J) Точка зрения ученого
ИНВЕРСИВНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Д. А. СЕВОСТЬЯНОВ,
доктор философских наук,
доцент кафедры педагогики и психологии
Новосибирского государственного
медицинского университета
dimasev@ngs.ru
Е. В. ЛИСЕЦКАЯ, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дизайна и художественного образования Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета liseckay@mail.ru
Статья посвящена анализу функций научно-исследовательской работы студентов, образующих иерархическую систему, в которой могут встречаться системные инверсии, когда низший элемент иерархии приобретает главенствующее значение. Зачастую это приводит к развитию противоречий в рассматриваемой системе. В статье анализируются ситуации, при которых второстепенные функции научно-исследовательской работы студентов выходят на первый план, и возможные последствия.
The article is devoted to the analysis of the functions of student's research work. The functions of student's research work form a hierarchical system. There may be systemic inversions in it, in which the lowest element of the hierarchy acquires a dominant value. This often leads to the development of contradictions in the system under consideration. The article examines the situations in which the secondary functions of student's research work come to the fore, and analyzes the possible consequences.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, функции научно-исследовательской работы студентов, иерархия, системная инверсия
Key words: student's research work, functions of student's research work, hierarchy, system inversion
Сегодня неотъемлемой частью учебного процесса является научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Разумеется, такая научно-исследовательская деятельность не должна рассматриваться как своего рода «наука для маленьких». Проблема, которая ставится перед молодым ученым, должна быть реальной [1]. Однако специфика учебной деятельности студентов, а также наличие и уровень развития у них определенных навыков налагает свой отпечаток на характер НИРС.
Научно-исследовательская работа студентов выполняет множество функций, составляющих в совокупности иерархическую систему, причем в ней проявляются те общие свойства, которыми обладают все иерархические системы. В частности, в данной иерархии проявляется способность к формированию системных инверсий [9].
Системная инверсия является формой отношений в иерархии, при которой какой-либо низший ее элемент приобретает в ней главенствующее значение, оставаясь в то же время на своей прежней, подчиненной, позиции. Такая форма системных отношений способна возникнуть вследствие того, что в сложных иерархических системах, как правило, одновременно действуют несколько самостоятельных организационных принципов, определяющих расположение элементов по иерархической вертикали. Пока эти принципы работают согласованно, в иерархической системе не наблюдается инверсий, иначе говоря, в ней сохраняются изначальные, базовые иерархические отношения (отношения ордера). Если же в соответствии с одним организационным принципом какой-либо элемент в иерархии может претендовать на главенство, но под действием другого принципа он остается в подчиненном состоянии, можно говорить о наличии инверсии в данной системе. Это означает обо-
стрение в ней внутренних противоречий, которые при дальнейшем их развитии способны привести эту систему к разрушению. Однако системную инверсию не следует рассматривать как некое «абсолютное зло»; в некоторых случаях инверсия в иерархической системе становится «узаконенной» и даже полезной. Не составляет здесь исключения и функционал, присущий НИРС, который тоже рассматривается как иерархическая система. Дело в том, что научно-исследовательская работа студентов выполняет ряд функций [5; 6; 7], среди которых (на основании определенных организационных принципов) можно выделить как главные, так и второстепенные. А поскольку организационных принципов, которые позволяют осуществить такое выделение, может быть несколько, то в данной иерархической системе не исключена возможность развития инверсий.
Взаимоотношения функций НИРС определяются как минимум двумя основными организационными принципами — конституциональным и мажоритарным. Первый помогает понять, соответствует ли данная функция тем целям, которые ставятся перед педагогом и обучающимся в рамках данного вида образовательной деятельности; второй показывает, какой из перечисленных далее функций уделяется наибольшее внимание на практике. Рассмотрим указанную иерархию функций более подробно.
3 Функция приобретения навыков научно-исследовательской деятельности. НИРС в первую очередь направлена на получение первичных научно-исследовательских навыков [2; 8], что нормативно закреплено во ФГОС. Очевидно, что в соответствии с конституциональным организационным принципом эта функция может
Системную инверсию не следует рассматривать как некое «абсолютное зло»; в некоторых случаях инверсия в иерархической системе становится «узаконенной» и даже полезной.
быть названа главной. Однако этим роль НИРС не ограничивается.
3 Научно-исследовательская функция. Бесспорно, от исследований, проведенных в рамках НИРС, трудно ожидать научных открытий, существенно меняющих устоявшиеся взгляды в какой-либо отрасли научного знания. Однако следует признать, что студенческая наука — тоже наука. Не исключено, что набранный в рамках НИРС материал и приобретенные знания в последующем послужат, например, базой для диссертационного исследования (не говоря уже о применении результатов НИРС при подготовке дипломной работы).
