Научная статья на тему 'Оценка уровня конкурентоспособности специалистов'

Оценка уровня конкурентоспособности специалистов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
108
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня конкурентоспособности специалистов»

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

Н. НУРИЕВ, доцент Казанский государственный технологический университет

Описана методика использования про-фессионально-ориентированныхпро-ективных тестов для диагностики состояния конкурентоспособности специалистов в области программной инженерии. Эта методика является неотъемлемой частью дидактических систем подготовки и переподготовки кадров в этой области, а также с успехом может быть использована при сертификации специалистов разных инженерных профилей.

Профессиональная деятельность специалиста направлена на поддержку потока взаимодействующих по ресурсному обмену объектов (систем, артефактов), образующих определенный процесс (например, бизнес-процесс). В самом общем смысле эта деятельность направлена или на надежную поддержку этого процесса, или на интенсификацию процесса, или на ликвидацию противоречий по ресурсообмену между взаимодействующими объектами (ликвидацию проблем), или на создание новых объектов для автоматизированной поддержки этого процесса, или для поддержки в ПРОЦЕСС1* разных сочетаниях этих видов деятельности. На рис. 1 приводятся две наложенные друг на друга модели поддержки бизнес-процесса двумя различными специалистами (81, 82). Специалист 81 способен поддержать бизнес-процесс, изображенный на модели сплошной линией. Специалист 82 способен поддержать бизнес-процесс, изображенный на модели штриховой лини-

Оценка уровня

конкурентоспособности

специалистов

ей. Поток проблем показан как противоположный поток, создающий тормозящий момент основному потоку. Разумеется, любой бизнес-процесс в первую очередь определяется своей эффективностью. В модели считается: чем шире поток бизнес-процесса, тем больший показатель эффективности он имеет (например, прибыль с соответствующими значениями величин Р1 и Р2). Таким образом, специалист 81 способен поддержать прибыль на уровне Р1, а специалист 82 - на уровне Р2 (Р1>Р2).

Во всех рассмотренных направлениях деятельности специалиста в качестве инвариантной составляющей можно выделить три основных вида деятельности, которые проходят в разных средах - в когнитивной сфере, виртуальной и реальной среде.

1. Формализационная деятельность. Направлена на формализацию объективного процесса (выделение из среды действующих в процессе объектов, анализ свойств (способностей) с оценкой их ресурсов и свя-

бизнес-

поток проблем

Рис. 1.

зей). Как умственная деятельность, она происходит в когнитивной сфере. В области программной инженерии автоматизированная поддержка данной деятельности специалиста осуществляется через виртуаль-

110

Высшее образование в России • № 12, 2005

ную среду. В реальной среде результат фор-мализационной деятельности может быть представлен на различных носителях в виде проектов (моделей) в различных формах и видах, например в вербальном, образно-визуальном, математическом.

2. Конструктивная деятельность. Направлена на поддержку процесса, выраженного в построении определенного конструкта организации комплексного ресур-сообменного взаимодействия объектов, ведущих к цели. Как умственная деятельность, она также протекает в когнитивной сфере, а ее автоматизированная поддержка в области программной инженерии - в вирту-

Способности

В области программной инженерии исполнительская деятельность протекает в основном в виртуальной среде. В связи с этим она может рассматриваться как деятельность по отладке программных продуктов (отладочная деятельность), направленная на обеспечение надежной информационной поддержки процессов реальной среды. Каждый вид деятельности поддерживается соответствующими развитыми до определенного уровня способностями специалиста по решению потока проблем (рис. 2).

Выделим три универсальных вида способностей специалиста, поддерживающих три инвариантных вида деятельности:

Инвариантные составляющие способностей

альной среде. Результат конструктивной деятельности представляется в виде способов, методов, технологий, алгоритмов, различных руководств по организации целенаправленного эффективного взаимодействия объектов (действующих в проблеме).

3. Исполнительская деятельность. Направлена нареализациюпроекта (внедрение модели) в среду с помощью разработанной технологии, ведущей к достижению цели. В реальной среде результат исполнительской деятельности представляется в виде исполненного продукта.

Рис. 2.

