Научная статья на тему 'Интуиция в принятии решений как форма познания и уникальная субъективная способность'

Интуиция в принятии решений как форма познания и уникальная субъективная способность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2844
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ / ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ / ИНТУИЦИЯ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ИНТУИТИВНЫЕ ЗНАНИЯ / СУБЪЕКТИВНЫЕ СУЖДЕНИЯ / COGNITION / FORMS OF COGNITION / INTUITION / DECISION TAKING / INTUITIVE KNOWLEDGE / SUBJECTIVE ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Переверзева Наталья Юрьевна

В статье в контексте анализа проблемы принятия решений с точки зрения интуиции автор ссылается на классические и современные трактовки интуиции как формы познания, дает описание ее структуры и функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intuition in decision taking as a form of cognition and a unique subjective ability

Regarding the problem of decision taking the author analyses intuition applying to its classical and modern interpretations as a form of cognition, and describes its structure and functions.

Текст научной работы на тему «Интуиция в принятии решений как форма познания и уникальная субъективная способность»

© Н.Ю. Переверзева, 2008

УДК 165.193 ББК 60.01

ИНТУИЦИЯ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ КАК ФОРМА ПОЗНАНИЯ И УНИКАЛЬНАЯ СУБЪЕКТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ

Н.Ю. Переверзева

В статье в контексте анализа проблемы принятия решений с точки зрения интуиции автор ссылается на классические и современные трактовки интуиции как формы познания, дает описание ее структуры и функций.

Ключевые слова: познание, формы познания, интуиция, принятие решений, интуитивные знания, субъективные суждения.

В настоящее время мы живем в сложном мире реальности, в которой, с одной стороны, многое формализуется, а с другой - стираются рамки форм и условностей. Данное противоречие обостряет значимость вопроса о соотношении логического и внелогического в познании, духовной сфере, практической деятельности. «Возникнув многие сотни лет назад как вопрос чисто философский, пройдя через горнило современной математической логики, эта проблема приобретает в наши дни совершенно конкретное звучание как проблема сочетания формально-логического аппарата с внелогическим, оценочным, интуитивным суждением. Оно необходимо присутствует в любой... науке и в практике» [4, с. 46].

Нет более перспективной и важной цели фундаментальных научных исследований, чем понимание того, как человеческий мозг с помощью или без помощи компьютеров решает проблемы и принимает эффективные решения, и совершенствование наших способностей по решению проблем и принятию решений. За последние пятьдесят лет в области гносеологии, психологии, экономики, математической статистики, политологии, исследований искусственного интеллекта и процесса познания были сделаны крупные достижения, проливающие свет на процессы решения проблем и принятия решений. Полученные в ходе иссле-

дований результаты обещают новые достижения, которые позволят нации решить стоящие перед ней задачи. «Большая часть полученных в результате этих исследований знаний относительно принятия решений и решения проблем уже получила практическое применение. Например, в методах оценки безопасности лекарственных средств, методах контроля оборудования в промышленности, новых экспертных системах, включающих искусственный интеллект, системах моделирования энергии и окружающей среды, в анализе стабилизирующих и дестабилизирующих последствий альтернативных стратегических систем защиты. .. .Возрастающее понимание того, что главная задача в принятии человеком решения - это справиться со сложностью и неопределенностью, оказывает сильное влияние на направления научных исследований в этой области» [6, р. 1-2].

Рассматриваются гипотезы о том, как влияет организация человеческой памяти на процесс принятия решений. Психологи стремятся экспериментально определить границы человеческих возможностей в задачах выбора. Рассмотрение процессов принятия решений в различных научных дисциплинах вполне оправданно. Центральным для этих проблем является сам акт выбора человеком одного из вариантов решений, так называемых альтернатив. В отличие от других научных дисциплин, в науке о принятии решений основным предметом является исследование процесса выбора. Эта наука изучает, как человек при-

нимает решения и как следует ему в этом помогать, создавая специальные методы и компьютерные системы.

Таким образом, можно сделать вывод, что междисциплинарный характер данной прикладной научной дисциплины во многом определяется спецификой принятия решений как предмета исследования. Однако существует и быстро развивается отдельная наука, занимающаяся вопросами процесса принятия решений - теория принятия решений. «Задачи, которыми она занимается, порождены практикой управленческих решений на различных уровнях - от отдельного подразделения или малого предприятия до государств и международных организаций» [2, с. 19]. Данная наука занимается многими проблемами принятия решений, некоторыми из них являются: системный подход при принятии решений, современные методы принятия решений и проблема горизонта планирования.

