Научная статья на тему 'Интуитивное рисование как этап работы с травматическим опытом'

Интуитивное рисование как этап работы с травматическим опытом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интуитивное рисование / арт-терапия / негативное состояние / метод / intuitive drawing / art therapy / negative state / method

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ольга Юрьевна Сбитнева

Рассматривается возможность применения метода интуитивного рисования (одного из методов арт-терапии) в качестве метода коррекции негативных психических состояний сотрудников специальных подразделений полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ольга Юрьевна Сбитнева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intuitive drawing as a stage of work with traumatic experience

The article considers the possibility of using the method of intuitive drawing (one of the methods of art therapy) as a method of correcting negative psychological states of employees of special police units.

Текст научной работы на тему «Интуитивное рисование как этап работы с травматическим опытом»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-75-77 EDN: https://elibrary.ru/CKHWBF NIION: 2018-0077-4/23-388 MOSURED: 77/27-024-2023-04-587

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

Интуитивное рисование как этап работы с травматическим опытом

Ольга Юрьевна Сбитнева

Отряд мобильный особого назначения «Беркут» МВД Донецкой Народной Республики, Макеевка, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассматривается возможность применения метода интуитивного рисования (одного из методов арт-терапии) в качестве метода коррекции негативных психических состояний сотрудников специальных подразделений полиции.

Ключевые слова: интуитивное рисование, арт-терапия, негативное состояние, метод

Для цитирования: Сбитнева О. Ю. Интуитивное рисование как этап работы с травматическим опытом II Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. №4. С. 75-77. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-75-77. EDN: CKHWBF.

Original article

Intuitive drawing as a stage ofwork with traumatic experience

Olga Yu. Sbitneva

Mobile special squad «Berkut» of the Ministry of Internal Affairs of the Donetsk People's Republic, Makeevka, Russia, [email protected]

Abstract. The article considers the possibility of using the method of intuitive drawing (one of the methods of art therapy) as a method of correcting negative psychological states of employees of special police units. Keywords: intuitive drawing, art therapy, negative state, method

For citation: Sbitneva O. Yu. Intuitive drawing as a stage of work with traumatic experience II Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(4):75-77. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-75-77.EDN: CKHWBF.

Боевые действия - это, безусловно, травмирующая ситуация, когда на человека в течение длительного времени воздействует целый комплекс неблагоприятных социально-психологических и физических факторов, которые самым негативным образом влияют на его функциональное состояние, профессиональную работоспособность и здоровье.

Когда человек постоянно находится в сильнейшем психоэмоциональном стрессе, преодолевая его волевыми усилиями - это является тяжелым испытанием, в том числе для тех, кто прошел суровую школу специальной подготовки, т. е. для сотрудников специальных подразделений (далее СП).

Душевные надломы, срывы, ожесточение, непримиримость, повышенная конфликтность, с одной стороны, усталость, апатия - с другой, - таковы естественные реакции организма на последствия длитель-

ного физического и нервного напряжения, испытанного в боевой обстановке.

Анализируя работу, которая проводилась многими исследователями (И. Бехтерев, П. Ганнушкин, Ф. Зарубин, С. Крайц, Е. Краснушкин, В. Гиляровский) в области психической травмы, можно сделать вывод, что травма - это «витальное переживание дисбаланса ме^ду угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями, мешающими их побороть, сопровождающееся чувством беспомощности и незащищенности и вызывающее длительное потрясение в понимании себя и мира» [3].

По наблюдениям М. Горовица, «длительность процесса ответного реагирования на стрессовое событие обусловливается значимостью для индивида связанной с этим событием информации» [2]. По мнению, исследователей Б. Грин, Д. Вильсон и Д. Линди преодо-

© Сбитнева О. Ю., 2023

№4 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

ление индивидом психотравмирующего воздействия стресс-факторов боевой обстановки зависит не только от успешности когнитивной переработки травматического опыта, но и от взаимодействия трех факторов: характера психотравмирующих событий, индивидуальных характеристик воевавшей личности и особенностей условий, в которые они попадают после возвращения с войны.