• формализационные способности

(способности А) личности - позволяют получить целостное психическое образование рассматриваемого объективного процесса - модель (гештальт) процесса в когнитивной сфере и организовать представление этого гештальта в виртуальной среде с помощью объектов этой среды;

• конструктивные способности (способности В) личности - позволяют организовать когнитивный процесс ресурсообмен-ного взаимодействия объектов (объектов гештальта), ведущего к достижению цели в

Поток ПРОБЛЕМ из области программной инженерии

организованном процессе, и представления этой последовательности взаимодействия объектов в виртуальной среде в виде технологий и алгоритмов;

• исполнительские способности (способности С) личности - обеспечивают полноту поддержки объективного процесса в реальной среде. В области программой инженерии - создания проектного паттерна в виртуальной среде, где паттерн выступает как система, гарантирующая автоматизированную поддержку объективного процесса во всей полноте в системе реального времени.

Очевидно, способности специалиста имеют определенную ориентацию в его когнитивной

сфере и уровень актуального состояния развитости. В модели специалисты 81 и 82 имеют разную ориентацию и уровень состояния развитости способностей типов А, В, С, которые на рис. 1 имитируются с помощью пучка векторов разной величины и направленности.

Величины векторов |А|, |В|, |С| можно представить как величину интеллектуальной силы (интс) специалиста по трансформации ресурсов в направлениях А, В, С с целью решения проблемы в системе реального времени.

Рассмотрим объективный процесс и выделим там класс объектов из области программной инженерии, участвующих в ре-сурсообменных взаимодействиях в общем процессе. Эффективность поддержки процесса объектами из этого класса зависит от двух факторов: 1) от уровня состояния развитости проектно-конструкторских (ПК=<А, В, С>) способностей специалиста; 2) от наличия знаний, умений, навыков (ЗУН) поддержки процесса и опыта реше-

ния проблем в области программной инженерии. Разумеется, в данном случае ЗУН выступают в качестве ресурсов (вспомогательных средств), а ПК способности проявляются как личностные технологии эффективного использования этих ресурсов при решении проблем из области программной инженерии. На рис. 3 приводится циклическая модель развития ПК способнос-

СПОСОБНОСТИ типов А,В,С

Показатели особенности

Процесс поиска решения

личности

РЕШЕНИЯ

с определенным

показателем эффективности

РЕСУРСЫ

личностные привлеченные

ОПЫТ

ир бн ир о

рр га ¡ь

Рис. 3.

тей специалиста и аккумуляции опыта в качестве ресурсов при поддержке процесса и поиске решений проблем из этой области.

Спецификой нашего времени являются революционные темпы развития компьютерных средств автоматизированной поддержки деятельности специалиста в когнитивной сфере во многих направлениях деятельности, а следовательно, увеличение уровня развития формализационных, конструктивных и (опосредованно) исполнительских способностей за счет использования виртуальной среды. Разумеется, эта новая среда дает и новые возможности специалисту в эффективном решении потока профессиональных проблем. Следовательно, конкурентоспособность специалиста зависит от его «вооруженности» информационными технологиями поддержки своих способностей.

В свете всего сказанного конкурентоспособным специалистом в области программной инженерии называется специалист, обладающий:

112

Высшее образование в России • № 12, 2005

1) профессиональной компетентностью, т. е. соответствующими стандартам ЗУН на уровне, достаточном для решения профессиональных задач;

2) набором специальных ПК=<А, В, С> способностей, состояние развития которых соответствует уровню их востребованности в социуме, т. е. потенциально достаточных для обеспечения эффективной поддержки объектов программной инженерии, участвующих в бизнес-процессах.

С помощью дидактических тестов можно установить уровень компетентности специалиста, а также показатели его уровня обучаемости и только очень опосредованно и интегрированно оценить состояние уровня развитости общих ПК способностей [1]. Эти тесты не могут дать представление об актуальном состоянии конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Для такой оценки мы будем использовать проективные тесты - совокупность методик целостного изучения личности (в данном случае изучения специалиста как профессионала в области программной инженерии), основанные на психологической интерпретации результатов проекции. Эти тесты выявляют особенности форм развития ПК способностей личности, используемых им при решении раз-личныхпрофессионально-ориентированных проблемразличной сложности. «Сложность проблемы» - понятие объективное, и в то же время она оценивается субъективно специалистом (насколько трудно было решать эту проблему).

Поток профессиональных проблем, которые необходимо решать специалисту из области программной инженерии, состоит из проблем определенных классов разной сложности. Для характеристики сложности этих проблем (объектов) введем следующие типы сложностей (объективная характеристика).

1. Сложность явления - сложность системы свойств объекта. Проявляется во взаимодействии объекта из определенного класса с другими классами объектов из внешней среды (проявляется в процессе).

