Интонированное переживание: от антропопрактик к психотехнике
музыкальной терапии
Торопова Алла Владимировна (Москва) ФГБНУ «Психологический институт РАО» [email protected]
Аннотация. В докладе поднимается проблема концептуализации психологических механизмов психотерапии с применением музыкального искусства. Представлены: теоретическая объяснительная модель, связующая традиционные трансформационные антропопрактики с использованием «мусической экспрессии» и современные психотехники музыкальной и искусство-терапии; опыт применения музыкально-терапевтического подхода в клинической практике.
Ключевые слова: интонирование, переживание, интонированное переживание, антропопрактика, психотехника, музыкально-терапевтические технологии, музыкальная психотерапия.
Intonated experience: from anthropopractics to the psychotechnics of music therapy
Alla Vladimirovna Toropova (Moscow) Psychological Institute of the Russian Academy of Education
Abstract. The report raises the problem of conceptualizing the psychological mechanisms of psychotherapy with the use of musical art. The following are presented: a theoretical explanatory model linking traditional transformational anthropopractices with the use of "musical expression" and modern psychotechnics of musical and art therapy; experience in the application of a musical therapeutic approach in clinical practice.
Keywords: intonating, experience, intonated experience, anthropopractic, psychotechnics, music therapy technologies, music psychotherapy.
Музыкальная терапия как частный случай привлечения инструментально-звуковых, вокально-декламационных и танцевально-пластических приемов воздействия и трансформации состояний имеет свою давнюю историю и повсеместно тиражируется в околонаучных статьях и СМИ. В этом есть не только нечто профанное, то есть «плохое», но и хорошее - что же это? Интуитивное знание об антропопрактиках, существующих во всех традиционных обществах и в актуальном времени. Вытащить из интуитивных представлений и мифов «полезное» знание, превратив его в психотехнику, целесообразно как с научной, так и с практической точек зрения. Т.о., психологическая помощь и терапия с применением музыкального искусства нуждается в концептуализации своих психологических механизмов, чтобы преодолеть голый эмпиризм и декларативность.
В этом полезно обратиться к методологии становления психологического понимания понятия переживание и знак переживания: это линия Л.С. Выготского - Ф. Е. Василюка. Для понимания моей авторской позиции важен еще ряд понятий и это будет параллельная линия: И. М. Сеченов - М. М. Бахтин - Б. В. Асафьев - В.В. Медушевский. Обе линии пересеклись однажды в авторской концепции интонированного переживания как практики экспрессии и трансформации, осмысленной в диссертационных исследованиях автора.
Прежде всего необходимо определиться с основными понятиями:
Феномен интонирования - отправная точка и ключевое понятие авторской концепции имеет четко выраженную отнесенность как к музыкальным явлениям, так и к явлениям более общего психологического порядка: к сущностным сторонам формирования естественной речи, ее коммуникативной направленности, и к невербальной коммуникации между людьми, к процессам восприятия, мышления, понимания и общения [1]. Интонирование с точки зрения психофизиологии есть переживание и отношение, выраженные мышечным аппаратом, именно потому оно может быть слышимым (звучание) и видимым (пластика). Именно данный
феномен как бессознательная или, в некоторых случаях, осознанная экспликация переживаемого для других - в первую очередь, и для себя самого - во вторую - является общим знаменателем или агентом экспрессии и воздействия всех временнЫх искусств -танцевальных, вокальных, речитативных, музыкально-инструментальных исполнительских практик, как они сложились в истории культуры. В осмыслении научных оснований психотерапии экспрессивными искусствами эти истоки могут быть отнесены к антропопрактикам трансформации состояний, развивающимся стихийно в обществах всех типов, в том числе в современном.
Изучение истоков пластического интонирования как языка психики и моторного поля личности основывается на идеях о «бессознательном умозаключении» и «темном мышечном чувстве» И. М. Сеченова [2, с. 374], взаимосвязанных в акте интонирования и на идеях телесно-ориентированной психологии характера, отразившихся в эмпирических находках представителей методов «музыкального движения» и музыкально-пластической деятельности в контекстах обучения музыке и психокоррекции нарушенных состояний личности. Обучение вниманию к звучащей и пластической экспрессии переживаний существенно обогащает не только арт-терапию с помощью мусических искусств, но и психодиагностику по внешнему моторно-интонационному контуру индивидуальности.
Рассмотрение интонирования как фундаментального компонента музыкального формообразования является естественным для музыковедения со времен появления классического труда Б. В. Асафьева «Музыкальная форма как процесс», где была высказана аксиоматически и аксиологически завершенная мысль: «музыка есть искусство интонируемого смысла» [3, с. 344]. Но для психологии и психотерапии продуктивность обращения исследовательского внимания к феноменам, скрытым за видимым и слышимым интонированием, не столь очевидна. В то время как Л. С. Выготский, размышляя о «сложнейших внутренних функциях человеческого сознания», служащих истоками или переходными формами между внутренней и внешней речью, то есть о механизмах развития языкового сознания, говорит об «аффективно-волевых тенденциях» [4, с. 357] предъязыка, соотнося в ходе разворачивания текста данное выражение с понятием «интонация».
