Научная статья на тему 'Интуиция как бессознательный феномен'

Интуиция как бессознательный феномен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1816
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ИНСАЙТ / АРХЕТИП / ИНСТИНКТ / INTUITION / THINKING / WAY / UNCONSCIOUS / INSIGHT / ARCHETYPE / INSTINCT
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интуиция как бессознательный феномен»

ИНТУИЦИЯ КАК БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

INTUITION AS A UNCRISIBLE PHENOMENON

Рожков Николай Тихонович кандидат педагогических наук, доцент, кафедра речевых и педагогических технологий Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева, г. Орёл, Россия

Rozhkov Nikolay Tihonovich Ph.D, associate professor, Department of speech and pedagogical technologies Orel State University na med after I. S. Turgenev,

Orel, Russia

Ключевые слова: интуиция, мышление, образ, бессознательное, инсайт, архетип, инстинкт.

Keywords: intuition, thinking, way, unconscious, insight, archetype, instinct.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что интуицию ученые рассматривают как специфический метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода. По мнению Р. Декарта, с помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежуточных звеньев познания. В настоящее время считается, что переход от одной логической системы в другую при рассуждении возможен лишь с помощью интуиции [1, с.314].

В книге, посвященной психологии математического творчества, ее автор Адамар на основе анализа большого числа самонаблюдений известных ученых пришел к обоснованному заключению, что чисто логических открытий не существует, однако, впадая в другую крайность, утверждал, что открытие всегда происходит на бессознательном уровне как некая вспышка идеи после прерванной сознательной деятельности, и слова совсем не участвуют в процессе творчества. Близкую позицию по данному вопросу занимал Ж. Пиаже. Он рассматривал интуицию как образное предметное мышление, характеризующее главным образом дологическую стадию развития интеллекта, считая, что с возрастом роль интуиции несколько уменьшается, и она уступает место более социальному типу мышления - логическому [1, c.314].

Другие исследователи полагают, что в процессе творчества логические и чувственные компоненты дополняют друг друга. Например, А. Маслоу считал непременными две фазы творчества. По его мнению, первая характеризуется импровизацией и вдохновением. При этом творческая личность в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее и живет только настоящим

моментом, она полностью погружена в предмет, очарована и загружена настоящим, текущей ситуацией, происходящим здесь и сейчас, предметом своих знаний. Вторая фаза - это разработка или логическое развитие идей, возникших в первой стадии [1, с.314].

В основе представлений А. Пуанкаре - тоже двухкомпонентный процесс. По его словам, посредством логики доказывают, а посредством интуиции изобретают, то есть усматривают нечто новое в окружающем мире. Он писал: «Логика говорит нам, что на таком-то пути мы, наверное, не встретим препятствий, но она не говорит, каков путь, который ведет к цели. Для этого надо издали видеть цель, а способность, научающая видеть ее, есть интуиция» [1, с.315]. Действительно, трудно представить себе творческий процесс без предвосхищения цели.

Характерными особенностями интуитивного мышления обычно считают чувственность образов, неосознанность способов получения результатов, большую значимость пространственно-временных компонентов, целостность восприятия. Например, чувство любви, связано с бессознательным и глубоко погружено в психический мир личности. Оно отличается устойчивостью и прочностью по той причине, что образ возлюбленного наполняется эмоциями и эту связь нельзя разорвать. Этот образ фиксируется в коре головного мозга особо прочно и становится доминантой в поведении личности. Поэтому любовь тоже можно отнести к проявлению интуиции, так как образ возлюбленного воспринимается целостно.

Между тем, А. С. Кармин и Е. П. Хайкин подразделяют интуицию на две формы: концептуальную и эйдетическую. Концептуальная формирует новые понятия на основе имевшихся ранее наглядных образов, а эйдетическая строит новые наглядные образы на основе имевшихся ранее понятий. Такая точка зрения допускает понимание скачка, лежащего в основе интуиции, не только как одностороннего перехода при обработке информации из левого к правому полушарию, но и как перехода из правого полушария в левое [1, с.316]. Более того, как известно, в правом полушарии сохраняются образные представления, а в левом - их символическое описание. Человек более глубоко воспринимает и понимает ту информацию, которая дается ему в виде образов и символов. Эту особенность психики человека В. Ф. Шаталов использовал в своей педагогической деятельности, применяя опорные сигналы.

Опорные сигналы для В. Ф. Шаталова являлись наглядным изображением закодированного содержания учебной информации. Он оценивал воспроизведение опорных сигналов каждым учащимся после того, как последние дома выполнили работу по схеме «опорный сигнал - учебник». Тем самым педагог не только активизировал подсознательную деятельность учащихся, но и корректировал свою. Ведь опорный сигнал - это совокупность символов, которые проникают в глубины подсознания, раскрывают предрасположенность учащегося к изучению данной учебной дисциплины и сигнализируют педагогу о потенциальных возможностях воспитанника.

