Анна ИСАКОВА шеф-редактор Laboratorium ^ [email protected]
Интервью с Редакционной коллегией МЕЖДУНАРОДНОГО ЖУРНАЛА
ПО СОЦИАЛЬНЫМ НАУКАМ Laboratorium
НППиР: Как и почему возникла идея создания именно такого журнала?
Laboratorium: У истоков создания Laboratorium стояло желание издавать в России современный профессиональный журнал международного уровня по социологии, находящейся в диалоге с другими социальными науками. Такого журнала на тот момент (а это вторая половина 2000-х годов) в России не существовало. Существенная проблема российских социальных наук заключается в изоляции их от международного профессионального сообщества. Это и проблема языкового барьера, и слабо развитые механизмы менеджмента науки, и исторически сложившееся отставание методологического аппарата.
Создавая журнал, мы ставили перед собой несколько целей. Во-первых, это внедрение международных стандартов качества научной продукции. В России проводится немало интересных эмпирических исследований, но их результаты не всегда превращаются в качественные статьи. Мы хотели создать команду профессионалов, которая будет сопровождать автора статьи, с тем, чтобы он(а) смог(ла) показать результаты своего исследования наилучшим образом, сформулировать эмпирический и теоретический аргумент, обсудить результаты в свете новейшей библиографии, сделать статью интересной и для узких специалистов, и для более широкого круга читателей-социологов.
Во-вторых, нашей целью было проведение активной научной политики. Мы стремимся довести до сведения международного сообщества результаты исследований российских ученых, и донести до российского читателя результаты исследований зарубежных социологов, которые проводят исследования в России. На самом деле, в мире существует очень мало журналов, которые посвящены именно социологическим исследованиям о России и постсоветском пространстве. Есть хорошие журналы, посвященные русской культуре, литературе, истории и политике. Мы же хотели создать журнал, который посвящен именно социальным исследованиям общества, и, кстати, иностранные ученые с удовольствием у нас публикуются. Другой важный аспект нашей научной политики — показывать, какие темы, проблемы и методы, возникающие в зарубежной социологии, могли бы получить свое развитие в «русском поле». Мы сформировали вокруг журнала круг экспертов из разных областей, которые советуют, какие темы, развивающиеся в других полях, стоит показать именно сейчас специалистам по России, с тем, чтобы своевременно формировать новые исследовательские направления.
В-третьих, мы хотели способствовать развитию независимой научной критики. Этим занимается раздел книжных рецензий. На постсоветском пространстве клиентелизм в научной сфере развит еще больше, чем где-либо. Мы стремим-
ся привлекать внимание к хорошим книгам, вышедшим на русском языке и на других языках, представляющим результаты социальных исследований. Главное, мы стремимся подвергнуть новые научные книги оценке независимых профессионалов.
Создавая новый журнал, мы хотели способствовать включению российских исследований (и в целом, постсоветской социальной реальности, которую мы изучаем) в международную научную дискуссию. Несмотря на то, что для современных социальных наук национальный контекст продолжает иметь значение, в последние десятилетия усилились процессы интернационализации научного сообщества, возник ряд глобальных проблем, для решения которых социальные ученые пользуются широким набором общих методологических инструментов и концептуальных подходов. Эти слова - не дань конъюнктуре. Многие социальные процессы, происходящие в современном мире, затрагивают человеческое сообщество в целом, и должны исследоваться соответственно. Социальные науки, замкнутые в пределах одной страны, сегодня существовать и развиваться не могут. Итак, замысел журнала как международного, двуязычного, рецензируемого, возник из желания создать мостик между российским и мировым опытом социальных исследований.
НППиР: Существуют ли аналоги или близкие по тематике журналы в России и в остальном мире?
«Laboratorium» — рецензируемый журнал свободного доступа, издаваемый международной группой исследователей. Журнал публикует результаты эмпирических социальных исследований на русском и английском языках».
Laboratorium: Уникальность нашего журнала заключается в той нише, которую он занимает и в России - как двуязычный международный журнал, беспрекословно исполняющий принцип анонимного рецензирования, - и в мире, как единственный российский журнал по социальным наукам, развивающийся по траектории международного журнала.
