Научная статья на тему 'Инвестирование пенсионных накоплений управляющими компаниями'

Инвестирование пенсионных накоплений управляющими компаниями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нейф Н.М., Богапова М.Р.

В рамках пенсионной реформы, которая проводится с 2002 г., накопительная часть единственный элемент формирующейся трудовой пенсии граждан, представленный реальными деньгами. Важность проблемы инвестирования состоит в том, чтобы не только сохранить покупательскую способность денег, но и обеспечить их дальнейший рост. Изучению этого аспекта посвящена предлагаемая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестирование пенсионных накоплений управляющими компаниями»

9(147) - 2013

Вопросы экономики

УДК 36 + 336

ИНВЕСТИРОВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ УПРАВЛЯЮЩИМИ КОМПАНИЯМИ

Н. М. НЕЙФ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: neifnm@mail. ru

М. Р. БОГАПОВА,

студентка экономического факультета E-mail: Bogapova-Marina@rambler. ru Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им. П. А. Столыпина

В рамках пенсионной реформы, которая проводится с 2002 г, накопительная часть - единственный элемент формирующейся трудовой пенсии граждан, представленный реальными деньгами. Важность проблемы инвестирования состоит в том, чтобы не только сохранить покупательскую способность денег, но и обеспечить их дальнейший рост. Изучению этого аспекта посвящена предлагаемая статья.

Ключевые слова: накопительная часть пенсии, инвестирование, управляющая компания, негосударственный пенсионный фонд.

Особую актуальность эффективное решение проблемы материального обеспечения пожилых людей приобретает в период радикальной экономической реформы, начавшейся в России в конце прошлого столетия. С тех пор произошли существенные институциональные изменения, сопровождающиеся резким падением уровня жизни всех пенсионеров и других категорий граждан, которые находились «под гарантией государства» и непосредственно зависели от стабильности экономики.

За последние 10 лет реформирование пенсионной системы превратилось в перманентный

процесс, который с несомненностью показал, что латанием дыр и внесением отдельных усовершенствований всех проблем не решить и потребуется новая полноценная реформа пенсионной системы.

Пенсионная система, бесспорно, требует совершенствования. Ряд предположений, положенных в основу реформы 2002 г., так и не реализован. В настоящее время существует немало проблем, требующих внимания. Это и дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), и снижение коэффициента замещения, и маленькие размеры пенсий.

В мировой практике преобладают две гипотетические модели построения пенсионных систем: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).

В последнее десятилетие очевидность доминирования распределительной модели поставлена под сомнение практически всюду. Во многих странах в большей или меньшей степени используется иная модель построения пенсионной системы - накопительная, которая в большей степени соответствует принципам рыночного хозяйства, чем распределительная.

Противоречия старой пенсионной модели свидетельствуют о том, что она находилась на грани

кризиса, из которого ее, основываясь на косметических изменениях старого пенсионного законодательства, нельзя было вывести. Речь могла идти только о замене старой модели на новую, которая была бы свободна от недостатков предшественницы и позволяла бы решать насущные задачи, обеспечив сохранность и защищенность прав пенсионеров.

Мировой опыт, подтвержденный практикой, подсказал путь решения проблемы: формирование многоуровневой пенсионной системы, которая наиболее широко применяется в зарубежной практике развитых стран [9].

Введение накопительной составляющей позволяет решить проблемы, которые накопились за время существования распределительной системы финансирования пенсий.

Поскольку пенсионные резервы представляют собой совокупность средств, образующихся из уплаченных за весь страховой период обязательных взносов и начисленного инвестиционного дохода, важнейшим вопросом является правильное использование этих сумм [3, 6].

Целью инвестирования пенсионных резервов является обеспечение прав граждан на прирост накопленной части пенсии. Поэтому формируемые активы должны обеспечить нормальный доход и быть в достаточной степени ликвидными, защищенными от рисков обесценения. Кроме того, должно быть уделено особое внимание контролю и надзору за деятельностью участников инвестиционного процесса.