В книге «Границы интуиции» Филипп Голдберг различает шесть типов интуиции:

1. Открытие: человек внезапно осознает некую - долгожданную -закономерность. Например, Архимед вывел закон измерения объема тела

с помощью объема вытесненной воды.

2. Творчество: неожиданно в голове высвечиваются нужные слова, ноты или образы, перерастающие в гениальную поэму, песню, картину и т.д.

3. Оценка: почему-то выбирается одно, а не другое.

4. Деятельность: вы вдруг осознаете, в каком направлении необходимо действовать.

5. Предсказание: человек не полетел на самолете, хотя ему надо было лететь и спас себе жизнь.

6. Просветление: когда внезапно происходит единение с высшими силами - религиозными или духовными [1, с.280].

Все это указывает на то, что интуиция бессознательный феномен и является отражением нелинейного мышления. К. Г. Юнг давно связывал бессознательное и интуицию, когда писал, что бессознательное - «не просто хранилище прошлого, но также полно будущими психическими ситуациями и идеями». По словам К.Г.Юнга, бессознательное и его интуитивные способности являются столь мощными благодаря разделению на два уровня: персональный и коллективный. Персональный уровень содержит все опыты и впечатления, которые находятся ниже порога индивидуального сознания, в то время как коллективное бессознательное содержит то, что он называл архетипы -универсальные образы, которые позволяют нам обрабатывать наши мысли и чувства инстинктивно. Он рассматривал коллективное бессознательное и индивидуальное как единое целое образование. Причем первое психическое образование устремлено не только в прошлое, но и в будущее. В глубинах бессознательного, наряду с личным опытом, таится врожденный смысл «универсальных истин». Поэтому для К. Г. Юнга интуиция и порождаемое ею творчество есть некая разновидность изначального инстинктивного знания. Интуиция рождается так глубоко, что мы принимаем ее за инстинкт [1, с.282].

Взаимодействие между коллективным и индивидуальным бессознательным происходит постоянно и человек не может знать, когда интуиция проявит себя. Индивидуальный уровень интуиции отражает множество моментов. Например, некоторые люди обладают завидной интуицией в бизнесе, другие - в политике, третьи - в художественном творчестве и т.д. Интуицию нельзя заставить работать по принуждению или желанию кого-то. Творческий полет мысли человеческой немыслим без свободы. Ему чуждо давление со стороны, а тем более авторитарное воздействие на личность. Наглядным примером тому является сфера познания и учения. Чтобы вывести учащегося на уровень творчества надо подключить не только его воображение, но и интуицию. Интуитивное же знание требует для себя длительного времени, в течение которого надо не только накопить определенный опыт, но и, как считал К.Г.Юнг, проконсультироваться с архетипами, хранящимися в коллективном бессознательном. Творчество не может родиться на пустом месте. Оно есть плод разумных идей и унаследованных универсальных образований, ядром которых являются символы коллективного бессознательного. Эти символы надо разбудить, только тогда проявит себя интуитивное знание.

Учитывая то, что интуиция связана с деятельностью нашего подсознания, З. Фрейд предпринял попытку выделения неосознаваемых операций обработки

информации, описав две из них - конденсацию и смещение.

Конденсация представляет собой совмещение разнородных элементов в единый образ (коллективный портрет). В то время как, смещение связано с мыслительной деятельностью о значимых событиях и предметах посредством второстепенных эмоционально не существенных деталей, выявляющих скрытое, но личностно - значимое для человека содержание этих событий. Особенно ярко смещение проявляется в сновидениях, потому что психологическая защита снимается, и мы видим наши потаенные желания и стремления, хотя в повседневной жизни, может быть, и не обратили бы внимания на их существование.