Все вышеизложенное можно обобщить и поставить акценты на том, что:

- принятие решений - это специфический, жизненно важный процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действий;

- в принятии решений принято различать следующие персональные позиции людей: лицо, принимающее решения (ЛПР); владелец проблемы; участник активной группы; эксперт; консультант по принятию решений;

-варианты действий принято называть альтернативами; показатели привлекательности альтернатив - критериями; уровень же привлекательности определяется оценкой по критерию;

- в процессе принятия решений выделяют несколько этапов, среди которых условно можно выделить пять основных: постановка цели, поиск информации, поиск альтернатив, сравнение и выбор лучшей или лучших альтернатив; реализация и контроль результатов;

- традиционно принято выделять следующие задачи принятия решений: упорядочение альтернатив, имеющих оценки по многим критериям; классификация многокритериальных альтернатив; выделение лучшей альтернативы.

Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы обычных приемов познания на основе логики для проникновения в область еще непознанного, особенно в экстремальных, неординарных ситуациях и ситуациях ограниченного времени. Она является процессом, аналогичным инстинкту, с той разницей, что инстинкт является целенаправленным импульсом для осуществления некоторого высокосложного действия, тогда как интуиция представляет собой восприятие результата бессознательного или сверхсозна-тельного и целенаправленное понимание крайне сложной ситуации. Учитывая данную позицию, допустимо рассматривать интуицию как оптимальный способ нахождения наиболее верного решения в процессе принятия решений на любом уровне в условиях многофакторности и повышенности информационной сложности в современной действительности.

Последнее время на западе руководители крупных компаний уделяют внимание вопросу использования интуитивных знаний в процессе принятия решений. «Отчасти это обусловлено тем, что появился запрос на людей, которые могут принимать решения и действовать, полагаясь на свою интуицию. Например, Т. Питерс и Дж. Ватермен в 1982 г. отмечали, что десять лучших компаний в Америке поощряют использование интуиции и развитие интуиции в своей менеджерской среде» [3, с. 133-143].

Одним из современных представлений об интуиции является позиция О.В. Степано-совой: «Интуиция - это знание, возникающее в неопределенной ситуации, субъективно воспринимаемое как догадка, предчувствие, внутреннее чутье, наличие которого осознается. Процесс возникновения интуитивной догадки не осознается, и причины получения или доказательства ее правильности неверифициру-емы» [там же].

Интуиция, рассматриваемая как одна из форм познания, не отделима от человеческой психики, сознания и человеческой индивидуальности. В книге В.Ф. Асмуса дается определение интуиции как непосредственного знания. Она выступает как «...прямое усмотрение истины, то есть усмотрение объективной связи вещей, не опирающееся на доказательство» [1, с. 3]. В качестве компонента чело-

веческой психики, сознания интуицию можно определить как уникальную человеческую способность постижения истины путем прямого ее усмотрения. Интуицию в данном ракурсе можно рассматривать в соотношении чувственного и рационального начала, или в соотношении чувственного восприятия и интеллекта субъективной реальности (человеческой психики) в ее уникальности, универсальности и индивидуальности.

Рассмотрение аспекта человеческой индивидуальности возможно с позиции влияния биологических факторов и социокультурной среды на уровень интеллекта и, соответственно, интуитивную способность. И если утверждать, что одним из обязательных условий проявления интуиции является наработка информационного поля проблемы (или простым языком - опыта, определенного объема знаний), то в данном случае допустимо рассматривать память как индивидуальный информационный банк для возможности хранения данного наработанного багажа знаний как основы возможных последующих интуитивных проявлений.

Интуицию издавна рассматривали или как чувственную компоненту, или как интеллектуальную компоненту, что не противоречит взглядам современной философии как науки. Если же рассматривать интуицию в соотношении чувственного восприятия и интеллекта, то целесообразно остановить внимание еще на одном гносеологическом вопросе - соотношении интуитивного и дискурсивного в познании. В данном рассмотрении интересным является то, что «...для познания мира - и физического, и духовного - совершенно необходимы два существенно различных метода: с одной стороны, дискурсивный, логический, тот, что при поверхностном подходе представляется многим людям точного знания единственно заслуживающим названия научного, с другой - интуиция, непосредственное синтетическое суждение, не опирающееся на доказательство, причем этот второй метод, с гносеологической точки зрения, в основе своей один и тот же в науке и искусстве, в вопросах физики и этики. К сожалению, четкое понимание этого единства недостаточно распространено. ...Два метода познания истины - дискурсив-

ный и интуитивный - глубоко различны в своей убедительности» [4, с. 90].