Инвестирование пенсионных резервов должно обеспечить максимальную прозрачность и подконтрольность финансовых потоков, надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность. Эффективность инвестиционной деятельности при размещении пенсионных накоплений определяется двумя факторами: увеличением размера пенсионных резервов путем получения процентов дивидендов, роста рыночной стоимости ценных бумаг и т. д., и ростом реального наполнения пенсий, т. е. покупательной способности денег на момент выплат в сравнении с моментом времени, когда производились пенсионные взносы.

С введением накопительного элемента важной задачей при использовании пенсионных накоплений стало создание надежной системы управления всем инвестиционным процессом, включающей в себя управление средствами, обеспечение их сохранности и контроль за их использованием.

Поскольку основной задачей при инвестировании пенсионных резервов является обеспечение доходности вложений и их надежности или минимизация рисков, вложения должны строиться на принципах диверсификации инвестиционного портфеля, высокой ликвидности инвестиционных инструментов и установления жестких рамок на классы активов, а также лимита инвестирования, что представляется особенно важным в странах, рынки которых отличаются неустойчивостью. Вместе с тем для ограничения влияния негативных факторов при размещении средств пенсионных накоплений, а также для получения оптимальной доходности необходимо регулировать инвестиционный процесс рыночными механизмами [4, 5].

Особая роль в инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии принадлежит управляющим компаниям (УК), которые осуществляют доверительное управление пенсионными накоплениями, инвестируя их в ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Эта деятельность регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 22.01.2003 № 34 «О назначении банка Внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанка) государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений» [1, 6].

Инвестирование средств накопительной части трудовой пенсии осуществляется Внешэкономбанком и частными управляющими компаниями. Средства накопительной части трудовой пенсии «молчунов» - граждан, не сделавших никакого выбора, инвестируются государственной управляющей компанией (ГУК). Она предлагает на выбор два инвестиционных портфеля - расширенный и портфель государственных ценных бумаг, инвестирование средств по которому проводится только в государственные ценные бумаги и депозиты. Граждане для инвестирования накопительной части своей трудовой пенсии могут выбрать частную управляющую компанию, которая допущена к данной деятельности государством [2, 5].

Для обеспечения сохранности и доходности инвестируемых пенсионных накоплений федеральными законами установлены жесткие ограничения. Законодательство регламентирует перечень инструментов, в которые могут быть инвестирова-

ны средства пенсионных накоплений и резервов. Существуют и другие ограничения, в частности по максимально допустимым долям эмитентов и каждого из инструментов в портфеле. Но, как показала практика, ни одна из этих мер не способствует обеспечению сохранности средств, тем более не позволяет уберечь их от обесценивания [7, с. 55-65].

Чтобы выяснить отношение жителей Ульяновской области к управляющим компаниям, инвестирующим пенсионные накопления, и определить эффективность вложения средств, авторами было проведено анкетирование 500 респондентов. В качестве основных характеристик учитывались место жительства и возраст участников - жителей Чер-даклинского и Николаевского районов Ульяновской области в возрасте от 35 до 45 лет. Это граждане, находящиеся в активном возрасте, их будущая трудовая пенсия имеет накопительную составляющую, следовательно, они мотивированы к ее росту.

Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод: 66,8 % респондентов считают, что участие в инвестировании пенсионных накоплений приведет к потере денежных средств, а не к их приращению. А ведь главной целью вложения средств пенсионных накоплений является их прирост. 91,6 % респондентов доверили накопительную часть своей пенсии ПФР (рис. 1).

87,4 % респондентов не выбрали управляющего для размещения накопительной части своей пенсии, соответственно, пенсионными накоплениями этих граждан управляет Внешэкономбанк (ВЭБ). 66,7 % считают инвестирование пенсионных накоплений неэффективным, поскольку доходность оказалась равной нулю или вовсе отрицательной (рис. 2).

