Научная статья на тему 'ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ, НА РАСЧЕТНЫХ И ВАЛЮТНЫХ СЧЕТАХ В БАНКАХ'

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ, НА РАСЧЕТНЫХ И ВАЛЮТНЫХ СЧЕТАХ В БАНКАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
489
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / КАССА / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ / ВАЛЮТНЫЙ СЧЕТ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ПОРЯДОК ИНВЕНТАРИЗАЦИИ / MONEY / CASH / INVENTORY / CHECKING ACCOUNT / FOREIGN CURRENCY ACCOUNT / ACCOUNTING / ORDER INVENTORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремина Наталья Владимировна, Левченко Елена Викторовна, Сериков Владислав Вячеславович, Тетюхина Елизавета Петровна

В статье рассматриваются теоретические аспекты по проведению инвентаризация денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах в банках, с целью изучения этапов проведения инвентаризации для наибольшего раскрытия порядка учета денежных средств на счетах бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVENTORY OF CASH ON HAND, ON THE SETTLEMENT AND CURRENCY BANK ACCOUNTS

The article deals with the theoretical aspects for the cash-tion inventories on hand, settlement and currency accounts in banks in order to study the stages of the inventory for the most dis-covering the order of cash accounting in the accounts.

Текст научной работы на тему «ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ, НА РАСЧЕТНЫХ И ВАЛЮТНЫХ СЧЕТАХ В БАНКАХ»

водства, управления документооборотом, поддержки бизнес-процессов, и мы выступаем «за» настоящее офисное введение.

Список литературы

1. Байкова И.Ю. Документооборот и делопроизводство: Как организовать работу с документами, М.: Эксмо, 2014. - 456 с.

2. Клименко С.В., Крохин И.В., Кущ В.М., Лагутин Ю.Л., Электронные документы в корпоративных сетях. М.: Экотрендз, 2009. - 271 с.

3. Кузнецова Т.В. Делопроизводство: доку-ментационное обеспечение управления - М.: Интел-Синтез, 2012. - 344 с.

4. Остелло М. Влияние новой информационной технологии на управленческий процесс // Теория и практика управления. - 2014. - №6. - С. 4549.

Еремина Наталья Владимировна

старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета Кубанский государственный аграрный университет Левченко Елена Викторовна старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета Кубанский государственный аграрный университет Сериков Владислав Вячеславович Тетюхина Елизавета Петровна студенты учетно-финансового факультета Кубанский государственный аграрный университет

Eremina N. V.

Senior Lecture Kuban state agrarian university Department of Accounting Theory Levchenko E. V. Senior Lecture Kuban state agrarian university Department of Accounting Theory Serikov V. V. Tetyukhina E.P. students of accounting financial faculty, Kuban state agrarian university

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ, НА РАСЧЕТНЫХ И

ВАЛЮТНЫХ СЧЕТАХ В БАНКАХ

INVENTORY OF CASH ON HAND, ON THE SETTLEMENT AND CURRENCY

BANK ACCOUNTS

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты по проведению инвентаризация денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах в банках, с целью изучения этапов проведения инвентаризации для наибольшего раскрытия порядка учета денежных средств на счетах бухгалтерского учета.

Summary: The article deals with the theoretical aspects for the cash-tion inventories on hand, settlement and currency accounts in banks in order to study the stages of the inventory for the most dis-covering the order of cash accounting in the accounts.

Ключевые слова: денежные средства, касса, инвентаризация, расчетный счет, валютный счет, бухгалтерский учет, порядок инвентаризации.

Key words: money, cash, inventory, checking account, foreign currency account, accounting, order inventory.

