще-ния. Данную проблему рассматривали в своих трудах зарубежный ученый Кеннет Джозеф Эрроу, который обосновал, что переход России к рыночной экономике и особенно приватизация тяжелой промышленности должны происходить в течение длительного времени под контролем государства [6]. Единственным оправданием «шоковых» реформ он считал желание гарантировать их необратимость, когда происходит совпадение момента девальвации национальной валюты и перехода от трансформационного спада к восстановительному. Среди российских ученых исследованиями в данной области занимались С.Г. Синельников-Мурылев, П.А. Кадочников, С.Н. Четвериков [4, c. 5]. В своих трудах они провели расширенный обзор проблем и моделей, напрямую связанных со спросом на импорт и импортозамещением, а также углубленно занимались теоретическим анализом импортозамещения в условиях переходной экономики. Затем в их работах были более подробно представлены результаты анализа импортозамещения для отдельных товарных групп.

Разработанные методики помогают молодым исследователям, которые работают в области импортозамещения. В них имеется обзор основных подходов к моделированию внешней торговли и анализу спроса на импортные товары, приводится анализ влияния основных факторов, определяющих изменение динамики импорта. Особое внимание стоит уделить тому, что главное значение в анализе импортозамещения имеют модели потребительского спроса и подходы к оценке замещения импортных товаров товарами отечественного производства, а также определение функций спроса на импорт.

Опираясь на полученные фундаментальные знания, наше Правительство использует различные административные рычаги для укрепления экономического механизма в целом. Существуют факты, которые показывают, что государство вносит изменения в законодательные документы и разрабатывает новые принципы экономических отношений.

Следует уделить внимание Фонду развития промышленности (ФРП), образованному в 2014 году на базе существовавшего с 1991 года Российского фонда технологического развития. ФРП создан для укрепления тесных и доверительных отношений между представителями органов исполнительной власти и инвестором, что, в свою очередь, должно мотивировать предпринимателей инвестировать в различные отрасли народного хозяйства.

ФРП имеет свои принципы и условия работы, которые содержат в себе взаимные обязательства сторон при заключении специального контракта - специнвестконтракта. Главное условие заключается в том, что инвестор вкладывает собственные или привлеченные средства в разработанный проект, но сумма денежных средств не может составлять менее 750 млн рублей [5]. Инвестору необходимо достигать оговоренных результатов

и отчитываться о проделанной работе перед представителями соответствующих исполняющих органов. Но представители власти также должны соблюдать ряд обязательств перед инвестором, которые подразумевают:

- осуществление мер стимулирования и обеспечения стабильности на национальном и мировом рынках;

- гарантирование иммунитета к изменениям законодательства и требований к продукции;

- остановку роста налоговой нагрузки в течение времени реализации проекта.

Эта программа была разработана с целью увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях. Важным условием программы является требование размещения производственной площадки реализуемого проекта на территории России.

На сегодняшний день для каждой отрасли выделяются определенные субсидии и дотации со стороны государства. В частности, в сфере строительства и производства строительных материалов. Специнвестконтракт позволяет в полной степени производителям строительных материалов реализовать выпуск различного ассортимента продукции.

По данным Рейтингового агентства строительного комплекса, совокупный импорт строительных материалов, таких как цемент, кирпич и черепица, в 2015 году сократился до 2-3 % от общей потребности. При всем этом собственное отечественное производство кирпича выросло за 2014 год на 20 %, а цемента - сократилось на 1 %. На рынке нерудных материалов доля импорта составляет 5 %. К примеру, в 2015 году для реализации проектов Комитета по строительству города Санкт-Петербурга ведомство закупило 5,24 % импортного оборудования от общего числа на сумму 496 803,3 рубля. В остальных проектах использовалась отечественная продукция.

Но существует и ряд трудностей в настоящее время. Проблемой является использование инженерного оборудования и обеспечения, применяемых при строительстве объектов жилой и коммерческой недвижимости, машин и агрегатов, премиальных отделочных материалов, а также оборудования и линий по производству самих стройматериалов. В сегменте новостроек класса «комфорт» и «эконом» составляющая зарубежной инженерии находится на уровне 10-15 %. В целом доля импортных строительных инструментов и техники - около 30 %.