Отметим, что, по данным на начало 2012 г., ВЭБу удалось скопить более 1,3 трлн руб. пенсионных денег. Однако накопления будущих пенсио-

■ Пенсионный фонд России

□ Негосударственный пенсионный фонд

Рис. 1. Кому граждане доверили свои пенсионные накопления, %

□ Достаточно эффективно, цоходсп инвестирования превышает гемп инфляции

■ Неэффективно, доходность 01 инвестирования равна нулюили отрицательна

Рис. 2. Оценка респондентами инвестирования пенсионных накоплений, %

неров продолжают страдать от инфляции. Потери Внешэкономбанка в 2011 г. не так значительны, как в 2010 г., когда рост цен стоил будущим пенсионерам приблизительно 1,18 % накоплений. Однако 2011 г. выдался более удачным только благодаря пониженному уровню инфляции в 6,1 %.

Лишь 8,4 % респондентов считают, что лучше доверить свои пенсионные накопления частным управляющим компаниям. Соответственно, 91,6 % доверяют свои накопления государственной управляющей компании - Внешэкономбанку.

Не участвуют в программе софинансирования пенсии 83,4 % респондентов, аргументируя это отсутствием лишних денег или недоверием программе. Результаты всех программ софинансирования до сих пор незначительны.

В добровольном пенсионном страховании участвуют немногим более 6 млн россиян. Это в основном работники крупнейших естественных монополий и государственных корпораций с заработной платой, кратно превышающей среднюю по экономике.

Ответить на вопрос, эффективны ли существующие ограничения для управляющих компаний относительно состава и структуры объектов инвестирования пенсионных накоплений, затруднились 75 % участников анкетирования. 16,6 % считают, что эти ограничения вполне эффективны (рис. 3).

По мнению 87,6 % респондентов, негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и управляющие компании должны нести солидарную ответственность за результаты инвестирования пенсионных накоплений.

Действующее требование к имуществу для обеспечения уставной деятельности негосударственных пенсионных фондов не в состоянии обеспечить возмещения возможных убытков. Так считают 50 % респондентов. И это действительно так. Если НПФ обяжут компенсировать убытки, средств для

Рис. 3. Процентное распределение ответов на вопрос: эффективны ли существующие ограничения для управляющих компаний относительно состава и структуры объектов инвестирования пенсионных накоплений?

этого у них нет, а размер имущества для обеспечения уставной деятельности зачастую несоизмерим с размером обязательств. 41,6 % затруднились с ответом на этот вопрос.

В апреле 2012 г. Правительство РФ предложило создать компенсационный фонд для пенсионных накоплений. Страховать денежные средства предполагается не только от рыночных рисков, но и на случай любого уменьшения средств на счете. Минэкономразвития России подготовило законопроект о создании этого фонда. Ожидается, что его администратором выступит Агентство по страхованию вкладов. 45,8 % респондентов полагают, что создание этого фонда не повысит стабильности управления пенсионными средствами. 33,4 % затруднились ответить на этот вопрос, а 20,8 % считают, что эта мера повысит стабильность управления пенсионными накоплениями (рис. 4).

В законопроекте, внесенном в парламент в апреле 2012 г., предлагалось расширить перечень инструментов для инвестирования пенсионных на-

45.8

1 к 33.4

i Г 1 1 i i

Á i 1 1 1 i

w Л W я W У

Да, повысит Нет, Затрудняюсь

НС ПОВЫСИТ 01 ВС1 и i ь

Рис. 4. Отношение респондентов к созданию

компенсационного фонда для пенсионных накоплений, %

коплений, дав возможность направлять эти средства в драгоценные металлы, в частности золото, серебро, платину и палладий. 70,8 % участвовавших в анкетировании считают, что это не окажет существенного влияния на доходность от вложений. 29,2 % положительно отнеслись к такому предложению, посчитав, что это позволит повысить стабильность управления накопительной частью пенсии граждан.

Правительство готово разрешить негосударственным пенсионным фондам вкладываться в российские паевые инвестиционные фонды (ПИФы), деривативы и депозитарные расписки. У 54,2 % респондентов возникли затруднения с ответом на вопрос, позволит ли это увеличить доходность; 41,8 % считают идею не совсем удачной, поскольку это увеличит риск потери инвестиций; 4,2 %, напротив, думают, что эта мера увеличит доходность вложений (рис. 5).