В 21 веке в рыночной экономике, мы наблюдаем за многообразием процессов хозяйственной деятельности, осуществляемых организациями. Все предприятия в большей или меньшей степени ведут расчеты с поставщиками и подрядчиками за

приобретенные у них основные средства, материалы, сырье и многие другие товарно-материальные ценности, с покупателями по поводу продажи товаров, с кредитными учреждениями по кредитным обязательствам, и другим не мало важным финан-

совым операциям. Денежные средства организации, хранятся в кассе, на расчетных и валютных счетах в банках, поэтому важное значение для благополучия организаций имеет в первую очередь своевременность осуществления денежных расчетов.

Именно поэтому учет денежных средств является важной составной частью рыночной экономики, потому что только они характеризуют начальную и конечную стадию кругооборота хозяйственных средств внутри хозяйственно -финансовой деятельности организации.

На ряду с этим огромное значение имеет инвентаризация денежных средств, которая выступает специальным методом в бухгалтерском учете, а так же используется в процессе подготовки отчётных материалов.

Для проверки фактического остатка наличных денежных средств в организации и его соответствия данным учетной системы проводится инвентаризация кассы. Во время данной процедуры пе-ресчитываются денежные средства, проверяется правильность оформления документации, а также установленная норма наличных денежных средств. Проведение процедуры инвентаризации позволяет учредителю или руководителю организации контролировать кассиров на предмет хищений или некачественной работы [2].

Инвентаризация денежных средств в кассе регулируется специальным приказом от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» [5]. Процедура проводится на основании распоряжения руководителя организации. Для проведения инвентаризации создается специальная комиссия. В ее состав могут входить представители руководства организации, например, владелец или генеральный директор, или иные специалисты, в том числе бухгалтеры, юристы, сотрудники службы безопасности.

Порядок проведения инвентаризации кассы предполагает, что до начала процедуры комиссия получает последние (текущие) приходные и расходные кассовые документы о движении наличных денежных средств. Кассиры, как материально ответственные лица, письменно подтверждают, что документация передана комиссии или находятся в бухгалтерии, все денежные средства в кассе оприходованы, а выбывшие - списаны в расход [3].

Далее порядком проведения инвентаризации предусматривается пересчет денежных средств, находящихся в кассе. Полученную сумму комиссия сравнивает с учетными цифрами, зафиксированными в сданных до этих документов. Также обязательно проверяются данные, находящиеся в памяти контрольно-кассовой техники организации.

При проведении инвентаризации денежных средств в кассе необходимо соблюдать ряд методических указаний:

- комиссия должна присутствовать в полном составе, иначе результаты проверки будут считаться недействительными;

- все описи и акты инвентаризации должны заполняться не менее чем в двух экземплярах;

- пересчет денежных средств проходит при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров);

- документы подписывают все члены комиссии и материально ответственные лица;

- в инвентаризационных актах не допускаются помарки - ошибки нужно исправлять путем зачеркивания неправильных записей и проставления над ними верных. Исправления обязательно визируются всеми членами комиссии.

Этапы проведения инвентаризации денежных средств в кассе представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Этапы проведения инвентаризации кассы

Таким образом, в заполненном акте инвентаризации денежных средств в кассе содержатся учетный и фактический остаток наличных, перечислены все члены комиссии, в документе стоят их подписи. Результаты доводятся до руководителя организации.

Интерпретировать итоги проведенной проверки стоит так: если все совпало, значит, учет в организации ведется правильно, а кассир работает добросовестно. Если обнаружена недостача или излишек, нужно принимать необходимые меры. Проверить правильность учета и скорректировать правила, оценить профессиональную пригодность кассира и его благонадежность.

Излишек по кассе после проведения инвентаризации оформляется в приход и квалифицируется как прочий доход - с него потом будет уплачен налог. Оформленная недостача уменьшает остаток денег в учетной системе, а, следовательно, его должен возместить виновный в инциденте сотрудник - кассир либо другое материально ответственное лицо.

Объяснение причин излишков и недостач необходимо фиксировать непосредственно в акте инвентаризации наличных денежных средств - на втором листе.