Особое внимание стоит уделить тому, что доля импортной составляющей достаточно сильно варьируется в зависимости от размеров компании. Зависимость от импорта в области стройматериалов имеет наиболее низкий уровень у крупных предприятий, специализирующихся на капитальном строительстве и прокладке дорожного покрытия. Для сравнения: доля импортного оборудования и автотранспорта в дорожном строительстве превышает 70 %, при электромонтаже и строительстве внутренних инженерных сетей доля импортной составляющей - не менее 44 % [3].

Рассмотренное выше относится к категории крупного бизнеса. Что касается малого и среднего бизнеса, то наблюдается отсутствие эффективных методов его развития. Так, государство вводит меры, которые ухудшают положение малого и среднего бизнеса. Увеличение единого социального налога с 2011 г. наносит удар по инновационному малому предпринимательству. При становлении инновационных компаний деньги в основном тратятся на зарплату: введение единого социального налога резко увеличило их расходы. Внимание государства концентрируется на спасении «лидеров экономики». Однако эффективность антикризисной деятельности ведет к расходам государственного бюджета.

Очевидно, что первые шаги к импортозамещению сделаны, и это подтверждается тем, что прогрессивные технологии и инновационные решения применяются в рассматриваемой сфере.

Однако стоит заметить, что импортозамещение не может возникнуть на пустом месте, поэтому нынешние успехи - это не результаты быстрых проектов, выросших из ничего, а достижения, которые существуют на данный момент.

Отметим, что стоит продолжать содействовать промышленным предприятиям в данной сфере. Государство должно в большей степени освобождать от налогов ту часть прибыли, которая тратится на техническое перевооружение, модернизацию производства, как утверждают участники строительной отрасли. Наиболее необходимы закупки автоматизированных машин по производству сухих смесей, добычи щебня, песка в карьерах, ведь имеющееся оборудование имеет большой коэффициент износа основных средств, а такие агрегаты отечественная промышленность не производит. Одной из проблем для строителей является развитие машиностроения по производству станочного оборудования, строительных машин и механизмов. Существующим производителям на российском рынке следует уделить внимание качеству выпускаемой продукции [5, с. 85].

Как утверждают эксперты, эффект от курса на импортозамещение есть. Помимо прямой поддержки предприятий планируется введение специальных мер, стимулирующих импортозамещение, в том числе и за счет государственных и муниципальных закупок.

На начальном этапе внедрения стратегии следует учитывать следующие факторы:

- нужно формировать новые производства и отрасли, что приведет к возникновению дополнительного спроса на собственное оборудование, сырье, материалы, развивать научные исследования, переходить на мировой уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- необходимо выпускать высокотехнологичную продукцию;

- нужно обеспечить рост отечественного производства, что позволит не только сохранить рабочие места, но и создать новые, совершенствовать подготовку кадров.

Рассматривая данную проблему более глубоко, можно заметить некоторые недостатки - это огромное количество препятствий, возникающих при импортозамещении. К предпосылкам, определяющим проблемы импортозамещения, относят:

- сложность применения инноваций к имеющимся технологиям производства;

- несовершенную систему менеджмента на инновационных предприятиях.

При этом стоит упомянуть недоступность и трудность получения денежных средств от венчурных фондов. Венчурный фонд - это инвестиционный фонд, ориентированный на работу с инновационными предприятиями и проектами. В свою очередь, венчурные фонды осуществляют инвестирование в ценные бумаги или доли предприятий с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли.

В утверждениях многих исследователей этой проблемы отмечается еще одно критическое обстоятельство - это взаимодействие ученого с российской венчурной компанией. Суть проблемы заключается в том, что на этапах развития своей идеи невозможно получить финансовую поддержку для коммерциализации технологии. Взаимосвязь разработчика и венчурной компании сводится: 1) к созданию идеи; 2) получению патента; 3) разработке опытного образца (прототипа); 4) организации производства; 5) продаже готового продукта [1, с. 85].

Основные сложности получения средств возникают на начальном этапе создания промышленного образца и остаются до коммерческой реализации продукта. Сегодня в российском венчурном бизнесе имеются проблемы, которые мешают ему динамично развиваться. Прежде всего, обращает на себя внимание отсутствие налогообложения и адекватной организационно-правовой формы регулирования деятельности фондов прямых и венчурных инвестиций. Не отработана схема взаимодействия разработчиков и инвесторов - здесь имеется много проблем как инфраструктурного характера, так и психологического: например, не секрет, что разработчики плохо представляют структуру расходов на разработку и продвижение продукта на рынке. Как показывает статистика, стоимость разработки даже в развитых странах с очень высоким уровнем оплаты квалифицированного труда редко превышает 25-30 % от общей суммы затрат, еще около трети стоит организация массового производства и примерно столько же - собственно маркетинговые действия по продвижению продукта на рынке и его распределению. В России стоимость разработки обычно ниже, а расходы на организацию массового производства, в связи с изношенно-

стью производственных линий и необходимостью приобретать почти 100 % требуемого оборудования, выше, равно как выше и доля расходов на продвижение на рынке готовой продукции. В отношении правового регулирования венчурной деятельности также наблюдается отсутствие специализированных нормативных актов. Само правовое определение термина «венчурный» является размытым [2, с. 165]. Требует дальнейшей проработки вопрос льготного механизма финансирования венчурной деятельности.