Наш журнал не имеет узких тематических рамок. Спектр тем рукописей, которые мы принимаем к публикации,
достаточно широк. Лицо журнала формируется, в первую очередь, за счет оригинальности и новизны текстов, приверженности непозитивистской методологии и эмпирическим исследованиям, особому интересу к пост-социалистическим трансформациям в сравнительной перспективе. Последний момент хотелось бы отметить особо, потому что мы считаем, что наиболее продуктивная исследовательская стратегия — это не культивирование своего объекта, как чего-то уникального, а рас-
смотрение этого объекта как одного из вариантов того, что существует и в других контекстах. Только такой широкий взгляд позволяет нащупать нужную аналитическую перспективу. Мы очень гордимся спецномером «Бывший СССР и Латинская Америка: поставторитарные трансформации», где мы попросили исследователей из двух этих географических зон написать совместные статьи и проанализировать сходства и различия поставторитарной социальной реальности.
Сознательным выбором журнала была междисциплинарная и политематическая установка, которая, в определенной степени идет в разрез с существующей в России и мире тенденцией, состоящей в усилении специализации научных изданий. В самом деле, одной из продуктивных стратегий для нового журнала сегодня является поиск собственной специфической ниши, как правило, тематической, не занятой другими журналами. Ведь конкуренция за авторов и за читателей между научными журналами очень высока, и с появлением большого числа электронных изданий она только возросла. Тем не менее, мы считаем, что диалог социальных наук необходим, и так же, как и открытость другим исследовательским полям, он позволяет смотреть на социальную реальность более свежим взглядом.
НППиР: Можно ли назвать журнал самостоятельным проектом или же инструментом поддержки какой-либо другой деятельности?
Laboratorium: У Laboratorium есть учредитель, ЦНСИ, который осуществляет техническую поддержку. Но журнал изначально задумывался как самосто-
< диалог социальных наук позволяет смотреть на социальную реальность более свежим взглядом
ятельный проект, управление которым осуществляет независимый редактор или, как в настоящее время, редакционный коллектив. Сегодня наш журнал не имеет лидера, это многоголовый дракон, плод коллективной воли и коллективного разума. Кстати, говоря, на данный момент все члены редакционной коллегии — женщины. Они живут и работают в разных странах, т.е. не связаны с одной институцией. В этом смысле Laboratorium является внеинституцио-нальным изданием. Вместе с тем, журнал - это всегда институциализирующий проект. Наш журнал поддерживает саму идею независимых социальных наук, объясняет функции и возможности качественной эмпирической социологии, которая не оперирует цифрами и графиками, но исследует социальные процессы, основываясь на разнообразных источниках социальной информации: документах, устных нарративах, визуальных изображениях. Статус социальных наук и качественной социологии, по крайней мере в России, таков, что поддержка такого рода необходима. Можно сказать, что мы являемся инструментом воспроизводства определенной профессиональной среды, которая уже давно начала формироваться, но нуждается в том, чтобы ее услышали.
НППиР: На каком языке, кроме русского, планируется выпуск Вашего журнала?
Laboratorium: Для публикации принимаются материалы на русском и английском языках. Все исследовательские статьи, написанные по-русски или по-английски, сопровождаются переводами развернутых резюме этих статей. Прочитав развернутое резюме, можно получить представление о ее методологии, основных аргументах и выводах. Публикация развернутого резюме статьи на английском языке является уникальной возможностью для молодых авторов или авторов, не имеющих других англоязычных публикаций, познакомить зарубежных коллег со своими исследованиями.
Поэтому редакция считает публикацию резюме важной частью своей работы, несмотря на то, что это требует от нас дополнительных усилий.
НППиР: Ваш журнал имеет бумажную и электронную версии?
Laboratorium: Да. При этом, наш журнал один из немногих, которые сознательно сохраняют открытый доступ ко всем опубликованным материалам на сайте.
НППиР: Что Вы назвали бы основной трудностью при создании журнала в России? Пришлось ли столкнуться с серьезными проблемами?
Laboratorium: Основной трудностью при создании профессионального журнала по социальным наукам в России (как, впрочем, и в других странах) является поиск финансирования, поскольку издание журналов в существующих условиях является нерентабельным делом. По этой причине большинство журналов существуют на базе государственных научных организаций, для которых издание таких журналов является не столько способом заработать деньги, сколько поддержанием или увеличением академического престижа. В Европе тоже большая часть научных журналов получают государственное финансирование. Существовать вне государственных институций, в ситуации, когда благотворительных фондов очень мало, это очень непросто.
Вторая существенная трудность состоит в поиске авторов и наполнении портфеля журнала. Как уже упоминалось, конкуренция между журналами высока, и авторы, способные производить качественные тексты, стремятся публиковать статьи в ведущих журналах. Поэтому новые журналы сталкиваются с хронической проблемой поиска авторов и текстов высокого уровня. Среди наиболее успешных стратегией этого поиска - новаторские идеи тематических номеров и блоков, мониторинг конфе-
нкуренция между журналами высока, и авторы качественных текстов стремятся публиковать статьи в ведущих журналах
ренций и других научных мероприятий, конкурсы статей.