По результатам опроса для визуального представления данных авторы использовали нейросете-вой метод - самоорганизующиеся карты Кохонена. Главное их преимущество - способность «проецировать» многомерные пространства на двумерное.

Важной особенностью карт Кохонена является то, что объекты с похожими по всем компонентам характеристиками располагаются рядом, образуя кластеры. Они применяются обычно при визуализации данных, чтобы человек смог увидеть наличие или отсутствие кластерной структуры в данных, число кластеров, законы совместного распределения признаков, зависимости между переменными.

Кластерный анализ методом построения самоорганизующихся карт Кохонена был проведен с помощью аналитической платформы Deductor, в результате которого были выделены четыре группы

Рис. 5. Отношение респондентов к предложению правительства разрешить НПФ вкладываться в ПИФы, деривативы, депозитарные расписки, %

7х"

39

трудоспособного населения с различным отношением к системе инвестирования пенсионных накоплений. В итоге сделаны следующие выводы.

Кластер, состоящий из 156 респондентов (т. е. 31,2 %), включает в основном население среднего возраста и ниже среднего по всей совокупности. Средний возраст этой группы, как и всех остальных, - 40 лет.

Большинство респондентов кластера считают, что не стоит вообще участвовать в программе инвестирования пенсионных накоплений, не выбрали управляющего для размещения накопительной части своей пенсии и не участвуют в программе государственного софинансирования пенсий. Они доверили свои пенсионные накопления Пенсионному фонду Российской Федерации, а выбрали в качестве управляющей компании государственную, т. е. Внешэкономбанк, но при этом оценили эффективность от инвестирования как отрицательную.

Большинство респондентов затруднились ответить на вопрос, эффективны ли существующие ограничения для управляющих компаний относительно состава и структуры объектов инвестирования пенсионных накоплений. Это говорит о том, что опрашиваемые даже не знают о существующих ограничениях.

Большинство участников на вопрос о том, должны ли НПФ и управляющие компании нести солидарную ответственность за результаты инвестирования пенсионных накоплений, ответили, что эта мера необязательна, и немногие считают, что НПФ и УК не должны нести солидарной ответственности.

Мнения респондентов о том, в состоянии ли действующее требование к имуществу для обеспечения уставной деятельности НПФ обеспечить возмещение возможных убытков, разделились пополам: одни думают, что не в состоянии, другие затруднились ответить.

На вопрос о намерении Правительства РФ создать компенсационный фонд для пенсионных накоплений, который позволит повысить стабильность управления средствами, большинство участников ответили отрицательно, у многих возникли затруднения с ответом.

Львиная доля респондентов считают, что расширение перечня инструментов для инвестирования пенсионных накоплений, дающее возможность направлять пенсионные деньги в драгоценные металлы, не окажет существенного влияния на доходность от инвестирования.

Если говорить о намерении Правительства РФ разрешить НПФ вкладываться в российские ПИФы, деривативы и депозитарные расписки, то большинство затруднились ответить на этот вопрос, а многие полагают, что эта идея не совсем удачна, поскольку повысит риск потери инвестиций.

Кластер, состоящий из 74 респондентов (14,8 %), включает в себя в основном население среднего возраста по всей совокупности. Практически все участники этой группы считают, что стоит участвовать в программе инвестирования пенсионных накоплений, поскольку это повысит размер будущей пенсии; не выбрали управляющего для размещения накопительной части пенсии и не участвуют в программе государственного софинан-сирования пенсии. Они доверили свои пенсионные накопления Пенсионному фонду Российской Федерации, а в качестве управляющей компании выбрали государственную, т. е. Внешэкономбанк.

Респонденты, вошедшие в этот кластер, оценили эффективность от инвестирования как положительную, т. е. доход от инвестирования их пенсионных денег превысил темп инфляции.

Большинство затруднились ответить на вопрос о том, эффективны ли существующие ограничения для управляющих компаний относительно состава и структуры объектов инвестирования пенсионных накоплений. На основании этого можно сделать вывод о незнании опрашиваемыми существующих ограничений в деятельности управляющих компаний.