Авторами предлагается учитывать и использовать мировой опыт и возможности сотрудничества с соответствующими международными организациями и программами. Это позволит формировать национальную систему, сочетающуюся по организационным, экономическим и правовым механизмам с зарубежной практикой, что упростит привлечение в Россию зарубежных венчурных инвесторов.

Также вышеописанное говорит о проблемах, с которыми сталкиваются ученые и корпорации именно в провинциях и отдаленных субъектах Российской Федерации. Правильная систематизация и интеграция столицы с регионами приведет к успешности научной деятельности во всей стране, тем самым повышая вероятность эффективного выполнения государственной программы, касающейся вопроса импортозамещения.

Если говорить о субъектах РФ, то, в частности, хотелось бы выделить Иркутскую область, которая во второй половине XX века развивалась высокими темпами и в которой расширялась инфраструктура территорий. Так, отлично скоординированная работа основного и вспомогательного административно-управленческого персонала позволила достигнуть высоких производственных и технологических показателей, тем самым укрепляя экономику региона.

Совершив короткий экскурс по процессам импортозамещения, можно сказать, что развитие промышленной инфраструктуры приостановилось и не дает высоких результатов по сравнению с предыдущим промежутком времени. Количество разного рода комплексов, фабрик, заводов сократилось в несколько раз, что приводит к пагубным последствиям для экономического развития региона.

Следует предпринять меры, направленные на то, чтобы региональные органы власти и предприниматели не были пассивными наблюдателями в реализации политики им-портозамещения. Процесс импортозамещения должен изначально формироваться на уровне регионов, субъектов РФ, что позволит оперативно определять перспективные направления концентрации региональных сырьевых, финансовых, интеллектуальных ресурсов для организации производства импортозамещающей продукции. Региональные органы власти могут создавать благоприятные условия и соответствующую инфраструктуру для сотрудничества компаний с целью рационального использования установленных мощностей и имеющихся ресурсов. То есть необходима модель роста промышленного импортозамещения и модели, базирующиеся на активизации спроса посредством государственных заказов, инвестиций и субсидий, стимулирования частных компаний методами снижения налоговой нагрузки, финансирования на условиях государственно-частного партнерства объектов инфраструктуры, создания технологических парков и кластеров и т.п. [8].

Региональная власть играет координирующую роль при организации процессов импортозамещения на нижней ступени. Потребуется также быстрый маневр при проведении сложившейся региональной промышленной политики, которая, наряду с развитием экспортно ориентированных производств, потребует и быстрого развертывания импортозамещающих производств, ориентированных на отечественный потребительский платежеспособный спрос. Вместе с тем необходима координация региональной политики им-портозамещения с федеральной с постоянным их взаимодействием.

Следует также продолжать развивать систему экспертиз и целый набор сервисных услуг. Это касается, прежде всего, информационного, юридического и бухгалтерского сопровождения.

В регионах Российской Федерации необходимо создавать посевные и стартовые фонды, предоставляющие финансовую поддержку малым технологическим предприятиям на ранних стадиях развития. Источниками наполнения таких фондов могут стать средства, которые будут возвращаться государству при его выходе из ранее созданных венчурных фондов путем продажи принадлежащих ему пакетов акций. Порядок формирования и функционирования таких фондов, особенно в отношении использования государственных ресурсов, необходимо утвердить постановлением Правительства.

Многие замечают ряд недостатков развития импортозамещения и невозможность полностью преодолеть этот рубеж в крупном и малом бизнесе. Но если погрузиться в проблему полностью, то, конечно же, в долгосрочной перспективе (порядка десятилетий) можно разработать более плодотворные механизмы. Это хорошо заметно на примере стран Латинской Америки и Норвегии, опыт которых показывает положительные стороны импортозамещения и которые имеют действительно работающую экономическую систему.

