УДК 130.121.4:130.2:658.512.23
ИНВАРИАНТНОСТЬ СЕМАНТИКИ В МОДЕЛИ СОЗДАНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА ДИЗАЙНА
М.С. Кухта
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Актуальность работы обусловлена теоретической и практической необходимостью исследования особенностей создания визуальных образов, феномен которых состоит в их непосредственной данности и пространственной определенности. Особенность организации визуальных текстов, связанная с континуальностью, требует разработки новых подходов к их изучению.
Целью исследования является разработка модели создания визуального образа в дизайне, которая позволяет исследовать специфику визуального образа, выявляет каналы трансляции визуального сигнала, позволяет исследовать роль семантики в режиме выбора визуальной структуры.
Методы исследования. В работе используются методы анализа и моделирования семиотических систем.
Результатом исследования является концептуальная модель создания визуального образа, в которой раскрыта специфика работы логического, эстетического и семантического каналов. Логический канал формирует банк образов реальности; эстетический канал компонует образы в структуры по законам композиции; семантический канал управляет работой логического и эстетического каналов, определяя выбор объектов и выбор структуры их компоновки, соответствующей семантике и наиболее полно передающей смыслы формируемого (создаваемого) визуального образа-текста. На основе представленной модели выявлена инвариантность семантики в процессах формообразования.
Ключевые слова:
Смысл, модель, семантика, визуальный образ, фигуративный образ, абстрактный образ.
В XXI в. наблюдается развитие визуальных коммуникаций - компьютерной графики, гипертекстов, визуальных моделей. Визуальная культура в современном мире чрезвычайно быстро завоевывает новые пространства через структуры дизайна и оказывает влияние на различные сферы жизни, тотально проникая в предметный мир.
В современном обществе вербальный текст замещается изобразительным («картинкой») - визуальной конструкцией, в которой образ выступает как самостоятельное сообщение, либо совмещается с текстом (цифровым или буквенным). Это приводит к созданию новых коммуникативных каналов, стоящих вне национальных границ: «...книга иероглифов интернациональна (по крайней мере в своей потенции); книга, напечатанная буквами, национальна, а книга будущего будет анациональ-ной; для того чтобы ее понять, потребуется минимальное обучение» [1. С. 55].
Актуальность работы обусловлена теоретической и практической необходимостью исследования особенностей создания визуальных образов, феномен которых состоит в их непосредственной данности и пространственной определенности.
Целью исследования является разработка модели создания визуального образа в дизайне и выявление организующей роли семантики в структуре визуального текста. В работе решаются следующие задачи:
• исследовать специфику визуального образа;
• выявить каналы трансляции в модели создания визуального сигнала;
• рассмотреть роль семантики в режиме выбора визуальной структуры.
Семантика визуального образа включает не только значение и содержание, соответствующие образному (узнаваемому) элементу, но также смысловые компоненты, принадлежащие к более вы-
сокому уровню семиотических единиц семантической сферы. В аналитической философии проблема исследования смысла связана с логическим анализом языка (Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн) и основана на четком различении смысла и значения. В феноменологии в центр исследования проблемы смысла ставится личность, понимающая и осмысленно делающая выбор. Смысл у Г. Гуссерля рассматривается в аксиологическом аспекте, в тесной связи с функциональностью -слово, предмет, действие обретают смыл в рамках конкретной ситуации. Логико-гносеологическое понимание проблемы смысла (Р.И. Павиленис) предполагает исследование концептуальных систем, аккумулирующих знания людей о мире и формирующиеся в сознании носителей языка. Человек в этой модели рассматривается как активный субъект познания, создающий мировоззренческий локус на базе индивидуального и социального опыта, являющихся основой коммуникации. Смысл как экстралингвистическое явление (Н.А. Слюсарева) связан с мышлением и может проявляться как вербально, так и визуально [2. С. 40]. Таким образом, философские подходы к проблеме смысла связывают его со сферой сознания, с определенными концептами, системами понятий, эмоциональными составляющими.
Механизмы трансляции смыслов осуществляются в двух важнейших культурных резервуарах информации - слове и образе, которые отличаются не только спецификой организации текста, но и способом создания сообщения. Можно говорить о двух разных символических системах (вербальной и визуальной), каждая из которых имеет собственную структуру и функцию. Обе системы связаны с внешним миром. Эти связи в вербальных символах действуют опосредованно, а визуальных активизируются непосредственно - обращаются напрямую
к человеку, приглашают к визуально-активному пониманию и визуально-направленному познанию. [3]
Вербальный текст и визуальный образ представляют собой не вещи материального мира, а замены вещей. Вербальный текст имеет небольшую информационную емкость, требует знаний языка для расшифровки принятой информации и делится на дискретные единицы - знаки, которые соединяются при помощи лингвистических механизмов.
