Научная статья на тему 'ИНТУИТИВНО-ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ'

ИНТУИТИВНО-ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интуиция / творческое мышление / неосознанное мышление / архетипы / символы / вытесненные и автоматические мысли / пралогическое / коллективное бессознательное / intuition / creative thinking / unconscious thinking / archetypes / symbols / repressed and automatic thoughts / pralogical / collective unconscious

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М Д. Купарашвили

Статья выражает желание располагать более полноценной структурой познавательной деятельности. Обращение к бессознательному потенциалу не только познания, но и мышления позволяет увидеть более тонкие и неявные формы и способы присвоения мира и ориентации во внешней среде. Кроме того, особое внимание к неосознанному мышлению и его основе, опережающему отражению, позволяют не только фундировать иные формы познания в биологические и физиологические структуры человеческой организации, но и создают основу более полноценного постижения сущности человека. Указание на неосознанные формы познания делают доступным механизм созидания качественно новой мысли, объяснения скрытых и вытесненных мыслей и укореняют человека в совокупное человеческое становление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTUITIVE-IRRATIONAL FORMS OF COGNITION

The article expresses the desire to have a more complete structure of cognitive activity. The appeal to the unconscious potential of not only cognition, but also thinking allows us to see more subtle and implicit forms and ways of appropriating the world and orientation in the external environment. In addition, special attention to unconscious thinking and its basis, anticipatory reflection, allow not only to base other forms of cognition in the biological and physiological structures of human organization, but also create the basis for a more complete comprehension of the essence of man. The indication of unconscious forms of cognition makes available the mechanism of creation of qualitatively new thought, explanations of hidden and repressed thoughts and roots a person in the total human formation.

Текст научной работы на тему «ИНТУИТИВНО-ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ»

Вестник Омского университета. 2024. №1 (29). С. 50-55

УДК 165.1 DOI 10.24147/1812-3996.2024.1.50-55

ИНТУИТИВНО-ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Аннотация. Статья выражает желание располагать более полноценной структурой познавательной деятельности. Обращение к бессознательному потенциалу не только познания, но и мышления позволяет увидеть более тонкие и неявные формы и способы присвоения мира и ориентации во внешней среде. Кроме того, особое внимание к неосознанному мышлению и его основе, опережающему отражению, позволяют не только фундировать иные формы познания в биологические и физиологические структуры человеческой организации, но и создают основу более полноценного постижения сущности человека. Указание на неосознанные формы познания делают доступным механизм созидания качественно новой мысли, объяснения скрытых и вытесненных мыслей и укореняют человека в совокупное человеческое становление.

Ключевые слова: интуиция, творческое мышление, неосознанное мышление, архетипы, символы, вытесненные и автоматические мысли, пралогическое, коллективное бессознательное.

Отсутствие полноценной картины познавательного процесса чаще всего становится причиной недоразумений как в целом в коммуникативных формах, так и в объяснительно-понимательной деятельности человека в частности. Методологической ошибкой анализа познания является абсолютизация логико-рациональных форм познания и нивелирование интуитивно-иррациональных форм присвоения действительности. Отдельной концептуальной ошибкой нужно считать отсутствие в рассматриваемых системах категории мышления.

На основе чувственного познания, которое представляет собой естественные формы связи человека с окружающим миром (ощущение, восприятие, представление), складываются два вида мыслительной деятельности: осознанный и неосознанный. Осознанное мышление формируется на основе актуального, целенаправленного отражения мира, которое принципиально контролируется со стороны сознания. В качестве непосредственного инструмента познания оно оформляется в логико-рациональные формы познания (понятие, суждение, умозаключение). Неосознанное мышление оформляется на базе опережающего отражения, которое представляет собой биологически активное состояние мозга, перерабатывающего поток ощущений как естественный ряд визуальных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых восприятий и представлений. Данный вид активности мозга не контролируется со стороны сознания и оформляется в интуитивно-иррациональные формы познания. Осознанное и неосознанное мышления порознь функционировать не

М. Д. Купарашвили

д-р филос. наук, профессор, e-mail: kuparashvШ@ramЫer.ru

Вестник Омского университета. 2024. № 1 (29)

51

могут, они возникают одновременно и полностью детерминированы степенью развития друг друга. Досознательная интеллектуальная деятельность превращается в человеческую осознанную функцию мозга только благодаря возникновению сознания и логического мышления, наличие же неосознанных процессов обеспечивает беспредельные возможности познания и позволяет использовать безграничный потенциал мозга. Наличие сознательных процессов дает возможность уразуметь способности бессознательной активности, закрепить их в языковые символы и тем самым сохранить для дальнейшего использования, дать оценку новым открытиям и структурировать их так, чтобы обеспечить родовое бессмертие человека.