Таким образом, сделано множество выводов и упорядочено огромное количество убеждений, на основе которых можно утверждать, что наличие импортозамещения в народном хозяйстве любой страны вносит огромный вклад в экономический рост и повышение валового внутреннего продукта.

Статья поступила 11.04.2016 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Берегова Г.М., Клипин А.О. К вопросу стратегии импортозамещения в России в современных условиях // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 1-1 (59). С. 85-88.

2. Берегова Г.М., Милова Ю.Ю. Влияние высших учебных заведений на формирование инновационной системы региона // Вестник ИрГТУ. 2015. № 9 (104). С. 165-170.

3. Импортозамещение в строительстве и производстве строительных материалов [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://importnet.ru/analitika-stroitelstvo (07.04.2016).

4. Кадочников П.А. Анализ импортозамещения в России после кризиса 1998 года. М.: ИЭПП № 95, 2006. 148 с.

5. Программы Фонда Развития Промышленности (ФРП) [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://frprf.ru/zaymy/#s 10 (10.04.2016).

6. Crane K., Goldthau A., Toman M. Imported oil and U.S. national security. Santa Monica: Rand corporation, 2009. 127 p.

7. Giordano P., Michalczewsky K., Ramos A. Latin American trade trend estimates // Inter-American Development Bank. New York, 2015. P. 18.

8. Hawk J. Victory of import substitution: Russia begins to export meat to the EU [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://www.fort-russ.com/2015/03/victory-for-import-substitution-russia.html (01.04.2016).

REFERENCES

1. Beregova G.M., Klipin A.O. K voprosu strategii importozameshcheniya v Rossii v sovremennykh usloviyakh [To the question of import phase-out strategy in Russia in modern conditions]. Novaya nauka: Opyt, traditsii, innovatsii - New science: Experience, traditions, innovations, 2016, no. 1-1 (59), pp. 85-88 (in Russian).

2. Beregova G.M., Milova Yu.Yu. Vliyanie vysshikh uchebnykh zavedenii na formiro-vanie innovatsionnoi sistemy regiona [Effect of higher education institutions on regional innovation system formation]. Vestnik IrGTU - Proceedings of ISTU, 2015, no. 9 (104), pp. 165-170 (in Russian).

3. Importozameshchenie v stroitel'stve i proizvodstve stroitel'nykh materialov [Import phase-out in development and manufacture of building materials]. 2015. Available at: http://importnet.ru/analitika-stroitelstvo (accessed 07.04.2016).

4. Kadochnikov P.A. Analiz importozameshcheniya v Rossii posle krizisa 1998 goda [Analyses of import phase-out in Russia after crisis of 1998]. Moscow, IEPP № 95 Publ., 2006. 148 p.

5. Programmy Fonda Razvitiya Promyshlennosti (FRP) [Program of Manufacture Development Fund (MDF)]. 2016. Available at: http://frprf.ru/zaymy/#s10 (accessed 10.04.2016).

6. Crane K., Goldthau A., Toman M. Imported oil and U.S. national security. Santa Monica, Rand corporation, 2009. 127 p.

7. Giordano P., Michalczewsky K., Ramos A. Latin American trade trend estimates. Inter-American Development Bank. New York, 2015. P. 18.

8. Hawk J. Victory of import substitution: Russia begins to export meat to the EU. 2015. Available at: http://www.fort-russ.com/2015/03/victory-for-import-substitution-russia.html (accessed 01.04.2016).

Информация об авторах

Берегова Галина Михайловна, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и менеджмента, e-mail: gmberegova@mail.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Клипин Алексей Олегович, аспирант кафедры экономики и менеджмента, е-mail: alek7ey09@gmail.com, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Beregova G.M., candidate of economical sciences, professor, Head of the Department of Economics and Management, е-mail: gmberegova@mail.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Klipin A. O., post-graduate student of the Department of Economics and Management, e -mail: alek7ey09@gmail.com, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 338.2

DOI: 10.21285/2227-2917-2016-2-25-33

УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ МЕНЕДЖЕРА: ИНВЕСТИЦИИ В УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

© Л.А. Богунов

Определены аспекты содержания объектного экономического мышления менеджера, в качестве инициирующего, формирующего и развивающего агента которого выступает сам менеджер. Объектное экономическое мышление рассматривается как система понятий, образов, действий, связей и отношений между ними, которые отражают экономическую действительность и которые могут выступать в форме так называемых динамических стереотипов. В связи с этим объектное экономическое мышление определяется как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.