Научная статья на тему 'Инвагинаци я кишечника'

Инвагинаци я кишечника Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
141
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвагинаци я кишечника»

ЛЕЧЕНИЕ ИНВАГИНАЦИЙ КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ

Е.А. Лукьяненко Саратовский государственный медицинский университет, Саратов, Российская Федерация

Актуальность проблемы определяется тяжестью течения инвагинации кишечника, неоднозначностью подходов к выбору тактики лечения, высоким процентом открытых оперативных вмешательств.

Проведен анализ лечения 941 ребенка в возрасте от двух суток до 8 лет с инвагинацией кишечника (1069 инвагинаций) с 1981 по 2008 г В возрасте старше года было 212 (22,6%) детей. Клиническая картина была типичной: беспокойство ребенка (85%), рвота (73,3%), кал в виде «малинового желе» (61,5%).

При выборе способа лечения инвагинаций кишечника использовали 10-часовой срок с начала появления крови из ануса (Староверова Г.А., 1982). При сроке появления крови менее 10 ч. предпринимали пневматическую дезинвагинацию (89,8% больных). Срок появления крови более 10 ч. являлся показанием к операции (10,2% больных).

При сроке появления крови из ануса менее 10 ч. поступили 845 пациентов. Пневматическая дезинвагинация оказалась успешной у 772 (91,4%). Среди этих детей 149 были старше года. В 73 (8,6%) случаях пневматическая дезинвагинация была безуспешной - дети были оперированы. В ходе операции были выполнены дезинвагинация (67), резекция некротизированного участка кишки с наложением анастомоза (5), удаление дивертикула Меккеля (2). В этой группе больных на операции в 5 (6,8%) случаях диагностирована тонкокишечная инвагинация кишечника, в 50 (68,5%) - подвздошно-ободочная, а в 18 (24,7%) - слепоободочная.

Позже 10 ч. от момента появления крови из ануса поступило 96 детей. Среди них в возрасте старше года - 36. Все имели илеоцекальную инвагинацию кишечника (79 - слепоободочную, 17 - подвздошно-ободочную). У 6 человек инвагинация была обусловлена дивертикулом Меккеля, у одного - полипом слепой кишки. Были выполнены следующие операции: интраоперационная ручная дезинвагинация (59), резекция подвздошной кишки с наложением анастомоза (27), резекция илеоцекального угла с наложением анастомоза (6), энтеростомия (3).

Таким образом, пневматическая дезинвагинация была успешной в 92,5% наблюдений, анатомическая причина инвагинации кишечника регистрирована в 0,9% случаев. Все дети, поступившие позже 10 ч. от момента появления крови из ануса, имели илеоцекальную инвагинацию кишечника.

ЭНДОВИДЕОХИРУРГИЯ В ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ ГЕМОРРАГИЧЕСКОГО ПЕРИТОНИТА, ОБУСЛОВЛЕННОГО ТРАВМАТИЧЕСКИМ ПОВРЕЖДЕНИЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ

Б.С. Махамбедьяров, А.К. Надыргалиев Западно-Казахстанская государственная медицинская академия им. М.Оспанова, Актобе, Казахстан

Закрытая травма органов брюшной полости составляет 3-5% всех повреждений у детей. Повреждения органов брюшной полости сопровождаются внутрибрюшным кровотечением с нарастающей анемией, гемодинами-ческими нарушениями и приводят к перитониту.

Цель исследования: изучить роль лапароскопии в диагностике и хирургическом лечении геморрагического перитонита, обусловленного травматическим повреждением внутренних органов у детей.

Материалы и методы исследования: в основу работы положен ретроспективный анализ результатов лечения 80 детей с травмами органов брюшной полости, находившихся в клинике детской хирургии ЗКГМа имени Марата Оспанова в период с 2002 по 2007 годы, из них 54 мальчика и 26 девочек.