Инвентаризация кассы может проходить как в плановом, так и внеплановом режиме. В первом случае, периодичность проверки регламентируется учетной политикой организации, которая может пересматриваться ежегодно [1]. Помимо планового сценария есть моменты, когда проводить инвентаризацию наличных денежных средств обязательно:

- если денег в кассе больше или меньше, чем должно быть;

- когда меняется кассир (материально ответственное лицо);

- организационные преобразования, в том числе ликвидация юридического лица;

- форс-мажор - когда организации наносится ущерб, например, в результате стихийных бедствий;

- конец календарного года - это тоже повод для проведения инвентаризации кассы - проверка проводится в последний рабочий день декабря.

Любая организация, являющаяся юридическим лицом вправе открыть в банке расчетный счет для хранения, как правило, свободных денежных средств, а также для осуществления всех видов кассовых, расчетных и кредитных операций по отражению фактов хозяйственной жизни [4].

Счет в банке - это своеобразная «сердцевина», вокруг которой сконцентрированы взаимоотношения организации и клиентов посредством банковской структуры. Наряду с этим самым главным показателем работы организации за определённый период времени служит именно рост суммы средств на счете.

С момента оформления договора на расчетно-кассовое обслуживание возникают взаимоотношения между организацией и банком. В данном договоре, установленного образца, как правило, фиксируются: перечень услуг, сроки обработки платежных документов, тарифы комиссионных вознаграждений, а также права, обязанности, ну и, конечно же, ответственность каждой из сторон.

В первую очередь для того, чтобы открыть расчетный счет организация должна предоставить в банк следующий пакет определённых документов:

- заявление на открытие счета установленного образца;

- копия устава, а также учредительного договора;

- документы из налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;

- справку о постановке на учет в фонды пенсионного и социального страхования РФ;

- копии документов о назначении на должность лиц, имеющих право первой (руководитель организации, заместитель руководителя) и второй (главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера) подписи, а также карточка с образцами их подписей;

- копия справки о присвоении организации статистических кодов.

Данный порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией ЦБ РФ, в которой указано, что организация вправе открыть один или несколько счетов в одном или нескольких банках, в каждом из которых присваивается индивидуальный номер расчетного счета и открывается лицевой счет, позволяющий анализировать движение денежных средств на данном счете.

Прием, а также выдача наличных или безналичных денежных средств производится банком на основании специальных документов, установленного образца. Наиболее распространенными из них являются:

- объявление на взнос наличными - данный документ состоит из трех частей - непосредствен-

но самого объявления, квитанции и ордера, выписывается данный документ при взносе наличных денег на расчетный счет;

- денежный чек - является своеобразным приказом организации, обслуживающему ее банку выдать с расчетного счета определенную сумму денег;

- платежное поручение - это расчетный документ, представляющий собой распоряжение плательщика, обслуживающему его банку, перевести указанную денежную сумму на счет получателя средств;

- расчетный чек - это письменное поручение банку произвести перевод с расчета чекодателя, указанную в нем денежную сумму;

- платежное требование - это требование поставщика к покупателю (заказчику) заплатить акцептом или без такового стоимость выполненных работ, проданной продукции либо оказанных услуг;

- выписка с расчетного счета - это своеобразный единый регистр аналитического учета по расчетному счету, который одновременно служит основанием для бухгалтерских записей, а также фактически является вторым экземпляром лицевого счета организации.

Все факты хозяйственной жизни, возникающие и учитываемые на расчётном счёте, записываются в разрезе корреспондирующих счетов по дебету и кредиту [6].

