Научная статья на тему 'Интервью с заместителем главного редактора журнала «Российское предпринимательство» Мельниковым Олегом Николаевичем, доктором экономических наук, профессором МГТУ им. Н. Э. Баумана'

Интервью с заместителем главного редактора журнала «Российское предпринимательство» Мельниковым Олегом Николаевичем, доктором экономических наук, профессором МГТУ им. Н. Э. Баумана Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
358
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с заместителем главного редактора журнала «Российское предпринимательство» Мельниковым Олегом Николаевичем, доктором экономических наук, профессором МГТУ им. Н. Э. Баумана»

МЕЛЬНИКОВ Олег Николаевич доктор экономических наук, профессором МГТУ им. Н.Э. Баумана ^ Melnikov@@creativeconomy.ru

Интервью с заместителем главного редактора журнала «Российское предпринимательство» МЕЛЬНИКОВЫМ Олегом Николаевичем, доктором экономических наук, профессором

МГТУ им. Н.Э. Баумана

НППиР: Как и почему возникла идея создания журнала «Российское предпринимательство»?

О.Н. Мельников: Шел 1999 год... К этому времени я уже имел опыт работы в нескольких журналах заместителем главного редактора. Но идея пришла неожиданно. не от меня, но я ее подхватил и начал реализовывать, поскольку те, кто ее высказал, от нее отказались.

При регистрации пришлось придумать 6 названий, и название «Российское предпринимательство» было выбрано Министерством печати.

С самого начала хотелось выпускать всероссийский научно-практический журнал, который оказался бы полезным как предпринимателям, так и студентам,

аспирантам, преподавателям вузов (поскольку я в то время работал доцентом МГТУ имени Н.Э. Баумана).

НППиР: Существовали ли аналоги или близкие по тематике журналы в России и в остальном мире на момент создания журнала? Сколько журналов по этой тематике существует сейчас?

О.Н. Мельников: В то время подобных журналов выпускалось не так много, и они освещали, в основном, финансовые проблемы, проблемы маркетинга и менеджмента. А вот общим вопросам организации предпринимательской деятельности уделялось явно мало внимания. И вот с тех пор мы уже опубликовали более 6000 статей. на

самые различные темы, которые напрямую связаны с освещением результатов исследований и практического опыта российских и зарубежных авторов в самых различных сферах предпринимательства.

НППиР: Можно ли назвать журнал самостоятельным проектом или же инструментом поддержки какой-либо другой деятельности?

О.Н. Мельников: Наш журнал - это самостоятельный проект, но в некотором роде он оказался серьезной поддержкой для различных образовательных организаций. Мы освещаем не только общие проблемы экономики предпринимательства. У нас очень много авторов, которые исследуют вполне конкретные проблемы в области финансов, налоговой политики, логистики, контроллинга и т.д.

НППиР: На каком языке, кроме русского, выходит или планируется выпуск Вашего журнала?

О.Н. Мельников: Журнал с самого начала выпускается на русском языке, и уже названия статей, данные об авторах, аннотации и ключевые слова печатаются как на русском, так и на английском языках. Сама по себе тематика журнала подразумевает его основное распространение среди русскоязычной аудитории.

НППиР: Ваш журнал имеет бумажную и электронную версии?

О.Н. Мельников: Журнал выпускается в бумажной версии, но все выпуски доступны и в электронном виде. Период эмбарго в журнале составляет один год. Выпуски старше одного года доступны на сайте без ограничений.

НППиР: Что Вы назвали бы основной трудностью при создании журнала в России? Пришлось ли столкнуться с серьезными проблемами?

О.Н. Мельников: Пожалуй, я бы не мог вспомнить какие-то особые трудности. Ну, может быть только то, что в самом начале практически все пришлось делать самому. Хотя я сразу же решил все вопросы с версткой и печатью. И сегодня можно было бы сказать большое спасибо моим друзьям, которые поверили в меня, и верстку и печать первых номеров делали бесплатно, точнее не требуя оплаты сразу же. Я с ними расплачивался только после того, как журнал выходил и за него перечислялись деньги агентствами.

НППиР: Если не секрет, сколько людей работало над организацией журнала и выпуском первого номера? Поддержка скольких людей понадобилась дополнительно?

О.Н. Мельников: Сегодня это кажется нереальным, но практически я один... Конечно, я обратился к своим друзьям: верстка, бухгалтерия, печать. Все же остальное пришлось делать самому. Хорошо, что у меня тогда был довольно серьезно наработанный опыт в других журналах. Но прошло время, и сегодня у нас работает полноценный коллектив сотрудников.

НППиР: Как организован процесс рецензирования материалов в журнале? Какое рецензирование (открытое, слепое, двойное слепое) наиболее уместно в вашем журнале?