Результаты и их обсуждение: из 80 больных после диагностической лапароскопии диагноз «закрытая травма органов брюшной полости» подтверждён у 67 детей, из них у 54% выявлен разрыв селезенки, у 12(15%) - разрыв печени, у 4 (5%) - повреждение кишечника, у 10 (13%) - гематомы брыжейки кишечника, у 10 (13%) - гематома большого сальника.Во время лапароскопии в 37 случаях при разрыве селезёнки выявлены остановившееся кровотечение и тампонада сальником места разрыва. В 2-х случаях, в связи с продолжающимся интенсивным кровотечением вследствие разрыва селезёнки в области ворот, осуществлены конверсия и спленэктомия с имплантацией селезёночной ткани в сальник. При разрывах печени у 10 больных во время лапароскопии гемостаз удалось осуществить биполярной коагуляцией.

При повреждении кишечника, осложнённом перитонитом, у 3 больных выполнена лапароскопически ассисти-рованная операция. Ослажнений в послеоперационном периоде и летальных случаев не было, все дети благополучно выписаны домой.

Вывод: при геморрагическом перитоните, обусловленном травматическим повреждением внутренних органов, у детей наиболее информативным методом диагностики является лапароскопия, которая позволяет не только установить локализацию повреждения, степень выраженности изменений, но и провести эффективное оперативное вмешательство.

ИНВАГИНАЦИЯ КИШЕЧНИКА

К.М. Мыкыев, Т.О. Омурбеков, Д.Р. Шайбеков, Ш.М. Менбаев,

А.Ш. Самсалиев, А.Б. Коновалов Кыргызская государственная медицинская академия, Бишкек, Кыргызская Республика

Несмотря на изученность диагностической и лечебной тактики инвагинация кишечника у детей остается актуальной проблемой в экстренной абдоминальной хирургии из-за позднего поступления, атипичного течения в старшем детском возрасте. Нами анализированы данные о 81 ребенке, оперированном в 2006-2008 г. с диагно-

МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, № 1, 2009

зом “приобретенная кишечная непроходимость” в ГДКБ СМП г. Бишкек. Из них с инвагинацией кишечника было 52 (64,2%) больных. Всего инвагинация кишечника обнаружена у 91 больного, проведено консервативное лечение у 39 (42,8).

Сроки госпитализации от начала заболевания: до 6 часов -20 (22,0%), до 12 часов -15 (13,2%), от 12 до 24 часов - 42 (46,1%), от 24 до 48 часов -10 (11,01%), свыше 48 часов - 4 (4,4%), через 6 суток - 1 больной. По возрасту поступившие дети распределились следующим образом: до 6 месяцев - 28 (53.4%), 6-12 месяцев - 10 (19.2%), 1-3 года - 9 (17.3%), старше 3 лет - 5 (9.2%) детей. Во время операции обнаружены: тонко-тонкокишечная форма - у 8 (15.41%), илеоцекальная форма - у 40 (26.91%), тонко- тонко - толстокишечная форма - у 4 (2.2%) больных. Причинами инвагинации кишечника в старшем детском возрасте были: синдром Пейтца - Егерса - у 3-х (5.8%), 1 больной оперировался в другом стационаре по поводу кишечной непроходимости; дивертикул Меккеля - у 5 (9.6%). Из-за явлений некроза и разрыва кишки, перитонита, невозможности дезинвагинации в 5 случаях произведено наложение «концевой» стомы, в 3-х случаях, при отсутствии явлений перитонита, выполнена резекция кишки. В послеоперационном периоде умер 1 ребенок (1,9%) .

Вывод: несмотря на изученность проблемы инвагинация кишечника у детей остается актуальной из-за частоты и атипичности течения в старшем детском возрасте.