Так, интуитивно-иррациональное познание формирует неосознанное направление познавательного процесса. Здесь необходимо вспомнить, что у человека основной запас спонтанного опыта хранится за пределами непосредственного контроля сознания. Громадное количество восприятий и представлений никогда не становится фактом осознания. Интуитивно-иррациональное познание представлено в трех различимых видах: подсознательное, надсознательное и пралогическое.

Подсознательное знание является основой всех психических состояний человека. Ж. Лакан писал, что основой самого подсознания является отношение субъекта к своему бессознательному [1]. Проявляется подсознание в двух видах - в виде привычных действий и в виде «вытесненных» мыслей. Привычные действия выражают автоматические действия. Это те мысли, которые в свое время были освоены сознанием, а после были удалены из-за того, что превратились в привычные формы активности. Для их осуществления присутствие сознания не требуется (заплетать волосы, завязывать шнурки, играть на музыкальных инструментах), сознание передает их на попечение мышечной памяти. Данная форма подсознательной работы почти всегда в доступе, при возникновении сбоя сознание автоматически подключается и устраняет его - установки Узнадзе. В учении Д. Н. Узнадзе о «целостной модификации личности» установка принимает функцию готовности человека к будущим событиям и совершению действий в определенном направлении, что выступает как основа целесообразной избирательной активности [2, с. 179-180].

«Вытесненными» являются мысли, которые остались за порогом сознания из-за страха перед их осознанием, из-за неприязни или нежелательности. Эти мысли угрожают социальной сущности человека и нарушают нормы и законы, принятые в обществе. Потенциал подсознательной психики был открыт для цивилизованной Европы и обоснован методами, так или иначе достойными научной мысли и удовлетворяющими требования западноевропейской цивилизации. Изучая патологии психики, З. Фрейд приходит к выводу, что в психической деятельности человека есть нечто, что непосредственно не фиксируется не только медиками, но и всеми другими учеными, изучающими функционирование мозга и мышления. Несмотря на это, неизвестная форма деятельности мысли делала заявку на статус фундаментального фактора опосредствования поведения человека и его целесообразных актов. Неприятные ощущения от осознания этого факта были связаны с тем, что влияние неизвестной силы на образ мысли и жизни не только не управляется человеком, но и не осознается им вовсе. Обнаружение этой силы существенно корректировало структуру мышления в целом и сознания в частности, изменило акценты в рассуждениях о психике и о доминанте самой психики. Понятие «вытеснение» не столько выражает

процесс непосредственного трансцендирования мышления, сколько является указанием на наличие нефиксируемых сознанием идей. Их собственное значение, с точки зрения теории познания, не вызывает интерес. Однако символическая оболочка и ее разнообразная содержательная нагрузка являются предметом ее пристального внимания.

Таким образом, термин хорошо описан и разработан в трудах З. Фрейда. Основная конструкция подсознания состоит из трех базисных элементов: «оно», «эго» и «супер-эго». З. Фрейд считает, что у входа в сознание («эго») стоит привратник в виде самосознания, в терминах З. Фрейда - «супер-эго», и проверяет каждую мысль, приходящую из области бессознательного «оно» на предмет социальной безопасности. Отвергнутые им мысли не покидают «предбанник» сознания и сохраняют высокий аффективный заряд. Со временем они узнают, что природа сознания носит яркий символический характер, и чтобы попасть в зону сознания (для реализации себя), «забракованные» мысли «переодеваются» в символы и в таком виде проникают в сознание. Таким образом, сознание знает о них как о символах, но не знает, что именно они обозначают [3, с. 422]. Безусловно, серьезное нарушение «оно» представляет собой задачу только для врача психоаналитика. Однако существует еще понятие самоанализа, соответствующие виды которого подробно описаны в психоаналитической литературе (Э. Фромм, А. Адлер, К.-Г. Юнг, К. Хорни и др.).

«Супер-эго» как самосознание, как сверх-я является высшим уровнем психической активности человека, которая определяет его физиологическую завершенность как биологического вида. Данная психологическая структура не только инте-риоризирует все социальные табу, но, что очень важно, существенно трансформирует «принцип удовольствия» в «принцип реальности», предлагая ему реализацию (удовлетворение) и укореняя один в другом. Трансцензус, совершаемый человеком на этом уровне, обеспечивает ему достижение основы высшей умственной деятельности, за которой уже нет ничего, что бы указывало на возможность создания более совершенной психологической базы для мыслительной способности.

