человек, готовый стать своим на чужой стороне, в другом ауле или обществе. На дагестанском ТВ есть место, куда приходят кунаки - гости, чтобы рассказать о важных и интересных для республики явлениях, фактах, достижениях, обсудить по душам проблемы, которые не затронешь в суете бесконечных будней, уютный очаг, где можно задуматься и поговорить о духовности и культуре. В процессе беседы рассматриваются насущные проблемы: экономики, образования (просветительства), переплетаясь с культурными вопросами. На протяжении всей беседы затрагиваются вопросы традиций, нравов дагестанского народа. Беседа сопровождается определёнными сюжетами, соответствующими теме. Данная передача полезна людям разных поколений, она знакомит телезрителей с культурой и традициями Дагестана и тем самым прививает к культуре своих зрителей напрямую.
Телепрограмма «Глянец» - это передача для современных, умных, успешных и привлекательных людей на телеканале РГВК «Дагестан», ведущие передачи - Мадина Пахрудинова и Анжела Рахимова. Передача выходит по субботам и воскресеньям. В данной передаче большее внимание уделяется молодому, активному поколению. Передача знакомит своих зрителей с людьми, которые добились успехов в различных областях, и надо заметить, что гостями передач в основе своей становятся именно молодые представители Дагестана и не только. Данная программа в основе своей пропагандирует моду, красоту и многое другое. Зачастую на передачу приглашаются успешные люди и знакомят зрителей с гостем, после чего демонстрируется видеосюжет «Визитная карточка», который рассказывает о деятельности героя конкретной передачи. Ведущие строят беседу с гостем, создавая уютную обстановку, предрасполагающую к дальнейшей
беседе. Каждого ведущего отличают природный темперамент, особенности характера, умение общаться с людьми, воздерживаться от отрицательных суждений, проявлять индивидуальность в продуманных вопросах, направленных на получение интересной для всей аудитории информации [4, с. 159].
Культурно-просветительские программы телеканала РГВК Дагестан не похожи друг на друга и ориентированы на разные слои населения. Первые две передачи («Вдохновение», «Кунацкая») в большей степени ориентированы на взрослую аудиторию, тогда как передача «Глянец» - на молодёжь. Каждая из передач выполняет культурно-просветительскую функцию в рамках своей программы. Программы «Вдохновение» и «Кунацкая» приобщают телезрителей к «высокому» духовному началу человека, ставят на первый план человека и его быт, связанный с родным краем, в нашем случае - Дагестаном. В свою очередь программа «Глянец» выполняет иную культурно-просветительскую функцию, такую, как культура красоты, моды и т. д. в хорошем смысле. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности. Задача авторов - сделать его ненавязчивым, предельно деликатным [5, с. 23].
Таким образом, как было уже отмечено, в целом культурно-просветительская деятельность дагестанского телевидения, к сожалению, заметно уступает место развлекательной. По данным соцопроса, региональные телевизионные компании ближе к желаниям и интересам своей аудитории, которая стремится к преображению. Это обнадеживает и даёт импульс к рождению инновационных программ, циклов, разработке оригинальных проектов, целью которых является и возрождение лучших традиций, и появление новых, удовлетворяющих потребность аудитории в передачах просветительского направления.
Библиографический список
1. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. Москва: МНЭПУ: Кормма, 1993.
2. Кузнецов ГВ. Так работают журналисты ТВ. Москва: МГУ 2004.
3. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. Москва: Аспект Пресс, 2004.
4. Телевизионная журналистика: учебное пособие для студентов вузов. Под редакцией Ю.И. Долговой, Г.В. Перипечиной. Москва: Аспект Пресс, 2019.
5. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Бишкек: КРСУ, 2001.
References
1. Egorov V.V. Televidenie: teoriya ipraktika. Moskva: MN'EPU: Kormma, 1993.
2. Kuznecov G.V. Takrabotayutzhurnalisty TV. Moskva: MGU 2004.
3. Cvik V.L. Televizionnaya zhurnalistika: istoriya, teoriya, praktika. Moskva: Aspekt Press, 2004.
4. Televizionnaya zhurnalistika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Pod redakciej Yu.I. Dolgovoj, G.V. Peripechinoj. Moskva: Aspekt Press, 2019.