Рассматривая интуицию как специфическую форму познания, теорию познания допустимо рассматривать как основу для изучения интуиции в данном аспекте. Ступенями познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное - это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое, причем интуиция выступает уникальной способностью, граничащей с чувственным и рациональным. Рациональное же должно предшествовать интуитивному проявлению, с одной стороны, и может завершать интуитивное проявление, с другой стороны. И данное представление более адекватно реальной структуре познавательной деятельности.

Рассмотрение вопроса о сущности и компонентах интуиции позволяет определить, что интуиция не сводима ни к чувственно-сенситивному, ни к абстрактно-логическому познанию. В ней имеются и та, и другая форма познания, а также нечто, выходящее за эти рамки и не позволяющее редуцировать ее ни к той, ни к другой форме; она дает новое знание, не достижимое никакими другими средствами. Поэтому именно интуицию считают одним из основных источников получения новых знаний и открытий.

Эвристическая интуиция не существует в абсолютном отрыве от дискурсивного, логического. Дискурсивное, логическое предшествует интуитивному, выступает обязательным общим условием формирования и проявления интуиции в сфере сознания. Логическое как мыслительное имеет место и на уровне подсознательного и включается в механизм самого интуитивного процесса. Это является условием проявления интеллектуальной интуиции. Дискурсивное должно дополнять свершившуюся интуицию, следовать за ней. Обязательным условием является предварительная наработка информационного поля проблемы, что подтверждается историческими фактами.

Процесс познания во всех своих существенных моментах связан с практикой. Практика оказывает мощное воздействие на познание и формирование истины. Познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без

друга не существуют. Процесс познания может исходить из опыта, практики, проводиться в практической деятельности и переходить к теоретическому уровню познания. Таким образом, процесс познания содержит два уровня: теоретический и практический. Данное заключение является обоснованием использования интуиции как формы познания (на теоретическом уровне исследования) в процессе принятия социально значимых решений (на практическом уровне).

Однако не следует ни переоценивать, ни игнорировать роль интуиции в познании. Дискурсивное и интуитивное - специфические и дополняющие друг друга средства познания. «В действительности... интуитивное обобщающее суждение само принимает во внимание логическую, дискурсивную сторону, не может с нею не считаться. ...Сам процесс познания мира - от опыта к абстракции и затем снова к опыту, к практике - естественно сопоставляется с последовательностью: от интуитивного обобщения опыта к абстракции, а затем от абстракции через логическое умозаключение к практическому приложению и проверке практикой (снова требующей интуитивного умозаключения!)» [там же, с. 59].

Определяя концептуальную сторону исследования проблемы интуиции в познании, необходимо обозначить, что интуиция как одна из форм познания в гносеологии и специфическая человеческая способность, включающая чувственную и интеллектуальную компоненту, существует наравне с рациональной стороной познания основой, а часто и решающим компонентом, в процессе творчества и принятия верного решения в человеческой деятельности.

Современная философия в большей степени понимает под интуицией интеллектуальную интуицию, позволяющую проникать в сущность вещей. Опираясь на данное основание, очевидным является рассмотрение области исследования интеллекта и факторов, его обусловливающих.

При исследовании проблемы интуитивного знания в истории философии, рассматривая несколько ярко выраженных, отличающихся друг от друга идей и концепций представителей различных школ, течений в истории философии, следует учитывать, что каждая те-

ория интуиции есть теория философская: идеалистическая или материалистическая, метафизическая или диалектическая в зависимости от существующих в рассматриваемый период гносеологических учений. И количество философских теорий интуиции зависит от сменяющих друг друга гносеологических позиций, объясняющих факты «непосредственного», или «интуитивного», познания.

Однако как бы не рассматривали природу интуиции на протяжении истории философии, как интеллектуальную или чувственную компоненту познания, или трактовали иным образом, все представители научного сообщества, мыслители и философы сходятся во взглядах на место и роль интуиции в процессе познания. Философия науки в своей теории познания рассматривает интуицию как творческую способность, обеспечивающую появление нового знания. «Чистая логика всегда привела бы нас только к тавтологии. Она не могла бы создать ничего нового; сама по себе она не может дать начало никакой науке (в самом деле, для новой науки нужен новый аксиоматический базис, а создать его без интуиции невозможно. -

Н. П.) ...вообще без решающей роли интуиции невозможно познание мира вообще» [там же, с. 57, 58]. И именно интуиция является источником неординарного мышления, нового знания в любой сфере деятельности, в том числе в процессе принятия решений.

