ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕФИНАНСОВЫХ, ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НОВОГО ТИПА
Т. С. МАСЛОВА, кандидат экономических наук, доцент Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
Прежде чем приступить к составлению годовой отчетности, каждая организация в соответствии с законодательством РФ обязана провести инвентаризацию своего имущества и обязательств.
Общие положения проведения инвентаризации. Инвентаризация — это проверка фактического наличия финансовых и нефинансовых активов учреждений и их обязательств путем сопоставления с данными бухгалтерского учета.
Порядок проведения инвентаризации регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее — Методические указания № 49) и Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России № 157н (далее — Инструкция № 157н).
Инвентаризации подлежат все активы учреждений независимо от их местонахождения и все виды финансовых обязательств. Инвентаризации также подлежат активы, учитываемые на забалансовых счетах, например материальные ценности, принятые на ответственное хранение, материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению, бланки строгой отчетности, арендованные основные средства, переходящие спортивные кубки и др.
Целью инвентаризации в соответствии с законодательством являются обеспечение достоверности показателей бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, сохранность финансовых и нефинансовых активов учреждений.
Инвентаризация позволяет установить реальность всех статей баланса и других форм отчетности учреждений. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем учреждения. Таким образом, в учетной политике необходимо утвердить:
— количество инвентаризаций, проводимых в отчетном году;
— даты проведения инвентаризаций;
— перечень имущества и обязательств, наличие, состояние и оценка которых проверяется при каждой инвентаризации;
— порядок урегулирования выявленных расхождений;
— порядок обязательных инвентаризаций.
В соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Приказ № 34н), проведение инвентаризации обязательно:
— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного
года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в 3 года, библиотечных фондов — один раз в 5 лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
— при смене материально ответственных лиц;
— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
— при реорганизации или ликвидации организации;
— в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
В соответствии с Методическими указаниями № 49 для проведения инвентаризации активов и обязательств назначается инвентаризационная комиссия, а в подразделениях могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.
При малом объеме работ и наличии в учреждении ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель учреждения.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты учреждения.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.
Кроме проверки состояния и наличия активов комиссии имеют право выносить на заседание постоянно действующей инвентаризационной комиссии предложения о списании отдельных объектов (групп) учета, об организации учета того или иного имущества и др.
До начала проверки фактического наличия активов инвентаризационной комиссии надо получить на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Ана-
логичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в документы данных о фактических остатках основных средств, материальных запасов, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Руководитель учреждения должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества.
Проверка фактического наличия имущества выполняется при обязательном участии материально ответственных лиц.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в сейфе (шкафу) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
Далее остановимся на проведении инвентаризации отдельных объектов бухгалтерского учета в соответствии с Методическими указаниями № 49.
Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств. Инвентаризация нефинансовых активов (основных средств, непроизведенных и нематериальных активов). До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
— наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
— наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
— наличие документов на непроизведенные активы, нематериальные активы, основные средства, сданные или принятые учреждением в аренду и на хранение.
При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. При обна-
ружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право оперативного управления и нахождение указанных объектов в собственности учреждения. При инвентаризации непроизведенных активов проверяется наличие документов, подтверждающих право оперативного управления и законодательное закрепление за учреждением земли, ресурсов недр и т. п.
При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить наличие документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договоры уступки (приобретения) прав, другие охранные документы), а также правильность и своевременность отражения этих активов в балансе.
Инвентаризация основных средств проводится комиссией путем осмотра объектов и записи их наименования, назначения, инвентарного номера, количества. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера или частичная ликвидация строений и сооружений не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести данные о произведенных изменениях в описи.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т. д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты и т. д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений учреждения и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Инвентаризация материальных запасов. Материальные запасы заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида,
группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
При хранении материальных запасов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается), и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Комиссия в присутствии заведующего складом и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материальных запасов путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в опись данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Материальные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру после инвентаризации.
Эти материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации материальные запасы могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии (п. 3.19 Методических указаний № 49).
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
Предметы мягкого инвентаря, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентари-
зационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.
Предметы мягкого инвентаря, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.
Инвентаризация финансовых вложений. При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические вложения учреждения в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.
При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:
— правильность оформления ценных бумаг;
— реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
— сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);
— своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.
При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.
Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков погашения и общей суммы.
Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии учреждения.
Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк-депозитарий — специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета учреждения, с данными выписок этих специальных организаций.
Финансовые вложения в уставные капиталы других юридических лиц при инвентаризации должны быть подтверждены документами.
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой
отчетности. Инвентаризация кассы также проводится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденным положением Банка России от 12.10.2011 № 373-П.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, бланки строгой отчетности (бланки ценных бумаг, квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланки удостоверений, бланки трудовых книжек и вкладыши в них) и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности проводится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных документов на сдачу выручки и т. п.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в казначействе (банках) на лицевых счетах, проводится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии учреждения, с данными выписок казначейства (банков).
Инвентаризация расчетов. Инвентаризация расчетов с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на соответствующих счетах расчетов бухгалтерского учета.
Например, проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по материалам, оплаченным, но находящимся в пути, поступившим без документов.
По задолженности работникам выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам, невостребованной депонентской задолженности и др.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным
авансам на командировочные, хозяйственные расходы, представительские расходы, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:
а) правильность расчетов с финансовыми органами, государственными внебюджетными фондами и другими организациями;
б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Порядок регулирования инвентаризационных разниц. В ходе инвентаризации может сложиться ситуация, когда комиссией будут выявлены либо излишки (превышение фактических данных над данными бухгалтерского учета), либо недостачи (превышение данных бухгалтерского учета над фактическими данными) имущества.
В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» выявленные расхождения подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке (п. 28 Приказа № 34н):
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение доходов у некоммерческой организации. Данная норма содержится также в п. 31 Инструкции № 157н, где говорится, что неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх
норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение расходов у некоммерческой организации.
В документах, представляемых для оформления списания недостач и порчи ценностей сверх норм естественной убыли, должны быть:
— решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц;
— либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах
О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются на издержки обращения и производства в рамках деятельности, приносящей доход, а в рамках бюджетной (некоммерческой) деятельности — на расходы учреждений.
На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю.
Окончательное решение о зачете недостач излишками по пересортице принимает руководитель учреждения (письмо Минфина России от 19.08.2004 № 07-05-14/217).
Список литературы
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
2. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
3. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49.
4. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
5. Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12.10.2011 № 373-П) .
(Окончание следует)
Вниманию издателей, полиграфистов, а также бухгалтеров и экономистов рекламных агентств, СМИ, издательств и полиграфических предприятий
Журнал «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии»
ISSN 2079-6781
Выпускается с 1999 г. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Реферируется ВИНИТИ РАН. Формат A4, объем 64-72 с. Периодичность - 1 раз в 2 месяца (с января 2012 г.).
ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»
34051 47698 27824
За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]
Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru
www.fin-izdat.ru