5. Knyazev A. Osnovy telezhurnalistiki i telereportazha. Bishkek: KRSU, 2001.
Статья поступила в редакцию 29.04.19
УДК 82
Ahmadova T.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Russian and Foreign Literature, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
INTUITION AS ONE OF CHARACTERISTICS OF CREATIVE WORLD OUTLOOK OF MIKHAIL LERMONTOV. The article considers intuition as one of the features of Lermontov's creative worldview. The author traces the idea that since childhood the poet felt his special calling. The idea of frequent use of the motif of immortality of the soul and its reincarnation, i.e. reincarnation, by Lermontov is substantiated. The author's attention is focused on the idea of self-knowledge, which became one of philosophical foundations of his early lyrics. Lermontov wanted to understand themselves, their capabilities and inclinations, which were a means of determining the place in life and destiny for him. Aesthetic feeling of Lermontov, his tender, delicate, poetic soul strike the reader. The author focuses on the early development of mental abilities of Lermontov, which had a great influence on his recovery. With great intuition Lermontov lived as if anticipating his future, his special mission on Earth.
Key words: intuition, understanding, creativity, Lermontov, idea of self-discovery, destiny, divine dream, calling, immortality of soul.
Т.Х Ахмадова, канд. пед. наук, доц. каф. русской и зарубежной литературы, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,
E-mail: [email protected]
ИНТУИЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
В статье рассматривается интуиция как одна из особенностей творческого миропонимания Лермонтова. Прослеживается мысль, что с детства поэт чувствовал своё особое призвание. Обосновывается идея частого использования Лермонтовым мотива бессмертия души и её перевоплощения, т. е. реинкарнации. Внимание автора статьи сосредоточено на идее самопознания, ставшей одной из философских основ его ранней лирики. Лермонтов хотел понять себя, свои возможности и склонности, являвшиеся для него средством определения места в жизни и предназначения. Поражает эстетическое чутье Лермонтова, его нежная тонкая поэтическая душа. Основное внимание автор акцентирует на раннем развитии умственных способностей Лермонтова, оказавших большое влияние на его выздоровление. Обладавший огромной интуицией, Лермонтов жил, как будто бы предчувствуя своё будущее, свою особую миссию на Земле.
Ключевые слова: интуиция, миропонимание, творчество, Лермонтов, идея самопознания, судьба, божественный сон, призвание, бессмертие души.
Литературное наследие Лермонтова - это источник духовной силы, мудрость жизни, познание самого сложного создания природы - человека. Поэтому нам дорога каждая строка его наследия, каждый факт его биографии. Пример короткой, но удивительно цельной жизни великого поэта может многому научить молодое поколение наших дней. Пафос всей жизни Лермонтова - это активное
действие, это поиски большого дела. Многие исследователи считали М.Ю. Лермонтова личностью загадочной, необъяснимой, в судьбе которого было много чудесного [1 - 11]. С самого начала своего творчества он чувствовал, что имеет особое призвание, долг перед людьми, завещанный Небесами, хотел успеть исполнить свое пророческое служение, поэтому торопился жить.
Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать [1, т. 1, с. 77].
Заявка, как видим, многообещающая и дана 17 летним человеком вполне обдуманно и серьёзно. В первый период творчества, который можно назвать «подготовительным», Лермонтов на самом деле много работает, пытается как бы «набить руку» для создания впоследствии шедевров. Главным для него было творчество. Даже личную жизнь он ставил на второй план. Некогда любимой девушке его автобиографический герой говорит о напрасно потерянном времени: Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих, Я отнимал у вдохновенья! А чем ты заменила их? [1, т. 1, с. 125].
Для творческого человека время - высшая ценность, отпущенная судьбой.
Обладавший огромной интуицией семнадцатилетний Лермонтов, пишет стихотворение «Желание», кажущееся многим литературоведам весьма странным. Что же желает юноша?
Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной? Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить? [1, т. 1, с. 82].
Как видно, активную роль в процитированных стихах играет интуитивное воображение.