2. Сложность сущности - сложность системывнутренней организации объекта из определенного класса.

Объекты любой сложности можно представить через следующие субъективные трудности лучшего специалиста-«чемпиона»:

1) интеллектуализационная трудность объекта (трудность А1) - это трудность формализации структуры проявляемых свойств объекта в когнитивной сфере специалиста;

2) конструктивная трудность объекта

(трудность В1) - трудность формализации состава внутренних объектов, их связей и возможных вариантов взаимодействия в когнитивной сфере специалиста;

3) технологическая трудность объекта (трудность С1) - трудность создания объекта (проектного паттерна его реализации и целесообразного внедрения в реальную среду) с использованием современных инструментальных средств и технологий.

Итак, специалист с определенным уровнем развитости способностей типа <А, В, С>, обладающий определенными ресурсами, вступает во взаимодействие с объектом трудности <А1, В1, С1>, т. е. должен в системе реального времени эффективно ликвидировать проблему трудности <А1, В1, С1>. Любой специалист будет испытывать при этом девять типов трудностей, которые в условных обозначениях запишем так А|Л1, А|Б1, А|С1, В|А1, Б|Б1, В|С1, С|А1, С|В1, С|С1. Например, запись А|А1 (читается А при условии А1) задает числовую оценку трудности решения проблемы с интеллек-туализационной трудностью А1 специалисту с уровнем развитости формализацион-ных способностей, равным А.

Для характеристики трудности взаимодействия специалиста с <А, В, С> способностями с проблемой <А1, В1, С1> трудности введем когнитивную карту трудности взаимодействия специалиста с проблемой (когнитивную карту специалиста - ККС).

На рис. 4 приводится графическая модель ККС, задающая формат трудоемкости решения проблемы <А1, В1, С1> труд-

А1 В1 С1

А

В

С

А|А1 А|С1

А|В1

В|В1

В|А1 В|С1

С|А1

С|С1

С|В1

А| Л1= А| В1= А| С1= В| Л1= В| В1= В| С1= С| Л1= С| В1= С| С1=

=А7(А+В+С);

АВ/(А+В+С);

=АС/(А+В+С);

АВ/(А+В+С);

В2/(А+В+С);

=ВС/(А+В+С):

=АС/(А+В+С)

=ВС/(А+В+С):

С2/(А+В+С),

причем

А|А1+А|В1+А|С1=А Б|А1+В|Б1+Б|С1=Б С|А1+С|В1+С|С1=С

Рис.

ности для специалиста с <А, В, С> способностями.

При известных значениях величин А|Л1, Б|Б1, С|С1, которые определяются как производительность специалиста в раб/час, с помощью проективных тестов могут быть посчитаны все варианты трудностей по эвристическим формулам, приведенным на рис. 4. Так как ранее предполагалось, что решение проблемы любой сложности выражается через трудность решения ее лучшим специалистом (чемпионом) и может быть представлено через его способности, т. е. |А1|= |А|, |В1|=|В|, |С1|=|С|, оценки значений величин А, В, С находятся как результат решения нелинейной системы уравнений

" А*А1/(А+В+С) = А| Л1 В*В1/(А+В+С) = В| В1 С*С1/(А+В+С) = С| С1

т. е. после замены величин (без замены размерностей) имеем

" А*А/(А+В+С) = А| Л1 < В*В/(А+В+С) = В| В1 С*С/(А+В+С) = С| С1

Традиционно в проективных тестах не получают числовых оценок, в рассмотренном случае можно получить числовую оценку конкурентоспособности специалиста, исходя из величины «зоны возможного раз-

вития» (ЗВР). На рис. 5 приводится модель ЗВР, т.е. заштрихованный участок, полученный как разница между контурами специалистов 81 и82. Обозначим площадь под контуром специалиста 81 как Ь1, а специалис-

А В С

Рис. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

та 82 - как Ь2; К- коэффициент конкурентоспособности специалиста 82. „_ Ь 2

л _ "ы . Например, К=0,83 (введем

размерность - конкурентоспособность и запишем этот факт как - 0,83К). Это означает, что при решении определенного класса проблем специалист 82 на 0,83К конкурентоспособен с81 - «чемпионом», у которого этот показатель равен 1К. Исходя из этого, можно установить «устойчивый порог» конкурентоспособности специалиста.

Литература

1. Нуриев Н.К. Экстремальная методология в дидактике программной инженерии. -Казань, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.