Таблица 1

Отражение на счетах фактов хозяйственной жизни по расчётному счету

С кредита счетов Дебет Кредит В дебет счетов

С - неиспользованный остаток де- -

нежных средств

50 Сдан сверхлимитный остаток кассы Получено наличными 50

денежной наличности

Зачислено за реализованную продук- Оплачены платежные документы

62, 76, цию, выполненные работы, услуги, поставщиков материалов, услуг, 60

90, 91 материальные ценности, основные средства и прочие активы подрядчиков, принятых работ

66, 67 Зачислена ссуда банка Перечислены платежи в бюджет 68

(налоги)

66, 67 Зачислен заем Восстановление ошибочно зачисленных сумм 76/2

Зачислен остаток неиспользованной -

55 лимитированной чековой книжки, аккредитива или остаток банковской карты 66, 67

99 Зачислены штрафы, пени, неустойки Погашена задолженность по ссудам 69

полученные банка, по займам

Зачислено в погашение долга от кре- Перечислено в погашение задол-

76 диторов женности органам социального страхования и обеспечения 26, 44

Зачислено в погашение недостач от Оплата банковских услуг

76 поставщиков и суммы, ошибочно зачисленные банком 08, 58

За числен ранее списанный платеж за Оплачены услуги, входящие в со-

99 счет резерва по сомнительным долгам став капитальных вложений (крат. и долг. фин. вложения) приобрете- 76

ние акций

76 Восстановление ошибочно списанных сумм Перечислено прочим кредиторам 76

58 Возврат депозитов, займов Оплачены расходы будущих периодов 97

62 Зачислены авансы от покупателей Выкуп у акционеров акций, приобретение марок, путевок 56

75, 77 Погашение задолженности по вкладам в денежный капитал Авансы, выданные 61

76 Зачисление арендной платы Перечислены средства на участие в совместной деятельности 75

78 Получены средства от участия в совместной деятельности Перечислены средства на открытие активов, банковских карт 74

98 Отражены доходы, поступившие в счет будущих периодов - 55

Проведение инвентаризации на расчётном счете, включающем такое многообразие отражаемых операций, является достаточно продолжительным, сложным и трудоёмким процессом, который включает в себя следующий перечень основных действий:

- устанавливается количество договоров о банковском обслуживании, которые имеет организация в тех или иных кредитных учреждениях;

- сопоставляются все условия договора с имеющимися данными синтетического учета, при этом необходимо так же удостоверить законность и действительную необходимость открытия учетных записей;

- устанавливается полнота банковских выписок, влекущих за собой проверку постраничной нумерации и перенос остатка денежных средств;

- выводятся отчет инвентаризационной комиссии о достоверности финансовых документов банка и соответствии всех реквизитов. Если обнаруживается несовпадение, то осуществляется встречная сверка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- производится проверка достоверности и подлинности расчетных документов, подколотых к выпискам;

- наряду с этим выявляется правильность составления корреспонденции счетов, а также отражение записей в регистрах синтетического учета;

- в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» заключительным этапом является сверка остатков сумм, числящихся на субсчетах к счету 51 «Расчётные счета» где финансы отражаются только лишь в валюте РФ по данным бухгалтерии организации, с конечным сальдо по выпискам банков [5].

Наряду с расчётными счетами организации активно используют валютные счета. Операции с иностранной валютой могут, как правило, осуществлять любые организации. Для этого в первую очередь необходимо открыть в банке, получившим лицензию от ЦБ РФ счёт на совершение операций. Банки, которым удостоилось получить данное разрешение, называются уполномоченными банками. С данными банками заключается до-

говор о банковском обслуживании организации, причем одновременно открываются сразу два валютных счета: транзитный и текущий, которые ведутся параллельно.

В соответствии с инструкцией Центрального Банка России, организации обязаны производить продажу части своей валютной выручки на внутреннем валютном рынке, через уполномоченные банки, в течение, как правило, двух недель со дня ее поступления на транзитный счет. А оставшуюся часть валюты перенаправить банком на текущий валютный счет. Однако здесь присутствует один важный нюанс: сумма, вырученная за проданную валюту, перечисляется на расчетный счет организации.

Учет валютных операций ведут на счёте 52 «Валютные счета», который включает в себя 2 субсчета:

- 52 в части субсчета 1 «Валютные счета внутри страны»;

- 52 в части субсчета 2 «Валютные счета за рубежом».