Отдел книжных рецензий сталкивается с проблемой нехватки хороших книг на русском языке, которые бы имело смысл рецензировать. Мы бы хотели стремиться к диалогу между российскими и зарубежными учеными, показывая разные подходы к исследованию одних и тех же объектов, но, к сожалению, количество качественной литературы на иностранных языках существенно выше, чем на русском.
Существуют также сложности с продвижением журнала. Встраивание журнала в национальную и международную систему научной коммуникации (подписные каталоги, библиотеки и книжные магазины, - для печатной версии журнала, базы данных и индексы цитирования - для электронной версии) требует со стороны редакции немалых инвестиций усилий и времени.
НППиР: Если не секрет, сколько людей работало над организацией журнала и выпуском первого номера? Поддержка скольких людей понадобилась дополнительно?
Laboratorium: Организация журнала и выпуск первого номера - это огромная работа. По объему усилий подготовка первого номера не сопоставима с подготовкой последующих номеров. По сути, когда затевается такой проект, как журнал, речь идет не только о создании первого номера, но и целого предприятия с концепцией, миссией, командой, механизмами и принципами работы. Обсуждение этих вопросов в случае нашего журнала заняло около
двух лет. Основной объем работы по подготовке первого номера упал на плечи главного редактора и шеф-редактора журнала (позднее позиция главного редактора была упразднена и мы перешли на коллегиальную модель работы). О количестве тех, кто был вовлечен прямо или косвенно в подготовку первого номера, организацию работы, поддержку идеи журнала, вкладом собственного имени и статуса, переживающих за успех предприятия, с точностью сказать невозможно. Это все сотрудники нашего учредителя, Центра независимых социологических исследований, все, кто согласились войти в состав редколлегии и редсовета, все, кто делился контактами, опытом, все, кто предоставил статьи для первого номера и последующих номеров.
НППиР: Как организован процесс рецензирования материалов в журнале? Какое рецензирование: (открытое, слепое, двойное слепое) наиболее уместно в вашем журнале?
Laboratorium: Все статьи, предложенные к публикации, проходят про-
цедуру двойного анонимного (или слепого) рецензирования. Рецензенты не знают, чей текст присылается им для оценки, как и авторы не знают имени рецензентов. Сотрудники редколлегии стараются обеспечивать качественную разностороннюю критику для всех статей. С этой целью в качестве рецензентов обычно подбираются специалисты из разных стран, способные оценить качество текста с позиции разных дисциплинарных стандартов.
НППиР: Как быстро присылаемые авторами материалы появляются в доступе на сайте? Сколько времени занимает публикация? Сколько времени, на Ваш взгляд, вообще должна занимать публикация в научном журнале в современных условиях?
Laboratorium: Скорость публикации поданных статей зависит от большого количества факторов. Во-первых, требует времени процедура анонимного рецензирования. Вот основные этапы: статья присылается в редколлегию. Редколлегия знакомится с текстом и ищет внешних экспертов . Дальше с рецен-
зентами нужно связаться, договориться о сроках предоставления отзыва на статью. Мы всеми силами пытаемся, чтобы этот этап не занимал более 4-6-недель, и в большинстве случаев нам это удается. После того, как рецензии получены, автору необходимо время для доработки статьи в соответствии с высказанными замечаниями. Случаев, когда замечаний нет, не бывает. И здесь все зависит от того, как оперативно и качественно работает сам автор, насколько серьезно учитывает рекомендации рецензентов и редакции. Довольно часто рецензенты настаивают на том, чтобы после доработки автор снова предоставил текст для повторного прочтения. Когда все замечания рецензентов удовлетворены, текст поступает для литературного редактирования, корректирования, верстки. В случае нашего журнала процесс работы над статьей почти всегда предполагает дополнительный этап - подготовку и перевод развернутого резюме. Поэтому если статья публикуется через 7 - 8 месяцев после подачи в журнал, это можно считать быстрой публикацией. В среднем же процесс занимает год. По меркам рецензируемого международного журнала это небольшой срок.
Конечно, в современных условиях возникает запрос на более быструю публикацию научных результатов. Вместе с тем это входит в противоречие с требованиями качества: очень часто первоначальная версия рукописи, поступившая в редакцию, и ее опубликованный вариант отличаются очень существенно - и с точки зрения содержания, и с точки зрения языка и оформления. Внимательная работа с текстами, как на русском, так и на английском языке, на всех этапах - от научного редактирования до литредак-туры и корректуры - еще одна отличительная черта нашего журнала. Такой подход имеет особое значение для молодых авторов, для которых публикация статьи в рецензируемом журнале - важный этап в профессионализации.