В наиболее зрелом стихотворении «Сон», написанном от лица убитого воина, воображаемая душа покидает бренное тело и улетает в родные края, где происходит вечерний пир. На пиру все веселятся, кроме одной девушки, которая, как бы предчувствуя смерть любимого, сидит задумчиво. И вот уже душа воина оказывается в долине Дагестана. Она видит тело убитого, рану, из которой «льется кровь хладеющей струёй» [2, с. 132]. Душа живет там, где совесть не погибла. Она переносится, естественно, к родным местам, к самым близким им существам. Лермонтов очень часто использовал мотив бессмертия души и её перевоплощения, т. е. реинкарнации.
Философ В.С. Соловьёв, видит в стихотворении «Сон» не один, а три сна: «...сон здорового Лермонтова, когда он видит себя раненым смертельно» - это первый, второй, когда он видит умирающего Лермонтова, здоровый Лермонтов видел вместе с тем и то, что снится умирающему Лермонтову», и третий: «Лермонтов видел...не только сон своего сна, но и тот сон, который снился сну его сна - трехкратное сновидение» [2, с. 48].В стихотворении «Любовь мертвеца» душа умершего в холодной земле жаждет встречи с любимой, тоскует, не узнает её образ в небесах, куда он переносит свои земные страсти. Страшна любовь мертвеца с его назидательными приказами:
Ты не должна любить другого, Нет, не должна!
Ты с мертвецом святыней слова Обручена! [1, т. 1, с. 209].
Душу в данном случае нельзя отличить от человека в телесной оболочке. Действие происходит как бы в реальном, а не в потустороннем мире. Танатологи - люди, изучающие феномен смерти, пишут о смерти в основном только с биологической точки зрения, когда к решению этой проблемы нужно подойти комплексно, а также учитывать и эмоциональное состояние человека. Кстати, если верить признаниям (в стихах, письмах, прозе), Лермонтов часто видел сны, что говорит о его эмоциональности и впечатлительности. Свои чёрно-белые и цветные сны он не просто видел, а запоминал и осмысливал.
Лермонтов в переписке с М.А. Лопухиной отмечал, что «ему нездоровится: сон счастливый, божественный сон расстроил его на весь день. Не могу ни говорить, ни читать, ни писать. Странная вещь эти сны! Это иная жизнь, часто более приятная, нежели действительность.» [2, с. 50]. Художественное чутьё необходимо в любом виде творчества. В сфере искусства Лермонтову суждено было сделать немало открытий, и по сей день очень трудно найти ему равных. Он не политик, не учёный историк, а поэт с великим чувством интуиции, который предсказал, что может произойти в России после вооруженной революции.
Результаты провидческих размышлений он выразил в стихотворении «Предсказание». После высказывания поэта можно было легко рассуждать: мол, в России было немало кровопролитных восстаний, на слуху у Лермонтова находилась крестьянская война под водительством смельчака Пугачёва, результаты которой были весьма трагедийные, а главное - они не принесли никакого избавления, стало быть, вполне логично ждать следующие трагедии. Так-то оно так, но поэт с обострённой интуицией увидел в деталях будущую перспективу, предугадал, какие последствия произойдут после этой победы революции. Он напоминает в своих предсказаниях легендарного Нострадамуса, что наступит время революции, чёрный для России год:
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь
И пища многих будет смерть и кровь...[1, т. 1, с. 59].
«Предсказание» Лермонтова даёт основание судить о резко отрицательном отношении поэта к подобной революции. В связи со сказанным, по-иному следует интерпретировать понятие «мятежность», употребляемое поэтом, от-
нюдь не в революционных смысловых оттенках, а как символ, характеризующий неуспокоенность лирического героя. Панаев И.И., описывая, «умные и пронзительные чёрные глаза» поэта, отмечал, что он «поневоле мог смутить любого, на кого смотрел своим долгим и пронзительным взглядом» [4, с. 163]. «Поражало эстетическое чутье Лермонтова, его нежная тонкая поэтическая душа» [4, с. 167].
Может быть, Лермонтов жил, как будто бы предчувствуя свое прошлое и будущее, свою особую миссию на Земле: «Душа моя должна прожить в земной неволе Недолго.»; «Виденья прежних лет толпятся предо мной», «Я схоронил навек былое»:
А много было взору моему Доступно и понятно, потому Что узами земными я не связан, И вечностью, и знанием наказан. [11, с. 269].