Для проявления интуитивного знания и формирования интуитивного решения необходимы определенные условия, которые состоят из четырех компонентов. Рассматривая интуицию как специфическую способность, следует учитывать, что интуитивной способности человека свойственны: неосознанность путей и средств ее решения; неожиданность решения задачи; непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.

Если рассматривать соотношение и взаимодействие субъективной и социальной реальности, то следует отметить, что на творческий акт, реализацию творческого потенциала влияют социальные характеристики личности, проявляющиеся в социальной реальности в рамках межличностных отношений. Подтверждение данной позиции можно найти в книге А.В. Юревича: «Немалое значение имеют и социальные характеристики

личности - хотя бы потому, что творческий потенциал надо проявить, зарекомендовав себя в качестве творческого человека в некотором социальном контексте, причем не в условиях уединенного решения искусственных задач, характерных для психологического тестирования, а в системе реальных человеческих отношений. Зарекомендовать себя в качестве высокоодаренного - значит убедить в этом свое окружение, а то и все человечество или, по крайней мере, его значительную часть» [5, с. 100].

Интересна в данном случае точка зрения Д. Саймонтона на творческий потенциал личности: «...если творческий потенциал заложен в самой личности, то его реализация осуществляется в социуме и поэтому во многом зависит от ее социальных качеств - таких как умение убеждать, увлекать, оказывать воздействие и “продавливать” свои идеи» [7, р. 386-426] (цит. по: [5, с. 101]). Другими словами, субъективная реальность в той или иной мере определяет проявления творческого потенциала в социальной реальности, однако, с другой стороны, социальная реальность определяет субъективную реальность, и в этом заключается их взаимодействие и взаимообусловленность. Процесс принятия решения находится в зоне соотношения и взаимообусловленности этих областей реальности.

Еще одним немаловажным является момент возможной погрешности или ошибочности субъективного интуитивного суждения. Интуиция необходима для раскрытия научной истины, истины в реальной повседневности, относящейся к объективному миру. Однако следует учитывать, что «необычайно трудно осуществить правильное суждение, не пострадавшее от субъективности подхода лица, высказывающего это суждение» [4, с. 63].

В данном случае существует опасность недостаточно точных или недостаточно общих субъективных интуитивных суждений. Ошибки на отдельных этапах осмысления могут накапливаться и привести в завершающем умозаключении к ложному выводу. В данном случае требуется особая способность интеллекта к формированию и извлечению верных интуитивных умозаключений, что возможно при высоком уровне развития интеллекта (уровень образования, социально-культурной среды), что влияет соответственно и на интуитивную способность. Поэтому немаловажным в вопросе правильности и истинности интуитивных суждений субъектом является его опыт, знания, что может быть обусловлено социальнокультурными и биологическими факторами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмус, В. Ф. Проблемы интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII - начало ХХ в. / В. Ф. Асмус.- М., 1965.- 312 с.

2. Орлов, А. И. Теория принятия решений / А. И. Орлов. - М. : Экзамен, 2006. - 573 с.

3. Степаносова, О. В. Современные представления об интуиции / О. В. Степаносова // Вопросы психологии. - 2003. - N° 4.

4. Фейнберг, Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке / Е. Л. Фейнберг. - Фря-зино : Век 2, 2004. - 288 с.

5. Юревич, А. В. Социальная психология науки / А. В. Юревич. - СПб. : Изд-во РХГИ, 2001. - 352 с.

6. Decision Making and Problem Solving by Herbert A. Simon and Associates. Report of the Research Briefing Panel on Decision Making and Problem Solving. Washington. DC : Published by National Academy Press, 1986. - 24 p.

7. Simonton, D. K. Creativity, leadership, and chance / D. K. Simonton // The nature of creativity. -Cambridge, 1988. - 489 p.

INTUITION IN DECISION TAKING AS A FORM OF COGNITION AND A UNIQUE SUBJECTIVE ABILITY

N. Yu. Pereverzeva

Regarding the problem of decision taking the author analyses intuition applying to its classical and modern interpretations as a form of cognition, and describes its structure and functions.

Key words: cognition, forms of cognition, intuition, decision taking, intuitive knowledge, subjective assessment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.