Активность умственной деятельности, базирующаяся на сверх-Я, потенциально простирается в бесконечность, где все устанавливаемые границы осознаются как принципиальная необходимость, и трансцензус за ними рассматривается как поступательное движение мыслительной способности человеческого рода.

«Либидо» - самое популярное слово для обозначения той невидимой энергии, которая реально обеспечивает жизнедеятельность человека. Оно фиксирует трансцендентные возможности человеческого мышления осознавать наличие запредельной для сознания энергии, которая предполагает даже его физическое существование. Причем данное понятие делает возможным умозаключение по поводу характеристик и возможного управления этой энергией самим человеком. Принципиальная переизбыточность того, что обозначает данное слово, предполагает выведение энергии из телесной реализации с целью объективации, а частично и материализации сугубо человеческой сущности, и, таким образом, понятие сублимации как обозначения процесса указанной трансформации жизнедеятельной энергии становится еще одной категорией в понятийной сетке бессознательной деятельности мышления, обозначающей его трансцендентную функцию [3]. До появления учений З. Фрейда в том же значении употреблялось такое, например, понятие, как «пси-

Вестник Омского университета. 2024. № 1 (29)

53

хическая энергия» (Л. С. Выготский [4]). Понятие «либидо» явилось всего лишь обозначением потерянного понимания определенного явления на понятном для современников языке.

Привычные действия и вытесненные мысли являются подсознательными, так как сознанию о них известно. Привычные действия оно может легко восстанавливать при необходимости, а для восстановления «вытесненных» мыслей необходим самоанализ. Если же эти мысли превратились в болезнь (комплекс, который угнетает человека), нужен психоаналитик. Таким образом, они находятся «под» сознанием.

Надсознательное знание связано с творческой активностью мозга и появлением качественно новой мысли. В оригинале понятие надсознательного звучит как «сверхсознательное» и принадлежит К. С. Станиславскому, который использовал его в своей системе актерского мастерства для обозначения сверхзадачи актера [5]. Понятие фиксирует эвристические способности человека к сотворению качественно новой мысли, мысли как таковой. Другими словами, в этой области продуцируются качественно новые мысли, которые при помощи механизма интуиции переходят в новые умозаключения. В отличие от подсознательных мыслей, надсознательные никогда, ни под каким видом не были содержанием сознания до включения механизма озарения. Интуиция (от лат. «пристальное всматривание в суть предмета») выражает способность непосредственного постижения истины, т. е. сущности вещи целиком и сразу путем прямого ее усмотрения без рационального обоснования (бездоказательная убежденность).

Суть механизма работы интуиции заключается в создании критической ситуации в процессе мыслительной деятельности человека. Озарение происходит тогда, когда все имеющиеся в распоряжении сознания методы терпят неудачу при решении поставленной задачи, что и определяет возникновение кризиса, который связан с нехваткой готового знания. Критическая ситуация фиксирует момент возможного приращения качественно нового знания. Факт осмысления, схватывания новой мысли называется озарением, интуицией. Оно всегда происходит в образно-символическом виде. Далее такая мысль подлежит формально-логической обработке и аргументации, чтобы сделать ее достоянием общественности или фактом личностного знания.

Пралогическое (от греч. «дологическое, предлогическое») познание связано с архаической памятью и со становлением человеческого рода. Автором понятия является Л. Леви-Брюль, французский философ и антрополог, понятие «пралогика» он использует в исследовании ментальных возможностей дикарей [6]. После в этом же значении К. Юнг использовал понятие «коллективное бессознательное». Пра-логические мысли - это такие процессы мышления, которые предшествовали или предшествуют возникновению сознания и сознательных форм познания в историческом плане. Это область архетипов и символов, которые проявляют коллективное бессознательное [7].

Коллективное бессознательное К. Юнг определяет как «врожденные возможности представления» в каждом человеке.

Архетип - это изначальная врожденная психологическая структура, представляющая собой общезначимые и осознанные первобытные мысли, которые определя-

ли коллективную человеческую сущность и социальные ценности. Сами архетипы принадлежат совокупному человечеству и могут существовать в собственном виде только как чистые мысли, как идеи, сами по себе они без образны. По словам К. Юнга, они фиксируются в мнемотехнических образах головного мозга, фактически К. Юнг утверждает, что мы рождаемся с ними. Они - некий психологический аналог инстинкта (врожденные паттерны мышления и поведения, которые стремятся к реализации в среде себе подобных: архетип матери, отца, ребенка, обманщика, потопа, рождения, смерти, брака). Для К. Юнга главными являются архетипы: тень, мудрый старик, ребенок, мать/дева, анима и анимус.