Практически все респонденты на вопрос о том, должны ли НПФ и управляющие компании нести солидарную ответственность за результаты инвестирования пенсионных накоплений, ответили, что эта мера обязательна. Участники разошлись во мнениях при ответе на вопрос о том, в состоянии ли действующее требование к имуществу для обеспечения уставной деятельности НПФ обеспечить возмещение возможных убытков. Большинство затруднились ответить, а остальные считают, что за счет имущества НПФ покрыть убытки не представляется возможным.

На вопрос о намерении Правительства РФ создать компенсационный фонд для пенсионных накоплений, который позволит повысить стабильность управления пенсионными средствами, большинство респондентов ответили отрицательно, но многие в противовес им посчитали, что создание такого фонда повысит стабильность управления пенсионными деньгами.

Большая часть участников считают, что расширение перечня инструментов для инвестирования пенсионных накоплений, дающее возможность направлять пенсионные деньги в драгоценные металлы, не окажет существенного влияния на доходность от инвестирования. Что касается намерения Правительства РФ разрешить НПФ вкладываться в российские ПИФы, деривативы и депозитарные расписки, то практически все респонденты затруднились ответить на данный вопрос.

Кластер, состоящий из 56 респондентов (11,2 %), включает в основном население среднего возраста по всей совокупности. Практически все участники этой группы считают, что в программе инвестирования пенсионных накоплений нужно участвовать, поскольку это позволит увеличить размер будущей пенсии.

Все респонденты выбрали управляющего для накопительной части своей пенсии (кстати, это сделали только в данном кластере), но при этом не участвуют в программе государственного софинан-сирования пенсий. Они доверили пенсионные накопления Пенсионному фонду Российской Федерации, а в качестве управляющей компании большинство выбрали ОАО «Сбербанк России» и лишь небольшая часть - ООО «Росгосстрах». При этом респонденты оценили эффективность от инвестирования как положительную, т. е. доход от инвестирования пенсионных денег превысил темп инфляции.

У большинства участников этой группы возникли затруднения с ответом на вопрос о том, эффективны ли существующие ограничения для управляющих компаний относительно состава и структуры объектов инвестирования пенсионных накоплений. На основании этого можно сделать вывод о незнании опрашиваемыми ограничений в деятельности управляющих компаний.

Практически все респонденты на вопрос о том, должны ли НПФ и управляющие компании нести солидарную ответственность за результаты инвестирования средств пенсионных накоплений, ответили, что эта мера обязательна. Большинство опрошенных на вопрос о том, в состоянии ли действующее требование к имуществу для обеспечения уставной деятельности НПФ обеспечить возмещение возможных убытков, ответили, что не в состоянии, другие затруднились ответить на этот вопрос.

На вопрос о намерении Правительства РФ создать компенсационный фонд для пенсионных накоплений, который позволит повысить стабиль-

ность управления пенсионными средствами, мнения разделились.

Расширение перечня инструментов для инвестирования пенсионных накоплений, дающее возможность направлять пенсионные деньги в драгоценные металлы, не окажет существенного влияния на доходность от инвестирования - так считают большинство респондентов кластера. У всех ответивших вопрос насчет предложения Правительства РФ разрешить НПФ вкладываться в российские ПИФы, деривативы и депозитарные расписки вызвал затруднения. Лишь небольшая часть посчитали, что эта мера позволит увеличить доходность от инвестирования пенсионных накоплений.

Кластер, состоящий из 214 респондентов (42,8 %), включает в себя в основном население среднего возраста по всей совокупности. Большая часть опрошенных этой группы считают, что в программе инвестирования пенсионных накоплений участвовать не стоит, поскольку можно потерять свои пенсионные накопления. Почти все не выбрали управляющего для размещения накопительной части своей пенсии. Примерно половина участвуют в программе софинансирования, а вторая половина не участвует по разным причинам (одна из основных указанных причин - нет свободных денег).

