Н. НУРИЕВ, доцент В. ИВАНОВ, профессор Казанский государственный технологический университет
Основное противоречие современной образовательной системы - между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом за определенное время - заставляет педагогическую теорию отказаться от идеала всесторонне развитой личности и перейти к идеалу максимального развития способностей человека по решению потока проблем в определенной области деятельности.
Профессиональная деятельность специалиста направлена на решение множества взаимосвязанных параллельно / последовательно расположенных во времени потока проблем. По своей сути проблемы являются тормозящими моментами (преградами) на пути поддерживаемого специалистом процесса (бизнес-процесса, производственного процесса и т.д.). Деятельность специалиста направлена на ликвидацию этих проблем путем нахождения эффективных законных способов их решения с использованием всех доступных ему ресурсов (вспомогательных средств, способствующих решению потока
Инварианты подготовки конкурентоспособных специалистов
проблем). Для поддержки процесса (например, бизнес-процесса) в актуальном состоянии специалист должен обладать сформированным набором способностей разной направленности и по крайней мере минимально допустимым уровнем состояния их развитости, составляющим сферу способностей специалиста. На рис.1 приводится модель ситуации с условием эффективной поддержки бизнес-процесса специалистом в актуальном состоянии в профессиональной деятельности.
Один специалист отличается от другого ориентацией и величиной сферы способностей, образованной в модели пучком векторов разной направленности и величины состояния развития, умениями и навыками использовать для решения потока проблем все доступные ему ресурсы в системе реального времени. Создание продуктов инженерной деятельности в настоящее время происходит на пересечении трех сред (рис. 2):когнитивной,виртуальной и реальной. Значимость ресурсов виртуальной среды для создания продуктов инженерной дея-
Сфера способностей специалиста в профессиональной деятельности
Поток проблем
«Выживаемость специалиста»
Рис. 1. Модель поддержки бизнес-процесса специалистом
Реальная среда
Когнитивная сфера Внешняя деятельность Автоматизация
Внутренняя деятельность инжене =ти внешней деятельности с привлечением вспомогательных средств
Виртуальная среда Автоматизация внутренней деятельности с привлечением вспомогательных средств
Рис. 2. Модель инженерной деятельности в различных средах
тельности растет с каждым днем. Это, в свою очередь, приводит к быстрому «старению» личностных ресурсов специалиста (знаний средств автоматизированной поддержки инженерной деятельности), т.е. к дефициту личностных ресурсов.
Независимо от содержания потока проблем можно выделить следующий инвариантный комплекс видов деятельности.
1. Внутренняя деятельность по формализации в образах когнитивной сферы вариантов противоречий в явлении, преграждающих путь к цели. Это организация когнитивного процесса по идентификации образов объектов, задействованных в проблеме, связей между этими объектами, ресур-сообменных возможностей (потенциала) в вариантах их возможного взаимодействия. Результатом формализационной деятельности специалиста является когнитивный образ проблемы. Автоматизация деятельности специалиста с использованием ресурсов виртуальной среды приводит к резкому увеличению показателей ее эффективности при поиске решения для типовых сложных ресурсообменных проблем. Результа-томявляется увеличение «мощи» когнитивных процессов(способностей)специалис-та, позволяющих получить когнитивный образ сложной проблемы (содержащий множество взаимосвязанных противоречий), накопить ресурсы (опыт-потенцию) в
виде знаний, умений, навыков использовать виртуальную среду в качестве инструментальных средств для эффективного поиска решений проблемы.
2. Внутренняя деятельность по конструированию возможных вариантов ресур-сообменных взаимодействий объектов с целью ликвидации противоречий проблемы на пути к решению. Иначе говоря, имитация реальных процессов в когнитивной сфере в виде процессов, ведущих к достижению цели в проблеме. Результатом конструктивной деятельности специалиста является план (проект) организации процесса в виде взаимодействия в системе реального времени объектов из когнитивного образа проблемы, полученного в результате формали-зационной деятельности. Автоматизация конструктивной деятельности через имитацию его в виртуальной среде позволяет резко увеличить область дивергентности возможных гипотетических вариантов ресур-сообменныхвзаимодействий объектов (проектов), выбрать оптимальный вариант в этой области. Разумеется, при этомрезко возрастают способности специалиста по конструированию оптимального пути (конструкта) к решению проблемы с использованием всех ресурсов виртуальной среды.