Наглядный, образный вид архетипы получают в символах, которые чаще всего встречаются в сказках, мифах, небылицах и в произведениях искусства. Символ как знак, изображение в рамках пралогического мышления является персонификацией архетипа. Если архетипический пантеон общий для всего совокупного человечества, то символическая база уникальная у каждой культуры, которая как раз и определяет ее особенности и однократность. Символы олицетворяют архетипиче-ские мысли выборочно и создают их иерархические цепи. У каждого народа собственные предпочтения, приоритеты и иерархия архетипических образов, которая зависит от психологии, географии, климата и многих других факторов оформления культуры.

Архетип в его психологическом значении дает возможность проникнуть в самые нижние слои социального, человекообразующего кода. Архетипические конструкты - самый эфемерный предмет для исследователя, так как представляет собой некое бессознательное содержание и не только не обнаруживает себя в собственном виде, но и не имеет этого собственного вида вовсе. Предметно о конкретных архетипах можно говорить только опосредствованно. Такими средствами являются сказки, обряды, прибаутки, небылицы и так далее, а они, как известно, имеют национальную форму и содержание. Поэтому бессознательное содержание архетипа может переходить в разряд осознанных, осмысленных, отрефлексированных, но при этом оно претерпевает определенные культурные изменения. Архетипы - основные содержательные единицы коллективного бессознательного, которое, в свою очередь, выглядит как накопитель эмоционального опыта человечества. К. Юнг отмечал, что архетипы предстают «настолько же идеями, как и эмоциями», формирование которых происходит на таких ранних этапах жизни общества, что их какой-либо сознательный анализ совершенно исключается. Единственный способ их постижения - это все те же исконно эмоциональные состояния человека, благодаря которым, по-видимому, они в свое время возникли. Способы выражения и средства объективации архетипов у каждого народа собственные. Данная закономерность распространяется и на все, что создается при помощи слов и символов (сказки, небылицы, прибаутки, легенды, саги, сюда же относятся сновидения и видения, экстатические и медитативные состояния). В русском фольклоре архетипы раскрываются в таких главных символах, как Иван-дурак (доброта), Василиса Прекрасная (мудрость), Кощей Бессмертный (неискоренимость зла), Феникс (вечное возрождение) и т. д.

Таким образом, без-образные архетипы лишь со временем получают символические выражения в бесчисленном количестве вербальных и изобразительных мате-

Вестник Омского университета. 2024. № 1 (29)

55

риализаций, и в этом качестве становятся феноменом структуры познавательной деятельности. Именно на основе архетипической и символической мысли возникают более сложные, уже рациональные формы познания, орудием и способом существования которых является рассудок с его формальной логикой и жесткой причинно-следственной зависимостью.

Интуитивно-иррациональные формы познания почти всегда остаются закрытыми для сознания в силу того, что они формируются на очень ранних стадиях развития человека и фиксируются в разных информационных и символических кодах. Если в сознании вся наличная информация хранится исключительно в понятной и в основном вербальной кодировке, то информация в интуитивно-иррациональных формах мысли имеет совершенно недоступную кодировку для целенаправленного осознания, так как она относится к доречевому периоду и закодирована в образах, символах и в эмоциональной памяти осознавших себя коллективов.

Литература

1. Лакан Ж. Образование бессознательного. - М. : Гнозис : Логос, 2002. - 608 с.

2. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М. : Наука, 1966. - 451 с.

3. Фрейд З. Психология бессознательного. - М. : Просвещение, 1989. - 447 с.

4. Выготский Л. С. Психология искусства. - М. : Искусство, 1986. - 879 с.

5. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. - М. ; Л. : Искусство, 1948. - 555 с.

6. Леви-Брюль Л. Пралогическое мышление. - М. : Наука, 1938. - 413 с.

7. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. - М. : Ренессанс, 1992. - 320 с.

INTUITIVE-IRRATIONAL FORMS OF COGNITION

M.D. Kuparashvili

Dr.Sc. (Philos.), Professor, e-mail: [email protected]

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Abstract. The article expresses the desire to have a more complete structure of cognitive activity. The appeal to the unconscious potential of not only cognition, but also thinking allows us to see more subtle and implicit forms and ways of appropriating the world and orientation in the external environment. In addition, special attention to unconscious thinking and its basis, anticipatory reflection, allow not only to base other forms of cognition in the biological and physiological structures of human organization, but also create the basis for a more complete comprehension of the essence of man. The indication of unconscious forms of cognition makes available the mechanism of creation of qualitatively new thought, explanations of hidden and repressed thoughts and roots a person in the total human formation.

Keywords: intuition, creative thinking, unconscious thinking, archetypes, symbols, repressed and automatic thoughts, pralogical, collective unconscious.

Дата поступления в редакцию: 17.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.