По дебету данного счёта отражается поступление денежных средств на валютные счета организации. По кредиту, следовательно, отражается списание денежных средств из валютных счетов.

Инвентаризация денежных средств, находящихся на валютных счетах проводится, один раз в месяц, как правило, на 1 число каждого месяца. Сама инвентаризация согласно Приказу Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 (в ред. от 08.11.2010 № 142н) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» непосредственно производится путём сверки остатков сумм, числящихся на данных счетах, по данным бухгалтерии организации с данными выписок уполномоченных банков [5].

Таким образом, инвентаризация денежных средств является одним из главных методов, который действительно позволяет дать точный, достоверный и регламентированный учёт движения денежных средств. К тому же именно он позволяет не только избежать появление ошибок, неточностей и денежных потерь, но и способствует отражению динамики финансовой стабильности организации, благодаря своевременному учёту денеж-

ных средств, находящихся в кассе, на расчётных и валютных счетах в банках.

Библиографический список:

1. Балансоведение: учеб. пособие / Ю. И. Си-гидов, М. С. Рыбянцева, Г. Н. Ясменко, Е. А. Ок-санич, О. М. Игнатова; под ред. д-ра экон. наук, проф. Ю. И. Сигидова. - М.: Рид Групп, 2011. -352 с.

2. Бухгалтерское дело: учеб. пособие / Ю. И. Сигидов, А. И. Трубилин, М. С. Рыбянцева, Г. Н. Ясменко, И. А. Заболотная, О. М. Игнатова; под ред. Ю. И. Сигидова, А. И. Трубилина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015.

3. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие / Ю. И. Сигидов, А. И. Трубилин. - изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 326 с.

4. О бухгалтерском учете: федер. закон Российской Федерации от 6 дек. 2011 г., № 402-ФЗ: принят Гос. Думой 22 нояб. 2011 г.: одобр. Советом Федерации 29 нояб. 2011 г. - М.: Ось-89, 2012.

- 36 с.

5. Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г., № 49 (с изм. и доп. в ред. от 08.11.2010 №142н) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению: утв. приказом Минфина РФ 31 окт. 2000 г. № 94н.

Еремина Наталья Владимировна

старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета Кубанский государственный аграрный университет

Левченко Елена Викторовна

старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета Кубанский государственный аграрный университет Свистунова Валерия Викторовна Кисляк Юлия Валерьевна студенты учетно-финансового факультета

Eremina Natalia Vladimirovna

Senior Lecturer Department of Accounting Theory Kuban State Agrarian University Levchenko Elena Viktorovna Senior Lecturer Department of Accounting Theory Kuban State Agrarian University Svistunova Valeriya Kislyak Yulia

Students of the Faculty of Accounting and Finance

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ И ОТРАЖЕНИЕ ИХ В ОТЧЕТЕ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ

Аннотация: данная статья посвящена вопросам формирования и отражения финансовых результатов от обычных видов деятельности в бухгалтерской финансовой отчетности организации в соответствии с российскими стандартами составления отчетности.

Ключевые слова: прибыль, себестоимость, отчет о финансовых результатах

The order of formation of financial results from the pro-dazhi products, works and services and their reflection in the statement of finan-cial results report

Abstract: This article focuses on the formation and recognition of financial results from ordinary activities in the accounting entity's financial statements in accordance with Russian standards reporting.

Keywords: profit, cost, income statement

Современное состояние рыночной конъюнктуры предъявляет жесткие требования к качеству потенциальной информации, используемой в целях управления. Финансовый результат - важнейший итоговый показатель хозяйственной деятельности организации. В нем находят отражение рациональное использование всех имеющихся у

организации ресурсов, уровень организации производства, укрепление режима экономии, мобилизации внутрихозяйственных резервов, состояние бухгалтерского учета на предприятии. Во всем деловом мире сведения о формировании прибыли рассматриваются как наиболее значимая по своей информационной сущности часть бухгалтерской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.