Для достижения максимального результата при проведении психосоциальной реабилитации очень важно создание ощущения безопасности и возможности самораскрытия. Способствование внутреннему исследованию и поиску ресурсов.

В современной психокоррекционной работе существуют несколько классификаций ресурсов. Но с нашей точки зрения, наиболее структурированной является классификация С. Хобфолла. Он считает, что ресурсами является то, что значимо для человека, то, что помогает ему справляться со сложными жизненными обстоятельствами. При этом потеря ресурса или их неосознавание вызывают у личности стресс.

По мнению В. А. Бодрова [1], ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса.

Самое важное найти ресурсы для восстановления межличностных связей в конкретных эпизодах пространства и времени: в деталях, в отношениях с окружающими; в возможностях получить опору и поддержку; в возможности обратиться за помощью; в активной конфронтации с окружением (при необходимости). Некоторые психологические процессы мобилизуются арт-терапией. Во время творческого процесса происходит новое смыслообразование, оздоровление психики, открывается «путь в будущее».

Основной целью исследования является рассмотрение одного из методов арт-терапии (интуитивного рисования) с точки зрения практического использования для активизации механизмов рефлексии в регуляции психологических состояний сотрудников специальных подразделений Министерства внутренних дел; возможность на основании полученных результатов применения метода, в ходе его апробирования, разработать способы исследования психического состояния личности с целью «раннего обнаружения» и диагностики негативных психоэмоциональных состояний с целью ресурсирования личности. Ресурс проявляется в возможности восстановления и развития опоры человека на окружение, развитие свободы и подвижности обращения к окружению, в восстановлении способности к разнообразию движения в отношениях с окружением в сложной травмирующей ситуации. Речь идет не о том, чтобы переделать прошлое, а о том, чтобы в настоящем эпизоде переработки травмы «застылости», изоляции и беспомощности (в воспоминаниях) восстановить способность к подвижности, живости чувства и движения к контакту.

Для достижения поставленной цели использовался комплекс взаимосвязанных методов: теоретических

(анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, систематизация полученной информации, интерпретация данных) и эмпирических, позволивших определить наличие или отсутствие значимых различий (в изучаемых группах), в проявлении негативного эмоционального состояния у сотрудников специального подразделения и провести проверку правильности теоретических предположений.

Для участия в исследовании были отобраны 220 сотрудников специального подразделения ОМОН «Беркут» Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики.

Первую группу (п = 110) составили сотрудники, с которыми не проводилась психокоррекционная работа. Во вторую группу (п = 110) вошли сотрудники, которые участвовали в эксперименте - тренинговом занятии «Арт-терапевтическая практика интуитивного рисования в коррекции негативных психических состояний сотрудников специальных подразделений полиции МВД ДНР».

Обе группы однородны по составу: включали мужчин в возрасте от 19 до 40 лет, принимавших участие в боевых действиях на территории Донецкой Народной Республики.

Каждый участник был оснащен необходимыми для проведения арт-терапии материалами: набор гу-ашевой краски (9 цветов), набор кистей, акварельная бумага. Перед выполнением работы психологом была разъяснена суть и техника интуитивного рисования.

Методы. В работе был использован эмпирический метод: метод психодиагностического тестирования, который направлен на получение количественно-качественных показателей.

В исследовании были использованы: психодиагностический тест (ПДГ) Л. Т. Ямпольского; личностный опросник «НПН-А» (нервно-психическая неустойчивость - акцентуации), разработанный К. Н. Поляковым, А. Н. Глушко; опросник «Личная и социальная идентичность» (А. А. Урбанович); опросник травматического стресса (ОТС) для диагностики психологических последствий (И. О. Котенев); методика «Духовный кризис» Л. В. Шутовой, А. В. Ляшук; методика изучения субъективной картины будущего (изучение временной перспективы Ф. Дж. Зимбардо).

Статистическая обработка данных проводилась с использованием пакета прикладных программ IBM SPSS statistics 23.