АППЕНДИКУЛЯРНЫЙ ИНФИЛЬТРАТ

А. Надыргалиев, Л. Губашева Западно-Казахстанская государственная медицинская академия, Актобе, Казахстан

Аппендикулярный инфильтрат у детей до настоящего времени остается актуальной проблемой детской хирургии. Отмечаются трудности ранней диагностики этой патологии, сохраняются неблагоприятные исходы в виде абсцедирования, развития перитонита, спаечной непроходимости, абдоминального сепсиса. До сих пор нет единой точки зрения на лечение аппендикулярного инфильтрата. На базе ОДКБ города Актобе нами был проведен анализ наблюдений за 120 пациентами, находившимися на лечении в отделении лапароскопической хирургии с 1998 по 2008 год.

В зависимости от патологии пациенты были распределены на две группы:

- первую группу составили пациенты с плотным аппендикулярным инфильтратом (55 пациентов),

- вторую группу составили пациенты с рыхлым аппендикулярным инфильтратом (65 пациентов).

В свою очередь, каждая из исследуемых групп была разделена на подгруппы в зависимости от метода лечения. В первой группе основную подгруппу составили пациенты, у которых одним из компонентов комплексной терапии являлась регионарная лимфотропная антибактериальная терапия, а контрольную подгруппу составили пациенты, у которых антибактериальная терапия проводилась путем внутримышечного введения препаратов.

Во второй группе основную подгруппу составили пациенты, в комплексном лечении которых применялась лапароскопическая аппендэктомия в сочетании с терапией, а контрольную подгруппу - пациенты, которым выполнялась традиционная «открытая» аппендэктомия.

Диагноз «аппендикулярный инфильтрат» устанавливался на основании жалоб, анамнеза заболевания, клинического осмотра пациента, лабораторных показателей, данных ультразвукового исследования и диагностической лапароскопии.

Количество осложнений в ближайшем послеоперационном периоде при использовании лапароскопии и регионарной лимфотропной антибактериальной терапии в лечении рыхлого аппендикулярного инфильтрата сократилось в 2 раза.

Таким образом, применение предложенного диагностическо-лечебного алгоритма при рыхлом аппендикулярном инфильтрате у детей позволило получить выраженный клинико-экономический эффект.

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ

А.Д. Некрасов Донецкий национальный медицинский университет, Украина

Желудочно-кишечные кровотечения (ЖКК) у детей встречаются довольно часто. В последние годы отмечен рост гастроэнтерологической патологии, сопровождаемой ЖКК. Нередко отмечаются профузные кровотечения, требующие ранней диагностики и проведения адекватной терапии. За последние 15 лет в клинике наблюдалось 112 детей с ЖКК, вызванными язвенной болезнью 12-перстной кишки (78 пациентов) и желудка (16 больных), изъязвлением дивертикула Меккеля (18 детей), в возрасте от 1,5 до 15 лет. Помимо общепринятых клинико-лабораторных исследований, проводились фиброгастродуоденоскопия, сцинтиграфия, лапароскопия. Основным признаком кровотечения при дивертикуле Меккеля является повторяющееся кровотечение с нарушением гемодинамики среди полного здоровья, без сильных болей в животе. Кал приобретает тёмно-вишнёвый цвет, либо имеет вид “смородинового желе”, крайне редко наблюдается дегтеобразный стул. Все дети оперированы (ла-паротомия, удаление дивертикула). При гастродуоденальных кровотечениях отмечались боли в эпигастральной области, рвота «кофейной гущей», дегтеобразный кал. Язвенные дефекты локализовались в 93% случаев в луковице двенадцатиперстной кишки, а в 7% - в постбульбарном отделе. При поражении желудка язвы чаще всего обнаруживались в антральном отделе или по малой кривизне. Лечение начинали с комплексной гемостатической терапии. Оперативное вмешательство при продолжающемся кровотечении выполнено у 6 пациентов (ушивание язвы). В последующем проводилась комплексная противоязвенная терапия.

Задачей первостепенной важности является идентификация места возникшего кровотечения, а также проведение комплекса мероприятий по его остановке и стабилизации достигнутого состояния больного. Лечение детей с ЖКК проводили в соответствии с общепринятыми принципами, предусматривающими устранение острой кровопотери и её последствий. Применяли кровоостанавливающие средства (раствор хлорида кальция, амино-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.