Визуальный текст континуален (термин В.В. Налимова) поскольку связан не со словами, а с образами и характеризуется большим поступлением информации в мозг в единицу времени. По данным нейрофизиологии эмоционально-образное восприятие древнее, чем понятийно-логическое, т. к. образ, как способ фиксации информации, родился на заре человеческой цивилизации и предшествовал письменности, что доказывают данные археологических раскопок. Визуальный текст не делится на дискретные единицы и представляет собой образ объекта на двумерной плоскости, либо в трехмерном пространстве, организованный по законам композиции. Визуальный образ является системой, не имеющей означающих единиц, базируется на семантическом принципе передачи информации (Ю.М. Лотман). Отсутствие дискретных единиц приводит к тому, что значение порождается всей формой, которая является неделимой целостностью. Можно выделить следующие особенности визуального образа: включение зрительного канала; интеграция чувственно-наглядных и воображаемых структур; пространственность и недис-кретность [4].
Поскольку в основе создания визуального образа лежит зрительное восприятие мира, можно предположить, что в зрении (вернее, в знаково-
культурном освоении мира, которое основывается на зрении) заложена специфика моделирования «смыслов» средствами визуальных образов действительности. На этом допущении основана модель создания визуального образа, представленная на рис. 1, в которой задействованы следующие информационные каналы:
• логический канал формирует банк образов реальности;
• эстетический канал компонует образы в структуры по законам композиции;
• семантический канал управляет работой логического и эстетического каналов, определяя выбор объектов и выбор структуры их компоновки, соответствующей семантике и наиболее полно передающей смыслы формируемого (создаваемого) визуального образа-текста. Рассмотрим подробнее особенности работы этих каналов в модели рис. 1.
Логический канал подчиняется законам универсальной логики в том смысле, что его образы являются общепринятыми и допускают точный перевод на любой язык. Логический канал перерабатывает визуальную информацию, поступающую из окружающего мира, и формирует из визуальных образов специфический визуальный алфавит, основанный на физических, зрительно-наблюдае-мых качествах физических объектов (цвет, форма, объем и др.).
Из логического канала осуществляется выбор объектов, которые могут быть как фигуративные, так и абстрактные. Фигуративные объекты - схематические изображения конкретных явлений или предметов, основанные на внешнем подобии изображаемому. Выбор конкретных объектов определяется смысловым наполнением визуального сообщения, которым управляет семантический
Рис 1. Модель создания визуального образа
канал. Предмет, имеющий реальные признаки величины, цвета, качества, назначения, в визуальном образе наделяется чертами, идущими помимо этих объективных признаков. То есть не признаки предмета, а его насыщенность особыми смыслами - семантика - играет основную роль в создании визуального образа. В образе вскрывается нечто, объективно в нем не существующее, но связанное со смыслом. Следовательно, образ всегда несет в себе особый надпредметный мир смысла. По определению Ф. де Соссюра именно семантика влияет на выбор объектов, так весы могут быть символом справедливости, поскольку визуально содержат идею справедливости, а телега - нет [5]. Абстрактные объекты представляют формы, не существующие как вещи, предметы. Смыслопорождающая способность абстрактных (геометрических) форм и фигур феноменологически наглядно представлена в экспериментальных исследованиях Е.Ю. Артемьевой. Установлена корреляция различных геометрических фигур с эмоциональными характеристиками (агрессивность, нежность, спокойствие, тревожность и др.). На этом основании строится концепция перцептивных универсалий, выступающих в роли внемодальных родоначальников множества допустимых образов различной модальности [6]. Перцептивные универсалии размещены в пространстве психики и находятся в соотношении с интроспективно наблюдаемыми и внешне фиксируемыми психическими феноменами. В работах Е.Ю. Артемьевой вводится понятие глубинной семантики отражения для характеристики места, где располагаются перцептивные универсалии, и постулируется наличие двух уровней отражения - уровня символической репрезентации, данного нам в понятийной форме, и иконического уровня, зафиксированного в визуальном объекте. Таким образом, абстрактные (геометрические) формы вызывают определенные эмоциональные отклики и имеют выраженную семантику.
Эстетический канал позволяет создавать структуры, которые организовываются по законам ком-
позиции - симметрии и асимметрии, динамики и статики, ритма, доминанты, пропорций, масштабов и др.
В семантическом канале происходит процесс выбора объектов из логического канала и вариантов структур их организации из эстетического канала. Инвариантность семантики связана со смыслом сообщения, что и определяет форму визуального образа.
Создание визуального образа является важнейшим этапом процесса формообразования в дизайн-проектировании, основная цель которого - выработка нового визуального языка, выражающего философский, социальный, композиционный и др. смыслы. Визуальный образ становится резервуаром смыслового и эмоционально чувственного воплощения замысла формы будущего объекта. Иногда между образом изделия и его воплощением проходят столетия (проект Леонардо да Винчи La Ршша), что связано с отсутствием необходимых для его осуществления (овеществления) технологий и материалов.