Практически все доверили свои пенсионные накопления Пенсионному фонду Российской Федерации, а в качестве управляющей компании многие выбрали Внешэкономбанк. Большинство оценили эффективность от инвестирования пенсионных накоплений как отрицательную. У большинства респондентов возникли затруднения с ответом на вопрос о том, эффективны ли существующие ограничения для управляющих компаний относительно состава и структуры объектов инвестирования пенсионных накоплений.

Все участники кластера на вопрос, должны ли НПФ и управляющие компании нести солидарную ответственность за результаты инвестирования средств пенсионных накоплений, ответили, что эта мера является обязательной. Большинство на вопрос о том, в состоянии ли действующее требование к имуществу для обеспечения уставной деятельности НПФ обеспечить возмещение возможных убытков, ответили, что не в состоянии, а часть респондентов затруднились ответить.

На вопрос о намерении Правительства РФ создать компенсационный фонд для пенсионных накоплений, который позволит повысить стабильность управле-

ния пенсионными средствами, часть опрошенных ответили положительно. Что касается расширения перечня инструментов для инвестирования пенсионных накоплений, дающего возможность направлять пенсионные деньги в драгоценные металлы, мнения разделились надвое. Предложение Правительства РФ разрешить НПФ вкладываться в российские ПИФы, деривативы и депозитарные расписки все участники кластера посчитали неудачной идеей.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) уровень пенсионной грамотности жителей Ульяновской области довольно низкий;

2) население региона не интересуется пенсионной реформой, соответственно, жители области не знают об изменениях, происходящих в пенсионной системе страны;

3) большинство (как правило, «молчуны») доверили свои пенсионные деньги Пенсионному фонду Российской Федерации (91,6 %), а в качестве УК выбрали Внешэкономбанк. Частным УК доверяют лишь 8,4 % респондентов. Отметим, что и в целом по России уровень

осведомленности населения об изменениях в пенсионной системе невысок. Об этом свидетельствуют результаты проведенного фондом «Общественное мнение» 20-21 октября 2012 г. опроса 1 500 респондентов в 100 населенных пунктах 43 регионов страны.

Например, 9 % опрошенных понятия не имеют, где находится обязательная накопительная часть их пенсии. 48 % ответили, что она в ПФР. Еще 16 % сказали, что она - в негосударственном пенсионном фонде. У 10 %, по их мнению, вовсе нет накопительной части пенсии, а 8 % не знают, есть она у них или нет. Еще 10 % вообще не смогли дать ответа на этот вопрос.

Больше половины (56 %) опрошенных не смогли ответить, нужна ли вообще обязательная накопительная часть пенсии или ее следует отменить. Еще 33 % к идее отмены накопительной части пенсии относятся отрицательно и 11 % - положительно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению авторов, необходимо проводить дни пенсионной грамотности не только среди школьников и студентов, но и среди взрослого населения для повышения социальной грамотности, включая информирование о возможностях формирования достойного уровня будущей пенсии.

Третий год действует федеральная программа ПФР по повышению пенсионной грамотности,

старт которой был дан 27 сентября 2011 г., когда день пенсионной грамотности одновременно прошел более чем в 9 500 населенных пунктах всех регионов России. Тогда же в территориальных подразделениях всех отделений Пенсионного фонда Российской Федерации состоялся день открытых дверей, было презентовано первое издание учебника «Все о пенсии: для учебы и жизни».

Информационно-разъяснительную кампанию повышения пенсионной и социальной грамотности взрослого населения изучаемого региона нужно проводить силами сотрудников управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области. Они должны донести до людей базовые знания пенсионного законодательства, рассказать о способах увеличения будущей пенсии, в том числе об участии в программе софинансиро-вания пенсии.

В 2012 г. вышло второе издание пособия, которое было подготовлено с учетом произошедших изменений в законодательстве. Авторы полагают, что такой учебник должен выпускаться большим тиражом и доходить до всех интересующихся изменениями в пенсионной системе России.