М. М. Бахтин также вплотную подошел к философско-психологическому пониманию сущности предикторов языков сознания личности, оперируя понятиями «эмоционально-волевое мышление» и «интонирующее мышление». «Действительное поступающее мышление есть эмоционально-волевое мышление, интонирующее мышление (курсив мой -А. Т.), и эта интонация существенно проникает во все содержательные моменты мысли. Эмоционально-волевой тон обтекает все смысловое содержание мысли в поступке и относит его к единственному бытию-событию» [5, с. 107]. То есть ментальное содержание сознания бессознательно (еще до мысли) присутствует в виде интенций и интонаций, вместе и составляющих эмоционально-волевое наклонение интонирующего сознания. Обращение к типичным интонационно-знаковым формулам антропопрактик этнических или социальных групп дает доступ к изучению их ментальностей, то есть ценностей, архетипов и образцов поведения [6].
Превращение переживаний в интонационный знак и символ происходит как в индивидуальном развитии, так и в культурно-историческом времени, что можно определить одним понятием - символогенез интонирования. Интонационный символ - культурно-закрепленный знак интонированного смысла или переживания, имеет, как правило, широкую зону разброса значений вокруг центрального архетипа интонирования [1]. Архетип интонирования - предельно обобщенно выраженное базовое переживание, его ядро, первообраз, очищенный от индивидуализированных деталей, он имеет содержательную и формально-динамическую стороны экспрессии переживания, непротиворечиво взаимосвязанные между собой. Обе стороны нетрудно вычленить для анализа в процессе демонстрации студентам каналов трансляции интонированного смысла в музыкальной форме.
В работе с клиентами в психологической практике и пациентами клиник, там, где уже апробированы и с успехом применяются методы музыкальной терапии и реабилитации, мы
имеем дело со сложным комплексом - индивидуальным стилем интонирования переживаний личностью, в котором сочетаются как глубинные архетипические паттерны, связанные с общечеловеческим опытом переживаний (психофизиологическими программами), этнические стереотипы интонирования, интериоризованные из культурной среды, и индивидуальный опыт интонированных переживаний (как носитель самих переживаний). Для работы с этим комплексом целесообразно разделять в представлениях и подходах музыкального психотерапевта базовые способы интонирования переживаний и моторный контур индивидуальности, проявляющий заблокированные чувства, пережитые события и их телесные следы в виде мышечного панциря. При работе с телесными блоками выбираются мишени воздействия, или скорее точки освобождения через восстановление потоковых движений и голосовой вокализации переживаний. Таким образом, осмысленные антропопрактики становятся действенной психотехникой, позволяющей говорить о музыкально-деятельной терапии и реабилитации. Напомню, что музыкотерапия -использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии [7].
Разработанный подход в опоре на представленные концепты был апробирован в клинической практике с пациентами пульмонологического профиля, имеющими психосоматический астматический синдром [8], а также в неврологическом отделении с пациентами с нейродегенеративными заболеваниями, все они имели безусловно психологический шлейф заблокированных переживаний, доступ к которым можно находить с помощью методологии диагностики и проработки интонированного переживания методами музыкальной психотерапии [9].
Литература
1. Торопова, А. В. Феноменология интонирующей функции музыкально-языкового сознания: дис. ... доктора психологических наук [Текст]/ А.В. Торопова. - Москва, 2017. - 379 с.
2. Сеченов, И. М. Избранные философские и психологические произведения [Текст]/ И.М. Сеченов. - М: ОГИЗ, 1947. - 647 с.
3. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс: в 2 кн. 2-е изд. [Текст] / Б.М. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 376 c.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] // Собр. соч.: В 6 т. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1982.
- 504 с.
5. Бахтин, М.М. К философии поступка [Текст]/ М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники - М.: Наука, 1986. - 130 с.
6. Торопова, А. В. Интонирующая природа психики. Музыкально-психологическая антропология. Монография [Текст] / А. В. Торопова. - М.: МПГУ, 2018. - 350 с.
7. Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия [Текст]/ Л. С. Брусиловский // Руководство по психотерапии. - Ташкент, 1979. - С. 256-275.
8. Торопова, А. В., Львова, Т. В. Теория и практика музыкально-деятельностной терапии [Текст]/ А. В. Торопова, Т. В. Львова. - Lambert: Academic Publishing, 2018. - 179 с.
9. Львова, Т. В., Торопова, А. В. Расширение функций музыкально-деятельностных технологий (на примере музыкально-реабилитационной работы с пациентами в неврологическом отделении) [Электронный ресурс] // Вестник «Биомедицина и социология».
- 2018. - Том 3 (4). - C. 89 - 91. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2618-8783-2018-3-4-89-91