Результаты и обсуждение. Статистически значимых различий по исследуемым параметрам в двух группах до проведения эксперимента не выявлено. После проведения эксперимента с помощью сравнительного статистического анализа средних результатов психодиагностического изучения сотрудников были установлены факты положительной динамики изменений, произошедших в психологическом и психоэмоциональном состоянии сотрудников экспериментальной группы, а именно: эмпирические результаты, полученные в ходе проведения психодиагностического теста М. Т. Ямпольского свидетельствуют о снижении

76

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

уровня тревожности и возбудимости, а также уровня депрессии и психической неуравновешенности (различия значимы р < 0,05). Анализ данных, полученных при использовании личностного опросника «НПН-А» (нервно-психическая неустойчивость - акцентуации) указывают на то, что выраженность таких показателей как «нервно-психическая неустойчивость» и «психастения» у представителей экспериментальной группы значительно снизилась (различия значимы р < 0,05). У сотрудников СП, после участия в тренинговых занятиях повысился уровень поведенческой регуляции, уверенности в себе и собственных силах. Эмпирические результаты, полученные при использовании опросника травматического стресса для диагностики психологических последствий (ОТС) и методики «Личностная и социальная идентичность (Урбанович, 1998, 2001)», показали, что существуют достоверные различия на уровне высокой значимости в показателях психоэмоционального и психического состояния сотрудников СП, участвовавших в эксперименте с применением метода интуитивного рисования. Об этом свидетельствуют выявленные различия в следующих показателях опросника травматического стресса для диагностики психологических последствий (ОТС): «сверхбдительность», «преувеличенное реагирование», «депрессия», «общая тревожность», «вина выжившего», «оптимизм» (различия значимы р < 0,05). В ходе анализа результатов методики «Личностная и социальная идентичность» (Урбанович, 1998,2001) отмечены и значимые различия в позитивной оценке восприятия себя и окружающего мира. Различия значимы по следующим шкалам: «моя служба» (р < 0,05); «мой внутренний мир» (р < 0,05); «мои отношения с окружающими» (р < 0,05); «мое будущее» (р < 0,05); «я и общество, в котором я живу» (Р < 0,05).

Сравнительный статистический анализ средних результатов тестирования по методике «Духовный кризис» свидетельствуют о том, что проживание духовного кризиса, ведет сотрудников, участвовавших в тренинговых занятиях к построению новой системы жизненных ориентиров, основанной на приобретенном субъектив-

ном опыте. Наблюдается прогрессивная тенденция, снижение проявлений духовного кризиса и стремление к саморазвитию.

Следует отметить, что показатели сотрудников, вошедших в контрольную группу, остались прежними (изменения статистически не значимы).

Заключение. Метод интуитивного рисования способствует эмоциональному и физическому отреагиро-ванию вытесненных эмоций и переживаний. В процессе арт-терапевтической работы с помощью возникающих в сознании образов личность открывает и переживает глубинные травмы, конфликты и проблемы, которые были вытеснены в бессознательное и послужили причиной негативного состояния, освобождается от них. Как следствие, жизненная позиция человека в отношении конкретных переживаний изменяется.

Арт-терапевтический метод интуитивного рисования может использоваться в прикладных целях, для коррекции психического состояния личности.

Библиографический список

1. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. М. : ПЕР СЭ, 2006.

2. Гончаров, И. В. Место и роль органов внутренних дел в механизме обеспечения основных прав и свобод личности в условиях чрезвычайного положения / И. В. Гончаров // Армия и общество. 2015. № 2. С. 101.

3. Рупперт Ф. Травма, связь и семейные расстановки / Ф. Рупперт. М. : Институт консультирования и системных решений, 2010.

Bibliographic list

1. Bodrov, V. A. Psychological stress: development and overcoming / V. A. Bodrov. M. : PER SE, 2006.

2. Goncharov, I. V. The place and role of internal affairs bodies in the mechanism of ensuring fundamental rights and freedoms of the individual in a state of emergency / I. V Goncharov //Army and society. 2015. No. 2. P. 101.

3. Ruppert, F. Trauma, communication and family arrangements / F. Ruppert. M. : Institute of Counseling and System Solutions, 2010.

Статья поступила в редакцию 02.10.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 02.10.2023; approved afterreviewing 12.12.2023; acceptedforpublication 25.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.