Несомненно, вопросы дальнейшего совершенствования системы инвестирования пенсионных накоплений являются актуальными. Но нельзя не заметить, что пенсионная система нашей страны постепенно движется в сторону расширения набора инструментов для инвестирования пенсионных накоплений, что связано с развитием фондового рынка и его возможностей.

По мнению авторов, другим важным направлением дальнейшего совершенствования инвестирования пенсионных резервов является переход от количественных методов регулирования состава и структуры инвестиционного портфеля НПФ к регулированию по принципу разумного инвестора, что позволит адекватно реагировать на рыночные вызовы, сохраняя прозрачность и надежность инвестиций.

Одним из ключевых отличий управления на основе применения правила разумного инвестора от управления по методу количественных ограничений является уровень принятия решения о распределении по классам активов. Это особенно важно, поскольку именно на этом уровне определяются 90 % инвестиционных результатов, что подтверждено множеством исследований. В этом смысле правило разумного инвестора гораздо предпочтительнее, так

как при его использовании решение о распределении активов принимается фондом в зависимости от его инвестиционных целей и ограничений и только затем прописывается в инвестиционной декларации [8, с. 54].

К принципам правила разумного инвестора, которые могут позволить существенно сократить некоторые риски при инвестировании пенсионных средств, относятся следующие.

1. Управление по обязательствам, которое предусматривает формирование структуры портфеля, обеспечивающего сохранность активов относительно обязательств. Это позволяет минимизировать риски процентных ставок, а также максимально сблизить параметры обязательств и активов, чтобы негативный эффект указанных рисков был минимальным. Повышается прогнозируемость финансового результата.

2. Использование производных финансовых инструментов. Этот принцип подразумевает оценку активов в контексте портфеля. Главным при этом является вопрос: как включение актива в портфель отразится на всем портфеле? По правилу актив сам по себе не может быть хорошим или плохим, высоко- или низкорискованным. Все решения принимаются в контексте портфеля.

3. Ограничение уровня риска инвестиционного портфеля в зависимости от возраста участника. Помимо соответствия активов обязательствам и использования деривативов для хеджирования при управлении пенсионными деньгами правилом разумного инвестора признается необходимость того, что ключевые решения о распределении по классам активов принимаются на уровне фонда исходя из его обязательств.

Участники молодого и предпенсионного возрастов и пенсионеры вынуждены владеть одинаковыми портфелями, что не оптимально и для тех, и для других, поскольку первые предпочли бы порт-

фели, использующие премии за риск и ликвидность, а вторые - портфели с меньшим риском и большей ликвидностью.

Подход с позиции правила разумного инвестора позволяет перейти от ограничения направлений и объемов инвестирования средств пенсионных резервов к ограничению уровня риска инвестиционного портфеля в зависимости от возраста участника пенсионного плана [8].

Список литературы

1. ВЭБ не может защитить накопления будущих пенсионеров от инфляции // URL: http://www. fundshub. ru/finance s/managing_companie s/12037.php.

2. Изменения в пенсионном законодательстве и направления дальнейшего совершенствования пенсионной системы. URL: http://blogs. investfunds. ru/post/14069.

3. Инвестирование средств пенсионных накоплений. URL: http://stud24.ru/investment/ investirovanie-sredstv-pensionnyh-nakoplenij/316871-950601-page1.html.

4. Копим на старость. URL: http://rubl. ru/ articles/r16/19_kopim-na-starost. html.

5. Накопительные механизмы пенсионного обеспечения. URL: http://www. pension-npf. ru/index. php?src=168.

6. Направления инвестирования накопительной части трудовой пенсии. URL: http://revolution. allbest. ru/bank/00389136_0.html.

7. Платонов Ю. А., Фёдорова Е. А. Финансовые инструменты инвестиций пенсионных резервов: новые подходы в инвестиционной политике // Проблемы прогнозирования. 2011. № 4.

8. Проблемы инвестирования средств пенсионных накоплений // Финансы и кредит. 2010. № 29 (413).

9. Реформирование системы пенсионного обеспечения: мировой опыт. URL: http://pensionreform. ru/58599.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.