О.Н. Мельников: Рецензированием занимаются, в основном, мои друзья-коллеги, профессора и специалисты из различных городов России. Мы используем, так называемое, «слепое» рецензирование. Сегодня нам очень помогает возможность отдаленной связи. Рецензенты практически мгновенно получают статьи на рецензирование. Мы стараемся отвечать авторам о результатах рецензирования максимум через две недели. Хотя очень часто мы укладываемся в неделю.

Интервью с заместителем главного редактора журнала «Российское предпринимательство»

НППиР: Как быстро присылаемые авторами материалы появляются в доступе на сайте? Сколько времени занимает публикация? Сколько времени, на Ваш взгляд, вообще должна занимать публикация в научном журнале в современных условиях?

О.Н. Мельников: В основном сроки публикаций у нас проходят в течение 2-х месяцев со дня поступления статьи. Максимально - это 3 месяца. Как правило, это устраивает всех авторов. На мой взгляд, это оптимальные сроки. При этом, если автору нужна срочная публикация, мы стараемся, чтобы статья вышла в том же месяце (но это возможно только в том случае, если журнал еще не отправлен в типографию).

НППиР: Какие механизмы привлечения читательской аудитории вы уже использовали? Что планируете сделать в этом направлении, а чего делать не будете ни в коем случае?

О.Н. Мельников: Главным «двигателем» продвижения к потенциальным авторам и к читателям сегодня является Интернет. Журнал является информационным партнером значимых событий в отрасли, это позволяет налаживать новые контакты среди авторов и партнеров. В то же время непонятно откуда наши адреса оказались у редакторов других экономических журналов, которые присылают предложения опубликоваться по общим спискам. Это самый настоящий спам, те, кто считает это инструментом маркетинга, не должны иметь отношения к средствам массовой информации вообще.

НППиР: Какие перспективы Вы видите в расширении тематики журнала, или, наоборот, в усилении его специализации?

О.Н. Мельников: У нас тематика достаточно широкая в рамках специализации журнала. Ее расширять вряд ли потребуется. Тем более у нас все органи-

• „рп“ - это свободная трибуна для российских предпринимателей

• „рп“ - это голос нового поколения российской науки

• „рп“ - это практическая помощь при решении первостепенных задач бизнеса

• „рп“ - это экономическое и юридическое самообразование отечественных предпринимателей

• издается с января 2000 года

• включен в РИНЦ

• включен в Перечень ВАК с 2002 года

• реферируется ВИНИТИ

• награжден знаком «Золотой фонд прессы»

• распространяется в печатном и электронном виде

зовано по принципу «гибкой системы». Мы используем своеобразную «специализацию», собирая статьи по близкой тематике либо в рубрики, либо в специальные разделы. На мой взгляд, это наиболее разумная структура журнала.

НППиР: Есть ли у редакции планы по включению журнала в российские и международные базы данных или в этом, на Ваш взгляд, нет необходимости на данном этапе развития журнала?

О.Н. Мельников: Сегодня журнал включен в российские базы данных. В международные базы нам вряд ли удастся включиться, поскольку тематика наших статей ориентирована на внутреннего, а не международного читателя. Хотя, конечно, есть и такие статьи, которые могли бы стать интересными и зарубежным читателям. Но, к сожалению, надо признать тот факт, что таких статей не так уж много.

НППиР: Как Вы считаете, может ли быть импакт-фактор в современных условиях объективным критерием значимости научного журнала? По каким критериям Вы оценили бы научный журнал, который видите в первый раз?

О.Н. Мельников: Думаю, а практически уверен, что импакт-фактор не является объективным критерием для таких журналов как «Российское предпринимательство». Мы публикуем до 800 статей в год, в большинстве случаев это текущие результаты диссертационных исследований. А так как это количество

находится в знаменателе данного показателя (ну так придумали!), то надеяться, что он будет выше тех журналов, которые публикуют 40-50 статей в год, достаточно трудно. И здесь однозначно работает философский закон перехода количества в качество и обратно.

Импакт-фактор хоть и «признан» в западной практике, но отличие заключается в том, что в западных журналах принято делать списки источников к каждой статье из 20-30 ссылок. А показатели цитируемости принимают в расчет количество, а не качество использованных источников. Поэтому для меня этот показатель весьма сомнителен.

Я бы научный журнал оценивал по уровню новизны знаний, которую несут публикуемые материалы статей. Но по «количеству» считать легче, чем по качеству.

НППиР: Как бы Вы оценили ситуацию на рынке научной и научно-образовательной периодики в России? Какие перспективы Вы бы отметили как наиболее реальные для этого рынка?

О.Н. Мельников: Я не могу такой оценки сделать, поскольку такая оценка все равно будет неверной. Издания, которые я знаю, развиваются неплохо. Перспективы одни. Любая научная и научно-образовательная периодика - есть информационное обеспечение экономики. Поэтому все перспективы лежат в дальнейшем экономическом развитии страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.