Почему именно конденсация, смещение и символические трансформации способствуют творчеству? Все дело в том, что для решения любой проблемы, прежде всего, надо уметь видеть общность, аналогию между отдельными предметами, явлениями, событиями. Аналогия - это незримая, невидимая связь между образом и словом, как мостик или связующее звено интуитивного мышления. Она возможна, если есть хоть одно из многих отношений между элементами одной структуры, имеет место и в другой. Анализ аналогии ведет к новой информации в тех случаях, когда аналогия относится к парам объектов или качеств, принадлежащих к весьма отдаленным областям, то есть когда очевидное отношение в первой области позволяет открыть до того скрытое от исследователя существование того же отношения в другой области. Сравнения этих двух структур приводят к акцентированию одного из отношений и тем самым к открытию их аналогии. Получаемый при этом познавательный выигрыш определяет возникновение чувства радости и удовлетворения, которыми сопровождается восприятие подобного сходства или удачных метафор. Искомые аналогии могут инициироваться структурной сложностью, функциональным подобием и сходством соотношений. Что помогает усмотреть схожесть? Намеки. Они должны повести, направить образование ассоциаций. В роли таких намеков и выступают операции смещения и символической трансформации [2, с.324]. Аналогии формируют ассоциативные сети представлений, которые активизируют деятельность воображения, а оно, в свою очередь, способствует развитию творческих способностей личности. Аналогии -один из путей формирования интуитивного мышления. Именно этим можно объяснить тот факт, что интуитивные предвидения чаще формулируют те ученые, которые умеют воспринять всю область своих исследований в целом и почувствовать в ней определенный порядок и гармоничную структуру. Известно, например, что А. Эйнштейн поверил в свою общую теорию относительности после того, как почувствовал ее внутреннюю стройность и гармоничность.

Чтобы активизировать деятельность механизма конденсации, надо учебную информацию преподносить в виде моделей, схем, графиков, рисунков и т.д., что способствует развитию пространственного воображения за счет тренировки в конденсировании подобных схем. Кроме того, для управления механизмами конденсации, смещения, символической трансформации надо: выделять в вопросе главное, его сущность; смещать внимание с центральных деталей и особенностей вопроса на второстепенные; пытаться усмотреть общие отношения, связи и т.д. Умение увидеть целостность, гармонию и порядок

свойственно творческому подходу к деятельности. Если же внимание сфокусировано на одной части проблемы, то трудно оценить взаимоотношение этой части с окружающим. Поэтому для активизации интуитивного решения человек должен развивать операции смещения.

Долгое время считалось, что отношения как таковые не могут быть восприняты чувственно, и подобное абстрактное описание действительности достижимо только на вершине развития психики и доступно лишь мыслительному процессу. Однако психологи показали, что у ребенка на генетически ранних ступенях развития, прежде всего, воспринимается целостность и отношения - гештальт [2, с.325]. С точки зрения В. Келера, гештальт (образ) это форма деятельности мозга, которая не является результатом накопления организмом индивидуального опыта, а существует в мозгу «заранее». При этом в процессе сложного поведения новые трудные задачи решаются организмом благодаря врожденному инсайту, то есть внезапному внутреннему озарению, а не путем использования ранее приобретенных навыков или выработки новых в соответствии с новыми обстоятельствами. При успешном решении интеллектуальной задачи происходит видение ситуации в целом и ее преобразование в гештальт, в силу чего изменяется характер приспособительных реакций. Здесь речь идет об инстинктивных образах, источником возникновения которых является коллективное бессознательное. Озарение происходит в тот момент, когда воспринимаемые, представляемые и воображаемые образы находят отклик, в нашей душе, сливаются с инстинктивными образами.

Поведение людей, способных к интуитивным решениям, трудно предсказать, и поэтому ими сложнее манипулировать. И, наоборот, те, кто не обладает развитой интуицией, оказывается в известном проигрыше, ими легче манипулировать.

Основными признаками интуиции, по мнению Д. Айяна являются:

- озарения, обрывки идей быстро проносящихся в голове;

- повторяющиеся мысли;

- видения - это образы и картины;

- внутренние неуютные чувства в районе живота и груди;

- инстинктивные эмоции [1, с.285].

Он полагал, что интуицию можно определить как источник данных для рождения идей и вместилище неких таинственных функций [1, с.286].

Итак, интуиция - путь выхода коллективного бессознательного, сгустка мысли конкретного человеческого рода. Она проявляется в тот момент, когда все возможности представления, воображения, фантазии были исчерпаны. Выражается интуиция в форме инсайта, озарения, всплеска мысли, когда образы памяти получили такое насыщение, при котором напрямую открывается путь не только к индивидуальному бессознательному, но и к коллективному. Зародившись в правом полушарии головного мозга, эти образы мгновенно превращаются в слова. Полушарии головного мозга в момент инсайта или озарения работают синхронно. Между образом и словом нет никаких препятствий, образ мгновенно наполняется смысловым содержанием. Такое состояние свойственно поэтам, писателям, художникам, композиторам, ученым,

инженерам и др., то есть всем тем, кто занимается творческим трудом.

Список литературы

1. Айян Д. Эврика!/Д. Айян. - СПб: Питер, Паблишин, 1997.

2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. -М.: 1989.

References

1. Ayyan D. Evrika! [Eureka!]. St. Petersburg, Piter Pa hi. 1997.

2. Granovskaya R. M. Eiementy prakticheskoy psikhoiogii [Elements of practical psychology]. Moscow, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.