В интуиции, конечно, не откажешь ни Пушкину, ни Лермонтову, ни Достоевскому, так как без неё немыслимо высокое творчество. Интуитивное познание заложено в сознании русского народа со времён язычества, явно проявляющегося в мистицизме. Феномен мистицизма своеобразно выступает в творчестве Лермонтова. Многие лермонтоведы определяют названное явление со знаком минус и связывают его с романтизмом, рождённым не без влияния западноевропейского искусства.
Идея самопознания становится одной из философских основ ранней лирики Лермонтова. «Потребность понять себя, свои возможности и склонности была для Лермонтова средством определить свое место в жизни, предугадать свое назначение, свой путь» [3, с. 432]. Итогом самопознания для Лермонтова был вывод, что «жизнь - это борьба, действие, и доля его участия в этом бурном процессе бытия должна быть самой полной» [3, с. 432]. Он всегда стремится сохранить «чувство собственного достоинства» [5, с. 434]. Не случайно мысль о величии своего призвания, о значительности своей творческой личности, надежда на заслуженное призвание проявляются во многих ранних стихотворениях Лермонтова («Н.Ф. И.вой», «Я молод, но кипят на сердце звуки.», «Нет, я не Байрон», «Я не унижусь пред тобой» и др.). Но даже мечты о возможной славе для него - это, прежде всего, мысли о достижении больших творческих высот: К чему ищу так славы я? Известно, в славе нет блаженства, Но хочет все душа моя Во всем дойти до совершенства [10].
В славе настоящей, в самом деле, никакого блаженства нет. Слава - это неимоверный труд, постоянные поиски, самоистязание. Знал об этом Лермонтов и догадывался, что она к нему придёт только после смерти. Знал и пошёл на мучения, ибо чувствовал в себе силы необыкновенные, данные ему Природой и за которые, по предсказанию отца, придётся в конце жизненного пути держать ответ пред Всевышним за свои творения. Предвидение под силу только человеку гениальному, наделённому даром Божьим [5, с. 433]. От дара Божьего зависит «мера творческого озарения». Не совсем понятно, почему этот дар был дарован именно Лермонтову. Сложно то, как понимать сочетание «дар Божий», который зависит от многих причин.
И святые, и поэты, одарённые Божиим даром, посвящают свои жизни людям, только идут они в своём служении разными путями. В.П. Астафьев не случайно называет Тарханы «святыми местами» [2, с. 63]. Именно закалка тархан-ской поры помогла поэту преодолеть тяготы военной жизни на Кавказе.
Учёные, изучающие аномальные явления, утверждают, что они преимущественно случаются в стрессовых ситуациях. У Лермонтова нестандартных ситуаций также было предостаточно, начиная с детских лет. Не придавая «семейному фактору» решающего значения, тем не менее, отметим некоторые моменты. Сразу же после рождения он рос болезненным ребёнком. Мама его, Мария Михайловна, одарённая душой музыкальной и впечатлительной, «и любовь, и горе выплакала», ухаживая за родившимся сыночком. П.А. Висковатый вспоминал, как «мать Лермонтова, посадив его себе на колени, играла на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки потрясали его младенческую душу и слёзы катились по его личику. Мать передала ему необычайную нервность свою» [6, с. 63].
Мамин платок, рояль Михаил Юрьевич помнил всю свою жизнь. Как истинный христианин он частенько вспоминал любовь матушки по отношению к нему. Помнил он и песни, которые певала ему мама. «Когда я был трёх лет, - писал он в 1830 году, - то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать» [6, с. 64].Она писала стихи, сохранившиеся до сего времени в альбоме её двоюродной сестры Марии Акимовны Шан-Гирей. Мише было два года и пять месяцев, когда умерла его мать. Можно ли в таком возрасте что-либо помнить? Обычному человеку, скорее всего, нет. Лермонтов же, остро переживший горе, помнил. По крайней мере, в поэме «Сашка» он в деталях расскажет, как:
Он был дитя, когда в тесовый гроб
Его родную с пеньем положили.
Он помнил, что над нею чёрный поп
Читал большую книгу, что кадили...[1, т. 1, с. 481].
Переживший смерть жены, муж, Юрий Петрович, после девятидневного поминовения, уехал в своё родовое Кропотово, а после возвращения в Тарханы