На рис. 2, а представлен графический дизайн номера, прототипом которого явился орнитоморф-ный вариант Древа Жизни. Симметричная статическая композиция обращается к образу птиц, отражающих в различных культурах идею начала Жизни, связи Миров, сотворения и творческого преобразования Вселенной. Визуальный фигуративный материал (птицы) и средства композиции (симметрия) способствовали созданию гармоничного образа дизайна, семантика которого направленно участвовала в выборе объектов и способах их организации. Логика организации образа строится на семантике Древа Жизни, поскольку одной из задач, стоящей перед дизайнером было создание графического образа номера дома (квартиры, коттеджа). Смысловую идею Дома, Рода, Семьи наиболее полно отражает архаический мотив Древа Жизни, который на архетипическом и визуаль-ном-графическом уровне прочитывается в представленном образе.
В абстрактной композиции (рис. 2, б) семантическое наполнение достигается средствами симметрии, построенной на метро-ритмических чередованиях волнообразных линий. Смысл визуального текста-образа -устойчивость и единство - достигается уравновешенностью формы, статикой, выбором ритмов и пропорций.
Если на этапе создания визуального образа проявляется инвариантность семантики, то при восприятии образа семантика вариативна, поскольку связана с культурным тезаурусом реципиента, его способностью увидеть и понять смыслы визуального текста, что предполагает различные варианты прочтения образа [5].
Выводы: Предложена модель создания визуального символа, в работе которой участвуют три канала: логический, формирующий банк объектов, эстетический, отвечающий за структурирование образной информации и семантический, управляющий выбором форм и их конструкций, наиболее полно отвечающих семантике. Доказана инвариантность семантики на этапе формирования структуры визуального образа. Верификация теоретических положений представлена на примерах графического дизайна в создании фигуративной и абстрактной композиции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лаврентьев А. Лаборатория конструктивизма. Опыты графического моделирования. - М.: Грантъ, 2000. - 256 с.
2. Кухта М.С. Специфика репрезентации смысла в иконических символах: постнеклассическая интерпретация теории Ч.С. Пирса // Вестник ТГПУ. - 2004. - Вып. 2 (39). - С. 39-45.
3. Paivio A. Mental Representations: A Dual Coding Approach. -New York: Oxford University Press, 1986. - 45 р.
4. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семи-осфера-история. - М.: Языки русской культуры, 1996. -445 с.
5. Кухта М.С. Смысловая емкость вещи в дизайне // Труды Академии технической эстетики и дизайна. - 2013. - № 1. - С. 31-33
6. Артемьева Е.Ю. Об описании структуры перцептивного опыта // Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». - 1977. - № 2. - С. 12-18.
Поступила 21.05.2013 г.
UDC 130.121.4:130.2:658.512.23
INVARIANCE OF SEMANTICS IN MODEL OF VISUAL IMAGE DESIGN
M.S. Kukhta
Tomsk Polytechnic University E-mail: [email protected]
The urgency of the work is caused by theoretical and practical necessity to study the features of developing visual images, which phenomenon consists in their immediate reality and spatial certainty. The feature of visual texts related to continuity, requires the development of new approaches to learning.
The aim of the research is to develop a model for creating a visual image in the design, which allows you to explore the specificity of the visual image, the role of semantics in visual structure selection mode and identifies broadcast channels of a visual signal.
Research methods. The author uses the methods of analysis and simulation of semiotic systems.
The result of research is a conceptual model for creation of a visual image which reveals the specific character of logical, aesthetic and semantic channels work. The logical channel forms a Bank of images of reality; the aesthetic channel composes images into structure according to the composition laws; the semantic channel controls the operation of the logical and aesthetic channels, determining the choice of facilities and the choice of the structure of their configuration corresponding to semantics and fully transmitting the meanings of the generated (created) visual image-text. On the basis of the model introduced the invariance of semantics in morphogenesis was revealed.
Key words:
Meaning, model, semantics, the visual image, figurative image, abstract image.
REFERENCES
1. Lavrentyev A. Laboratoriya constructivisma. Opyt graficheskogo modelirovaniya [Laboratory of constructivism. Graphic simulation experience]. Moscow, Grant, 2000. 256 p.
2. Kukhta M.S. Spetsifika reprezentatsii smysla v ikonicheskikh simvolakh: postnonclassicheskaiya interpretatsiya teorii C.S. Pirsa [Specific Character of Sense Representation in Icon Symbols: the Postnonclassic Interpretation of the C.S. Peirce Theory]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2004, no. 2 (39), pp. 39-45.
3. Paivio A. Mental Representations: A Dual Coding Approach. New York, Oxford University Press, 1986. 45 p.
4. Lotman Yu.M. Vnutri myslyashchikh mirov. Chelovek-text-se-miosphera-istoriya [Inside minded worlds. Man-text-semiosphe-ra-history]. Moscow, Yazyki russkoy kultury, 1996. 445 p.
5. Kukhta M.S. Smyslovaya emkost veshchi v disayne [Semantic capacity of an object in design]. Proceedings of the Academy of Technical aesthetics and Design, 2013, no. 1, pp. 31-33.
6. Artemyeva E.Yu. Ob opisanii struktury pertseptivnogo opyta [On the description of the structure of perceptual experience]. The Moscow University Herald, 1977, vol. 14. Psychology, no. 2, pp. 12-18.