НППиР: Какие механизмы привлечения читательской аудитории вы уже
использовали? Что планируете сделать в этом направлении, а чего делать не будете ни в коем случае?
Laboratorium: Пока журнал находится в самом начале своего развития, мы стараемся использовать все возможные способы распространения журнала, кроме тех, которые могут навредить репутации научного издания. Это рассылки по почте (как в России, так и за рубежом) в академические центры и библиотеки, распространение информации по сетям коллег в России и за рубежом, презентации журнала в различных университетах и исследовательских центрах, представление журнала и организация дискуссий на мероприятиях для широкой аудитории (как, например, ярмарки интеллектуальной литературы в Москве и регионах), использование социальных сетей и интернет-ресурсов, связанных с распространением научных знаний. Скорее всего, в ближайшее время, будем более активно развивать это последнее направление.
НППиР: Какие перспективы Вы видите в расширении тематики журнала, или, наоборот, в усилении его специализации?
Laboratorium: Как уже было сказано выше, наш журнал является политематическим, и мы не планируем в ближайшем будущем сужение его тематики. Тем не менее, более или менее спонтанным образом за годы существования журнала сформировались некоторые общие направления, в которые укладывается большинство публикуемых материалов, - социальная и культурная динамика постсоциализма, острые социальные проблемы современности (бедность, экология, права меньшинств и др.), микроисследования советского общества, процессы в социальных науках и некоторые другие. В силу специфической конфигурации социальных исследований в России всем этим вопросам, на наш взгляд, уделяется сегодня недостаточно внимания.
НППиР: Есть ли у редакции планы по включению журнала в российские и международные базы данных или в этом, на Ваш взгляд, нет необходимости на данном этапе развития журнала?
Laboratorium: Включение в российские и международные реферативные и полнотекстовые базы научных публикаций - очень важная стратегическая задача в рамках развития журнала. Это повышает статус международного издания, позволяет существенно расширить зону влияния журнала, круг его читателей и авторов, чей состав в случае научных изданий в основном пересекается. В десяток баз научных публикаций журнал уже вошел. В настоящее время мы предпринимаем усилия для того, чтобы журнал был включен в список ВАК и в международные базы научной периодики, в которых рассчитываются индексы цитирования (Web of Science и Scopus).
НППиР: Как Вы считаете, может ли быть импакт-фактор в современных условиях объективным критерием значимости научного журнала? По каким критериям Вы оценили бы научный журнал, который видите в первый раз?
Laboratorium: Система подсчета им-пакт-фактора имеет существенные недостатки, в особенности при определении значимости журналов по гуманитарным и общественным наукам Основная проблема состоит в том, что в базы данных, по которым рассчитывается импакт-фактор, входит лишь очень небольшое число журналов, издающихся не на английском языке. К примеру, в базу данных Web of Science включено только одно российское издание по социологии (и то во многом оно там сохраняется по инерции, с советского времени). Поэтому об импакт-факторе как таковом в отношении российских гуманитарных и социологических журналов говорить не
приходится. В целом, хотя импакт-фак-тор является удобным в использовании количественным показателем и отражает - в случае естественных наук - реально существующую иерархию журналов, он может учитываться лишь как один из критериев в сочетании со многими другими. Содержание, качество опубликованных материалов, состав редакторов, рецензентов, авторов, авторитет среди коллег, узнаваемость - все это имеет значение.
НППиР: Как бы Вы оценили ситуацию на рынке научной и научно-образовательной периодики в России? Какие перспективы Вы бы отметили как наиболее реальные для этого рынка?
Laboratorium: Сегодня в наибольшей степени бросается в глаза изолированность российского рынка научных публикаций, во многом он остается исключительно национально ориентированным - в том, что касается и контента, и круга читателей-авторов. Однако российские науки не смогут продолжать такое автаркичное существование - сознательно или против воли подчиняясь всеобщей тенденции глобализации и интернационализации. Институциональные правила, показатели статуса, критерии качества постепенно будут приближаться к принятым в международном профессиональном сообществе. Нужно признать, что это очень не простой процесс, поднимающий большое число вопросов, включая существование научных журналов на национальном языке. Вместе с тем в России уже есть издания, которые выстраивают свою редакционную политику по правилам международных журналов, понятным зарубежным коллегам. Мы полагаем, что это направление для общей трансформации.
•