3 Обучающая функция. Осуществляя НИРС, обучающийся осваивает большое количество новой информации, как правило, из нескольких смежных дисциплин. При этом само обучение происходит иначе, чем при его традиционных формах (нередко в процессе освоения смежных дисциплин оно более эффективно). Известно, что информация запоминается намного лучше, когда нужна для достижения цели исследования. В этом случае отсутствует элемент зубрежки; знания сохраняются в памяти обучающегося надолго. При этом само усвоение учебной информации становится гораздо менее трудоемким, поскольку здесь задействовано послепроизвольное внимание, которое намного эффективнее произвольного и не требует утомительных волевых усилий. Согласно конституциональному организационному принципу, данная функция НИРС (при всей ее значимости) находится на втором месте, однако вполне допустимо, если под влиянием мажоритарного организационного принципа она в некоторых случаях будет выходить на первое место.
3 Профессионально-ориентационная функция. Безусловно, принятие решения о поступлении в вуз на то или иное направление подготовки вовсе не означает, что
Разрабатывая в рамках НИРС ту или иную тему, студент получает возможность на практике соприкоснуться с выбранным направлением профессиональной деятельности.
все вопросы профессиональной ориентации со стороны обучающегося уже благополучно решены. Каждое направление подготовки предполагает определенный (более широкий или более узкий) спектр будущих профессий, порой существенно различающихся между собой, и обучающемуся необходимо решить, в какую сторону ему предстоит направить свои усилия. Это тем более важно, так как в соответствии с концепцией, заложенной в действующем Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», обучающийся должен самостоятельно определять свою образовательную траекторию. Для этого ему необходимо обладать достаточными познаниями о своей будущей профессии, причем почерпнутыми из практики. Следовательно, разрабатывая в рамках НИРС ту или иную тему, студент получает возможность на практике соприкоснуться с выбранным направлением профессиональной деятельности. Однако данная функция, несмотря на всю важность, не может считаться главной.
3 Мотивационная функция. Научные материалы, являющиеся результатами НИРС, имеют определенное содержательное наполнение, которое, во-первых, должно соответствовать направлению подготовки обучающегося, и во-вторых, представлять для него самого субъективный интерес (в противном случае основная цель НИРС не будет достигнута). Как известно, в учебной деятельности, помимо стремления достичь такой внешней цели, как получение диплома, привлекает и сам процесс познания; иными словами, обучающийся руководствуется не только экс-тринсивными, но и интринсивными (процессуально-содержательными) мотивами. Формирование последних осуществляется, кроме всего прочего, при проведении НИРС [3; 4], поскольку здесь студент работает с материалом, к которому испытывает интерес.
3 Социально-коммуникативная и организационная функции. В процессе своей научно-исследовательской работы студен-
ты получают навыки проведения совместных исследований, организационной деятельности и работы в команде, поскольку многие темы разрабатываются ими в соавторстве, а при таком формате работы кому-либо из них может быть делегирована функция старшего. Кроме того, о результатах исследований они докладывают на различных конференциях, что способствует развитию у них навыка публичных выступлений.
3 Личностно ориентированная (воспитательная) функция. Обучающийся получает позитивный опыт преодоления трудностей, опыт личных достижений. От этого зависит и самооценка будущего специалиста, и уровень его притязаний. Осуществляя НИРС, студент не только приобретает новые знания, но и развивает у себя волевые качества. Известно, что ставить цели на будущее можно только с опорой на уже имеющиеся достижения. Полученные научные результаты, научные публикации становятся частью личного порт-фолио обучающегося, которое будет пополняться на протяжении всей его профессиональной карьеры.
3 Формально-отчетная функция. В научно-исследовательской работе студентов (как и во всякой иной научно-исследовательской деятельности), кроме содержательной, присутствует и формальная сторона. С этой точки зрения совокупность надлежащим образом оформленных и опубликованных материалов является показателем выполнения студентом научно-исследовательской работы и засчитывается как результат прохождения им практики по НИРС.
Как уже говорилось выше, перечисленные функции составляют иерархическую систему, в которой первая функция является основной, а остальные (при всей их значимости) остаются вспомогательными. Однако в случае развития в данной иерархии инверсивных отношений, когда низшие (подчиненные) функции выходят на первый план, подходы к НИРС существенно меняются.
Если при организации НИРС на первый план выходит научно-исследовательская функция, то студент рискует оказаться в роли своего рода «подмастерья» при своем научном руководителе (выполнять какие-либо полезные действия, нередко даже не понимая их значения), поскольку еще не владеет навыками научно-исследовательской деятельности.
Рассмотрим ситуацию, когда на первый план выходит обучающая функция (не связанная с приобретением именно научно-исследовательских навыков). В этом случае системная инверсия не приносит вреда, но следует помнить о возникающей иной расстановке приоритетов, а также о том, что для выработки навыков научно-исследовательской деятельности могут потребоваться и другие проекты в рамках НИРС. В этой связи НИРС может рассматриваться как образовательная технология, в контексте которой применяется «стратегия непрямых действий», когда преследуется одна цель, но фактически достигается другая.
Если ведущую позицию занимает, безусловно, важная профессионально-ориен-тационная функция, то сама научная работа студентов приобретает ярко выраженный ознакомительный характер. Неважно, какие результаты достигнуты в данном исследовании или какую информацию студент получает о данной предметной области, а важно, как он представляет свое место в будущей профессиональной деятельности. Однако такое ознакомление, несмотря на всю его пользу при осуществлении НИРС, не может и не должно быть самоцелью, зато оно вполне может рассматриваться в качестве вспомогательной цели.