3. Внешняя деятельность по реализации проекта (исполнительская деятельность) во многом зависит от способностей
личности поддерживать в реальной среде многие другие виды деятельности с использованием средств автоматизации и личных качеств.
Итак, умения, навыки и способности поддерживать внутреннюю формализаци-онную деятельность с использованием всех доступных ресурсов назовем формализаци-онными способностями личности (способности типа А); умения, навыки и способы поддерживать внутреннюю конструктивную деятельность с использованием всех доступных ресурсов назовем конструктивными способностями личности (способности типа В); аналогично определим исполнительские способности личности (способности типа С).
Способности типов А, В, С являются инвариантными при решении потока проблем из любой области деятельности. Эти способности «пронизывают» все другие способности, необходимые для любой профессиональной деятельности. На рис. 3.
характеристики сложности проблемвведем следующие типы: интеллектуализационная сложность (сложность типа А1); конструктивная сложность (сложность типа В1); технологическая сложность (сложность типа С1)проблем.
Итак, специалист с определенным уровнем развитости способностей типа <А,В,С>, обладающий определенными ресурсами, должен в системе реального времени эффективно ликвидировать проблему сложности <А1,В1,С1>. В этой ситуации любой специалист будет испытывать девять типов трудностей, которые в условных обозначениях записываются следующим образом: А|Л1, А|Б1, Л|С1, Б|Л1, В|Б1, В|С1, С|Л1, С|В1, С|С1. Например, запись А|Л1 (читается А при условии А1) задает числовую оценку трудоемкости решения проблемы с интеллектуали-зационной сложностью А1 специалисту с состоянием уровня развитости формализа-ционных способностей, равным А, при полной обеспеченности егоресурсами.
н о
о &
«
и н о о к
я
л § н 8
И о
н о
о &
к &
И
о
и &
Рис. 3. Модель функционирования специалиста
приводится модель функционирования специалиста при решении потока проблем из профессиональной области.
Поток профессиональных проблем, который «наваливается» на специалиста, состоит из проблем разной сложности. Для
Для диагностики состояния уровня развитости способностей специалиста вводится когнитивная карта способностей (ККС) специалиста.
При известных значениях величин А,В,С, которые определяются в человеко/
Г
Сложность проблемы __'Ч_
А1 В1 С1
Л
с
S
S я е п
о S н
с о н б о с о п С
г А В
А|А1 А|В1 У///А А|С1
В|А1 Y/s/s/j В|В1 В|С1
С V С|А1 С|В1 С|С1
А| Л1=А2/(А+В+С); А| В1=АВ/(А+В+С); А| С1=АС/(А+В+С); В| Л1=АВ/(А+В+С); В| В1=В2/(А+В+С); В| С1=ВС/(А+В+С) С| Л1=АВ/(А+В+С) С| В1=ВС/(А+В+С) С| С1=С2/(А+В+С).
Рис. 4. Эпизод состояния уровня развития ККС
часах (чел/час) с помощью проективных тестов с использованием определенных техник, могут быть посчитаны все варианты трудностей по эвристическим формулам, приведеннымна р>ис.4.
Сущность экстремальной методики в дидактике подготовки конкурентоспособных специалистов в определенной области деятельности (области X) состоит в следующем: 1) выявление актуальной необходимой и потенциально достаточной сферы (сферы 8) способностей специалиста для решения потока проблем области X; 2) проектирование педагогической среды и соответствующей ей педагогической технологии для быстрого (экстремального) развития состояния уровня способностей специалиста с помощью имитационного педагогичес-
ки адаптированного потока проблем с учетом зоны ближайшего развития обучаемого и результатов диагностики актуального состояния его способностей.
В целом, модель может быть предложена в качестве инвариантной модели при проектировании любых дидактических систем подготовки и переподготовки конкурентоспособных специалистов [1, 2].
Литература
1. Нуриев Н.К. Экстремальная методология в дидактике программной инженерии. - Казань, 2004.
2. Нуриев Н.К, Емекеев А.А. Технологии
синтеза информационно-интеллектуальных ресурсов. - Казань, 2003.
Е. ГАФФОРОВА, доцент Дальневосточная государственная академия экономики и управления
Вопросы внедрения и функционирования систем менеджмента качества (СМК) в высших учебных заведениях в России и за рубежом являются предметом ак-
Планирование в системе менеджмента качества вуза
тивного обсуждения уже около десяти лет. Выбор оптимальной модели, определение ее ключевых процессов и показателей, оценка эффективности и результативности систе-