Мотивационная функция сама по себе всегда носит инструментальный, подчиненный, характер и не может претендовать на ведущее место в иерархии функций НИРС, она нужна для мобилизации сил
В случае развития в данной иерархии инверсивных отношений, когда низшие (подчиненные) функции выходят на первый план, подходы к НИРС существенно меняются.
обучающегося в контексте учебной деятельности.
Социально-коммуникативная и организационная функции могут стать доминирующими в структуре НИРС. Однако в этом случае НИРС может превратиться в «клубные посиделки», когда студенты великолепно общаются и совершенствуют свои коммуникативные навыки. При таком перекосе в реализации НИРС научная ценность полученных результатов зачастую крайне мала, а навыки собственно научной работы либо не формируются вовсе, либо формируются односторонне. Более того, в этом случае у студентов может сложиться превратное представление о научно-исследовательской деятельности.
Если приоритетной становится личност-но ориентированная функция НИРС, то существует опасность, что на первый план выйдет негативная составляющая учебного труда: не достигнутые результаты, а преодоленные трудности. Иметь опыт преодоленных трудностей, конечно, важно, но это не должно становиться самоцелью, иначе трудности будут искусственно создаваться даже тогда, когда в них нет нужды.
Наконец обратимся к формально-отчетной функции. Действительно, если по проделанной работе в рамках НИРС (и не только) не будет надлежащим образом составлен отчет, то такая работа не зачтется как выполненная. К сожалению, в результате системной инверсии напи-
ЛИТЕРАТУРА _
санное в отчете порой становится важнее самой работы.
Известен так называемый закон Гуд-харта, который заключается в том, что когда экономический показатель становится целевой функцией для проведения экономической политики, прежние эмпирические закономерности, использующие данный показатель, перестают действовать. Применительно к данному случаю этот закон может быть сформулирован следующим образом: как только некоторый показатель чьей-либо деятельности становится ключевым, он перестает быть хорошим показателем. Например, если деятельность преподавателя оценивать на основании того, сколько его студенты опубликовали научных статей, то можно предположить, что таких статей будет подготовлено довольно много, однако вклад самих студентов в их написание будет чисто формальным.
В заключение отметим, что инверсивные отношения в иерархии функций, присущих НИРС, в некоторых случаях могут рассматриваться как допустимые (при осознанной расстановке приоритетов); в иных случаях они не несут ничего кроме вреда по отношению к научно-исследовательской деятельности студентов (и образовательной деятельности в целом). Следует обратить внимание на то, что данное проявление инверсивных отношений — лишь частный случай системных инверсий в образовании.
1. Алабугин, А. А. Методические подходы к организации научно-исследовательской работы студентов / А. А. Алабугин, Р. А. Алабугина // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2014. — № 1. — С. 57—60.
2. Ефремова, А. А. Организация научно-исследовательской работы студентов / А. А. Ефремова, Г. Горда, В. Бошкова // Символ науки. — 2015. — № 11-1. — С. 105—107.
3. Лапин, П. М. Способы вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу в вузе / П. М. Лапин // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. — 2020. — № 1 (4). — С. 319—325.
4. Логунова, Г. В. Государственная политика Российской Федерации в сфере высшего образования по привлечению студентов к научно-исследовательской работе / Г. В. Логунова, П. Н. Булдыгеров. — DOI: 10.26516/2073-3380.2019.28.19 // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. — 2019. — Том 28. — С. 19—28.
5. Месенева, Н. В. К вопросу о научно-исследовательской работе студентов специальности «Дизайн» в вузе / Н. В. Месенева // Территория новых возможностей. — 2015. — № 3 (30). — С. 175—179.
6. Михайлов, А. Н. Организационно-методические аспекты системной научно-исследовательской работы студентов в вузе / А. Н. Михайлов, А. Г. Наумова, К. А. Стародуб // Образование и право. — 2019. — № 2. — С. 276—280.
7. Назарьева, Л. Г. Научная исследовательская работа студента: задачи, компетенция, технологии /
Л. Г. Назарьева // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. — 2015. — № 3-4. — С. 866—873.
8. Немчинова, Т. В. Организация научно-исследовательской работы студентов / Т. В. Немчинова, Т. А. Ток-тохоева // Вестник БГУ. — 2011. — № 15. — С. 51—55.
9. Севостьянов, Д. А. Инверсивный анализ в управлении : монография / Д. А. Севостьянов. — Новосибирск : Золотой колос, 2017. — 287 с. — ISBN 978-5-94477-200-8.
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО И ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ О ПОКАЗАТЕЛЯХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ *
Е. Г. ГУЦУ,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина elenagytcy@mail.ru
Н. Н. ДЕМЕНЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии
дошкольного и начального образования
НГПУ им. К. Минина
nndemeneva @ yandex.ru
В статье дается сопоставительный анализ представлений воспитателей детских садов и учителей общеобразовательных школ о показателях эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций. Установлено, что объективно низкая вовлеченность педагогов образовательных организаций в деятельность профессиональных ассоциаций сочетается у них с положи-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках научного проекта «Показатели эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций».